Какие мероприятия проводятся в целях предупреждения чс. Основные направления деятельности органов государственного управления, организаций всех форм собственности и населения по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Экспертизе промышленной безопасности по

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

1) мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

2) рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

3) предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

4) предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

5) разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

6) подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

8) лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

9) страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

10) проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

11) государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

12) информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

13) подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

Можно выделить два основных этапа предупреждения ЧС:

1) осуществление заблаговременной защиты от ЧС;

2) непосредственной защиты от ЧС.

Заблаговременная защита от ЧС осуществляется с целью обеспечения максимально возможной живучести объектов защиты и привлекаемых сил и средств в условиях возникновения и развития ЧС, которые могут возникнуть на прикрываемой территории в мирное и военное время, а также своевременного прогноза опасности возникновения ЧС.

Под живучестью понимается защитное свойство прикрываемой территории, характеризующее способность снизить потери населения и материальный ущерб при возникновении ЧС различного характера.

Оповещение населения о ЧС осуществляется в целях своевременного предупреждения об угрозе или возникновении стихийных бедствий и аварий на объектах, использующих в своей производственной деятельности радиоактивные, химические, взрыво- и пожароопасные вещества, для принятия необходимых мер защиты.

Ответственность за своевременное оповещение населения при угрозе или возникновении аварии на потенциально опасных объектах возлагается на руководителей этих объектов.

Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что означает передачу предупредительного сигнала «Внимание всем». Услышав этот сигнал, каждый должен включить радиотрансляционный громкоговоритель, радио- или телевизионный приёмник, чтобы прослушать экстренное сообщение, которое последует немедленно после включения системы оповещения ГО. На весь период ликвидации последствий ЧС все радиотрансляционные средства информации необходимо держать постоянно включенными. Местные трансляционные узлы населённых пунктов и объектов народного хозяйства переводят на круглосуточную работу.

Для оповещения населения об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, создаются локальные системы оповещения . Главное их преимущество заключается в оперативности. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно передаёт сигнал «Внимание всем» включением сирен объекта и близлежащего жилого массива. Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке.

Рекомендуются следующие меры безопасности при проведении массовых общественных мероприятий(митинг, демонстрация,спортивные и культурно-массовые мероприятия, в театре, кинотеатре, концертном зале при пожаре и панике).

При сборах на митинг или демонстрацию , необходимо выяснить, санкционирован ли он властями. Если митинг, демонстрация запрещены, то они превращаются в экстремальную ситуацию еще до их начала. Но даже если это санкционированный митинг, демонстрация, необходимо соблюдать следующие меры безопасности: оставить детей дома; не брать с собой колющие и режущие предметы, обойтись без галстука, шарфа, сумки, стеклянной посуды; без крайней необходимости не брать плакаты на шестах и палках – их могут использовать как оружие, и как оружие их могут квалифицировать работники охраны порядка; обойтись без фотоаппарата или камеры (если не корреспондент); следует взять с собой документы, удостоверяющие личность; застегнуть все пуговицы.

Необходимо:

– знать маршрут шествия, где находится милиция, где наиболее опасные участки (стеклянные витрины, барьеры, железные ограды, мосты и т.д.);

недовольство толпы, что означает летящие камни, бутылки, палки, возможны провокации, не менее опасны ответные действия милиции;

– не приближаться к агрессивно настроенным группам людей, не спорить с ними и не бросать реплики; помнить, что центр митинга более опасен;

– при движении на демонстрации в плотной толпе не напирать на впереди идущих людей, соблюдать дистанцию;

– стараться избегать заторов, а главное – тех мест, где продвижение ограничивают острые углы, перила, стеклянные витрины или столики;

– не кричать и не убегать, не делать резких движений;

– если милиция начала мероприятия по рассеиванию толпы, не сопротивляться милиции, всем видом показывать нейтралитет, выбираться из толпы любой ценой, если толпа увлекает, не противиться, оберегать грудь, руки согнуть в локтях;

– при применении милицией слезоточивых газов рот и нос защитить платком, смоченным в любой жидкости; помнить, что при панике и бегстве наиболее безопасные места – на флангах;

– если вы оказались в центре бегущей толпы, главная задача – не упасть, случайно утерянный зонтик или другую вещь не поднимать, упав в толпе, свернуться в клубок и защищать голову, не думая о своей одежде или сумке, попытаться упереться руками и одной ногой в землю и резко встать.

При пожаре и панике в театре, кинотеатре, концертном зале:

– если принято решение убегать, необходимо постараться быть первым, пока свободны проходы;

– если не успели попасть в первые ряды и явной опасности нет, то необходимо переждть, пока схлынет поток людей; если решено прорываться к выходу, необходимо снять очки, избавиться от сережек и громоздкой одежды, снять с шеи галстук, шарф, цепочку, бусы.

При посещении спортивных и культурно-массовых мероприятий , обычно проводимых на стадионах, в парках, следует избегать контакта с группами пьяных людей, необходимо избегать потасовки.

3.6 Обеспечение безопасности объектов экономики
и природной среды

В настоящее время перед человечеством стоят две основные задачи:

– обеспечить устойчивое развитие экономики;

– ликвидировать экологический кризис, углубление которого грозит гибели человеческой цивилизации.

К тому же эксплуатация некоторых ресурсов достигла предела, когда выгода от выпускаемой продукции оборачивается потерями для здоровья человека и для других видов хозяйственной деятельности.

Перед человечеством стоит проблема выбора путей дальнейшего экономического развития. Ими могут быть:

– улучшение социального положения людей за счет дальнейшей эксплуатации природной среды, не учитывая ограниченности природных ресурсов планеты и экономического положения будущих поколений;

– сокращение производства товаров, использование только экологически чистых производств;

– компромиссный путь, учитывающий экологические ограничения, налагаемые конечностью ресурсов планеты.

Первый путь – это авантюра. Второй путь маловероятен, так как человечество не пойдет на резкое ухудшение своего социального положения.

