Фз от 22.07 08 г 123 фз. Раздел iобщие принципы обеспечения пожарной безопасности
В КоАП, начиная с 2011 года, неоднократно вносились изменения в части, которые относятся к правилам пожарной безопасности. Вот чего коснулись изменения.
Если предписание Госпожнадзора об устранении нарушения не было выполнено в назначенный срок, юрлицу грозит штраф - 70-80 тыс. руб. Если речь идет об объектах социального назначения (школы, детсады, больницы и т.д.), то сумма наказания уже выше – 90-100 тыс. для организаций. Повторное нарушение - штраф для юрлиц еще больше – 150-200 тыс. руб.
За нарушение установленных требований пожарной безопасности юрлицам выписывается штраф в 150-200 тыс. руб. Если такое нарушение произошло во время особого противопожарного режима, организациям грозят штрафные санкции в 400-500 тыс. руб.
Для нарушителей юрлиц, чьи электрические установки, пожарный водопровод, здания, первичные противопожарные средства не соответствуют требованиям Пожнадзора предусмотрен штраф в сумме 150-200 тыс. руб.
Состоянию эвакуационных и аварийных путей, выходов, а также систем автоматического пожаротушения, работоспособности пожарной сигнализации , средств эвакуации и оповещения, противодымовой защиты так же уделяется пристальное внимание. За невыполнение необходимых требований в законе прописан штраф - 150-200 тыс. руб. Если нарушение произошло снова, сумма увеличивается до 200-400 тыс. руб. А кроме того, приостанавливается работа организации (срок может достигать 90 дней).
Если какое-либо нарушение требований пожарной безопасности оказалось причиной пожара, привело к повреждению или даже уничтожению чьего бы то ни было имущества, причинен легкий или средней тяжести вред здоровью людей, юридические лица будут вынуждены заплатить 350-400 тыс. руб. в виде штрафа.
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Классификация зданий по огнестойкости и функциональной пожарной опасности
Ф1
-
для постоянного проживания и временного (в том числе круглосуточного) пребывания людей (для этих зданий характерно наличие спальных помещений):
Ф1.1 - детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпусашкол-интернатов и детских учреждений;
Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и дома отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
Ф1.4 - одноквартирные, в том числе блокированные, жилые дома.
Ф2 - зрелищные и культурно-просветительные учреждения:
Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях
Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
Ф2.3 - учреждения, указанные в Ф2.1, на открытом воздухе;
Ф2.4 - учреждения, указанные в Ф2.2, на открытом воздухе.
ФЗ - предприятия по обслуживанию населения:
Ф3.1 - предприятия торговли;
Ф3.2 - предприятия общественного питания;
ФЗ.З - вокзалы;
Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;
Ф3.5 - помещения для посетителей предприятий бытового и коммунального обслуживания (почт, сберегательных касс, транспортных агентств, юридических консультаций, нотариальных контор, прачечных, ателье по пошиву и ремонту обуви и одежды, химической чистки, парикмахерских и других подобных, в том числе ритуальных и культовых учреждений) с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани.
Ф4 - учебные заведения, научные и проектные организации, учреждения управления:
Ф4.1 - школы, внешкольные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища;
Ф4.2 - высшие учебные заведения, учреждения повышения квалификации;
Ф4.3 - учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научно-исследовательские организации, банки, конторы, офисы;
Ф4.4 - пожарные депо.
Ф5- производственные и складские здания, сооружения и помещения (для помещений этого класса характерно наличие постоянного контингента работающих, в том числе круглосуточно):
Ф5.1 - производственные здания и сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
Ф5.2 - складские здания и сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения;
Ф5.3 - сельскохозяйственные здания.
Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях
1. Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.
2. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону.
3. Техническая документация на строительные материалы должна содержать информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, приведенных в таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
4. В помещениях зданий класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 .
5. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Окрашенные лакокрасочными покрытиями каркасы из негорючих материалов должны иметь группу горючести НГ или Г1.
6. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
7. В спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
8. Отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий в дошкольных образовательных организациях должна быть выполнена из материала класса КМ0 и (или) КМ1.
11. В операционных и реанимационных помещениях не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.
12. В жилых помещениях зданий подкласса Ф1.2 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ4.
13. В гардеробных помещениях зданий подкласса Ф2.1 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ1, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
14. В читальных залах не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.
15. В помещениях книгохранилищ и архивов, а также в помещениях, в которых содержатся служебные каталоги и описи, отделку стен и потолков следует предусматривать из материалов класса КМ0 и (или) КМ1.
16. В демонстрационных залах помещений зданий подкласса Ф2.2 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.
18. В торговых залах зданий подкласса Ф3.1 не допускается применять материалы для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, и материалы для покрытия пола с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ3.
19. В залах ожидания зданий подкласса Ф3.3 отделка стен, потолков, заполнение подвесных потолков и покрытие пола должны выполняться из материалов класса КМ0.
Классы пожарной опасности строительных материалов
(определяется при сертификации материалов – наша ред.)
