Савва сербский и симеон мироточивый. Календарь сербских святых

Родившись в 1114 году от жупана Давида, Стефан (Симеон в монашестве) был младшим из четырех сыновей. Даже в раннем возрасте он правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны; и потому он всю жизнь страдал от гнева своих братьев. Бог утешил его, даровав в жены княжну Анну, дочь Византийского Императора. И они, сами стяжав святость, произвели на свет двоих сыновей, также ставших святыми. Стараясь превратить Сербию в Православное Царство, преподобный Симеон воздвиг и содержал множество храмов и монастырей как в самой Сербии, так и во всем христианском мире.

Венцом его жизни стало отречение от Престола, когда он последовал своему сыну, святителю Савве, в возрасте 82 лет. Вместе они подвизались на Святой Горе, основав здесь Сербский монастырь «Хиландаръ». Блаженный Симеон жил в своем монастыре по всем правилам монашеского устава, по примеру древних святых преподобных отцов: оставив все земное, пребывая телом на земле, а душою на Небесах.

Упокоился он 13 февраля 1200 года в возрасте 86 лет. Предчувствуя кончину, преподобный заранее попросил привести к нему духовника и всю братию. Он со всеми ласково простился, прося их святых молитв, и за 7 дней до смерти перестал вкушать земную пищу, но причащался Небесной - Святых Христовых Тайн. Последние слова святого старца были: «Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его».



Величайший подвиг преподобного Симеона состоял в том, что он не только сам всей своей жизнью исповедовал Христа, но просветил верой отечество, искоренял ереси на Сербской земле, умножил стадо Христово и дал возможность, по воле Божией, вот уже почти 800 лет подвизаться православным сербам и другим славянам в родном для них монастыре на Святом Афоне. По своей смерти преподобный Симеон являл множество чудес, а рака его в изобилии источала драгоценное миро. Когда святитель Савва вернулся в Сербию, он принес с собою мощи своего отца, и весь народ был свидетелем того, что тело Симеона все еще было теплым и выглядело живым, он как бы спал.



Монастырское предание гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва (сын св. Симеона), для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, для примирения враждовавших князей.

Монахи Хилендара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хилендарской братии из его пустой гробницы произрастет виноградная лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре...»

Икона прп. Симеона и
свт. Саввы I архиеп. Сербского


Тропарь Стефану, в иночестве Симеону, царю Сербскому, Мироточивому, глас 3:
Божественною благодатию просветився, /
и по смерти показуеши светлость жития твоего, /
источаеши бо миро благоухания /
притекающим к раце мощей твоих, /
и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия, /
Симеоне отче наш, /
Христа Бога моли /
даровати нам велию милость.


Тропарь Стефану, в иночестве Симеону, царю Сербскому, Мироточивому и святителю Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1:
Обители Хиландарския священных строителей /
и Афона светильники, Сер­бии похвалу, /
Симеона величайшаго, преподобных лепоту, /
и род его чудный, святителя, - глаголю, - Савву, /
приидите согласно почтим, глаголя: /
молите Христа Бога /
о пастве вашей, блаженнии, /
и о еже Церкви свободней быти от обстояний.


Св. Симеон Мироточивый - ктитор Хиландарский известный Святогорский Святой. Его житие связанно и с Русскою Православною Церковью, так как его сына Св. Савву привел на Афон русский монах. И монашеский постриг св. Савва принял в старом Русском Пантелеимоновом монастыре.


Я был в Хилиндаре в ноябре 2003 года. Сподобился служить литургию и причаститься святых христовых тайн в праздник «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» 21 Ноября (8 Ноября по ст.ст.).

Монастырь на меня произвел неизгладимое впечатление. Сербские монахи очень радушно встретили нашу маленькую паломническую группу в составе 3-х человек. Нас разместили в гостинице для паломников и мы пробыли две ночи в монастыре. В одну из них мы всю ночь были на всенощном бдении посвященном празднованию «Небесных Сил бесплотных» - этот праздник особенно почитается монахами, т.к. они должны в своей жизни подражать ангелам и поэтому особенно торжественно празднуется во Святой горе Афон - «монашеской республике».


К сожалению я почувствовал разницу между Русским Пантелеимоновым монастырем и Хиландаром. В Хилиндаре конечно намного меньшая братия, и может быть поэтому меньше суеты в монастыре, и каждый знает свои обязанности. Но еще православные сербы намного дружелюбнее и радушнее встречают русских паломников. Например мне как диакону, без особых формальностей разрешили в праздник послужить литургию, в отличии от Пантелеймонова монастыря, где меня встретили почти как обычного мирянина. А за праздничной трапезой, меня грешного, посадили за один стол с настоятелем Хилиндарского монастыря и сам эконом (заместитель настоятеля) мне наливал бокал и всячески пекся обо мне.


Записки в Пантелеимоновом монастыре очень дороги, но и монастырь надо содержать, он на Афоне самый красивый. Те кто собираются в паломничество должны знать, что в Пантелеимоновом монастыре за помин одного имени на литургии - 0.5 евро, а сорокоуст стоит 20 евро. Так, что если кто повезет записки, то лучше берите побольше денег.

