Расцветка светофора а также как. Выезд на перекресток на красно-желтый сигнал светофора: почему это запрещено и каков штраф. Что означают сигналы светофора

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»

Конспект занятия

на тему : «Светофор и его сигналы»

Объединение «Умная дорога»

( для обучающихся второго года обучения 7-9 лет)

Материал подготовила:

Педагог дополнительного образования

Каржевина Марина Павловна

г. Петропавловск- Камчатский

2014г.

Тема. Светофор и его сигналы.

Цель: Расширить знание детей о видах и светофора и его сигналов, учить их быть внимательными при переходе улицы.

Задачи:

    Формирование знаний о дороге, правилах перехода проезжей части по пешеходному переходу со светофором и без него.

    Развитие способности ориентировки на улице, различение формы, цвета, понимание необходимости порядка на улице и дороге. Обогащение словарного запаса.

    Воспитание уважения к правилам дорожного движения при переходе проезжей части.

Оборудование: таблицы, плакаты, учебное пособие, детские словарики, раздаточный материал.

Методы и средства обучения :

словесные - объяснение, рассказ, опрос.

наглядные - показ плакатов, иллюстрированных пособий видеопродукции, зарисовок на доске;

практические - выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации.

Формы работы

Формы работы : индивидуальная, в парах, коллективная.

План занятия:

    минут

1. Организационный момент (фронтальный опрос по понятиям) – 5 мин.

2. - 5 мин.

Теоретическая часть (путешествие в историю ) «Светофор и его сигналы» - 10 мин.

3. « Викторина с мячом » - 20 мин.

4. Физкульт минутка – 5 мин.

10 минут

Перерыв

    минут

5. Практическая часть: Карандашное задание - 15 мин.

6. Вопросы для закрепления- 5 мин.

7. Игра «Огни светофора» - 20 мин.

8. - 5 мин.

Ход проведения

    Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас на занятие. Я вижу у вас замечательное настроение , которое нам сегодня понадобиться.

В начале занятия давайте вспомним с вами кто такие «Пешеход», «Пассажир», «Водитель (дети открывают словарики.)

Ответы детей: «Пешеход», «Пассажир», «Водитель» - это участники дорожного движения.

Педагог: Правильно!» На какие части делится дорога?

Ответы детей: Дорога делится на проезжую часть, по которой едут автомобили и тротуар по которому ходят пешеходы.

Педагог: Молодцы! Все верно.

    Сообщение темы и цели занятия.

Педагог:

Сегодня мы продолжим занятия по правилам дорожного движения. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вы должны разгадать загадки, а потом угадать все слово. (Буквы в слове по горизонтали открываются по мере отгадывания загадок.) Итак, слушаем вопросы.

1.Звук, издаваемый машиной для привлечения внимания пешеходов и водителей.

Ответы детей:

- Сигнал

Педагог:

2.Человек, управляющий каким- либо транспортным средством.

Ответы детей:

- Водитель.

Педагог:

3.(Эту букву пока пропускаем, вернемся к ней позднее, когда отгадаем всё слово.)

Педагог:

4.Резкая остановка транспорта.

Ответы детей:

- Тормоза.

Педагог:

5.Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.

Ответы детей:

- Остановка.

Педагог:

6.Фонарь на автомобиле.

Ответы детей:

- Фары.

Педагог:

7.Этот знак запрета круглый с красным ободком: две машины рядом мчатся, запрещает он…..

Ответы детей:

-Обгон.

Педагог:

8.Штурвал автомобиля.

Ответы детей:

Руль.

Педагог:

Какое слово получилось по горизонтали?

Ответы детей: СВЕТОФОР

Педагог:

Какая безударная гласная пропущена в слове «светофор»?

Ответы детей : «Е»

Педагог:

Как проверить эту гласную?

Ответы детей:

- От слова- СВЕТ

Педагог:

Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия «Светофор и его сигналы».

Педагог:

А где вы видели светофор?

Ответы детей:

- На дороге, у пешеходного перехода.

Педагог: 3наешь ли ты, что:

Первый светофор появился в Лондоне более ста лет назад. Он стоял в центре города на столбе высотой 6 метров, имел два цвета: красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью веревки.

Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он был в форме круга из трех равных частей: красной, желтой и зеленой. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Потом появились электрические светофоры. Первый пешеходный светофор появился в Ленинграде в 1937 году. В переводе с греческого «светофор» означает «носитель света» - он регулирует движение с помощью красного, желтого и зеленого световых сигналов.

Педагог:

Что такое светофор? (идет объяснение.)

Светофор – техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов; друг и помощник водителей и пешеходов. Он разрешает или запрещает ехать или идти. Все обязаны подчиняться его сигналам.

Педагог:

Зачем он нужен?

Ответы детей:

- Чтобы избежать несчастных случаев и правильно организовать движение транспорта и пешеходов.

Педагог:

Сколько у него сигналов?

Ответы детей: Три сигнала: красный, желтый, зеленый.

Педагог:

Какие бывают светофоры?

Ответы детей:

Светофоры бывают транспортные и пешеходные.

Педагог: ( идет объяснение.)

На перекрестках, пешеходных переходах могут быть двухсекционные пешеходные светофоры. В них используется два цвета. Светофор для пешеходов с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал.) Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части дороги. Светофор подает световые и (или) звуковые сигналы, комплектуются таймерами, и регулирует движение на дороге. Транспортный светофор может быть трехсекционным и иметь дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающие направления движения транспортных средств. В транспортных светофорах используются три цвета.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно

Далее педагог объясняет, почему красный сигнал запрещающий. Красный свет - всегда сигнал опасности, и не только в светофоре. Красные лампочки загораются: в местах, где ремонтируют дороги; позади машины, которая тормозит; на железнодорожном переезде с приближением поезда; в опасных местах устанавливают красные флажки или ленточки; красной каймой обведены «Предупреждающие» и «Запрещающие» сигналы. Красный свет далеко виден водителям и пешеходам.

Педагог:

Какие машины-помощницы человека окрашены в красный цвет?

Ответы детей:

Пожарная машина.

Педагог:

Желтый свет предупрежденье,

Жди сигнала для движения,

Какие машины-помощницы человека окрашены в желтый цвет?

Ответы детей:

Машины МЧС, могут быть и транспортные средства общего пользования - маршрутное такси.

Педагог:

А зеленый говорит

Проходите, путь открыт «ВЫЗОВ» ЗЕЛЕНОГО СИГНАЛА

Что скоро светофоры станут удобными и для пешеходов, и для водителей. Пешеходы смогут «вызывать» зеленый сигнал в любое время. А водителям не придется останавливаться на «красный», который обычно загорается, даже когда нет переходящих дорогу пешеходов, для этого светофоры оборудуют кнопкой вызова зеленого сигнала.

Подошел к проезжей части, нажал на зеленую кнопку на столбике - и дорога тебе открыта, пожалуйста, можешь переходить дорогу.

Ход игры.

Педагог кидает учащемуся мяч и задает вопрос. Учащийся отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу.

Педагог:

-Что надо делать, если загорелся желтый свет, а вы дошли только до середины улицы?

Ответы детей :

Стоять и дождаться, когда загорится зеленый сигнал светофора.

Педагог:

Кому даёт команды пешеходный светофор?

Ответы детей:

Пешеходам.

Педагог:

Когда надо начинать переходить улицу?

Ответы детей:

Когда загорится зеленый свет.

Педагог:

Сколько сигналов у светофора?

Ответы детей:

Три для транспортных средств, два для пешеходов.

Педагог:

Что означает красный сигнал?

Ответы детей:

Стоять.

Педагог:

Каким машинам надо уступать дорогу даже тогда, когда для пешеходов горит зеленый свет?

Ответы детей:

«Скорой помощи», «Пожарной машине» и «Полиции».

Педагог:

Назови игры, которые становятся очень опасными, если играть в них на улице, а не во дворе?

Ответы детей:

Игры с мячом вблизи проезжей части дороги.

Педагог:

Как называется пересечение дорог?

Ответы детей:

Перекресток.

Педагог:

Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

Ответы детей:

Посмотреть, какой сигнал горит на светофоре.

Педагог:

Итак, в процессе игры с мячом мы изучили светофор и его сигналы. А теперь вопросы для закрепления.

Какие бывают светофоры?

Ответы детей:

Светофор для пешеходов и для водителей.

