Нужно ли го и чс на предприятии. Надо Ли Вводить Должность Специалиста по ГО и ЧС? Суть гражданской обороны

В последнее время был принят ряд нормативных актов, ужесточивших требования по ГО и ЧС к организациям. С чего начать эту работу, как подготовить необходимые документы – расскажем в статье. Скачайте образец схемы оповещения персонала.

Читайте в статье:

ГО и ЧС на предприятии

Прежде чем приступать к организации системы гражданской обороны, нужно выснить статус предприятия. Так, если имеется мобилизационное задание, которое назначают региональные власти и МЧС, либо есть высокий риск возникновения внештатных ситуаций, либо уникальный культурный статус, такой организации присваивают категорию по ГО. Это может быть категория особой важности, 1-я или 2-я категория. Каждая из них предъявляет повышенные требования к режиму работы предприятия.

Если таких признаков нет, то предприятие относят к некатегорированным , что, впрочем, не намного облегчает задачу его руководства. В любом случае придется подготовить документы, разработать схему оповещения при чрезвычайной ситуации в организации, установить стенды. Но обо всем по порядку.

По закону все вопросы, относящиеся к данной сфере, входят в зону ответственности главного руководителя, а также его заместителя. При чрезвычайной ситуации одно из этих лиц становится начальником штаба, принимает решения, издает приказы, организует все необходимые мероприятия.

Кто должен заниматься гражданской обороной в организации, которой присвоена категория? Разумеется, также ее руководитель, но помимо основных обязанностей (о них – ниже) ему надо будет позаботиться о быстрого реагирования. Эти обязанности в крупных компаниях руководитель может делегировать ответственному сотруднику, назначенному приказом, или даже структурному подразделению по ГО.

Отличаются ли обязанности по ГО и ЧС на предприятии с численностью менее 50 человек? Нет, российским законодательством для небольших организаций не предусмотрено специальных правил. Обязанности компаний по гражданской обороне зависят лишь от наличия категории.

С чего начать работу по ГО и ЧС в организации? С этим вопросом нужно обратиться в письменном виде в орган, отвечающий за гражданскую оборону в вашем муниципальном образовании. В ответ на запрос эти органы предъявляют перечень требований.

Также необходимо подготовить список группы по обучению. В нее обязательно должны входить: директор, специалист по ГО в организации, члены штаба, члены эвакуационной комиссии. Когда придет ответ на запрос, потребуется выполнить следующее:

  • создать план по гражданской обороне;
  • составить программы, провести курсовое обучение работников;
  • разработать программу вводного инструктажа по ГО;
  • проводить вводный инструктаж с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
  • проводить учения, тренировки по гражданской обороне.

Таков, вкратце, ответ на вопрос – с чего начать.

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Инструктор гражданской обороны

Должностные обязанности. Проводит занятия, тренировки и другие учебные мероприятия по гражданской обороне. Участвует в подготовке и проведении учебно-методических сборов, обобщении и внедрении в практику передовых методов обучения умениям и навыкам по гражданской обороне. Представляет начальнику курсов гражданской обороны предложения по совершенствованию работы курсов. Участвует в разработке учебно-методических, отчетных документов по гражданской обороне. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической работе. Участвует в создании учебно-материальной базы гражданской обороны с целью совершенствования проведения занятий по гражданской обороне. Оказывает методическую помощь в подготовке и проведении занятий, учений и тренировок по гражданской обороне. Участвует в разъяснительно-пропагандистской работе с населением по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, методические и нормативные документы, касающиеся деятельности инструктора гражданской обороны, учебные программы по подготовке и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях, правила эксплуатации применяемых технических средств, основы педагогики, психологии, методики обучения слушателей курсов гражданской обороны, основы трудового законодательства, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 5 лет

Вакансии для должности Инструктор гражданской обороны по общероссийской базе вакансий

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

С мая 2017 года все предприятия резко озаботились вопросом, кто проводит инструктаж по гражданской обороне. Если раньше можно было формально относиться к этой процедуре, то теперь есть угроза нарваться на крупный штраф от МЧС. Из этой консультации вы узнаете, что говорит закон по данному вопросу и кого можно назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа, в частности.

