Николай некрасов биография годы жизни. Неизвестные факты об известных писателях. Некрасов

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич(28 ноября(10 декабря) 1821, местечко Немирове(по другой версии с. Синьки) Подольской губ. — 27 декабря 1877(8 января 1878), С.-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладбище) — поэт, писатель, редактор-издатель журналов« Современник»(1847−1866) и «Отечественные записки»(с 1868).

11 апреля — цензурное разрешение на второй выпуск« красных книжек» со стихотворениями Некрасова.

Около 10 мая — Некрасов уехал в Карабиху; в приведённой в порядок усадьбе поэт принимал множество гостей, охотился; написаны« Мороз Красный нос», «Орина, мать солдатская», задумана поэма« Кому на Руси жить хорошо».

Конец сентября — возвращение в Петербург.

8 октября — Некрасов присутствовал на похоронах Н. Г. Помяловского, молодого писателя, умершего 5 октября.

19 января — умер А. В. Дружинин; в «Современнике» Некрасов почтил память приятеля и коллеги задушевным некрологом, присутствовал на его похоронах.

20 февраля — восторженный отзыв на поэму« Мороз Красный нос» в письме к Некрасову М. С. Волконского, сына декабриста.

4 мая — Н. Г. Чернышевскому объявлен приговор Сената — ссылка в каторжные работы на семь лет.

20-е числа мая — август — Некрасов на лечении за границей.

Начало сентября — конец октября — Некрасов в Карабихе; работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Осень — написана поэма« Железная дорога».

Зима — работа над второй частью сатирического цикла« О погоде».

20 февраля — А. Я. Панаева за 14 тысяч рублей уступила Некрасову свои права на издание журнала« Современник».

7 апреля — Некрасов отказался стать компаньоном Ф. М. Достоевского по изданию его журнала почвеннической ориентации« Эпоха».

Середина мая — 30 августа — Некрасов в Карабихе: работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — в «Современнике» помещена поэма Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Середина декабря — Некрасов обратился в Главное управление по делам печати с прошением о возвращении« Современника» к условиям предварительной цензуры.

Декабрь — Некрасов известил Главное управление по делам печати о своем желании прекратить издание журнала с 1867 года и просил гарантировать ему возможность продолжения издания« Современника» в течение ближайшего года« единственно с хозяйственной» целью — дать ему срок для погашения долгов журнала, вызванных смертью И. И. Панаева, Н. А. Добролюбова, арестом Н. Г. Чернышевского и неисполненными обязательствами ряда авторов, взявших плату за работу вперед.

Февраль — в «Современнике» напечатана сатира Некрасова« Балет»; Некрасов возобновил знакомство с В. П. Боткиным, рассчитывая на его материальную помощь в случае закрытия правительством журнала.

4 марта — Некрасов получает по почте анонимное стихотворение« Не может быть!»(автор — знакомая Некрасову начинающая поэтесса О.П. Мартынова); вопреки ходившим в обществе слухам об идейном отступничестве поэта стихотворение выражает веру в его нравственное достоинство.

Март — в «Современнике» публикуется единый сатирический цикл« Песни о свободном слове».

4 апреля — радикально настроенный студент Д. В. Каракозов стрелял в императора Александра II; государя« спас», якобы толкнув злоумышленника под руку, костромской мещанин О. И. Комиссаров.

5 апреля — Некрасов нанёс визиты ряду своих великосветских знакомых, чтобы посоветоваться о способах спасения журнала в обстановке предстоящих репрессий.

6 апреля — на заседании Литературного фонда Некрасов подписал верноподданнический адрес императору Александру II.

9 апреля — в Петербурге на обеде в Английском клубе в честь О. И. Комиссарова Некрасов произнес« приветственные» стихи спасителю государя.

16 апреля — после обеда в Английском клубе в честь графа М. Н. Муравьева, назначенного главой Следственной комиссии по делу о покушении на жизнь государя императора, Некрасов по рекомендации старшины Английского клуба Г. А. Строганова прочёл« душителю польского восстания» 12 двусмысленно-панегирических строк. К перемене решения о судьбе журнала это не приводит, по возвращении поэт пишет стихотворение« Ликует враг…»

27 апреля — арестован Г. 3. Елисеев, публицист журнала« Современник». На следующий день Некрасов навестил семью Елисеева, чтобы узнать о судьбе сотрудника, и попал на жандармский обыск; лишь случайно не был арестован сам.

