Профессиональные жалобщики 44 фз. Фас отказывается принимать жалобы на госзакупки по некоторым видам работ от активистов и общественников. Не нравится услуга – в «черный список»

В ближайшее время стоит ожидать появления достаточно нестандартного законопроекта о противодействии «профессиональным жалобщикам», которые вносят неразбериху в проведение закупочных аукционов. Столичное УФАС представило результаты правоприменительной практики за последний период, за публичным обсуждением которых 8 июня наблюдал корреспондент сайт.

Руководитель УФАС Москвы Армен Ханян напомнил, что 5 апреля 2018 года состоялся Госсовет, посвященный развитию конкуренции, и на нем было принято немало «основополагающих решений». Теперь, по его словам, предстоит заняться стандартами развития конкуренции и определением результатов, которых необходимо достичь.

– В Москве ситуация по конкуренции намного лучше, чем в других субъектах. Мы передовой регион! - с видимым удовольствием доложил Ханян. – Если же говорить о закупках, то количество жалоб у нас осталось практически на том же уровне, что и в прошлом году. Единственное, что изменилось - количество обоснованных. Оно в процентном соотношении уменьшилось - сейчас меньше 50% жалоб являются обоснованными. Это очень серьезный предмет для нашей дальнейшей работы.

Как уточнил руководитель УФАС столицы, основное число жалоб поступает на закупочные процедры, осуществляемые субъектом. Поэтому нужно проводить дальнейшую стандартизацию этих процедур, сделав их настолько автоматизированными и понятными для всех, чтобы в итоге количество недовольных снизилось. Вся документация должна быть предельно понятной и при этом «не избыточной» для участников, подчеркнул он.

– Мы имеем дело с рядом нарушений, которые я бы назвал шаблонными, – сообщил он. – Прежде всего, стоит назвать неразмещение или несвоевременное размещение в единой информсистеме необходимой аукционной документации, а также включение в нее некоторых явно лишних параметров – например, требований о предоставлении некоторых конкретных значений, которые априори не могут быть известны потенциальному участнику закупки на момент подачи заявки. Это колоссальный сдерживающий фактор.

Ханян заявил, что возглавляемое им управление выступает за закрепление в законодательстве новых инициатив по борьбе с так называемыми «профессиональными жалобщиками» – с теми, кто изначально не ставит перед собой цель заключения контракта, а «постоянно жалуется, даже не участвуя в закупочных процедурах». А также с теми, кто участвует, но направляет свою деятельность на срыв процедур.

– В скорой перспективе мы направим письменные предложения в центральный аппарат ФАС о внесении изменений в 44 Закон (закон о закупках - прим.ред.) и в административные регламенты, которые позволят эффективно бороться с ситуацией, – сказал чиновник.

Еще одна «болевая точка» – безучетное потребление и выставление счета хозяйственным обществам, что ущемляет их права. В 2018 году УФАС уже возбудила более 30 таких дел. По большинству эпизодов противоправных действий по выставлению счета при безучетном потреблении Мосэнергосбыта и МОЭСК, подчеркнул Ханян, вынесены судебные решения.

– Мы увидели здесь большую проблему, – отметил докладчик. – До принятия решения антимонопольным органом в рамках закона о защите конкуренции подаются гражданско-правовые иски – и суды не оценивают моменты ущемления прав хозсубъектов в рамках именно антимонопольного законодательства. Сплошь и рядом принимается решение по формальному принципу необходимости оплаты обществом безучетного потребления энергии. А когда ФАС выносит решение о том, что были допущены злостные нарушения, в частности, неправильно оформлен акт установления безучетного потребления, суды и первой, и второй инстанции подтверждают нашу правоту.

Ханян предложил проинформировать заинтересованные общества (разместить сведения на ведомственном сайте) о том, что в рамках гражданско-правовых споров они могут выходить с ходатайством на судебных заседаниях приостанавливать рассмотрение таких исков до вынесения решения антимонопольным органом либо до его привлечения к спору в качестве третей стороны. «Мы должны преподнести суду нашу позицию, оценив соответствие составленного акта и выставленного требования об оплате нормам антимонопольного законодательства», – заметил выступающий.