Педагог:

Как они выглядят?

Ответы детей:

Светофор для пешеходов состоит из двух секций, красный - стой, зеленый - иди.

Транспортный светофор состоит из трех секций красный - стой, желтый - жди, зеленый - иди.

    Педагог:

Молодцы! Вы дали правильные ответы и немного устали. Пришло время отдохнуть. Предлагаю физкультминутку.

РАЗ - подняться, потянуться,

ДВА - согнуться, разогнуться,

ТРИ - в ладоши три хлопка,

НА ЧЕТЫРЕ - руки шире,

ПЯТЬ - руками помахать,

и на место тихо встать.

Объявляем перерыв.

    Педагог:

Отдохнули. Набрались сил. Приступаем к практической части нашего занятия.

(Дети выполняют задание в тетради по ПДД).

Задание №1. Закрась светофоры в зависимости от ситуации.

Задание № 2. Закрасить секции пешеходного светофора в соответствии с приведенной на рисунке схемой, а рядом самостоятельно нарисуй пешеходный светофор.


Красный свет горит «стой», а зеленый – «иди».

(После того как задание было выполнено педагог задает вопрос детям).

    Вопросы для закрепления.

Педагог: Что мы узнали?

Ответы детей: Движением пешеходов и машин управляют транспортный и пешеходный светофоры. Сигналы двухсекционного пешеходного светофора - только для пешеходов. Бывают светофоры с вызывным устройством (зеленого сигнала).

Педагог: Молодцы! Правильно.

Запомните очень простые правила, предлагаю вам эти правила закрепить на практике. (Для сценки подготовьте небольшое оформление зала. Сделайте бордюры, обозначьте проезжую часть пешеходным переходом устанавливается электронный макет светофора, вызываются несколько воспитанников, чтобы продемонстрировать эти правила на практике, все остальные смотрят и запоминают).

Педагог: (называет Правила дорожного движения).

1. Переходи дорогу на зеленый сигнал!

(воспитанник смотрит на макет светофора, загорается зеленый сигнал, переходит дорогу, все остальные за ним наблюдают).

Педагог: Молодец!

2 . Переходи дорогу по пешеходному переходу («зебре»)!

(на полу лежит нарисованная зебра, воспитанники по очереди переходят дорогу)

Педагог: Вы все правильно сделали, дорогу нужно переходить строго по пешеходному переходу («зебре»).

3.Прежде чем переходить дорогу, посмотри в обе стороны!

(следующий воспитанник останавливается перед «зеброй», смотрит в обе стороны, затем переходит дорогу).

Педагог: Молодец! Не забыл, что надо посмотреть в обе стороны.

4.Переходи дорогу только со взрослыми за руки!

(педагог берет воспитанника за руку и переходит с ним дорогу).

    Педагог: Молодцы, правила вижу, вы усвоили, предлагаю игру «Огни

светофора». В этой игре все дети - пешеходы. Регулировщик (педагог) показывает на «светофоре»

Желтый сигнал - все дети выстраиваются и готовятся к движению. Когда зажигается Зеленый сигнал - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу.

При красном сигнале все замирают на месте.

Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Педагог: Молодцы! М не понравилось , как вы играли, были внимательными и активными , четко выполняли команды регулировщика (педагога).

Педагог подводит итог и вместе с детьми читает стихотворение «Огни светофора».

На светофоре - красный свет!

Опасен путь - прохода нет!

А если желтый свет горит -

Он «приготовься» говорит.

Зеленый вспыхнул впереди -

Свободен путь - переходи.

    Педагог: Домашнее задание (творческое)

1. Нарисовать трехсекционный (транспортный) и двухсекционный (пешеходный) светофоры, раскрасить их сигналы.

2. Расскажите (или зачитайте) свою сказку о поведении пешеходов и водителей машин на перекрестке.

Пример:

Когда я был маленьким, мы с папой ходили гулять. На дороге я увидел много машин и большой фонарь с тремя разноцветными лампочками. Я спросил у папы:

- Что это?

Папа ответил:

- Светофор. И объяснил мне, какой цвет что обозначает. Красный цвет - стой, идти нельзя. Желтый цвет говорит: скоро загорится зеленый свет, и можно будет идти. Зеленый - путь открыт, можно идти.