Мне в Москве передали целую гору записок и я не смог их подать в Русском монастыре – денег не хватило. В Сербском монастыре увидев мою пачку записок тоже отказали, но их не интересовали деньги, а они извинились и объяснили, что обычно столько записок не поминают на литургии – не хотят превращать Божественную литургию в суету из бесконечного чтения записок. А выручили меня болгары - в Зографском монастыре, там с удовольствием согласились помянуть, мою пачку записок, за любое добровольное пожертвование, и я отдал 100 евров, чем весьма обрадовал болгарского монаха.

В 2004 году в Хилиндаре произошел пожар, сгорели корпуса свеже-отремонтированной паломнической гостиницы. И поэтому те кто паломничал в 2005 года на Афон говорили, что в Хиландаръ попасть было сложно, т.к. восстановительные работы после пожара только начинались, и поэтому настоятель Хилиндаря не благословлял ночевать в монастыре. Приходилось ночевать, недалеко от Хилиндаря, в Эсфигменском монастыре у греческих зилотов.

Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар

Родитель прп. Симеона, прежде бывший царь Стефан, в иночестве Симеон, препроводил свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской (монастырь Хиландар), в монашеских по двигах, и с миром скончался. Из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченным благоухание. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым... (Житие прп. Симеона Мироточивого )

Затем напомним вам афонское монастырское предание:

"Когда со времени смерти святого Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва (сын св. Симеона), для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, для примирения враждовавших князей. Монахи Хилендара безутешно плакали.

Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хилендарским братиям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре..." (Предание о лозе прп. Симеона )

Тогда прп. Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла виноградная Лоза , которая и доныне приносит плод и исцеляет неплодных супругов.

Эта виноградная лоза и сейчас растет в Хилендарском монастыре. Из стены соборной церкви выходит ее ствол на высоте полутора метров от земли, из пустой гробницы святого Симеона Мироточивого (Стефана Немани).

С тех пор на протяжении восьми веков вплоть до наших дней лоза каждый год обильно плодоносит. Еще удивительна и чудесна эта лоза тем, что от ее плодов и веточек разрешается бесплодие супругов .

С древних времен и до сего дня братия монастыря приготовляет, а затем раздает и рассылает по почте такие "конвертики" бесплодным супругам по всему миру.

В ответ же монахи просят сообщать о произошедших исцелениях и присылать в монастырь, по возможности, фотографии родившихся малышей. Монахи молятся о здравии каждого нового чада святого Симеона...

Монастырь Хиландар высылает веточки Лозы и письмо с рекомендациями , как супругам принимать дарованную святыню.

А именно, как говорится в письме, у себя в храме нужно заказать молебен святому Симеону о даровании детей, опустить кусочек лозы в освященную воду. Сорок дней, в течение которых супруги должны принимать натощак эту воду, нужно провести в посте и иметь раздельное ложе, а также творить ежедневно по пятьдесят поклонов с молитвой Спасителю и Божией Матери.

Для того чтобы получить ягоды винограда целебной лозы нужно написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в Святом крещении. Никаких денег не требуется - это совершенно бесплатно. Примерно через месяц придет с Афона конверт с 3 ягодами и подробной инструкцией на русском языке, как их вкушать, с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар начала 40 дней усиленно молиться Богу за страждущих, с тем, чтобы Господь разрешил их от бремени сего недуга. Единственное, что потребуется, оплатить почтовую бандероль (в пределах доллара) при получении на почте.

Друзья, вы можете написать письмо нам на Афон, в Хиландар, и вам вышлют веточки Лозы.

Адрес монастыря:
Monastere Hilandar:
63086 Karyes: Mount Athos Greece

Внимание! Нужно писать именно бумажное письмо и отправлять по почте!

Телефон: 8-10-30-23770-23129
Факс: 8-1030-23770-23494 -факс на автомате.

Руководство для бесплодных супругов
с поучениями из Священного Писания

С южной стороны соборного храма монастыря Хиландар каждому богомольцу сразу бросается в глаза широко разросшаяся и тянущаяся вверх по своей опоре виноградная лоза. Ее стебель появляется из стены, на высоте полутора метров от земли, прорастая из гробницы святого Симеона (Стефана Неманича), которая находится у той же стены, но с внутренней стороны храма. Хиландарское предание об этой лозе рассказывает: Когда после смерти св. Симеона (13 февраля 1200 года) прошло семь лет, и когда сын его, св.Савва, пришел в монастырь из своей кельи в Карее, чтобы перенести мощи св.Симеона в Сербию ради замирения своих повздоривших между собою братьев, хиландарские монахи предались безутешным рыданиям. Тогда св.Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи его должны быть перенесены на Родину, но в утешение хиландарской братии из пустой гробницы произрастет лоза, и покуда она будет плодоносить, до тех пор его благословение будет почивать на Хиландаре. Эта лоза сохранилась и до наших дней, каждый год без исключения принося богатый урожай, причем монахи только подрезают ее, никак более не ухаживая и не охраняя от филоксеры и прочих болезней, свойственных виноградным лозам. Сие являет собой великое чудо Божие и духовное утешение для хиландарской братии и всех православных христиан. Но лоза св.Симеона известна не только этим. Есть у нее еще и особенное свойство помогать своими плодами бесплодным супругам, которые с верой и молитвой обращаются к чудотворному средству.

