Отказывает врач в выдаче направления. Как попасть на прием к нужному врачу

"Электронный журнал "Азбука права", 24.11.2017

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВРАЧ ОТКАЗЫВАЕТСЯ НАПРАВЛЯТЬ ПАЦИЕНТА
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ?

Основные принципы оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) в соответствии с новым порядком следующие:

1. ВМП оказывается бесплатно.

2. Виды ВМП представлены в одном из двух вариантов - входящие в базовую программу ОМС и не входящие. При этом все виды ВМП включены в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403. Единственным показанием к ВМП является наличие у пациента заболевания (состояния), входящего в Перечень видов ВМП (ст. 34 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. п. 5 , Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 29.12.2014 N 930н).

3. В зависимости от того, включен ли тот или иной вид ВМП в базовую программу ОМС, алгоритм прохождения пациентом инстанций может состоять из двух либо из трех этапов (ч. 2 - 3 ст. 35 , ст. 50.1 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; разд. IV Программы; п. 15 Порядка N 930н):

Если вид ВМП включен в базовую программу ОМС:

этап принимающей медицинской организации;

Если вид ВМП не включен в базовую программу ОМС:

этап направляющей медицинской организации;

этап медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ;

этап принимающей организации.

4. Направляющая медицинская организация выдает направление на госпитализацию для оказания ВМП. Направление и необходимые документы передаются в принимающую медицинскую организацию либо орган управления здравоохранением субъекта РФ. Факт выдачи направления означает наличие показаний к оказанию ВМП. В случае отказа в выдаче направления медицинская организация не обязана составлять письменный мотивированный отказ (п. 13 Порядка).

В случае отказа в выдаче направления возможно обратиться с заявлением или жалобой в соответствующий орган, организацию или в суд.

1 . Обращение с заявлением или жалобой к иному уполномоченному лицу направляющей медицинской организации

Такими лицами могут быть, например, руководитель, главный врач или их заместители. В заявлении (жалобе) следует кратко изложить обстоятельства, связанные с ненаправлением для оказания ВМП, и попросить дать мотивированный ответ, почему допускается бездействие или почему было отказано в выдаче направления. Срок для ответа составляет 30 дней.

2 . Обращение с заявлением или жалобой в Росздравнадзор или орган государственной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения

Эти органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны здоровья и являются лицензирующими органами по отношению к медицинским организациям (ст. 88 Закона N 323-ФЗ; п. п. 3 - Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152; п. 5.1.3.1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323; п. п. 2 , Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).

3 . Обращение в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС

Вы можете обратиться в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд ОМС с требованием провести медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медицинской помощи с целью контроля объемов, сроков, условий и качества оказанной медицинской помощи на этапе направляющей медицинской организации. Этот вариант может быть использован лишь в случае применения видов ВМП, входящих в базовую программу ОМС (

До недавнего времени лечение в Германии для многих являлось несбыточной мечтой. Многие больные люди даже не задумывались над такими возможностями. Всех пугал один вопрос – «очень дорого». И при этом, мало кто представлял реальные стоимости обследования и лечения в лучших медицинских центрах Германии. Помимо всего этого, пугают чисто организационные вопросы: куда обратиться за консультацией, кто будет помогать с переводом, как получить медицинскую визу. Как потом купить лекарства в аптеке, да и вообще… Вообщем организационные вопросы пугали не меньше чем вопросы стоимости.

Именно для решения всех медицинских и сопутствующих организационных вопросов более 10 лет назад была создана компания «Clinical Solutions». Наша компания была тоже создана не на пустом месте. За 4 года до этого, президентом «Клиники Нюрнберг», где я к тому времени 11 лет работал хирургом, мне было предложено создать и возглавить международный отдел.

У многих может возникнуть вопрос? Почему иностранные пациенты интересны клиникам Германии?

Любая клиника Германии заинтересована в притоке иностранных пациентов, т.к. это внебюджетное финансирование из страховых касс. Но при этом никакая клиника не имеет средств на маркетинг, на содержание транспорта, переводчиков и т.д. Откуда же брались эти деньги, если мой отдел тратил примерно от 80 до 100 тыс. евро в год только на маркетинг. Из маркетингового бюджета финансировались все рекламные акции, участие в выставках, полиграфия, интернет, несколько автомобилей, обслуживающих пациентов.

Поэтому в 2007 году мы приняли решение создать собственную компанию. Поводом для этого послужило и то, что мы поняли, что пациентам нужны абсолютно понятные и прозрачные счета за каждую медицинскую и сервисную услугу.

За эти годы мы создали в компании „Clinical Solutions“ специальную службу опеки.

