Новое административно-территориальное деление рф. Территориально-административное устройство России. Формы административно-территориального устройства Субъекты рф могут иметь административно территориальное деление

Административно-территориальное устройство России было определено Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии с Конституцией - суверенная демократическая республика, состоящая из 89 равноправных субъектов Федерации. В их число входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

В последствии в административно-территориальном делении России происходили изменения. Так с декабря 2005 года Пермская область и Коми-Пермятский АО были объединены в один субъект – Пермский край. Таким образом современная Россия включает 88 субъектов: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов.

Автономные республики : Адыгея (столица - Майкоп), (Горноалтайск), Башкортостан (Уфа), Бурятия (Улан-Удэ), Дагестан (Махачкала), (Назрань), Кабардино-Балкарская (Нальчик), Калмыкия-Хальмг Тангч (Элиста), Карачаево-Черкесская (Черкесск), (Петрозаводск), Коми (Сыктывкар), Марий Эл (Йошкар-Ола), Мордовия (Саранск), Саха-Якутия (Якутск), Северная Осетия (Владикавказ), Татарстан (), Тыва (Кызыл), Удмуртия (Ижевск), Хакасия (Абакан), Чеченская (Грозный), Чувашская-Чаваш (Чебоксары).

Автономные округа : Агинский Бурятский (в Читинской области), Усть-Ордынский Бурятский (в Иркутской области), Ненецкий (Архангельская область), Ямало-Ненецкий (Тюменская область), Ханты-Мансийский (Тюменская область), Долгано-Ненецкий или (Красноярский край), Эвенкийский (Красноярский край), Чукотский, Корякский ( область).

Автономная область: Еврейская автономная область (Биробиджан).

Города федерального значения: Москва и .

Края: Красноярский, Хабаровский, Приморский, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Пермский.

Области: Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Костромская, Ивановская, Орловская, Брянская, Калужская, Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Пензенская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Нижегородская, Кировская, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Ростовская, Свердловская, Оренбургская, Курганская, Тюменская, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Читинская, Амурская, Магаданская, Камчатская, Калининградская.

Главой государства России является президент. Основная законодательная власть принадлежит Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Основная исполнительная власть принадлежит правительству.

Основные положения Конституции предусматривают разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведению федеральных органов государственной власти отнесены такие функции, как принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеративной политики и осуществление государственных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, национального и культурного ; установление правовых основ единого рынка; финансовое регулирование, управление федеральной собственностью, бюджетом, внешняя политика и международные отношения; оборона и безопасность России; защита государственных рубежей. Субъекты Федерации наделяются правами для самостоятельной хозяйственной деятельности. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения и пользования землей, природными ресурсами, охраны природы, координации международных и внешнеэкономических связей, установления общих принципов .

В 2000 году по Указу Президента РФ для укрепления власти все субъекты РФ были объединены в семь , в каждом из которых назначены представители Президента: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Административно-территориальное устройство - одна из важнейших на сегодняшний день составляющих организации общества в территориальном отношении. На его основе выстраивается система органов местного самоуправления, государственной власти, совокупность рыночных институтов, система различных общественных объединений. Роль политико-территориального деления в условиях России особенно важна из-за обширности территории этой страны, из-за разнообразия географических, экономических, национальных, природных

и демографических особенностей. Это обеспечивает актуальность данной темы.

В сегодняшнем обществе политико-территориальное устройство - не просто перечень названий, а сложный механизм, связанный с общественной и государственной формой управления. Он является базой для политической, экономической, организаторской, идеологической деятельности субъектов и государства в целом.

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия - уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них - национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип - административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Количество субъектов РФ и их особенности

Рассмотрим особенности административно-территориального деления России более подробно. Российская Федерация в административном отношении состоит из 89 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва) и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.

Каждый регион (кроме Санкт-Петербурга и Москвы) делится, в свою очередь, на административные районы. Административно-территориальное деление России, кроме того, включает городские округа и районы, города, волости, сельсоветы, поселки городского типа.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело - двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы - высшие должностные лица (президент - в республиках, губернатор - в областях, мэр - в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр - в областях, столица - в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

История административно-территориального деления России в дореволюционный период

Наша страна - государство, имеющее богатую историю. Поэтому административно-территориальное деление России нельзя рассматривать, не оглядываясь в прошлое. Так, в дореволюционный период существовали единицы, которые после прихода большевиков были упразднены. Это уезды, волости, генерал-губернаторства и губернии.

Волости

В Древней Руси волостью считалась вся территория некоторой земли (княжества), подчиненная городу сельская территория, полусамостоятельный удел. С конца 14 века она начинает рассматриваться как часть уезда, а с 1861 года становится единицей сословного крестьянского управления.