Древнейшее из всех сохранившихся об этом преданий гласит, что в 1585 году один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его служить Богу в Хиландаре, и рассказал, что сын, также, как и дочь, родились у него после того, как он вкусил гроздь от лозы св.Симеона.

С тех пор и до наших дней наш святой монастырь раздает богомольцам ягоды от чудотворной грозди или рассылает их по почте тем, кто об этом попросит.

Когда-то многие богомольцы из России приходили на Святую гору за этой гроздью. Сегодня ее помощи ищут верующие люди со всех уголков Греции, и результаты — удивительны.

Расскажем хотя бы об одном случае, поучительном для тех, кто хотел бы прибегнуть к помощи хиландарской лозы. Некая Катерина Р. из города Солуни предложила своему мужу отправиться на Афон и привезти оттуда гроздь от лозы св.Симеона. Но тот не согласился, потому что не имел достаточной веры в ее чудесные свойства. Меж тем его супруга сама постаралась раздобыть гроздь и вкусила от нее, поступая так, как было предписано ей, а кроме того взяв на себя и те молитвенные правила, которые должен был бы исполнять ее муж. Когда Господь благословил их первым зачатием, она рассказала мужу о том, как поступила, и с тех пор эта семья из благодарности не теряет связь с нашим монастырем.

В прежние времена и сербы знали о чудотворной грозди. В нашем Хиландаре сохранились старые печатные руководства на сербском языке о том, как прибегать к ее помощи. Но потом о грозди стали забывать, а нынешнее молодое поколение о ней и вовсе не знало.

После показа по сербскому телевидению фильма о Хиландаре многие осознали, какую помощь может оказывать лоза св. Симеона. Первым, кто, посмотрев этот фильм, попросил в монастыре гроздь от этой лозы, а потом заимел потомство, стал Николай Т. из Вустера в Англии.

Видя, что потребность в помощи грозди св. Симеона увеличилась, наш монастырь решил обновить и переиздать старое руководство о том, как пользоваться этой гроздью.

Люди нашего времени ослабели в вере, а всякое чудо, также и то, которое проявляется через лозу св. Симеона, требует веры от надеющегося на него. Об этом необходимо помнить, прибегая к помощи чудотворной грозди. Вот какая поучительная история произошла недавно в том же городе Солунн. Один священник, у которого не было детей, получил, посетив наш монастырь, гроздь св.Симеона, но медлил воспользоваться ею. Одна из его прихожанок попросила уступить ей гроздь, и священник с готовностью это сделал. Через некоторое время, в воскресенье, после Святой Литургии прихожанка, сияя от радости, поблагодарила священника за его дар, сказав, что он ей помог. «Была бы у меня такая вера, были бы у меня сейчас дети», — говорил нам тот священник, вновь приехав в Хиландар.

Священное Писание дает нам наилучшее наставление в вере. Повседневная жизнь дает нам наилучшую возможность совершенствоваться в следовании этому наставлению. Господь наш Иисус Христос вопрошал каждого, на ком желал явить чудо исцеления: «Веруешь ли?» — или же говорил потом исцеленному: «Вера твоя помогла тебе!» Итак, Господь хочет видеть нашу веру, чтобы являть нам чудеса.

Очень хорошо говорится об этом в одиннадцатой главе послания к Евреям св.Апостола Павла, где речь прежде всего идет о вере, ее силе и ее значении для нашей жизни. Полезно также прочесть и места из Писания, ссылки на которые можно найти в Библии на полях упомянутого послания.

Но так как нашу веру поддерживает и укрепляет усердная молитва, то ей необходимо уделить особое внимание. Те, кто живут в молитвенном единении с Господом, внимают Его обещаниям из Св.Писання, таким как: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф.7:7); или Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк. 11:24) — и просят у Господа с упорством, чтобы эти обещания сбылись на них. Он же всегда рад воздать нам, как Отец наш Небесный, о котором Господь Иисус в Св.Евангелии говорит так: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11).

И наши св. Отцы Симеон и Савва имели сильную веру, оставив мирскую славу и отправившись на Святую Гору, чтобы затем из своего Хиландара, с той же верою, возродить сербский народ, служа ему и по сей день перед Господом. Пусть они будут вам, бесплодным супругам, примером и укреплением в вере, дабы исполнилось ваше родительское желание иметь потомство. Молитесь, чтобы они поддержали ваши молитвы своим заступлением перед Престолом Жизнодавца.

Просим супругов, которых Господь после того, как они прибегнут к помощи грозди св.Симеона, благословит потомством, известить о том наш монастырь, чтобы объявление об этом событии укрепило веру и других бездетных супругов.

Те, кто по Божьему благословению хотели бы иметь потомство, пусть обратятся своими молитвами к св. Симеону Мироточивому, который, оставив свое сербское царство, подвизался на Святой Горе Афон, основал монастырь Хиландар и умер в нем после многих богоугодных трудов, удостоившись от Господа дара чудотворения, — да разрешит он неплодность супругов, с верой прибегающих к нему. Ради этого надобно взять гроздь и часть ветви от виноградной лозы, которая чудесным образом выросла из самой гробницы св. Симеона. В один пакет кладутся три ягоды и один кусочек стебля. Кусочек этот следует положить в сосуд, наполненный освященной водой (650 грамм), и пить из сосуда обеим супругам перед каждым приемом пищи на протяжении 40 дней. Затем мужу надобно вкусить одну ягоду, а жене его — две. Эти 40 дней супругам необходимо исполнять следующее правило: Есть только постную пищу и ежедневно совершать по пятьдесят поклонов: 25 утром с молитвой Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, и 25 вечером с молитвой: Преподобный отче Симеоне, моли Бога за нас. Кто хочет, тот может удвоить число поклонов, то есть добавить еще 50 с молитвой: Пресвятая Богородице, спаси нас. Все это время необходимо воздерживаться от супружеской близости. По истечении 40 дней муж с женой должны исповедоваться и причаститься Св. Христовых Тайн, и тогда Господь по вере их благословит супругов зачатием.

