«Поклонюсь Храму святому Твоему. Как понимать Пс.5:8? Неужели можно поклоняться Храму, подразумевая поклонение Богу

Как человек из глубинки, с провинции радуется и удивлен красивым старинным зданиям, так и человек неверующий, видя архитектуру храмов, иконы, изумляется их красоте. Господь касается сердца, просыпается совесть. Многие впервые задумываются о Боге, о том, что нужно изменить направление жизни.

Возможно, вам будет интересно, как в Поволжье строят храмы:

С 2000 года по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Самаре ведется строительство храма в честь Всех Святых в стиле византийской базилики.

Настоятель диакон Евгений Жувагин рассказал о его истории и строительстве:

Можно сказать, это возрождение храма. Ранее он был расположен в районе железнодорожного вокзала. Построен на средства горожан в 1865 году.

В 30-е годы храм был разрушен. Сохранилось здание богадельни с арочными окнами, лепниной. Сейчас там находится техникум железнодорожного транспорта. Рядом аптека бывшая сторожка храма Всех Святых.

В Железнодорожном районе, на пересечении улиц Киевской и Тухачевской, администрация дала разрешение на строительство.

Около этого места о. Евгений проезжал на протяжении нескольких лет, и внутренний голос говорил: «Хорошо бы здесь храм построить». Ранее здесь был пустырь. Рядом кладбище, угодников похоронено много. Видимо, они молились об этом Богу. И прихожане говорили, что проезжая на трамвае, думали, что это хорошее место для храма.

11 апреля 2001 года Владыка освятил железнодорожный вагончик для богослужений. В сентябре его подожгли. После пожара многие православные откликнулись, были перечислены денежные средства с разных епархий.

Почему родилась идея пригласить иконописца из Сербии?

Юрий Иванович Харитонов является архитектором проекта. Было два варианта храма: обычный и в стиле базилики. Когда показал проект Владыке, он благословил именно базилику. Юрий Иванович предложил его расписать фресками. Рассказал об иконописце Владимире из Сербии. Для него наш храм уже двадцать первый. Сейчас Владимир по молитвам всех святых расписывает. Завершил роспись купола, предстоит алтарь. В нижнем храме отслужили семь лет. Богослужения совершаются ежедневно.

Архитектор Юрий Иванович Харитонов

известен по проектированию храмов в Самаре (в честь Георгия Победоносца, Серафима Саровского, Успения Божией Матери, Похвалы Пресвятой Богородицы, Святой Троицы). С 2003 по 2006 годы Ю. И. Харитонов – главный архитектор города. Его храмы в честь российских святых стоят в Черногории и Сербии. По проекту Ю. И. Харитонова ведется строительство монастыря в с. Винновка.

Рассказал об особенностях строительства храма Всех Святых:

Было выбрано место, установлены два временных вагончика, которые стояли параллельно друг другу. Их объединял высокий неф. Это строение напоминало базилику. Родилось решение построить храм в виде крестово-купольной базилики, опираясь на византийские истоки, в синтезе с древнерусскими мотивами 12 века. Более десяти лет работал над проектом. Архитектура храма сложное инженерное сооружение. В этом районе присутствуют карстовые пустоты, сложные по геологии.

Храм двухэтажный, трехуровневый: нижний в честь Святого Духа, верхний Всех Святых и галереи – пустоты, которые будут расписаны фресками. Их можно увидеть внутри пространства храма.

Решили внешнее и внутреннее убранство создавать в едином ключе в византийском стиле. В России нет умельцев, кто пишет по штукатурке фрески. В 1993 году в Сербии познакомился с иконописцем Владимиром. Увидел его росписи. По благословению Владыки пригласил.

Фреска художественная ценность. Удивительное большое событие для Самары и России, так как многое утрачено. Фреска молитва в красках, искренняя, живая. Это практически вечная роспись, так как краска не теряет цвета. Известка с мелким песчаником, природными натуральными красками создают богатую палитру. Пишется в один прием по сырой штукатурке без искусственных материалов, используя воду, пигмент и четыре основных цвета: белая (известь), черная (пережженная виноградная лоза), желтая (глина), красная (жженая на огне охра).