Уезды

С 13 века уездом считалась совокупность волостей, которые тяготели к тому или иному центру. Он управлялся наместниками князя, а начиная с 17 века - воеводой. С 18 века уезд входил в состав губернии. В нем с 1775 года осуществлялась исправником полицейско-административная власть, это была низшая финансовая, судебная и административная единица.

Губернии

Административно-территориальное деление России было отмечено тем, что основной единицей с 1708 года была губерния. В ее состав входили уезды. При этом некоторые губернии объединялись, формируя генерал-губернаторства. В России к 1917 году было 78 губерний. Из них 25 перешли к Прибалтийским государствам, Финляндии, Польше.

Генерал-губернаторства

В России генерал-губернаторства существовали с 1775 по 1917 год. В состав их входила одна или несколько областей или губерний. Управлялись они генерал-губернатором.

Особенности устройства СССР

Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение - город - район - республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение - район - город -область(край) - республика - СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть "старше", чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна - это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР - ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Сходство устройства современной России с устройством СССР

Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых - республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями "район-город". Эта система деления досталась нашей стране в "наследство". Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.

Реформирование системы

Необходимость изменения административно-территориального деления России недавно была осознана. Современный этап отмечен кардинальным ее реформированием. Относительно недавно был сделан первый шаг в данном направлении, которым стал Указ президента РФ, изданный 13 мая 2000 года. В нем говорилось о создании семи федеральных округов, а также об утверждении Положения и необходимости учреждения полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.

Созданные федеральные округа современное административно-территориальное деление России в корне не меняют. Однако они являются стратегической формой упрочения вертикали власти в нашей стране. Федеральные округа в дальнейшем будут являться основой, на которой будет строиться административно-территориальное деление России. Перспективы их развития, по крайней мере, на сегодняшний день именно такие.

Стабильность территориально-административного устройства - это важнейший признак успешного развития государства как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности. Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим. В связи с активным развитием капиталистических взаимоотношений на территории бывшего СССР поиск наиболее эффективного устройства РФ является актуальным вопросом и имеет свои особенности.

Особенности становления Российской Федерации

История формирования территориального устройства России отличается от других стран. РФ, следуя из названия, является федерацией. В большинстве случаев формирование федеративного государства происходило путем объединения двух и более ранее независимых субъектов. Путь становления государственности РФ был иной, поскольку Российская Федерация образовалась не объедением, а созданием в составе страны автономных образований.

В результате основополагающим документом формы административно-территориального устройства является не договор, а Конституция. Данный процесс был длительным и имеет прямое влияние на современную ситуацию.

История формирования структуры государственного управления

Вопрос территориально-административного устройства России имеет глубокие корни. В Киевской Руси земли удельных князей делились на волости, которые являлись сельскими уделами с элементами самоуправления. В начале XIII века появляются уезды, которые были объедением волостей. В Российской империи уезды объединяют в губернии и генерал-губернаторства.

Данная структура Российской империи стала основой для территориально-административного устройства СССР. Особенностью иерархии административного деления Советского Союза было пять уровней (для большинства стран характерно три уровня или в редких случаях - четыре), в результате сложность структуры приводила к конфликтам между различными государственными аппаратами. Данный факт считается одной из причин распада Советского Союза. Отметим, что подобная иерархия уровней в СССР сильно повлияла на формирование административного устройства России.

Современная иерархия государственных структур Российской Федерации

В результате распада СССР произошло изменение статуса большинства административных образований. Данный процесс был отображен в Конституции, что сформировало сегодняшнюю карту территориально-административного устройства России.

Структура административного деления Российской Федерации

В административно-территориальную структуру России входят 88 субъектов. Данные образования имеют одинаковый правовой статус, при этом они отличаются по численности населения, величине территории и экономическому уровню развития. Административная структура РФ имеет наибольшее число субъектов в мире и является избыточной и несбалансированной.

Обязанности и права субъектов РФ

Субъекты Российской Федерации не имеют права заключать международные соглашения. Двусторонние и многосторонние договора федерального руководства и региональных субъектов распределяют между ними полномочия. Равенство всех субъектов РФ обеспечивается:

  • территориально-административным устройством России с закрепленными границами, пересмотр которых невозможен без взаимного согласия на федеральном и региональном уровне;
  • субъекты имеют свой высший закон;
  • наличие законодательного органа у каждого субъекта РФ и возможность ведения законодательной деятельности при условии, что данные законы не противоречат Конституции и распространяются только на территории данного субъекта;
  • система исполнительной и судебной власти;
  • наличие государственной символики.

Общий список прав и обязанностей субъектов определяет взаимоотношения как с центральными органами власти, так и с прочими регионами страны.