После зачатия, весь срок беременности и кормления ребенка грудью супруги должны воздерживаться от супружеской близости и жить в чистоте. Из жития пророка Самуила явствует, что мать его Анна три года кормила грудью сына, все это время не разделяя с супругом его ложе, а потом родила еще детей. Хотя все думали, что она неплодна, но где хочет Бог, там побеждаются природные законы. Ведь рождение ребенка есть дар Божий, а не людское произволение. Господь сказал: Аз семь сей, кто сотворяет человека и вдувает дух в человека. Апостол заповедал родителям пребывать в посте и молитве, подчиняя супружеские желания высшим целям, дабы имеющие жен были бы, как не имеющие (1 Кор. 7:29).

Поэтому повторим супругам еще раз: не будьте рабами тела, но работайте духу, ибо все христиане призваны от Бога жить не в нечистоте, но в свете.

Поглядите на животных, которые по сей день в абсолютной точности следуют природному закону, данному им от Бога еще при сотворении мира и говорящему, что после зачатия плода не дозволяются сношения, ни во время беременности, ни во время кормления. А человек, как сами видите, становится хуже скота, предаваясь страстным влечениям и забывая о своем достоинстве, данном ему от Бога, сотворившем его по Своему образу и подобию. Нарушая Божий закон, человек поступает против естества и навлекает на свое потомство праведный гнев Божий. Последствия этого гнева суть следующие: неверность супруга, раздоры и прочие беды, неизлечимые болезни, от которых страдают дети, преждевременная смерть мужа, жены, равно как и любимых ими детей. Так Господь наказывает супругов, не покоряющихся Богу и Его законам, потерявших страх Божий и пошедших по пути плотского мудрования, которое есть враг Богу. Они убивают себя, своих детей и свое потомство до третьего и четвертого рода, лишая себя навек Царствия Небесного.

Супруги должны и перед разрешением их неплодства строго следовать церковным правилам, установленным для них, а именно: воздерживаться от близости накануне воскресных и праздничных дней, накануне среды и пятницы, во время всех четырех постов, предписанных церковью, но в особенности во время Великой Четыредесятницы, т. е. Великого поста. Оставшееся время можно в благопристойности и страхе Божием употребить для супружеской жизни. Но Господь дал человеку жену как помощь в их общей жизни, благословив их со словами: Плодитесь и размножайтесь, а не ради похотливого сладострастия, которое не знает ни времени, ни меры в своей безудержности.

Потому молим вас, православные христиане, духовные чада наши во Иисусе Христе и любимые братья по крещению: блюдите ваше святое супружество во всякой чистоте и правде Божией, следуйте всем заповедям Божиим, и тогда Небесный Врач души и тела исцелит ваше неплодство и осенит вашу семью Своею Благодатью. А за исполнение вашего прошения творите милостыню нищим и убогим. Ведь вы не сами собой получите дар рождения ребенка, и, кроме того, вы достигнете Царствия Небесного, которое обещано тем, кто любит Бога, и будете вместе с теми, кто угодил Богу делами милосердия, в чем да поможет нам Иисус Христос, заступничеством Пречистой и Преблагословениой Матери Его Девы Марии, молитвами Святого Симеона Мироточивого чудотворца и всех святителей Афонских, коих ради да дастся нам блаженный конец привременного сего жития и жизнь вечная, где станем непрестанно прославлять Пресвятую, Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, которым слава подобает во веки веков, аминь.

Благословение Сербской Царской Лавры,
монастыря ХИЛАНДАРА,
Святой Горы Афонской


От редакции . В продолжение материала о святынях Афона по многочисленным просьбам друзей нашего музейного сайта, особенно читательниц, публикуется небольшая заметка о чудотворной лозе св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар (см. фото ). Она прославилась целебной силой разрешать бесплодие супругов, ставшее массовым явлением в наши дни, о чем свидетельствуют толпы страждущих женщин у пояса Пресвятой Богородицы, принесенного в Россию со Святой горы Афон:

Нельзя не отметить, что как «пояски» Богородицы из Ватопеда, так и косточки лозы св. Симеона Мироточивого из Хиландара можно совершенно беспрепятственно получить как афонское благословение всем чающим избавления от недуга, если направить почтой свое прошение на адрес этих обителей (см. ниже ).


Благословение Сербской Царской Лавры, монастыря ХИЛЕНДАРА. Святая Гора Афонская

На южной стороне соборной хилендарской церкви Введения Пресвятой Богородицы каждому паломнику бросается в глаза высоко разросшаяся и сильно разветвившаяся виноградная лоза, склонившаяся и образовавшая как бы беседку из своих ветвей (см. фото ). Ее стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли, из гробницы святого Симеона (Стефана Немани), которая находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма (см. фото ).

