Свойства общественных благ. Общественные блага

Делятся на частные и общественные в зависимости от особенностей их потребления. Прежде всего, частным благам свойственна высокая конкурентность (избирательность) в потреблении. Это означает, что потребление таких благ одним липом не дает возможности получить выгоду от их потребления другим человеком. Если кто-то, например, носит костюм, то только он и получает удовольствие от обладания костюмом.

С другой стороны, потребление частного блага одним лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется высокой исключаемостъю из потребления.

Напротив, чистое общественное благо обладает двумя свойствами:

  • потребление такого блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении). Это ведет к тому, что предельные затраты получения данного блага еше одним человеком равны нулю. Например, если в городе, защищенном системой ПВО, появляется еще один житель, затраты на оборону не меняются;
  • невозможно помешать потреблению блага лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления). Так, та же система ПВО не может защитить добросовестного налогоплательщика, одновременно не защищая и того, кто налогов не апатит

На деле не всякое общественное благо обладает всеми свойствами чистого общественного блага. В качестве примера можно привести кабельное телевидение. Оно отличается высокой степенью не избирательности в потреблении, поскольку подключение еще одного зрителя не уменьшает полезности программы для всех остальных. Но для него свойственна исключаемость из потребления: нельзя смотреть программы, не заплатив за них.

Перегружаемое общественное благо - это благо, полезность которою для уже существующих потребителей уменьшается с появлением новых потребителей. Последнее ведет к тому, что затраты предоставления данного блага еще одному потребителю, начиная с некоторого числа потребителей, не равны нулю (рис. 1).

Рис. 1. Чистое общественное благо и перегружаемое благо

Возьмем для примера образовательные услуги. Если лекции слушает хотя бы один человек, приходится нести затраты по оплате труда преподавателей, аренде помещения и т.д. Однако появление в аудитории второго, третьего и т.д. слушателя ничуть не увеличивает эти затраты, т.е. предельные затраты по образованию дополнительных слушателей равны нулю. Так будет продолжаться до тех пор, пока аудитория не будет заполнена полностью. После этого появление N-гo студента потребует расширения аудитории, оплаты новых преподавателей и т.д. Следовательно, предельные затраты по образованию этого дополнительного человека уже не равны нулю. Таким образом, обучение — перегружаемое общественное благо.

Производство чистого общественного блага порождает положительный внешний эффект. Если кто-то оплачивает такое благо, выгоду получает не только он, но и все остальные. Отсюда - проблема фрирайдера (зайца). Фрирайдер пытается преуменьшить полезность общественного блага для себя, соответственно и заплатить за него поменьше. Он рассчитывает, что заплатят другие, а пользоваться общественным благом он будет наравне со всеми. В результате уровень производства общественных благ в отсутствие государственного вмешательства обычно оказывается ниже эффективного уровня.

Покажем это. Отличительной чертой общественного блага является то, что отдельный потребитель не может произвольно изменять его количество, но вынужден потреблять это благо целиком вместе со всеми. Так, все жители города располагают одним и тем же числом мусороуборочных машин. Поэтому предельная социальная выгода от использования данного количества общественного блага определяется путем сложения предельных частных выгод всех потребителей: MSB = MB 1 , + МВ 2 + ... + МВ n .

На графике кривая предельной социальной выгоды (MSB) получается посредством вертикального суммирования кривых предельной частной выгоды (MB) (рис. 2).

Общественно-эффективный выпуск блага (q*) как всегда определяется пересечением кривых предельной социальной выгоды и предельных социальных затрат.

Рис. 2. Общий спрос на общественное благо и его эффективный выпуск

Предположим, что приобретение общественного блага финансируется путем добровольных взносов. Фрирайдеры, как отмечалось, пытаются внести меньшие суммы в сравнении с их частной выгодой от обладания общественным благом. В результате кривая общественного спроса на благо (D Σ) пройдет ниже кривой MSB, а значит фактический выпуск блага (q") будет меньше эффективного.

В связи с этим функции заказчика и распределителя многих общественных благ от липа всего общества берет на себя государство. В отсутствие государства у нас не было бы ни танков, ни самолетов, ни ракет. Вместо этого каждый с автоматом (частное благо) защищал бы собственную квартиру! Вышесказанное не означает, однако, что государство во всех случаях идеально выполняет свои функции.

