Публикация о намерении подать заявление о банкротстве. Сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника Как подать уведомление о намерении признать банкротом

Основным законом, регулирующим процедуру банкротства должника, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018 "О несостоятельности (банкротстве)", (далее ФЗ о несостоятельности (банкротстве)).

Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 000 рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее 500 000 рублей.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают конкурсный кредитор, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Существует два условия для возникновения права кредитора на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом:

1. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (п.2 ст.7 ФЗ о несостоятельности (банкротстве));

2. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника при условии предварительного, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п.2.1 ст.7 ФЗ о несостоятельности (банкротстве));

При этом, стоит отметить что, частичное исполнение требований конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее чем установлено ФЗ о несостоятельности (банкротстве).

Заявление конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника о признании должника банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме с соблюдением требований, установленных ст.39-40 О несостоятельности (банкротстве).

В случае, если обязанность по публикации уведомления не соблюдена кредитором, суд вправе оставить заявление кредитора без движения, а в последующем вернуть его.

При этом, если суд принял заявление кредитора к производству без соответствующей публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц или с нарушением сроков, установленных п. 2.1. ст. 7 ФЗ о несостоятельности (банкротстве), должник вправе обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, так как право на обращение в арбитражный суд у кредитора не возникло или возникло позже, чем было вынесено определение.

Банкротство порой бывает необходимо, так как должник не всегда вправе ответить на претензии кредиторов по поводу нарушения договора встречным исковым заявлением о его расторжении. Однако намерения банкрота признать себя таковым должны иметь документальное подтверждение в соответствии с процедурой, установленной в Российской Федерации.

Обязательная, согласно законодательству, публикация о банкротстве любого юридического лица с занесением её в федеральный электронный реестр помогает избежать штрафных санкций со стороны государства. О том, как публиковать заявление о намерении подать заявление о банкротстве и какие преимущества оно даёт, будет рассказано ниже.

Публикация намерения

Публикация должником намерения о своём банкротстве в ЕФРСФДЮЛ уведомляет о том, что заёмщик признаёт себя банкротом. Этот документ позволяет:

  • предотвратить ситуацию, когда арбитраж отказывает должнику в признании заявленного им банкротства;
  • предотвратить субсидиарную или иную ответственность физических или юридических лиц, являющихся соответчиками банкрота или связанными с его кредиторами иными обязательствами;
  • не подвергаться административной ответственности, связанной с процедурой банкротства.

Когда нужно уведомление о признании должника банкротом

Право каждого должника - обратиться в соответствующие судебные инстанции с просьбой признать его банкротом. Это правовая норма прописана в тексте Федерального Закона No127 (статья 8). Добиваться признания заёмщика банкротом может и кредитор. Пункт 1 статьи 9 ФЗ No127 предусматривает случаи, когда заявление о таком намерении подаётся в обязательном порядке. Во всех этих случаях юр. лицо подаёт в ЕФРСФДЮЛ необходимое электронное уведомление о своём намерении обратиться в суд, чтобы он рассмотрел заявление о банкротстве.

Заявление в ЕФРСФДЮЛ и типовые обращения в российский арбитражный суд направляются:

Законодательством установлены ограничения на размер суммы долга начиная с которой юр. лицо признают обанкротившимся.В пункте 2 статьи 6 упомянутого Федерального закона No127 утверждена минимальная сумма задолженности, достаточная для инициирования банкротства. Она равняется 300 тысячам руб.

Если же речь идёт о сроках подачи необходимого заявления с целью рассмотрения в арбитражном суде, то его можно подать лишь спустя не меньше чем 15 дней после публикации о намерении банкротства заёмщика в ЕФРСФДЮЛ. Об этом гласит пункт 4 статьи 37 Федерального закона No127, регулирующий официальную процедуру признания экономической несостоятельности юр. лиц.