Свойства пожарной опасности строительных материалов | Классы пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп |
|||||
КМ0 | КМ1 | КМ2 | КМ3 | КМ4 | КМ5 |
|
Горючесть | НГ | Г1 | Г1 | Г2 | Г3 | Г4 |
Воспламеняемость | - | В1 | В2 | В2 | В2 | В3 |
Дымообразующая способность | - | Д2 | Д2 | Д3 | ДЗ | Д3 |
Токсичность | - | Т2 | Т2 | Т2 | Т3 | Т4 |
Распространение пламени | - | РП1 | РП1 | РП2 | РП2 | РП4 |
Примечание. Перечень показателей пожарной опасности строительных материалов, достаточных для присвоения классов пожарной опасности КМ0 - КМ5, определяется в соответствии с таблицей 27 настоящего приложения.
Таблица 27
ПЕРЕЧЕНЬ
показателей, необходимых для оценки
пожарной опасности строительных материалов
Назначение строительных материалов | Перечень необходимых показателей в зависимости от назначения строительных материалов |
||||
группа горючести | группа распростра- нения пламени | группа воспламе- няемости | группа по дымообра- зующей способ- ности | группа по токсичности продуктов горения |
|
Отделочные и облицовочные материалы для стен и потолков, в том числе покрытия из красок, эмалей, лаков | + | - | + | + | + |
Материалы для покрытия полов | + | + | + | + | + |
Ковровые покрытия полов | - | + | + | + | + |
Кровельные материалы | + | + | + | - | - |
Гидроизоляционные и пароизоляционные материалы толщиной более 0,2 миллиметра | + | - | + | - | - |
Теплоизоляционные материалы | + | - | + | + | + |
Примечания:
1. Знак "+" обозначает, что показатель необходимо применять.
3. При применении гидроизоляционных материалов для поверхностного слоя кровли показатели их пожарной опасности следует определять по позиции "Кровельные материалы".
Таблица 28
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
материалов и покрытий полов на путях эвакуации
Класс (подкласс) | Этажность и | Класс пожарной опасности материала, не более указанного |
|||
функциональной | высота | для стен и потолков | для покрытия полов |
||
пожарной опасности здания | здания | | Общие коридоры, холлы, фойе | Вестибюли, лестничные клетки, лифтовые холлы | Общие коридоры, холлы, фойе |
Ф1.2; Ф1.3; | не более 9 этажей или не более 28 метров | КМ2 | КМ3 | КМ3 | КМ4 |
Ф4.3; Ф4.4; | более 9, но не более 17 этажей или более 28, но не более 50 метров | КМ1 | КМ2 | КМ2 | КМ3 |
более 17 этажей или более 50 метров | КМ0 | КМ1 | КМ1 | КМ2 |
|
Ф1.1; Ф2.1; | вне зависимости от этажности и высоты | КМ0 | КМ1 | КМ1 | КМ2 |
Таблица 29
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
декоративно-отделочных, облицовочных
материалов и покрытий полов в зальных помещениях
Класс (подкласс) функциональной пожарной опасности здания | Вместимость зальных помещений, человек | Класс материала, не более указанного |
|
для стен и потолков | для покрытий полов |
||
Ф1.2; | более 800 | КМ0 | КМ2 |
Ф2.3; Ф2.4; | более 300, но не более 800 | КМ1 | КМ2 |
Ф3.6; Ф4.2; | более 50, но не более 300 | КМ2 | КМ3 |
Ф5.1 | не более 50 | КМ3 | КМ4 |
Ф1.1; Ф2.1; | более 300 | КМ0 | КМ2 |
Ф2.2; Ф3.3; | более 15, но не более 300 | КМ1 | КМ2 |
Ф4.1 | не более 15 | КМ3 | КМ4 |
Таблица 30
ПЕРЕЧЕНЬ
показателей, необходимых для оценки пожарной
опасности текстильных и кожевенных материалов
и для нормирования требований
Показатели пожарной | Функциональное назначение |
||||
опасности | Шторы и занавесы | Постель- ные принад- лежности | Элементы мягкой мебели (в том числе коже- венные) | Специаль- ная защитная одежда | Ковровые покрытия |
Воспламеняемость | + | + | + | + | + |
Устойчивость к воздействию теплового потока | - | - | - | + | - |
Теплозащитная эффективность при воздействии пламени | - | - | - | + | - |
Распространение пламени | - | - | + | - | + |
Показатель токсичности продуктов горения | + | - | + | - | + |
Коэффициент дымообразования | + | - | + | - | + |
Примечания:
1. 3нак "+" обозначает, что показатель необходимо применять.
2. Знак "-" обозначает, что показатель не применяется.
