Понятие нормирования в сфере закупок. Чем определяются обязательства по нормированию в сфере закупок Документы нормированию по 44 фз

Что такое нормирование при закупках и какие цели оно преследует? Для кого обязательно устанавливать и соблюдать правила нормирования и в какой части? На эти вопросы ответим в сегодняшней статье.

Суть нормирования в сфере закупок

Статья 19 закона 44-ФЗ устанавливает обязательства заказчика утвердить правила нормирования закупочной деятельности и разместить их в ЕИС. Под нормированием понимается установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам, установление их предельных цен и нормативных затрат.

Условно в нормировании можно выделить два направления:

  • установление требований к характеристикам объекта - количеству, качеству, потребительским свойствам, предельной стоимости.
  • установление норм на затраты.

Первое направление нормирования отвечают на вопрос: «Какие товары, работы или услуги можно приобретать заказчикам, а какие - запрещено?». Второе направление призвано определить, сколько денег позволено тратить на ту или иную закупку.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Таким образом, нормирование преследует своей целью не допустить закупку предметов роскоши, то есть слишком дорогостоящих и имеющих излишние потребительские свойства товаров, работ или услуг.

Общие правила нормирования устанавливаются Правительством. В соответствии с ними само же Правительство, а также высшие органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований, устанавливают правила нормирования для подведомственных им заказчиков.

Кто и что должен нормировать

Упомянутая норма закона устанавливает обязанность применять положение о нормировании государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов и муниципальными органами, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Каждый из указанных выше типов заказчиков применяет нормирование в своем объеме. Нормативные затраты обязательны для государственных и муниципальных органов (распределителей и получателей бюджетных средств) и казенных учреждений. Что касается требований к объекту закупки, то перечень заказчиков, которые должны их устанавливать, несколько шире. Помимо государственных, муниципальных органов и казенных учреждений, это обязательно:

  • для бюджетных учреждений, когда они осуществляют закупки по закону 44-ФЗ;
  • для автономных учреждений, когда они расходуют бюджетные средства, выделенные на капитальные вложения по объектам государственной и муниципальной собственности (часть 4 статьи 15 закона 44-ФЗ);
  • для унитарных предприятий для закупок с 1 января 2017 года.

Недавно принятый закон по контрактной системе ввел правила нормирования в сферу закупок. В полном соответствии с этим правовым актом, положения по различным типам товара, обязаны приниматься соответственно с принятым на муниципальном, региональном и федеральном уровне порядком нормирования. В приведенной ниже информации мы познакомимся понятием что понимается под нормированием в сфере закупок и как это нормирование происходит.

Определенным видам товара, еще до этапа, на котором составляется план закупок, предъявляются минимальные требования. В законодательном акте прописана система, по которой происходит нормирование сферы закупок. Система имеет в своем составе три уровня, особенности каждого из которых, зависят от статьи 19 федерального закона от 05.04.13 г. (т.н. Закон № 44-ФЗ)

Как устроена система нормирования по 44-ФЗ

Уровень 1 состоит из обобщающих правил нормирования, регламентирующих закупки в интересах муниципальных и государственных нужд. Это нормирование в сфере закупок для муниципальных нужд и то же самое для государственных нужд. Разработкой этих правил занимается Правительство РФ.

Уровень 2 уже формулирует непосредственно конкретные правила нормирования. Они формулируются Правительством РФ, на уровне высших органов гос. Власти различных субъектов РФ и непосредственно в местных администрациях – например, правила нормирования в сфере закупок сельского поселения. К этому же перечню принадлежат и ведомственные акты по нормированию закупок.

Уровень 3 состоит из требований и нормированию при различных товаров и услуг. В том числе, в это входит формирование максимальной закупочной стоимости того, или иного вида товара или услуги. В этот же уровень входит определение нормативных трат, которые допускаются для функционирования тех, или иных государственных структур. Эти нормы и требования устанавливаются непосредственно на уровне правовых актов государственных и муниципальных структур власти, а так же структурами осуществляющими управление внебюджетными фондами.