Третий путь предполагает сохранение природной среды, продолжение экономического развития при минимальном использовании невозобновляемых природных ресурсов и поиск путей на переход к использованию неисчерпаемых и возобновляемых природных ресурсов. В общем случае дальнейшее развитие экономики должно базироваться на соблюдении равновесия между потребностями человека и возможностями природной среды. Таким образом, на первый план выходит задача обеспечения экологической безопасности.

В Республике Беларусь разработана концепция устойчивого экономического развития. Ее реализация – важнейшая задача государственных структур и всего общества.

При этом руководители органов государственного управления, предприниматели и население должны учитывать следующие факты и рекомендации:

– ресурсы ограничены и не должны растрачиваться впустую (принцип предела). Считается, что мировых запасов нефти хватит на 30–50 лет, природного газа (метана) хватит только на 50–60 лет, угля хватит на 300 лет, горючих сланцев и торфа пока достаточно, но их использование наносит экологический вред;

– чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, выработку ресурсов и их использование, необходимо отдавать отходы на вторичную переработку и вторично использовать ресурсы (принцип вторичной переработки и использования ресурсов);

– необходимо делать акцент на использование вечных и возобновляемых ресурсов, вырабатывать последние не быстрее, чем они восстановятся в результате естественных процессов (принцип устойчивой выработки);

– необходимо добывать ресурсы из разнообразных источников (принцип разнообразия);

– нельзя использовать электричество для обогрева воды или помещения;

– цена любого товара должна включать в себя стоимость последствий загрязнения и деградации окружающей среды, а также вредных последствий для общества (принцип стоимости экологического ущерба);

– необходимо добиваться максимальной эффективности производства товаров при минимальных затратах ресурсов (принцип увеличения эффективности и продуктивности);

– не растрачивать ресурсы на производство вредной продукции (принцип расточительного производства);

– даже незначительные ошибки в экономической политике могут привести к катастрофическим последствиям для экономики и окружающей среды (принцип расплаты);

– нельзя субсидировать и освобождать от налогов производство вредных товаров;

– необходимо поощрять производителей, которые стремятся к уменьшению расхода ресурсов, загрязнения и деградации окружающей среды (принцип экономической и экологической мудрости);

– не может быть здоровой экономики в нездоровой природной среде (принцип взаимосвязи экономики с природой);

– гораздо дешевле и эффективнее предугадать и предотвратить проблемы, чем в последствии заниматься их устранением (принцип предотвращения) и др.

Таким образом, концепция устойчивого развития базируется на необходимости экологизации экономики, то есть путем совместного решения проблем экономики и охраны окружающей среды.

При разработке и совершенствовании концепции устойчивого развития должны учитываться взаимосвязи и взаимозависимости между экономикой, природными ресурсами биосферы с одновременным воздействием на них чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации могут воздействовать на экономику как в масштабе страны, так и на уровне регионов, отдельных субъектов хозяйствования. Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику проявляется в изменениях основных показателей экономических категорий.

3.7 Промышленная безопасность как элемент
системы национальной безопасности

Национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития.

Промышленная безопасность является одним из основных элементов национальной безопасности.

Усложнение технологий, широкое использование разнообразных химических веществ привело к тому, что происходящие техногенные аварии стали носить более катастрофический характер, оказывая пагубное влияние на здоровье людей и окружающую среду. Из этого вытекает необходимость принятия мер по обеспечению промышленной безопасности, и главная направленность этой деятельности – снижение риска возможных аварий, прежде всего, на опасных производственных объектах до социально приемлемого риска при нормальных (штатных) условиях их эксплуатации с постепенным внедрением новых безопасных технологий. Одновременно ставится задача обеспечить устойчивость функционирования объектов и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Угроз промышленной безопасности достаточно. Это и износ основных фондов, иногда низкая производственная и технологическая дисциплина, нарушение требований норм и правил промышленной, пожарной безопасности, не исключается и терроризм. В условиях большого количества объектов хозяйствования, имеющих опасные производства, возникает проблема управления промышленной безопасностью.

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества – газы и легковоспламеняющиеся жидкости, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20˚ с Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

е) вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115˚ С;

3) используются стационарно установленныегрузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В общем случае под объектами хозяйствования понимают: предприятия промышленности, транспорта, колхозы, совхозы, другие субъекты хозяйствования, решающие задачи экономики и социальной сферы.

Нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в республике осуществляет МЧС. Оно также координирует деятельность республиканских органов государственного управления, которым предоставлено право осуществлять отдельные контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.

Республиканские органы государственного управления организуют работу в области промышленной безопасности в сфере своей деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

За промышленную безопасностьнесут ответственность и руководители административно-территориальных единиц, так как они заинтересованы в предупреждении всех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть на их территории. Поэтому участвуют в управлении. Основным документом, который характеризует полноту и качество управления промышленной безопасностью на территории, является паспорт безопасности территории.

Все органы государственного управления в процессе своей работы должны добиваться выполнения требований к промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от источников чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

В основную деятельность по управлению промышленной безопасностью входят:

– контроль выполнения требований безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта;

– контроль соблюдения промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

контроль выполнения требований промышленной безопасности при проведении научных исследований, внедрении изобретений;

– лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;

– сертификация технических устройств, применяемых в опасном производстве;

– организация государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности.

Деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях осуществляется на основании соответствующей лицензии, выданной республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности.

Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования путем выдачи специальных разрешений (лицензий) становится определяющей формой государственного регулирования в области обеспечения безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов, а также охраны окружающей среды и рационального использования недр.

При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель дополнительно представляет в республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности (Проматомнадзор): акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности и декларацию промышленной безопасности.

Подлежащие лицензированию виды деятельности на опасных производственных объектах и порядок выдачи лицензий на такие виды деятельности определяются органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.

Сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности подлежат технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.

Порядок сертификации продукции, требования к ней изложены в стандартах ТКП 5.1.05, а также в Законах Республики Беларусь.

Государственный надзор и контроль в области промышленной безопасности организуется в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. Его осуществляют республиканский орган в области промышленной безопасности (Проматомнадзор) и иные органы.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике проводится в целях обеспечения промышленной, технической, ядерной и радиационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, противоаварийной устойчивости производств и объектов.