Вот так я узнал, что такое светофор. И когда я перехожу дорогу, смотрю на светофор.

Педагог:

Мне понравилось, как вы работали замечательно рисовали, давала правильные ответы,

были активными участниками и т.д. Наше занятие закончилось. Всем до свидания.

С хорошим настроением жду вас на наши занятия по ПДД.

Список литературы: Для педагогов:

1.Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД; перспективное планирование по профилактике ДДТТ; работа с родителями - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: метод. пособие / [В.Я. Сюньков, П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И.В. Александрова, М.В. Маслов; под ред. П.В. Ижевского]. - М.:Просвещение, 2009.

3.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2009.

4.Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под редакцией А.Т. Смирнова]. - М.: Просвещение, 2008.

5.Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2011

6. Мой друг светофорик: 2 класс: учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008.

Для обучающихся:

Извекова Н. А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса. -М.: Просвещение, 1979.

Мой друг светофорик: 2 класс: учебное пособие / под. ред. Р.П. Бабина. – 3-е изд. – М.: Мнемозина, 2008

Мой друг светофорик: 2 класс: рабочая тетрадь / под. ред. Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2005.

Марина Капитонова
«Три сигнала светофора». Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе

Цель : Дать детям знания о том, что светофор- это устройство для подачи световых сигналов .

Закрепить знания правил дорожного движения, приучая детей к правильному поведению при переходе через улицу.

Упражнять в ориентировке дорожного –транспортных ситуациях.

Тренировать в понимании смысла сигналов светофора .

Развивать логическое мышление, умение высказывать свою мысль, выслушивать других, тренировать память, наблюдательность, внимание.

Воспитывать уважение к правилам поведения на улице и желание заботится о других детях.

Активизировать слова : светофор , устройство, сигнал , правило, зебра, переход, пешеходный

Индивидуальная работа : света п –слово «предупреждение»

Ход занятия:

Ребята. Я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте. Найдите отгадку и узнайте, о чём будет сегодня занятие .

Загадка : Чтоб тебе помочь дружок

Путь пройти опасный

День и ночь горят огни

Зелёный, жёлтый, красный.

Догадались? Молодцы! Это светофор ! (Показ на доске) .

Начинаем разговор про трёхглазый светофор .

Он не зря горит над нами разноцветными огнями.

Ребята, что такое светофор ? (Ответы детей) .

Светофор , устройство для подачи световых сигналов , регулирующих движение на улице.

Самое первое устройство светофорного типа было установлено в 1868 году на улицах Лондона, а

Электрический трёхцветный светофор появился в 1918 году в Нью-Йорке, у нас в Москве в 1930 году.

Давайте рассмотрим светофор , что означают сигналы светофора ?

Красный свет – стоять приказ !

Жёлтый свет – мигнёт народу – приготовьтесь к переходу!

А зелёный загорится – путь свободен,сам решай : можешь смело торопится, можешь не спеша!

А сейчас вам ребята расскажут стихи о сигналах светофора . (Выходят дети) .

1 ребёнок :Хоть у вас терпенья нет подождите : красный свет .

Красный свет нам говорит :

Стой! Опасно! Путь закрыт!

2 ребёнок : Жёлтый свет – предупреждение .

Жди сигнала для движенья

Объявляю вам заранее

Перехода больше нет.

Не спешите. Посмотрите.

Посмотрите до зелёного огня.

3 ребёнок : Зелёный свет открыл дорогу .

Переходить ребята могут.

Вот теперь идите смело.

Пешеходам путь открыт!

Проходите, разрешаю, не беда, что я один

Я надёжно защищаю от трамваев и машин.

Спасибо ребята за стихи.

Ребята, как вы думаете, цвета для светофора выбрали случайно или нет.

Какого цвета аварийная машина? А пожарная? Только красного.

Этот цвет тревожный, он напоминает об опасности. Увидев ярко красную пожарную машину, все расступаются, останавливаются, дают ей дорогу.

А почему жёлтый цвет? Этот цвет предупреждения. Будь внимателен. Машины, которые работают прямо на дорогах – бульдозеры, краны, катки – в какой цвет выкрашены? (жёлтый) . Водители издалека видят желтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И мы, увидев жёлтый сигнал должны подождать .