Еще одно типичное нарушение – игнорирование правил отбора управляющих компаний в многоквартирных домах. В этом году УФАС вынесло несколько предупреждений о необходимости соблюдения муниципалитетами обязанности проведения открытых конкурсов. По словам Ханяна, они «не должны просто назначать того, кого они считают нужным».

– Мы часто видим желание уйти от необходимости проведения конкурсных процедур путем придумывания словосочетаний вроде «многофункциональный комплекс» по отношению к дому, – отметил руководитель антимонопольного органа. – Строится обычная многоэтажка, ее называют этим словосочетанием, и некоторые деятели считают это достаточным основанием, чтобы не соблюдать Жилищный кодекс. По данному направлению у нас тоже очень позитивная судебная практика, суды нас поддерживают.

Кроме того, чиновник коротко рассказал о распространенной ситуации, связанной с договорами долевого участия в строительстве, когда уже после возведения дома в квартирах появляются «лишние» квадратные метры – и покупатели жилья вынуждены за них доплачивать.

– Это напрямую ущемляет интересы неопределенного круга лиц. Мы выдали ряд предупреждений, и застройщики все недочеты привели в соответствие, – подытожил Ханян.

Термины «госзакупки» и «тендеры» в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход и все чаще встречаются в прессе, на телевидении и в повседневной жизни.

Но не каждый понимает, что это такое. И даже люди сведущие не однозначны во мнении: к примеру, несмотря на свою популярность, отношение к закупкам среди поставщиков противоречивое.

Сегодня мы беседуем с Алексеем ПОПОВЫМ, начальником Управления муниципальных закупок Окружной администрации г. Якутска.

— Алексей Юрьевич, чем же конкретно занимается ваше управление? И насколько его существование необходимо и оправдано?

— Наша цель — обеспечение потребности в товарах, работах и услугах, необходимых для решения задач жизнеобеспечения жителей города Якутска. Мы работаем в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

— Победителей тендеров определяете вы?

— В городе у нас 210 муниципальных заказчиков, которые работают по 44-ФЗ, все они централизованы через уполномоченный орган – Управление муниципальных закупок, который размещает закупки на официальном сайте РФ — zakupki.gov.ru, что является нашей основной задачей. И вторая наша задача – определение поставщика или определение победителя. Вроде бы просто сказано? Но для этого необходимо владеть соответствующей квалификацией и знаниями в области 44-ФЗ.

Жалобщики или мошенники?

Ситуации случаются достаточно непростые. Хотя закон и вступил в силу в 2014 году, но до сих пор есть много спорных вопросов, по поводу которых нет ни судебной практики, ни прецедентов. В случае несогласия с решением комиссий по определению поставщика, а также на положения документации любое лицо имеет право обратиться с жалобой в контрольный орган — Управление федеральной антимонопольной службы по РС(Я).

В торгах, как и в спорте, в любом случае есть проигравшие и один победитель. Но проигравшие могут быть не согласны и имеют право подать жалобу в течение 10 дней со дня размещения итогового протокола. А пока идет прием заявок, подать жалобу может абсолютно любой – физическое или юридическое лицо как с республики, так и из других регионов.

Кстати, если говорить о жалобах, то в прошлом году следует отметить значительное снижение обоснованных и частично обоснованных жалоб на 57 % по сравнению с предыдущим годом и увеличение необоснованных жалоб на 58 %.

Жалобы в основном поступают на описание объекта закупки, на технические характеристики и на проекты контрактов. Жалобу должны рассмотреть в течение пяти рабочих дней. Кстати, на сегодня появились так называемые «профессиональные» жалобщики, в основном с других регионов. В прошлом году у нас активно «светился» такой жалобщик из Башкортостана — около 130 жалоб по всей республике!

Цель жалобщиков-рекордсменов видна как на ладони. Это вымогательство денег у победителей. Такой вот новый вид мошенничества.

По словам Алексея Юрьевича, закон гласит: если жалоба отзывается до ее рассмотрения, то она не рассматривается контрольным органом. А это значит, что победитель, не желая тратить время и нервы на рассмотрение жалобы, просто откупился от мошенника.