Тенденции развития устройства России

Процессы современной мировой экономики показывают необходимость тесных взаимосвязей между субъектами на региональном и федеральных уровнях. Особенно данный вопрос актуален при решении задач по объектам совместного владения. Для преодоления этих проблем были сформированы экономические зоны, которые учитывают особенности административно-территориальных единиц.

Деятельность экономических зон обуславливается производственным потенциалом регионов, природными, трудовыми ресурсами и прочими особенностями. Деятельность экономических зон направлена на решение следующих задач:

  • создание необходимого уровня самодостаточности;
  • решение проблем региона;
  • создание местных рынков сбыта;
  • координация развития субъекта;
  • представительство на федеральном уровне.

Однако создание экономических зон не решает всех проблем территориально-административного устройства России. К данным проблемам в первую очередь относятся не проработанность законодательной базы и отсутствие эффективной координации деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Создание федеральных округов

С целью повышения координации деятельности государственных структур всех уровней в мае 2000 г. было сформировано семь федеральных округов, которые не являются территориальными субъектами страны и не отменяют деление на экономические районы. Также федеральные округа не влияют на административное устройство России, но нацелены на поддержание государственной иерархии власти. Необходимость подобных мер обусловлена несбалансированностью административной иерархии и ее громоздкостью.

Процедура укрупнения субъектов необходима, но данный процесс очень сложный и способен вызвать ряд национальных, религиозных и социальных конфликтов. Проблемы усложняются проведением муниципальных реформ.

Местное самоуправление в России

Одной из основных проблем изменения формы административно-территориального устройства страны является соотношение структур федерального управления и муниципального самоуправления. Система местного управления на территории России была реализована только в 90-е гг. Соответственно, в процессе реформ возник ряд проблем (отсутствие нормативной базы, экономическая зависимость местных органов власти и прочее). Неоконченная реформа местного самоуправления не дает возможности проведения территориально-административной реорганизации на межрегиональном и федеральном уровнях.

Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления

Данные проблемы заключаются в двойственности сути административно-территориального деления любой страны:

  1. Деление территории государства с целью наиболее эффективного управления центральной властью: общегосударственные программы, оборона, взимание налогов, использование стратегических ресурсов и прочее. Данное явление было характерно для Российской империи и СССР, что в итоге стало одной из причин их краха.
  2. Деление территории государства согласно национальным, религиозным, историческим и прочим признакам. Было характерно для позднего этапа Киевской Руси, когда под угрозой внешнего врага не произошло объединение страны.

В первом случае возникает игнорирование интересов местного населения. Во втором - интересы отдельной группы преобладают над государственными. Баланс между этими крайностями будет являться признаком эффективности территориально-административного устройства России.

Перспективы развития территориального устройства РФ

В наследство от СССР Россия получила громоздкую государственною структуру, необходимость реформирования которой была очевидна. Однако в условиях перехода к рыночным взаимоотношениям и создании системы местного самоуправления, процесс административной реформы не был завершен. Для решения проблем требуется укрупнение субъектов Федерации и необходимо при этом избежать ошибок, совершенных в СССР.

Также не окончено становление системы муниципального управления, в ходе которого возникли культурные, этнические, экономические, религиозные и другие противоречия. Решение данных вопросов требует комплексного подхода: усиление федеративного центра и приобретение экономической независимости регионов.

Федеративный характер страны закреплен в статье 1 и главе 3 Конституции РФ. Основной закон указывает все регионы, входящие в состав России. Помимо простого перечисления, ее нормы закладывают основу взаимодействия между центром и субъектами страны. К этим вопросам относится политические моменты, а также культурные аспекты.

Виды регионов, входящих в состав РФ.

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями. В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края). Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации

Республики Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Края Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Области Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Города федерального значения Москва Санкт-Петербург Севастополь
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский - Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

К чему отнести федеральные округа?

С точки зрения конституционного устройства нашей страны такая проблема не стоит. Данные образования носят технический характер. Их целью является организация координированного сотрудничества между властями и гражданами соседних регионов для решения общих проблем или проведения совместных мероприятий.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

Административно-территориальное устройство является необходимым атрибутом государства. Однако если унитарное государство непосредственно делится на административно- территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, территория которых подразделяется в свою очередь на административно-территориальные единицы.

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве и иные нормативные правовые акты субъекта РФ.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ – это научно обоснованное разделение его территории на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей и сложившейся инфраструктуры.

Границей административно-территориального образования является закрепленная в установленном порядке линия, определяющая пределы территории административно-территориального образования, т.е. пространственный предел действия соответствующих органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ, как правило, совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Научно обоснованное разделение территории субъекта Федерации на административно-территориальные единицы базируется на принципах.