Общие правила и правила по нормированию закупок согласно 44-ФЗ

Общие правила:

  1. Нормативы и требования по разработке, принятию нормативных актов, общие положения правил нормирования сферы закупок.
  2. Порядок формирования условий к некоторым видам услуг, работ и товаров (в т.ч. максимально допустимые цены) и трат на функционирование госаппарата.

Правила нормирования:

  1. Условия формирования порядка, содержания и обеспечения правовых актов.
  2. Порядок формирования правил и нормативных трат.

Максимально допустимые цены и другие условия по некоторым видам услуг, работ и .

Нормы трат на содержание государственных органов.

Первое примечание. Правила относятся ко всем без исключения заказчикам. Нормы трат распространяются на муниципальные и гос. органы, а так же на органы по управлению гос. внебюджетными фондами. В этот список вошли и органы управления, находящиеся в подчинении казенных предприятий и территориальные структуры.

Второе примечание. Информация по этому вопросу обязана быть предоставлена для свободного доступа и находится в единой системе информации.

Пример нормирования в сфере закупок по 44 фз

В качестве примера по установлению требований нормирования по закупкам согласно можно рассмотреть случай, когда Департамент образования формирует требования для закупки мебели для классов информатики в ВУЗах. Согласно им, например, вся мебель должна иметь металлическое основание и деревянные рабочие поверхности. Стулья обязаны регулироваться по высоте. При этом, стоимость одного стула не должна превышать 2500 рублей, стола (парты) – 4000 рублей. Гарантированный производителем мебели срок эксплуатации должен составлять более пяти лет.

Эти правила должны соответствовать (и соответствуют) требованиям зафиксированным законом высшего исполнительного органа власти субъекта. В этом законе прописаны предельные цены на стулья в 3000 рублей, а на парты (столы) – в 4500 рублей, при минимальном сроке их использования в пять лет.

Порядок, утвержденный в полном соответствии с 44-ФЗ предполагает переход от общих к конкретизированным требованиям.

Требования, предъявляемые к продукции

Смысл нормирования закупок в том, чтобы законом не ущемлялись объективные потребности заказчика в приобретении различных товаров, или заказе каких то услуг, но при этом он был лишен возможности злоупотреблять, приобретая излишние услуги.

В законе пока нет четкого определения ни степени избыточности, ни других четких правил в определении, когда товар действительно нужен, а когда нет. Во многом, при формировании окончательных требований на местах, предполагается, что ответственные лица будут руководствоваться соображениями здравого смысла. Например, мы можем рассмотреть насколько необходимо приобретение в интересах бюджетного медицинского учреждения электронных приборов для измерения давления. Необходимые функции может выполнять и механический прибор. Более того, его точность измерения лучше.


04.05.2019

Лот Онлайн электронная площадка

"Лот Онлайн электронная площадка Одним из самых выгодных мест для совершения сделок корпоративными клиентами, является «ЛОТ ОНЛАЙН электронная площадка». Сервис располагается на..."

B2B Сибур

"Уникальная торговая площадка B2B Сибур Торговая площадка B2B Сибур принадлежит одной из самых знаменитых в своей отрасли компаний Российской Федерации, ориентированных именно на рынок..."

Тендер Про электронная площадка

"Что такое Тендер Про Торговая система Тендер Про это интернет-ресурс, позволяющий проводить торгово-закупочные процедуры в сегменте b2b в электронном виде. Богатый функционал и грамотная..."

ЕСТП площадка

"СТП площадка как универсальный инструмент электронных торгов для строителей Единая строительная тендерная площадка является уникальной специализированной системой электронных торгов, созданной..."

Система закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой уникальный инструмент, посредством которого происходит взаимодействие органов власти, государственных предприятий, корпораций с предпринимательскими, коммерческими структурами. На законодательном уровне стоит задача выстроить это взаимодействие таким образом, чтобы обеспечить компонент двусторонней конкурентоспособности: со стороны власти и со стороны бизнеса.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) под нормированием в сфере закупок понимается «установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)».