Предложение общественных благ. Общественный выбор

Предложение общественных благ осуществляется через политические институты. В демократической системе избиратели большинством голосов решают, сколько единиц того или иного общественного блага следует иметь.

Предположим, решается вопрос о численности городской милиции. Известно, что предельные затраты на одного милиционера постоянны и составляют 500 ден. ед. Голосуют пять избирателей. Финансирование милиции осуществляется за счет налогов. Для этого с каждого избирателя придется собрать 100 ден. ед. налога (t ) за каждого милиционера. Имеются данные о предельной выгоде от услуг милиционеров для каждого избирателя.

Изобразим на рисунке функции предельных выгод всех отдельных избирателей, а также функцию предельных общественных выгод от услуг милиции. Поскольку предельные затраты на содержание каждого милиционера постоянны, функция предложения услуг милиции — горизонтальная линия (рис. 3).

Рис. 3. Определение количества общественного блага путем голосования

За то, чтобы иметь одного милиционера, проголосуют все. С этим согласится даже Сидор, для которого выгода от первого милиционера (100 ден. ед.) равна сумме налога на его содержание. Сидор будет, однако, против приглашения второго милиционера, поскольку его предельная выгода от этого (80 ден. ед.) окажется меньше налога (100 ден. ед.). Тем не менее остальные четверо избирателей проголосуют «за», и предложение пройдет. Это невыгодно для Сидора, так как ему придется подчиниться большинству и заплатить за второго милиционера, хотя он этого и не хочет. Рассуждая аналогичным образом, приходим к выводу, что за третьего милиционера проголосуют трое избирателей, а двое (Сидор и Трифон) будут против. Предложение проходит по правилу большинства. Однако от услуг четвертого или тем более пятого милиционера общество откажется, ибо большинство избирателей проголосует против.

Итак, голосование по правилу большинства обеспечивает эффективное количество общественного блага, так как при наличии трех милиционеров равенство предельной социальной выгоды предельным социальным издержкам (MSB = MSC) соблюдено. Но при этом только Кузьма получил ровно такое число милиционеров, которое хотел (МВ 3 = t). Напротив, Сидор и Трифон предпочли бы иметь меньшее, а Федот и Фекла — большее число милиционеров по сравнению с тем, что они получили по большинству голосов. Голосование отражает, следовательно, позицию среднего избирателя, отбрасывая крайности.

При принятии решения большинством голосов возможна ситуация, когда общество не сможет определить свои предпочтения. Это бывает, если предпочтения отдельных людей транзитивны, а общества в целом — нет. Тогда возникает «парадокс голосования».

Общественные блага

Андрей ставит на первое место школу, на второе — парк, на третье — кафе. У Бориса и Виктора свои предпочтения, а выбрать надо что-то одно.

Попробуем организовать голосование иначе. Выбираем между школой и парком. Школа получает два голоса (Андрея и Виктора), парк — один. Школа оказалась лучше парка. Выбираем между школой и кафе. Кафе получает голоса Бориса и Виктора, а школа — только голос Андрея. Кафе оказалось лучше школы. Выбираем между парком и кафе и видим, что парк лучше кафе. Круг замкнулся, и окончательное решение не может быть принято.

Если интересы ряда субъектов совпадают, они могут объединиться в группу. Деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы, называется лоббизмом. В парламенте России действуют военно-промышленное, сырьевое, аграрное и другие лобби.

Группа лоббистов, действуя сплоченно, может добиться выгодных для меньшинства решений, если ее противники разобщены, а выгода каждого из них меньше затрат, необходимых для отстаивания своих позиций.

Вероятность решений в интересах меньшинства повышается, когда разные группы с особыми интересами объединяются на основе взаимной поддержки или логроллинга: одна группа голосует за решение, выгодное другой группе, а та, в свою очередь, поддерживает другое решение в интересах первой группы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что сам факт государственного вмешательства в экономику еще не гарантирует преодоления недостатков рыночной деятельности и эффективною размещения ресурсов. С ролью государства приходится мириться в тех случаях, когда рынок определенно не справляется с некоторыми экономическими функциями. Однако и государственная деятельность может служить источником экономической неэффективности. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности частными либо государственными институтами, следует сопоставлять достоинства и недостатки рыночного и государственного механизмов.

