Понятие активной гражданской позиции. Польза активной гражданской позиции Что значит иметь активную гражданскую позицию

Формирование активной гражданской позиции молодых людей, является наиболее важной задачей государственной политики. Включает в себя социальную адаптацию молодого поколения, самоопределения личности, ее включенности в социальные процессы экономической и политической жизни. Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.

В словосочетании «гражданская позиция» родовым понятием является слово «позиция».

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой оно рассматривается как многозначное: «положение, расположение», «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе», «положение тела, поза», «полоса участок местности, акватории, занимаемые для подготовки и ведения боя» .

В толком словаре живого великорусского языка В.И.Даля «позиция» -положение, расположение чего-либо, иногда исходное, отправное» .

Позиция личности является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики - в рамках каждой из которых исследователи подходят к рассмотрению данного понятия с точки зрения своего предмета.

Философский словарь рассматривает понятие «позиция» и как точку зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-либо, и как положение, место, занимаемое чем-либо, кем-либо. Относительно человека это слово приобретает многозначность: «выбор места действия», «определение своего положения», «точка отсчета», «мотив», «готовность действовать, так или иначе».

В психологическом словаре «позиция» рассматривается как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре».

В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г.Ананьев определил позицию личности как ее положение в обществе (экономическое, правовое и т.д.), как общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи, что сближает его точку зрения с точкой зрения И.С.Кона и Е.А.Ануфриева.

А.Г.Асмолов рассматривает позицию человека как систему общественных связей, общений, которые открываются ему, как то, что, ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им (даже черты своего темперамента и, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека.

Позиция человека есть некоторая система, имеющая объективно-субъективный характер, считает Н.Ф.Радионова. Она объективна, поскольку детерминирована общественным бытием, а содержание ее предопределено характером общественных отношений. Она субъективна, так как складывается при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания.

Позиция, с точки зрения ученого, фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение» человека (в которое он включен объективно), и одновременно «субъектное пространство», каждое из измерений которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению. Она описывает также и временную организацию: каждое отношение имеет определенный период воспроизводства (т.е. «возвращения» его к личности через механизмы объективирования и субъективирования), на протяжении которого оно является активным, значимым; а все в совокупности эти отношения характеризуют структуру личностного времени, которое детерминирует взаимодействие личности с миром, происходящее в объективном времени.

Так позиция как система отношений характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического.

С.М.Ковалев критерием культуры личности считает ее социальную позицию. У К. К. Платонова позиция личности выступает как проявление ее «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

Кроме сказанного, в психолого-педагогической литературе «позиция», «позиция» рассматривается в контексте проблем жизненного, профессионального, личностного самоопределения.

О.С.Газман выделяет понятие «организаторская позиция», как одно из условий формирования социального типа человека, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность. Как известно, профессиональная деятельность - одна из важнейших социальных функций человека, существенная часть его социального бытия. Этим объясняется важность исследования профессиональной позиции педагога и процессов ее становления.

А.И.Григорьева, Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков единодушны во мнении, что позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности; это способ реализации базовых ценностей личности в ее взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности, поэтому имеет смысл говорить о деятельностной позиции педагога как воспитателя. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.

Под профессиональной позицией педагога А.П.Чернявская понимает «интегральную характеристику личности, характеризующуюся устойчивой системой отношений к объективным и субъективным условиям профессии и проявляющуюся в теоретических ориентациях, нравственном самоопределении, взглядах, представлениях, установках, поведении и

поступках, которые отстаиваются и реализуются ею в профессиональной деятельности».

С точки зрения социологических наук, «позиция» - понятие, отражающее положение личности в обществе, которое определяется системой ее прав и обязанностей. С понятием «социальная позиция» в социологии соотносится понятие «социальная роль», определяющее место индивида в системе социальных отношений. Тем самым социологи пытаются определить позицию и место человека в социальной системе общества, то есть социальную позицию, и как совокупность социальных ролей, которые осуществляет человек в жизни.

