Военные сборы освобождение от работы. Сотрудника вызывают на военные сборы. Что делать кадровику. Можно ли не отправлять сотрудников на сборы

Праздник 23 февраля напомнил нам о том, что почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы. Поскольку исполнение гражданами воинской обязанности имеет приоритет перед их трудовой деятельностью, наниматель обязан отпустить таких работников. Кроме того, работникам, которые призваны на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации. Настоящая статья поможет бухгалтерам отразить хозяйственные операции, связанные с призывом на военные сборы, без ошибок.

Из письма в редакцию:

«Работник нашей организации призван на военные сборы с 18 января 2016 г. сроком на 40 календарных дней. Он работает по графику 5-дневной рабочей недели при сдельной форме оплаты труда. Рабочие дни в ноябре и декабре 2015 г. отработаны работником полностью. Заработная плата работника, начисленная в ноябре 2015 г., составила 7 443 500 руб., в декабре - 6 890 000 руб.

Как правильно начислить заработную плату работнику за время нахождения на военных сборах и отразить указанные хозяйственные операции в учете организации?

С уважением, бухгалтер по заработной плате
Лариса Михайловна»

Уважаемая Лариса Михайловна, большое спасибо за своевременный вопрос. Давайте сначала обсудим общие положения, касающиеся прохождения военных сборов.

Военнообязанным является гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формирований (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон № 1914-XII)).

Военнообязанные лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, могут быть призваны на военные сборы, которые организует и проводит военный комиссар (ст. 70 Закона № 1914-XII). Гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде Республики Беларусь (ст. 6 Закона № 1914-XII), а именно: за военнообязанными, призванными на военные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы (ст. 339 Трудового кодекса Республики Беларусь). По окончании сборов работнику выдается справка о количестве дней нахождения на сборах, которую необходимо представить в бухгалтерию организации. Справка подтверждает фактическое время нахождения на военных сборах, и на ее основании за время сборов работнику выплачивается средний заработок.

Финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (ст. 8 Закона № 1914-XII). Таким образом, компенсация расходов, понесенных организациями независимо от форм собственности (за исключением бюджетных) в связи с исполнением части шестой ст. 6 Закона № 1914-XII, производится военными комиссариатами и воинскими частями в пределах средств, выделяемых на эти цели в соответствии с законодательством Минобороны Республики Беларусь и другим государственным органам, в которых предусмотрена военная служба (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2003 № 1642 «О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности»).

Нормы указанных выше документов необходимо учитывать, рассчитывая средний заработок работника, подлежащий к выплате.

Исчисление среднего заработка, сохраняемого по месту работы, производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее - Инструкция № 47).

Средний заработок, сохраняемый за время военных сборов, исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го по 1-е число), предшествующих месяцу его направления на сборы (п. 20 Инструкции № 47).

Общая сумма среднего заработка, причитающаяся к выплате работнику за время подготовки к военной службе, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество дней, подлежащих оплате (п. 21 Инструкции № 47). Заработная плата, сохраняемая работникам за время выполнения ими государственных, общественных, воинских обязанностей, производится за рабочие дни согласно графику работы организации (подп. 4.4 п. 4 Перечня выплат , учитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Инструкции № 47)).

Таким образом, выходные дни, приходящиеся согласно табелю учета рабочего времени в организации на период сборов, работнику не компенсируются, дни отдыха взамен их не предоставляются.

Среднедневной заработок определяется путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни.

Произведем расчет среднего заработка, причитающегося к выплате работнику за время нахождения на военных сборах в Вашей ситуации:

1) заработная плата за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, составила 14 333 500 руб. (7 443 500 руб. + 6 890 000 руб.);

2) количество фактически отработанных дней в 2 календарных месяцах, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, - 43 рабочих дня (21 раб. день ноября + 22 раб. дня декабря);

3) среднедневной заработок составляет 333 337 руб. (14 333 500 руб. / 43 раб. дня);

4) количество рабочих дней, приходящихся на период военных сборов продолжительностью 40 календарных дней с 18 января 2016 г., - 30 рабочих дней;

5) средний заработок, сохраняемый за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, составил 10 000 110 руб. (333 337 × 30).

Обложение подоходным налогом среднего заработка, сохраняемого в рассматриваемой ситуации за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, производится в общеустановленном порядке (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень № 115), но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).

Так как Перечень № 115 не содержит норм относительно средней заработной платы, сохраняемой за работниками за время выполнения ими государственных, общественных обязанностей, обязательные страховые взносы в ФСЗН и страховые взносы в Белгосстрах в рассматриваемой ситуации следует начислять в общеустановленном порядке.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи (см. таблицу):

__________________________
* Размер страхового взноса в Белгосстрах определен условно.

** Применение предоставляемых в соответствии с законодательством налоговых вычетов не рассматривается.

Надеюсь, мне удалось разъяснить все вопросы.

