Стандартизация это деятельность по установлению норм правил. Стандартизация в россии Что включает в себя деятельность по стандартизации

Стандартизация.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения документов в области стандартизации;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

В технике стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

  • позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов;
  • повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике;
  • упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали — взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизации может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров, не соответствующих стандартным.

Стандартизацию проводят органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов. В России компетентными органами в области стандартизации являются ГОССТАНДАРТ России и ГосСтрой. Основополагающим нормативным документом по стандартизации ГОССТАНДАРТа России установлена «Государственная система стандартизации» (ГСС). Комплекс стандартов ГСС РФ (ГОСТ Р1.0, ГОСТ Р1.1, ГОСТ Р1.2 и др.) представляет собой систему взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС устанавливает порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля за их внедрением и соблюдением.

Под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ. (ред. от 28.09.2010) "О техническом регулировании".

Стандарты должны оказывать помощь производителю в выполнении требований, закрепленных в технических регламентах. Законом определены цели и принципы стандартизации, виды документов в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Согласно Закону о техническом регулировании стандартам отводится вспомогательная роль. Они должны оказывать помощь производителю в выполнении требований, закрепленных в технических регламентах. Законом определены цели и принципы стандартизации, виды документов в области стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

В соответствии со ст. 11 Закона о техническом регулировании целями стандартизации являются:

— повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

— обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

— содействие соблюдению требований технических регламентов;

— создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Важнейшими принципами стандартизации выступают добровольный характер применения стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречили бы требованиям технических регламентов.

Согласно ст. 13 Закона о стандартизации к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерация, относятся;

— национальные стандарты;

— общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

— стандарты организаций;

— своды правил

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил входят в качестве элементов в национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты представляют собой стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Функции указанного органа в настоящее время исполняет федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 2004 г. № 294".

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия, под которым понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Правила разработки и утверждения национальных стандартов определены в ст. 16 Закона о техническом регулировании.

Правит стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации относятся к нормативным документам по стандартизации и соответствуют ранее используемому в международной практике понятию регламента. Действующее законодательство о техническом регулировании не дает определения указанным документам. Правила разработки, принятия и регистрации норм по стандартизации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 4 июля 2001 г. № 258-ст 2, действуют в части, не противоречащей гл. 3 Закона о техническом регулировании.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации приставляют собой нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными дня применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межправительственном обмене информацией. В перечень общероссийских классификаторов в социально-экономической области входит 31 их разновидность.

Своды правил представляют собой документы в области стандартизации в которых содержатся технические правила и (или) описание проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки. :эксплуатации. хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и которые применяются предпринимателями на добровольной основе.

Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требовании технических регламентов.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством РФ на основе отдельных положении правил разработки и утверждения национальный стандартов.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется в целях :

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

В настоящее время национальным органом по стандартизации согласно постановлению правительства РФ является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Национальную систему стандартизации включает следующие компоненты:

1) Национальные стандарты .

Национальный стандарт действует на всей территории России, во всех отраслях, а не только в отдельной отрасли. Национальные стандарты утверждаются национальным органом РФ по стандартизации.

Национальные стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

ГОСТ (государственный стандарт) - это документ, по которому государство, выступая как участник рынка, устанавливает требования к продукции, которую оно закупает у других участников рынка. Национальный стандарт имеет более широкий смысл. Кроме государственных закупочных требований к продукции, он может разрабатываться с другими целями, например, для стимулирования научно-технического прогресса (стандарты с прогрессивными показателями и отложенным сроком введения в действие), инвестиций, регулирования внешнеторговой деятельности и т.п.


Национальный стандарт может разрабатываться любым лицом.

Основными субъектами, осуществляющим разработку стандартов и их экспертизу, являются технические комитеты по стандартизации. В 95% они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности.

2) Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (сокращенно – общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с классами, группами и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем.

3) Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, услуг.