Социальная позиция описывает общественное положение людей или группы, с которым связаны из права и обязанности, не зависящие от индивидуальных свойств, совокупность общественных ролей, ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, ее занимающим.

Проявление социальной позиции С.М.Ковалевым рассматривается как критерий культуры личности, а К.К.Платоновым - подструктурой личности, выступающей за проявление «индивидуальной культуры» (или опыта, понимаемого как подструктура личности).

В старорусском языке первоначально оно имело значение «горожанин», а затем стало характеризовать человека, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово - в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д.

В европейский языках слово «гражданин» (греч. «polities», лат. «civis», англ. «citizen») - это лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств: «гражданин» - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы .

Юридические публикации регламентируют роль гражданина в государстве перечнем особых функций, к числу которых относят: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

В своих статьях и публичных выступлениях политик В.Новодворская утверждала, что в любом обществе есть «граждане» и «неграждане». Граждане, с ее точки зрения, - это те, кто выступает против власти, против режима; те, кто не выступает, кто «как стадо себя ведет», - неграждане. Права в обществе должны иметь только граждане, которые своей борьбой за свободу, за независимость получают права и привилегии, в том числе и политические».

Термин «гражданский» (лат. «civilis») впервые начал применяться в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения

и понятия, например: «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова он уже имеет четыре основных значения:

  • юридическое толкование: «гражданский» - относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом («гражданское право», «гражданский кодекс», «гражданский процесс»);
  • военное толкование: «гражданская», то есть не военная жизнь людей («гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок»);
  • церковное толкование: «гражданский», то есть светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов («гражданский брак», «гражданская панихида»);
  • общественное толкование: «гражданский», то есть сопряженный с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина («гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество») .

«Гражданская позиция» как дефиниция достаточно распространена в диссертационных исследованиях. Изучив их материалы, мы выяснили, что единство мнений среди ученых отсутствует.

В структуре гражданской позиции она выделила три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий.

Познавательный компонент включает в себя приобретение знаний о гражданской позиции, формирование базисных ценностных ориентации, обеспечивающих становление направленности личности, усвоение норм социального поведения.

Гражданская позиция школьников в сфере познания, с точки зрения ученого, характеризуется познавательной самостоятельностью и проявляется в их повышенном интересе к социальным проблемам, умении по своему подойти к анализу сложных проблем жизни общества, способности высказать собственную точку зрения. Показателем гражданской позиции школьников в познавательной сфере служит их отношение к основному познавательному процессу - учебе.

Развитие всех трех компонентов гражданской позиции тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое.

Процесс формирования гражданской позиции школьников приводит к превращению знаний о мире в устойчивые умения и навыки взаимодействия с ним, помогает им овладеть способами активной самореализации в обществе.

СОШ №2 г. Новочебоксарск

Активная гражданская позиция – «бренд» современной молодежи

или залог будущего России?

Динамичное развитие государства зависит прежде всего

от граждан страны, от людей – их инициативы

В. В. Путин

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе , инициативу, исполнительность, осознание личной значимости и т. д. Это значит, что молодежь может проявить активность и в вопросах благоустройства, и здорового образа жизни, и в политических вопросах.

Современная молодежь… Какая она? Говорить о молодежи как об однородной части общества достаточно сложно. Различные возрастные категории, которые объединяются понятием «молодежь», предполагают, порой, абсолютно разные жизненные установки и, соответственно, поведение людей.

«Они не такие, как мы: выглядят и ведут себя по-другому, живут, мечтают, говорят и даже думают иначе…». Примерно так «взрослые» всегда говорили о молодежи, забывая, что когда-то сами были объектом подобных высказываний. И сегодня многие любят упоминать о «смертных грехах» нового поколения: авторитетов не признают, учиться на ошибках родителей не хотят, думают исключительно о себе, и вообще, ничто их не заботит. Но вряд ли общество в целом придерживается мнения, что вся современная молодежь – это любители пива, наркотиков и безделья. Есть и другие, которых можно назвать активной и значимой частью общества, которые стремятся к проявлению и отстаиванию своей гражданской позиции. «Продвинутая», талантливая, более самостоятельная, независимая. Можно ли сказать, что современная молодежь осознанно и активно участвует в жизни общества, имеет активную гражданскую позицию?

Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Г ражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами. Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил. Первый этап – осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору. Третий этап – готовность к проявлению «Я». Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах, разработка и реализация которых стали очень популярными и актуальными в современном образовательном пространстве России. Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности , но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Активная гражданская позиция. В настоящее время ее наличие стало неким «брендом» для молодежи, предоставляющим возможность вступить в деловой мир, по-взрослому предполагающий самореализацию и подразумевающий получение всех составляющих успеха. На самом деле формирование самосознания происходит со школьной скамьи, при этом активную позицию может занимать и волонтер, стремящийся творить добрые дела, и яркий представитель молодежных субкультур, зацикленный на культе собственной личности. В чем же заключается гражданственность? Как ее понимают представители молодежи, находящиеся на пике юношеского максимализма, и те, кто «кует» свое светлое будущее, уже познав прелести самостоятельной жизни? В ходе социологического исследования , проведенного Советом старшеклассников школьной детской общественной организации «Цунами», нацеленного на выявление уровня сформированности гражданской позиции, выяснилась следующая тенденция. Молодые люди в возрасте 18-30 лет, с разным уровнем знаний из области обществознания, права, мировой политики единогласно заявили, что имеют гражданскую позицию, но сформулировать свои соображения по поводу, что это такое смогли далеко не все. В поисках истины некоторые респонденты пришли к выводу, что каждый человек является гражданином своей страны, а значит, имеет гражданскую позицию. Четверть опрошенных респондентов не связывают наличие гражданской позиции у человека с его обязанностями как гражданина перед своей страной. Для них наличие гражданской ответственности выражается в ответственности за свою судьбу и активное преобразовательное отношение к ней. «Надо искать причину своих неудач в себе, а не жаловаться и обвинять кого-то», «я должен получить хорошее образование, стать профессионалом в своей деле, – от этого зависит мое будущее», «прежде всего человек должен отвечать за свои поступки» – так объясняют понимание гражданской позиции участники опроса. Столько же респондентов связывают наличие гражданской позиции с активным участием в выборах федерального и местного масштаба. Значительное число ответов объединяло понимание гражданской позиции как комплекса оценочных суждений к политическим, экономическим, социальным и духовным структурам общества, наличие собственной точки зрения по поводу событий, происходящих в стране. Единичные ответы предполагали любовь к Родине, участие в национальном доходе , соблюдение законов, а также борьбу за свои права и выражение протеста против негативных процессов, происходящих в обществе. Вот так интуитивно, основываясь на бытовых суждениях, молодежь трактует понимание собственной гражданской позиции. Практически все участники опроса с запальчивостью рассуждали о великом будущем России, одновременно сетуя на действительность – сложности при трудоустройстве и прочие аспекты своей жизни. В силу слабой информированности представления молодежи о государственном устройстве крайне однобоки. На лицо информационный голод молодого поколения. И все же... Сегодня происходит становление молодых лидеров в общественно-политической жизни, через деятельность молодежных парламентов молодежь примеряет на себя новые социальные роли. И хочу заметить, делает это довольно успешно. Молодежные парламентские структуры, общественные прополитические объединения дают возможность проявить все то, что молодежь долгое время вынашивала в себе и называла активной гражданской позицией. Именно возможность вхождения в политические процессы дала многочисленные бонусы, главные из которых - самосознание молодых людей, понимание своего места в иерархической системе государства и отказ от принципа «доживем до понедельника». Только здесь и сейчас, никогда не откладывая на потом – так формулируют свою позицию те, кто хочет принести пользу своей родине, кто не только готов менять окружающую действительность, но и ежедневно доказывает свое стремление на деле. Я считаю, что молодежь активно включается в политику. Причем часто – со школьной скамьи. Подтверждением этого является молодежное парламентское движение в России и созданный при Государственном Совете Чувашской Республике Молодежный парламент.