Иконописец Владимир закончил Академию художеств в Белграде. В Сербии расписал восемь храмов, в Черногории около десяти, также в Греции и на Афоне.

В России двадцать первый. Как своеобразный круг: Сербия, Черногория, Греция, Россия. Расписывал и новые, и старые храмы, в которых не было фресок.

Какие у вас впечатления от России?

Я полезен здесь. Ни с кем не знакомился, никого не видел в Самаре. В куполе с утра до вечера. Знаю о. Евгения, о. Михаила хорошие люди.

Расскажите, как Вы стали иконописцем?

Я был художником. Писал абстрактные композиции. Очень нравилось и хорошо получалось. Случилось так, что был в Белграде в воскресенье дома. Пошёл в ресторан попить кофе. Недалеко, в ста метрах, находился храм. Услышал звон колокола. Решил зайти (это было в 1983 году). Пришел, начиналась литургия. Стоял на службе, как другие люди. Затем пошли причащаться, и я с ними. Священник, ничего не спрашивая, причастил меня.

Вернулся домой. Все книги по художеству, материалы, масло, краски собрал и выбросил. Взял доску, яйца, пигмент и через дватри дня получился образ Богородицы. Картины писать перестал. До 1999 года только иконы. Затем подошел к одному батюшке, предложил. Он согласился, выделил стену в храме, и я стал работать над иконой Приношение Авраама в жертву Богу сына своего Исаака. Это была моя первая фреска.

Митрополит Амфилохий пригласил к себе, благословил работать в разных храмах. Вот уже 25 лет, как делаю фрески.

В каком стиле расписываете?

Видел старые росписи 11-12 века. Для меня это только пример: что надо и как надо. Нет копий, не могу сказать, что мои росписи византийские. Стиль более современный.

Художество не было изначально церковным, как и мировая художественная культура. Необходимо знать истоки. Важно знать и основы живописи: композицию, гармонию, как правильно изобразить руку, лицо и т.п., чтобы было профессионально.

Икона это наилучшее художество.

Изучая историю живописи: ренессанс, романтизм, импрессионизм, нужно знать все. Как напишу лик Богородицы, не зная анатомии? Делаю кисточки из старых или беру у художников, у которых их много и не используются. Подбираю толщину кисти насколько нужно специально для фрески, так как нет одинаковых кисточек для фрески и иконы на доске.

На что ориентируетесь в создании своих работ?

На Священное Писание – Ветхий и Новый Завет. Нужно знать зачем, почему, как написано. Тогда будет легче написать икону или фреску.

Меня спрашивали, почему у пророка Иезекииля широко открытые глаза. Помните, что он видел? Святой пророк Иезекииль видел прообраз всеобщего воскресения. Если бы увидели это, какие бы глаза у вас были?

Что Вас вдохновляет в иконописи?

Мне нравится, когда люди приходят в храм, радуются, смотрят на иконы, молятся святым. Важно, что твоя работа нужна.

Нет ничего лучше работы по сырой штукатурке. Мазок точный, живой.

Что держит краску? У меня нет никакого клея, как при написании иконы. Сейчас работают и акриловыми красками. Нет ничего, только пигмент, известь и вода. Раствор наносится на стену, подравнивается, чтобы было гладко, штукатурка сушится, вода испаряется вместе с прозрачными кристаллами извести. В это время важно начинать писать икону. К примеру, пять-шесть апостолов в одной композиции, работать нужно быстро, чтобы завершить за один день, пока не высохла штукатурка.

Если бы времени было много, и я каждую секунду осознавал, что работаю, то на этом изображении был бы не святой, а только я. Портрет, а не икона.

Сложно Вам одному расписывать?