— На этого жалобщика мы заявляли в правоохранительные органы, и от УФАСа тоже было обращение. Если выявляются подобные случаи, этим вопросом занимаются соответствующие органы. А эта личность в прошлом году пропала из поля зрения, но не факт, что не «всплыла» под другой «крышей». В этом году, к примеру, появился профессиональный жалобщик из Самары, который работает по той же самой схеме. И количество таких компаний с каждым годом увеличивается.

— Неужели с этим бороться бесполезно?

— Есть предложение от УФАС, чтобы при подаче заявки ввести оплату госпошлины. Но, на наш взгляд, особого эффекта это средство не даст – ну, что им какие-то 500 или 1 000 рублей? Капля в море. Просто вымогать станут больше. Всем – и нам, УФАС, и правоохранительным органам — все ясно, но ведь и поймать за руку практически невозможно. Электронные счета и ресурсы, карточки-однодневки – вариантов много.

Так вот, из 130 таких жалоб, по информации Алексея Попова, около 20 были такими жалобщиками отозваны. Что это означает, можно и не комментировать.

Кто меньше предложил, того и тапки

70-80 % способов закупок – это электронный аукцион. Проводятся они через пять федеральных площадок, имеющих право работать по 44-ФЗ. Аккредитация на электронной площадке, получение электронной подписи, подача определенного пакета учредительных документов – и можно участвовать в электронных аукционах. Ну и еще необходимы денежные средства в качестве обеспечения заявки. Мониторить закупки можно как на единой информационной системе РФ — zakupki.gov.ru, так и на электронных площадках. В быту этот ресурс очень часто называют просто: «сайт госзакупок». Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

Принцип аукциона прост: кто меньше предложил – тот и выиграл.

Не нравится услуга – в «черный список»!

Если предоставляемая услуга, поставка товара, выполняемая работа не удовлетворяют заказчика – а такое бывает, к примеру, если ненадлежаще исполняют или вообще не исполняют контракт, то заказчик имеет право расторгнуть контракт. Более того, заказчик может не просто отказаться от услуг, а попросту нанести материальные убытки исполнителю. Закон обязывает заказчика недобросовестного исполнителя наказывать штрафами и неустойками, не принимать услуги, не подписывать акты приемки, расторгать в одностороннем порядке контракт. А далее – внести в реестр недобросовестных поставщиков, а это сразу появляется на сайте. Соответственно, в течение двух лет этот поставщик (исполнитель, подрядчик) просто не сможет участвовать в закупках.

— Рычагов воздействия на них много. Но дело в том, что заказчики почему-то – и я это не могу понять – идут на поводу у исполнителей. Может, считают, что так проще – просто в следующем году возьмут другого. Ведь это определенные процедуры и сроки – расторгнуть контракт, уведомить письменно за 10 дней, найти другого исполнителя. Хотя это вполне реально – ведь в почти каждой организации есть свои штатные юристы.

А ведь если всем осуществлять строгий контроль за исполнением, а за ненадлежащее исполнение наказывать рублем, то такие недобросовестные поставщики и близко не подойдут к сайту: ведь можно разориться на одних только выплатах неустойки и штрафов. И денег не получат, и штрафы оплатят, еще и в реестр недобросовестных попадут. Зачем им это? Ведь репутация – великое дело, особенно в нашем небольшом городе.

Ну и, кроме этого, у нас много другого: открытые аукционы по продаже земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, право на заключение договоров аренды земельных участков, право заключить договор о развитии застроенной территории, право заключения концессионного соглашения, проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и многое другое.

Плюс к этому Управлением муниципальных закупок проводятся различные семинары для муниципальных заказчиков городского округа «город Якутск» по применению положений закона по контрактной системе совместно с представителями электронных площадок, для представителей муниципальных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, бюджетных и автономных учреждении, для предпринимателей и всех заинтересованных лиц по контрактной системе в сфере муниципальных закупок в целях повышения конкуренции между участниками закупок.

12:46 23.07.2018

В нем приняли участие руководители и специалисты антимонопольного ведомства - начальник регионального управления Юрий Гребнев, сотрудник управления Ирина Самойлова, директор Центра закупок Рязанской области Юлия Косыч, лидер рязанского областного отделения ОПОРЫ РОССИИ Людмила Кибальникова, председатель Комитета по госзакупкам рязанской ОПОРЫ Алексей Анисимов, главы рязанских фирм и компаний.