Одним из показателей гражданской активности молодежи является ее участие в выборах. Формирование гражданской позиции молодых избирателей должно закладываться в школе. Дети в доступной форме должны знакомиться со своими правами и обязанностями, законами, иными нормативными актами , направленными на защиту их прав и законных интересов. Уроки обществознания в 8-11 классах с использованием доступных форм, развивающих, деловых игр , семинаров, дискуссиях и «круглых столов » наиболее эффективно способствуют воспитанию у учащихся активности, чувства ответственности и гражданской сознательности. Одним из важных шагов в этом направлении являются внеурочные мероприятия, как турниры знатоков избирательного права, конкурс сочинений «Свой взгляд на выборы», игра «Выборы в книжном королевстве», конкурс детских рисунков «Как я с родителями ходил на выборы», конкурс семейного творчества «На выборы всей семьей!», конкурс «Flash-art». Ребятам предлагается из газетных и журнальных вырезок создать портрет «Мое представление о выборах».

Конечно, порой молодому человеку сложно одному выйти с какой-либо проблемой, волнующей его. Для этого и создаются молодежные и детские общественные объединения и организации. Сегодня в России действует более четырёхсот тысяч таких объединений. В Новочебоксарске с 1998 года действует детская общественная организация «Надежда», в которую входят детские организации школ. В нашей школе с 2005 года существует детская общественная организация «Цунами». Учащиеся, являющиеся членами данной организации являются волонтерами и инициаторами всех школьных мероприятий, конкурсов, акций, разрабатывают и реализуют в школьном пространстве социальные проекты.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней».

Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить людей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. В связи с этим содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности составляет приобщение подрастающего человека к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Разнообразная деятельность помогает молодёжи освоить жизненный опыт, становятся шире взгляды, суждения. В этом процессе молодой человек становится творцом, а не пассивным исполнителем. Активная гражданская позиция развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Сначала ты – представитель молодёжного движения, а затем – активный гражданин своей страны.

Движущими силами процесса формирования гражданской позиции личности является противоречие между знаниями и социальным опытом человека. Основой связи между знаниями и поведением гражданина является жизненный опыт человека. Его развитие осуществляется через личностное отношение. С точки зрения, там, где нет личностного отношения, общественный опыт не усваивается, а воспринимается только информация, которая в отношении человека к окружающему и в его опыте ничего не меняет, а значит, не может повлиять на его гражданскую позицию. Вне личностного отношения можно передать внешние формы взаимодействия людей, привычки, навыки, но не духовность. Активной формой проявления личностного отношения является деятельность. Воспитательная эффективность деятельности при формировании гражданской позиции зависит, прежде всего, от ее направленности, от того, чьи интересы преследует человек. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему своеобразную базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, а в целом для проявления своей гражданской позиции.

Начинать нужно с малого. Наивно думать, что ребенок, который без должного уважения относится к родителям, и равнодушен к школьным традициям, будет любить свою страну и хвататься за любое общественное поручение. Прежде всего, мы стараемся привить ребятам чувство гордости за свое учебное заведение – школу. И когда видишь, как дружно они поют гимн школы, который звучит у нас по окончании любой линейки, становится понятно, что многое нам уже удалось.

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», – справедливо считал.

Литература:

1. Волобоева формирования активной гражданской позиции в подростковом возрасте // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск: ОмГПУ, 2004. – С. 40-42.

2. Волобоева социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической конференции. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С.53-55.

3. Волобоева развития гражданской позиции подростков в внеучебной деятельности // Перспективы развития современной школы. - №2 (научно-методический журнал) – Воронеж, 2007. – С. 78-80.

4. Волобоева формирования активной гражданской позиции как один из факторов социализации подростков // Научно-методической вестник ГОУ ДПО «ИРООО», - №1 - Омск, 2007. – С. 49-52.

5. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

6. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

7. 1). «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности

8. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. - М., 1980. - С. 32.