Стандарты организаций применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. То есть никакое ведомство не имеет права устанавливать обязательные для кого-либо правила и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

То есть технические комитеты по стандартизации обязаны проводить экспертизу проекта по желанию разработчика и не вправе ему отказать в такой экспертизе. Разработчик, в дальнейшем, может учитывать результаты экспертизы или не учитывать.

Процедура разработки и утверждения национальных стандартов

1. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

2. Разработчик уведомляет национальный орган по стандартизации о разработке национального стандарта.

Уведомление о разработке должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

3. Ознакомление заинтересованных лиц с проектом национального стандарта и предоставление ими замечаний к проекту (в письменной форме).

4. Доработка разработчиком проекта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц:

– Проведение разработчиком публичного обсуждения проекта и составление им перечня замечаний заинтересованных лиц кратким изложением содержания замечаний и результатов обсуждения;

– Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Завершение публичного обсуждения проекта национального стандарта:

– Представление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц);

– Со дня уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект и перечень полученных замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам.

6. Предоставление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц):

– Проведение техническим комитетом по стандартизации экспертизы проекта, подготовка и направление в национальный орган по стандартизации предложений об утверждении или отклонению проекта;

– Принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции (работ или услуг) и повышение конкурентоспособности.

Генри Форд сказал: "Стандартизация сегодняшнего дня представляет собой фундамент, на который будет опираться завтрашнее усовершенствование. Если Вы понимаете "стандарт" как лучшее из достигнутого на сегодняшний день и завтра это лучшее нужно будет внедрять в практику, Вы на верном пути. Но если Вы понимаете стандарт как ограничение, процесс остановится".

Стандартизация осуществляется в целях: - повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

  • - повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • - обеспечения научно-технического прогресса;
  • - повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • - рационального использования ресурсов;
  • - технической и информационной совместимости;
  • - сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных:
  • - взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

  • - представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и попятной форме;
  • - повышение качества и конкурентоспособности продукции; благодаря стандартизации основных параметров продукции становятся возможными проведение объективной оценки уровня ее качества, конкурентоспособности и, соответственно, разработка направлений их повышения;
  • - внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;
  • - увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;
  • - взаимозаменяемость и совместимость; стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;
  • - эффективное управление производством; стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

По некоторым данным, около 80% мировой торговли подвержено влиянию стандартов и технических регламентов, а эффект от этого влияния оценивается суммой около 4 млрд долл.

Исследования, проведенные в Австралии, Канаде и Германии, показали, что использование стандартов благоприятствует развитию национальной экономики. Так, в Великобритании макроэкономические выгоды в экономике от применения стандартов, рассчитанные в форме ежегодного вклада в ВВП (GDP), составляют 2,5 млрд фунтов стерлингов в год.

Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции (работ, услуг), который соответствует социальным целям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением, безопасностью людей при производстве продукции, ее обращении, использовании и утилизации.

Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия обществом различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания, и расширяет возможности взаимообогащающего обмена информацией.

Еще около II в. до н.э. первый китайский император Кии Ши Хуанджи издал технические стандарты на колесную основу транспорта, тележки, ширину городских ворог, строительство дорог, измерение и взвешивание, водопровод, оружие.

Стандартизация основывается на следующих принципах:

  • - добровольное применение стандартов;
  • - максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • - применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;
  • - недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это установлено целями стандартизации;
  • - недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • - обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Для реализации этих принципов важной является государственная политика, направленная на стимулирование разработки и применения стандартов.