Государственный технический надзор устанавливается за:

– производствами и объектами, на которых возможно образование взрывоопасных сред, а также производствами с вредными веществами;

– ядерными объектами и установками;

– оборудованием и системами газоснабжения, нефтепроводами;

– металлургическими производствами и горными работами;

– охраной недр и их рациональным использованием;

– перевозкой опасных грузов всеми видами транспорта;

– промышленными взрывчатыми веществами и пиротехническими изделиями и др.

В целях определения состояния опасного производственного объекта проводится экспертиза промышленной безопасности.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

–проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в проектную документацию;

– технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

– здания и сооружения на опасном производственном объекте;

– декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности и (или) организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

Срок проведения экспертизы не должен превышать двух месяцев со дня заключения договора на проведение экспертизы.

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются республиканским органом государственного управления в области промышленной безопасности.

Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с проведением других экспертиз в установленном порядке.

Декларирование безопасности промышленного объекта осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства.

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

Обязательному декларированию безопасности подлежат проектируемые и действующие промышленные объекты, имеющие в составе особо опасные производства, а также гидротехнические сооружения, на которых возможны гидродинамические аварии.

Декларация должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:

– сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

– основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

– анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

– характеристику систем контроля безопасности промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

– сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

– характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;

– характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Декларация разрабатывается самостоятельно предприятиями, учреждениями и организациями, подлежащими декларированию, независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов или на основании договора с организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств.

Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.

Под устойчивостью работы объекта понимают его способность выполнять заданные функции не только в нормальных (штатных), но и в чрезвычайных ситуациях, предупреждать возникновение аварий и катастроф на объекте. В широком плане, объекты производственной сферы должны выпускать продукцию в необходимом объеме, номенклатуре, заданного качества и стоимости, обеспечивающей конкурентоспособность на рынке. Устойчивая работа объекта невозможна без учета устойчивости самого объекта.

Под устойчивостью объекта понимают способность его инженерно-технического комплекса (зданий, сооружений, оборудования, инженерных, энергетических, транспортных и других коммуникаций) противостоять разрушительному действию поражающих факторов источников ЧС

3.8 Безопасность объектов энергетики, транспорта,

Как правило, при всех стихийных бедствиях страдают воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, которые приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения ломает весь установившийся ритм жизнедеятельности. Повышение устойчивости электроснабжения возможно путём замены воздушных линий на кабельные подземные или созданием двух независимых энергоисточников.

В народном хозяйстве используются различные виды транспорта , без которых устойчивое развитие экономики и социальной сферы невозможны. В Республике Беларусь широко применяются все виды транспорта, но особенно автомобильный и железнодорожный. Работе железнодорожного транспорта больше мешают чрезвычайные ситуации техногенного, реже природного характера. В свою очередь, железнодорожный транспорт является источником некоторых чрезвычайных ситуаций техногенного характера и экологического неблагополучия.

В процессе эксплуатации автомобильного транспорта возникает значительное число чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источниками которых являются аварии и катастрофы на транспорте. Во время аварий и автомобильных катастроф гибнут люди, наносится значительный материальный ущерб.

Для устойчивого развития автотранспорта, уменьшения социального и экономического ущерба принимаются меры организационного и технического характера : строятся дороги, дорожные развязки, широко используются технические решения по безопасности использования транспорта, принимаются меры по безопасному использованию транспорта в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Автотранспорт – основной источник экологических загрязнений.Каждый автомобиль выбрасывает более 40 вредных веществ, является основным источником шума в городах. При сгорании 1 кг бензина выделяется примерно 300-310г токсичных компонентов. Для сравнения: при сгорании 1 кг дизельного топлива выделяется 80-200 токсичных компонентов.

Основными направлениями уменьшения вредных выбросов являются:

создание «экологичных» конструкций автомобилей;

– обезвреживание отработанных газов;

– применение улучшенных и альтернативных видов топлива;

– совершенствование дорожного движения;

– оптимизация управления автомобилем;

– совершенствование технической эксплуатации автомобилей;

– применение компьютерной техники в автомобиле.

В основу создания «экологичных» конструкций автомобилей положены идеи минимального расхода топлива, повышения коэффициента полезного действия двигателя, уменьшения аэродинамического сопротивления автомобиля, обезвреживание отработанных газов.

Обезвреживание отработанных газов производится в основном с помощью специальных нейтрализаторов.

Применяются улучшенные и альтернативные виды топлива (природный газ, сжиженный газ, водород и др.)и двигатели (электрические двигатели,двигатели внешнего сгорания – двигатели Стирлинга,инерционные двигатели).

Важнейшим направлением безаварийного использования транспорта и обеспечения его экологичности является совершенствование дорожного движения . Дорожная сеть должна дублироваться в местах наибольших потоков.

Экологическую безопасность сельскохозяйственного производства можно обеспечить путем проведения следующих мероприятий:

отказ или ограничение масштабов осушения болот с целью остановить понижение уровня грунтовых вод и сохранения малых рек;

– ужесточение контроля за степенью загрязнения почв и водоемов тяжелыми металлами;

– ужесточение мер по соблюдению норм применения пестицидов и замену пестицидов на биологические способы борьбы с болезнями и вредителями растений, применять агротехнические методы защиты растений;

– уменьшение эрозии почв за счет чередования полос сельскохозяйственных культур вдоль склонов, за счет контурной пахоты, фитомелиорации, земельной мелиорации, плоскорезной обработки почвы, посадки леса в поймах и вдоль русел рек, использовать гидротехнические

способы защиты почв от эрозии (ступенчатые террасы на крутых склонах, валы, канавы-распылители, водоулавливающие земляные валы, рекультивация земель);

– строительство и обваловка навозохранилищ, моек автотракторной и другой техники, ликвидация в водоохранных зонах складов ядохимикатов;

– восстанавление гумуса за счет постоянного введения в почву органических удобрений;

– решение вопроса утилизации лигнина (технологического отхода гидролизных заводов) путем его использования для приготовления удобрений;

– проведение комплекса мероприятий по уменьшению степени загрязнения грунтовых и поверхностных вод;

– строгое соблюдение правил утилизации стоков на животноводческих фермах с дальнейшим использованием их как удобрений;

– соблюдение правил применения химических веществ в животноводстве;

– проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности животноводческих комплексов и др.