Зелёный свет зажегся , теперь переходи дорогу. Зелёный цвет – спокойный, приятный. Это цвет травы, листьев; на заводах и фабриках стены и станки окрашены зелёной краской, чтобы лучше работалось.

Итак (показываю цвета)

Красный – стой!

Жёлтый – жди!

Зелёный – иди!

А теперь давайте поиграем с пальчиками и глазками. (пальчиковая гимнастика «светофор » )

Я показываю сигналы светофора ,а вы выполняете движения :

Красный – поставить пальчики на стол.

Жёлтый – поднять глазки, посмотреть на светофор .

Зелёный – пальчики «шагают» .

Молодцы, хорошо справились с заданием! Ребята, скажите, светофоры нужны нам ?

Да! Почему? Что может случится, если нет светофора ? (ответы детей)

Проведем разминку :

Енье – енье -енье – учим правила движенья.

Ор – ор – ор – очень важный светофор .

Ет – ет –ет – ходим только на зеленый свет .

Если нет светофора , как переходить улицу? (дети отвечают)

Сейчас Артем расскажет по картинке такую ситуацию. Ксюша подскажет, какой знак тебе должен помочь.

Артем :

Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом

С вниманием налево сперва погляди

Направо взгляни потом!

Ксюша :

Иди через улицу, там пешеход, где знаком тебе указал переход.

Предлагаю вспомнить, как можно перейти дорогу.

Активизируются слова : зебра, переход, пешеходная дорожка.

А сейчас поиграем в игру «Собери светофор » .

Делимся на 2 команды : мальчики и девочки. Из кружков красного, жёлтого, зелёного цвета нужно собрать светофорики . Считаем 1 – 2 – 3 – начали.

Молодцы! Я надеюсь, вы запомнили расположение сигналов на светофоре .

Итог :

Ребята, мне понравилось как вы справились с заданием. А вам понравилось сегодня наше занятие ? Что интересного вы запомнили о светофоре и ПДД ? (ответы детей) . Теперь идем в гости к старшим детям дарить светофорики .

Подготовка : Иллюстрации, жезлы, цветные карандаши, листы бумаги, разноцветные кружки к игре, стихи.

Сегодня каждый человек понимает, что такое светофор. Цвета: красный, желтый и зеленый - знакомы даже ребенку.

Однако было время, когда этих оптических устройств не было, и перейти улицу было не очень просто. Особенно в больших городах прохожим приходилось долгое время пропускать нескончаемые конные повозки.

На перекрестных улицах возникала неразбериха и нескончаемые споры.

Небольшой экскурс в историю

Изначально светофор придумали англичане. Был он поставлен в Лондоне в конце 68 года 19-го века. Управлял им человек. Механизм имел две стрелки. Когда они были в горизонтальном положении, движение было запрещено, а когда опущены - проезд разрешался. Ночью включали газовую горелку, с помощью которой подавали красный и зеленый сигнал. Это оказалось небезопасно. Газ взорвался, ранил полицейского, светофор убрали.

Лишь в начале двадцатого века в Америке был запатентован автоматический светофор. Цвета в нем не использовались, заменяли их надписи.

Красный цвет очень хорошо виден в любую погоду: когда ярко светит солнышко, идет дождь, или стоит туман. С физической точки зрения красный цвет имеет максимальную длину волны. Наверное, поэтому его и выбрали в качестве запретного. Во всем мире значение красного цвета одинаково.

Другим сигналом на светофоре является зеленый. Это цвет спокойствия, умиротворения. Он оказывает расслабляющее действие на человеческий мозг. Зеленый разрешает движение. Видно его достаточно далеко, любой водитель задолго до проезда светофора видит этот цвет и спокойно, не тормозя, преодолевает перекресток.

Однако, как говорится, существует негласное правило, согласно которому при проезде опасного перекрестка притормаживать все-таки стоит, даже когда сигнал светофора показывает зеленый. Это действие часто помогает избежать серьезных аварий.

