Благочинный агрогородка раков отец сергий лепин. Куда зовёт белорусов пресс-секретарь БПЦ о. Сергий Лепин? Семь нот рокa

В интернете хватает грязи. Порно, насилие, ненависть - довольно развратное место. Но в том же интернете можно найти официальные сайты церквей, Библию на сотне языков, религиозные блоги и паблики - в последние годы даже религиозные мобильные приложения. О том, каково быть священником-блогером, IT.TUT.BY расспросил протоиерея Сергия Лепина, известного в ЖЖ как serge-le.

"Мир Вам! Я - священник Православной Церкви Сергий Лепин…" - так начинается пост в ЖЖ serge_le от 14 марта 2002 года, первая запись в журнале.

Пресс-секретарь Минской епархии, доцент Духовной академии, настоятель Преображенской церкви в Ракове за 12 лет в ЖЖ сделал 12 сотен записей, в том числе и на темы, обсуждения которых не ожидаешь от священнослужителя. Каково это - служить Богу и постить в ЖЖ? Начнем с начала.

Когда вы познакомились с компьютером, когда в первый раз вышли в интернет?

Первые знакомства начались еще в школе. Помните, тогда были такие "монстры" с зелеными и черно-белыми экранами? Кстати, первые опыты были не очень удачными, о чем и свидетельствует "тройка" по информатике. Но где-то в году 1999-м или 1998-м у меня появился свой первый компьютер - 166-й ММХ . А интернета у меня не было еще долго, поскольку своим домашним телефоном я обзавелся намного позже приобретения компьютера. Вы знаете, что такое стоять в очереди на телефон в провинции?

Лично вы пришли в ЖЖ в 2002 году ради верующих, неверующих или скорее ради себя самого?

Не буду лукавить: для всех, в том числе и меня самого. Я - священник, мне нравится быть священником, а это среди прочего означает, что я люблю проповедовать о Христе. ЖЖ в разное время занимает меня по-разному. Иногда приходится расходовать огромное количество времени и сил - хочется верить и надеяться, что не напрасно.

Сегодня моя читательская аудитория достигла почти полутора тысяч подписчиков - все они совершенно разных взглядов на религию. Проповедь в ЖЖ - это как шахматы по переписке: есть время подумать, остыть, почитать, спросить у кого знающего. Очень полезный опыт для начинающего проповедника…



Интернет и компьютеры - это тоже "мирское" и нетипичное для священника, как увлечение рок-музыкой? Или онлайн-общение теперь естественно для церкви?

Что значит мирское и нетипичное? Говорить так, это все равно что говорить о нетипичности библиотек или почтамтов для духовенства. Да, есть очень нетипичная - назовем ее так - литература для священника; да, нетипично для наших мест, если священник работает почтальоном. Но разве можно сказать, что священнику нетипично читать книги вообще и пользоваться услугами почты?

К примеру, сначала Евангелие вообще передавалось из уст в уста. Потом появляются первые рукописи, которые еще веками переписываются. С изобретением печатного станка Евангелие начинают печатать огромными тиражами. С изобретением компьютеров появились другие принципы печати и сами тексты стали находить своих читателей уже в электронном виде. Сущностно между устным, рукописным, печатным и электронным текстом нет никакой разницы. С одной стороны, во все периоды развития письменности существовало что-то "мирское", а с другой - Евангелие всегда было Евангелием.

Да, есть такие ресурсы или занятия в Сети, которые можно назвать неуместными для духовенства (и для христиан вообще), но в целом интернет - это только средство связи, сама информация или формат доступа к ней. Это инструмент, "лопата", который Церковь осваивает и приноравливает к своим потребностям.

Если прямо и коротко ответить на ваш вопрос, то да, интернет и компьютеры стали чем-то естественным. Но среди духовенства есть немало и тех, кто по тем или иным причинам оказался вне этой темы. Значительная часть из них представлена людьми зрелого возраста, некоторые из них, как и многие другие представители их возрастной группы, и примитивнейший мобильный телефон осваивают с трудом. Но есть у нас и свои откровенные технофобы… Да и как без них?

В Символе веры ничего не сказано про компьютеры или микроволновки - нет так нет, никто не заставляет и не навязывает.



Как церковь относится к интернету? Как к месту для общения с верующими, с неверующими или опасному месту со множеством грязи, которого церкви лучше избегать?

К интернету, как и ко всему, нужно относиться с осторожностью и с четко поставленными целями и задачами. В интернете есть все, а что из этого всего нам понадобится, зависит только от нас.

Дети - особая тема, конечно… Соблазнов много, особенно для тех, кто их ищет. А полезное и важное нужно еще уметь и захотеть найти. Как говорится, покажи мне свою "Temporary Internet Files" - и я скажу, кто ты. Иногда содержание этой папки и содержание нашего сердца совпадают. В этом смысле интернет есть не просто соблазн для души, а ее зеркало, на которое не всегда есть смыcл пенять…

Но, думаю, все понимают, что "проблема интернета" - это не только проблема качества потребляемой нами информации, это еще вопрос о ее количестве. Интернет-зависимость - это тяжелый недуг. Жаль, что люди все меньше и меньше читают книг и все меньше и меньше нуждаются в непосредственном контакте друг с другом. А ведь христианство - это религия Книги и Общества, Библии и Церкви. Часто "современному" человеку нужны уже не только "магазины на диване", но такой "бог", которого достаточно только зафрендить, и такая "церковь", веровать в которую значит просто "лайкать" на публикуемые ею картинки с котиками…

Печально и то, что современные технологии сформировали культуру анонимности и безответственности. Если представить, что все написанное в комментах только на одном отдельно взятом TUT.BY когда-то будет сказано и произнесено в реале, то это, наверное, и будет ад… Мы "воюем" не против интернета, а ЗА интернет - мы не намерены "сдавать" его и планируем увеличивать присутствие проповеди повсеместно, в том числе и во Всемирной паутине.

Как говорил один древний мудрец, когда слова теряют свои значения, народ утрачивает свою свободу. Давайте помнить и не забывать о том, что слово "виртуальный" происходит от латинского "virtue", что значит "добродетель", "достоинство", "целомудрие". Мы ратуем за обновление именно этих смыслов.



Много ли священников пользуются компьютерами и бывают в интернете?