Для понимания заявленной темы необходимо определить, какими способами и при помощи каких механизмов осуществляется непосредственно деятельность заказчиков в рамках планирования государственных закупок.

Во второй главе Федерального закона № 44-ФЗ определены инструменты, элементы планирования, а также требования, предъявляемые к заказчику на этапе планирования. Среди инструментов планирования Законом предусмотрены:

План закупок;

План-график закупок.

На федеральном уровне Правительством Российской Федерации утверждаются:

Требования к форме планов закупок, планов-графиков закупок;

Порядок размещения планов закупок, планов-графиков закупок в единой информационной системе (далее - ЕИС);

Общие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Такой комплекс требований позволяет унифицировать систему государственных закупок, систематизировать работу поставщиков и заказчиков, а также ликвидировать злоупотребление в сфере закупок, делая процесс их осуществления более прозрачным уже на стадии планирования. В перспективе, с введением идентификационного кода закупки и указанием его заказчиком в плане и план-графике закупки, процесс идентификации закупки и, как следствие, анализ и контроль ее заметно упростится.

Сложно оспорить тот факт, что, чем тщательнее разработан план, чем точнее он сбалансирован с бюджетом, и чем выше процент его выполнения, тем более эффективно будет осуществляться закупочная деятельность в целом. Заказчик разрабатывает план закупок - организационную схему работ по организации и осуществлению закупок товаров, работ и услуг с описанием и детализацией важнейших задач и процедур, касающихся закупок и порядка их проведения. При построении плана определяющим показателем является временной аспект - конкретный момент времени, в который продукция должна быть получена заказчиком.

Безусловно, существует комплекс проблем, с которыми приходится сталкиваться заказчикам на этапе планирования: это и методика планирования, и объем подготовительных работ, а также особенности документации. Методика планирования является ключевым элементом и заслуживает более детального изучения. Перед заказчиком возникает глобальная проблема - «как планировать свои закупки?». В теории планирования выделяются в частности такие методы:

Балансовый;

Вариантный.

В системе планирования Федеральным законом № 44-ФЗ выделяется обоснование закупок, которое предполагает формулирование заказчиком цели закупки. Балансовый метод планирования означает, что план закупок товаров, работ, услуг обосновывается путем составления балансовой ведомости, в которой предварительно определяются потребности заказчика и допустимый объем источника удовлетворения этих потребностей, а затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т. е. балансируются.

Вариантный метод планирования не находит своего отражения в существующей системе планирования, поскольку вариативность в планах закупок и план-графиках становится деструктивным элементом в рамках обеспечения принципа единства контрактной системы. Однако вариативность в существующей модели закупочной деятельности отражается в возможности внесения изменений в документацию закупок по части планирования в установленных случаях.

При этом стоит отметить, что для закупаемых заказчиками товаров, работ и услуг еще до составления планов закупок может быть определен определенный набор требований. Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено два вида нормирования в сфере закупок. (статья 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ).

Нормативные затраты и требования к товарам, работам, услугам - два взаимосвязанных и дополняющих друг друга вида нормирования в сфере закупок.

Рис.1. Виды нормирования

После определения конкретной продукции (и ее количества), которую необходимо закупить для обеспечения выполнения государственных и муниципальных функций, нужно выявить потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики отдельных видов товаров, работ, услуг, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг, необходимых для государственных и муниципальных нужд. Это необходимо для исключения избыточных потребительских свойств, не обусловленных пригодностью продукции для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения функций органами власти. Данный тезис легко подтвердить, проиллюстрировав его простым примером.

С помощью установления нормативов количества и цены в рамках определения нормативных затрат становится возможным определить обоснованный объем и максимальную стоимость (в формате «не более») товаров, работ, услуг, планируемых к закупке. Очевидно, что для обеспечения выполнения функций государственному органу необходим служебный легковой автотранспорт. Превышение фактического количества автотранспортных средств над нормативным не позволит обосновать и, следовательно, осуществить их закупку.