Положения о порядке внесения данных в базу ЕФРСФДЮЛ полностью прописаны в пункте 1, относящемся к статье 7 Федерального закона No129.

Содержание уведомления о намерении обратиться в арбитраж с заявлением о признании юр. лица банкротом

Требуется приложить документацию, содержащую перечень признаков финансового банкротства предусмотренных существующим Федеральным законом No127:

  • пакет всех имеющихся учредительных документов;
  • документ о госрегистрации, подтверждающий, что лицо находится на налоговом учёте;
  • выписку из базы данных ЕГРЮЛ;
  • всю информацию о бухгалтерском балансе до последней отчётной даты включительно;
  • отчётные данные об имущественной стоимости;
  • квалифицированную подпись (электронную), которая удостоверит личность и должность подателя заявления.

Сущность документа

В чём суть публикации, содержащей сведения о том, что автор подаёт заявление с просьбой о начале процедуры банкротства в арбитражный суд? Прежде всего, она заключается в информировании неопределённого круга физических и юридических лиц о признаках финансовой несостоятельности объекта судебного рассмотрения. Сведения, содержащие подобную информацию обо всех потенциальных банкротах, находятся в качестве базы данных на федеральном реестровом ресурсе www.fedresurs.ru. Сущностью документа определяются его основные информационные функции.

Уведомление одной из заинтересованных сторон о намерении рассмотреть заявление в арбитражном суде становится начальным этапом, инициирующим процедуру, в процессе которой признаётся несостоятельность заёмщика, чтобы подтвердить банкротство юрлица установленными законами условиями. Информация о том, что иск направлен в соответствующую судебную инстанцию, должна обязательно размещаться на нескольких ресурсах общего доступа, среди которых - федеральный реестр, относящийся к ЕФРСФДЮЛ.

Функции документа

Публикация заявления о своём намерении подать на банкротство - необходимое условие для того, чтобы можно было отправить документы о финансовой несостоятельности на рассмотрение в арбитражный суд. Без публикации на сайте ЕФРСФДЮЛ процедуру банкротства юрлица начать невозможно.

Обязательство уведомлять о намерении начать судебный процесс о признании финансовой несостоятельности прежде всего защищает интересы кредитора.

Случаи требующие обязательного уведомления

Перечень обстоятельств, при которых лицу вменяется в обязанность объявить себя банкротом, включает:

  • ситуацию, когда погашение должником долгов одним кредиторам ведёт к невозможности расплатиться с задолженностью другим;
  • долги на большую сумму, взыскание которой ведёт к существенному осложнению или прекращению хозяйственной деятельности заёмщика;
  • очевидные признаки, демонстрирующие неплатёжеспособность и/или имущественную недостаточность должника и т. д.

Правила составления уведомляющего документа

Уведомлением является электронный документ, содержащий следующие сведения:

  • данные заявителя (т. е. должника или же кредитора);
  • документ для подтверждения заявителем своего правового статуса (с указанием наименования, а также реквизитов);
  • ссылку на законодательный акт, предписывающий заявителю подать необходимое уведомление на сайт ЕФРСФДЮЛ;
  • сообщение о своём намерении обратиться в российский арбитражный суд с заявлением о финансовой несостоятельности (банкротстве);
  • просьбу о включении поданного уведомления в базу данных ЕФРСФДЮЛ.

Когда кредитор получает решение суда, вступившее в законную силу о взыскании задолженности с должника, часто их целью становится скорейшее изъятие его денежных и материальных ценностей посредством Арбитражного суда, куда подается заявление о признании должника банкротом.

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона №127 «О несостоятельности (банкротстве)», (далее - Закон «О банкротстве»), в соответствии с которыми правом на обращение в Арбитражный суд обладают конкурсные кредиторы, а также работники, бывшие работники должника, у которых есть требования о компенсации выходных пособий и (или) об оплате труда с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного решения о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника суммы задолженности.

Обратиться в суд с требованием признать себя банкротом вправе и сам должник.