Желтый - обрати внимание

Желтый цвет светофора является промежуточным. Он несет в себе предупреждающую функцию и призывает участников движения обратить внимание. Говорят, что желтый цвет символизирует ум, интуицию и сообразительность. Зажигается он обычно после красного, призывая водителей подготовиться к движению. Как показывает практика, желтый сигнал светофора многие водители воспринимают как разрешающий и начинают движение. Это неправильно, хотя и не наказывается штрафными санкциями. Когда загорается желтый цвет, нужно выжать сцепление, подготовиться, а вот для начала движения лучше дождаться зеленого, тем более что ждать-то всего пару секунд.

В обратном порядке: зеленый, желтый, красный - светофор не работает. В современных устройствах после зеленого сразу загорается красный цвет, при этом на последних минутах зеленый начинает мигать.

Также иногда можно увидеть непрерывно мигающий желтый сигнал светофора. Это говорит о том, что светофор отключен или поломан. Чаще всего мигают желтым цветом светофоры в ночное время.

Пешеходный светофор

Для регулирования движения пешеходов также существует светофор. Какие цвета в нем используются? Красный и зеленый - однозначно, а вот желтый отсутствует за ненадобностью. Особой подготовки для перехода дороги человеку не требуется.

Изображены обычно на идущие человечки. Для удобства пешеходов в последнее время используется счетчик времени. Специальный секундомер отсчитывает, сколько секунд осталось до включения противоположного сигнала.

Как и в обычных светофорах, красный цвет запрещает движение, а зеленый говорит о том, что проход открыт.

Проезжая перекресток, водители должны знать, что пешеходы пользуются преимуществом. Так, например, на перекрестке автомобиль поворачивает направо на зеленый сигнал светофора, при этом пешеходам, переходившим перпендикулярную дорогу, тоже горит зеленый цвет. В таком случае автомобилист обязан пропустить всех пешеходов и лишь потом продолжить движение.

Что такое «зеленая волна»

В больших мегаполисах движение по автомагистралям сопровождается большим количеством светофоров, которые регулируют движение. Светофор, цвета которого всем известны, переключает их с определенной периодичностью. Эта периодичность регулируется автоматически и обеспечивает безопасность движения транспортных средств.

«Зелёная волна» привязана к скорости движения автомобиля. Предполагается, что, двигаясь с определенной средней скоростью, водитель, попав на зеленый сигнал светофора, по всей длине магистрали будет также попадать на зеленый цвет. Три цвета светофора переключаются с определенной периодичностью, а между рядом светофоров существует согласованность. На всех перекрёстках трассы, согласованных по этому принципу, существует одинаковая цикличность.

«Зеленая волна» была разработана для удобства проезда перекрестков, технически осуществить это не представляет особой трудности. Как правило, на таких магистралях дополнительно устанавливаются знаки с рекомендуемой скоростью, которая обеспечит безостановочный проезд перекрестков.

Помощником водителя и пешехода является трехглазый светофор. Цвета по порядку переключаются и регулируют ход, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения. Соблюдая добросовестно, можно избежать серьезных аварий и неприятных ситуаций на дорогах.

Разделы: Внеклассная работа

Данное занятие подготовлено для первоклассников в рамках всеобуча по безопасности дорожного движения. Занятия всеобуча проводятся по дополнительной образовательной программе “Грамотный пешеход” один раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Тема: “Светофор – наш лучший друг”.

Цель: Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах через знакомство со светофором и регулировщиком.

– познакомить детей с понятиями “светофор”, “регулировщик”; научить правильно переходить улицу по сигналам светофора, сопоставлять сигналы светофора и регулировщика;

– развивать внимательность, наблюдательность, совершенствовать навыки безопасного поведения участников дорожного движения;

– воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, дисциплинированность, ответственность за свои поступки.

Возраст детей: 7-8 лет.

Новые слова: светофор, регулировщик, жезл.

Оборудование: ребус “Светофор”; макеты первых светофоров; магнитный настольный стенд, магнитные фигурки пешеходов, регулировщика, зданий, транспорта, светофоров; настенный магнитный стенд с видами светофоров, плакат “Что означают цвета светофора?”, модель жезла регулировщика, цветные карандаши, листы с изображением контуров светофоров.

Ход учебного занятия

Введение в тему занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнём с разгадывания ребуса.

Дети разгадывают ребус “Светофор”

Учитель: Правильно, светофор. А загадку сможете отгадать?

