Срок постановки на миграционный учет иностранных граждан. Регистрация иностранных граждан по месту пребывания. Место и порядок регистрации

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Иностранные граждане приезжают на территорию РФ достаточно часто. Кто-то посещает друзей/родственников, а некоторые лица остаются работать в России. В каждой ситуации требуется прохождение регистрационной процедуры. Как она осуществляется, и есть ли конкретные нормы законодательства на этот счет?

Нормативно-правовая регламентация

Миграционные законы не являются статичными. Они на регулярной основе подвергаются изменениям. Связано это со следующими событиями:

  • суд принял Постановление №22-П от 19 июля 2017 года;
  • законодатель создал курс на изменение в большую сторону количества норм, связанных с ответственностью за несоблюдение миграционных норм;
  • в качестве регламента, ужесточающего ответственность за нарушение миграционного законодательства, выступает ФЗ №366, с помощью которого в ФЗ №109 от 18.07.2006 были внесены определенные поправки;
  • появилась законодательная норма ФЗ №420 от 12.11.2018, в рамках которой в ст. 322.3 УК РФ произошло внесение изменений и поправок.

В настоящее время правительственная сторона занята разработкой еще нескольких соответствующих нормативов, касающихся прописки иностранцев на территории России.

Цели миграционного учета иностранцев в РФ

Постановка на МУ иностранцев в РФ является процедурой обязательной . Она осуществляется абсолютно в отношении всех прибывших в страну лиц, вне зависимости от необходимости изготовления визы и цели визита. Получается, что каждый человек с иностранной пропиской, въехавший в страну, обязательно должен заняться постановкой на МУ, обратившись в ГУВМ МВД/ФМС. Это позволит ему находиться на территории РФ на легальном основании.

Цель постановки на такой контроль заключается в уведомлении вышестоящих инстанций о том факте, что иностранец прибыл на территорию страны. В 2018 году в рамках этого вопроса появился новый закон – ФЗ №163 от 27.06.2018 С его помощью обеспечивается уточнение данного понятия, создается описание объектов, выступающих в качестве мест регистрации иностранцев. За счет использования учетных мероприятий российский правительственный аппарат обретает право на решение следующих задач :

  • контроль потоков иностранных граждан, въезжающих в страну и выезжающих из нее;
  • легализация проживания лиц иностранной прописки на территории страны;
  • поддержание благополучия России;
  • соблюдение принципа национальности;
  • обеспечение равноправия между всеми представителями населения.

Процедура МУ является важной и необходимой. Закон признает ее обязательной.

Пошаговая инструкция регистрации по месту пребывания и жительства

Как и любой иной серьезный процесс, организация регистрации иностранцев по месту жительства подразумевает соблюдение алгоритма действий :

  1. Обращение в Федеральную миграционную службу. Целесообразнее всего делать это в личном порядке. Допустим также визит в специализированный центр, работающий на коммерческой основе. Клиент получит обширный перечень услуг на высоком уровне.
  2. Подача заявительной бумаги на регистрацию. Делается это по адресу органа миграционной политики по месту пребывания жилья. Провести такую работу нужно в течение недели с момента получения вида на жительство или разрешения на временное нахождение на территории РФ.
  3. Сбор документационного пакета. Классический набор содержит в себе паспорт, бумаги, полученные по месту основной работы, разрешение на временное проживание (РВП), ВНЖ, документация на право пользования жилым имуществом.
  4. Ожидание процесса постановки на учет. Он отнимает определенное время, в зависимости от индивидуальной ситуации. После этого регистрационная процедура может считаться успешно пройденной.

Что указать в заявлении

Заявительный документ представлен типовым форматом . В нем требуется указание достоверных сведений, включающих следующие пункты:

  • персональные сведения о заявляющей стороне;
  • материалы из удостоверения личности;
  • миграционная документация;
  • данные о продолжительности проживания в стране;
  • адрес, по которому произойдет будущая регистрация;
  • документы, подтверждающие собственность.

После этого в соответствующей бумаге происходит проставление отметки. В ее рамках фиксируются сведения о месте жительства иностранного гражданина в учетной системе.

Порядок продления, перерегистрации и сроки

Нередко обстоятельства требуют задержаться в стране на более длительное время. Связано это может быть с затяжной командировкой, необходимостью продолжения рабочей деятельности на территории России, болезнью родственников, ухудшением собственного состояния здоровья. В этом случае осуществляется продление регистрации. Однако его осуществление допустимо лишь в той ситуации, если срок легального нахождения в стране допускает такие изменения.

При необходимости происходит также предварительное продление данного временного периода. Иными словами, от иностранца требуется продление визы и получение РВП или ВНЖ. При таком раскладе прописка будет продлена без особых проблем и трудностей. Документация при этом должна находиться в полном порядке и соответствии с законом. Для успешного прохождения процедуры обращаться следует в ФМС.