Ну, есть, конечно… Электронная почта, новостные ленты, литература… Кстати, среди духовенства есть немало тех, кто обладает образованием в сфере IT и программирования, компьютеры достаточно широко вошли в быт религиозных организаций. Соответствующие дисциплины изучаются в духовных учебных заведениях. Все епархии, все церковные ведомства, многие благочиния и приходы имеют свои сайты. Создается специфический софт для компьютеров и телефонов. В Сети ведут трансляции православные теле- и радиоканалы, выкладывают свой контент православные печатные СМИ.

Многие священники имеют свои блоги и аккаунты в социальных сетях. Некоторые, помимо умения совершать богослужения и проповедовать, имеют в качестве необходимых для их должностей навыки владения офисными, издательскими или другими специализированными пакетами.

Уместны ли поздравления с Пасхой "ВКонтакте", e-mail с просьбой поставить свечку за здравие, распятие на рабочем столе смартфона?

Каждое устройство имеет свое предназначение, и каждая покупка имеет свои цели… Все цели христианина должны быть взвешены в свете евангельских идеалов. Относительно электронных средств связи уместно все то, что уместно и по отношению к неэлектронным. Можно ли в письме попросить о молитвах? А почему нет! Главное - "не пересолить". Можно же так вдариться в рассылку просьб о молитве, что самому некогда будет молиться.



О чем нужно писать священнику, чтобы быть услышанным? О чем лучше не писать?

Знаете, адекватно образованный и умеющий совладать с собой священник не боится никакой темы, хотя для каждого есть свои удобные и неудобные вопросы. Главное, чтобы человек сам был готов услышать ответ и хотел его услышать, а не просто спросить.

Мы даем себе отчет в том, что грамотно и правильно поставить сложный вопрос в какой-либо узкоспециализированной области (а религия является именно таковой) может только специалист, а поэтому мы привыкли иметь дело и с некорректными вопросами невоцерковленных людей. Не нужно бояться задавать вопросы. Разумеется, я исхожу из того, что речь идет о подлинном интересе, а не просто о праздности или тем более желании нахамить.

Будьте снисходительны, священник тоже может что-то не знать - ответы на все вопросы есть только у глупцов.

Какой способ онлайн-общения удобнее, выгоднее для церкви сейчас - блоги, социальные сети, официальные сайты?

Тут все зависит от конкретных задач. Официальные сайты, например, сайт БПЦ, имеют свои странички в соцсетях, но соцсети никогда не заменят официальные сайты. С другой стороны, блоги - это нечто особенное и принципиально иное по отношению к официально подаваемой информации. Это разные инструменты.

По всему миру продажи компьютеров и ноутбуков падают, а смартфонов и планшетов - растут. Осваивает ли церковь смартфоны и планшеты, становится ли "мобильнее"?

У меня нет статистики, которая бы представила пропорции соотношения планшетов и других компьютеров среди пользователей-клириков. Но есть и планшеты, есть и смартфоны. Думаю, духовенство - не самая темная в этом отношении часть общества и, полагаю, многие из нас уже даже знают, что Земля круглая.

А вы сами пользуетесь смартфоном или планшетом, специализированными религиозными программами?

У меня есть и смартфон, и планшет. На телефоне у меня установлена Библия, молитвослов и другие богослужебные книги, святцы и церковный календарь. Может, еще что забыл… А еще я иногда по нему звоню.

А начиналось все совсем по-другому - спорт, комсомол, рок-музыка... Кaк подросток-бунтарь пришел к вере, почему выбрал для себя путь служения Богу и людям?

Досье:

Окончил Минскую Духовную Семинарию и Академию, Белорусский Государственный Университет (философ, преподаватель философии и социально-политических дисциплин) и аспирантуру Гродненского Государственного Университета (онтология и теория познания).

Протоиерей Белорусской православной церкви, доцент Минской духовной академии и семинарии, кандидат богословия. Преподает философию и логику.
Преподавательскую деятельность совмещает с окормлением прихода храма Святых Апостолов Петра и Павла в деревне Мизгири Слонимского района Гродненской области.

Жена Елена, двое детей: дочери Анна 13-ти лет и Ева – 6-ти.

Библия "по дешевке"

Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

Я родился в самой обычной семье. Отец - фотокорреспондент, мать – учительница русского языка. Учился в спортивной школе в Могилеве, всерьез занимался водным поло.

А потом родители решили переехать в Бобруйск, и там у меня начался серьезный юношеский кризис. Мне уже исполнялось четырнадцать лет, что само по себе проблема. С другой стороны, там не было спортивных школ по водному поло, и меня отдали в школу с литературным уклоном. Вместо многочасовых тренировок два-три раза в день у меня появилось время, которое девать было некуда. Я переживал боль утраты спорта – с ним у меня было связано все – это былa настоящая трагедия.

Тогда же я вступил в комсомол, занялся общественной работой – стал председателем клуба интернациональной дружбы, участвовал во всяких комсомольских затеях.

Параллельно начал заниматься рок-музыкой – со своими единомышленниками создал группу. Интересным комсомольцем я был – лохматым, в узких джинсах, косоворотке, клепки. Комсомол, литература, плюс рок - эта термоядерная закваска начала производить свои изменения….

И именно тогда Вы обратились к вере?

Однажды мы отправились в церковь, чтобы на какую-то комсомольскую тусовку пригласить священника. Священника мы так и не пригласили, но определенное чувство от совместного пребывания в церкви все-таки испытали…

Была еще одна важная встреча. Я ехал в троллейбусе и встретил дедушку, веселого такого, и у него на груди висел значок невероятных размеров, на котором было написано «Я люблю Бога». Я заговорил с этим человеком – опыт комсомольского активиста и непокорного неформала предопределили мою готовность ни с того, ни с сего заговорить на эту тему в общественном месте с совершенно незнакомым человеком.

Мы заговорили о Библии, о Боге, мы заговорили с ним о некоторых других замечательных вещах. Самое интересное, что я узнал - это то, что у него можно купить Библию. Где ее еще можно было купить, я не знал, и он мне согласился ее продать «по дешевке» – я помню, что заплатил за нее 28 рублей (он мне даже уступил два рубля) – это были немалые деньги. Не знаю, стоила она того или нет, но это все, что у меня было - я собирал на гитару, которой у меня так никогда и не появилось.

Это была небольшая карманная Библия. Я ее читал втайне (прости, Господи, даже в туалете), но не потому, что кого-то боялся – я никого не боялся, я был человеком достаточно независимым, но я почему-то не хотел, чтобы меня застали за этим занятием, я почему-то стеснялся. В чтении этой Книги есть нечто такое интимное...