Что говорит закон

К сожалению, кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне в организации, в действующем законодательстве напрямую не сказано. Последние изменения говорят только о том, что каждое предприятие (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841):

  • разрабатывает программу проведения с персоналом вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организует и проводит вводный инструктаж по ГО с новыми сотрудниками в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по ГО.

Имейте в виду: обычно именно ответственный за проведение вводного инструктажа занимается также разработкой программы его проведения для предприятия, а также содействует проведению учений и тренировок с персоналом.

Требования к ответственному за ГО

На практике, вот кто должен проводить инструктаж по гражданской обороне:

  • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (как отдельная штатная единица);
  • специалист по охране труда;
  • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

Разумеется, кто проводит инструктаж по ГО, должен быть компетентен в вопросах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, первой медицинской помощи и т. д. То есть – пройти соответствующую подготовку (отдельный курс или дополнительное профессиональное образование). А на этот счёт у законодательства есть особые требования к таким работникам.

Так, на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, кто проводит инструктаж по ГО и ЧС, обязан обновлять свои знания в данной области. При этом установлена периодичность – не реже одного раза в 5 лет. По закону это может быть:

  1. Повышение квалификации.
  2. Обучение на специальном курсе.

Когда предприятие решило, кто должен проводить инструктаж по ГО, его направляют на учёбу в региональное управление ГО и ЧС при МЧС. Там он получит документ, который и даёт право данному специалисту проводить инструктаж. Кстати, таким ответственным вполне может быть и руководитель организации.

Назовём 2 нормативных документа, которыми следует руководствоваться при назначении ответственного за проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС:

  1. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
  2. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440).

Но скажем сразу: согласно этим документам, на должности по гражданской обороне назначают лиц, имеющих соответствующую подготовку в области ГО. Других требований – нет.

Какой численности должен быть штат на предприятии, что бы ввести должность специалиста по го и чс, специалиста по пожарной безопасности и инженера эколога? Сейчас эти должности на предприятии совмещают. Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

По введению должности специалиста по ГО и ЧС:

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников ;

По введению должности специалиста по пожарной безопасности:

Каких-то специальных требований к нормативу численности работников организация в целях введения должности специалиста по пожарной безопасности нет. Работодатель может как ввести такую должность в штатное расписание организации, так и возложить на кого-то из работающих сотрудников данную функцию.

При этом отметим, что для того, чтобы назначить сотрудника ответственным за пожарную безопасность, он должен пройти специальную подготовку с полным отрывом от работы. Об этом говорится в пунктах 39 и 40 Норм пожарной безопасности, утвержденных .

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам . Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Ни классификатором, ни ЕКС должности инженера-эколога не предусмотрено.

При этом отметим, что согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля ;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

На небольших объектах производственной и иной деятельности за проведение производственного экологического контроля, как правило, отвечают либо назначенные руководителем отдельные должностные лица (главный технолог, главный инженер и т.д.), либо, если такое лицо не назначено, сам руководитель данного предприятия.

Поэтому Вы можете ввести ставку специалиста по охране труда и возложить на него дополнительные обязанности в части пожарной безопасности.

В должностную инструкцию главного инженера, например, можно включить обязанности по проведению экологического контроля.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 10.07.1999 № 782

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (с изменениями на 30 мая 2013 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

История изменений

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. .
В соответствии со Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатывает с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждает положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Степашин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 1999 года N 782

ПОЛОЖЕНИЕ
о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с , определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

3. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт дополнен с 1 января 2005 года - см. );

г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

4. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. );

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, предусмотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года ; в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

5. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

6. Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

20.02.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева, Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.