На заседании Совета были подняты проблемы, связанные с описанием объекта закупок в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сделано это было на примерах рассмотренных жалоб Рязанским УФАС России.

Так, самым распространенным нарушением требований закона о контрактной системе при описании объекта закупки остается установление требований к товарам, подлежащим описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие, предусматривающие указание конкретных показателей о химическом составе таких товаров, которые становятся известными только в результате испытаний таких товаров. Еще одним наиболее частым нарушением требований закона о контрактной системе при описании объекта закупки является установление требований к характеристикам необходимого к поставке товара «под одного производителя». Иногда, чтобы закупить товар конкретного производителя, заказчики «списывают» у него технические характеристики товара и тем самым ограничивают количество участников.

Была поднята актуальная тема и профессионального обжалования в сфере госзакупок. Это тот случай, когда реальных намерений заключить контракт по результатам оспариваемой процедуры у участников нет. То есть, все действия «профессиональных жалобщиков» обусловлены корыстными мотивами и направлены на получение определенного, выгодного для них результата закупки.

По словам руководителя Комитета по гозакупкам рязанской ОПОРЫ РОССИИ Алексея Анисимова, «часто такие жалобы служат инструментом приостановки торгов и, как следствие, затягивания закупки».

На заседании Совета при УФАС были предложены следующие варианты решения этой проблемы. Как-то изменение сроков подачи жалобы на действия лиц, осуществляющих закупки; введение запрета на отзыв жалобы; оставление жалобы без рассмотрения, если заявитель не обеспечивает на заседании комиссии явку своего представителя; введение госпошлины при подачи жалобы и тому подобное. Проблема, несомненно, сложная, и ее необходимо решать. На заседании Комитета по госзакупкам рязанской ОПОРЫ в самое ближайшее время мы обсудим с предпринимателями данный вопрос и направим свои конкретные предложение в региональное антимонопольное ведомство, - отметил он.

Каждому организатору торгов рано или поздно придется с этим столкнуться. Вы можете знать 44 и 223 Федеральные законы наизусть, вы можете быть самым внимательным человеком в мире, можете иметь врожденный иммунитет к коррупции, но все равно однажды утром вы обнаружите на своей электронной почте уведомление о поступлении жалобы в УФАС и требование о приостановлении закупки.

Долгое время это грозило только незапланированной поездкой в районный центр, подготовкой документов и потерей времени. В основном Поставщики жаловались, на необоснованное отклонение, завышенные требования или просто на то, что результаты закупки их не устраивают и выиграть должна была именно их фирма.

Жалобы в УФАС как бизнес

Однако прогресс не стоял на месте, и к началу 2016 года в обиходе все чаще стало появляться выражение «Профессиональные жалобщики». Первыми тревогу забили Управления Федеральной Антимонопольной службы Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Именно этот регион стал пилотным у борцов за честные закупки. В первом квартале года группа из 5-7 компаний завалила управления жалобами на действия заказчиков. Справедливости ради, необходимо отметить, что более 70% жалоб были признаны обоснованными, и какая-то их часть была отозвана.

Уже к середине года Заказчикам стало ясно, что теперь им противостоят не штатные юристы организаций, а команды профессионалов, цель которых - не победить в закупке, а «развалить» ее. Так в сфере Государственных закупок родился новый бизнес.

Схема работы «профессиональных жалобщиков»

Схема оказалась довольно проста. После подачи жалобы Заказчика и победителя закупки могло ожидать несколько сценариев развития событий:

  1. Жалобщики предлагали отозвать свою жалобу за вознаграждение. Расчет был на то, что победителю легче заплатить отступные, чем рисковать победой в закупке. Заказчик же избавлялся от потенциального штрафа и перспективы проведения закупки заново.
  2. Жалобщики не останавливались до тех пор, пока не добивались победы в торгах фирмы, оплатившей подачу жалоб.

Методы борьбы с «профессиональными жалобщиками»

Такое положение дел не могло устраивать Заказчиков, и жалобщикам была объявлена война. В СМИ были заброшены сообщения о том, что такое поведение «участников заказа» наносит не поправимый вред экономике страны, а срывы процедур мешают плановым ремонту и строительству объектов. Участники закупок обвинялись в вымогательствах и шантаже.