К общественным благам мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, которые рынок не поставляет, поскольку их особенности противоположны свойствам товаров индивидуального потребления. Для определения их сущности следует вспомнить свойства изученных ранее частных благ. В основу классификации благ положено два критерия – характер распределения полезности блага среди потребителей и степени его доступности в потреблении. В соответствии с первым выделяют признаки избирательности или неизбирательности, а со вторым – исключаемости и неисключаемости.

Чистое частное благо (ЧЧБ) – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату. К нему относятся: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. Рынки идеально подходят для обращения на них чистых частных благ, обладающих признаками избирательности и исключаемости в потреблении.

Свойство избирательности в потреблении означает, что частные блага приобретаются в индивидуальном порядке в соответствии с системой вкусов и предпочтений потребителя. Эти товары делимы, т.е. они выступают в виде совокупных самостоятельных единиц. Потребление данных благ одним человеком делает невозможным их потребление другими людьми.

Свойство исключаемости связано с недоступностью данных благ для тех, кто не способен заплатить за них рыночную цену. В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет производитель товара, а все выгоды достаются потребителю. Цена блага соответствуют его предельной полезности.

Чистое общественное благо (ЧОБ) – такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от оплаты. Классическими примерами общественных благ являются услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера целый ряд аналогичных благ и услуг. Потребление данных благ связано со значительными положительными внешними эффектами, что препятствует их реализации при помощи механизма цен.

Основными свойствами чистых общественных благ являются: неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность, или неконкурентность , в потреблении означает, что появление дополнительного потребителя не уменьшает доступность и полезность блага для других. Например, рождение ребёнка на территории страны не уменьшает величину безопасности, предоставленной другим гражданам. Поэтому эти блага неконкуренты в потреблении.

Неисключаемость в потреблении означает невозможность запрета дополнительным потребителям пользоваться общественными благами, не оплачивая их. Чистое общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только оно произведено, становится доступным для всех, что, в свою очередь, порождает чрезмерно высокие издержки исключение не заплативших за благо потребителей. Например, лишить жителя страны услуг обороны иначе, чем выдворив его из страны, нельзя.

Чистое общественное благо характеризуется следующими свойствами:

1. оно не делимо, т.е. индивид не может выбирать объёмы потребления таких благ;

2. совместное использование, потребление;

3. производство и потребление ЧОБ сопровождается внешними эффектами, как правило, положительные;

4. предельные издержки (МС) предоставляемые ЧОБ дополнительному потребителю равны 0.

5. потребление ЧОБ не влияют на предоставление его объема другим лицам.

6. включение в потребление ЧОБ дополнительному потребителю не уменьшит выгод, которые имеют существующие потребители.

Кроме ЧОБ можно выделить ещё и 4 группы общественных благ:

1. т.к. классификационные признаки имеют разную степень проявления у различных благ

2. т.к. классификационные признаки могут быть скомбинированы различным способом

Дополнительные 4 примера:

· коммунальные общественные блага – это блага, характеризующиеся высокой степенью избытка и низкой степенью исключаемости.

Особенность: ограничение доступа к благу связано с высокими издержками.

· коллективные блага – высокая степень исключаемости и низкая избирательность. Их специфика в том, что доступ к ним может быть ограничен невысокими издержками.

· перегружаемые общественные блага – это блага, неконкурентные в потреблении, которые сохраняются только в рамках определенного числа потребителей.

· клубные общественные блага – это блага, доступность которых ограничена членством в особых организациях – клубах.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в микроэкономику

Введение Тема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя Тема Основы рыночного поведения конкурентных.. Тема Введение в микроэкономику..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Экономических наук
Микроэкономика является структурным элементом экономической теории - общей методологии всех известных экономических наук, поэтому в отношении выделенных четырёх блоков экономических

Участия государства
Таким образом, микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов в условиях рыночных организационных структур. Логика микроэкономике соответствует логике н

Особенности методологии микроэкономики
Фундаментом микроэкономической методологии является классическая концепция «homo economicus» - модель «человека экономического» (А.Смит XVII-XVIII вв.). К осн

Аксиомы ординализма. Кривая безразличия. Карта безразличия
Основные аксиомы ординалистов: 1. Аксиома полной упорядоченности покупательских предпочтений. Для любой пары наборов A и B, или А

Бюджетная линия покупателя. Равновесие потребителя в ординализме
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения, однако при этом не учитываются цены товаров и доход потребителя. Они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает

Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса
Рыночный спрос определяется путём суммирования индивидуального спроса покупателей на данном рынке. Суммирование происходит по горизонтали, т.е. суммируются индивидуальные объёмы спроса при соответс