Да, здесь храм большой, но при создании иконы невозможно работать вдвоем или втроем.Иконописец один работает с красками, пишет, подчищает. Все один.

На какие сюжеты расписываете?

Иконы святых Ветхого и Нового Завета, Двунадесятых и Великих Праздников, Пантократора, икону Тайной Вечери, страдания Христа, Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, иконы Богородицы. Весь цикл жизни Христа. На южной стороне будут чудеса (исцеления), совершенные Христом, на северной страдания Христа. Как позволит площадь, стена.

Планируете еще работать в России?

Пока не знаю. Как Бог даст. Большой храм, наверное, нет. Это очень тяжело. Одну икону нужно написать полностью за один день, потому что это фреска, невозможно отложить на завтра. Всего в куполе храма написал иконы двадцати четырех пророков Ветхого Завета. Это одно изображение, а написать икону праздников гораздо сложнее. Сейчас работаю над фресками предалтарной части потолка.

Очень рад, что я здесь, в России. Это многое значит. Спасибо Владыке Сергию, что доверяет, верит мне, о. Евгению,который во многом помогает.

Диакон Михаил Королёв поделился впечатлениями:

Иконы как настоящая сказка, росписи очень красивые. Это подарок Божий. Благодаря трудам нашего настоятеля отца Евгения свершилось чудо. Очень трудно к этому шли. Были вначале условия нелегкие: печки топили, не было ни воды, ни окон, ни дверей.

По воле Божией храм восстановлен. Мне кажется, он единственный, который в таком стиле расписан, станет одной из святынь Поволжья. Это как символ храм Всех Святых, выше которых только Господь.

Для завершения строительства нужны средства, будем рады посильной помощи. Просим молитв, чтобы Господь сподобил закончить работы внутри и снаружи.

Построим Храм вместе!

В подготовке материала помогали Олеся Яковлева, Максим Дьяков, Мария Нехорошева

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ХРАМЕ БОЖИЕМ:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
(Псалом 5:7-12)

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.
Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…
Слава, и ныне...
Господи, помилуй! (Трижды) Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне,

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.

Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона.
Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение.

На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона.

На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон.

При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, Отче(или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословимполагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения.

Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли.

Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

В Самаре возле старого городского кладбища возводится величественный храм в честь Всех Святых.

По благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Самаре ведется строительство храма в честь Всех Святых в районе старого городского кладбища. Храм задуман большим и величественным, в стиле византийской базилики.

Ответственный за строительство храма диакон Евгений Жувагин рассказал о том, как началось строительство:

Можно сказать, это возрождение храма, который был построен на средства горожан в 1865 году в районе железнодорожного вокзала. В 30-е годы прошлого столетия храм был разрушен. Сохранилось здание богадельни с арочными окнами, лепниной. Сейчас там находится техникум железнодорожного транспорта. Рядом аптека - бывшая сторожка храма Всех Святых.

Храм Всех Святых в Самаре.

Администрация дала разрешение на строительство храма в Железнодорожном районе, на пересечении улиц Киевской и Тухачевского.

Около этого места отец Евгений проезжал на протяжении нескольких лет, и внутренний голос говорил: «Хорошо бы здесь храм построить». Ранее здесь был пустырь. Рядом кладбище, угодников Божиих похоронено много - священнослужителей и крепких в вере мирян. Видимо, они молились об этом Богу. И прихожане говорили, что, когда проезжали мимо на трамвае, думали, что это хорошее место для храма.

11 апреля 2001 года Архиепископ (ныне - Митрополит) Самарский и Сызранский Сергий освятил для Богослужений железнодорожный вагончик. А в сентябре вагончик подожгли. После пожара откликнулись многие Православные, были перечислены денежные средства из разных епархий. И вот строительство храма уже завершается. Идут отделочные работы.

- Почему вы решили пригласить иконописца из Сербии?