На современном этапе система нормирования государственных закупок представлена тремя основными уровнями (Рис. 2.).

Рис. 2. Система нормирования государственных закупок

На первом уровне находятся общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Их разработка входит в ведение Правительства Российской Федерации.

На втором - правила нормирования закупок, формируемые Правительством Российской Федерации, высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями.

Наконец, на третьей ступени - непосредственно требования к отдельным видам закупаемой продукции и услуг (включая установление предельной цены) и нормативные затраты, необходимые для осуществления функций учреждений. Их устанавливают для себя, своих территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы.

Основная цель при нормировании в сфере закупок - установить такие требования, которые бы не ущемляли заказчиков в его объективных потребностях, но и не давали возможность приобретать лишние товары, работы и услуги, а также продукцию с избыточными характеристиками или предметы роскоши.

Требования к товарам, работам, услугам - требования к количеству, качеству, потребительским свой­ствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приво­дящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона № 44-ФЗ) .

Нормативные затраты.

Первым видом или направлением в системе нормирования является установление нормативных затрат.

Под нормированием затрат понимается определение предельных объемов затрат на закупки товаров, работ, услуг в денежном выражении на обеспечение функций конкретного должностного лица (групп должностных лиц) исходя из установленных правил расчета, а также используемых при расчете нормативов (в том числе нормативов цены и нормативов количества).

Основу правого регулирования нормативных затрат составляет статья 19 Федерального закона № 44-ФЗ. Именно во исполнение положений, указанных в этой статье Правительством Российской Федерации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 г. № 1047, установившее общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (далее - постановление 1047). Данный документ является актом первого уровня, так как устанавливает «правила игры» для всех участников, вовлеченных в систему нормирования.

Если попытаться схематично представить всю систему актов о нормировании затрат, то тут существует трехступенчатая модель. Ее составляющими являются на базисном уровне федеральный закон № 44-ФЗ, на первом уровне - постановление 1047, на втором – постановление правительства Российской Федерации от 20.10.2014 г. № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» (далее – постановление 1084), а также акты высших исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации и местных администраций, устанавливающие правила определения нормативных затрат для органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами в субъектах и местных органов власти, а на третьем уровне – акты непосредственно органов власти (федеральных, региональных, муниципальных) и органов управления государственными внебюджетными фондами, устанавливающие наиболее уточненные правила определения нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

При этом каждый последующий уровень актов дополняет предыдущий. Построение такой многоуровневой и сложной системы обусловлено стремлением установить наиболее точные и подходящие нормативные рамки для заказчиков, учитывая функциональную специфику органов.

Как отмечалось выше, Правительство Российской Федерации уполномочено установить общие для всех публично-правовых образований требования к подготовке актов, определяющих нормативные затраты. Так, постановлением № 1047 определена общая классификация нормативных затрат (установлено обязательное условие, что в актах второго и третьего уровней должны соблюдаться виды и группы нормативных затрат, а также определённые направления затрат.) Это позволило унифицировать систему показателей нормативных затрат, а также, как мне кажется, позволит в будущем сопоставить показатели органов государственной власти и органов местного самоуправления при общественном и внутригосударственном контроле.

Необходимо также отметить, что отнесение затрат на закупки товаров (работ, услуг) к соответствующему виду затрат осуществляется в соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, определяющими правила отнесения расходов бюджетной системы Российской Федерации на единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группы, подгруппы и элементы видов расходов.

Группировка нормативных затрат в рамках вида осуществляется на основании группировок нормативных затрат: например, в рамках вида «Затраты на информационно-коммуникационные технологии» выделяются следующие группы: «Затраты на услуги связи», «Затраты на содержание имущества», «Затраты на приобретение прочих работ и услуг, не относящиеся к затратам на услуги связи, аренду и содержание имущества», «Затраты на приобретение основных средств», «Затраты на приобретение материальных запасов».