Типы конкуренций и основные рыночные структуры. Два метода анализа рыночных структур
Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкиваться) – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Условия, в которых протекает рыночная борьба, называются

Все субъекты рынка имеют полную информацию о рыночных условиях
И покупателям и продавцам известны цены на продукцию, прибыли, величина спроса и предложения. 7. Неспособность конкурентной фирмы удержать экономическую прибыль в долгосрочном периоде по п

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы
В краткосрочном периоде возможно несколько равновесных предложений, в зависимости от того, какой уровень рыночной цены будет установлен. Логика такова: при повышении уровня цены, фирма ура

Оценка эффективности совершенной конкуренции
Условием долгосрочного равновесия конкурентной фирмы является равенство цены, предельных и минимальных средних издержек. Это тройное равенство определяет некоторые выводы, касающиеся эффективности

Основные черты чистой монополии. Виды монополии
Монополия (от греч. “monos” – один, единственный, “polio” – продаю) – рынок одного продавца. Чистая монополия

Экономические последствия монополии
Экономические последствия монополии можно выявить, сравнивая рынок совершенной конкуренции и рынок чистой монополии при разном соотношении издержек производства на э

Оценка эффективности чистой монополии
Оценка эффективности чистой монополии осуществляется на основе сравнения рынка чистой монополии с рынком совершенной конкуренции, исходя из условия долгосрочного равновесия на рынке совершенной

Основные черты монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющих свободный вход и выход с рынка. Монопол

Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде фирма монополистической конкуренции сталкивается с проблемой избыточной производственной мощностью, которая означает, что фирмы предлагают несколько меньше, чем оптимальный о

Оценка эффективности монополистической конкуренции
Оценку эффективности монополистической конкуренции делаем на основе модели долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции.

Основные признаки олигополии
Олигополия (от греч. “oligos” – несколько, “poleo” – продаю) – такая рыночная модель, в которой несколько производителей осуществляют стратегическое взаимод

Типология моделей олигополии
1. Первый подход (1838г.) – теория олигополии Курно. Это первая попытка анализа рынка олигополии и дуополии (2 производителя на рынке) при предположении, что конкуренты

Бизнес-игра двух фирм
Построим матрицу действий олигополистов. Исходы действий фирмы №1 будем фиксировать внизу слева, а фирмы №2 – вверху справа. Предположим, что максимальное число рыночных долей – 4

Модель олигополии с ломаной кривой спроса
Дано: 1. Рынок олигополии с некооперативной стратегией, т.е. фирмы действуют независимо друг от друга. 2. 3 фирмы – A, B и C. A – ведущая фирма, которая проводит активную

Показатели антимонопольной власти и антимонопольное законодательство
Рыночная монопольная власть – способность фирмы воздействовать на цену товара, изменяя продаваемое его количество в собственных интересах. Причины монопольной власти р

Спрос на ресурсы, общий подход. Предельная доходность ресурса, предельные издержки ресурса
Ранее внимание было сосредоточено на изучении экономических процессов, которые складывались между потребителями и

Модель конкурентного рынка труда
Труд принципиально отличается от всех других ресурсов производства, поэтому в рыночной экономике выделился особый рынок – рынок труда. Рынок труда в обыденном смысле представляет собой мес

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, т.е. один работодатель. Особенности рынка монопсонии:

Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы
Заработная плата – вознаграждение за труд или цена труда, признанная рынком. Принято различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная

Теория человеческого капитала
Капитал – любое благо, отдача от которого в виде дохода возможна только в будущем. В таком понимании употребляется: § физический капитал (капитальное благо);

Рынок капитала и его структура. Рынок капитальных благ
Капитал – любая ценность, которая может в будущем принести доход. В этом смысле под капитал попадают: основной и оборотный капитал, земля, банковский депозит, рабочая

Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Номинальная и реальная ставки процента
Спрос на реальный капитал выступает в форме спроса на денежные средства (денежный капитал), а денежный капитал покупается (продаётся) на рынке ссудного капитала.