Проект храма создал известный самарский архитектор Юрий Иванович Харитонов. Юрий Иванович предложил расписать храм фресками. Рассказал мне об иконописце Владимире из Сербии. Для него это уже двадцать первый храм. Сейчас Владимир расписывает наш храм. Завершил роспись купола, теперь предстоит расписывать алтарь.

Пока в верхнем храме идут работы, семь лет служили в нижнем. Богослужения совершаются ежедневно.

Архитектор Юрий Иванович Харитонов рассказал о работе над проектом этого храма:

Было выбрано место, установлены два временных вагончика, которые стояли параллельно друг другу. Их объединял высокий неф. Это строение напоминало базилику. Так появилось решение построить храм в виде крестово-купольной базилики, в Византийской традиции, но в сочетании с древнерусскими мотивами XII века. Более десяти лет я работал над проектом. Архитектура храма - сложное инженерное сооружение. В этом районе присутствуют карстовые пустоты, сложные по геологии.

Храм двухэтажный, трехуровневый: нижний храм - в честь Святого Духа, верхний - Всех Святых, и еще галереи, которые будут расписаны фресками.

Фреска - молитва в красках, искренняя, живая. Это, можно сказать, вечная роспись, так как краска не теряет цвета. Богатую палитру создают известка с мелким песчаником, природными натуральными красками. Фреска пишется в один прием по сырой штукатурке без искусственных материалов. Иконописец использует воду, пигмент и четыре основных цвета: белый - это обыкновенная известь, черный цвет передает пережженная виноградная лоза, желтый получают с помощью глины, а красный - жженной на огне охры.

В России я не нашел умельцев, кто пишет по штукатурке фрески. В 1993 году в Сербии познакомился с иконописцем Владимиром. Увидел его росписи. И когда надо было начинать расписывать храм Всех Святых, по благословению Владыки Сергия я пригласил Владимира в Самару.

Иконописец Владимир Кидишевич окончил Академию художеств в Белграде. В Сербии расписал восемь храмов, в Черногории около десяти, также в Греции и на Афоне. Двадцать первым стал наш самарский, российский храм. Получился своеобразный молитвенный щит: Сербия, Черногория, Греция, Россия. Расписывал и новые, и старые храмы, в которых не было фресок.

- Какие у вас впечатления от России? - спрашиваю иконописца Владимира.

Я полезен здесь. Ни с кем не знакомился, никого не видел в Самаре. В куполе работаю с утра до вечера. Знаю отца Евгения, отца Михаила - хорошие люди. Всё!

- Расскажите, как вы стали иконописцем?

Я был художником. Писал абстрактные композиции. Очень нравилось и хорошо получалось. Все изменилось в 1983 году. Случилось так, что я дома в Белграде в воскресенье пошел в ресторан попить кофе - и услышал звон колокола. Недалеко, в ста метрах, находился храм. Решил зайти. Пришел, начиналась Литургия. Стоял на службе, как другие люди. Затем пошли причащаться, и я - без исповеди, без подготовки - с ними. Священник, ничего не спрашивая, причастил меня.

Вернулся домой. Собрал все книги по художеству, материалы, масло, краски - и выбросил. Взял доску, яйца, пигмент - и через два-три дня получился образ Богородицы. Светские картины писать перестал. До 1999 года были только иконы. Затем подошел к одному батюшке, предложил попробовать написать фреску. Он согласился, выделил стену в храме, и я стал работать над иконой «Приношение Авраама в жертву Богу сына своего Исаака». Это была моя первая фреска.

Митрополит Черногорский Амфилохий пригласил к себе, благословил работать в разных храмах. Вот уже 25 лет, как делаю фрески.

- В каком стиле расписываете?

Видел старые росписи XI-XII веков. Для меня это только пример: что надо и как надо. Не копирую их, не могу сказать, что мои росписи византийские. Стиль более современный.