Чем же занимается «служба опеки»? В первую очередь это переводы всех медицинских заключений, которые нам присылают пациенты из России. Это визовая поддержка, встречи пациентов в аэропортах, работа переводчиков

с пациентами в процессе обследования и лечения, заказы авиабилетов, бронирование гостиниц, покупка медикаментов перед отъездом домой

предоставляет услуги по решению всех возможных неурядиц, начиная от покупки авиабилета и заканчивая поставкой препаратов и необходимых медицинских приспособлений уже после возвращения домой. Одним словом это ОПЕКА пациентов постоянно и во всем.

На сегодняшний день, мы можем с гордостью сказать, что Возможности нашей компании очень большие.

А в заключении, постараюсь ответить еще на один вопрос. Почему Германия? Чем так интересна немецкая медицина гражданам других стран?

За 25 лет работы в медицине Германии я могу с уверенностью сказать, что немецкая медицина стоит на «трех китах»:

· Высочайшие медицинские технологии

· Самому современному оборудованию

· Удивительная четкость и организация работы на всех этапах от медицинских сестер до врачей.

Компания «Clinical Solutions» обеспечит Вам не просто качественное и быстрое обследование и лечение в Германии, а предоставит Вам все необходимые сервисные услуги.

Вопрос решен

Поликлиника по месту жительства(МО) отказывает в направлении на операцию в больницу Москвы

Добрый день! Поликлиника по месту жительства(МО) отказывает в направлении на операцию в больницу Москвы, где был поставлен диагноз и выдано заключение с рекомендацией на оперативное лечение. Поликлиника ссылается на то, что у нее заключены договора с другими больницами. Правомерны ли действия поликлиники и не противоречит ли это Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Статья 21. Выбор врача и медицинской организации).

Ответы юристов (4)

Дронов Владимир

Г. Москва

Добрый день! Согласно

ПРИКАЗУ МИнздрава



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА


ВЫБОРА
ГРАЖДАНИНОМ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ
СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ)


ЗА ПРЕДЕЛАМИ
ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,


В КОТОРОМ
ПРОЖИВАЕТ ГРАЖДАНИН, ПРИ ОКАЗАНИИ ЕМУ МЕДИЦИНСКОЙ


ПОМОЩИ В РАМКАХ
ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями) (далее - гражданин), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь.
4. При выборе медицинской организации для оказания медицинской помощи за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию (далее - медицинская организация, принявшая заявление) с письменным заявлением о выборе медицинской организации

После получения заявления медицинская организация,
принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством
почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в
заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на
медицинском обслуживании на момент подачи заявления.

Выбор медицинской организации при оказании
специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по
направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее - направление), выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской
организации, принявшей заявление, которое содержит следующие сведения:


1) наименование медицинской организации (из числа
участвующих в реализации территориальной программы), в которую направляется
гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;

22 Июня 2017, 10:25

Уточнение клиента

Владимир, мой вопрос "Правомерны ли действия поликлиники, которая не дает направление?" Отказывают в направлении в Детскую Филатовскую больницу, если это необходимо для ответа, если не ошибаюсь, она участвует в территориальной программе.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос

Дронов Владимир

Г. Москва

Отказ с учетом выбора медицинской организации (Филатовская больница) и если заболевание находится в перечне, указанном в постановлении правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в приложении к ответу), то отказ не правомерен

22 Июня 2017, 10:44

Здравствуйте.

В соответствии с п.6 той же ст. 21 Закона «Об основах охраны здоровья» указано:

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.12 уже упомянутого коллегой Приказа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ВЫБОРА ГРАЖДАНИНОМ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ)
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
В КОТОРОМ ПРОЖИВАЕТ ГРАЖДАНИН, ПРИ ОКАЗАНИИ ЕМУ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

12. Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее - направление), выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление, которое содержит следующие сведения:
1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;
2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.13. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
14. В случае если гражданин выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает срок ожидания медицинской помощи, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

22 Июня 2017, 11:16

Почти 4 года назад, 1 января 2012 года, вступил в силу главный закон, затрагивающий жизнь не только медицинских работников, но и всех граждан нашей страны - Федеральный закон № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Федеральный Закон № 323 - фактически первый пациентоориентированный закон в области здравоохранения. Но, к сожалению, до сих пор далеко не все знают нормы этого закона и не знают, как ими пользоваться.

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Комментарий

Статья № 20 была представлена и в старом законе 1993 года, но значительно более скромно. Принципиальных новшеств в этой статье несколько. Во-первых, добровольное информированное согласие, как и отказ, теперь берутся только в письменной форме. Что это значит? Ранее при разборе конфликтных ситуаций в том случае, если пациент или его законные представители ранее устно высказывали свое согласие или несогласие на медицинскую помощь, то медики могли ссылаться на это, а также на то, что необходимость вмешательства была разъяснена врачами. Теперь это учитывается только в том случае, если под своим решением пациент поставил подпись (или это сделал его законный представитель).