И однажды отправился в церковь (матери сказал, что пошел на репетицию). И говорю священнику: «Здравствуйте, батюшка, я хочу поступать в семинарию».

Священник невозмутимо осмотрел меня снизу доверху – ну представьте: стоит волосатый отморозок... Затем он, как полицейский, зачитывает права при аресте, монотонно - о том, что нужно для того, чтоб поступить в семинарию. Так я начал ходить в церковь.

Однажды как-то после литургии открываются северные врата, выглядывает диакон и говорит: «Иди сюда!» и машет. Я заметил его жест, но даже не подумал, что он относится ко мне. «Иди, иди сюда», - я оглянулся. - «Да-да, ты, волосатый, иди сюда. Это ты, в семинарию собираешься поступать? Будешь пономарить».
Так началась моя пономарская эпопея. Я учился раздувать кадило, читать шестопсалмие. Теперь я был не только комсомольцем и рок-музыкантом, но еще и пономарем. :) И в 1992 г. году поступил в Семинарию.

Как развивалась Ваша жизнь после семинарии? Почему возникли мысли о университете, философии, диссертациях?

Эти мысли вынашивались мной уже на первом курсе семинарии. Это было определено спецификой моих интересов. Ну, вы понимаете, у каждого студента есть свои любимые предметы и темы. Те темы, что были интересны мне, если в них углубляться, требовали дополнительного образования ввиду своего междисциплинарного статуса.

Семь нот рокa

А как Вы сейчас относитесь в рок-музыке? Ведь есть же выражение - рок на службе у сатаны…

Служить Богу или дьяволу может только человек. Все зависит от него. Напротив, оценивая влияние рока на свою жизнь, мне кажется, что он во многом способствовал тому, что я обратился к вере.

В роке столько всего разного, в том числе и того, что совершенно оправданно заслуживает бескомпромиссного порицания - и с точки зрения Правды Божией, и с точки зрения законности. Однако, опять-таки, виновата не музыка, а люди: не музыку спас Христос, а людей, и не для того, чтоб осудить музыку, придет Христос на землю во второй раз…

Рок – это музыка, а музыка это семь нот, ничего более. Все остальное – люди. Обычно нарекания со стороны духовенства вызывает инфернальные (или те, что кажутся таковыми) мотивы в творчестве рок-музыкантов. Это очень сложный вопрос…

Понимаете ли, рок-культура формировалась как протест против слащаво и миловидно завуалированного лицемерия, фальши, приспособленчества, потребительства, неравенства, войны… Эти черты были настолько всеобъемлющи и универсальны, что протестовать против них зачастую означало протестовать против культуры вообще.

Молодые люди, будучи не искушенными в сложных вопросах богословия и морали, не могли точно отличать и разграничивать добро и зло, в результате чего их критика очень напоминала американские бомбардировки: целятся в одно, а попадают в другое.

Более того, молодежи казалось, что все существующие церкви «покрывают» тот мир, который казался им чуждым и несправедливым. Именно здесь кроется причина свойственного некоторым ранним коллективам ницшеанского антихристианства, заигрывания с другими религиями и культами или просто циничного нигилизма. Сатанизм появится позже – сначала в форме театрального эпатажа, а потом и в «настоящей» форме - религиозной.

Рок – это форма экспликации своего мировоззрения, нередко перерастающая в образ жизни. Рок – эта та музыка, которая самым серьезным образом обнажает социальные проблемы, противоречия, касается таких тем, как добро и зло, справедливость, насилие. Поэтому, рок-музыка – это протест против повседневности, серости, лицемерия, фальши, конформизма.

Рок – это то, что однажды заставит сделать тебя экзистенциальный выбор. Если человек отказывается от него, то он даже этим делает выбор. Очень многие люди после рока обратились к вере (к сожалению, не всегда - к православной). Многие – спились, скололись. Некоторые стали просто торговать на рынке, играть на свадьбах… Это тоже нужно кому-то делать, но самих музыкантов это нисколько не радует…

Кстати, приходится констатировать, что мировоззренческая сторона современного рока сегодня иссякает. Сегодня молодежь, как мне кажется, ищет другие формы высказать свое «фе» всему тому, что ей не нравится. Еще бы! Ведь на роке выросли их родители и даже дедушки-бабушки! Scorpions приехали в Прагу в рамках своего прощального турне и не смогли даже продать минимум билетов – почему? Потому, что основная их аудитория – это те, кому не на кого было оставить своих внуков.

Рок сегодня «опопсел», «огламурился», стал частью истеблишмента и средством приспособления к окружающим. Сегодня в некотором смысле рок есть способ подавления. «Сынок, что за ерунду ты слушаешь?? На вот, послушай, какая классная песня у Deep Purple!»…

А, может, это со мной что-то происходит, и я не вижу уже в роке всего того, что видел раньше. И в самом деле: иногда музыка – это просто музыка.

Кого из рок-музыкантов – наших и зарубежных Вы слушаете и сейчас?

Ох, много чего… Секундочку, открою проигрыватель и посмотрю историю… Dire Straits, Steve Morse, Peter Frampton, Craig Chaquico, Someday Blues, Supertramp, Pink Floyd, Sinead O"Connor, Gathering…

Я очень старомоден, как видите: арт-рок, прогрессив, блюз-, джаз- и еще не-пойми-какой-рок. Я недолюбливаю отечественный рок, хотя недавно переслушал «Август» и последний альбом «Пикника».

Проблемa Богa

Когда Вы пришли к религии, почему выбрали именно Православие – ведь в то время уже существовала некая открытая информация о других конфессиях – и Вы могли стать, к примеру, буддистом...

Ну, я бы не сказал, что в 80-х информации было хоть пруд пруди. А если и была, то я не думаю, что она бросалась в глаза 14-летним подросткам… Просто мне случайным эпизодическим образом доводилось бывать только в церквях – может быть это…

Конечно, если положить руку на сердце, я не могу сказать, что мой выбор тогда был осознанным – осознание и одобрение выбранного придет позже. У меня и вера-то не сразу появилась. Могло случиться всякое, но Господь миловал.

Конечно, тем, что я остался в церкви, я обязан священникам того храма. Нет, они не были ни титанами богословия, ни глубокими психологами, ни выдающимися проповедниками. Они просто были хорошими людьми. Они просто приняли меня таким, каким я был тогда.