Икона - это наилучшее художество. Изучал историю живописи: ренессанс, романтизм, импрессионизм, - нужно знать всё. Как напишу лик Богородицы, не зная анатомии? Делаю кисточки из старых или беру у художников, у которых их много и не используются. Подбираю толщину кисти специально для фрески, так как нет одинаковых кисточек для фрески и иконы на доске.

- На что ориентируетесь в создании своих работ?

На Священное Писание - Ветхий и Новый Завет. Нужно знать, зачем, почему, как написано. Тогда будет легче написать икону или фреску. Меня спрашивали, почему у пророка Иезекииля широко открытые глаза. Помните, что он видел? Святой пророк Иезекииль видел прообраз всеобщего воскресения. Если бы увидели это, какие бы глаза у вас были?

- Что вас вдохновляет в иконописи?

Мне нравится, когда люди приходят в храм, радуются, смотрят на иконы, молятся святым. Важно, что твоя работа нужна.

Нет ничего лучше работы по сырой штукатурке. Мазок сочный, живой. Что держит краску? У меня нет никакого клея, как при написании иконы. Сейчас работают и акриловыми красками. Нет ничего, только пигмент, известь и вода. Раствор наносится на стену, подравнивается, чтобы было гладко, штукатурка сушится, вода испаряется вместе с прозрачными кристаллами извести. В это время важно начинать писать икону. К примеру, пять-шесть апостолов в одной композиции, работать нужно быстро, чтобы завершить за один день, пока не высохла штукатурка. Если бы времени было много и я каждую секунду осознавал, что работаю, то изображение получилось бы более реалистичным. Но это уже была бы не икона святого, а только некий портрет.

- Сложно вам одному расписывать такой большой храм?

Да, здесь храм большой, но при создании иконы невозможно работать вдвоем или втроем. Иконописец один работает с красками, пишет, подчищает. Все один.

- На какие сюжеты расписываете?

Иконы святых, Двунадесятых и Великих Праздников, Пантократора - Господа Вседержителя, икону Тайной Вечери, страсти Христа, Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, иконы Богородицы. Весь земной путь Христа. На южной стороне будут изображены чудеса и исцеления, совершенные Христом, на северной - страсти Христовы. Как позволит площадь, стена.

- Хотелось бы еще работать в России?

Как Бог даст. Большой храм расписывать, наверное, уже не возьмусь. Это очень тяжело. Каждую икону нужно написать полностью за один день, потому что это фреска, невозможно отложить на завтра. Всего в куполе храма написал иконы двадцати четырех пророков Ветхого Завета. Это одно изображение, а написать икону праздников гораздо сложнее. Сейчас работаю над фресками предалтарной части потолка.

Очень рад, что я здесь, в России. Это многое значит. Спасибо Владыке Сергию, что доверяет мне, отцу Евгению, который во многом помогает.

Диакон Михаил Королёв поделился впечатлениями:

Иконы как настоящая сказка, росписи очень красивые. Это подарок Божий. Благодаря трудам отца Евгения Жувагина свершилось чудо! Храм построен. В нем уже молятся прихожане. Очень трудно к этому шли. Были вначале условия нелегкие: печки топили, не было ни воды, ни окон, ни дверей.

По воле Божией храм восстановлен. Мне кажется, он единственный, который в таком стиле расписан, и станет одной из святынь Поволжья. Это как символ - храм Всех Святых!

Ксения Новосёлова.

Начиная со второй седмицы Великого поста, во всех храмах Святой Православной Церкви служится особое великопостное богослужение, именуемое Пассией. Это служба, всецело посвящённая страданиям Христовым - великой и страшной Жертве Любви, принесённой ради нашего спасения.

«Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли,

Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща…»

Пассия. Само название этого торжественного великопостного богослужения раскрывает его глубокий смысл, ибо латинское слово «passio» в переводе на русский язык означает «страдание» , а на церковнославянском означает «страсть».

В Русской Православной Церкви этот вид богослужений по времени своего возникновения самый поздний. Так, впервые пассия как отдельная служба появляется в XVII веке на юго-западе Руси (территория современной Украины).