Повышение срока пребывания на территории страны допустимо в рамках ФЗ №115. В соответствии с данной нормой имеет место быть три причинных фактора продления прописки :

  • присутствие официального разрешения на осуществление рабочей деятельности;
  • наличие медицинской справки, подтверждающей тот факт, что иностранец не имеет возможности отбытия с территории РФ в связи с состоянием здоровья;
  • документация, выступающая в качестве доказательства поступления иностранного лица в российский вуз, колледж (предъявляется студенческий билет в обязательном порядке).

Если иностранец находится на территории страны в течение 3 месяцев и более, этот шаг воспринимается как нарушение норм законодательства и чреват несением ответственности. Происходит депортация с последующим запретом на въезд в страну на протяжении 5 лет.

Способы регистрации

На территории страны для иностранцев предусмотрено несколько вариантов прописки . Первый вариант – временная регистрация, подтверждающая место базового пребывания , выступает в качестве необходимой меры при превышении срока пребывания на территории РФ в одну неделю. В качестве подходящего места жительства выступает:

  • собственный дом (квартира);
  • арендованный дом (квартира);
  • иное жилое помещение (дом отдыха, пансионат, санаторий, гостиница, турбаза).

Второй способ – прописка на постоянной основе . Она предполагает прохождение регистрационной процедуры в рамках места фактического проживания. Затрагивает этот аспект граждан, выступающих в качестве собственников жилого имущества. Например, тех лиц, которые купили квартиру или частный дом на территории страны.

Объект, который был приобретен, должен в обязательном порядке пройти регистрацию в качестве места жительства, т. е. прописка в нем является обязательной. Регистрация – бессрочная, т. е. иностранный гражданин таким образом приобретает постоянное место проживания.

Стоит отметить, что легальная прописка не выступает в качестве основания для увеличения времени пребывания на российской территории в целом. К примеру, если иностранец прибыл на территорию страны в рамках визового режима, действующего в течение определенного временного интервала, он вправе остаться в стране на время действия документа.

Если регистрационная процедура подразумевает оформление вида на жительство , иностранец получает право пребывать на территории российского государства в течение неограниченного количества времени. Однако требуется прохождение регистрационной процедуры по месту жительства.

В остальном нормы, законы и правила являются едиными для россиян и других граждан. Оформление процедуры постоянной регистрации допустимо после недельного времени пребывания. Временная прописка обеспечивается спустя 3 месяца с момент въезда. Для постоянного нахождения подойдет жилая недвижимость, пребывающая в собственности, или арендное помещение. Для временной прописки действуют иные правила. Она целесообразна в случае отпуска или при переезде в другой регион.

В юридической практике имеет место понятие «фиктивной регистрации» . Речь ведется о случае, в котором проживание по факту не подразумевается. Такое явление выступает в качестве нарушения законодательства. При несоблюдении действующих норм есть кара в виде уголовной ответственности. Самые распространенные виды наказаний следующие :

  • штрафные санкции (как правило, размерные показатели составляют от 100 000 до 500 000 руб.);
  • отправка на работы принудительного характера;
  • арест;
  • заключение в тюрьму;
  • запрет на занятие определенных должностей.

Во избежание проблем с законом и депортации стоит позаботиться о прохождении регистрационной процедуры заблаговременно.

Принимающая сторона для регистрации и ее обязанности

Если иностранец имеет договоренность с принимающей стороной, личная явка в ГУВМ не является обязательным шагом. Все процедуры может пройти собственник жилья. Все, что требуется от приезжего — предъявление удостоверения личности и миграционной карты. Российский закон устанавливает критерии, которым должна строго отвечать принимающая сторона. Это могут быть следующие лица и инстанции :

  1. Граждане Российской Федерации, располагающие жилой площадью на российской территории.
  2. Юридические лица либо филиалы организаций, в которых проживают приезжие или занимаются осуществлением какой-либо деятельности.
  3. Административный аппарат заведения при вселении иностранца в гостиницу.

Принимающая сторона обязуется заняться заполнением соответствующего регистрационного бланка и подачей набора документации в службу ГУВМ. Никакой государственной пошлины в данном случае не предусмотрено.

Недействительность регистрации

Законодательство наделяет собственника жилого имущества многочисленными правами. Владелец жилья может прописывать иностранных граждан на временной и постоянной основе. Однако ему нужно помнить на возможность прописки со стороны этих иностранных лиц собственных детей «без разрешения» истинного хозяина. Этот факт может спровоцировать определенные трудности в процессе отчуждения жилья.

Недействительной прописка признается в ряде ситуаций :

  • жилое помещение, используемое на праве аренды, выступающее в качестве объекта залогового обеспечения;
  • недействительность договора по изменению права собственности на определенную квартиру;
  • необходимость освобождения помещения в связи с тем, что соответствующие органы приняли такое решение;
  • самовольный захват собственности;
  • отсутствие оформленного по закону свидетельства.