Процедура банкротства находится под контролем Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» правом подачи заявления в органы арбитража обладают должники, конкурсные кредиторы, работники, бывшие работники должника с учетом заблаговременного обращения в суд (после пятнадцати дней) для опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс, ЕФРСФДЮЛ).

Из этого следует, что законодательство предусматривает такое обязательство, при котором необходимо сначала заявить о банкротстве. Обязательство заключается в первоначальном оповещении о своем решении посредством размещения информации в Федресурсе.

Право на обращение с заявлением о банкротстве должника в Арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника согласно п. 2.1 ст. 7 новой редакции Закона «О банкротстве» только при условии предварительного (за 15 календарных дней до обращения в суд), публикации сообщения о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (он же Федресурс).

Частичное исполнение должником требований кредитора не является основанием для отказа Арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее чем установлено ФЗ о несостоятельности (банкротстве).

Если обязанность по публикации уведомления в Федресурсе не исполнена, то Арбитражный суд не принимает заявление кредитора и оставляет его без движения до устранения нарушений или возвращает заявление для повторной подачи документов с соблюдений порядка обращения.

Должник вправе обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом в случаях, если аппарат суда ошибочно принял заявление кредитора к производству, (так как право на обращение в Арбитражный суд у кредитора не возникло или возникло позже, чем было вынесено определение), а именно:

Чтобы разместить сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве в Федресурсе, необходимо иметь сертификат квалифицированной электронной подписи и специального программного обеспечения для его использования. Для получения электронной подписи необходимо воспользоваться услугами одного из аккредитованных удостоверяющих центров. Реестры таких удостоверяющих центров вы можете найти на сайте Минкомсвязи.

Сообщение о намерении подать заявление о признании должника банкротом размещаются в реестре через личный кабинет на сайте fedresurs.ru. Вход в личный кабинет осуществляется с помощью сертификата квалифицированной электронной подписи. Если Вы ни разу этого не делали, будьте готовы, к тому, что это вызовет массу сложностей и срок публикации в данном случае будет не менее 3 рабочих дней. Если Вам необходимо опубликовать сообщение быстро, без очередей, ошибок и в соответствии с законодательством, Вы можете воспользоваться данным сайтом или

Как известно, инициирование процедуры банкротства часто сопровождается спорами относительно первенства обращений при стечении нескольких заявителей. Цель борьбы - продвижение собственной кандидатуры временного управляющего.

В силу п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Выглядит так, что кредитная организация должна обращаться в арбитражный суд лишь после истечения 15-дневного срока. Так ли это?

В судебной практике встречается два подхода судов к последствиям несоблюдения этого требования:

1) оставление заявления без движения (ст.128 АПК РФ). При этом подходе арбитражные суды дают срок на устранение обстоятельств, в том числе на публикацию уведомления. Соответственно, банки могут инициировать банкротство, не дожидаясь публикации, в расчете на дальнейшее устранение соответствующих обстоятельств. Само собой, это дает преимущество перед иными заявителями. Любопытно, что такая правовая позиция доминирует в судебной практике (постановление АС МО от 27.10.2016 по делу №А41-17859/2016, постановление АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015, постановления АС ЗСО от 26.02.2016 по делу №А81-3458/2015, от 28.10.2016 по делу №А27-11995/2016),

2) оставление без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка (п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ). В качестве примера такого подхода можно привести постановление АС МО от 26.10.2016 по делу №А41-21962/2015.

В чем предназначение такого уведомления? Каковы его функции?

Можно выдвинуть несколько версий.

1) Функция досудебного урегулирования. При первом приближении кажется, что основная цель этого уведомления заключается именно в попытке внесудебного разрешения конфликта кредитной организации с заемщиком, поручителем или другим должником. Но в этом случае возникает пара вопросов: (1) почему такая претензия (в отличии от обычной) носит публичный характер? (2) требуется ли соблюдать публичный порядок, если должнику уже были направлены непубличные письменные претензии?