Мне иногда кажется, что сегодня некоторые мои коллеги просто «разбрасываются» людьми: пришел молодой человек в храм, и на него сразу: не так стоишь, не так висишь, не туда смотришь, и лицо у тебя не такое…

Тогда, как мне кажется, все было не так – по крайней мере, со мной и моими друзьями, которые все стали священниками, один – даже епископом. Надо мной подшучивали, меня считали странным, но… Я был им интересен, а они и их служение – мне.

Скажите, а кто «более ценен» для Православной церкви: крещеный в православии грешник, нарушающий абсолютно все заповеди, или же представитель другой религии – мусульманин, буддист, который ведет праведную жизнь - не прелюбодействует, не чревоугодничает, не сребролюбив и т.д?...

Конечно, кому больше дано, с того и спрос больше. Тот, кто нарушает обеты Крещения, больше согрешает. Есть достаточно универсальный принцип, разделяемый многими религиями: плохой единоверец хуже плохого иноверца (не говоря уж о хорошем). Вера (как и любовь) проявляет себя в делах человека, поэтому злостный нераскаянный грешник, упорствующий в своих непотребствах, по сути, покидает границы Православия. Это с одной стороны, а с другой - стоит помнить, что никакая добродетель сама по себе вне истинной веры не спасает.

Не кажется ли Вам, что технический прогресс – тупиковый путь для развития человечества? Что, созидая одно, человек разрушает другое – и чем больше создает, тем больше разрушает…

Не просто кажется, я в этом уверен. Как говорил Хайдеггер, «круговорот потребления ради полного израсходования есть уникальный процесс, отличающий историю мира, который превратился в немир». Культ потребительства и накопления находится в резком противоречии с христианским взглядом на мир как на храм Божий, возделывать который человек должен в посте и молитве. Чем меньше у человека духовных потребностей, тем больше у него потребностей материальных. Планета была создана для духовного человека. Библия повествует нам уже об одной глобальной катастрофе, о , который произошел по причине того, что люди «стали плотью» - превратились в мясо.

А как Вы относитесь к тому, что многие фантасты (а в последние время уже и ученые) утверждают, что Бог на самом деле существовал, но был представителем некой инопланетной расы, которая при помощи генной инженерии, внушив им при этом некие правила жизни, ставшие заповедями?

Ну, и у ученых, и у фантастов есть свои религии. А у науки пока есть проблемы не только с доказательствами бытия Бога, но и с доказательством возможности жизни где бы то ни было еще за пределами нашей планеты. До сих пор непонятно, как стала возможной жизнь на Земле: вероятности, случайности, антропные принципы всякие… Что там говорить про жизнь на других планетах и делить шкуру неубитого медведя!

Это во-первых, а во-вторых, подобное гипотетическое допущение нисколько не решает «проблему Бога» в принципе: ведь у нас остается все тот же вопрос: а кто сотворил этих инопланетян?

Напомню, кстати, что человек, с точки зрения Библии, не единственное разумное существо, сотворенное Богом. Есть еще и ангельские миры, и некоторая их часть стала злой по отношению как к Богу и ангелам Его, так и к человеку и всему нашему миру.

Одна моя знакомая, очень талантливая девушка, по молодости лет искала себя и способы изменить сознание – сменила множество увлечений, была, как Вы, и комсомольским лидером, и музыкантом, вступала в какие-то секты, пробовала легкие наркотики и т.д. Потом увлеклась религией и стала по-настоящему верующей – много лет вела соответственный образ жизни – посты, молитвы, прислуживала в церкви и т.д. Но когда ей исполнилось 30 лет, вдруг «остыла» - она по-прежнему верит в Бога, но не хочет больше все свое время отдавать церкви как институту – ей захотелось как-то раскрыть многочисленные свои таланты. Может ли быть такое, что Вы вдруг решите, что стезя священника – не ваша?

На определенном этапе нашей жизни Бог дает нам залог веры и благодати. Мы должны не только сохранить его, но и приумножить. На этом пути очень важно соблюдать меру в поддержании огонька своей веры: если он будет мал, то угаснет, если он будет велик, то опалит верующего и окружающих его. Очень важно не только не потухнуть, но и не сгореть, ведь результат один: тьма. У меня слишком мало данных, чтоб вот так, «заочно» ставить духовные диагнозы Вашей подруге…

Стоит помнить и то, что православие весьма либерально подходит к исчислению «десятины», которую человек должен посвящать Богу. У нас нет математики: каждый решает сам, насколько и чем именно он будет служить Богу. Возможно, женщина поняла, что нести послушание при храме, находится в эпицентре приходских страстей – это не ее. В этом нет ничего страшного. Пусть найдет себе работу в других «институтах» - то, что, с ее точки зрения, раскроет ее, как личность. Главное, чтоб она сохранила свою связь с Господом и Его Церковью в молитве, таинствах, богослужениях.

Теоретически может быть всякое. Зарекаться не хочу – если Бог не помилует, то еще и не такое может случится. Вон, бесы святых в баранку гнули, куда уж мне!

Крест нa двоих

Где и когда Вы познакомились с Вашей будущей женой? Как она отнеслась к тому, что Вы священник?

Я познакомился с Еленой, учась на первом курсе. Я заговорил с с ней впервые после одной из церковных служб. Она приехала с подругой в монастырь помолиться и сидела на лавочке и ждала автобус… Естественно, тогда я не был священником. Она не слишком была озабочена моим выбором, но вот ее родственники (особенно тети-дяди)…

Прелюбодеяние – один из смертных грехов, причем не только связь с женатым (замужней), но и разведенным. Но представьте себе такую ситуацию, что двое верующих людей обвенчались, а затем вдруг выяснилось, что это была не любовь, а лишь иллюзия. Но при этом вера в Бога не позволяет им разойтись – из-за боязни греха. Что более правильно с точки зрения религии – продолжать им жить вместе – без греха, но без душевной связи или же все же искать настоящую любовь? И этот же вопрос часто мучает и неверующих…

Иллюзия! Да какая иллюзия?! Человек купил себе «Гольф» и был этому очень рад. Проходит время, и радости становится все меньше. Потом он решает, что это была лишь «иллюзия», и покупает новый автомобиль, а потом еще…

И так до тех пор, пока ни надоест, или пока возможность ни иссякнет. Беда в том, что сегодня у людей гедонистическое отношения к браку: если вдруг выяснилось, что того «кайфа» и «драйва», что были раньше, больше нет, то нет смысла быть вместе. Потом новая «любовь», и еще одна, и еще… А потом человек останавливается. Потому, что нашел то, что нужно, «идеал»? Самообман! Потому, что возраст, потому что «сойдет», потому что поубавилось спеси и радикализма, и кое-что появилось в голове (как в собственной, так у партнера).