Противостоять бурям, ураганам, наводнениям и некоторым другим стихийным бедствиям необходимо путем строительства надежных укрытий для сельскохозяйственных животных, организацией эвакуационных мероприятий (при необходимости). Устойчивому развитию способствует хорошо организованная ветеринарная служба и участие научных учреждений в решении задач сельскохозяйственного производства.

Особенность применения порошковых огнетушителей заключается в том, что в замкнутом пространстве существует опасность попадания мелкодисперсного огнетушащего порошка в дыхательные пути и на органы зрения. По этой причине, эвакуация через зону применения ОП существенно затрудняется или становится невозможной, поэтому позиция для тушения должна находиться между очагом пожара и эвакуационным выходом. При применении углекислотных огнетушителей следует исключить физический контакт конечностей с раструбом для формирования углекислотных хлопьев (инея), так как температура на этом элементе конструкции огнетушителя достигает -60 -70°С, что может привести к обморожению. Не стоит долгое время находиться в замкнутом помещении (при применении ОУ в помещении снижается уровень кислорода). Необходимо строго следовать информации, приведённой на корпусе огнетушителя, о возможности тушения электрооборудования под напряжением. Дополнительно необходимо проинформировать об опасности поражения электрических током при непосредственном тушении пожара, его локализации и недопущении распространения огня на новые площади, если огнетушащим веществом является вода или её растворы (применение пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, огнетушителей с огнетушащим веществом на водной основе). Особенность применения песка для тушения разлитых горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы, клеи, краски и др.) заключается в том, что сыпать песок следует не в очаг горения (иначе произойдет разбрызгивание и растекание горящей жидкости), а главным образом по внешней кромке горящей зоны, стараясь окружать песком место горения. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость и собьет огонь. Асбестовое полотно, грубошерстные ткани или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала) эффективно используются для изоляции очага горения от доступа воздуха, но безопасно могут применяться лишь при небольшом очаге горения - на площади не более 50% от площади применяемого полотна.

В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.), необходимо:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.

До сведения инструктируемых лиц также рекомендуется довести следующую информацию: «Если огонь не в вашем помещении (комнате), то прежде чем открыть дверь и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте эту дверь! Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов и вы можете погибнуть от отравления продуктами горения. Возможно, кто-то решится пробежать задымленное пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. При этом обязательно надо учесть, что в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или спотыкнуться о непредвиденное препятствие. Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению - только наверх, т.е. вашей задержки дыхания должно хватить, чтобы успеть вернуться обратно в помещение.

Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:

Уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;

Знайте, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро; для оценки ситуации и для спасения вы имеете очень мало времени (иногда всего 5-7 мин);

Если есть возможность, попутно отключите напряжение на электрическом щите, расположенном на лестничной клетке;

Дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком

Ближе к полу температура воздуха ниже и больше кислорода;

По пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение горения более чем на 10-15 мин!).

Если дыма много, першит в горле, слезятся глаза - пробирайтесь, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете увлажнить внешнюю часть этой ткани. Этим вы спасете свои бронхи и легкие от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом;

Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад за оставленными вещами, так как опасность там сильно возросла;

Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:

Не поддавайтесь панике;

Если вы отрезаны огнем и дымом от подъезда, проверьте, существует ли возможность выйти на крышу или спуститься через соседние лоджии;

Если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма постарайтесь надежно загерметизировать свое помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, намочите водой любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно закройте (заткните) ими щели двери изнутри помещения. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы - закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток;

Если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;

Если в помещении есть телефон, звоните в пожарную охрану, даже если вы уже звонили туда до этого, и даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь, и что вы отрезаны огнем от выхода;

Если комната наполнилась дымом, находитесь как можно ближе к полу - так будет легче дышать (около пола температура ниже и кислорода больше);

Оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки; продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;

Если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Благодаря тяге вслед за дымом в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: «Кто на пожаре открыл окно, тому придется из него прыгать»;

Привлекая внимание людей и подавая сигнал спасателям, не обязательно открывать окна и кричать, можно, например, вывесить из форточки или из окна (не распахивая их!) большой кусок яркой ткани. Если конструкция окна не позволяет этого сделать, можно губной помадой во все стекло написать «SOS» или начертить огромный восклицательный знак».

Многоквартирный жилой фонд

В целом, требования к жилым помещениям в многоквартирных жилых домах аналогичны требованиям к жилым помещениям в индивидуальных жилых домах, освещённых в предыдущем разделе и касаются:

Соблюдения установленных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации электросетей и электротехнической продукции:

Запрещается:

Соблюдения установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при эксплуатации баллонов с горючими газами и газовых приборов:

У входа в жилые дома, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».

Дополнительно к указанным требованиям, к жилым помещениям в многоквартирных жилых домах предъявляются следующие требования, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации:

Исключение устройства в помещениях квартир производственных и складских помещений для применения и хранения взрывоопасных, пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, изменения их функционального назначения, в том числе при сдаче в аренду;

Недопустимость блокировки и загромождения люков на балконах и лоджиях квартир.

Как правило, люками на балконах и лоджиях оборудуются многоквартирные жилые здания высотой более 5 этажей в новом жилом фонде. До сведения инструктируемых лиц следует довести, что данные люки предназначены для обеспечения возможности эвакуации жильцов на нижележащие этажи, при невозможности покинуть здание через лестничную клетку в подъезде. Однако, как показывает практика, хранимые на балконах и лоджиях предметы и вещи ограничивают или делают невозможным оперативный доступ жильцов к люкам.