Это крайне важный момент при разборе жалоб и судебных исков, особенно если исход заболевания оказался неблагоприятным или под угрозой были жизнь и здоровье ребенка. В том случае, если, например, родители ребенка отказались от госпитализации только на словах, а участковый педиатр или врач скорой помощи не оформили это должным образом, то доказать факт имевшегося отказа потом не удастся.

При этом сам по себе факт подписания информированного согласия на ту или иную процедуру не исключает ответственности врачей за её качество и последствия для здоровья пациента, а свидетельствует лишь о том, что пациенту или его законному представителю перед процедурой диагностики или лечения в доступной форме и достаточном для него объеме была представлена информация о необходимости, ходе и возможных последствиях медицинской манипуляции.

Впервые в российском законодательстве в 20-й статье ФЗ 323 было прописано, что медицинская организация может отстаивать право пациента при отказе от медицинской помощи. Так, при отказе родителей ребенка или законных представителей от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, медики теперь имеют право обратиться в суд для того, чтобы защитить пациента. Пока данная норма закона применяется крайне редко, но, тем не менее, она прописана.


Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

Комментарий

Статья 21, безусловно, ориентирована на пациентов и их права. Особенности выбора пациентом врача и медицинской организации различны для участковой службы, врачей-специалистов в поликлиниках, неотложной и плановой стационарной помощи.

Так, выбирать участкового врача, врача ОВП или поликлинику в соответствии с Федеральным законом № 323 можно не чаще одного раза в год (исключая те случаи, когда это связано с переездом - то есть с фактической сменой жительства). По инициативе медиков в этой статье появилось уточнение - «с учетом согласия врача». Все мы знаем, какой дефицит врачей сегодня в участковой службе. Причем несут они нагрузку, значительно превышающую принятые нормативы, поэтому врач может иметь все основания отказаться ещё от одного пациента. Но только в том случае, если это правильно оформлено. Шаблоны заявлений о прикреплении на имя главного врача больницы сегодня есть в большинстве регистратур поликлиник. Учитывая, что финансируются они сейчас по «подушевому» принципу (то есть получают фиксированную сумму за каждого прикрепленного к ним пациента независимо, обращается он к врачам или нет), проблемы с прикреплением в последнее время встречаются очень редко и в основном только по небольшим поликлиникам.

Прикрепляя ребёнка к детской поликлинике не по месту фактического проживания, родители сразу должны определиться с тем, как они будут поступать в случае необходимости вызова врача на дом. Участковый педиатр (да и терапевт в случае со взрослыми тоже) не обязаны выезжать на вызовы не на свою прикрепленную территорию . Если родители прикрепляют ребёнка к поликлинике или врачу не по месту фактического проживания, на прием в поликлинике он попадет, но в вызовах на дом, различных патронажах, скорее всего, откажут.

Ещё один момент - сегодня многие наблюдают своих детей, особенно первого года жизни, у частных педиатров. Вопрос прикрепления к поликлинике по месту жительства во многих таких случаях остается открытым или родители вовсе подписывают «отказ от наблюдения». Проблема здесь может возникнуть в том случае, если родители соберутся получать молочное питание на такого малыша или выписывать льготные лекарства. Без официального прикрепления этого сделать будет нельзя - про это важно помнить и без необходимости не расписываться в упомянутых «отказах».

Выбор узких специалистов (пункт 3 данной статьи) также имеет свои особенности. Это выбор врача, но это направленный выбор - то есть выбор только по направлению участкового врача. Правда, здесь есть небольшое исключение - это подпункт 3.2, который предусматривает, что при самостоятельном обращении пациента помощь врачей-специалистов будет оказана с учетом порядков оказания медицинской помощи в данной больнице. Трактовать данный пункт можно достаточно широко, учитывая, что порядки оказания медпомощи сегодня приняты далеко не во всех медучреждениях.

Согласно Федерального закона № 323 вся стационарная помощь является специализированной. Что касается выбора места оказания плановой стационарной помощи, то новый закон производит целую революцию как в правах пациентов, так и в работе медиков. Он дает свободу выбора медицинской организации по направлению лечащего врача, в котором должна быть указана только необходимая пациенту процедура. А дальше - выбор пациента. Если в Территориальной программе государственных гарантий нужный ему вид помощи оказывают несколько медицинских организаций, пациент имеет право выбирать. Что это значит? Что пациент из любого города Свердловской области, включая Екатеринбург, которому, к примеру, необходимо плановая операция, может обратиться в любое медучреждениие любого района Екатеринбурга и ему не имеют права отказать.