Представляется, что публичность процедуры можно объяснить стремлением оказать на должника дополнительное давление путем формирование негативного общественного мнения в результате допущенного им дефолта. То есть возможно, что это своеобразная мера оперативного воздействия.

В том случае если должник был проинформирован о намерениях банка (например, получил простую письменную претензию), но не предпринял попыток добровольного исполнения, то смысла дожидаться внесудебного урегулирования нет. Зачем в подобном случае делать публичное уведомление? Так, например, в постановлении АС ВВО от 24.01.2017 по делу №А28-8728/2015 указано: «Довод заявителя о несоблюдении Банком досудебного порядка обращения к поручителю с требованием о погашении задолженности является несостоятельным, поскольку на момент обращения Банка в суд с заявлением о признании должника банкротом Первомайский районный суд города Кирова возбудил производство по иску Банка о взыскании спорной задолженности в солидарном порядке с заемщика и поручителей, в том числе с Общества. Из решения Первомайского районного суда города Кирова от 13.11.2015 по делу N 2-735/2015 следует, что Банк обратился в суд с иском 26.03.2015, то есть на момент обращения Банка в арбитражный суд с заявлением (23.07.2015) Общество знало о требованиях и намерениях Банка ».

Значит, все-таки публикация не преследует цель внесудебного урегулирования конфликта между кредитором и должником. Следовательно, миссия у этой процедуры иная.

2) Функция информирования заинтересованных лиц о факте дефолта по обязательству перед кредитной организацией. Очевидно, что обязательства перед кредитными организациями (в том числе из кредитных договоров, из договоров поручительства и т.д.) являются наиболее значимыми для большинства участников хозяйственного оборота. Причем значимы они, как правило, и по размеру обязательства, и с репутационной точки зрения (забота о чистоте кредитной истории). Можно сказать, что соблюдение платежной дисциплины по указанным обязательствам является своего рода индикатором здоровья хозяйствующего субъекта. Поэтому обсуждаемая процедура публичного уведомления ориентирована, скорее всего, не на должника, а на иных лиц (кредиторов, потенциальных контрагентов и т.д.). Ее цель - донести до максимально широкого круга лиц информацию (предостережение) о появлении признаков несостоятельности у соответствующего лица. Думается, с этого момента можно, например, презюмировать осведомленность о неплатежеспособности должника для целей оспаривания сделок по правилам главы III.1 Закона о банкротстве.

При таком подходе - в случае отсутствия доказательства соблюдения срока - арбитражный суд не должен оставлять заявление без рассмотрения, а должен лишь «обездвижить» его.

Вывод: исходя из формирующейся судебной практики кредитным организациям не требуется дожидаться истечения 15-дневного срока, предусмотренного п.2.1 ст.7 Закона о банкротстве. Это дает некоторым наиболее продвинутым из них значительное преимущество. До формирования единообразной практики подобное «досрочное» обращение банка, наверняка, будет заставать врасплох неискушенных лиц, закономерно ожидающих соответствующей инициативы лишь после истечения обсуждаемого срока.

Вступают в силу существенные изменения в Закон о банкротстве

Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. В целом закон ограничивает права должников в интересах кредиторов. При этом часть кредиторов переводится в привилегированное положение по сравнению с остальными. Ниже мы приводим наиболее существенные изменения, внесенные указанным Федеральным законом.

Банки вправе инициировать банкротство без решения суда

Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга.

По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. До 01 июля 2015 года надлежащим будет являться письменное уведомление не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до обращения в суд. С 01 июля 2015 года (либо ранее – если будут позволять технические возможности) надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Представляется, что обязанность банков уведомлять всех известных им кредиторов должника не является оптимальным средством обеспечения интересов последних. Доказать осведомленность банка о наличии того или иного кредитора на практике может быть достаточно сложно.