Наш механик принес повестку из военкомата. Его призывают на военные сборы на 2 недели. Понятно, что не отпустить его мы не можем, но как быть с его зарплатой? Работать-то он не будет, значит и платить мы ему не должны? Бухгалтер говорит, что начислять зарплату за это время нет никаких оснований. Механик же утверждает, что по закону в заработке он терять не должен. Да и как все это оформить, тоже непонятно. Помогите разобраться!

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов является одной из составляющих воинской обязанности гражданина РФ (ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Поэтому, если у вас работает гражданин РФ, пребывающий в запасе, вы должны быть готовы освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности) на период военных сборов. Такая обязанность работодателя прямо установлена законом (ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Продолжительность военных сборов, а также место и время их проведения определяет Минобороны России либо иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, ФСБ России).

Военные сборы бывают учебные и проверочные (по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов).

На учебные сборы вашего работника могут привлекать не чаще одного раза в 3 года. При этом на проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, могут призываться независимо от прохождения ими учебных сборов.

Находиться на военных сборах работник должен не дольше 2 месяцев, и в сумме продолжительность всех сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

К участию в военных сборах могут привлекаться не все граждане, пребывающие в запасе. Например, освобождаются от участия в военных сборах:
граждане женского пола;
граждане, обучающиеся по очной и вечерней формам обучения в образовательных учреждениях;
граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях (но только на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы);
граждане, уволенные с военной службы, - в течение 2 лет со дня увольнения в запас;
граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (ст. 55 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Кстати, на этот период вы тоже должны освободить работника от работы. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Повестка может быть направлена не только по месту жительства военнообязанного лица, но и по месту его работы. В этом случае вы обязаны вручить ее работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом.

Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки. Обратите внимание! Составной частью этой повестки является отрывное извещение руководителю организации. Данное извещение должно остаться у вас.

Повестку, направленную по месту работы военнообязанного лица, необходимо вручить работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом. Если этого не сделать, работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 21.2 КоАПРФ).

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Если гражданин без уважительной причины не явится в назначенное время в место, указанное в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, военный комиссар примет все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. Принеобходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел (п. 13 Положения о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»).

Итак, на основании повестки вы должны издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он создается в произвольной форме.

Вручая работнику повестку, поступившую по месту работы, не забудьте получить с него расписку. Это лишит работника возможности «списать» свою неявку в военкомат на то, что вы не вручили ему повестку, и вас нельзя будет привлечь к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ

Этот приказ будет подтверждением того, что вы предоставили работнику возможность участвовать в военных сборах. И если он по каким-то причинам не явится в военкомат - это уже будет не ваша вина. Наличие приказа послужит доказательством того, что вы свою обязанность выполнили.

Период, пока работник будет отсутствовать на работе в связи с призывом на военные сборы, в табеле учета рабочего времени нужно кодировать буквенным кодом «Г» (цифровым кодом «23»).

С документальным оформлением освобождения сотрудника от работы в связи с призывом на военные сборы мы разобрались. Но остался вопрос - должен ли работодатель оплачивать это время.

Виды выплат (возмещений), которые выплачиваются работнику, зависят от того, в каких целях он призван на сборы (таблица .).

Так как работодателя затрагивает только вопрос выплаты среднего заработка работнику, призванному на сборы, то на этом мы и остановимся.

Не забудьте ознакомить работник ка с приказом об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы под роспись

Необходимо отметить, что закон прямо говорит об обязанности работодателя сохранить за работником, призванным на сборы, только место работы (должность) (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за ним среднего заработка за этот период ТК РФ не упоминает. Вместе с тем, анализ ряда нормативных документов (Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи среализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) позволяет сделать вывод, что вам все же придется выплачивать работнику среднюю заработную плату за период его отсутствия. Не переживайте, впоследствии данные расходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ России. Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, на основании данных из справки военного комиссариата.

Виды выплат (возмещений), которые производятся работнику, призванному на военные сборы

Обратите внимание на дату выдачи работнику справки о прохождении военных сборов. Она не может быть позднее даты его убытия из военного комиссариата.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов, вам нужно будет сначала подтвердить, что организация эти I расходы понесла. Для этого на официальном бланке необходимо предоставить в соответствующий военный комиссариат сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Документ должен быть подписан руководителем организации (его заместителем), на нем должна быть проставлена печать организации.

Резюме

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за сче т средств федерального бюджета.

Помимо этого, организации необходимо предоставить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие расходы организации, связанные с выплатой работнику, призванному на военные сборы, среднего заработка за период его отсутствия.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета расходов на уплату страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, начисляемых на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Пунктом 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона № 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, не поименован в статье 9 Закона № 212-ФЗ, где указан перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, следовательно, указанный средний заработок подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.

Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

Пунктом 5 вышеуказанных Правил установлено, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Согласно пункту 6 статьи 255 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда относятся в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные как с начислением среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и с уплатой страховых взносов, начисленных на вышеуказанный средний заработок, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. В случае компенсации за счет средств бюджета указанных расходов полученные средства подлежат учету во внереализационных доходах налогоплательщика.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин

Комментарий эксперта

Расходы, связанные с начислением среднего заработка, за период нахождения на военных сборах

В налоговом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие вопрос признания в расходах суммы оплаты среднего заработка работнику за время военных сборов.

Минфин России в очередной раз подтвердил, что расходы на оплату среднего заработка работникам за время военных сборов учитываются в расходах работодателя.

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" .

На время прохождения военных сборов за работником сохраняется место постоянной работы и выплачивается средний заработок (п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ).

Страховые взносы

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами установлен в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, в указанном перечне не поименован, следовательно, на средний заработок за время военных сборов следует начислить страховые взносы.

Налог на прибыль

Расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы компенсируются на основании сведений о фактических расходах. Для подтверждения расходов организации представляют копии документов, заверенные в установленном порядке, а также банковские реквизиты счетов для перечисления компенсации.

По мнению финансового министерства, сумма среднего заработка, выплачиваемого работникам за время военных сборов, и сумма начисленных страховых взносов признаются расходами в целях налогообложения прибыли согласно пункту 6 статьи 255, подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, соответственно.

Суммы компенсации рассматриваемых расходов из бюджета следует включить во внереализационные доходы.

Мнение судебных инстанций

Суды считают, что рассматриваемые выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и не являются расходами на оплату труда и не учитываются при исчислении ЕСН (см. постановления ФАС Уральского округа от 22.11.2006 № Ф09-10453/06-С2 по делу № А07-11384/06 (определением ВАС РФ от 12.02.2007 № 522/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2005 № Ф09-2472/05-С2 по делу № А47-9272/04)). Такой вывод суды объясняют тем, что средний заработок, выплачиваемый работнику на время прохождения военных сборов, производится за счет средств бюджета и потому не признается расходом работодателя согласно пункту 6 статьи 255 НК РФ. Если следовать логике судей, то оснований для начисления страховых взносов с указанных сумм отсутствуют.

Расчет среднего заработка

При расчете среднего заработка нужно руководствоваться статьей 39 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Согласно п. 5 Порядка исчисления среднего заработка из расчетного периода исключается время, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно пункту 9 Порядка средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные в расчетном периоде дни (включая премии и вознаграждения, учитываемые согласно пункту 15 Порядка) на количество фактически отработанных в этот период дней.

Если у работника отсутствует начисленная заработная плата или отработанные за расчетный период дни, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то применяется пункт 8 Порядка.

Итак, компенсация рассчитывается как средний дневной заработок, умноженный на количество рабочих дней, приходящихся на время прохождения военных сборов.

НДФЛ

Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы во время призыва на военные сборы облагаются НДФЛ.

В письме от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13 финансовое министерство разъясняет, что согласно пункту 29 статьи 217 НК РФ от НДФЛ освобождены доходы лиц, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Суммы среднего заработка, выплачиваемые по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, в указанном перечне не перечислены.

Бухгалтерский учет

Средний заработок, выплачиваемый работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, является компенсационной выплатой, установленной законодательством и подлежит возмещению организации. Таким образом, у организации есть уверенность, что после получения от военкомата компенсации у нее не будет уменьшения экономических выгод. Следовательно, не выполняется одно из основных условий признания расходов в бухгалтерском учете (подп. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Начисление компенсационной выплаты может отражаться по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и по кредиту счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Начисление страховых взносов отражается записью по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетами учета затрат.

Если организация не признает в бухгалтерском учете доходы и расходы по рассматриваемым операциям, то у организации возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянное налоговое обязательство (ПНО) и постоянный налоговый актив (ПНА) (подп. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, организация может не отражать указанные ПР, ПНО и ПНА, если они возникли в одном отчетном периоде, поскольку различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью не возникает (п. 6 ПБУ 1/2008).

Бухгалтерские проводки

Рассмотрим на конкретном примере отражение в бухгалтерском учете

Работнику начислена компенсация за время нахождения на военных сборах в сумме 5000 рублей.

Дебет 76 Кредит 73

5000 руб. - начислена компенсационная выплата работнику, призванного на военные сборы;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 69

1700 руб. (5000 руб. х 34 %) - начислены страховые взносы на сумму компенсации;

Дебет 73 Кредит 68

450 руб. (5000 х 13%) - удержан НДФЛ с суммы выплаты;

Дебет 73 Кредит 51

4550 руб. (5000 - 450) - выплачены денежные средства работнику;

Дебет 51 Кредит 76

5000 руб. - получены денежные средства от военкомата.