Большая дискуссия при принятии Закона была по пункту 5 21-й статьи. И неудивительно, ведь в его первоначальной редакции пациенту предоставлялся выбор медицинской организации и при оказании помощи по неотложным показаниям. То есть, больного с Химмаша по его желанию скорая при таком варианте закона должна была везти, например, в ГКБ № 14 на Уралмаш. Все это, в первую очередь, могло привести к фатальным последствиям для самого пациента, ведь он не всегда может правильно оценить свое состояние. По настоянию медицинской общественности в этом пункте право выбора у пациента было ограничено «требованиями к срокам оказания неотложной и экстренной помощи». Неотложные, а тем более экстренные показания имеют ограниченные временные рамки, поэтому хоть по закону, хоть по здравому смыслу ограничены временем, поэтому скорая помощь везет пациента в ближайший к месту вызова или в дежурный по данному профилю стационар.

Удаленная запись к узким специалистам - что это такое и зачем это сделано?

Данная система была внедрена в Екатеринбурге в связи с переходом на одноканальное финансирование из средств ОМС, а также для регулирования потока пациентов в консультативные центры. Как поясняют в Управлении здравоохранения Екатеринбурга, это было необходимой мерой для упорядочения направления пациентов.

Поэтому в настоящее время решение о направлении пациента принимает лечащий врач в районной поликлинике. Он контролирует выполнение необходимого для консультации узкого специалиста перечня обследований и здесь же, в поликлинике по месту жительства, пациента записывают на определенный день и определенное время в консультативный центр. Таким образом, пациентам не нужно дополнительно звонить в регистратуру консультативного центра, ехать заранее с направлением и решать другие организационные вопросы, которые сейчас за него решает его районная поликлиника.

Внедрение данной системы началось в ноябре 2013 года. Сначала дистанционная запись из детских районных поликлиник стартовала в консультативной поликлинике ДГКБ № 9, затем к системе подключились консультативные поликлиники ЕКДЦ и ГКБ № 40, а в последующем - и консультативные приемы в ЦГКБ № 1, ЦГКБ № 6, ЦГБ № 7, ЦГБ № 23, ЦГКБ № 24, ДГКБ № 11, ДГП № 13, МО «Новая больница».

С 1 января 2014 года все муниципальные поликлиники города работают в системе удаленной записи пациентов на консультативный прием к узким специалистам консультативных центров. В том числе, к данной системе подключены территориальные поликлиники ООО «Клиника Павлова» и МО «Новая больница», обслуживающие застрахованное прикрепленное население.

Что все это значит?

Это значит, что сейчас пациент имеет право самостоятельно через регистратуру, телефон единой городской регистратуру 204-76-76 или через интернет записаться только к 5 «базовым» специалистам - участковому терапевту, участковому педиатру, акушеру-гинекологу, стоматологу и врачу общеврачебной практики. Вся остальная запись идет только по направлению лечащего врача (представленных выше 5-ти специальностей). Либо врач направляет и записывает пациента к специалисту в своей поликлинике, либо направляет в другую поликлинику своего района, либо по удаленной записи записывает его в городской консультативный центр. В последнем варианте больница, к которой прикреплен пациент, при направлении его на консультацию в другое ЛПУ, рассчитывается с этим ЛПУ за оказанную услугу. В случае, если пациента больница по каким-то причинам не записывает на консультацию в городской центр, самостоятельно приезжать и обращаться туда можно только платно. Также можно решить вопрос о направлении, если возникает спорная ситуация, со старшим педиатром, терапевтом или с заведующей поликлиникой.

Про время пациента

Про эту статью Федерального закона № 323 мы когда-то писали, когда говорили о правах семьи при получении медицинской помощи, но хочется обратить на неё внимание снова. Потому что для пациентов эта статья самая важная, а выполняется она далеко не всегда.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени .

Последний пункт этой статьи важно помнить всегда, особенно при обращении в поликлинику и при записи, которую будут делать участковые врачи к различным узким специалистам. Специалистов мало - все это знают. Возможно, скоро их станет ещё меньше. Но никто не вправе заставлять пациента приезжать на прием в то время, которое категорически для него не подходит и ставит под вопрос его работу или учебу его детей.

Что касается максимально возможных сроков получения заветного «талончика» на прием, то в «Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» прописано, что «при оказании первичной медико-санитарной и первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях допускается наличие очередности для плановых больных на прием к врачам основных специальностей (врачу-терапевту, врачу-терапевту участковому, врачу-педиатру, врачу-педиатру участковому, врачу общей практики (семейному врачу)), но не более 2 дней , к остальным врачам-специалистам допускается очередность не более 10 рабочих дней с момента обращения.