Дисконтирование будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости
Дисконтирование – сопоставление текущих инвестиций (затрат) с потоком будущих доходов. Оно позволяет пересчитывать денежные потоки, полученные в разное время, и приво

Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг
Рисунок 8.4 – Хозяйственный кругооборот В экономической сис


Предпринимательская способность – важный фактор производства наряду с трудом, капиталом и землёй. Выражается в способности использовать наиболее эффективное сочетание

Земля как фактор производства. Ограниченность земли
Под землей, как фактором производства, понимаются все природные естественные факторы, которые могут быть использованы, во-вторых, сама земля как основной фактор производства

Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи на рынках продуктов и ресурсов
Принято различать частичное и общее равновесия. Частичное равновесие – равновесие, возникающее на отдельных или нескольких тесновзаимосвязанных рынк

Эффективность обмена. Кривая потребительских возможностей
При анализе общего экономического равновесия необходимо исследовать: 1. Как достигается эффективность при обмене произведенными благами. 2. Как достигается эффе

Эффективность производства. Кривая производственных возможностей
Для анализа эффективности производства используется аналогичная модель с одной лишь разницей: происходит распределение ресурсов L и K между производител

Общественные и частные положительные и отрицательные внешние эффекты
Прежний анализ функционирования рынков основывался на допущении, что осуществление рыночных операций не оказывает влияние на кого-либо, кроме участников этих операций, а все издержки и выгоды учтен

Использование теории внешних эффектов в экономической практике
Выбор оптимальной формы интернализации внешних эффектов не может осуществляться по шаблону. Он определяется спецификой конкретной ситуации, формой внешнего эффекта и практической целесообразностью

Особенности спроса на общественные блага
Характер формирования спроса на общественные блага существенно отличается от характера формирования спроса на частные блага. Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага

Теория общественного выбора
1.Методология анализа общественного выбора. 2.Модель взаимодействия политиков и избирателей. Модель бюрократии. Поиск политической ренты. 3.Полит

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов (о внешних эффектах см. лекцию 45). Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан кока-колы, это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект . И напротив, выгоду от того, что качество и состав кока-колы абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода , получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.  


Множество товаров и услуг в соответствии со своими свойствами занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами и чистыми частными благами. Чаще всего потребление блага является неизбирательным, но только до определенного уровня потребления - это и есть перегружаемые общественные блага (например дороги) их может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного числа потребителей при появлении дополнительной единицы потребления имеет место уменьшение прежней полезности данного блага. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным.  

Второй уровень содержательно характеризуется общественной формой производства или способом общения индивидов в процессе создания ими материальных и духовных благ . Здесь позволим себе напомнить известные этапы -экономические формации общества первобытно-общинную рабовладельческую в трех своих основных ипостасях (азиатской, античной и восточнославянской) феодальную тоже в нескольких формах (западно-европейской, в основе, которой лежала германская община с ее чистой частной собственностью - будущей колыбелью капитализма азиатской в форме кочевого феодализма и других), и, наконец, капиталистическую или буржуазную формацию. Таковы основные на сегодняшний день, более или менее четко характеризуемые ступени развития общественной формы производства индивидов.  

Рассмотрим частный случай, когда х принимает два значения, 0 и 1 и доли 5г постоянны. Считаем, что г>г(0) = 0 /г е / и с(0) = 0. Величина г>г = г>г(1)-г>г(0)=г>г(1) представляет собой резервную цену - максимальную цену , которую потребитель г готов заплатить за данное благо, с = с(1) - издержки на производство общественного блага . Чистая полезность для г-го потребителя при х = 1 равна  

Чистое частное благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта . Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление  

чистыми общественными чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение , получившее в последнее время в нашей стране большое распространение. Это благо неконкурентно , ибо как только телевизионный сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной каждому дополнительному пользователю, равны нулю. Однако, телевизионная компания может ограничить число потребителей, устанавливая за специальную плату декодирующую аппаратуру, которая  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Приведите примеры товаров или услуг,  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Например, товары или услуги, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение.  

Исключаемость Высокая Исключаемые общественные блага Чистые частные блага  

Теперь рассмотрим противоположное сочетание ключевых характеристик потребления благ. В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.  

Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством блага являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают уровнем исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство (и последующая продажа) стало возможным и в частном секторе , а некоторые и вовсе представляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в государственном секторе по разным причинам. Одна из них - высокий уровень положительных внешних эффектов от таких благ, который при их выпуске в частном секторе приводит к их устойчивому недопроизводству. Примером таких благ могут послужить здравоохранение и образование.  