Эксперт «НА» Г.Г. Джамалова.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), в частности, пребывание гражданина в запасе, призыв его на военные сборы и прохождение военных сборов. Напомним, что под воинской обязанностью понимается система обязательных мероприятий, выполняемых гражданами в целях подготовки к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории и обеспечиваемых в пределах своей компетенции органами государственной власти.

Для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе, могут призывать на военные сборы. Под военными сборами, в свою очередь, понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, далее - Положение по сборам). При этом к военным сборам могут быть привлечены граждане, пребывающие в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Работодатель не может препятствовать призыву работников на военные сборы, поскольку их прохождение является государственной обязанностью.
Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара. Призывают граждан на военные сборы военные комиссариаты на основании указа Президента РФ. Так, призыв в 2015 г. граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев осуществляется в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 05.02.2015 N 53.
При призыве на военные сборы граждане проходят медицинское освидетельствование. Заключительным этапом призыва на военные сборы является отправка граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов (п. п. 1, 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ, п. п. 9, 11, 12 Положения по сборам).
Суммарная продолжительность военных сборов, на которые гражданин может быть призван в течение жизни, не превышает 12 месяцев, при этом каждый военный сбор не может быть дольше двух месяцев (п. 3 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, уволенные с военной службы, при этом не могут призываться на военные сборы в течение двух лет со дня увольнения в запас (п. 4 ст. 54, пп. "к" п. 2 ст. 55 Закона N 53-ФЗ).
Категории граждан, имеющих право на освобождение от призыва на военные сборы, приведены в ст. 55 Закона N 53-ФЗ.
Граждане, призванные на военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы и подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военных сборов. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются записи в документах воинского учета (п. п. 15, 28, 29 Положения по сборам).
Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и в срок, указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ).
Так, за неявку гражданина по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ).
Граждане, проходящие военные сборы, могут быть привлечены к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 337, 338 и 339 УК РФ: самовольное оставление части или места службы, дезертирство и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").

Освобождение от работы

Прохождение военных сборов, как было сказано выше, - государственная обязанность работника, следовательно, на этот период его нужно освободить от работы (ст. 170 ТК РФ).
Время начала и окончания сборов (то есть период освобождения от работы) указывается в отрывном извещении к повестке из военкомата о призыве работника на военные сборы (форма повестки приведена в Приложении 1 к Положению по сборам).
Такое извещение:
- работник может принести сам, если повестка на сборы придет к нему по месту жительства;
- либо работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица.
Во втором случае работодатель должен под расписку вручить повестку работнику, оставив себе извещение. Расписка же послужит доказательством того, что работодатель осуществил предписанное ему действие.
За неоповещение работника о вызове его по повестке военного комиссариата на руководителя или другое должностное лицо организации, ответственное за военно-учетную работу, может быть наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Дела об административных нарушениях по ст. 21.1 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Постановление по делу о таком административном правонарушении должно быть вынесено в пределах двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На основании извещения руководителем организации издается приказ об освобождении работника от работы в произвольной форме.
В табеле учета рабочего времени (вполне уместно использовать унифицированную форму Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" или Т-13 "Табель учета рабочего времени", утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) дни прохождения работником военных сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ отмечаются буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".
На период исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, таковой в силу ст. 124 ТК РФ:
- должен быть продлен;
- или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.
Кстати, период прохождения сборов учитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Оплата времени сборов

ТК РФ установлены гарантии и компенсации работникам, которые на время прерывают работу для исполнения государственных или общественных обязанностей, а также для совершения общественно значимых действий. К ним, как было сказано выше, относится и участие в военных сборах граждан, пребывающих в запасе.
Помимо освобождения сотрудника от работы упомянутая ст. 170 ТК РФ обязывает работодателя сохранить за ним место работы (должность) на время исполнения им государственных обязанностей, в случае если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Пункт же 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ, в свою очередь, помимо освобождения от работы и сохранения постоянной работы предписывает работодателю выплатить работнику средний заработок.
Расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, согласно п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ являются расходным обязательством РФ. И компенсируются они в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, далее - Правила N 704).
Компенсации за счет средств федерального бюджета подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (пп. 3 п. 2, п. 3 Правил N 704).
Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателем компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения названных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Указанные сведения приводятся на официальном бланке, скрепленном подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью организации (п. 5 Правил N 704).
Возможность получения организациями, понесшими расходы в виде сумм начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время его пребывания на военных сборах с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, соответствующей компенсации от военных комиссариатов Минфин России подтвердил в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13.
Выше приводилось, что работодатель за период нахождения сотрудника на военных сборах должен ему выплатить средний заработок. Поскольку специального порядка для этого случая не установлено, то его расчет осуществляется по общему правилу.
Количество дней нахождения работника на сборах определяется по справке о прохождении военного сбора (приведена в Приложении 2 к Правилам по сбору), выданной военкоматом (п. 26 Положения по сборам), которую работник должен представить работодателю.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для ее расчета учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя независимо от источников этих выплат. В п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922) приведен перечень таких выплат. В числе таковых, в частности, указаны:
- заработная плата :
начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время;
начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам;
начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
выданная в неденежной форме;
окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие;
- выплаты, связанные с условиями труда, повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
Порядок учета премии и вознаграждения при определении среднего заработка установлен п. 15 Положения о среднем заработке:
- ежемесячные премии и вознаграждения учитываются в фактически начисленных суммах в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;
- премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - в фактически начисленных суммах в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода;
- вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения.
Расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения о среднем заработке):
- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;
- работник:
получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства.
В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 Положения о среднем заработке, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячных, ежеквартальных и др.).
Если работник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии и вознаграждения, и они были начислены пропорционально отработанному времени, они учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном п. 15 Положения о среднем заработке.