13 июня — Некрасов договорился с издателем Н. В. Гербелем об удовлетворении подписчиков« Современника» четырьмя томами Полного собрания драматических произведений В. Шекспира.

15 — 20 июня — Некрасов вновь отбыл в Карабиху, где работал над сценами из лирической комедии« Медвежья охота», обращающейся к характерам и нравственному наследию« людей сороковых годов».

30 октября — вдова П. А. Плетнева подала прошение об оставлении за её семьёй прав собственности на журнал« Современник»; в просьбе отказано.

Начало ноября — возвращение в Петербург и обещание ведущим сотрудникам посильной компенсации в связи с потерей ими работы.

28 ноября — Некрасов поддержал в Литературном фонде просьбу матери И. И. Панаева о назначении ей пенсии.

20 декабря — присутствие на суде над книгой А. С. Суворина «Всякие. Очерки современной жизни», приговоренной к сожжению.

Зима — Некрасов сблизился с членом Главного управления по делам печати В. М. Лазаревским, вместе с ним арендовал охотничью дачу в Чудовской Луке.

Март — работа над циклом« Стихи, посвященные русским детям»; отъезд за границу.

Апрель — май — Некрасов в Париже и во Флоренции: переработаны сцены лирической комедии« Медвежья охота».

Июнь — возвращение в Россию.

Июль — переговоры с Д. И. Писаревым о сотрудничестве.

Июль — сентябрь — Некрасов отклонил предложение А. А. Краевского возглавить в его журнале« Отечественные записки» отдел беллетристики, переговоры с А. А. Краевским об аренде журнала.

8 декабря — подписание договора об аренде журнала« Отечественные записки» с признанием Некрасова« гласно ответственным редактором» издания.

Январь — секретарём в новую редакцию« Отечественных записок» приглашён писатель В. А. Слепцов.

7 апреля — И. А. Арсеньев печатно заявил, что в новых« Отечественных записках» возродился запрещенный« Современник».

9 апреля — А. А. Краевский обратился в Главное управление по делам печати с просьбой о передаче ответственного редакторства по журналу« Отечественные записки» Н. А. Некрасову, прошение отклонено.

Июнь — М. Е. Салтыков вышел в отставку, приехал в Петербург и возглавил отдел беллетристики в «Отечественных записках».

Ноябрь — декабрь — выходит в свет 5-е издание стихотворений Н. А. Некрасова.

Вторая половина года — привлечение к сотрудничеству в «Отечественных записках» молодого критика Н. К. Михайловского.

Январь — февраль — публикация в «Отечественных записках» первых глав поэмы Некрасова« Кому на Руси жить хорошо».

Март — появление в печати брошюры М. А. Антоновича и Ю. Г. Жуковского «Материалы для характеристики современной русской литературы», представляющей политический донос на Некрасова и нравственное шельмование его как человека, журналиста и поэта.

Середина апреля — отъезд Некрасова в Париж.

Начало мая — заказ статей политэмигранту В. А. Зайцеву для« Отечественных записок».

Май — август — Некрасов переехал из Парижа в Интерлакен, затем в Соден, Киссинген, Дьепп; укрепляющее действие морских ванн.

1 октября — Некрасов отклонил предложение В. С. Курочкина войти компаньоном в затеваемый им новый журнал.

Зима — сближение Некрасова с Ф. А. Викторовой (Зинаидой Николаевной)

Февраль — арест второго номера« Отечественных записок» за помещение статьи В. А. Зайцева о Ф. Лассале.

12 марта — конфликт с В. М. Лазаревским из-за присылки на его адрес нелегальной почты из Брюсселя.

Около 10 августа — Некрасов вернулся в Петербург и на следующий день отправился в Чудово, где пробыл неделю.

Октябрь — ряд статей и сатира Некрасова« Недавнее время», опубликованные в «Отечественных записках», вызвали резкую реакцию в цензурном ведомстве.

Апрель — Некрасов долго« готовил» поэму« Княгиня Трубецкая» к прохождению через цензуру.

Весна — чтение М. С. Волконским Некрасову« Записок» своей матери М. Н. Волконской.

Начало сентября — Некрасов на охоте в Чудове.

24 октября — Некрасов дал согласие на попечительство Карабихского училища; вносит 100 рублей на постройку нового здания Абакумцевской школы.

Некрасов на охоте. Худ. А. Пластов

Январь — Некрасов обдумывает план большой поэмы из 10 глав о декабристах, весной встречался с декабристом М. А. Назимовым.

30 марта — между Некрасовым и А. А. Краевским заключен нотариальный акт на издание« Отечественных записок» в течение 10 лет с 1 января1874 года.

Июль — написаны главы поэмы« Кому на Руси жить хорошо» — «Дёмушка»(в Висбадене), «Бабья притча»(в Дьеппе).

Середина августа — возвращение из-за границы в Петербург, на несколько дней уезжал на охоту в Чудово.

19 декабря — собрание литераторов по поводу выпуска литературного сборника« Складчина» в пользу голодающих Самарской губернии.

1 января — соглашение с А. А. Краевским о тройственном редакторстве« Отечественных записок»: Н. А. Некрасов — отдел поэзии, М. Е. Салтыков — отдел беллетристики, Г. 3. Елисеев — отдел публицистики и наук.

Февраль — вышли в свет« Стихотворения Н. Некрасова. Часть седьмая».

15 марта — заключение договора между редакторами« Отечественных записок» о распределении обязанностей и о размерах вознаграждения.

Апрель — Некрасов просил у Ф. М. Достоевского его роман« Подросток» для« Отечественных записок»; едва не арестован четвертый номер журнала.

21 мая — решение об издании литературного сборника к 15-летию Литературного фонда — частью на авансированные Некрасовым средства.

Июнь — август — Некрасов с Зиной уехали в Чудовскую Луку под Новгородом. Работа над поэмой« Уныние»; написан цикл« Ночлеги», поэма« Горе старого Наума».

14 сентября — В. М. Лазаревский уступил свою часть дачи в Чудове Н. А. Некрасову, их отношения прервались.

Зима — заметно ухудшилось физическое состояние Некрасова, усилились его душевные переживания.

Апрель — Некрасов пожертвовал в Литературный фонд 800 рублей.

Начало мая — Некрасов охотился в Чудове; работа над 2-й частью поэмы« Современники».

20 мая — Некрасов предлагает включить в юбилейный сборник Литературного фонда материалы об истории его основания и деятельности, биографии умерших членов фонда.

Конец мая — начало июня — Некрасов с Зиной и ее племянницей Наташей уехали к брату Фёдору Алексеевичу в Карабиху.

Осень — знакомство с молодым публицистом С. Н. Кривенко (впоследствии написал воспоминания о Некрасове).

Январь — февраль — выход из печати благотворительного литературного сборника« Братская помощь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины», куда Некрасов отдал свое стихотворение« Страшный год…»

11−15 марта — отказ от личного участия в обсуждении вопроса о пособии А. Я. Панаевой в Литературном фонде.

15 марта — сообщение Некрасова А. Н. Пыпину о распоряжении, сделанном им сестре по поводу выдачи части денег от издания сочинений поэта для Н. Г. Чернышевского.

Март, апрель, июнь — публикация в «Новом времени» А. С. Суворина «неудобных» в личном или цензурном смысле стихов Некрасова.

20 апреля — Некрасов безуспешно пытался отстоять в Главном управлении по делам печати роман А. М. Скабичевского «Было — отжило», назначенный в № 4 «Отечественных записок».

Лето — ухудшение здоровья Некрасова, постоянные острые боли; поездки в Гатчину к лейб-медику С. П. Боткину, отъезд вслед за С. П. Боткиным, сопровождавшим императрицу, в Ялту.

Сентябрь — октябрь — Некрасов в Ялте; работает над главой« Пир на весь мир» поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — цензурное запрещение« Пира на весь мир», попытки спасти поэму; сбор подписей под адресом Некрасову петербургских и харьковских студентов.

Декабрь — лечащими врачами Некрасова созван консилиум.

Н.А. Некрасов. Худ. И.Н. Крамской

10 января — председатель петербургского цензурного комитета А. Г. Петров уговаривает Некрасова не печатать« Пир на весь мир».

Начало февраля — Некрасова посетила депутация студентов Петербурга и Харькова.

Середина февраля — в петербургском клубе художников сыщиком украден Адрес Н. А. Некрасову; клуб закрыт.

Февраль — усиленная работа над поэмой« Мать»; диктовка сестре и брату воспоминаний.

Конец февраля — Некрасов послал стихотворение« Смолкли честные, доблестно павшие…» для передачи П. А. Алексееву, лидеру подпольной группы, осуждённой в «процессе пятидесяти».

3 марта — в присутствии А. Н. Пыпина и докторов Белоголового и Богдановского Некрасов прочитал стихотворение« Баюшки-баю»; отказ от дальнейших попыток творчества.

12 апреля — Некрасов прооперирован венским хирургом Билльротом, улучшение самочувствия, возможность вставать и ходить.

Конец мая — Некрасова посетил Тургенев; поэт не мог говорить, жестом простился с прежним другом.

15 ноября — поэта вновь посетил Ф. М. Достоевский, заставший Некрасова и М. Е. Салтыкова совещающимися о декабрьском номере« Отечественных записок».

Ноябрь — написано стихотворение« Осень» о поездах, идущих с балканского фронта.

Конец ноября — начало декабря — написано несколько последних стихотворений.

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) — жену писателя Ивана Панаева.

Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева.

С. Л. Левицкий. Фотопортрет Н. А. Некрасова

Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку.




Дом Краевского, в котором размещалась редакция журнала «Отечественные записки»,
а также находилась квартира Некрасова


Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.



Авдо́тья Я́ковлевна Пана́ева


Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи — Иваном Панаевым.

Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение — про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу.



Некрасов и Панаев.
Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах»,
запрещенный цензурой. 1848


В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Ей даже удалось от него забеременеть, а Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов — так называемый«Панаевский цикл» (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе).

Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставалась единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник»

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях.

В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём Панаевой, этой эффектной брюнетке, Некрасов посвятил много своих пламенных стихов.

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами — родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году.




Н.А. Некрасов в период "Последних песен"
(картина Ивана Крамского, 1877-1878)


Селина была обычной актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе. А весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась.

Однако это не прервало их отношений — в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Во время отдыха он чувствовал себя счастливым, причиной чему была и Селина, которая была ему по душе.



Селина Лефрен


Хотя её отношение к нему было ровным и даже чуть суховатым. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя — Зина.

Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви — Авдотье Панаевой — и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей.

Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений — «Три элегии» — он посвятил только Панаевой.
2
Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты, которую можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прадеда Николая Некрасова — Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства.

Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро — одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его.

Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал:

«Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед (мой отец) — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым — не проигрывавшим. В то время, когда его предки проигрывали, — он один отыгрывал и отыграл очень много.

Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II.

А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда.

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича.

Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души.

В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»).

Авдотья Панаева вспоминала, что, когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы — везлись дорогие вина, закуски и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи — Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») из «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо».

Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались.

Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей. Однако их переписке было суждено прерваться в 1861 году. Тургенев не ответил на письмо и ружья не купил, а на их многолетней дружбе был поставлен крест.

И причиной тому были не идейные или литературные разногласия. Гражданская жена Некрасова, Авдотья Панаева, ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены поэта Николая Огарёва. Суд присудил Панаевой иск на 50 тысяч рублей. Некрасов оплатил эту сумму, сохранив честь Авдотьи Яковлевны, но тем самым его собственная репутация пошатнулась.

Тургенев выведал у самого Огарёва в Лондоне все хитросплетения тёмного дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым. Некрасов-издатель разошёлся и с некоторыми другими старыми друзьями — Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. В это время он и переключился на новую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского — Добролюбова.



Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914)
— супруга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова


Ставшая в 1870 году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове — циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг.

Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова — чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь



В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию.

В диагностическом плане вначале высказывались разные предположения, ломали голову довольно долго, но со временем становилось все более очевидным, что речь идет о раковой опухоли толстой или прямой кишки.

В начале декабря 1876 года больного консультировал работавший тогда в Медико-хирургической академии профессор Николай Склифосовский , который при пальцевом исследовании прямой кишки отчетливо определил новообразование - "...в окружности верхней части прямой кишки находится опухоль величиной с яблоко, которая окружает всю периферию кишки и, вероятно, причиняет ее приращение к крестцовой кости, отчего эта часть кишки неподвижна; соответственно месту этой опухоли находится весьма значительное сужение кишки, сужение кишки весьма значительно так, что верхушка пальца едва в него проникает"

В общих чертах Николай Алексеевич был ознакомлен со своей болезнью и понял, что речь идет о серьезном заболевании. Настроение его ухудшилось. Врачи стали увеличивать дозу опия, но Н.А.Некрасов относился к этому очень негативно, так как боялся что это повлияет на его умственные способности, а он использовал малейшую возможность для литературной работы - продолжал писать стихотворения.

К этому времени относятся такие его строки:

О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа - и моя!

Применявшееся лечение оказывалось все менее и менее эффективным. Больной тяжело страдал. 18 января 1877 г. Некрасову был приглашен хирург проф. Е.И.Богдановский. К нему обратился сам больной поэт.

4 апреля 1877 г. хирурги Н.И.Богдановский, С.П.Боткин и Н.А.Белоголовый предложили Н.А.Некрасову делать операцию и назначили ее на 6 апреля. Операцию было доверено провести Е.И.Богдановскому.


Похороны Некрасова. Рисунок А.Бальдингера

Когда только впервые встал вопрос об операции, сестра поэта А.А.Буткевич обратилась через знакомого в Вене к известному хирургу профессору Теодору Бильроту с просьбой приехать в Петербург и сделать операцию брату. 5 апреля пришло согласие Т.Бильрота, за приезд и операцию он запросил 15 тыс. прусских марок. Готовясь к возможному приезду венского хирурга, Н.А.Некрасов пишет брату Федору: "...немедля пришли деньги, кроме 14 тыс. по векселям, за тобой 1 тыс. процентная. Весь твой Ник. Некрасов " (12 марта 1877 г.) .

Лечившим больного врачам, в том числе и Е.И.Богдановскому, пришлось согласиться с принятым решением и ожидать приезда Т.Бильрота, хотя они отчетливо понимали экстренную необходимость в разгрузке кишечника oneративным путем. Профессор Т.Бильрот прибыл в Петербург вечером 11 апреля 1877 г. и его ознакомили с историей заболевания. 12 апреля он осмотрел больного и переговорил с Е.И.Богдановским о некоторых приготовлениях к операции и о времени вмешательства, которое они согласованно назначили на 13 ч.

Напрасно был выписан из Вены Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела.

Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы.

В декабре состояние больного довольно быстро стало ухудшаться, хотя колостома функционировала без каких-либо осложнений, лишь иногда наблюдалось небольшое выпадение слизистой оболочки. Вместе с тем, наряду с усилением общей слабости и исхуданием, появились постоянные и нарастающие боли в ягодичной области слева, припухлость и крепитация на задней поверхности бедра до коленной области, отеки на ногах. Периодически возникал озноб. Из прямой кишки стал выделяться зловонный гной.

14 декабря наблюдавший больного Н.А.Белоголовый определил, как он записал, "полный паралич правой половины тела". Больной был осмотрен С.П.Боткиным. Сознание и речь были еще сохранены. С каждым днем состояние прогрессивно ухудшалось, появились симптомы приближающейся смерти. Больной очень страдал.

26 декабря Николай Алексеевич поочередно подозвал к себе жену, сестру и сиделку. Каждой из них он сказал едва различимое "прощайте". Вскоре сознание покинуло его, и через сутки, вечером 27 декабря (8 января 1878 г. по новому стилю) Некрасов скончался.

30 декабря несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря.

Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.

Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. Ф.М. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками ) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: "Некрасов выше Пушкина и Лермонтова"…

Биография Некрасова


Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года (10 декабря по новому стилю) в Подольской губернии. Отец будущего великого поэта был очень властным человеком со сложным характером. Примечательно, что мать Некрасова, Елена Закревская, вышла замуж против воли своих родителей. Она была утонченной, прекрасно воспитанной девушкой, которой вскружил голову небогатый и малообразованный офицер.


Все-таки правы были родители Елены Закревской: ее семейная жизнь сложилась плачевно. Николай Некрасов, вспоминая свое детство, часто сравнивал свою мать с мученицей. Он даже посвятил ей множество своих красивых стихотворений. В детстве классик русской поэзии также подвергался тирании своего жестокого и властолюбивого родителя.