Образец декларации соответствия:
Действующий
В настоящее время нормативная правовая база в области пожарной безопасности в основном сформирована и в целом обеспечивает реализацию мер противопожарной защиты в организациях, муниципальных образованиях и субъектах РФ. В то же время имеется ряд серьезных проблем. Во-первых, более двух тысяч нормативных документов, которые содержат свыше 150 тысяч требований, которыми сегодня руководствуются около 3 миллионов субъектов хозяйственной деятельности. Во-вторых, документы имеют различный юридический статус, часто противоречивы и дублируют друг друга. Все это затрудняет их применение как со стороны собственников объектов противопожарной защиты, так и со стороны надзорных органов;
"О техническом регулировании" определено, что обязательные требования к продукции могут быть установлены только техническими регламентами. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ней процессам не могут носить обязательный характер. В связи с этим крайне назрела необходимость существенной модернизации и реформирования нормативной базы в области пожарной безопасности.
Цель законопроекта определялась как обеспечение уровня защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, соответствующей современному состоянию развития общества и экономики.
В пояснительной записке к законопроекту продекларировано, что он устанавливает общие принципы обеспечения пожарной безопасности и регламентирует систему требований в этой области. При этом обеспечивается комплексное решение следующих задач:
В-третьих, создаются необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта, а также обеспечения объективности и прозрачности процедур государственного надзора и контроля;
Кроме того, вырабатываются действенные меры, направленные на повышение персональной ответственности собственников за состояние пожарной безопасности.
Принятие законопроекта позволит привести нормативную базу требований пожарной безопасности в соответствие с требованиями "О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению защиты объектов, проверенных многолетней практикой;
Проект технического регламента соответствует принципам технического регулирования, так как предусматривает единые правила установления минимально необходимых требований по обеспечению пожарной безопасности продукции или связанных с ней процессов (объектов защиты), с учетом степени риска причинения вреда;
Проект технического регламента соответствует интересам национальной экономики, так как соблюдение российскими производителями требований данного технического регламента позволит обеспечить нормативный уровень безопасности людей и предотвратить опасность причинения вреда третьим лицам в результате пожара и при этом не потребует дополнительных расходов государства на его реализацию. Проект технического регламента разработан с учетом тенденций и правил обеспечения пожарной безопасности в странах ЕС и других развитых странах, что будет способствовать преодолению технических барьеров в области международной торговли;
Проект технического регламента соответствует уровню развития материально-технической базы, так как не содержит требований, которые отличаются от обязательных требований, действовавших на территории России до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании";
Проект технического регламента соответствует уровню научно-технического развития, так как в основу проекта заложены существующие в настоящее время нормы и правила пожарной безопасности. При разработке проекта не вводились дополнительные ужесточающие требования;
Проект технического регламента соответствует целям принятия технических регламентов, так как выполнение установленных в нем требований обеспечивает защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, согласно Федерального закона "О техническом регулировании".
В комментируемый изменения вносились единственный раз - с принятием от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон 2012 г. N 117-ФЗ). Основанием для разработки проекта данного Закона явились поручения Президента РФ от 7 февраля 2009 г. N Пр-255 о повышении пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты с проживанием престарелых людей и детей, от 23 августа 2010 г. N Пр-2429 по увеличению противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов до лесных массивов и от 18 сентября 2010 г. N Пр-2729 по обеспечению пожарной безопасности критически важных объектов.
Целью 2012 г. N 117-ФЗ авторы его проекта обозначили совершенствование законодательных основ обеспечения эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров на объектах защиты с учетом практики применения комментируемого , устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, обеспечение более гибкого подхода к противопожарному нормированию и достижение в полной мере соответствия принципам технического регулирования.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве 2012 г. N 117-ФЗ, его основной идеей является установление минимально необходимых законодательных требований, определенных комментируемым , обеспечивающих пожарную безопасность объектов защиты; при этом часть обязательных требований пожарной безопасности исключается из технического регламента и включается в своды правил пожарной безопасности, являющиеся нормативными документами добровольного применения; такие изменения способствуют достижению в полной мере соответствия нормативных правовых и нормативных основ функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров принципам технического регулирования, устранению избыточных технических барьеров, обеспечению более гибкого подхода к противопожарному нормированию.
1) упростить процедуру подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а также сократить период от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию за счет:
Устранения бюрократических барьеров со стороны надзорных органов путем четкого определения критериев обеспечения пожарной безопасности и исключения разночтений в регламентировании противопожарных требований в документах различного уровня;
2) устранить избыточные технические барьеры в области пожарной безопасности, сформировать более гибкий подход к противопожарному нормированию, обеспечив при этом защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров за счет упорядочения противопожарных требований, усовершенствования процедуры подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности;
3) обеспечить на необходимом уровне безопасность людей от пожара, в т.ч. маломобильных групп населения, находящихся в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, за счет введения дополнительных требований пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении;
П. 2 ст. 7 названного Закона требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей.
Статьи также определяет содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. При этом в статьи определены области деятельности, в которых положения данного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения. Иначе говоря, в этих положениях определен предмет регулирования комментируемого Закона или, как указано в названии статьи, - сфера применения Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.
Предмет регулирования комментируемого предопределен общими положениями ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" о содержании технических регламентов (этой же статьей определен и порядок применения технических регламентов). Так, согласно указанной статьи технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента; технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в т.ч. в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений данной статьи.
В то же время предмет регулирования комментируемого Закона сформулирован в и