Отказ в регистрации

В качестве причинных факторов, способных привести к отказу в регистрационной процедуре, выступают следующие явления и особые обстоятельства :

  • присутствие у иностранца тяжелого заболевания;
  • ошибочные сведения в процессе оформления договора (отсутствие его регистрации в налоговой службе, важных отметок);
  • несогласие владельца квартиры на временную процедуру регистрации иностранца.

Основной выход из сложившейся ситуации заключается в обращении в специализированную компанию, осуществляющую трудоустройство иммигрантов на российской территории. Также можно проконсультироваться в других частных компаниях, оказывающих комплекс юридических услуг под ключ.

О том, как зарегистрироваться мигранту по месту пребывания, можно узнать из данного видео.

Процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить все граждане. Особенно данный вопрос касается иностранцев. Дело все в том, что именно они чаще всего являются теми, кому необходимо вставать на миграционный учет в особом порядке. Так к чему готовиться? Всегда ли требуется постановка на миграционный учет? Или можно обойтись без данной особенности? На что должен обратить внимание каждый гражданин, который находится на территории РФ? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется. Достаточно знать несколько правил. И, конечно же, заранее побеспокоиться о сборе пакета документов для учета гражданина в качестве пребывающего на территории страны.

Обязательно ли

Первым делом предлагается изучить, насколько регистрация человека в России важна. Можно ли обойтись без нее? И при этом на законных основаниях находиться на территории страны?

Да, такое возможно. Дело все в том, что миграционный учет - обязательная процедура, которую проходят все иностранцы. Но при этом в некоторых случаях можно обойтись без данной особенности. Когда именно?

Постановка на миграционный учет граждан не обязательна, если:

  • человек путешествует и находится в стране транзитом;
  • гражданин временно приехал в Россию (на малое время, меньше 3 месяцев).

Во всех остальных ситуациях требуется обратиться с соответствующими документами в тот или иной орган для учета. Причем даже граждане РФ должны быть учтены. Их никто от этой процедуры не освобождает. Просто в отношении "коренных жителей" действуют несколько иные правила, они считаются не такими жесткими.

Внимание: иногда миграционный учет считается процессом получения прописки или временной регистрации. Поэтому о данных процедурах тоже будет сказано. Ведь нахождение иностранца на территории страны без регистрации - это серьезное нарушение.

Без учета

Итак, постановка на миграционный учет, как уже было сказано, не всегда имеет место. Поэтому можно обойтись без нее. Но сколько в России разрешено находиться на территории страны без так называемой регистрации?

На данный момент самым распространенным вариантом является 90 дней. Для большинства иностранных граждан действует именно такое ограничение. Что это значит?

Если гражданин не планирует непрерывно находиться в России больше 3-х месяцев, то постановка на учет ему не нужна. Исключение - трудоустройство. Тогда в течение 7 дней придется оформляться. А вот пребывание в стране свыше указанного срока без регистрации является прямым нарушением закона. Поэтому стоит поторопиться с оформлением документов. Это не так трудно, как кажется.

Граждане РФ

Постановка на миграционный учет в России - процедура крайне важная. Уже было сказано, что граждане РФ тоже должны иметь регистрацию. Только в отношении них действуют правила, которые отличаются от тех, что предлагаются иностранцам.

Дело все в том, что первичная регистрация оформляется в свободном порядке. Речь идет о новорожденных. Их можно зарегистрировать в любой момент жизни. Но при этом придется помнить, что человек не может воспользоваться без постановки на учет социальной поддержкой. Поэтому стоит поторопиться. Обычно в течение месяца оформляется Желательно не затягивать с данным процессом.

Миграционный (а в отношении граждан РФ - регистрационный) учет взрослых при выписке с одного места жительства должен быть произведен не позднее, чем через неделю. То есть всего 7 дней дается гражданину, чтобы снова прописаться в том или ином жилище. Именно такие правила действуют на данный момент в России.

Куда обращаться

Где происходит постановка на миграционный учет? Иностранные граждане не всегда знают, куда именно им приходить для осуществления поставленной задачи с соответствующим пакетом документов.

На данный момент в России разрешается обратиться в несколько органов. Куда именно нанести визит? Это должен каждый гражданин решить для себя. Обычно идут туда, куда ближе всего обращаться.

Среди органов, предлагающих постановку на миграционный учет, можно выделить:

  • многофункциональные центры (не во всех городах, информацию в каждом регионе придется уточнять);
  • миграционные отделы МВД.

Как правило, именно второй вариант развития событий имеет место. Раньше можно было сходить в УФМС, но с недавних пор данные службы в России упразднены. И их полномочия передали МВД.