Опыт США в части государственной политики в области стимулирования разработки и применения стандартов

Закон о передаче и продвижении национальных технологий (The National Technology Transfer and Advancement Act - NTTAA), подписанный Президентом США в марте 1996 г., требует, чтобы все федеральные агентства США использовали, когда это возможно, вместо правительственных стандартов (government-unique standards) стандарты, принятые на основе консенсуса органами, разрабатывающими добровольные стандарты (voluntary consensus standards - VCS). NTTAA содержит поправки к Закону Стивенсона-Уайдлера по инновационным технологиям от 1980 г., цель которого заключалась в "продвижении технологических инноваций в США для достижения национальных экономических, экологических и социальных целей и для решения других задач". Признавая значимость технологических инноваций в обеспечении экономического роста, NTTAA включил ряд законодательных изменений, направленных на ускорение разработки и распространения инноваций в США. В частности, NTTAA констатирует, что стандарты играют ведущую роль в технологических инновациях и в поддержании конкурентоспособности на мировом рынке. Данные отчетов NISI "показывают неуклонный рост применения добровольных стандартов федеральными агентствами: в 1997 г. прирост составил 1883 стандарта, а и 2004 г. - 4559. В настоящее время в нормативных правовых актах США содержится более 12 000 ссылок на стандарты, разработанные на основе консенсуса. В США утверждены как обязательные 11 000 регламентирующих стандартов (regulatory standards). Эти стандарты, законы и другие обязательные правовые акты сведены в Кодекс федеральных регламентов.

В мире развитие стандартизации осуществляется не только на национальном, но и на международном и региональном уровнях управления. В табл. 13.1 приведены примеры организаций по стандартизации, функционирующих па различных уровнях управления.

Таблица 13.1.

Расходы на проведение работ по стандартизации на международном, региональном (ЕС) и национальном (Германия) уровнях.

По данным, приведенным президентом Германского института стандартизации (DIN) д-ром Г. Вебером, общемировые (без США) расходы на проведение работ по стандартизации составили в 2002 г. около 4,3 млрд евро. Бюджеты международных (ИСО и МЭК) и европейских (CEN и CENELEC) организаций по стандартизации оценивались соответственно в 31,5 и 13,7 млн евро. Деятельность по стандартизации в Германии потребовала затрат на уровне 770 млн евро, из которых 120 млн евро составили бюджет DIN, а 650 млн евро - это расходы на обеспечение деятельности и оплату труда экспертов.

Между тем по оценке шведских специалистов, гармонизация деятельности ИСО, МЭК и МСЭ позволит сэкономить около 20% средств, выделяемых в настоящее время этим трем международным организациям по стандартизации.

Необходимо в первую очередь отметить, что вопрос уста­новления пробелов в праве имеет большое значение для соблю­дения принципа законности и обеспечения правильного направ­ления в части совершенствования системы правового регулиро­вания.

Однако, необходимо оговориться, установление пробелов всегда носит творческий характер независимо от субъекта его установления (законодатель, судья, правоведы и т. д.), в связи с чем данная деятельность требует особого внимания и контроля.

Субъектами установления пробелов в праве при осуществ­лении деятельности по установлению соответствующих пробелов решается ряд вопросов:

во-первых, природа потребности правового регулирования, т. е. необходимо установить, не является ли данная потребность в правовом регулировании конкретной ситуации мнимой;

во-вторых, необходимо установить реальность потребности в правовом регулировании, т. е. определить социально- экономические условия жизни, которые обеспечивают соответст­вующую необходимость в правовом регулировании;

в-третьих, необходимо установить полное отсутствие норм, которые тем или иным образом регулирует данное конкретное общественное отношение;

в-четвертых, необходимо установить природу пробела, т. е. понять, не является ли данный пробел в праве результатом отри­цательной воли субъекта правотворчества на регулирование дан­ной ситуации.

От того, насколько полно и правильно проанализированы указанные выше вопросы, зависит эффективность принимаемого в результате нормативно-правового акта, который, как известно, является единственным способом устранения пробелов в праве, а также практическая реализация этого акта.