Система чисто рыночного хозяйства не только приводит к чрезвычайному росту личного потребления , не только не способна обеспечить производство общественных товаров , она способствует недопроизводству благ получастного, полуобщественного. характера, которые обладают высокой ценностью и необходимы для достижения благосостояния как отдельного человека, так и всего общества. Их можно определить как общественные блага , производимые частным образом.  

Другой крайностью, противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.  

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде если чистое частное благо в количестве х может быть распределено среди различных индивидов (1, 2,. .., s) следующим образом,  

Чистые частные блага (pure private goods) - блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существова-  

Чистые частные блага (pure private goods) - блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существование чистого частного блага предполагает отсутствие внешних эффектов.  

Речь идет прежде всего об отношении чистой теории Вальраса к доктрине laissez faire, и в частности о том, можно ли и если да, то в каких пределах, придавать нормативное содержание выводу Вальраса о том, что система свободной конкуренции обеспечивает достижение максимума полезности всех товаров и услуг для всех участников. В уроке 22 Вальрас достаточно ясно дает положительный ответ на этот вопрос. Но при этом он подчеркивает, что поскольку полученный им вывод был сделан только для экономики, в которой производятся и обмениваются блага, представляющие частный интерес, то тем самым задаются и рамки его нормативного применения. Таким образом можно сказать, что границы нормативной трактовки вывода чистой теории Вальрас поставил в зависимость от того, в какой мере экономика представляет собой систему, в которой действуют исключительно частные интересы. Подобную позицию можно было бы считать простым уходом от ответа в область определений, если бы Вальрас в Элементах не указал области, где действуют общественные интересы, а в Исследованиях не показывал, как решать проблемы общественного богатства в соответствующих областях.  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и обычными частными благами . В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами , которых может не хватить на всех потребителей. Примером таких благ может служить скоростное шоссе, мост или тоннель, имеющие один вход и выход. При пользовании такими благами начиная с некоторого количества потребителей появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями . Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы та-  

Именно существование свободных благ порождает ситуации так называемых нерыночных взаимозависимостей, которые стали объектом экономического анализа А. Пигу. Так, Пигу анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителя имеет внешние эффекты , которые денежной меры не имеют, но на благосостояние реально влияют, как, например, загрязнение окружающей среды деятельностью промышленных предприятий. Отметим, что система чисто рыночного хозяйства предполагает хищническое использование свободных благ именно потому, что, не являясь объектами частной собственности , они не имеют в рамках данной системы денежной оценки и потому не выступают элементом частных издержек предприятия. В этом случае издержки несет общество в лице третьих лиц, которые не являются субъектами рыночной сделки в лице покупателя или продавца.  


Введение

Понятие, сущность, классификация общественных благ

2.Основные свойства общественных благ

Проблемы финансирования общественных благ в РФ

Заключение

Список использованных источников


Введение


В любой национальной экономике общественным благам принадлежит весьма значительное место и роль.

Результаты работы общественного сектора воплощаются преимущественно в общественных благах. Как доходы, так и расходы государства должны наиболее точно соответствовать удовлетворению потребностей в конкретных общественных благах, предъявляемым основной частью населения. Глубокое понимание особенностей общественных благ, умение распознавать их, находя наиболее оптимальные варианты удовлетворения потребностей, анализируя альтернативные варианты замещения общественных благ частными принципиально важны для обоснования социально-экономической политики. Также огромная роль принадлежит навыку эффективного сопоставления бюджетов разных уровней с величиной реального спроса и фактического предложения общественных благ.

Актуальность проблемы изучения особенностей удовлетворения спроса в общественных благах состоит в том, что вопросы развития потребностей человека достаточно широко разрабатывались в социологии, философии, психологии, экономике, однако, при этом, недостаточное внимание уделялось разграничению потребностей индивидуальных и потребностей в общественных благах.

Не столь хорошо изучено место и роль государства в процессе создания общественных благ, а также не получили должного развития вопросы эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах и их влияния на общественное благосостояние.

Целью данного реферата является ознакомление с теоретическими основами природы общественных благ, а также изучение роли государства в их создании и предоставлении.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие основные задачи:

рассмотреть сущность, свойства, виды общественных благ;

изучить особенности формирования спроса на общественные блага, а также рассмотреть их эффективный объем предложения;

обосновать функции и роль государства в создании и предоставлении общественных благ.


1. Понятие, сущность, классификация общественных благ


В наиболее обобщенном смысле блага являются некоторой совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения.