Хилендарское предание об этой 800-летней лозе гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона (13 Февраля 1200 г.) прошло семь лет и когда святой Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей святого Симеона в Сербию, чтобы содействовать примирению своих враждующих братьев, монахи Хилендара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенным на родину, но в утешение хилендарским братьям из его пустой гробницы произрастет лоза; и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре».

То, что эта лоза продержалась и до наших дней и что она каждый год, без исключений, богато плодоносит, хотя ей, кроме обрезки, не оказывается никакой другой уход, и никакие меры не предпринимаются против Филлоксеры или других болезней и вредителей, представляет собой великое чудо Божие и является тем самым большим моральным утешением и духовным ободрением для нашего Хилендарского братства и для всех вообще верующих сербов.

Но лоза эта не только поэтому исключительна. Она имеет и другое свойство. От ее плодов разрешается бесплодие супругов, верою и молитвою принимающих это чудотворное средство .

Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 г., когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хилендаре на служение Богу, ибо получил он его, как и других своих детей, после вкушения винограда святого Симеона.

С тех пор и поныне наш святой монастырь непрестанно раздает паломникам или доставляет по почте тем, которые к нему обратятся с письмом, этот чудотворный виноград. Некогда из России массами приходили паломники на Святую Гору и во множестве просили этот виноград. Сейчас просят его со всех концов Греции, потому что, особенно в последнее время, результаты от его употребления - поразительные.

Здесь будет полезным привести один случай, поучительный для тех, которые захотят когда-либо вкусить от винограда святого Симеона. Речь пойдет о госпоже Екатерине Р. из Салоник, которая предложила было своему мужу попросить из Хилендара виноград святого Симеона. Но тот на это не согласился, ибо ему недоставало веры . Однако его супруга потрудилась сама иными путями получить этот виноград и начала поступать по руководству о его употреблении, исполняя и ту часть обязанностей, которые согласно руководству, должен был исполнять и ее супруг. Когда их Господь благословил первым зачатием, эта женщина рассказала своему мужу о своем поступке; и с тех пор эта семья, движимая чувством благодарности, поддерживает постоянную связь с нашим монастырем.

И сербы с древних времен, когда хнлендарские монахи ходили по своему народу, знали об этом чудотворном винограде. В нашем Хилендаре и поныне сохранились напечатанные в старые времена руководства к его употреблению. Но в последние десятилетия сербы не просят его, а молодые поколения о нем уже и не знают.

После показа «Фильма о Хилендаре» наши соотечественники и на Родине, и в заграничном рассеянии в последнее время вновь узнали все необходимое и о лозе святого Симеона. Первым, кто после просмотра этого фильма попросил виноград с этой лозы, а потом получил детей, был брат Никола Дж. из Вустера (Англия).

Так как сейчас возрос спрос на виноград святого Симеона и с сербской стороны, управление нашего монастыря решило в новой форме издать то старое руководство об употреблении этого чудотворного винограда

Поскольку люди нашего времени ослабли верою, а каждое чудо, не исключая и этого, проявляющегося через виноград святого Симеона требует крепкой веры , то перед употреблением этого чудотворного винограда необходимо себя к этому приготовить соответствующим образом.

Вот лишь один пример тому. Недавно, опять в Салониках, произошел такой случай. Один священник, не имевший детей, взял, проезжая через наш Хилендар, от винограда святого Симеона, но медлил с его употреблением. Однажды попросила его некая прихожанка достать и ей этого винограда и он ей охотно уступил свой. Спустя некоторое время, в один из воскресных дней, после святой Литургии, эта женщина вся озаренная радостью вновь поблагодарила этого священника за тот дар. «... Если бы я имел веру, и у меня бы сегодня были дети », - сказал нам совсем недавно этот священник, когда вновь проезжал через наш монастырь.

НАСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛОДНЫМ СУПРУГАМ, ИЗБРАННЫЕ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Нет лучшего учебника для научения вере, чем Священное Писание, и нет лучшего места и времени для жизни по вере, чем наша каждодневная жизнь. Господь наш Иисус Христос всегда спрашивал того, над кем совершал чудо исцеления: «Веруешь ли?». Или же после исцеления Он говорил исцеленному: «Вера твоя спасла тебя!». Итак, наша вера всегда является предварительны условием того, чтобы Господь явил над нами Свою силу.

Мы рекомендуем, поэтому, для научения вере чтение 11 главы Послания святого Апостола Павла к евреям, где особенно говорится о вере, ее силе и ее значении в нашей жизни. Нужно также читать и параллельные места приведенные на полях этой главы.

Но так как нашу веру поддерживает и умножает усердная молитва, то и ей нужно уделять особое внимание. Живущие в молитвенном общении с Господом берут Его обетования из Священного Писания, как, например, «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7) или «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» (Мк. 11,24), и просят у Господа - но просят упорно! - чтобы Он исполнил на них эти обетования. И Он, будучи Отцом нашим Небесным, всегда охотно нам это делает, ибо Господь Иисус Христос нам в Святом Евангелии говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7,11).