Новые правила обращения должника с заявлением о банкротстве

Должник утрачивает право самостоятельно выбирать кандидатуру временного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден. В соответствии с новыми нормами временный управляющий будет утверждаться из числа членов саморегулируемой организации, определенной путем случайного выбора. Порядок определения саморегулируемой организации (путем случайного выбора) должен быть установлен уполномоченным государственным органом . До этого саморегулирующая организация будет определяться судом при подаче заявления должника.

Кроме того, должник обязан предварительно уведомить известных ему кредиторов о намерении обратиться с заявлением о банкротстве. Уведомление производится в том же порядке и в те же сроки, которые предусмотрены для уведомления кредитной организацией о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника.

Таким образом, из практики исключается один из способов сохранения должником контроля над процедурой банкротства – инициирование процедуры самим должником. Безусловно, остается второй – контролируемое банкротство по заявлению дружественного кредитора. Вместе с тем, этот способ проигрывает в оперативности первому, поскольку для подачи такого заявления требуется вступление в силу решения суда о взыскании долга.

Увеличение размера требований, позволяющих инициировать банкротство

Для обращения с заявлением о несостоятельности юридического лица размер требований увеличен со 100 000 до 300 000 рублей. Для заявлений о банкротстве стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий – с 500 000 до 1 000 000 рублей.

Дополнительные права для залоговых кредиторов

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (залоговые кредиторы), получили право голоса по вопросам: о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой он утверждается; об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; а также о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Раньше они могли голосовать только в ходе наблюдения, а также в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога. Залоговые кредиторы фактически были лишены возможности существенным образом влиять на процедуру в том случае, если их требования не были включены в реестр требований кредиторов на момент проведения первого собрания кредиторов, а также при банкротстве ликвидируемого должника. Предполагалось, что наличие залога является достаточной гарантией обеспечения их интересов. Теперь же они могут голосовать по наиболее существенным вопросам.

При замещении активов должника (создание на базе имущества должника одного или нескольких акционерных обществ) по новым нормам у залоговых кредиторов происходит замена предмета залога: вместо залога имущества должника возникает право залога на акции созданных акционерных обществ.

Также залоговые кредиторы получили право определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. И только при наличии разногласий с арбитражным управляющим или другими кредиторами по данным вопросам решения по ним принимает суд.

Теперь залоговый кредитор вправе оставить предмет залога за собой в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения при отсутствии заявок на участие в торгах. Что является дополнительной мерой по защите его интересов.

Другие изменения

Также следует выделить такие изменения, как: наделение конкурсных кредиторов правом заявлять о пропуске срока исковой давности при рассмотрении обоснованности требований других кредиторов; наделение арбитражных управляющих правами затребовать больший объем информации о должнике и контролирующих его лицах, а также возложение обязанности по ее предоставлению на более широкий круг лиц. Законом также установлен срок, в течение которого руководитель организации должен уведомить ее собственников о возникновении признаков банкротства (10 дней) и ответственность руководителя за неисполнение этой обязанности (штраф в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет). Ужесточена административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве. Установлены новые требования, предъявляемые к отчету временного управляющего (должен содержать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника), а также внесен ряд других изменений.

Влияние изменений на текущие процедуры банкротства

К возбужденным до вступления в силу изменений делам о банкротстве нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в ранее действовавшей редакции до момента завершения текущей процедуры (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). В следующей процедуре применяются уже новые нормы. Исключением являются нормы, расширяющие права арбитражных управляющих по запросу информации о деятельности должника, которые применяются и к текущим процедурам банкротства.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство о банкротстве, призваны в большей степени защитить интересы кредиторов, и в первую очередь банков. Они получают от законодателя эффективный инструмент работы с должниками в преддверии кризиса неплатежей. В связи с этим следует ожидать от банковского сектора более активного применения процедур банкротства в работе с проблемными заемщиками.


Срок для утверждения такого порядка Законом не установлен.