Важнейшим принципом экономический принцип. Он предполагает учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численности и плотности населения, тяготение населенных пунктов к определенным экономическим центрам; направление и характер путей сообщения, развитие средств связи, обеспечение экономических и организационных условий для формирования эффективно действующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Вторым принципом соответствие исторически сложившейся системы расселения тенденциям развития данной системы.

Третьим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является национальный принцип. Он означает учет национального состава населения, его специфических особенностей, обеспечение его компактного проживания в рамках одной административно- территориальной единицы. Цель этого принципа – развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп малочисленных народов, проживающих на территории субъекта РФ.

Четвертым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать максимальное приближение к населению как государственного аппарата, так и органов местного самоуправления.

Обязательным принципом административно-территориального устройства субъектов РФ является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых, упразднении существующих административно-территориальных единиц.

Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно- территориального деления субъекта Федерации, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Виды административно-территориальных единиц многообразны. Территория субъекта РФ делится в первую очередь на сельские районы и города.

Сельский район – административно-территориальное образование, не входящее в состав других административно- территориальных образований, состоящее из нескольких сельсоветов, поссоветов и (или) городов районного значения и имеющее единый административный центр.

Разновидностью сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ. Так, в Алтайском крае имеется Славгородский немецкий национальный район.

Город краевого (областного, республиканского) значения – административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов. Город краевого (областного, республиканского) значения должен насчитывать не менее 50 тыс. человек.

Крупные города делятся на внутригородские районы. Внутригородской район – административно-территориальное образование, входящее в состав города краевого (областного, республиканского) значения, состоящее из части его территории и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

Па территории субъекта Федерации имеются города районного значения – административно-территориальное образования, входящие в состав сельского района, состоящие из города с прилегающими к нему землями, необходимыми для развития и обслуживания города. Город районного значения должен насчитывать не менее 11–15 тыс. человек. Численность населения города регулируется законами об административно-территориальном устройстве каждого субъекта РФ по-разному. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

На территории сельского района находятся поселки и села.

Поселок городского тина (рабочий, курортный, дачный) – территориальная единица, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строительства, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры либо основным назначением которой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения, с численностью населения не менее 3000 человек. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

Сельский населенный пункт – село, деревня, хутор и другие типы сельских населенных пунктов, жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. Сельское поселение – территориальная единица, состоящая из нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, границы которой совпадают с границами муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения.

На территории субъекта РФ может находиться закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). ЗАТО – это административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Например, в Московской области находятся три ЗАТО: город Краснознаменск, поселок Восход, поселок Молодежный.

Административным центром административно-территориального образования является городской или сельский населенный пункт, расположенный на территории соответствующего административно-территориального образования, который в установленном порядке определен в качестве местонахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

В последние 20 лет появились новые, нетрадиционные административно-территориальные единицы. Так, территория города Москвы делится на округа, округа – на городские районы.

В результате укрупнения субъектов РФ, объединения двух и более субъектов Федерации некоторые бывшие субъекты РФ стали административно-территориальными единицами с особым статусом. Так, Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" в ч. 1 ст. 5 закрепил, что в составе нового субъекта РФ в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. Этот особый статус устанавливается федеральными законами, уставом (конституцией) и законами нового субъекта РФ.

Особый статус административно-территориальных единиц предполагает сохранение за ними территории, которую они имели до объединения с другими субъектами РФ.

В уставах вновь образованных субъектов РФ имеются специальные нормы об этнических меньшинствах, проживающих на территории административно-территориальных единиц с особым статусом.

В структуре исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может действовать специальный исполнительный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом. Так, в Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководитель которого (министр) является префектом – представителем края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание состоит из 60 депутатов, двое из которых представлены по квоте, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Аналогичная норма имеет место в Красноярском крае. Другие административно-территориальные единицы с особым статусом аналогичного представительства в парламенте субъекта РФ не имеют.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Так, к вопросам административно- территориального устройства законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, как правило, относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление и перенос административных центров районов; рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам или их переименовании.

К ведению исполнительного органа власти субъекта РФ (губернатор, глава администрации) относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение городов районного подчинения, поселков (рабочих или дачных), сельских населенных пунктов (сел, деревень, хуторов и других типов сельских населенных пунктов); внесение в законодательный орган государственной власти субъекта проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства; подготовка материалов с предложениями о присвоении наименований административно-территориальным единицам и их переименовании, направление их в законодательный орган государственной власти; присвоение имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других лиц, имеющих заслуги перед государством, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов; регистрация, учет и систематизация административно-территориальных единиц субъекта Федерации.