И наши святые отцы Симеон и Савва были крепкой верой подвигнуты на то, чтобы оставить мирскую славу и прийти на Святую Гору и чтобы из своего Хилендара, опять-таки с верою, возродить весь свой сербский народ, служа ему и поныне пред Господом. Пусть они и вам, бесплодным родителям, будут примером и побуждением к вере в осуществление вашего родительского желания иметь детей. Молитесь им, чтобы они поддержали вашу веру и дополнили вашу молитву своим заступничеством перед престолом Всевышнего Жизнодавца.

Мы умоляем супругов, которых Господь, после вкушения ими винограда святого Симеона, благословил детьми, сообщить об этом нашему Управлению, чтобы время от времени появляющиеся печатные сообщения об этом укрепляли веру и других бездетных супругов.

Желающие, по Божиему благословению, иметь плод чрева своего должны обратиться с молитвами ко святому Симеону Мироточивому, который, после того как оставил свое сербское царство, был подвижником на Святой Горе Афонской. Он созидал монастырь Хилендар, в котором после многих и великих трудов во время своей богоугодной жизни и умер; и за это получил от Бога дар творить чудеса: разрешать бесплодие тех супругов, которые прибегают к нему с верою.

Для этого берется виноград и веточки с той виноградной лозы, которая чудесным образом выросла из самой гробницы святого Симеона. Нужно взять три виноградины и один кусочек отрезанной лозы. Этот кусочек опускается в половину оки (650 гр.) освященной воды, и эту воду оба супруга пьют натощак в течение 40 дней. Затем супруг съедает одну виноградину, а супруга оставшиеся две. В течение этих 40 дней супруги должны придерживаться следующего правила: вкушать только постную пищу и творить ежедневно по пятьдесят поклонов: 25 утром с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и 25 вечером с молитвой «Преподобие отче Симеоне, моли Бога о нас». Кто желает, может и удвоить поклоны, т.е. прибавить еще пятьдесят поклонов в день с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас». В течение всего этого времени супруги должны иметь раздельное ложе. По истечении этих 40 дней супруги должны исповедаться и причаститься Святым Христовым Тайнам, и тогда им Господь по вере их с благословением Своим дарует плод их чрева.

После зачатия, во все время беременности и кормления ребенка, супруги должны полностью прекратить супружеские связи и жить в чистоте. Из жизни пророка Самуила мы видим, что его мать Анна три года вскармливала своего сына Самуила, живя во все это время отдельно от своего супружеского ложа в чистоте, а после этого у нее были еще дети, хотя все считали ее бесплодной, ибо «идеже хощет Бог, побеждается естества чин», а рождение детей - это дар Божий, а не человеческое изобретение, ибо Господь говорит: «Азъ еемь творяй человека и созидаяй дух в человеке». Апостол заповедует родителям пребывать в посте и молитве и супружеские удовольствия подчинять высшим целям, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие» (1 Кор.7, 29). После этого он убеждает супругов не быть рабами плоти, но жить духом, ибо все христиане призваны Богом не к нечистоте, а к святости.

Посмотрим на животных, которые по закону природы, данному им от Бога еще при сотворении всего мира, и поныне строго соблюдают этот закон в абсолютной точности, ибо после зачатия плода не допускают совокупления не только после разрешения от бремени, но и во все время вскармливания детеныша. А человек, как вы и сами видите, становится в какой-то степени горшим скотом и, предаваясь страстным вожделениям, забывает о своем достоинстве, данном ему от Бога, Который его сотворил по своему образу и по своему подобию, - и тем самым нарушает закон Божий повреждением естества и вызывает этим на свое потомство праведный гнев Божий. Последствиями праведного гнева Божия являются еще и следующие: неверность супругов, расстройство и всякая скорбь, неизлечимые болезни, от которых страдают дети, ранняя и преждевременная смерть мужа или жены, а также дорогих для них детей. И кто бы мог перечислить ужасные проявления гнева Божия над супругами, потерявшими страх Божий и двинувшимися по пути плотского мудрования, которое - враг Богу, и над не покоряющимися Богу и Его закону. Такие убивают своих детей и свое потомство до третьего и четвертого колена и лишают себя навсегда Царствия Небесного.

Супруги должны и до разрешения их бесплодия строго следить за правилами церковными и исполнять церковные правила, установленные для супругов, а именно: супружеские постели должны быть отделены одна от другой в ночь накануне праздничных и воскресных дней, накануне среды и пятницы, во время всех четырех установленных Церковью постов, особенно во время Великой Четыредесятницы, т.е. Великого Поста. Остальное же время они могут в целомудрии и страхе Божием употребить для супружеской жизни. Ибо Господь дал человеку жену как помощь для совместной жизни, и благословил их, и сказал: «Растите и множитесь»; но не ради похотного сладострастия, которое не знает ни времени, ни меры в своем невоздержании.

Поэтому просим вас, благословенные христиане, духовные наши чада во Христе Иисусе и любезные братья по крещению: храните свое святое супружество во всякой чистоте и правде Божией, последуя всем заповедям Божиим, и тогда Небесный Bpач души и тела разрешит ваше неплодство, и вы увидите на своей семье благословение Всевышнего. А за творение дел вашего милосердия нуждающимся братьям во Христе вы не только получите дар рождения детей, но и наследуете Царство Небесное, обетованное любящим Бога, и будете в общении со всеми угодившими Богу делами милосердия, в чем да поможет нам Истинный Господь наш Ии сус Христос, заступничеством Пречистой и Преблагословенной Своей Матери, Девы Марии, молитвами Святого Симеона Мироточивого, чудотворца, и всех святых Афонских: да вси наследуем блаженный конец жизни и перейдем из сей временной жизни в вечную, где будем до века прославлять Всесвятое Имя Пресвятой, Живоначальной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, Которой да будет слава во веки веков. Аминь.