– Стоит Ермошка
На одной ножке,
Глазами моргает,
Пешеходов и транспорт
То останавливает,
То двигаться разрешает.
(Светофор)

Дети отгадывают загадку.

Беседа “Что такое светофор?”

Учитель: И это тоже светофор, верно! Что же означает слова “светофор”, Как вы думаете? (ответы детей). Светофор – это “носитель света”.

Для чего нужен светофор? (ответы детей). Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта.

Интересно, как же появились первые светофоры… Это произошло очень давно, тогда, когда не было ещё даже автомобилей. По улицам городов и дорогам ездили запряженные лошадьми повозки и кареты. И уже тогда случались аварии. Пешеходы ходили, где им вздумается, ведь и правил дорожного движения ещё не было!

Появилась необходимость навести на улицах и дорогах порядок, чтобы не было аварий, и жизнь пешеходов не подвергалась опасности. Вот тогда-то и придумали первый светофор. Был он очень простым (демонстрируется макет первого светофора), в виде диска с двумя цветами – красным и зелёным, и стрелкой. Управлял светофором человек, он просто передвигал стрелку с одного цвета на другой, и участники дорожного движения знали двигаться им или стоять на месте.

Но светофор с двумя цветами оказался не удобным, т.к. люди не успевали понять в какой момент им уже можно начинать движение. Часто возникала путаница. Тогда появился светофор с тремя цветами. Третий цвет – жёлтый, стал промежуточным, он обозначал – “приготовится к движению. Такой светофор стоял на “ножке”, то есть на стойке (демонстрация модели светофора и принципа его действия) . Чтобы он работал, также нужен был человек, который при помощи цепей поднимал диск то с красным, то с жёлтым, то с зелёным цветом.

Учитель: А теперь, ребята, мы познакомимся с современными светофорами. В наши дни светофоры электрические.

Светофоры бывают транспортные, велосипедные и пешеходные (показывает виды светофоров на стенде, объясняет их назначение). Обратите внимание, что у транспортного и велосипедного светофора три сигнала, а у пешеходного только два.

– Что изображено на велосипедном светофоре? На пешеходном? (ответы детей).

– Что делает человечек на красном сигнале светофора? А на зелёном? (ответы детей).

– О чем же нам говорит каждый цвет светофора?(ответы детей).

– Молодцы, вы знаете язык светофора! (демонстрируется плакат “Что означают цвета светофора?”, <рисунок 2>):

Учитель: Ребята, а давайте вместе подумаем, почему именно эти три цвета есть на светофоре? Ведь их, наверное, выбрали неслучайно…

Почему именно красный цвет говорит нам о том, что нужно стоять? (ответы детей).

Верно. Красный – цвет опасности. Что бывает красного цвета (кровь, боль, огонь…).

А зеленый что может обозначать? (ответы детей). Молодцы! Это цвет спокойствия. Зелёного цвета трава, листва, мы отдыхаем летом среди зелени на природе и чувствуем себя расслаблено, спокойно и безопасно.

Ну а желтый цвет что значит, как вам кажется? (ответы детей) . Жёлтый – цвет внимания, это сигнал, предупреждение. Приготовься! Внимание! Например, желтое, яркое солнышко. Оно может быть добрым, теплым, ласковым. Но если слишком долго быть под ярким солнцем, можно получить ожёг. Значит, нужно быть внимательным, быть наготове. Или одуванчики – ведь они очень яркие, сразу привлекают внимание в зелёной траве. Вот так и жёлтый цвет светофора, говорит нам “Внимание! Будьте готовы!”.

Игра “Красный, желтый, зелёный”

Учитель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Она поможет нам запомнить, что обозначают цвета светофора, и научиться действовать в соответствии с ними.

Я вам буду показывать карточки с цветами светофора, а вы выполнять упражнения:

– на красный цвет – делаем шаг назад,

– на желтый –приседаем,

– на зелёный – маршируем на месте.

Учитель: Иногда в особых ситуациях дорожным движением руководит не светофор, а человек в форме. Это инспектор ГИБДД – регулировщик.

Он делает движения руками, используя жезл. Эти сигналы соответствуют сигналам светофора. Посмотрите, как выглядит жезл регулировщика (демонстрируется модель жезла).