Составил первоначальный вариант этой службы создатель очень многих литургических форм святитель Пётр (Могила), митрополит Киевский (1596–1647 гг.). В 1702 году в Киево-Печерской Лавре как прибавление к богослужебному Уставу был впервые напечатан чин пассии.

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

Впоследствии святитель Иннокентий (Борисов, 1800–1857 гг.), архиепископ Херсонский и Таврический добавил в чинопоследование пассии акафист Страстям Христовым. С 1-й четверти XX века пассии получают в Русской Православной Церкви повсеместное широкое распространение и становятся одними из самых любимых в народе великопостных служб. Таким образом, авторство чинопоследования пассии, совершаемой в нашей Церкви сегодня, принадлежит двум святителям - Петру и Иннокентию.

Пассия служится только во время Великого поста, четыре раза (по числу евангелистов): в воскресные дни (или же пятницы) второй, третьей, четвёртой и пятой седмиц. Служба проходит традиционно в вечернее время. Накануне пассии в центре храма устанавливается распятие, к которому перед службой и после неё благоговейно прикладываются все молящиеся. Перед распятием на аналое полагается Святое Евангелие.

На каждой из четырёх пассий читаются главы из Евангелия одного из Евангелистов, посвящённые страданиям Христа и крестной смерти Спасителя. Так, за первой пассией читают 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, за второй - 14 и 15 главы Евангелия от Марка, за третьей - 22 и 23 главы Евангелия от Луки и за четвёртой - 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна. Как правило, к чтению Евангелия присоединяется также акафист Страстям Христовым и поучение. Во время пассии всем молящимся принято держать в руках зажжённые свечи, что создаёт особую проникновенную молитвенную атмосферу.

«…мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми Животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси»

Велико значение этих великопостных служб: главная цель пассий, как и всего Великого поста - подготовить верующих к Страстной Седмице, на которой воспоминаются крестные Страдания и смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И каждый православный христианин должен стремиться принять молитвенное участие в пассиях, где каждое песнопение пронизано болью сострадания к страждущему Христу Спасителю, а очерствевшая душа под действием сопереживания и сострадания к Нему оживает и делается чище.

Евангельские чтения, посвящённые страданиям Богочеловека и Творца мира, чтение акафиста Страстям Христовым, проникновенные, глубокие и печальные песнопения пассии настраивают душу на сопереживание, духовным зрением она созерцает Гефсиманию и Голгофу, состраждет и плачет вместе с Богородицей и апостолами, делаясь сопричастной страшным Евангельским событиям, сопричастной Страждущему Христу Спасителю.

По окончании пассии в 2008 году Святогорский архипастырь так обратился к своей пастве: «Мы вспоминаем жертву любви Христовой. Как говорит Священное Писание, «живо слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюодоостра». Так и слова евангельские сегодня пронзают и душу, и сердца, и умы наши. Мы как бы по-новому сопереживаем всем тем событиям, которые произошли почти 2000 лет назад, но настолько актуальны и в сегодняшний день. Потому что на страницах евангельских, слыша рассказ о распятии Христовом, слыша повествование, записанное святыми апостолами, свидетелями страданий Христовых, мы видим как в зеркале в словах евангельских и свою душу.

…И мы сегодня, братья и сестры, как разбойники, себя осуждаем, себя поставляем на суд Христов. Надеясь на милосердие Христово, на Его любовь, из мучений сердца своего исторгаем вопль, как разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» . И как, братья и сестры, хочется нам сегодня услышать голос из измученных уст Христовых: «Ныне будеши со мною в раи» .