Для предупреждения возникновения пожаров в общем имуществе многоквартирных жилых домов, ограничения его развития, обеспечения безопасной эвакуации, отдельно следует провести инструктаж о следующих требованиях Правил противопожарного режима в Российской Федерации:

О недопустимости устройства в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовых и других подсобных помещений, хранения под лестничными маршами и на лестничных площадках вещей, мебели и других горючих материалов, установки в лестничных клетках внешних блоков кондиционеров;

Об исключении загромождения мебелью, оборудованием и другими предметами дверей, люков на балконах и лоджиях, переходов в смежные секции и выходов на наружные эвакуационные лестницы, демонтажа межбалконных лестниц;

О недопустимости демонтажа предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации и т.д.

При разъяснении требований пожарной безопасности, предъявляемых к общему имуществу, следует сделать акцент на том, что подъезд с устроенной в нём лестничной клеткой является единственным путём эвакуации для жильцов, и именно поэтому законодателем предъявляются требования, исключающие устройство в подъездах дополнительных помещений (кладовок, киосков, мастерских и пр.), а также хранение любых посторонних материалов (мебели, велосипедов, детских колясок, ящиков для овощей, газовых баллонов и пр.).При наличии источника зажигания (например, курение в подъезде, детская шалость, поджог, короткое замыкание и пр.), произойдёт возгорание указанных материалов, с мгновенным распространением опасных факторов пожара (густой дым, высокая температура) по всему объёму подъезда!

В период проведения рейдов (независимо от сезонных условий), с целью профилактики гибели детей на пожарах в жилом секторе, рекомендуется акцентировать внимание на недопустимость оставления малолетних детей без присмотра даже на непродолжительное время, исключение хранения на видных местах в жилых помещениях источников открытого огня (спички, зажигалки), проведение индивидуальных воспитательных бесед родителей с детьми об опасности шалостей с огнём.

Дополнительно целесообразно рекомендовать инструктируемым лицам обеспечить наличие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей. Они предупредят о возникшей для жизни и здоровья опасности, в том числе в ночное время, при нахождении в состоянии сна, алкогольного опьянения.

Предупредите об опасности привычки курения в постели, особенно в состоянии алкогольного опьянения! Отравление продуктами горения происходит практически незаметно, достаточно загорания, вызванного непотушенным окурком. От вдохов угарного газа человек теряет сознание, спастись в такой ситуации становится практически невозможным!

Индивидуальный жилой сектор

Соблюдение установленных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации электросетей и электротехнической продукции:

Запрещается:

Прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также над местами открытого хранения горючих веществ, материалов и изделий.

Эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

Пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

Применять самодельные электронагревательные приборы;

Оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (например, холодильники);

Размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

При проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.

Кроме доведения установленных Правилами противопожарного режима требований, необходимо довести следующие рекомендации:

    пригласите специалиста для оценки состояния электросетей в эксплуатируемых Вами помещениях! Установите устройство защитного отключения. Поверьте, затраты на заблаговременную проверку электросетей и их ремонт (замену) ничтожно малы по сравнению с ущербом, который может нанести пожар!

    ни в коем случае не допускайте превышения суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке. Ознакомьтесь со сведениями о мощности используемых электроприборов в документации завода-изготовителя (паспорте на прибор)!

    не оставляйте бытовые зарядные устройства подключенными к электрической сети! Это может привести к пожару или поражению детей электрическим током!

    не пользуйтесь электроприборами, особенно подключенными к сети (в том числе мобильными телефонами), в период приёма ванны.

Соблюдение установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при устройстве и эксплуатации печного отопления:

Перед началом отопительного сезона следует осуществить проверку и, при необходимости, ремонт печей.

Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках (отступках) и предтопочных листах.

При эксплуатации печного отопления запрещается:

а) оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;

б) располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;

в) применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

г) топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;

д) производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;

е) использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;

ж) перекаливать печи.

Необходимо обеспечить побелку дымовых труб и стен, в которых проходят дымовые каналы!

При доведении установленных требований, необходимо разъяснить значение слов «разделка» и «отступка»:

разделка – это утолщение стенки печи или дымового канала в месте соприкосновения с конструкцией здания, выполненной из горючего материала;

отступка – это пространство между наружной поверхностью печи или дымового канала и стеной (перегородкой).

Предтопочный лист должен располагаться узкой стороной (50 см) к топке.

Долговременная топка может привести к перекаливанию печи и возникновению прогаров!

Соблюдение установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при эксплуатации баллонов с горючими газами и газовых приборов:

Газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, должны располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание.

Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ».

У входа в индивидуальные жилые дома, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».

При использовании бытовых газовых приборов запрещается:

а) эксплуатация бытовых газовых приборов при утечке газа;

б) присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;

в) проверка герметичности соединений с помощью источников открытого пламени, в том числе спичек, зажигалок, свечей.

Необходимо обеспечить своевременную проверку состояния газовых баллонов (в том числе на герметичность) в специализированной организации!

При появлении запах газа в жилом помещении ни в коем случае нельзя пользоваться источниками открытого огня, электрооборудованием или искрообразующим инструментом! Необходимо тщательно проветрить помещение и вызвать специалистов газовой службы!

С целью профилактики гибели детей на пожарах в жилом секторе, рекомендуется акцентировать внимание на недопустимость оставления малолетних детей без присмотра даже на непродолжительное время, исключение хранения на видных местах в жилых помещениях источников открытого огня (спички, зажигалки), проведение индивидуальных воспитательных бесед родителей с детьми об опасности шалостей с огнём.

Дополнительно целесообразно рекомендовать инструктируемым лицам обеспечить наличие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей. Они предупредят о возникшей для жизни и здоровья опасности, в том числе в ночное время, при нахождении в состоянии сна, алкогольного опьянения.

Предупредите об опасности привычки курения в постели, особенно в состоянии алкогольного опьянения! Отравление продуктами горения происходит практически незаметно, достаточно загорания, вызванного непотушенным окурком. От вдохов угарного газа человек теряет сознание, спастись в такой ситуации становится практически невозможным!

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям :

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Заключение

Для наиболее эффективного противодействия ЧС необходимо максимально полно представлять себе все особенности данного вида разворачивания событий. Они должны стать исходными положениями для построения адекватной и эффективной системы противодействия. При этом нужно учитывать временные, энергетические и информационно-психологические особенности ЧС, среди которых основными являются:

Внезапность (часто);

Экстремальный характер воздействия на элементы СЗИ;

Психологические феномены экстремального воздействия (поведение сотрудников и руководителей - дезорганизация на всех уровнях управления);

Системность ЧС как процесса (содержит одновременно несколько деструктивных факторов);

Системность воздействия ЧС на СЗИ.

Последнее заключается в воздействии на различные функциональные структуры СЗИ:

Информационную структуру (получение, обмен, обработка и распространение информации);

Организационную структуру (система управления);

Техническую структуру (распределение и использование материальных ресурсов);

Коммуникативную структуру (взаимодействие сотрудников, руководства);

Психику сотрудников.

Например, стихийное бедствие: создает ситуацию неопределенности, разрушает линии связи, технические средства охраны и ЗИ, дезорганизует управление, влияет на поведение сотрудников.

Любая ЧС так или иначе одновременно осуществляет воздействие на несколько структур, это воздействие существует независимо от наших знаний о нем, постоянно и неизбежно сопутствуя всем ЧС.

Все эти представления о ЧС позволяют сформулировать ряд важных положений для организации работы с ЧС (противодействия СЗИ ЧС):

Только комплексные меры по подготовке и противодействию способны эффективно противостоять экстремальным воздействиям;

Подготовка сотрудников - основной элемент системы противодействия ЧС;

Наибольший эффект (наименьший ущерб) даст не реагирование на уже случившееся событие, а предотвращение или пресечение ЧС.

Комплексные меры противодействия предполагают создание системы работы с ЧС, которая состояла бы формально из четырех блоков:

Теоретические выкладки: представление обо всех негативных факторах ЧС, пути и возможности эффективного противодействия;

Методическая поддержка: разработка методов и средств противодействия ЧС для СЗИ;

Структура системы и ее функционирование: элементы, их роль и взаимодействие;

Нормативное обеспечение: положения, должностные и ситуационные инструкции, штатные расписания, плакаты, памятки и т. п.

Универсальный алгоритм работы с ЧС

Разработка теоретических представлений о ЧС

Формулировка концепции работы с ЧС

Создание организационной структуры

Прогнозирование и оценка угроз

Планирование работы

Разработка оперативных мероприятий на случай реализации угроз

Сбор и анализ информации

Распознавание ЧС

Разработка оперативных мероприятий по реагированию на ЧС

Подготовка и принятие необходимых решений

Реализация действий по предотвращению, пресечению, локализации и ликвидации ЧС

Вторичный анализ действий и угроз

При этом необходимо помнить, что система будет способна обеспечить необходимый уровень противодействия только при определенных условиях, выполнение которых позволит СЗИ эффективно противостоять экстремальным воздействиям. Условиями эффективного противодействия можно назвать подготовленность, превентивность, системность, полноту, обоснованность, оптимальность, плановость, своевременность, оперативность, точность и адекватность.

Способность эффективного противодействия ЧС предполагает своевременное разрешение ряда основополагающих задач:

Выявление основных угроз для СЗИ;

Разработка концепции (подход, основные принципы) безопасности СЗИ;

Разработка стратегии действий СЗИ по обеспечению безопасности;

Проектирование системы противодействия ЧС;

Создание структуры и механизма согласования действий всех подразделений и должностных лиц, занимающихся обеспечением безопасности;

Определение плана конкретных мероприятий по реализации этой стратегии;

Проведение обследования СЗИ на предмет уязвимости для ЧС (надежность системы противодействия);

Проведение постоянного мониторинга состояния СЗИ и контроль проводимых мероприятий.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть значение человеческого фактора для противодействия ЧС. Большинство ЧС так или иначе воздействуют на эмоциональное состояние и поведение человека. Последствия такого воздействия могут заключаться в его неспособности адекватно воспринимать и правильно реагировать на ситуацию, и даже при наличии в системе ресурсов для противодействия ЧС сотрудники в силу стрессовой ситуации не всегда способны правильно отреагировать на деструктивные процессы (воздействие). Поэтому персонал можно считать наиболее уязвимым местом любой организации. Кроме того, персонал является наиболее важным звеном в системе противодействия ЧС, потому что человеческий ресурс - это универсальный ресурс, способный заменить или компенсировать недостаток любого другого.

Задание на самоподготовку: изучить принципы и варианты оценки экономического ущерба от различных чрезвычайных ситуаций.

Составитель:


Похожая информация.


1) Деятельность органов управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС), уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз; 2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты. Практические меры реализуются в ходе подготовки сил и средств, объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения военного городка (ВГ) к работе в экстремальных условиях. Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включают меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Силы и средства РСЧС используются в составе территориальных и функциональных подсистем на пяти уровнях: федеральном, региональном, субъектовом, местном (городском, районном) и объектовом.

На федеральном уровне группировка сил включает: соединения и части гражданской обороны (ГО) РФ; авиационные формирования МЧС, мобильные поисково-спасательные формирования, специализированные формирования служб ГО центрального подчинения. В состав сил и средств региональной группировки входят: соединения и части войск ГО, предназначенные для прикрытия территорий региональных субъектов; региональные поисково-спасательные формирования; региональные специализированные формирования федеральных министерств, ведомств и федеральных служб (региональные центры медицины катастроф, аварийно-технические центры Минатома РФ и др.). Группировка сил РСЧС субъекта создается в интересах крупных городов. Она включает: силы и средства, непосредственно подчиненные органу управления ГОЧС и начальникам служб ГО данного субъекта РФ. Группировка сил РСЧС местного уровня (города, района) включает: территориальные формирования общего назначения; специальные формирования служб города, района; специализированные формирования наиболее крупных объектов. Объектовые формирования РСЧС предназначаются и используются, как правило, на своих объектах. Они включают сводные отряды и формирования служб объекта.