Люди пытаются изменить окружающих. Не сумев изменить окружающих, они начинают их менять. Хотя нужно просто измениться самому, собственному отношению к происходящему. Что именно изменить? Прежде всего, отношение к браку. Брак это по определению не «развлекуха». Это своего рода «ЗАО» по преодолению превратностей сей временной жизни с целью достигнуть Царствия Божие. Это тяжелый совместный труд, среди которого «совпадение характеров» и пр. «поэзия» есть лишь желаемая отдушина, а не цель или смысл.

Брак - это не только воспитание детей (если они есть), это совместный труд по искоренению греха друг в друге – в том числе и всего того дурного, от чего люди пытаются уйти, подавая на развод. Если ты не хочешь видеть больных, то тогда не становись врачом, если ты считаешь, что брак - это только когда вместе нюхают ландыши, то лучше не заводить семью. Легко найти человека, веселье которого тебе будет приятно. Легко найти того, кто с радостью с тобой повеселится. Дай Бог радости всем, но создание семьи – поиск того, с кем ты вместе понесешь свой крест, свою боль.

Смысл брака не реализуем в границах только этой жизни – его значение простирается в вечность. Только вечностью можно сделать осмысленными все те страдания и неудобства, которые люди терпят в браке и могут избежать, разведясь. Удовольствие иногда проще получать вне семьи. В этом смысле религия – это то, как люди оправдывают необходимость создания и сохранения семей.

Сегодня люди изначально создают семьи в расчете на то, что если не понравится, то всегда можно развестись. Конечно, не понравится! Пройдут праздники, настанут будни, и опять захочется праздника, притом готового, на который тебя позовут. Но при нормальном отношении брак есть «необитаемый остров», с которого никуда не деться. Хочешь ругаться? Ругайся! Но только знай, что завтра вам все равно вместе иди в джунгли в поисках съедобного – ведь рядом никого другого нет! И настоящую любовь тебе придется искать там, где ты ее потерял, и с тем, с кем ты ее потерял.

Поэтому, дилемма, поставленная Вами, не верна. Искать настоящую любовь нужно обязательно и дальше, но с супругом. Более того, настоящая любовь никогда не бывает в законченном виде окончательно найденной – делать таковой ее нужно на протяжении всей жизни. Иногда все рушится, как карточный домик – казалось, хотел построить еще один «этаж», но нет… Что ж, бери и смиренно и терпеливо строй дальше – ведь в любом случае, с супругом или без него, тебе все равно придется начинать с нуля. Да и, как показывает даже мой скромный пастырский опыт, люди очень много драматизируют и преувеличивают.

Конечно, есть ситуации в которых развод допустим или даже показан, но, как я понял, мы пока не обсуждаем эти ситуации.

Что Вас больше всего огорчает в людях? И в человечестве в целом, и в отдельных личностях – ваших друзьях, учениках, прихожанах?

Огорчает больше всего двоедушие. Две души – меньше, чем одна. В глаза одно, за спиной другой. А так… Я не думаю, что я в это оригинален, как и все…


В разные минуты жизни каждого из нас занимали мысли о войне – о какой-то определенной или о войне вообще. Однажды, еще будучи студентом, я убивал время во дворике главного корпуса БГУ возле памятника всем тем, кто ушел из аудиторий университета на фронт, но назад уже не вернулся. Надпись на памятнике я видел тысячи раз, но только в тот момент она меня зацепила не на шутку. У меня накатились слезы, и я ушел глубже в сквер…
Они не были воинами – они хотели быть учеными, учителями. Им не было интересно оружие – им нравилось решать уравнения, наблюдать за погодой, собирать гербарии. Да и какие из них, на фиг, солдаты! Сутулые, конопатые очкарики, экономящие на еде, чтоб купить книжку или сходить на танцульки…
А еще только вчера (в прямом смысле) по всей стране в школах отгремели выпускные балы: белые туфельки, платья, кучеряшки, неловкие ухаживания, рассвет. Рассвет первого дня войны.
Все изменилось за один день. Прощай, наука. Прощай, мама. Прощай, жизнь.
А дальше… страх, злость, гнев, кровь, гной, армейский юмор, грязь, холод, голод, смерть. Все. Даже если выжил - устал на всю жизнь. Война – это когда одни дети убивают других.

Странно, как много замечательных книг о Христе и обо всем, что связано с Ним! Как много их хотелось бы если и не прочитать, то, во всяком случае, купить…
И я вот тут сижу и пишу о Боге направо-налево. Иногда целыми ночами.
А Господь написал всего-навсего одно единственное слово – на песке. И то его затоптали в разборке с проституткой…

Позавчера отпевал младенца. Слава Богу, на моем приходе это приходится делать не часто. Никак не привыкну – чувствую себя виноватым. Говорил проповедь, но поймал себя на таком чувстве, как будто оправдываюсь.
Не дай Бог, но все же, дорогие собратья-священники, если случится нам оказаться в таком горе, утешит ли нас то, чем мы пытаемся утешить других?

Есть люди, которые, подобно ночным бабочкам, просыпают солнце, а потом, когда наступает ночь, в кровь разбиваются об фонари…

Ездил к своему другу-священнику в Телеханы. На обратном пути подобрал женщину с двумя маленькими детьми. Проезжаем мимо задавленного ежика. Один ребенок закричал так, что я аж испугался от неожиданности: «Мама, мама! Смотри, ежика убили! Почему мы батюшку не попросили остановиться, чтоб он его вылечил?!». Это - не смешно! Плакать хочется. Бедные люди! Как им с нами, попами, тяжело – ежика воскресить и то не можем.