Направления затрат, не предусмотренные Общими правилами нормирования затрат, вводятся актами второго уровня. При этом, право определения дополнительных направлений затрат может быть предоставлено органам, утверждающим акты третьего уровня с целью уточнения системы нормирования.

Например, Правила не устанавливают группы затрат в виде затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В этой связи главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) вправе самостоятельно определить группы затрат в рамках данного вида (за исключением групп затрат на приобретение нематериальных активов), а также с учетом Указаний о порядке применения бюджетной классификации, отнести на сформированные группы затраты на соответствующие объекты закупок.

Нормирование в сфере госзакупок было введено, чтобы пресечь нецелевое расходование денег из казны. В статье рассмотрим, что такое нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ, разберем его общие правила, цели, а также приведем примеры из практики.

Общие правила нормирования в сфере закупок

Порядок установлен на федеральном уровне. Это регламент, на основании которого заказчики утверждают требования к количеству и максимальной цене товаров, их свойствам. Их прописывают, чтобы не допустить избыточных трат.

Правила действуют для госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных учреждений, бюджетных учреждений. Процедура нормирования состоит из нескольких этапов. На первой формируют общие правила на федеральном уровне. Далее разрабатывают обязательные перечни ТРУ. Последний этап - установление требований к ТРУ.

О разработке и принятии НПА о нормировании говорится в постановлении Правительства РФ от 18.05.2015 № 476. Иначе говоря, на федеральном уровне диктуют общие правила, а на местах на их основе устанавливают свои. Какие нормативные акты применять при нормировании,

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Нормативные затраты регулирует постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047. Опираясь на него, регионы и муниципалитеты определяют требования, по которым рассчитывают нормативные затраты соответственно для нужд региона и муниципалитета.

По данным Минфина, только 50% разработанных на местах актов о нормировании соответствует закону. Среди самых популярных нарушений - внесение в документ формул без конкретных нормативов цены, классификация нормативных затрат по правилам, не отвечающим федеральным, указание нормативных затрат на расходы, которые не связаны с закупками.

Новые правила нормирования по 44-ФЗ: что учесть в 2019 году

Исправьте ваши акты по нормированию, они устарели. На примере Россельхознадзора расскажем, какую новую комиссию придется создать, как узаконить ее работу. А в таблице смотрите разницу между новыми и старыми правилами работы.
Из статьи вы узнаете:
☆ Что поменялось в правилах нормирования. Сравнительная таблица;
☆ Зачем нужна новая комиссия и кого в нее включить;
☆ Как узаконить работу комиссии по рассмотрению предложений;
☆ Шаблоны докуметов для комиссии заказчика.

Цель нормирования в сфере закупок по 44-ФЗ

Можно выделить две главные цели. Во-первых, так власти следят за тем, чтобы заказчики не закупали предметы роскоши и ТРУ с избыточными характеристиками. Во-вторых, регулирование предельных цен ТРУ.

Нововведения 2019 года

Изменения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 № 712. Из обязанностей заказчика убрали обязательное обсуждение актов по нормированию на заседаниях общественных советов. Теперь предложения рассматривает специальная комиссия. Ее формируют из действующих сотрудников. Они занимаются оценкой предложений и составлением протоколов.

Раньше все предложения от общественных объединений и физлиц включали в отчет. Его требовалось опубликовать в ЕИС в течение 3 дней. В 2019 году нужно размещать не отчет, а протокол. Время, которое дается на размещение, увеличили до 30 дней. Кроме того, сократился период обсуждения проектов по нормированию в целях общественного контроля - с 7 дней до 5.

Образец нормирования в сфере закупок

В качестве примера нормирования часто приводят предельные характеристики закупаемых автомобилей. Смотрите их в Постановлении Правительства РФ от 02.09.2015 г. № 927. К примеру, мощность двигателя должна быть не больше 200 лошадиных сил. А цена авто зависит от того, кто будет им пользоваться. Если это руководитель структурного подразделения федерального госоргана или его замы, цена не может превышать 1,5 млн руб.