У Некрасова было 13 братьев и сестер. В детстве Николай Некрасов неоднократно был свидетелем жестоких расправ своего отца над крепостными крестьянами. Во время своих разъездов по селам, Алексей Некрасов часто брал маленького Николая с собой. На глазах мальчика крестьян избивали до смерти. Эти печальные картины тяжелой жизни русского народа глубоко залегли в его сердце, и нашли впоследствии отражение в его творчестве.


Отец поэта мечтал, что Николай пойдет по его стопам и станет военным и в возрасте 17 лет отправил его в столицу России для определения в дворянский полк, однако, у будущего классика возникло непреодолимое желание продолжить свое образование. Он не внял угрозам отца лишить его содержания, и поступил вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета. Годы студенчества запомнились Некрасову. Это была пора нищеты и лишений. У него даже не было денег, чтобы нормально пообедать. Однажды Николай Алексеевич даже лишился крова и в конце ноября оказался на улице, больной и лишенный средств к существованию. На улице над ним смилостивился один прохожий и отвел его в ночлежку, где даже Некрасов заработал 15 копеек, написав кому-то прошение.


Постепенно жизнь начала налаживаться, и Некрасов научился зарабатывать себе на жизнь написанием небольших статей, сочинением романтических стихов и созданием легкомысленных водевилей для Александрийского театра. У него даже начали появляться сбережения.


В 1840 году вышел в свет сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки». Известный критик Белинский так раскритиковал его стихи, что Николай Алексеевич в расстроенных чувствах кинулся скупать и уничтожать весь тираж. Теперь это издание является библиографической редкостью.


Некрасов долгое время руководил журналом «Современник» и под его умелым руководством издание стало очень популярно среди читающей публики.


Тут и в личной жизни произошли перемены. Еще в 40-х годах критик Белинский привел Некрасова в гости к известному литератору Панаеву. Его супруга Авдотья Панаева считалась в литературных кругах очень привлекательной, у нее была масса поклонников. Одно время даже сам Федор Михайлович Достоевский добивался ее расположения, но ему было отказано. А вот с Некрасовым у них сложились отношения. Он сумел отбить супругу у Панаева.


Будучи уже достаточно взрослым человеком и знаменитым писателем, Некрасов пристрастился к игре. Стоит отметить, что его дедушка по отцовской линии в свое время проиграл все свое состояние в карты. Получается, что страсть к игре передалась Николаю Некрасову по наследству.


В 50-х годах XIX века он часто начал посещать Английский клуб, где проходила игра. Когда Авдотья Панаева заметила, что эта игровая зависимость может привести к плачевному результату. На это Николай Алексеевич заметил ей, в карты он никогда не проиграется, потому что играет с людьми, у которых нет длинных ногтей.


В жизни Некрасова был любопытный случай. Его однажды обыграл один писатель-беллетрист Афанасьев-Чужбинский, который славился длинными ухоженными ногтями. Кстати, в то время многие мужчины носили длинные ногти. Это было признаком аристократизма и считалось изысканным. Так вот, сел Некрасов разыграть с беллетристом партию в карты «по чуть-чуть». Пока игра шла по маленьким ставкам, автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» выигрывал и радовался, что Афанасьев-Чужбинский так удачно заглянул к нему на обед. Но, когда ставки решили поднять, то фортуна внезапно отвернулась от поэта и повернулась к беллетристу. В итоге Некрасов проиграл тысячу рублей (очень большая сумма по тем временам). Как оказалось потом, Некрасова жестоко обманули. Афанасьев-Чужбинский сумел пометить крап карт своими красивыми и длинными ногтями. Получается, что Николай Алексеевич стал жертвой обычного шулера, а ведь казалось бы, писатель, культурный человек.


Ежегодно Некрасов откладывал на игру около 20 000 рублей – огромные, надо сказать деньги. В процессе игры он увеличивал эту сумму в несколько раз, и потом начиналась игра по очень большим ставкам. Стоит отметить, что со временем классик и сам овладел некоторыми шулерскими приемами, которые неплохо его выручали время от времени и делали очень успешным игроком, не знавшим проигрыша.


Так и представляется такая картина: приходит классик домой после напряженной игры, где он выиграл много тысяч рублей, садится за стол и пишет:

Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,


Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она.