(Издание монастыря Хилендар. Святая Гора Афон. 1966 г.)

Адрес монастыря Хиландар : MONASTERE HILANDAR 63086, KARYES, MOUNT ATHOS, GREECE Телефон: 8-10-30-23770-23797

Для того чтобы получить ягоды винограда целебной лозы нужно всего лишь написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в Святом крещении. Никаких денег монахам не требуется - это совершенно бесплатно. Примерно через месяц-полтора придёт с Афона конверт с 3 ягодами, с подробной инструкцией на русском языке как их вкушать и с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар начала 40 дней усиленно молиться Богу за страждущих, с тем, чтобы Господь разрешил их от бремени сего недуга. Единственное, что потребуется, оплатить почтовую бандероль (в пределах доллара) при получении на почте. И еще братия Хиландара просит, когда у вас родится вымоленный у Бога младенец, сообщить им об этом и, по возможности, прислать фотографию (см. видео: http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/14/

Св. Симеон сперва был «жупаном», т. е. владетельным князем небольшого княжества, затем сделался великим жупаном Сербии, и наконец соединил под своей властью все земли, где жили сербы. Как и его отец, он находился в некоторой зависимости от византийского императора, но потом сделался вполне самостоятельным властителем Сербии. Все это происходило в XII веке.

Что касается религиозной зависимости Сербии, то необходимо заметить, что Сербия сперва зависела в этом отношении от Рима. Но потом Стефан Неманя (он же и Симеон; Симеон - его иноческое имя, а Неманя - фамилия) увидел, что католичество, чем дальше идет время, тем больше и больше становится и православию, и свободному развитию его народа. Признав это, он решился порвать всякие связи с папизмом и свое намерение привел в исполнение. Прежде всего он торжественно принял вторичное крещение по православному обряду. В дальнейшее время он твердо держался православия, благодаря чему приобрел всеобщую любовь сербов, державшихся православной веры. Поэтому, когда на него нападали враждебные ему жупаны, а также его собственные братья, то народ принимал его сторону. В этой борьбе и Бог не оставлял Стефана без Своей небесной помощи. Так, когда однажды братья привели против него венгерцев, немцев и греков, то одному священнику было видение, утешившее Стефана Неманю. Этому священнику ночью явился некий воин и на вопрос священника, кто он, ответил: «Я раб Христов Георгий, послан я на помощь вашему государю Стефану». И действительно, Стефан одержал над своими врагами блестящую победу. Благодаря этой победе, братья его должны были смириться и отказаться от всяких сношений с папою.

Не меньше настойчивости проявлял благочестивый Стефан и в борьбе с арианством, которое пустило свои корни в Сербии.

Стефан собрал собор, на котором арианство было осуждено; последователей этого нечестивого учения он подверг разным наказаниям, дома и имущество их отобрал в пользу бедных и больных. Главному учителю и начальнику ариан был отрезан язык, не исповедующий Христа Сыном Божиим, и потом он с нечестивыми своими книгами был прогнан. Как ариан Стефан преследовал самым твердым образом, так не терпел он и богомилов, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и Кроатии. Этот благочестивый князь истребил также остатки язычества, которое к его времени сохранилось еще в некоторых глухих местах Сербии.

Благодаря таким мерам благочестивого князя, в Сербии установилось единство святой веры. Чистое христианство вливало жизнь, порядок и крепость и в политическое тело Сербии. Стефан возвратил Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысил народность сербскую, хотя это и стоило ему долгой борьбы.

Любя святую веру православную, Стефан Неманя с усердием строил рассадники христианской веры - монастыри. Свои заботы св. Стефан простирал и на приходское духовенство; он отдал повеление, чтобы население неукоснительно давало духовенству начатки от плодов своих.

Сущность деятельности этого благочестивого князя особенно хорошо представил его сын св. Савва. Последний писал Стефану, своему отцу: «Движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Стефан принял эти слова к сердцу и решил привести этот совет в исполнение. Он собрал вельмож и выбранных народа и объявил им о своем желании оставить мир и постричься в иноки; ему же должен быть назначен приемник. Напрасно его уговаривали отменить свое решение, он был непреклонен. Вскоре он был, к своей радости, посвящен в иноки с именем Симеона; его примеру последовала и его жена.

Св. Симеон сперва подвизался в монастыре Студеницком, затем перешел на Афон к своему сыну. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре. Вместе с сыном он проходил разные подвиги, постился и часто молился Богу. Вскоре ему на ум пришла счастливая мысль -устроить на Афоне такой монастырь, куда могли бы поступать иноками только сербы. Выбирая место для такого монастыря, св. Симеон и св. Савва натолкнулись на опустевший Хиландарский монастырь. Греки, однако, не хотели отдавать им его. Тогда Савва обратился к настоятелю всей горы, и тот предоставил их Хиландар. Хиландарский монастырь был быстро отстроен и получил вскоре права самостоятельной обители. Недостатка в иноках-сербах не было. Но недолго пришлось жить св. Симеону в Хиландаре: всего только 8 месяцев. Чувствуя приближение смерти, он просил братию монастыря молиться за него, перенести тело его в Сербию и не забывать сербской земли и церкви. В полночь, несмотря на свою слабость, он был причащен Святых Таин и облачен во все иноческое одеяние. Наступила великая минута. Сказав: «Слава Богу за все», - он впал в забытье. Утром больному пришли братия, чтобы проведать его. Окружив его, они рыдали, но преподобный с радостным лицом взирал на образ Спасителя и шептал: «Всякое дыхание да хвалите Господа». Мирно скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года, 86-ти лет от роду.