В любой национальной экономике есть чрезвычайно широкая классификация благ. Зависимо от их видовой принадлежности благ, определяются их сущностные характеристики.

Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления:

общественные . Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всех членов общества и, при этом, не могут использоваться индивидуально;

индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей.

Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.

Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются «бесплатно», а точнее говоря, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Их потребление доступно в одночасье многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти.

Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми, при том вне зависимости от того, платят ли они за него или нет. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д.

Коллективное (смешанное) общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, однако лишь в ограниченной мере.

В отличие от общественных, чистым частным благом принято считать такую разновидность благ, каждую единицу которого нельзя ни оценить, ни продать. Другими словами, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и, таким образом, получил исключительное право на его использование.

Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству.

Для общественных благ весьма характерны следующие специфические черты:

Отсутствие конкуренции в их потреблении;

неделимость общественного блага, которая обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определить ни характеристики блага, ни объем его производства;

нерыночный характер стоимости блага, который связан с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка;

тотальный и неисключаемый характер блага, который объясняется тем, что его потребление не может быть ограничено какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство.общественный благо государство спрос

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги- это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.


2. Основные свойства общественных благ


Для общественных благ свойственны такие две основные характеристики:

несоперничество , которое объясняется тем, что увеличение числа потребителей определенного общественного блага не влечет за собой снижение полезности, которая доставляется каждому из них;

неисключаемость, которая выражается в том, что ограничение доступа потребителей к какому-либо общественному благу не представляется возможным.

Блага, которые не обладают подобными свойствами, следует относить к частным.

Несоперничеством можно охарактеризовать предельный случай положительного внешнего эффекта: огромное число одновременно и совместно пользуются защитой военного нападения и от пожаров, и нельзя сказать, кто конкретно из них является «основным» получателем услуги, и кому именно достается внешний эффект.

Для всех без исключения общественных благ наиболее характерными являются следующие черты:

·отсутствие конкуренции в их потреблении, которое обусловливается тем, что использование блага тем или другим человеком ничуть не уменьшает их ценности и значения. От числа лиц, использующих общественное благо, ценностные его характеристики сколь-либо существенным образом не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей;

·неделимость блага обусловливается тем, что индивид самостоятельно не способен определять характеристики блага, а также объем его производства. К примеру, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека;

·нерыночный характер стоимости блага , связывается с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может быть урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ;

·тотальный и неисключаемый характер блага , связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. К примеру, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя.

По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ:

·общегосударственные . Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;

·местные общественные блага . Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).

По степени своей доступности общественные блага классифицируют таким образом:

·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики такого блага, при этом, никоим образом не пострадают;

·неисключаемые общественные блага . Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Для наиболее эффективного обеспечения населения общественными благами, государству следует обладать определенными объемами финансовых ресурсов, необходимых для производства этих благ.

Данные ресурсы мобилизуются в результате взимания налогов.

Налоги, таким образом, являются своеобразной платой за пользование общественными благами.


3. Проблемы финансирования общественных благ в РФ


Воспроизводство общественных благ состоит из стадий производства, распределения и потребления. Субъекту, финансирующему этот процесс, нужно иметь представление о критерии эффективности не только в производстве, но и распределении благ.

Производство, например, локальных общественных благ финансируется из бюджетов субъектов РФ. Поэтому данные субъекты несут ответственность за оптимальное расходование финансовых ресурсов на формирование регионального или муниципального заказа, связанного с производством локальных общественных благ или с оказанием услуг (строительством школ, больниц, парков, оснащением их соответствующим оборудованием, капитальным ремонтом). Следует иметь в виду, что оптимальный вариант заказа на закупку ресурсов, применяемых в производстве общественных благ, формируется на основе сравнений конкурентных предложений, которые поступают от потенциальных поставщиков ресурсов и производителей готовых товаров. Тендерная система организации закупок как один из способов приобретения товарных ценностей, имеет правовую основу и позволяет выявить наилучших претендентов на исполнение государственного заказа. В конечном итоге заказ получит тот хозяйствующий субъект, который предложит наилучшее, с позиций заказчика, соотношение цены, качества и условий поставки ресурсов или готовых товаров.

Объем и структура общественных благ (услуг) во многом зависят от действующего механизма распределения и перераспределения финансовых средств бюджетов разных уровней, от степени децентрализации этого процесса.