Управление решением задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, возложенных на ВС РФ, осуществляют постоянные (штатные) органы управления. В состав сил постоянной готовности функциональной подсистемы ВС РФ входят: специальные аварийные формирования ВС; соединения, части инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты; силы и средства поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ; авиационные поисково-спасательные силы и средства видов ВС; военные команды противопожарной защиты и спасательных работ; пожарные расчеты, команды, формирования местной обороны объектов ВС; службы экстренной медпомощи ВС.

Предупреждение ЧС как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них в частях и соединениях РВСН проводится по направлениям: мониторинг и прогнозирование ЧС; рациональное размещение объектов, сил и средств с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных, техногенных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося потенциала опасности: предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения безопасности технологических процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, уменьшение их масштабов, защиту личного состава, населения ВГ и материальных средств; подготовку оперативных групп и специально выделяемых сил и средств к действиям в условиях ЧС; подготовку объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения ВГ к работе в условиях ЧС; лицензирование деятельности потенциально опасных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС, государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование личного состава и населения ВГ о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории дислокации соединений и частей; подготовка личного состава, населения ВГ в области защиты от ЧС. В целях реализации данных направлений в РВСН созданы силы и средства (см. Безопасность войск в чрезвычайной ситуации).

Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Мероприятия выполняются на этапах заблаговременного обеспечения устойчивости объектов соединений и частей РВСН и непосредственного предупреждения ЧС. На каждом объекте соединения (части) мероприятия и способы по повышению устойчивости на случай аварий и стихийных бедствий будут различными, но по характеру решаемых задач их можно объединить в следующие группы по: защите личного состава и населения ВГ; повышению устойчивости инженерно-технического комплекса объектов; исключению или ограничению поражения вторичными факторами; обеспечению устойчивости систем вооружения, боевого дежурства и управления; подготовке к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки.

Существующая система мониторинга ЧС в РВСН позволяет выявить опасность за некоторое время до возникновения аварии или стихийного, экологического, эпидемиологического бедствия. Следовательно, в определенных условиях командиры и штабы могут иметь некоторое время (сутки, часы) для организации и проведения мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий: информационное обеспечение; усиление безопасности; организационные мероприятия; непосредственная подготовка личного состава и населения ВГ; непосредственная подготовка и выдвижение специальных подразделений, формирований к месту возможного действия; мероприятия материально-технического обеспечения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайной ситуации – это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения таких ситуаций: их место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики. При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и катастроф, а также некоторых природных бедствий.

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны является эффективной совокупностью мер, обеспечивающих предотвращение значительной части чрезвычайных ситуаций (снижение вероятности их возникновения) и уменьшение в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий). Это размещение представляет собой меры по распределению и перераспределению по территории страны объектов экономики и хозяйственной инфраструктуры, а также населенных пунктов в соответствии с критериями их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этих мероприятий является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов. Объекты экономики размещают таким образом, чтобы они не попадали в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия на них превышают допустимые нормативные. Объекты экономики должны находиться на таком расстоянии от жилых зон и друг от друга, которое обеспечивает их безопасность. Взрыво–и пожароопасные объекты и их элементы размещают с учетом защитных свойств и других особенностей местности. Потенциально опасные элементы радиационно опасных объектов размещают на таком расстоянии, которое обеспечивает изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга. Химически опасные объекты возводят на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещают с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон. Биологически опасные объекты и их элементы располагают с учетом розы ветров в данной местности. Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов создают санитарно–защитные зоны и зоны наблюдения. В санитарно–защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и некоторых других объектов. Гидротехнические сооружения возводят таким образом, чтобы в зоны возможного катастрофического затопления попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение населенных пунктов и объектов важного экономического значения в этих зонах не допускается.

Предотвратить большинство чрезвычайных ситуаций природного характера практически невозможно. Однако существует ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых можно воспрепятствовать. Это может быть выполнено проведением мероприятий по предупреждению градобитий, заблаговременному спуску лавин и сбрасыванию селевых озер, образовавшихся в результате завалов русел горных рек. К мерам по предотвращению таких ситуаций могут быть отнесены также локализация или подавление природных очагов инфекций, вакцинация населения и сельскохозяйственных животных.

В техногенной сфере работу по предотвращению аварий ведут в соответствии с их видами на конкретных объектах. В качестве мер, снижающих риск возможных ЧС, наиболее эффективными являются совершенствование технологических процессов; повышение качества технологического оборудования и его эксплуатационной надежности; своевременное обновление основных фондов; использование технически грамотной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов и комплектующих изделий; наличие квалифицированного персонала, создание и применение передовых систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоемы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от некоторых других поверхностных загрязнений. Плотины, шлюзы, насыпи, дамбы и укрепление берегов используют для защиты от наводнений. Важная роль в деле снижения ущерба окружающей природной среде отведена коммунальным и промышленным очистным сооружениям. Для уменьшения негативного воздействия оползней, селей, обвалов, осыпей и лавин в горной местности применяют защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах. Для смягчения эрозивных процессов используют защитные лесонасаждения. Для защиты персонала объектов экономики и населения от опасностей военного времени, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используются защитные сооружения гражданской обороны.

Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является проведение мероприятий по повышению физической стойкости объектов во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. К этим мероприятиям, прежде всего, следует отнести сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах и сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учета сейсмичности, а также повышение физической стойкости особо важных объектов, защита уникального оборудования, культурных, исторических, государственных ценностей, резервов наиболее важных ресурсов.

Эффективно содействует уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) создание и применение систем оповещения населения, персонала и органов управления, прежде всего системы централизованного оповещения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности большую часть населения страны или отдельных территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. На потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения, управляемые дежурным персоналом объекта или специалистами централизованной системы оповещения города. Задачей локальной системы оповещения является своевременное оповещение об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай, если дежурный персонал не сможет своевременно привести в действие систему оповещения, создают локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Такие автоматизированные системы контроля радиационной обстановки уже применяются на некоторых отечественных АЭС.

Одним из важнейших мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, прежде всего техногенного характера, является обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины.

Сложившаяся в последние годы ситуация в области эксплуатации промышленных производств, особенно потенциально опасных, характеризуется высоким уровнем аварийности и травматизма. Пожары, взрывы, выбросы токсичных продуктов и другие аварийные ситуации на производстве часто становятся причиной чрезвычайных ситуаций. Несмотря на значительные усилия в области разработки технических систем безопасности и защиты, показатели аварийности в нашей стране в последние годы значительно выросли. В большинстве случаев это связано с низкой обученностью персонала и несоблюдением технологической и трудовой дисциплины. По причине «человеческого фактора» происходит более половины всех техногенных аварий и катастроф на объектах экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, наземном, воздушном и водном транспорте.

В соответствии с действующим законодательством работник несет ответственность за свою производственную деятельность в пределах собственной (аттестационной или лицензируемой) обученности, а также информированности об опасностях при исполнении своих функций на рабочем месте.

Поэтому повышается значимость непрерывного и дополнительного обучения и информирования работников. Трудовым кодексом Российской Федерации, который принят Государственной Думой РФ в декабре 2001 г., предусмотрены обязанности и права как работодателей, так и работников по профессиональной подготовке и переподготовке, а также соблюдению трудовой и технологической дисциплины и требований охраны труда. Много внимания этим вопросам уделяется и в других законодательных и нормативных актах, особенно регламенти – рующих деятельность в опасных сферах. Так, в статье 10 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» говорится об обязанности организации, эксплуатирующей такой объект «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте».

Профессиональная подготовка работника включает в себя:

Первичный инструктаж по безопасным методам работы для вновь принятого или переведенного из одного цеха в другой работника (проводится мастером или начальником цеха);

Ежеквартальный инструктаж по безопасным методам работы и содержанию планов ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводятся руководителем организации);

Повышение квалификации рабочих по специальным программам в соответствии с «Типовым положением» (проводится аттестованными преподавателями).

Противоаварийная подготовка персонала предусматривает выполнение следующих мероприятий:

Разработка планов ликвидации аварий в цехах и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России; а также подготовка планов эвакуации персонала цехов и объектов в случае возникновения аварий;

Первичный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала для вновь принятых или переведенных из цеха в цех рабочих (проводится мастером или начальником цеха);

Ежеквартальный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводится руководителем организации).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 предусмотрено обязательное обучение всех работников предприятий, учреждений и организаций правилам поведения, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятия с ними проводятся по месту работы в соответствии с программами, разработанными с учетом особенностей производства. Работники также принимают участие в специальных учениях и тренировках. Для руководителей всех уровней, кроме того, предусмотрено обязательное повышение квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при назначении на должность, а в последующем не реже одного раза в пять лет.

К мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, следует отнести также поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно–эпидемические и ветеринарно–противоэпизо–отические мероприятия, эвакуацию населения из неблагоприятных или потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил и многое другое, а также декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация промышленной безопасности разрабатывается на каждом промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью. Она обеспечивает контроль за соблюдением мер безопасности и позволяет оценить достаточность и эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, работой на конкретной территории, осуществляется только на основе лицензии, выданной федеральным или территориальным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. Лицензия является официальным государственным разрешительным документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Для реализации мер по обеспечению природной и техногенной безопасности объектов различного назначения еще на стадии их проектирования осуществляется государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственной экспертизе в этой области подлежат:

Градостроительная документация;

Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, снятие с эксплуатации и ликвидацию объектов промышленного и социального назначения, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Проекты защитных сооружений различного назначения.

Государственная экспертиза по указанным объектам проводится независимо от источников финансирования, организационно–правовых форм и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки документации.

Важным элементом общей деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Его целью является проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По результатам надзорной и контрольной деятельности в области защиты населения и территорий разрабатываются рекомендации, направленные на снижение риска и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, а также обязательные для исполнения решения о расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Эффективным инструментом частичной компенсации ущербов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является страхование природных и техногенных рисков. Оно защищает имущественные и другие интересы граждан и юридических лиц в случае наступления событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством.

Огромный потенциал в деле снижения рисков чрезвычайных ситуаций заключается в использовании для оперативного информирования и оповещения населения комплексной системы, включающей в себя федеральные, региональные и местные информационные центры, соединенные с различными оконечными устройствами отображения информации. Такими устройствами в местах массового пребывания людей наружные и внутренние электронные табло с видеокамерами (для обеспечения обратной связи и профилактического наблюдения). В других местах оконечными устройствами могут служить мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в Интернет, бытовые радио–и телеприемники. На указанные устройства может выводиться информация о возможных чрезвычайных ситуациях, характере их поражающих факторов, правилах безопасного поведения, сигналы оповещения. Наличие обратной связи позволяет в этом случае осуществлять интерактивный процесс обучения, а также профилактическое наблюдение и мониторинг мест массового пребывания людей.

Информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о состоянии радиационной, химической, медико–биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях должна быть правдивой и своевременной. Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление заведомо ложной информации недопустимо и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом. В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий:

Уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;

Разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;

Внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;

Осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;

Подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, использование которых возможно при совершении террористических актов;

Определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов.

В качестве профилактических мер на объектах целесообразно использовать следующее:

Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию;

Установка систем сигнализации, аудио–и видеозаписи;

Тщательный подбор и проверка кадров;

Использование специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ;

Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий с работающим персоналом;

Регулярный осмотр территорий и помещений. Все указанные выше мероприятия по предупреждению возникновения и развития 1С имеют общий характер. На каждом отдельном объекте экономики с учетом его специфики специалисты разрабатывают и осуществляют конкретные мероприятия.

Вопросы и задания

1. Какие мероприятия проводятся в нашей стране для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций?

2. Проведение каких мероприятий на объекте экономики будет способствовать предотвращению техногенных чрезвычайных ситуаций?

3. Какие мероприятия предусмотрены для повышения физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

4. На каких объектах экономики и с какими целями создаются локальные системы оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций?

5. Кратко сформулируйте перечень своих обязанностей в области безопасности в соответствии со своей будущей профессией.