На днях освящал квартиру в одном доме…
Смотрю, хозяева хорошо подготовились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!!! Я в шоке. «Ну, как же!» - Говорят мне. – «Мы сделали все так, как ты велел Пете и Свете!». Петя и Света – это наши общие хорошие знакомые (имена вымышлены), которым я полгода назад тоже дом освящал. И вот, оказывается, в чем дело…
Звонят мне как-то эти Петя и Света, просят чтоб я приехал и дом их освятил, а то «совсем невмоготу стало: все ругаемся, да ругаемся – уже к разводу все идет». Я прихожу к ним, расспрашиваю, что да как, а они наперебой, как маленькие дети, жалуются друг на друга. Я все выслушал… Ладно, говорю, а теперь давайте помолимся, а потом поговорим…
Помолились, освятили, окропили… «А что теперь делать с маслом, которое осталось?» - спрашивают меня. Я в шутку отвечаю: нужно взять соус Табаско (можно и Чили, но у православных больше принято использовать Табаско), добавить его в елей и языки свои мазать сразу, как ругаться начинаете… А языки, надобно заметить, у них у обоих огого! Выясняется, в общем, что они потом так и сделали!!!
И как, спрашиваю в полном опупеозе, это им помогло? А то!!! «У них, типа, уже полгода как опять сплошной медовый месяц, тишь да гладь, ходят по улице, мизинчиками зацепившись, в религию ударились… А она еще вроде как и забеременела - спросить не удобно, но очень похоже»…
Вот эти самые Петя и Света и объяснили, как нужно правильно приготовиться к освящению квартиры…

Короче, вы все еще ругаетесь? ТОГДА Я ИДУ К ВАМ!!!

  • 2863 просмотра
Часто в церковных лавках, а особенно на церковных выставках можно увидеть в продаже ладанки. Как правило, это небольшой мешочек с некоторым предметом внутри, освящённый на мощах. Надпись на нём может гласить "Ладанка ограждает от духов нечистых и несёт в себе чудотворную силу от святых мощей, на которых она освящена. Вещественная святыня как милость Божия роду человеческому - для отгнания врагов видимых и невидимых"…

Как это понимать, может ли ношение некоторого предмета спасать человека от злых духов - на вопросы о ладанках сайт ответил доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин .

- Отец Сергий, помогите разобраться в ладанках. С одной стороны, наличие при себе освященных предметов или изображений святых может лишний раз направлять ум человека к богомыслию и к молитве, но то, как позиционируются ладанки, не может не смущать (учитывая, что написано на этикетках к ним)! Что греха таить, большинство людей воспринимают ладанку как оберег...

Так, речь идёт о банальном обереге (амулете) - языческом рудименте в нашей практике. Предполагается, что какая-то вещица будет висеть на шее и просто приносить счастье.

Уже минимум в начале двадцатого века о ладанках писали в церковной печати, как о суеверии, основанном как на народном веровании в то, что бесы "боятся ладана", так и на вере в целительную силу ладана. Например, в 1877 г. "Руководство для сельских пастырей" специально отмечало, что священнику не следует давать ладан прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений. Ещё митрополит Киевский Евгений (Болховитинов; † 1837) совершенно однозначно относил ладанки к амулетам, когда писал: "Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками (по-гречески филактерии), потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки".

Нередко в ладанках не было вообще никакого ладана! Чего в неё только не зашивали: и чеснок, и кусочек пуповины, "священные" травы и кусочки древесины, кожу рептилий и пресмыкающихся, свитки с молитвами и заклинаниями, кусочек земли с родины - от "чар", болезней, как средство любовной магии и пр.

Мешочек с непонятным содержимым как средство хранения "чудотворной силы от святых мощей" - звучит как какой-то бред… Ага, этакий "power bank"… Ну, ребята, так же нельзя!

- Если ладанки продаются в церковных лавках, логично предположить, что польза от них всё же есть - в чём она?

Вспомнился Маяковский: "Если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?". Конечно, польза есть! Особенно продавцам. Какая может быть польза купившему её? Ну, не знаю... Может, меньше денег останется на алкоголь и сигареты. Разумеется, психологически можно объяснить наличие мнимой пользы от амулетов, которые помогают справиться с неуверенностью и страхами, но я уверен, что уж пусть лучше неуверенность и страх, чем ложное упование и тщетная надежда.

В лучшем из возможных смыслов, по-моему, ладанку и прочие "освящённые косыночки", "лепесточки" и пр. в этом духе можно воспринимать просто как трогательные памятные сувениры, напоминающие нам о наших трепетных чувствах, пережитых, например, нами в том или ином паломничестве. Продавать их как средства спасения, исцеления и какие-то фантастические вместилища благодати ни в коем случае нельзя .

Я ничего не имею против сувениров - я против обмана простого доверчивого люда и соблазнения тех, кто потом, глядя на всю эту "православную" ярмарочную вакханалию, уходят в секты.

- В чём разница между ношением ладанки и ношением креста, помимо того, что наличием креста мы исповедуем себя христианами?

- Как это ни печально, но ношение креста тоже может быть суеверным - если и он, крест, воспринимается как оберег: вещица, которая сама по себе и без нашей вовлечённости что-то там втихую "отгоняет".

Вера в "автоматические" защитные свойства любого имеющего "магическую силу" предмета предполагает ненужность молитвы, поста, морали, банальной осторожности и рассудительности.

Крест на груди верующего и добродетельного человека является видимым исповеданием себя учеником Христовым, взявшим крест свой и последовавшим за Ним (см.: Лк.9:23, Лк.14:27), а также осязаемым напоминанием о необходимости сораспяться со Христом (см.: Гал.2:19), умереть вместе с Ним для мира и вместе с Ним совоскреснуть для Новой жизни. Крест только тогда "демонов язва", когда он - "верных утверждение".

Если даже "слово о кресте… для нас, спасаемых, - сила Божия" (1Кор.1:18), то мешочки непонятно с чем - это просто… мешочки непонятно с чем. Мы спасены не мешочками! Ношение ладана как "лекарства" или "чертополоха" основано на незнании смысла употребления ладана за богослужением и келейной молитвой. Если бесов (бесплотных духов) можно было бы победить вкусно пахнущим дымком, а то и просто куском смолы, то, может, зря пришёл и умер Сын Божий?

Ношение текста молитвы и даже креста при себе просто в качестве оберега не имеет никакого отношения к православному учению о спасении и молитве.

"Дети! храните себя от идолов. Аминь" (1Ин.5:21).

Доцент кафедры апологетики Минской духовной академии.

Образование, ученые степени и звания:

Минская духовная семинария, бакалавр богословия — 1996 г.

Философско-экономический факультет по специальности «Философ. Преподаватель философии и социально-политических дисциплин», с отличием — 1999 г.

Минская Духовная Академия, кандидат богословия — 2000 г.

Аспирантуру Гродненского Государственного университета по специальности «Онтология и теория познания» — 2003 г.

Доцент Минской Духовной Академии — 2006 г.

Христианская теологическая академия в Варшаве, магистр теологии, 2013 г.

Христианская теологическая академия в Варшаве, доктор теологии, 2014 г.