Главные факторы, влияющие на объем производства общественных благ (услуг) на региональном и муниципальном уровнях - это размер налоговых доходов бюджетов соответствующих уровней и сумма межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ «межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются регионам в нескольких формах, в том числе в виде дотаций из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Критерием предоставления таких дотаций является уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Его определяют, как отношение расчетных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ к численности населения, проживающего на территории данного субъекта. Следует иметь в виду, что в этих расчетах не допускается использование показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной формуле числитель связан только с налоговым потенциалом субъекта РФ и структурой его экономики.

Затем уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ сравнивают с аналогичным показателем, средним по Российской Федерации. Последний показатель рассматривают в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Его исчисляют как отношение суммы налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к общей численности населения во всех российских регионах.

Трансферты регионам могут быть также предоставлены из федерального Фонда компенсаций. Они выступают в виде субвенций из этого Фонда, распределяемых по единой методике пропорционально численности населения и с учетом других факторов, влияющих на данный процесс. Но при распределении субвенций не допускается использование показателей, характеризующих собственные доходы региональных бюджетов.

Кроме того, формами финансовой поддержки регионов федеральным бюджетом являются:

) средства Фонда регионального развития. Это субсидии и дотации для долевого финансирования инвестиционных программ, а также для развития общественной инфраструктуры регионального значения;

) средства Фонда софинансирования социальных расходов.

Это субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

С воспроизводством общественных благ (услуг) связаны еще и трансферты из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Но эта связь косвенная, поскольку средства этого Фонда в основном предназначены для поддержки финансово-экономических реформ, проводимых в регионах.

Практика показывает, что потребности регионов в трансфертах, как правило, превышают объем фактических дотаций, субсидий и субвенций, поступающих из федерального бюджета. Поэтому органы государственной власти как регионального, так и муниципального уровня должны проводить работу, с одной стороны, по изучению и оптимизации потребностей в общественных благах (услугах), а с другой, - по усилению влияния факторов, стимулирующих рост трансфертных поступлений в регион. Однако в любом случае, трансферты - это лишь часть финансового потока, связанного с финансированием расходов по воспроизводству общественных благ (услуг). Другую часть образуют налоговые доходы региональных и муниципальных бюджетов. Таким образом, успешное продвижение к конечной цели требует эффективных действий в двух направлениях: усиление налогового потенциала регионов, муниципалитетов и расширение финансовой поддержки субъектов РФ со стороны федерального бюджета.


Заключение


Общественные блага характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью и на основе этого были выявлены два характерных свойства:

увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

ограничение доступа потребителей к такому благу практически не возможно.

Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

Из этого следует, что обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.

Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения - локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

Во-вторых,- интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и тому подобное.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.

общественные блага имеют огромное значение в процессе удовлетворения потребностей населения. Государству следует уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.

к числу ключевых задач на заключительном этапе перехода России к рыночной экономике относится сохранение, а если необходимо, восстановление, потенциала производства общественных благ. Это, в свою очередь, предполагает продуманную политику развития общественного сектора. Его неизбежное и вполне оправданное количественное сокращение должно сопровождаться качественными преобразованиями, нацеленными на решительное повышение эффективности.

Список использованных источников


1. Микроэкономика /Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. - М., 2013 - 640 с.

Экономика/ Михайлушкин А.И., Шимко П.Д - М., 2012, гл.1.

Микроэкономика/ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. - Питер, 2013 -118с.

Экономика /Под ред. А.С. Булатова - М., 2012, гл.2. -29с.

Экономика общественного сектора / Г.А Ахинов, Е.Н. Жильцов - М.: ИНФА - М., 2012. - 345с.

6. .

. .

Http://www.elitarium.ru.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Общественные и частные блага.

Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Частные блага

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в наличии свойства конкурентности - 100% и 0%, - но и весь спектр промежуточных значений - от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую (преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и, наконец, полной неконкурентности различных конкретных благ. Но в данном случае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурентностью.

К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже - разумеется, при прочих равных условиях - уровень подобных издержек запрета.

Таким образом, можно обобщить все свойства частных благ:

Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей (избирательное свойство).

Все частные блага представлены отдельными товарными единицами. Потребление одной единицы частного блага каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость).

Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребления каких-то лиц (исключительность).

Любая цена должна окупать затраты на производство блага (окупаемость затрат).

Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё.

Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке.

Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта.

Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

Общественные блага

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.6

Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU > 0).

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.