Кажется, шепчут колосья друг другу: "Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,


Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!


Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,


Заяц нас топчет, и буря нас бьет... Где же наш пахарь? чего еще ждет?


Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?


Нет! мы не хуже других - и давно В нас налилось и созрело зерно.


Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?.."


Ветер несет им печальный ответ: - Вашему пахарю моченьки нет.


Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.


Плохо бедняге - не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,


Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.



Как на соху, налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою.


Как и все азартные люди, Некрасов был очень суеверным человеком. Однажды его личные суеверия обернулись настоящей трагедией. Игнатий Пиотровский, который работал вместе с Некрасовым в издательстве «Современника», обратился к Николаю Алексеевичу с просьбой одолжить ему некоторую сумму денег. Но, к сожалению, Некрасов ему отказал: намечалась крупная игра, а одалживать кому-то деньги перед игрой считается очень нехорошей приметой. Пиотровский пригрозил, что в случае отказа покончит жизнь самоубийством, но Некрасов так и остался непреклонным. В итоге проситель притворил свою угрозу в жизнь – пустил себе пулю в лоб. Этот случай Некрасов потом вспоминал всю свою оставшуюся жизнь, и очень сожалел о том, что не пришел человеку на помощь в трудную минуту.


Женщины Некрасова


В жизни Некрасова было несколько женщин. Он любил роскошный образ жизни и старался ни в чем себе не отказывать. Он больше 16 лет прожил в браке с Авдотьей Панаевой, причем вместе с ее законным мужем. Такой вот «тройственный союз» продлился вплоть до смерти законного супруга.


Стоит отметить, что красавица Авдотья Панаева не сразу ответила на ухаживания настойчивого и пылкого Николая Алексеевича. Иван Панаев – ее супруг буквально через год совместной жизни совершенно перестал обращать на нее внимание и стал проводить время с друзьями и легкодоступными женщинами. Жена оказалась совершенно никому не нужной.


Некрасов долго ухаживал за ней, но никак не мог добиться благосклонности. Авдотья Яковлевна не верила в искренность его чувств. Однажды Некрасов катал ее по Неве и пригрозил ей, что в случае отказа он прыгнет в реку, а плавать он совершенно не умеет, поэтому непременно утонет. Панаева только презрительно хмыкнула, а Некрасов не преминул тут же претворить свою угрозу в жизнь. Авдотья Яковлевна в ужасе начала кричать, поэта спасли и она, наконец, ответила на его ухаживания.


В 1846 году супруги Панаевы и Некрасов вместе провели лето и по приезде в Петербург поселились вместе в одной квартире. В 1849 году Некрасов и Авдотья ждали ребенка и вместе писали роман «Три стороны света», к сожалению, мальчик родился очень слабым и вскоре умер.


Некрасов был очень ревнивым и страстным человеком. Приступы ярости у него сменялись периодами черной меланхолии и хандры. В конце концов, они . В 1864 году Авдотья Яковлевна вышла замуж за критика Головачева и родила дочь.


Некрасов сходится с француженкой Селиной Лефрен. Эта ветреная женщина помогла Некрасову промотать большую часть его состояния и вернулась к себе на родину, в Париж.


Последней женщиной в жизни классика русской литературы была Фекла Анисимовна Викторова.
К тому времени Некрасов уже сильно пристрастился к спиртному. За шесть месяцев до своей смерти обвенчался с девятнадцатилетней Феклой. Девушка, которую он называл Зинаидой, оставалась с ним вплоть до самой его смерти, которая наступила 27 декабря 1877. Николай Алексеевич Некрасов умер от рака прямой кишки.

Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца - Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии. В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи, и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.

Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны - все то, что пользовалось большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.

Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г., но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите по его стихотворениям, - утверждал Белинский, - что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и - скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.

Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни - и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».

Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из которых является «Физиология Петербурга» (1844-1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха - «Петербургского сборника» (1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу же ставшее знаменитым «В дороге».

«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи - на издание журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем - как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Тонкий человек», целого ряда повестей.

В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.

1860-е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы - М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».

Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться с собственником журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70-е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).

В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.

В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его...», - так сказал о Некрасове Ф.М. Достоевский. В этих словах, действительно, - своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых задушевных его тем - темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.