Педагогическая деятельность:

С 1996 года — преподаватель в Минских духовных школах, Современном Гуманитарном университете, Европейском Гуманитарном университете, Институте Теологии БГУ.

Страницы биографии:

В 1998 году Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), Патриаршим Экзархом всея Беларуси рукоположен в сан диакона.

В 2000 году Архиепископом Новогрудским и Лидским рукоположен в сан иерея и до 2011 года нес пастырское послушание на приходах Новогрудской епархии, совмещая его с преподаванием в Минских духовных школах.

С 2011 года — настоятель Свято-Преображенской церкви д. Раков Воложинского района Минской области (Молодечненская епархия).

В 2011 году назначен пресс-секретарем БПЦ и переведен в клир Минской епархии с сохранением преподавательского послушания.

С 2011 по 2015 – главный редактор журнала «Минских Епархиальных ведомостей».

В 2014 году (по настоящее время) назначен председателем Синодального информационного отдела БПЦ.

2016 год – удостоен права ношения креста с украшениями.

Соавтор и ведущий телепередачи «Святыни Беларуси» на «БТ3», а также рубрики «О вечном» в «Аргументах и Фактах в Беларуси», миссионерского блога «Бытие Между» (15 лет, более 1500 публикаций), регулярные выступления на радио, телевидении, в печатных и электронных СМИ.

Рецензент Издательского Совета БПЦ МП.

Неоднократно готовил экспертизы проектов Законов Беларуси (Закон РБ «О трансплантации органов и тканей человека, Закон РБ», «О вспомогательных репродуктивных технологиях»), различных правовых актов и указов. Составлял, редактировал, проводил богословскую экспертизу официальных документов Белорусской Православной Церкви и выступлений (в том числе научных) церковных иерархов.

Ознакомиться с публикациями протоиерея Сергия Лепина .

Последние публикации:

  1. Лепин С.Л., прот. ЭКО: можно или нельзя? Отзыв на «заявление церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» / Лепин С.Л., прот. // Христианское чтение. – 2015. – № 1. – С. 107-122.
  2. Лепин Сергий, прот. Евангельские беседы: Притча о немилосердном должнике. — Ведомости Минской Митрополии, — №3-5 (116-118)/2015 — С.114-115.
  3. Лепин Сергий, прот. Найти в себе волю к миру. — Ведомости Минской Митрополии, №3 (121)/2106. – С.23-26
  4. Лепин, C., прот. Если «Бог умер»: проблема духовности в современной Европе. / Лепин, C. // Перспективы возрождения и модернизации России – от Н.А.Добролюбова до наших дней: сборник докладов Международной научной конференции «ХХХVI Добролюбовские чтения»/ Под ред. Дмитриевской Г.А., Строгецкого В.М. – Нижний Новгород: Гладкова О.В., 201. – С. 91-95.

Основные конференции:

  1. Лепин С., прот. «Духовность как категориальная проблема». — Современная цивилизация в динамике от глобальной нестабильности к устойчивому развитию». — VII научно-теоретический семинар студентов, аспирантов и молодых ученых, — Минск, 22.05.2013
  2. Лепин С., прот. «Роль Церкви в формировании европейской науки», — Христианские культура и образование. Наследие, современность, будущее. — Х Свято-Покровские образовательные чтения. – Гомель, 23.10.2013
  3. Лепин С., прот. Взаимодействие Церкви и общества в отношении проблемы смертной казни. – Международная конференция «Несмертная казнь: Истоки ответственной позиции», 13 — 14 ноября 2014 года, г. Минск.
  4. Лепин С., прот. Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира — Международная научная конференция «Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира», Жировичи, 14-15 мая 2015 г.
  5. Лепин С., прот. «Взаимодействие Церкви и общества в отношении проблемы смертной казни» — Международная конференция «несмертная казнь: Истоки ответственной позиции», — Минск, 13-14 ноября 2014 года,
  6. Лепин С., прот. «Содействие интеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Беларуси» — заседание экспертной группы в рамках проекта МТП, Минск, 07.12.14
  7. Лепин С., прот. Отношение Русской Православной Церкви к смертной казни: история вопроса — Круглый стол «Смертная казнь в Республике Беларусь: проблем теории и реальность» — ЧУО «БИП-Институт Правоведения», Минск, 11.12.14
  8. Лепин С., прот. «Мирное сосуществование как ценность и служение журналиста». Круглый стол «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Беларусь на современном этапе», Минск, Институт Журналистики БГУ, 20 мая 2015
  9. Лепин С. прот. «Проблема позитивной мотивации в пролайферском движении». — Конференция памяти Татьяны Тарасевич «Перспективы белорусского движения в защиту жизни». — Минск, МОИРО, 6 июня 2015 года
  10. Лепин С., прот. «Категории духовного и душевного применительно к проблеме психического здоровья человека». — Доклад на семинаре «Психические расстройства и насилие: причина или следствие?», Молодечно. «Религиозное представление о природе психических расстройств и насилии в русле православной церкви», 04.2016
  11. Лепин С., прот. «Половой диморфизм в Библии и святоотеческом Предании» — Международная научно-практическая конференция «Роль женщины в развитии современной науки и образования», Минск, 17-18 мая 2016 г.
  12. Лепин С., прот. «Духовность как социальный капитал» — международная научная конференция «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития». – МинДА.- Минск 03.11.16
  13. Лепин С., прот. «Светское и духовное образование: некоторые аспекты из истории взаимоотношений» — Вторые Епархиальные Рождественские чтения. – Молодечно, 01.12.2016
  14. Лепин С., прот. «Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся и профилактика деятельности псевдорелигиозных структур и деструктивных организаций». Доклад «Сектантство как угроза юношеству». — Вилейский межведомственный семинар для социальных педагогов и педагогов-психологов. Вилейка, 03.12.2016

Скандал с выступлением пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на националистическом антироссийском митинге 25 марта показывает новые грани личности «свядомага» батюшки. Оказывается, Митрополит Павел не давал благословения на участие Лепина в «Дне воли», о чём сам владыка сказал журналистам 20 апреля. Напомним, что Сергей Лепин обратное, то есть попросту соврал и подставил Патриаршего Экзарха.

Без сомнения, подобная «самодеятельность» может работать лишь на раскол Церкви, что невольно отсылает нас к примеру Украины. Мы решили узнать мнение украинского клира по поводу этой ситуации и обратились за комментарием к протоиерею, доктору богословия, пастырю ополченцев Донбасса, а ныне священнику Городецкой епархии, Олегу Трофимову .

— Отец Олег, как Вы оцениваете факт выступления пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на националистическом «Дне воли», а также его об объединении Беларуси и Литвы с отделением некоторых территорий от России?

— Христос Воскресе, братья и сестры! Идея расчленения России и единого русского народа, родившегося в киевской крещальной купели, стоит издавна. На нас шли и поляки, и французы, и немцы, но все они так и не смогли победить нас в лоб, потому теперь бьют в тыл. Ныне идет борьба за владение душами людей, а именно: борьба идеологий, проникающих в сердце.

Последние политические события в Беларуси – это не вновь изобретенный велосипед, а опробованная технология, которую мы во всей красе видели во время так называемой «оранжевой революции» на Украине и во время госпереворотов в других странах. Организаторам социальных потрясений крайне важно захватить душу народа, установить контроль над религией. Поэтому именно представители Церкви должны сказать сейчас решающее слово.

По поводу территориальной целостности государств. На мой взгляд, здесь нужно давать оценку в первую очередь нравственную. Многие государства на карте мира то появлялись, то исчезали, однако здесь очень важно понимать, каков был смысл их существования, какой цивилизационный выбор они делали. Для того, чтобы нам понять от Бога то или иное событие или нет, существует нравственный фильтр, евангельский принцип: «Все, что объединяет во Христе – от Бога, все что разъединяет – от дьявола, от лукавого».

У Беларуси и России – общие святые, общая история, общий язык. Ведь все то, что мы называем украинским языком, белорусским языком – это наречия одного общего древнего русского языка. Возьмем, к примеру, Германию: там было до 120 разных диалектов, и немцы вообще не понимали друг друга. А между тем у нас настолько близкие языки, что нет никаких сомнений в том, что мы – один народ.

Теперь подумаем к чему приводит сепаратизм и дружба с Западной цивилизацией? Начиная с эпохи Возрождения, там предавали и продавали Христа. Во что в Западной цивилизации превратилось христианство и Христос? В декорацию, в вымирающую религию, из которой просто выхолостили Спасителя. Родители поздравляют детей с Рождеством, а дети уже не знают с Рождеством кого их поздравляют. Святых превратили в фокусников, летающих на оленях и лазающих через дымоход. А кем вообще был святой Николай Чудотворец уже никто и не помнит.

И вот в такой мир Евросодома и антихриста батюшка Сергий Лепин по факту, оказывается, призывает. Так что это за батюшка, который призывает к союзу с дьяволом? Неужели он и вправду думает, что с этим можно вот так легко заигрывать? Такие шутки добром никогда не окончатся. Посмотрите на то, что сейчас творится на Украине. Если дьяволу скажешь «а», после этого ты обязательно скажешь ему и «б». Даже если ты не захочешь, тебя опустят на колени, тебя заставят сказать дьяволу «б», потакать ему дальше, а значит предавать Христа.

Посмотрите, что сейчас происходит в греко-католической церкви, которая тоже, кстати, пытается разводить активность в Беларуси. В украинском католическом университете во Львове преподают геи, читаются курсы толерантности. Что это такое? Они выбрали главой греко-католической церкви Святослава Шевчука, его торжественно поздравил с этим гей-клуб. Кто он им такой, кореш или духовник? Подумайте, что ждет церковь. Я уверен, что первый, кто в Беларуси будет проводить такую линию – это католическая и греко-католическая церковь, так как они давным-давно уже предали Христа. И сейчас так называемый батюшка Сергей Лепин призывает вот к таким вот европейским либеральным ценностям.

— Но, по мнению Лепина, «за все хорошее» можно стоять «единым христианским фронтом» и с Литвой…

— А вы знаете, что в Литве существует эвтаназия для детей? Какой там может быть христианский фронт? Почему там местные христиане ничего не сделали? Вы в Беларуси хотите, чтобы эта гадость у вас была, этот вид самоубийства для людей?

Новая эра породила цивилизацию Христа, а та, в свою очередь, породила Святую Русь. И тот, кто против Святой Руси и вне её, тот автоматически попадает в мир Евросодома, в мир фашизма, Бандеры, соединенных штатов антихриста. Только в этот мир он попадает, третьего не дано. В данный момент больше нет никакого нейтралитета. Сейчас идет война против Святой Руси и против всех наших святых.

— А с чем Вы связываете то, что такие люди оказываются на достаточно высоких позициях в Белорусском Экзархате Русской православной церкви?

— Дело в том, что люди с подобной идеологией не появляются на таком месте сразу. Человек, достигающий высокого поста, всегда искушаем деньгами и славой. Любому человеку нелегко избежать этих искушений, и я надеюсь, что мой коллега в своем заигрывании и заискивании ещё покается.

Поверьте, всё это не бесплатно. Ещё в 1992 году был проект создания Белорусской автокефальной церкви, её пытались создать ЦРУшники с помощью денег из фонда Сороса, который финансировал подобный проект и на Украине.

Еще с 1950-х годов через украинские и белорусские диаспоры Запад хотел создать на наших землях подобный раскол. Многие националисты, бандеровцы избежали наказания после войны благодаря покровительству Папы Римского Пия XII. Их расселили в Новую Зеландию, Австралию, Бразилию, Англию, Канаду, в США и готовили для вброса на территорию СССР еще в 1950-х годах. С тех пор прошло несколько поколений, но вот этот дух ненависти и антиевангельский дух, разъединяющий народы, сохранился. «Убей москаля – спаси Украину» – лозунг тех ещё времен. И вот это заигрывание с дьяволом – сказал «а», придется говорить «б» — так же старо, как мир. Человек просто продает душу дьяволу, осознает он этого или нет.

Вполне реально, что полученное Лепиным экуменистическое образование могло дать свое влияние. Но однозначно говорить об этом нельзя, так как многие умные люди, даже окончив подобные ВУЗы, остаются верными Святой Руси.

— Выдвигается такой аргумент: дескать, «мы должны нести слово Христово везде, где только можно, поэтому мы должны обращаться даже к националистам в расчете на то, что они образумятся». Мол, если Церковь будет на них воздействовать, они отойдут от своих радикальных убеждений. Этот аргумент выдвигают защитники Лепина, а как Вы смотрите на это утверждение?

— Я думаю, те, кто финансирует этот проект из-за рубежа, предполагают такое развитие событий. Не будьте наивными, здесь всё делается для раскола и для разъединения, для утверждения ненависти. И кто будет говорить после этого о любви? У них совершенно иные программы и на них тратятся миллиарды, как это было до этого и на Украине.