Мощи его были открыты через год после смерти. Мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. Все видящие это изумлялись и восклицали: «Господи помилуй!» Болящие, одержимые злыми духами, будучи помазаны миром, получали исцеление. Поэтому св. Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «мироточцем».

Великий подвижник XII века - преподобный Симеон Мироточивый (в миру Стефан Неманя) - родился в 1114 году. Он был великим жупаном (князем) Сербии, создателем независимого Сербского государства, ревнителем Православия и искоренителем ересей.
Стефан Неманя родился в г. Зето местечка Рибница. В наследство ему досталось управление довольно значительным уделом. В 1149 году он стал Рашским жупаном, а с 1165 года святой Стефан Неманя начал объединение сербских земель, отнятых ранее у дедов могущественными врагами. Кроме того, он ревностно трудился в утверждении Православия, защищая свой народ от влияния латинства и ересей.
Святой основал несколько монастырей: в честь Пресвятой Богородицы, святителя Николая, святого великомученика Георгия. Это вызвало недовольство его старших братьев, так как они усмотрели в этом гордость и желание прославить свое имя. Напрасно святой Стефан Неманя пытался умиротворить их. Ненависть братьев была столь велика, что привела к междоусобной войне. Накануне решающей битвы святой великомученик Георгий явился одному монаху, близкому святому Стефану, и обещал свою чудесную помощь. Святой Стефан вышел победителем в войне и стал единолично править своим отечеством. Он был мудрым, благочестивым и милостивым правителем. Своих сыновей и дочерей святой Стефан воспитал в правоверии и чистоте. Когда в Сербии стала распространяться ересь (в источниках не говорится, какая именно, возможно, богомильская), святой Стефан созвал Поместный Собор, обличивший и осудивший отступников. Среди еретиков были высокопоставленные, могущественные лица, которые не желали подчиниться постановлениям Собора. Тогда святой Стефан послал против них войско. Неверные были разбиты, уцелевшие покинули пределы страны, а имущество их было роздано прокаженным и нищим.
На 38 году правления святой Стефан отрекся от престола в пользу своих сыновей Вукана и святого Стефана Первовенчанного (+ 24 сентября 1224). 25 марта 1195 года, в день Благовещения Божией Матери, он принял монашеский постриг с именем Симеон. В тот же день приняла постриг Богом данная ему супруга Анна (в монашестве Анастасия). Два года подвизался блаженный старец в основанном им монастыре Студеница, следуя правилам святых и Богоносных отцов. Но желая достичь высшей духовной степени и помня слова Священного Писания: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 24), преподобный Симеон отправился 2 ноября 1197 года на Афон, где присоединился к своему младшему сыну святому Савве, впоследствии архиепископу Сербскому (Савве Первому). Прожив некоторое время в монастыре Ватопед, преподобный Симеон вместе со святым Саввой приняли решение основать новый монастырь. Все необходимое для строительства дал сын преподобного Симеона, святой Стефан. Так возник сербский монастырь на Святой Горе - Хилендар. Святой старец сделал большие вклады и в другие афонские монастыри. Христолюбивые монахи Святой Горы дивились его кротости, смирению и великой решимости следовать Евангельским путем.
Блаженный Симеон жил в своем монастыре по всем правилам монашеского устава, по примеру древних святых преподобных отцов: оставив все земное, пребывая телом на земле, а душою на Небесах. Упокоился он 13 февраля 1200 года в возрасте 86 лет. Предчувствуя кончину, преподобный заранее попросил привести к нему духовника и всю братию. Он со всеми ласково простился, прося их святых молитв, и за 7 дней до смерти перестал вкушать земную пищу, но причащался Небесной - Святых Христовых Тайн. Последние слова святого старца были: «Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его».
Величайший подвиг преподобного Симеона состоял в том, что он не только сам всей своей жизнью исповедовал Христа, но просветил верой отечество, искоренил ереси, умножил стадо Христово и дал возможность, по воле Божией, вот уже почти 800 лет подвизаться православным сербам и другим славянам в родном для них монастыре на Святом Афоне. По своей смерти преподобный Симеон являл множество чудес, а рака его в изобилии источала драгоценное миро.
Святой Савва перенес останки своего отца на родину в Сербию и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице. Этот храм преподобный Симеон воздвиг и богато украсил, будучи еще князем.

Тропарь, глас 3:

           Божественною благодатию просветився, / и по смерти показуеши светлость жития твоего, / источавши бо миро благоухания / притекающим к раце мощей твоих, / и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия, / Симеоне отче наш, / Христа Бога моли / даровати нам велию милость.

(Минея февраль. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).

Сербский монастырь Хеландриу