Пример. Работник был призван на военный сбор с 13 июля по 21 августа 2015 г., что подтверждено поданной им работодателю 24 августа справкой о его прохождении. Оклад работника с июня 2014 г. - 35 000 руб. В расчетном периоде он был в ежегодном оплачиваемом отпуске в сентябре (28 календарных дней), в октябре и марте выезжал в командировки на 6 и 5 рабочих дней, в декабре болел 4 рабочих дня. В расчетном периоде ему выплачены квартальные премии за фактически отработанное время - 36 750, 27 760, 41 340 и 40 950 руб., а также вознаграждение по итогам года - 62 400 руб.
Расчетным периодом при определении среднего заработка является июль 2014 г. - июнь 2015 г. Восемь календарных месяцев расчетного периода работник отработал полностью, за них ему начислено 280 000 руб. (35 000 руб/мес. x 8 мес.), за отработанные дни, когда работник был в отпуске и болел (сентябрь и декабрь), - 3181,82 руб. (35 000 руб. : 22 дн. x 2 дн.) и 28 913,04 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 4 дн.)), в месяцах, когда он был в командировке (октябрь и март), - 25 869,57 руб. (35 000 руб. : 23 дн. x (23 дн. - 6 дн.)) и 26 666,67 руб. (35 000 руб. : 21 дн. x (21 дн. - 5 дн.)) соответственно.
Поскольку в расчетном периоде работнику выплачивались квартальные премии и вознаграждение по итогам года за фактически отработанное время, то их суммы целиком учитываются при определении среднего заработка. Всего же за расчетный период работнику начислено 573 831,10 руб. (280 000 + 3181,82 + 28 913,04 + 25 869,57 + 26 666,67 + 36 750 + 27 760 + 41 340 + 40 950 + 62 400), отработал же он в этом периоде 211 дн. (23 + 21 + 2 + 17 + 18 + 19 + 15 + 19 + 16 + 22 + 18 + 21), откуда его средний дневной заработок - 2719,58 руб/дн. (573 831,10 руб. : 211 дн.).
На сборах сотрудник находился 30 рабочих дней. Исходя из этого сохраняемый на время выполнения им государственных обязанностей средний заработок равен 81 587,40 руб. (2719,58 руб/дн. x 30 дн.).
Начисление среднего заработка в бухгалтерском учете отразится проводкой:
Дебет 20 Кредит 70
- 81 587,40 руб. - начислен работнику средний заработок за время его нахождения на военном сборе.

Возникающие обязательства

Объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями-страхователями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Чиновники настоятельно рекомендуют исчислять с величины среднего заработка работников, сохраняемого на период прохождения ими военных сборов, как с выплат, производимых работникам в рамках трудовых отношений, страховые взносы в общеустановленном порядке (Письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
В упомянутом пп. 3 п. 2 Правил также говорится о компенсации начисленных сумм страховых взносов на сохраняемый средний заработок работнику.
О необходимости начисления страховых взносов на сохраняемый за работником, освобожденным от работы на время исполнения им государственных обязанностей - прохождения военных сборов, средний заработок указано и в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 N А29-7650/2012, ФАС Дальневосточного округа от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 N А27-5956/2013, ФАС Московского округа от 24.04.2014 N Ф05-3385/2014, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 N А12-5954/2013 и др. При этом судьи ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении N А27-5956/2013 подчеркнули, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Продолжение примера. Дополним условие примера: организация использует общие тарифы страховых взносов, тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 0,4%, работник трудится на рабочем месте, которое по результатам специальной оценки условий труда отнесено к вредным условиям труда второй степени (подкласс 3.2). В связи с этим с начислений заработной платы работника исчисляются страховые взносы по дополнительному тарифу 4% (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
С суммы сохраняемого среднего заработка работника, 81 587,40 руб., организацией было исчислено:
- 17 949,22 руб. (81 587,40 руб. x 22%) - в ПФР на обязательное пенсионное страхование;
- 4160,96 руб. (81 587,40 руб. x 5,1%) - в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;
- 2366,03 руб. (81 587,40 руб. x 2,9%) - в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 326,35 руб. (81 587,40 руб. x 0,4%) - в ФСС РФ на травматизм.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516), не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода, за который сохраняется средний заработок за работником. Поэтому с суммы сохраняемого среднего заработка работника страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу не исчислялись.
В бухгалтерском учете начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сопровождается записями:
Дебет 20 Кредит 69, субсчет "Расчеты с ПФР" (субсчет "Расчеты с ФФОМС", субсчет "Расчеты с ФСС на случай временной нетрудоспособности", субсчет "Расчеты с ФСС на травматизм"),
- 17 949,22 руб. (4160,96; 2366,03; 236,35) - начислены страховые взносы в ПФР (ФФОМС, ФСС РФ - на случай временной нетрудоспособности, ФСС РФ - на травматизм).

Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде, согласно п. 6 ст. 255 НК РФ относится к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы страховых взносов:
- в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС - на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также
- в ФСС РФ - по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Минфин России в упомянутом Письме N 03-03-06/2/170 засвидетельствовал возможность учета для целей налогообложения прибыли организаций как начисленного среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и сумм страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка.
В перечне доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, приведенном в ст. 217 НК РФ, упомянуты, в частности, доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых ими по месту службы либо по месту прохождения военных сборов.
Минфин России в Письме от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13 подтвердил освобождение от налогообложения НДФЛ доходов граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Но при этом чиновники указали, что суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Продолжение примера. При исчислении НДФЛ, подлежащего уплате за август, в доходах работника будет учитываться и сумма сохраняемого среднего заработка на время призыва его на военный сбор.
При определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. в расходы включаются сумма начисленного среднего заработка, выплачиваемого работнику за период нахождения на военных сборах, 81 567,40 руб., и совокупность страховых взносов, исчисленных с сохраняемого среднего заработка, - 24 802,56 руб. (17 949,22 + 4160,96 + 2366,03 + 326,35).

Возмещение расходов

Расходы по выплате работнику среднего заработка с учетом начисленных страховых взносов, как было сказано выше, должны быть возмещены работодателю из средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ.
Повторимся: выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов работодателям надлежит представить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих понесенные расходы.
Поэтому организации необходимо направить в военкомат, призвавший работника на сборы, письмо на официальном бланке, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления. К письму следует приложить копии подтверждающих документов, в частности:
- извещения о призыве работника на военный сбор;
- справки из военкомата о его прохождении;
- документов, подтверждающих выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Срок, в течение которого военкомат должен перечислить возмещение работодателю, ни законодательством РФ, ни иными нормативными правовыми актами не установлен.

Окончание примера. Организация 3 сентября направила в военкомат, призвавший работника на военный сбор, письмо, указав в нем общую сумму возмещения - 106 389,92 руб. (81 587,36 + 24 802,36) - и ее составляющие - средний заработок и страховые взносы.
В начале октября запрашиваемые средства поступили на расчетный счет организации.
Денежные средства поступили из федерального бюджета. И, казалось бы, для их учета следует обратиться к Положению по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н). Но согласно данному ПБУ в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (п. 4 ПБУ 13/2000).
В рассматриваемом случае по аналогии все же возможно воспользоваться нормой п. 10 ПБУ 13/2000, которой предусмотрен случай предоставления бюджетных средств в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы организацией. Положение предписывает относить поступившие средства на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы", без использования, счета 86 "Целевое финансирование". Исходя из этого осуществляются следующие записи:
Дебет 51 Кредит 76
- 106 389,92 руб. - поступили денежные средства из военкомата;
Дебет 76 Кредит 91-1
- 106 389,92 руб. - поступившая компенсация учтена в прочих доходах.
При исчислении налога на прибыль за 2015 г. полученная за счет средств федерального бюджета компенсация расходов по выплате среднего заработка и начисленных сумм страховых взносов подлежит включению налогоплательщиком во внереализационные доходы.

Отметим, что военкомат, призвавший работника на сбор, иной раз не соглашается возместить работодателю сумму уплаченных страховых взносов. И тогда организации ничего не остается, кроме как обратиться в суд с соответствующим иском. И арбитражные суды обязывают военкоматы возмещать работодателю сумму начисленных страховых взносов. Так, судьи ФАС Дальневосточного округа в упомянутом Постановлении N Ф03-2011/2012 указали, что расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации военкоматом в порядке, установленном Правилами N 704. Солидарность в этом вопросе проявили и судьи АС Уральского округа в Постановлении от 10.10.2014 N Ф09-6951/14.