Чтобы нормировать закупки, примите два документа – ведомственный перечень и нормативные затраты. Каждый год утверждать документы необязательно – достаточно вносить правки по мере необходимости. Например, когда изменились характеристики продукции. Прежде чем утвердить документ о нормировании, проведите общественное обсуждение в ЕИС. Читайте, как разработать и принять ведомственный перечень и нормативные затраты.

Как сделать нормирование закупок по 44-ФЗ

Разберем пошагово, как определить правила нормирования на основе федеральных требований, для муниципалитета. Местная администрация устанавливает:

  • требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (в НПА говорится, какие именно документы должны утвердить муниципальные органы и в каком порядке);
  • правила определения требований к закупаемым ТРУ;
  • обязательный перечень ТРУ, на основе которого муниципальные органы впоследствии утверждают ведомственный перечень, при необходимости добавив к обязательному дополнительные позиции;
  • правила определения нормативных затрат.

Дальше каждый муниципальный орган издает собственные документы, основываясь на описанных выше. Это требования к закупаемым ими и подведомственными учреждениями ТРУ, ведомственный перечень, нормативные затраты.

Нормативы необходимо пересматривать не реже одного раза в год. Рекомендуем делать это до планирования бюджета.

Практика

Если заказчик приобретает ТРУ за собственные деньги, правила нормирования на такую закупку не распространяются. Это подтверждает решение Краснодарского УФАС России по делу № ВП-57/2017 от 26.09.2017. Прокуратура края обратилась в УФАС с просьбой проверить обоснованность закупки дорогих автомобилей. Местный заказчик закупил 2 автомобиля стоимостью 1 998 000,00 руб. каждый.

Представители заказчика пояснили, что финансирование данных закупок осуществлялось за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в соответствии с Уставом. Акты, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), при размещении указанных закупок отсутствовали.

В антимонопольном ведомстве отметили, что согласно извещениям и документации источником финансирования закупок являются собственные средства. Нормативные акты, регламентирующие требования к закупаемым государственными унитарными предприятиями товарам, в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ отсутствуют. В итоге доводы прокуратуры признали необоснованными.

Следующий пример из административной практики показывает, как использовать в закупках требования нормирования. Рассмотрим решение Амурского УФАС России по делу № ЖМ-28/2016 от 27.05.2016. Заказчик закупал автомобиль. Предельные характеристики автомобилей установлены постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926. Также было принято местное постановление администрации города Шимановска от 25.12.2015 № 2185.

В НПА говорилось, что легковые машины, приобретаемые для категории «руководители» по мощности не могут превышать более 200 лошадиных сил и по цене не более 2 млн руб., а для категории «специалисты и обеспечивающие специалисты» по мощности не могут превышать более 150 лошадиных сил и по цене не более 1,5 млн руб.

Однако в аукционной документации заказчик установил следующие характеристики автомобиля:

  • тип двигателя - бензиновый;
  • объем двигателя, куб. см - от 2360 до 3000 куб. см;
  • максимальная мощность, л.с. - не менее 200 и не более 230 л.с.;
  • компоновка двигателя (количество цилиндров, расположение цилиндров) - не более 6-цилиндров, V-образное расположение цилиндров;
  • максимальная цена автомобиля - 2 млн руб.

Причем в документации не было сведений о том, для какой категории муниципальных служащих приобретается транспортное средство. Как видно, превышен показатель по характеристике мощности. УФАС выдало заказчику предписание. Вероятно, заказчик неверно истолковал правила нормирования, ведь они содержат не примерные, а именно максимальные характеристики товаров, выходить за пределы которых запрещено.

1. Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

2. Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:

1) общие требования

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Установленные Правительством Российской Федерации общие правила нормирования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и правила нормирования, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, распространяются на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", на определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения.

5. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.