Послерейсовые осмотры водителей транспортных средств - право или обязанность? Предрейсовые осмотры

Как известно, уже довольно давно на всех уровнях обсуждался о введении обязательного медицинского обследования для водителей транспортных средств непосредственно перед выходом в рейс.

Подобная ситуация связана с большим числом дорожно-транспортных происшествий, причиной которых становилось неудовлетворительное здоровье водителя. Именно по этой причине введены пред- и послерейсовые обязательные медицинские осмотры, которые призваны обеспечить изменение в ситуации.

Медики станут проводить обследование водителей на предмет заболеваний, которые могут помешать их трудовой деятельности. В частности, в случае подозрения на алкогольное опьянение врач может обязать водителя транспортного средства сдать анализ мочи. Данные требования, изложенные в приказе Министерства здравоохранения РФ, вступают в силу с 1 мая 2015 года.

Надо сказать, что медицинскому осмотру отныне будут подвергаться не только наемные водители, но и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие принадлежащим им транспортом. При этом расходы на проведение медицинских осмотров будут возложены непосредственно на работодателя.

Обследование водителей будет осуществляться непосредственно перед началом трудового дня, когда врач при осмотре будет пытаться определить его физическое состояние, а также наличие острых заболеваний, которые могут оказать влияние на производительность и безопасность труда.

Кроме того, медики будут анализировать состояние водителя не только в плане его физического самочувствия, но и на предмет выявления следов наркотического, токсикологического или наркотического опьянения.

Аналогичным проверкам водители будут подвергаться и после завершения рейса. В особенности это касается водителей транспортных средств, задействованных на перевозке пассажиров или опасных грузов.

Единственным попущением, когда водитель может выйти на работу без прохождения медосвидетельствования, является работа экстренных служб, когда в случае неотложного вызова времени на проведение медосмотра попросту может не быть.

Порядок прохождения медосмотра довольно прост. Медицинский работник перед выездом проводит визуальный осмотр водителя, состояние его кожных и слизистых покровов, измеряет артериальное давление и пульс.

После этого с помощью индикатора врач . Если после проверки подозрение остается, проверяющий медработник может заставить водителя сдать анализ мочи для проверки на наличие в ней психоактивных веществ.

При этом в путевой лист будет ставиться штамп о прохождении медосмотра, который вместе с подписью врача будет подтверждать, что водитель готов к работе.

Неоднозначное решение. Казалось бы, все правильно — должен быть контроль за водителями, от состояния которых зависит жизнь и здоровье других людей. Но при этом хорошо бы не перегибать палку.

Если для большого транспортного предприятия иметь кабинет и специалистов для проведения предрейсовых осмотров водителей вполне разумно, то для мелких фирм и индивидуальных предпринимателей — это нерентабельно.

Обновлено: 12.04.2017 13:33

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
    «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  3. Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
    «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»
  4. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
    «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
  5. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
    «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
  6. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.
Предсменные, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей: Цена:
Предсменные, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, до 10 водителей
10 000 руб./мес.
Предсменный, предрейсовый медицинский осмотр водителя, на подстанции СМП (график работы с 07-00 до 10-00 по будням) 20 000 руб./мес.
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры водителей, на предприятии (медсестра с графиком работы - 1 час по будням) 25 000 руб./мес.
Предрейсовый или послерейсовый медосмотр, свыше 20 водителей (сбор анамнеза, измерение пульса, давления, температуры и т.д.) 250 руб./вод.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится медицинскими работниками, которые прошли специальное обучение и получили сертификаты на проведение данной деятельности. Вся используемая техника, медицинская мебель, приборы медицинского назначения имеют регистрационные удостоверения, а также сертификаты соответствия. Кроме этого, алкометры обслуживаются производителем и проходят ежегодную поверку.

Компания « Московская Скорая Помощь » проводит предрейсовый и послерейсовый осмотр водителей на основании медицинской лицензии.

Факт обязательного проведения предрейсовых осмотров водителей на предприятиях предусматривается положением трудового законодательства, а также другими нормативными актами, которые обеспечивают безопасность дорожного движения. Поэтому, если на предприятии есть хотя бы один водитель, он должен систематично проходить осмотры в соответствующих структурах, ведь без разрешения комиссии, ни один водитель не имеет право выйти на работу и сесть за руль. Наш персонал может проводить предрейсовый осмотр шофера, как в нашем медицинском учреждении, так и непосредственно на выезде. Перед работой с юридическими лицами в обязательном порядке заключается договор на предоставление медицинских услуг.

В каких случаях водителя не допускают к работе:

Не прохождение тестов на алкоголь , наркотики и другие психотропные препараты , которые нарушают нормальное состояние функционирования человеческого организма;
Понижение/повышение уровня артериального давления или частот сердечных сокращений для конкретного водителя;
Повышение температуры и проявление симптомов острых хронических заболеваний;
Жалобы на зубную боль, ушную, головную и др.;
Инфекционные заболевания.

После окончания осмотра заполняется журнал предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, а также ведется индивидуальный учет всех отстраненных, от выхода на линию и отстранения от вождения транспортным средством (запрет является временным). В случае выявления нахождения алкоголя в крови, медработником составляется протокол в двух экземплярах: один выдается руководителю предприятия, а другой находится у медработников.

Качественный и профессиональный осмотр водителей – это важное мероприятие, как по охране труда работников и эксплуатации транспортного средства, так и по обеспечению безопасности на дорогах.

Предрейсовые медицинские осмотры водителей являются обязательными для всех частных и государственных организаций, имеющих хотя бы одно транспортное средство. Предрейсовые осмотры обязаны проводиться в соответствии с Федеральным Законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Письмом министерства здравоохранения Российской Федерации № 2510/9468-03- 32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Как проводятся предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры и что для этого необходимо?

Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится медработниками прошедшими специальное обучение. Главной задачей проведения таких осмотров является выявление и не допуск к работе водителей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или с остаточной алкогольной интоксикацией. А так же выявление у водителей различных заболеваний.

Медосмотр водителей проводится при наличии путевого листа. Если по результатам медосмотра у водителя отсутствуют противопоказания, в путевой лист ставится отметка о допуске к рейсу (Предрейсовый (послерейсовый) медосмотр пройден, дата, время, подпись медицинского сотрудника проводившего обследование).

Отсутствие в путевом листе водителя отметки о предрейсовом (послерейсовом) медосмотре может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда.

Результаты медосмотра также, обязательно заносятся в специальный журнал (форма № 139/у) - прошнурованный, пронумерованный, скрепленный печатью организации или учреждения здравоохранения.

В нем фиксируются:
  • Фамилия, Имя, Отчество водителя;
  • Дата проведения осмотра;
  • Результаты проведенных исследований;
  • Принятые меры;
  • Медицинское заключение;
  • Фамилия и инициалы медицинского работника проводившего осмотр.

Штрафы проверяющих органов

С 1 января 2015 года существенно ужесточлись штрафы и ответственность руководителей организаций за нарушения требований в области охраны труда и контроля здоровья персонала. Проведение медосмотров водителей контролируется сразу несколькими государственными организациями: Роспотребнадзором, ГИБДД и транспортной инспекцией. При выявлении нарушений, на организацию налагаются штрафы. Размеры штрафов весьма существенны! Например, отсутствие штампа о прохождении предрейсового медосмотра квалифицируется проверяющим органом как нарушение закона об охране труда и приведет к наложению штрафа на основе ст. 5.27.1 п.3 КоАП в следующем размере:

«… 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 15000 до 25000 рублей; на юридических лиц - от 110000 до 130000 рублей…».