И плач наш, братья и сестры, слёзы наши покаянные, слёзы нашего самооосуждения омывают наш разум, чувства наши, сердца наши. Души наши омываются ими. И хотя мы не слышим этих слов, которые Христос произнёс разбойнику, но душою чувствуем милосердие Божие, милость Божию сердцем ощущаем. Сердцем мы чувствуем, что сегодня Господь и нам, кающимся, и нам, сострадающим Его страданиям, не насмехающимся, сопереживающим и так же мучающимся сердцем, глядя Его распята вместе с Матерью Его и сострадая, говорит и нам спасительные слова. Мы сегодня сердцами своими, в душах своих слышим тихую милость Божию, тихое слово Христово: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят» . Эти слова над всеми нами несутся, и за этими словами благодать Божия, очищающая нас от грехов, покрывает наши грешные главы, очищает нашего грешного человека, живущего по похотям его. И сегодня обетование Христово для каждого из нас Господь полагает в сердцах наших, давая тихую скорбь и растворённую каким-то особым чувством - чувством, с которым расстаться не хочется. Это незримое, неслышимое слово пронеслось в душах наших: «Ныне будеши со мною в раи».

Сегодня Господь, братья и сестры, каждого из нас, распростирая руки, призывает к себе, готовый обнявши весь мир, призвать его к вечному, нескончаемому бытию и наследию, к которому и устремимся живой, деятельной верой строя своего внутреннего, духовного человека. Не по нашим рассуждениям, но по заповедям Божиим просвещая разум свой чтением Священного Евангелия, аминь!»

Спрашивает Олег
Отвечает Александра Ланц, 26.09.2012


Мир сердцу вашему, Олег!

Вот текст, о котором вы спрашиваете:

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ()

Прежде чем я дам вам ответ на ваш вопрос, позвольте мне процитировать для вас и всех наших читателей то, что Господь сказал устами пророка Иеремии... и как бы вы, дорогие наши читатели, ни понимали сейчас слово «храм», пусть слова Господа будут для вас светом, помогающим вам увидеть, правильно ли вы понимаете путь Спасения. «Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень" ()

А теперь да поможет нам Дух Святой Божий понять суть того, что в Библии обозначено словом «храм».

В сознании истинно верующих евреев, опиравшихся в своей вере на Тору и пророков, Храм, построенный на земле, был очень и очень важен, но при этом они всегда понимали, что этот рукотворный Храм был не более, чем образом того, что Бог когда-то показал Моисею. Помните ли вы ту историю и то распоряжение Вседержителя, которое Моисей получил от Него?

Тому и другому одновременно.

На слова мы должны смотреть, осознавая, что.... правильно понимавший Тору еврей никогда не позволил бы себе поклониться рукотворному сооружению, даже если оно – место присутствия Божия. Поэтому для верующего еврея эти слова Давида могли либо звучать как противоречие основам веры... либо как пророчество с очень и очень глубоким смыслом.

Мы люди живущие в последнее время, имеющие книгу «Откровение», имеем возможность увидеть глубину смысла этих потрясающих слов Давида.

Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его , и Агнец.

Иудейский Храм был ярчайшим откровением Бога о Христе, о Себе Самом. Всё устройство Храма, всё служение в нём открывали людям суть спасительной миссии Христа, точнее суть самого Христа.

Поэтому когда Давид говорит «поклонюсь святому храму Твоему» , он вообще-то говорит о том, что поклонится Христу Живому и Спасающему , а не какому-то рукотворному сооружению, тем более такому рукотворному сооружению, в котором всё сделано вопреки Небесныму образцу, когда-то показанному Моисею.

У Бога есть только один Храм – Он Сам, Христос. Когда-то на земле существовала миниатюрная копия этого Единственного Храма. Но когда Христос пришёл на эту землю, когда Он исполнил здесь Свою Миссию, тогда нужда в каких-либо земных копиях отпала. Теперь всякий верующий во Христа должен поклоняться не на какой-то горе и не в каком-то рукотворном сооружении, а в Небесном Храме, куда мы можем в любое время входить верою. Только там наше спасение. Только там ().

Когда Давид писал псалмы и говорил о Храме, то Дух Пророческий помогал ему прозревать в этом сооружении славу Мессии .

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев