Старец илий духовник патриарха кирилла. Биография схиархимандрита отца илии ноздрина, как к нему попасть. Учеба в семинарии

Завтра начинается Страстная неделя. Не трудно догадаться, что основной вал грязи, льющейся сейчас на Патриарха и Русскую Православную Церковь, накатит именно в эти дни. В дни, когда большинство православных делает последние усилия к тому, чтобы встретить Светлый Праздник Пасхи в достойном духовном состоянии.

Я очень надеюсь и молю Бога о том, чтобы у меня и моих друзей получилось не сорваться в эти дни.

А напоследок хочу немного рассказать о духовнике Патриарха Московского Кирилла. Об Схиархимандрите Илии.
Конечно, церковные люди все прекрасно знают кто это такой. Но, я надеюсь, что среди тех, кто нападает сейчас на Патриарха и Церковь есть те, кто делает это просто по незнанию, по НЕДО...РАЗУМЕНИЮ, и кому-то этот пост поможет понять, что, как-минимум, не всё так просто в жизни.)

Ведь я и сам когда-то выкрикивал своим православным друзьям в лицо грубые слова "про зажравшихся попов", сам был уверен, что "вера это личное дело каждого" и "Бог должен быть внутри, а не в Церкви". Откуда только Ему взяться внутри, если нутро заполнено другим? Как солнцу появиться в комнате с закрытыми окнами?
Скажут - так открой окна, причём здесь посредники-попы? Отвечу - а пусть ваши дети обретут грамоту сами, зачем посредники-учителя? Или сами научитесь водить автомобиль, без этих хапуг-инструкторов, вы же взрослые люди, сами всё понимаете!

Так вот, для тех, кто НЕДОРАЗУМЕЛ. Для христианина главное личное покаяние.
Каяться мы все не любим, а уж каяться перед священником это, я вам скажу, совсем не то, что внутри себя. Даже мой скудный опыт духовной жизни не оставляет никаких сомнений в правильности покаяния перед свидетелем.

Так к чему это я? Да к тому, что и Святейший Патриарх также как и все ходит на исповедь. А исповедует его ни кто нибудь, а вот этот человек.
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) - всероссийский известный старец, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Родился в многодетной семье в 1932 году в селе Становой Колодезь Орловского района, Орловской области. Родители - Афанасий Иванович и Клавдия Васильевна - крестьяне.



Отец скончался от тяжелого боевого ранения в военном госпитале в 1942 г. Клавдия Васильевна одна вырастила четверых детей.

В 1949 г. Алесей Ноздрин закончил Станово-колодезскую среднюю школу. Потом была служба в армии.

С 1955 по 1958 годы Алексей Ноздрин учился в механическом техникуме г. Серпухова Тульской области. По окончании учебы был направлен в г. Камышин Волгоградской области на строительство хлопчатобумажного комбината. Там же принял решение посвятить свою жизнь духовному служению и поступил учиться в Духовную семинарию г. Саратова.

В 1961 г. во время так называемого "хрущевского" гонения на Церковь Саратовская Духовная семинария была закрыта. Алесей Ноздрин продолжил образование сначала в Духовной семинарии, а затем в Ленинградской духовной академии. Там же он принял иноческий постриг с именем Илиан.

В годы пребывания в Ленинградской епархии много потрудился на разных приходах.

С 1966 года десять лет провёл в Псково-Печерском монастыре - древней обители Русской Церкви.

3 марта 1976 года Определением Священного Синода РПЦ иеромонах Илиан (Ноздрин) вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание на Святой Афонской горе (Греция), в русскую обитель великомученика Пантелеимона. Он был среди той горстки монахов, которые помогли сохранить здесь монашескую жизнь, поддержать связь монастыря с Русским Православием, и предотвратить реально сложившуюся угрозу передачи Пантелеимоновского монастыря грекам. О. Илиан нёс послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Ему было также доверено духовничество в стенах Пантелеимонова монастыря. На Афоне о. Илиан имел возможность общаться со многими духоносными старцами и подвижниками веры, представителями и различных Поместных Православных Церквей. Молитвенный и духовный подвиг на Святой горе готовил батюшку к той нелегкой миссии, которая ему предстояла по возвращению в Россию.

В конце 1980-х годов о. Илиан был призван обратно на Родину и направлен в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. Здесь он принял постриг в великую схиму с именем Илий. 20 лет схиигумен Илий исполнял в обители свое призвание, возрождая старческое служение, чем всегда славился монастырь. Батюшку отличали опыт, мудрость, а также безотказность, кротость, смирение, доброта и любовь в отношении к братии и паломникам, которые во множестве стали стекаться к нему. Были засвидетельствованы многие случаи его прозорливости и действенности его молитв. За эти два десятилетия Оптина вернула себе былое величие, став духовным центром Православия.

Биографию нынешнего духовника патриарха Кирилла, схиархимандрита Илия (Ноздрина) не раз публиковали во многих источниках. Она довольно краткая, но в ней есть такие моменты, которые могут восприниматься нынешним российским обществом, как некие противоречия.

Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет. Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже.

Владыка Никодим

Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии (само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном).

При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом (Ротовым). Митрополит Никодим - фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким «советским функционером» на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих «профессиональных советских атеистов»: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви.

То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы (главное, в период «хрущёвской оттепели», которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви) и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей - все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима.

При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят «никодимовцы», подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный «никодимовец» в Русской Православной Церкви сегодня - это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл.

Псково-Печерский монастырь

После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени - это отдельная и драматичная история, также полная противоречий.

В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий (Воронов). Именно он опубликовал в газете «Советская Россия» статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами (их нашли и вернули). Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря.

Духовник Оптиной

В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: «Сумел предотвратить закрытие монастыря».

Далее, с конца 1980-х годов, - духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро.

В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла , отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры.

Схимник в миру

В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.

Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода «скандалами» и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то «прозорливый старец», то «лжестарец» и «конъюнктурщик и политикан».

Политические взгляды

О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия.

Ленин у него - русофоб, Сталин - бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной (вопреки которым и победили) - казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет.

В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну «попыткой новой смуты», а сейчас говорит о необходимости выбирать «верующего президента». И тут уже вырисовывается некий образ «охранителя» с соответствующим набором идеологем.

И снова нет - отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному .

Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: «Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое».

Ни нашим ни вашим

Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании, и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому - это уже как-то странно.

И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами «не допустить смуту» в 2011-2012 году?

Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия - приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии.

И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь.

7 октября в храме Рождества Христова состоялось соборное служение старооскольских священнослужителей со схиархимандритом Илием (Ноздриным), духовником Святейшего Патриарха Кирилла и братии Оптиной пустыни.
Накануне отец Илий встретился с митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, пообщался с белгородским духовенством.
Будущий духовник Патриарха родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь Орловской области. Нарекли его Алексеем – в честь Алексия, человека Божия. Детство было трудное и голодное: семью раскулачили, дедушка с бабушкой умерли от голода, мать с четырьмя детьми ютилась в хибарке с соломенной крышей, отец погиб на фронте. Несмотря на атеистические времена, про Бога в семье никогда не забывали. Верующая тетя привозила из Москвы духовную литературу, учила детей церковнославянскому языку, водила их в храмы.
В 1958 году, закончив машиностроительный техникум в Серпухове, Алексей Ноздрин начал трудиться на строящемся хлопчатобумажном комбинате в городе Камышин Волгоградской области. В городе был единственный открытый Никольский храм. В нем ищущий духовной жизни молодой человек обрел духовника – протоиерея Иоанна Букоткина, который благословил его поступать в духовную семинарию. Сначала Алексей учился в Саратовской семинарии, а после ее закрытия в Ленинградской, где и познакомился с будущим Патриархом Кириллом. После пострижения в монашество в 1966 году начинается духовная стезя старца: десять лет в Псково-Печерском монастыре и 13 лет на Афоне. В 1989 году он возвращается в Россию, чтобы духовно окормлять братию начинающейся возрождаться Оптиной пустыни. После Поместного собора 2009 года отец Илий избирается духовником Патриарха Кирилла. С тех пор поток посетителей к нему увеличился: за советом и молитвой приезжают люди со всей страны, разных рангов и должностей. Довольно часто, несмотря на свой преклонный возраст, схиархимандрит Илий совершает поездки за границу и на Афон, приезжает в различные регионы России. Перед посещением Белгородской митрополии он побывал в Курской, а затем отправился в Воронежскую.
В Старом Осколе схиархимандрит Илий возглавил богослужение в храме Рождества Христова. Ему сослужили старооскольское духовенство, духовник Белгородской и Старооскольской епархии протоиерей Василий Феер, а также насельник Оптиной пустыни иеродиакон Илиодор (Гариянц). Тихие неспешные возгласы батюшки с особым чувством воспринимались верующими. Ведь это уникальное событие – помолиться с духоносным старцем, к которому на личную встречу в Переделкино попасть крайне затруднительно.
После службы отец Илий обратился с проповедью к верующим. Он напомнил о подвижнических трудах преподобного Никандра Псковского, чья память празднуется церковью 7 октября, и поздравил прихожан с предстоящим праздником преподобного Сергия Радонежского, который «своими подвигами указывает нам образ спасения нашей души».
– Конечно, мы все разные люди, и часто в нашей жизни мы думаем: «Вот жил бы я так, в достатке, без болезней, чтобы дети были хорошие, послушные. И тогда был бы счастлив». Но я бы сказал: мы все счастливые люди! – напутствовал собравшихся отец Илий. – Господь каждого из нас больше любит, чем мы сами себя. И Господь дает все, что нам нужно. А нужно что? Самое главное – спасение души. И насколько мы спасаемся в этой жизни, настолько мы получим вечную жизнь – это и есть наше счастье… Мы счастливы тем, что мы – православные русские люди… И никому не надо сомневаться в вечной жизни. Господь дает нам плоды земные, радости земные. Но высшая радость на земле – радость о благодати Божией, о Духе Святом. И трижды несчастны те, кто отказывается от Бога, да еще борется против Бога. Господь для того пришел на землю, для того страдал, чтобы каждый человек получил полноту счастья, полноту радости и жизнь вечную.
Отец Илий напомнил о терновом венце России в богоборческие времена, о тысячах мучеников, пострадавших за веру. Он выразил опасение, что коммунистические идеи могут вновь овладеть умами людей, и тогда гонения на Церковь повторятся: «снова вернется безбожие, а верующих будут устрашать Колымой и Соловками».
– Сто лет Россия страдала под игом коммунизма. Были поляки, были немцы, но такого ига Россия, наверное, не знала. Это самое страшное, когда людей отрывают от Бога, от вечной жизни, – подчеркнул пастырь.
В своем слове отец Илий отметил, что на Белгородчине много верующих людей, как на всей русской земле.
– Да будет наше Отечество российское мужать и укрепляться, да будет с нами всегда Господь, Его благодать, милость и радость Духа Святого, – завершил проповедь старец.
После службы схиархимандрит Илий благословил верующих и пообщался на трапезе с духовенством.

Светлана Воронцова







Биографию нынешнего духовника патриарха Кирилла, схиархимандрита Илия (Ноздрина) не раз публиковали во многих источниках. Она довольно краткая, но в ней есть такие моменты, которые могут восприниматься нынешним российским обществом, как некие противоречия.

Он родился в 1932 году в семье верующих православных христиан и, по его словам, начал осознанно молиться с трёх лет. Однако в 1949 году он вступил в Комсомол. Хотя через несколько лет, по его признанию, сжёг комсомольский билет и стал противником советской власти. Об этих взглядах, как и о других политических воззрениях отца Илия, будет сказано чуть ниже.

Владыка Никодим

Пока же стоит сказать, что его семинарские годы и его становление как монаха и священника пришлись на шестидесятые прошлого века. Учился он в Ленинградской духовной семинарии (само название этого церковного учебного заведения советских лет для любого верующего уже является оксюмороном).

При этом Илий был пострижен в монашество и возведен в сан иеромонаха никем иным, как владыкой Никодимом (Ротовым). Митрополит Никодим – фигура отчасти противоречивая, вокруг которой страсти не утихают и по сей день. С одной стороны, он в какой-то момент стал этаким «советским функционером» на внешнеполитическом фронте, и действовал в этом качестве осознанно и публично. С другой стороны, не было в то время более неудобной личности в его лице для уполномоченных по правам религий и прочих «профессиональных советских атеистов»: пользуясь своим авторитетом, в том числе тесными отношениями с высшей советской номенклатурой, он всеми силами отстаивал интересы Церкви.

То что Ленинградская семинария не закрылась, а священники рукополагались и в советские годы (главное, в период «хрущёвской оттепели», которая оттепелью была для кого угодно, кроме Церкви) и не прерывалась цепочка преемственности священнослужителей – все это было заслугой в том числе и митрополита Никодима.

При этом интересно, что в церковной среде, когда говорят «никодимовцы», подразумевают деятельных в миру церковных иерархов. К примеру, самый известный «никодимовец» в Русской Православной Церкви сегодня – это её нынешний предстоятель патриарх Кирилл.

Псково-Печерский монастырь

После окончания обучения в 1966 году отец Илия попал в Псково-Печерский монастырь. Псковские Печоры советского времени – это отдельная и драматичная история, также полная противоречий.

В годы послушания отца Илия архимандритом Псково-Печерского монастыря был архимандрит Алипий (Воронов). Именно он опубликовал в газете «Советская Россия» статью, в которой заявил о необходимости найти и вернуть в монастырь реликвии, похищенные фашистами (их нашли и вернули). Он же сжёг распоряжение советских властей о закрытии Псково-Печорского монастыря.

Духовник Оптиной

В 1976 году отец Илий приезжает на Афон. Живет в молитве и труде в скиту Пантелеимонова монастыря. Здесь происходит его становление как духовника этой обители. В скупых строках официальной биографии отца Илия значится: «Сумел предотвратить закрытие монастыря».

Далее, с конца 1980-х годов, – духовничество в Оптиной пустыни. Кстати, возвращение в лоно Русской Церкви этой святыни, на территории которой в советское время были и фильтрационные лагеря, и лагеря для военнопленных, и санатории, тоже произошло парадоксальным образом. Дело в том, что в ведомство Русской Церкви этот монастырь передало в 1987 году советское правительство по инициативе одного из членов Политбюро.

В 2009 году, через год после Поместного Собора Русской Церкви и избрания патриархом митрополита Кирилла, отец Илий стал патриаршим духовником и переселился на Патриаршее подворье Троице-Сергиевой лавры.

Схимник в миру

В 2010 году отец Илий принял великую схиму, став схиархимандритом. Но при этом он превратился и в человека публичного. И здесь снова парадокс: монахи, принимая великую схиму, берут на себя дополнительные обеты и послушания и ещё дальше, если можно так выразиться, уходят от мира. С отцом Илием, кажется, получилось всё наоборот, опять обернулось неожиданным образом.

Эта публичность стала сопрягаться с самого разного рода «скандалами» и весьма громкими эпитетами в его адрес, в связи с его политическими высказываниями. Отца Илия теперь называют по-разному то «прозорливый старец», то «лжестарец» и «конъюнктурщик и политикан».

Политические взгляды

О воззрениях схиархимандрита стоит рассказать хотя бы кратко. Дело в том, что в политическом смысле отец Илий умудряется не нравиться всем. С одной стороны, он кардинальный противник советской власти и советского наследия.

Ленин у него – русофоб, Сталин – бандит. Заградотряды, некомпетентные приказы Сталина во время Великой Отечественной (вопреки которым и победили) – казалось бы, полный набор идеологических штампов. Однако нет.

В 2011 году отец Илий высказался против массовых протестных выступлений на Болотной, назвав протестную волну «попыткой новой смуты», а сейчас говорит о необходимости выбирать «верующего президента». И тут уже вырисовывается некий образ «охранителя» с соответствующим набором идеологем.

И снова нет – отец Илий сравнивает Бориса Ельцина с Георгием Победоносцем и в одном из своих интервью убеждает в необходимости поставить первому российскому президенту памятник. А через несколько лет участвует в открытии памятника… нет, не Ельцину, а Ивану Грозному.

Самое распространённое мнение от людей, как минимум, испытывающих тёплые чувства к православию и Церкви, по поводу отца Илия: «Батюшка просто некомпетентен в вопросах политики, оставьте вы его с политикой в покое».

Ни нашим ни вашим

Но если разобрать все эти политические высказывания и действия патриаршего духовника, то создается впечатление, что это своеобразная форма юродства: стремление не примыкать ни к одному из формальных или неформальных политических пластов, говорить вещи, которые бы не вписывались ни в одну современную российскую идеологическую парадигму. Ведь, например, Грозный и Сталин вполне идентичны в массовом сознании, и выражать неприязнь к одному, а потом присутствовать на открытии памятника другому – это уже как-то странно.

И как совместить все это с почтительным отношением к Ельцину, открытой симпатией к Путину и призывами «не допустить смуту» в 2011-2012 году?

Впрочем, во всех подобных действиях и словах отца Илия всё же прослеживается очень чёткая, последовательная линия – приумножение влияния Православной Церкви в России. Для него Церковь значительно выше политики, конъюнктуры и любой идеологии.

И, с этой точки зрения, он отнюдь не парадоксален, как и те священнослужители, а то и советские партийные деятели, на фоне деятельности которых проходила его жизнь.

Во-вторых, я знаю людей, которые дарили очень дорогие подарки Патриарху Алексию II и рассказывали, как проходил сам процесс дарения. Святейший не прикоснулся к подарку, хотя и поблагодарил за подношение — коробочку принял секретарь и куда-то отнес. Обычная церковная практика. Подарки потом уносятся, Патриарх чаще всего даже не знает, что ему подарили. Не интересно ему это.

В-третьих, мне сложно представить, что Кирилл не сумел перебороть такое простое искушение — покрасоваться в каких-то дурацких часах. Перед кем — перед своей паствой?

В-четвертых, я знаю, что у монахов есть очень серьезный духовный опыт: к чаше причастия не пускают не исповедовавшихся. Мне, например, дается это очень тяжело. Потому что осведомлен об одной примечательной особенности важного таинства: неискренняя исповедь не считается. То есть, ты, конечно, можешь соврать священнику, но какой в этом смысл? Можно ведь просто не исповедоваться.

А Святейший Патриарх исповедуется регулярно. И если у него есть какие-то грехи, то уж с ними он как-нибудь разберется без наших подсказок.

Так перед кем же исповедуется Кирилл, «самый главный христианин России»?

На фото: схиархимандрит Илий принимает исповедь у Патриарха Кирилла

Схиархимандрит Илий родился 8 марта 1932 г. в селе Становой Колодезь Орловской области в крестьянской семье. В 1949 г. окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где вступил в ряды ВЛКСМ. Закончил машиностроительнй техникум в Серпухове, а после окончания распределен на работу в город Камышин Волгоградской области

Поступил в Саратовскую духовную семинарию, а после ее закрытия был переведен в Ленинградскую духовную семинарию. Позднее окончил Ленинградскую духовную академию. Здесь пострижен в монашество. Был последовательно рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Служил в разных храмах Ленинградской епархии.

С 1966 по 1976 гг. провел в Псково-Печерском монастыре.

3 марта 1976 г. направлен нести иноческое послушание на Афоне в Грецию. Проживал в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря.

В 1989 г. был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся Оптину пустынь.

После Поместного собора 2009 г. был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии патриарха Московского Кирилла. 4 апреля 2010 г. возведен в сан схиархимандрита.

Проживает в Переделкине на территории подворья Троице-Сергиевой лавры.

Исповедь

Исповедь в иудаизме, христианстве и исламе — один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершенном грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.

Исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина. Являет собой признание верующим грехов перед священником, который будучи только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник это священник, у которого исповедуются, духовный отец тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин). «Духовник»

Кому исповедуются священники?

Понятно, что прихожане исповедуются перед священником. Но ведь и сами священники должны кому-то каяться в грехах.