Вот стоит на мостовой,
Рослый, стройный постовой.
Крутит-вертит головой,
Всем прохожим говорит:
-Путь сейчас для вас открыт!
Все прошли? Теперь внимание!
Знак другой и путь закрыт!”

(учитель демонстрирует сигналы регулировщика, используя модель жезла.)

Решение практических задач (ситуаций)

Сейчас мы с вами подойдем к макету города и посмотрим, как работают светофор и регулировщик (объяснение и решение практических задач на настольном магнитном стенде).

Практическое задание “Раскрась светофор”

Учитель: Я раздам вам карточки с изображением трёх светофоров, < рисунок 3>. Вот только светофоры эти на раскрашены. Нужно раскрасить их так, чтобы на первом горел красный цвет, на втором – жёлтый, на третьем – зелёный. Затем нужно раскрасить человечков так, чтобы цвет человечков соответствовал цвету каждого сигнала светофора (дети выполняют задание индивидуально, после завершения работы обсуждается и проверяется выполнение задания, учитель демонстрирует правильно раскрашенную карточку, <рисунок 4>).

Итог занятия

Учитель: Итак, ребята, давайте подведём итог нашего занятия, вспомним всё, о чём мы сегодня говорили и ответим на вопросы:

Какие бывают светофоры?

Какие цвета у транспортного светофора?

Какие цвета у пешеходного светофора?

Что означают цвета светофора?

Как называют человека, который регулирует дорожное движение вместо светофора?

Что в руках у регулировщика? (дети отвечают, учитель обобщает и подчёркивает правильные ответы).

Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что все вы будете соблюдать Правила дорожного движения, а самое главное – правильно переходить улицу по сигналам светофора. Помните, светофор – наш лучший друг!

Где нужно останавливаться на перекрестке?

Для начала вспомним, где нужно останавливаться на перекрестке. Об этом нам скажет пункт 6.13. ПДД: «При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16) , а при ее отсутствии : на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью , не создавая помех пешеходам; в других местах – перед светофором или регулировщиком , не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено».

Когда можно трогаться с места?

Понять, когда можно трогаться с места на перекрестке с работающим светофором, несложно: в пункте 6.2 ПДД указаны лишь два сигнала, безусловно разрешающих движение, и один – условно разрешающий. Движение безусловно разрешено на зеленый и мигающий зеленый сигнал светофора , а желтый сигнал разрешает движение тем водителям, которые при его включении не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению. Кроме того, желтый мигающий сигнал тоже разрешает движение, но это, согласно пункту 13.3 ПДД, сигнал о том, что перекресток впереди – нерегулируемый.

Однако нас интересует другой сигнал: сочетание красного и желтого, которое загорается перед зеленым, разрешающим начало движения на перекрестке. И здесь все тоже просто: пункт 6.2 ПДД указывает, что «сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала». То есть, движение на красно-желтый сигнал светофора равнозначно движению на красный свет. Трогаться же можно только при включении зеленого сигнала светофора и с учетом пункта 13.8 ПДД, который указывает, что даже при включении зеленого водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

Как наказывается преждевременное начало движения?

Учитывая, что красно-желтый сигнал светофора, как мы уже знаем, равнозначен красному, начало движения при нем наказывается по части 1 статьи 12.12 КоАП как проезд на запрещающий сигнал светофора.

Стоит помнить, что контроль за нарушениями выполняют и инспекторы ГИБДД, и камеры автоматической фиксации нарушений. Если факт выезда на перекресток на красно-желтый свет фиксирует сотрудник ГИБДД, он останавливает водителя и выписывает штраф. Камера делает то же самое: отслеживает начало движения и сигнал светофора, но обычно ориентируется по стоп-линии и при ее досрочном пересечении фиксирует нарушение и выписывает штраф. Важная разница здесь – лишь в случае повторного нарушения: если в течение года с момента получения предыдущего штрафа водитель снова нарушит часть 1 статьи 12.12, то будет наказан согласно части 3 той же статьи. Если нарушение зафиксирует инспектор ГИБДД, то устанавливать меру наказания будет суд: это либо штраф в размере 5 000 рублей , либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев . А вот нарушение, зафиксированное камерой, в любом случае влечет за собой только штраф в те же 5 000 рублей.