Работники-мужчины соответствующего возраста могут быть призваны в армию или на военные сборы. В статье рассмотрим, как отразится на работодателе обязанность исполнения сотрудниками названных видов воинской повинности.

Военная обязанность

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее - Закон о воинской обязанности):

  • воинский учет;
  • подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов.

Прохождение военных сборов и службы в армии - государственная обязанность

В случае вызова сотрудника на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности, на период таких мероприятий работодатель обязан освободить его от исполнения трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Если работодатель не оповестит работника о вызове по повестке военного комиссариата или не обеспечит ему возможность своевременной явки по вызову военного комиссариата, на работодателя будет наложен административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Для работника уклонение от службы в армии и вовсе уголовно наказуемое деяние (ст. 328 УК РФ).

Ниже рассмотрим, каковы обязанности работодателя в случае призыва сотрудника на службу или на военные сборы.

Призывы на службу

Кого могут призвать. Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона о воинской обязанности).

Исключение сделано для лиц, которые освобождены от исполнения воинской обязанности либо которым предоставлена отсрочка (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности). Категорию годности работника к военной службе и наличие отсрочки можно узнать из документов воинского учета.

Сроки призыва. Призыв на военную службу осуществляется два раза в год на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона о воинской обязанности):

  • с 1 апреля по 15 июля;
  • с 1 октября по 31 декабря.

Пришла повестка

Обычная служба. На все мероприятия, связанные с призывом, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 Закона о воинской обязанности).

Призыв на военную службу включает (п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности):

  • явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явку для отправки к месту прохождения военной службы.

Альтернативная служба. Аналогичный порядок вызова призывников действует при направлении граждан на альтернативную гражданскую службу (п. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», далее - Закон об альтернативной службе).

Сохранение места работы и среднего заработка. На время участия сотрудника в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности (постановка на воинский учет, прохождение медкомиссии, явка на заседание призывной комиссии) работодатель должен освободить его от исполнения трудовых обязанностей.

Унифицированная форма табеля учета рабочего времени № Т-12или Т-13 утвержденапостановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1

За указанными работниками сохраняется место работы, им выплачивается средний заработок (ст. 170ТК РФ, п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности).

Табель учета рабочего времени. В табеле работодатель проставит буквенный код Г или цифровой код 23.

К сведению

С 2013 года индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают фиксированные страховые взносы за период, приходящийся на время прохождения военной службы (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ«О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»)

Увольнение призывника

Повестка из военкомата. Повестка о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы или предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы является для работодателя основанием для увольнения призывника (п. 16Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, и пункт 2 статьи 14 Закона об альтернативной службе).

Реквизиты одного из указанных документов будут фигурировать в графе «основание (документ, номер, дата)» приказа об увольнении по форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (далее - постановление № 1).

Приказ об увольнении. На основании повестки из военкомата работодатель издает приказ о прекращении трудового договора по форме № Т-8 (или № Т-8а), с которым призывник должен быть ознакомлен под роспись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Поскольку трудовое законодательство не установило какого-то конкретного срока для увольнения в связи с призывом, дата прекращения трудового договора в данном случае может быть определена по соглашению сторон или по заявлению работника.

Фрагмент заполнения приказа приведен на с. 111 (образец 1).

Образец 1. Приказ о прекращении трудового договора с работником в связи с призывом на военную службу (форма № Т-8) (фрагмент).


Запись в трудовой книжке. На основании приказа в трудовую книжку работника работодатель вносит одну из следующих записей (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ):

  • при призыве работника на военную службу - «Трудовой договор прекращен в связи с призывом на военную службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • при направлении работника на альтернативную гражданскую службу - «Трудовой договор прекращен в связи с призывом на альтернативную гражданскую службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».

Личная карточка. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник должен расписаться в следующих документах (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденныхпостановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225):

  • в личной карточке (форма № Т-2);
  • книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Выплаты в день увольнения. В день увольнения работнику выплачиваются все причитающиеся суммы: зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 140 и ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Как учитывать время службы в армии

Время прохождения работником службы в армии (по призыву):

- не включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (поскольку сотрудник был уволен из организации);

- включается в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для пенсий. Период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж, если ему предшествовали или за ними следовали периоды работы, независимо от их продолжительности (подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам (ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и п. 2.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91).

Призыв на сборы

Кого могут призвать. Призвать на военные сборы могут граждан, пребывающих в запасе (п. 1 ст. 54 Закона о воинской обязанности).

Возраст, после которого снимают с воинского учета, зависит от воинского звания и пола гражданина (п. 1и 2 ст. 53 Закона о воинской обязанности).

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью, поэтому, как и в ситуации призыва на службу в армию, работодатель должен освободить сотрудника от работы на время сборов (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Сроки призыва. Призыв на военные сборы граждан, пребывающих в запасе, возможен не чаще одного раза в три года (лиц, находящихся в резерве, призывают чаще).

Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев, а их общая продолжительность за время пребывания гражданина в запасе не должна быть более 12 месяцев (п. 3 и 4 ст. 54 Закона о воинской обязанности).

Пришла повестка

Повестка из военкомата с извещением работодателя. Гражданину, отобранному для прохождения сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручается повестка.

Составной частью повестки является извещение руководителю организации о том, что его работник будет находиться на сборах определенное количество времени (в этот период войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время, проведенное в пути до места сбора и обратно) (приложение № 1 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, далее - Положение о военных сборах).

Извещение подшивают к личному делу сотрудника.

При необходимости в приказе можно решить вопрос о возложении обязанностей этого работника на другого сотрудника (конечно, при предварительном согласии последнего) (ст. 60.2 и 151 ТК РФ)

Приказ об освобождении от работы. На основании полученного извещения нужно издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

В приказе нужно отразить, что период нахождения на военных сборах (напомним, он указывается в справке военного комиссариата) будет оплачен работнику исходя из его среднего заработка (ст. 170ТК РФ, п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности и подп. «б» п. 25 Положения о военных сборах). Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России (ст. 170 ТК РФ). Приказ об отбытии сотрудника на военные сборы приведен на с. 114 (образец 2 ниже).

Как учитывать время прохождения военных сборов

Время прохождения работником военных сборов включается:

- в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ);

- в трудовой стаж (п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

- в страховой стаж для пенсий (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), если за этот период уплачивались взносы на пенсионное страхование;

- в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и подп. «а» п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91).

Образец 2. Приказ об отбытии сотрудника на военные сборы


Табель учета рабочего времени. Время нахождения работника на военных сборах отражают в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или Т-13 буквенным кодом Г или цифровым кодом 23.

Формы № Т-12 и Т-13утверждены постановлением № 1

Запись в трудовой книжке. В трудовой книжке сотрудника запись о призыве на военные сборы делать не нужно (ст. 66 ТК РФ), поскольку на время исполнения государственных обязанностей работник освобождается от работы с сохранением за ним места работы (должности) (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Если вызов в военкомат совпал с отпуском работника

Если время явки в военкомат или нахождение на военных сборах совпали с ежегодным отпуском сотрудника, то отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок с учетом пожелания работника (абз. 3 ч. 1 ст. 124 ТК РФ). Процедура переноса отпуска следующая:

  • работник пишет заявление с просьбой о переносе отпуска;
  • работодатель издает приказ о переносе отпуска, который объявляется сотруднику под роспись;
  • в график отпусков вносятся соответствующие изменения;
  • производится перерасчет отпускных выплат.

Фрагмент приказа приведен ниже (образец 3).

Образец 3. Приказ о переносе части ежегодного оплачиваемого отпуска (фрагмент)


Компенсируемые выплаты

Какие расходы можно возместить. Возмещению подлежат следующие расходы:

  • средний заработок, выплачиваемый за время участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности (с учетом начислений в фонды);
  • расходы, связанные с наймом жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно;
  • командировочные расходы.

Это следует из пункта 2 статьи 5 Закона о воинской обязанности и подпункта 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила компенсации расходов).

Средний заработок рассчитывают по правилам, указанным в статье 139 ТК РФ и Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. При этом учитывают время пребывания гражданина в военкомате, на медкомиссии либо на военных сборах.

Порядок возмещения расходов. Расходы, понесенные работодателем, возмещаются из средств бюджета, выделенных на эти цели Минобороны и ФСБ России (п. 3 Правил компенсации расходов).

Для выплаты компенсации в военкомат следует представить (п. 5 Правил компенсации расходов):

  • копии документов о фактически произведенных расходах;
  • письмо с указанием возмещаемого заработка и банковских реквизитов фирмы. Данное письмо оформляют на фирменном бланке организации, скрепляют подписью руководителя (заместителя) и печатью. Письмо о возмещении среднего заработка приведено на с. 117 (образец 4 ниже).

Налоги и взносы

Сумму среднего заработка, сохраняемого за работником на время исполнения воинской обязанности, организация-работодатель:

  • учитывает в составе расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ). В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают во внереализационных доходах (письма Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170 и от 21.07.2010 № 03-03-06/1/473);
  • облагает НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 и ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование (п. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона № 212-ФЗ, письма ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/325 и от 13.04.2011 № 14-03-11/08-3338);
  • страховыми взносами на случай травматизма (ст. 20.1 и ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Образец 4. Письмо о возмещении среднего заработка, выплаченного работнику за время нахождения на военных сборах

Страховые взносы, начисленные на средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, отражают в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170).

Бухгалтерский учет

Затраты за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности возмещаются работодателем из бюджета. Поэтому при оплате среднего заработка возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Начисленные выплаты отражают по дебету счета 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»: Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете и не пребывающий в запасе