Все мы любим, когда неукоснительно соблюдаются наши права. Любое посягательство на них каждый человек воспринимает как личную угрозу. Однако исполнение обязанностей, возложенных государством на своих граждан, нас тяготит. Многие игнорируют необходимость выражать свою гражданскую позицию и участвовать в политической жизни своей страны. К чему может привести подобное поведение? И на что может повлиять каждый из нас?

Причины и последствия равнодушия

Многие из нас не верят в то, что их поведение способно оказать ощутимое влияние на политическую и социальную обстановку в нашей стране.

Мы привыкли полагать, что исход выборов всегда предрешен заранее, а любые акции - митинги и шествия - ничего не значат. Так зачем же тратить свое личное время на столь бесполезные занятия?

Впрочем, есть и другой путь, способный привести к более серьезным изменениям в жизни людей: создание общественных движений, союзов и тому подобных организаций. Однако участие в них, а тем более руководство ими, подразумевает вложение значительных сил. А это далеко не всем кажется разумным и оправданным.

Исходя из подобных соображений, большинство сограждан предпочитают ограничивать свою причастность к политике простым обсуждением на кухне за вечерним чаем действий и личностей правителей. Такое молчаливое согласие со всем, что происходит в стране, дает власти право и возможность претворять в жизнь любые, даже самые непопулярные и вредоносные решения. В результате происходит снижение жизненного уровня, ужесточение разнообразных санкций, повышение налогового бремени и значительное сокращение списка свобод. В определенный момент все это может перерасти в установление тоталитаризма.

Так стоит ли молчать?

Понимая все опасности равнодушия к политической сфере жизни, успешный человек всегда будет принимать в ней посильное участие. Он разберется в том, насколько сильно его личное влияние на все, что происходит в государстве. У него всегда будет свое мнение по всем насущным, злободневным вопросам, сформированное на основе анализа информации, поступающей из различных источников. Сильная личность всегда будет готова выразить свою гражданскую позицию. Для этого она будет следить за всеми событиями, которые могут хоть как-то отразиться на ее судьбе.

Успешный человек не позволит кому-то сделать выбор за него, ведь никто не может представлять его интересы лучше, чем он сам. Чтобы иметь влияние на ситуацию в стране, он будет прикладывать все усилия для прихода к власти разумных, демократически настроенных людей. Только при демократической форме управления государством человек может реализовать все свои права и нести ответственность за свою жизнь. А эти условия являются основополагающими для достижения благополучия.

Желая добиться благосостояния и быть уверенным в завтрашнем дне, человек, нацеленный на успех, будет активно участвовать в политической жизни страны. Он прогонит лень и равнодушие, понимая, что промолчав однажды, он рискует потерять слишком многое. В его интересах бороться за развитие своей страны, за совершенствование в ней всех систем и органов управления.

Успешный человек понимает, что каждый гражданин ответственен за политическую ситуацию, складывающуюся в его стране. Поэтому он принимает самое активное участие во всех событиях, способных повлиять на основные сферы жизни. Он интересуется всеми изменениями, происходящими в обществе, и формирует собственную позицию по каждому важному вопросу. В результате он всегда может аргументировано высказать мнение о ситуации. А иногда и повлиять на нее, используя рычаги, предоставленные ему законом. Все это позволяет ему с уверенностью смотреть в завтрашний день и гордо нести ответственность за свое благосостояние и качество жизни.

В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.

Определение термина

Прежде чем давать определение ГП, нужно для начала выяснить, что означает термин «позиция». Позиция - это многообразное качество индивидуума, проявляющееся как в отношении человека к самому себе, так и к окружающей действительности (обществу, государству). Она включает в себя линию поведения субъекта, как социальной единицы в реализации своих жизненных приоритетов и ценностей.

Гражданская позиция - это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП - это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданская позиция - это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

С чего зарождается гражданская позиция?

Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.

Именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга.

Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека - это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.