На стороне Заказчиков выступило и УФАС, предложив ввести государственную пошлину за подачу жалобы. К счастью или сожалению поставщиков, данное предложение не нашло поддержки, либо проанализировав количество обоснованных жалоб и вспомнив об определении плательщика пошлины после вынесения решения, решили от него отказаться.

Жалобщики же, в свою очередь, все обвинения в нечестной игре отрицали. По их словам ничего противозаконного в их действиях нет, а причинами своих жалоб называли погрязших в коррупции организаторов закупок и ограничение участников путем прописывания документации под определенного поставщика.

В конце концов, шумиха вокруг ситуации только усугубила положение Заказчиков. И уже десятки последователей ООО «Стройинвест», ООО «Гарантстрой» и др. распространили эту деятельность по всей стране.

Заключение

В околозакупочном сообществе отношение к жалобщикам разделилось. Одни считают их преступниками. Другие, поддерживают такие методы, считая, что только ими можно навести порядок в Государственных закупках и поставить на место вконец обнаглевших от безнаказанности Заказчиков.

Добросовестным же Заказчикам в этой ситуации можно посоветовать только постоянно совершенствоваться в знании закона, следить за его изменениями и помнить, если не нарушать закон, то и оснований для жалоб не будет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не будет принимать жалобы от физических лиц на закупки по некоторым видам работ, сообщил «Ведомостям» через пресс-службу заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян. Речь идет о работах, которые физлица выполнить не могут, так как по закону для этого нужен допуск СРО: строительство, реконструкция, капремонт объектов капитального строительства. Выполнять их могут индивидуальные предприниматели или юридические лица, добавляет Петросян, уточняя, что ФАС будет возвращать заявителям жалобы, поданные по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). По этому закону делают закупки субъекты естественных монополий, компании с долей государства более 50% и др., по 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок») - государственные и муниципальные учреждения. По данным IST-Budget, в 2017 г. в России было объявлено около 1,6 млн закупок по 44-ФЗ и 740 000 – по 223-ФЗ.

Антимонопольный орган не вправе принимать жалобы на закупки по этому закону от лиц, не участвовавших в них, указал Верховный суд РФ в нескольких определениях, объясняет Петросян решение возвращать жалобы от физических лиц.

ФАС прекратила принимать обращения экспертов и общественников, поскольку они не участники торгов, но участники не хотят подавать жалобы, они могут вступать в картельные сговоры или опасаются, что заказчик откажется заключать с ними договор, говорит активист ОНФ Александр Кулаков, который часто оспаривал госзакупки. По его словам, большая часть нарушений проходит именно в закупках по 223-ФЗ. Сохранение общественного контроля позволило бы сэкономить свыше 1,7 трлн на закупках госкомпаний за год, считает он.

В середине июня ФАС по жалобе Кулакова потребовала от ПАО «Ленэнерго» заново провести три тендера на общую сумму до 3 млрд руб. «Ленэнерго» обжалует это требование в суде. ФАС рассматривает жалобы, поступившие от третьего лица, не имеющего отношения к конкурсу, тем самым создает благоприятные условия для развития рынка профессиональных жалобщиков, заявил тогда представитель «Ленэнерго». В конце июня Кулаков подал еще несколько жалоб на закупки «Ленэнерго» на общую сумму около 15 млрд руб. Они были возвращены, сообщила пресс-служба ФАС.

Управление ФАС по Петербургу по-прежнему принимает все жалобы, никаких указаний о жалобах от физлиц по 223-ФЗ не получало, говорит его представитель. За I квартал 2017 г. УФАС по Петербургу признало обоснованными 51 из 184 жалоб по этому закону, выдало 40 предписаний устранить нарушения и наложило 1,5 млн руб. штрафов.

Мера ФАС может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, полагает Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и партнеры». С другой стороны, надо принимать меры против так называемых профессиональных жалобщиков, которые оспаривают закупку, чтобы сорвать ее, добавляет юрист.

Долгое время на практике не было единой позиции по вопросу о том, может ли обжаловать закупку лицо, которое в принципе не сможет участвовать в ней, говорит Дученко. По ее словам, чаще всего суды приходили к выводу, что положения закона не содержат ограничений и запретов на обжалование действий заказчика при закупке товаров, работ, услуг любым юридическим или физическим лицом.