Объективно установление пробелов в праве начинается с то­го, что правоприменительный орган затрудняется разрешить конкретное дело ввиду отсутствия соответствующей правовой нормы (правового инструмента), которая позволила бы ответить на все имеющие значение для разрешения дела вопросы. Причем такая ситуация не должна носить казусный (единичный) харак­
тер, а должна носить множественный характер, причем необяза­тельно, чтобы один и тот же орган или должностное лицо столк­нулись с трудностью разрешения дела такого рода- субъекты могут быть абсолютно различными. Здесь важное значение имеет правоприменительная, в том числе и судебная, практика, а также деятельность по систематизации законодательства, в ходе кото­рой также могут быть обнаружены пробелы в праве. Устранение соответствующих пробелов в праве предполагает предваритель­ное их всестороннее изучение и обобщение, в результате которых эти пробелы будут в последующем ликвидированы посредством процедуры нормотворчества.

Необходимо также отметить, что природа деятельности по установлению пробелов в праве имеет достаточно тесную связь с правоприменением и нормотворчеством. Это обусловлено тем, что конечной целью является максимальное устранение пробелов.

Деятельность по установлению пробелов в первую очередь связана с анализом правового материала. В ходе этой деятельно­сти используются различные методологические приемы и средст­ва, которые выступают в качестве методов правовых исследова­ний. В числе таких методов можно обозначить формально- юридический и конкретно-социологический методы.

Иногда сю­да же добавляют сравнительный метод, который может сыграть ключевую роль в части необходимости принятия конкретной нормы права - опыт зарубежных стран может показать как поло­жительную, так и отрицательную направленность данного поло­жения, в рамках которого специалисты сравнивают соответст­вующие политические, экономические и социальные условия су­ществования конкретной нормы права в зарубежных странах и действующие условия в своей стране, а также логический метод, который позволяет логично выстроить не только норму права, исключив возможность ее расширительного толкования и соот­ветствующего применения, но и правовую систему в целом.

Под формально-юридическим методом понимается особая совокупность способов сбора, обработки и анализа содержания действующей правовой системы. При использовании этого мето­да на первый план выдвигаются стороны, выражающие струк­турные закономерности права (например, синтаксические, лекси­ческие и иные). Для того чтобы установить наличие пробелов в
праве, используются специальные средства и приемы, которые в совокупном своем использовании дают представление о действии правовой нормы и, соответственно, о наличии или отсутствии в ней пробела. В качестве приемов используются известные спосо­бы толкования - грамматический, логический, систематический и др. Также используются такие средства, как аналогия и обратное заключение, заключение от большего основания к меньшему и наоборот, индукция и дедукция и т. д. Все названные средства и приемы используются в основном при установлении пробелов в отдельных нормах, их совокупности или нормативных актах. В процессе их использования можно установить не только полное или частичное отсутствие урегулирования соответствующих обще­ственных отношений, но и «технические» и иные виды пробелов.

Наряду с формально-юридическим также используют кон­кретно-социологический метод, который также представляет со­бой совокупность определенных средств и способов, к которых можно отнести анализ и синтез, анкетирование, наблюдение и иные. Это происходит в силу ограниченности формально- юридического метода, так как при его использовании не стоит задача анализировать экономические и социальные условия жиз­ни общества, хотя это немаловажно, особенно когда речь идет об издании правовых норм. Конкретно-социологический метод по­зволяет понять, эффективна ли будет данная норма в действую­щих социально-экономических условиях. Целью данного метода является соответственно выявление пробелов в праве и определение необходимости правового регулирования с точки зрения социально- экономических условий путем дополнения действующих правовых норм или издания нового нормативно-правового акта. Также необ­ходимо доказать потребность общества в таком регулировании.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

· безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем единства измерений;

· Экономии всех видов ресурсов;

· Безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

(ст. 1 Закона РФ «О стандартизации»)

Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

· безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

· совместимость и взаимозаменяемость изделий;

· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

· единство измерений;

· экономию всех видов ресурсов;

· безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т. д.

Основными задачами стандартизации являются:

· установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

· развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

· обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

· разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

· принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;

· формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

· создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.