Принимающая сторона

Довольно часто при миграции имеет место так называемая принимающая сторона. То есть гражданин не самостоятельно пребывает в РФ, а по приглашению. В данном случае заявить о своем прибытии, как уже было сказано, нужно в течение недели.

Кто имеет право выступать в качестве приглашающего? Это:

  • граждане РФ, которые постоянно живут в стране;
  • иностранец, который остался в России на ПМЖ;
  • юридические лица, работающие и оформленные в стране;
  • международные организации, в которых будет жить или работать приглашенный.

Теперь понятен срок постановки на миграционный учет, а также стало известно, кто имеет право на приглашение человека. Отмечается, что сообщать о прибытии иностранца должен именно тот, кто его пригласил. И на это отводится 3 рабочих дня. А вот при самостоятельном заявлении путешественника данный период удлиняется. Об этом должен помнить каждый.

Миграционная карта

А теперь немного о документах, которые должен предоставить гражданин принимающей стороне. На данный момент серьезной бумажной волокиты не требует постановка на миграционный учет иностранных граждан. Документы, которые для этого необходимы, добыть не так трудно. Но только если речь идет об уведомлении о прибытии человека на территорию страны.

Первая бумага - это Она оформляется при прибытии в Россию иностранным гражданином. Должна быть у всех, кто законно приехал в страну. Изымается принимающей стороной на некоторое время. После обращения с соответствующим заявлением о прибытии отдается владельцу. Полное изъятие невозможно.

Удостоверение личности

Также в обязательном порядке человек должен предоставить свое Под данным документом, как правило, подразумевается гражданский паспорт. Принимающей стороне запрещено даже на время изымать данную бумагу.

Как тогда быть? Необходимо предоставить копию паспорта иностранца. Желательно заверенную. На практике чаще всего уведомлять о прибытии миграционные службы приходят вместе с путешественником.

Больше никаких существенных бумаг не нужно. Таким образом происходит постановка на миграционный учет иностранных граждан. Только это еще не все. Теперь нужно побеспокоиться о такой составляющей, как регистрация. О ней уже было сказано. Именно ее довольно часто рассматривают как постановку на миграционный учет. Что же должен знать об этом процессе иностранец?

Прописка

Например то, что без прописки, как уже было сказано, нельзя находиться на территории РФ. Только в исключительных случаях такое возможно. Если планируется работать, то прописка или временная регистрация - неотъемлемая часть трудоустройства.

Оформить ее можно временно (по месту пребывания) и на постоянную основу (по месту жительства). Для мигрантов чаще всего используется первый вариант развития событий. Чтобы оформить временную прописку, необходимо обратиться в один из ранее указанных органов. Лучше всего делать это параллельно с сообщением о прибытии в страну. От гражданина потребуют для прописки следующие документы:

  • разрешение собственника жилья на регистрацию;
  • заявление установленного образца;
  • паспорт заявителя;
  • удостоверение личности хозяина квартиры (копия);
  • документы о правах собственности на жилье;
  • миграционная карта;
  • виза (если есть).

Заявителем обычно является сам иностранец. Наличие регистрации (даже временной) на территории РФ - это залог законного нахождения в стране. Довольно часто параллельно с пропиской иностранцев принимающие стороны направляют уведомление о постановке на миграционный учет в соответствующие органы.

Особенности процесса

Но это еще не все! Дело все в том, что постановка на миграционный учет (а точнее, сообщение в миграционные службы о прибытии гражданина) - это ответственный процесс. И он имеет, как уже было сказано, свои особенности.

Стоит отметить, что бланк постановки на миграционный учет заполняется приглашающей стороной. Он не должен иметь сокращений или аббревиатур. Составляется в 2 экземплярах. Срок хранения подобного уведомления - 12 месяцев.

У уведомления есть отрывная часть. Что с ней делать? Приглашающая сторона должна отдать данную составляющую иностранному гражданину. Это своеобразное подтверждение того, что в миграционной службе знают о прибытии. При прописке человека могут запросить эту составляющую. Оригинал в таком случае отдавать не нужно, достаточно копии.

Дополнительные бумаги

В некоторых случаях при уведомлении миграционных служб РФ о прибытии того или иного гражданина иностранного государства могут запросить дополнительные документы. Такая практика в стране распространена. Поэтому и иностранец, и приглашающая сторона должны знать, какие справки требуют на законных основаниях.

К ним относят:

  • трудовой договор (копия);
  • разрешение на осуществление трудовой деятельности (патент);
  • одобрение на временную регистрацию в гостинице (при прописке);
  • согласие всех прописанных на территории жилья на регистрацию иностранца (если речь идет о прописке).

Больше никаких бумаг требовать не могут. Стороны имеют право отказать в предоставлении документов, которые не имеют отношения ни к постановке на миграционный учет, ни к прописке или временной регистрации.