Формирование гражданской позиции

Формирование ГП начинается с малого. Какие-то основы и зачатки закладываются еще в раннем возрасте. Конечно, ребенок еще не в состоянии понять, что такое гражданский долг. Однако воспитывая в нем уважение к родной земле и своим согражданам, а также прививая бережное отношения к природе - родители тем самым подготавливают почву для формирования у ребенка в будущем неравнодушного отношения к происходящим вокруг событиям.

Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе - социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.

Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов - очень важный этап в формировании социально активного общества.

СМИ как важный инструмент формирования ГП

Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Развитие гражданской позиции

Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.

И если общество ранее не особо вдавалось в тонкости общественной и политической жизни страны, занятое удовлетворением своих насущных потребностей, то в моменты опасностей и серьёзных перемен практически никто не остаётся равнодушным к происходящим событиям.

В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.

Активная гражданская позиция

Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?

Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.

Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.

Почему важна активная гражданская позиция?

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.

По закону каждый человек имеет право выражать свою гражданскую позицию. Каждый субъект имеет возможность принимать посильное участие в политической сфере жизни. Не нужно думать, что всё уже решено свыше и твое мнение ни на что не может повлиять. Необходимо следить за событиями, происходящими в стране, анализировать информацию, поступающую из различных источников, делать выводы, и оказывать посильное влияние на то, что происходит в государстве. Из-за молчаливого согласия и покорности людей стали возможными Холокост, Голодомор, Красный террор и прочие страшные события в истории человечества.

Гражданский долг

Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.

Гражданский долг - это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.

Выполнение гражданского долга - это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.

В заключение

Развитие гражданской позиции - это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность - велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.

Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Размышление

Моя гражданская позиция

Что понимается под «гражданской позицией»? Гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

Компонентами активной гражданской позиции являются: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Чтобы определить свою гражданскую позицию, я обратился именно к этим компонентам.

Первый компонент - социальная активность. Её можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой обеспечивается самореализация личности. Моя самореализация осуществляется через общественную жизнь в классе, школе, районе, области. Это участие в акциях, конкурсах, мероприятиях разного уровня и направлений.

Мне нравится быть в центре всех начинаний,

участвовать в конкурсах, школьных делах.

Планировать путь достижения целей,

Себя только с хорошей стороны показать!

Второй компонент - гражданское самосознание, которое развивается с опорой на жизненную позицию, осознание, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, то есть целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время моя общественно значимая позиция выражается в получении образования в школе. Обучение в школе позволяет мне получить знания, не только в рамках школьной программы. Имеются все возможности, чтобы определиться с кругом своих увлечений и их реализовать.

В районе нашем среди множества школ,

Есть одна, в которую я учиться пришел.

Есть одна, но впрочем, всего не учесть,

Первая школа – моя гордость и честь!

Третий компонент - гражданские качества. Это, прежде всего, чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. Я с уверенностью и гордостью могу сказать, что я человек инициативный, творческий, ответственный, самостоятельный.

Я – главный помощник учителя в классе,

В Совете обучающихся я – командир.

Веду за собой единомышленников дружно,

Мы учимся строить по кирпичику жизнь!

Кроме того, активная гражданская позиция, я считаю, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.

Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности.

Современной России, к сожалению, очень не хватает бескорыстных людей. И поэтому радостно слышать, что в нашем городе школьники с удовольствием вступают в ряды волонтеров. Я один из них. В этом в полной мере проявляется моя активная гражданская позиция.

Добровольный труд позволяет реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

Я – лидер волонтёрской команды «Юный волонтер»

Пропаганду здорового образа жизни веду.

Пожилым помогаю и добром лишь живу.

Быть волонтером - это круто!

Ведь если силы есть - нельзя им пропадать.

А лучше тратить их во благо - людям помогать.

Приятно видеть благодарность в лицах тех, кто для Победы Родины ковал успех!

Приятно видеть счастье радости в глазах детей, и мир от этого становится светлей.

Ведь так приятно людям помогать, и не за деньги, без награды – просто так!

Быть волонтером сегодня – значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.

Завершить я хотел бы словами «Я хочу, чтобы успехи моего поколения легли в основу развития нашего любимого города».