Единственный поставщик кто. Что включает подготовка к заключению контракта. Основные стадии закупки у ЕП

В определенных случаях закон разрешает выбрать поставщика товаров для государственных нужд, не прибегая к долгой процедуре торгов. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ позволяет не только существенно сэкономить время, но и трудоресурсы, так как не нужно привлекать персонал к различным этапам конкурса или аукциона . Кроме того, риск подобных сделок сводится к минимуму, ведь заказчик, как правило, имеет дело с проверенным контрагентом.

Случаи закупки у единственного поставщика

Условия, при которых закон позволяет обойтись без конкурентной борьбы на торгах, хотя бы формальной, определены 93-й статьей закона № 44-ФЗ. Таких оснований в законе насчитывается более 50-ти, поэтому назовем лишь некоторые из них:

  • если заказчика интересует закупка товаров, услуг или работ на общую сумму, не превышающую 100 000 рублей;
  • если закупка потребовалась в связи с аварией, стихийным бедствием или иным форс-мажорным обстоятельством;
  • если товары закупаются у субъекта естественных монополий;
  • если заказчик нуждается в услуге по водоотведению, водоснабжению, газо- или теплоснабжению;
  • если открытый ранее конкурс или электронный аукцион признан несостоявшимся, и т.д.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика также охватывают приобретение вооружения российского производства, не имеющего аналогов (то есть его выпускает единственный отечественный производитель). Следует отметить, что почти во всех случаях, перечисленных в 93-й статье закона № 44-ФЗ, подобная бесконкурентная закупка является правом, а не обязанностью заказчика.

Для тех, кто готов воспользоваться «лазейкой», позволяющей закупать в определенной компании товары на сумму до 100 000 рублей, установлено ограничение: закупка у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика по этому основанию возможна до тех пор, пока не будет превышен определенный лимит (пп. 4 п. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ) Он составляет либо 2 000 000 рублей в течение года (после достижения этой суммы безальтернативные закупки должны быть прекращены), либо 5% от совокупного объема закупок за год (но не больше 50 000 000 рублей).

Обоснование закупки у единственного поставщика

Закон требует от заказчика, осуществившего госзакупку у единственного поставщика, обосновать целесообразность подобной сделки. Документальное обоснование прикладывается к заключенному контракту. Его содержание должно объяснять, почему государственная организация сочла невозможными или невыгодными закупки на конкурентной основе.

Такое обоснование требуется не всегда. Необходимость его зависит от того, по какому основанию осуществлена безальтернативная сделка (п. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Например, если по контракту выполняются работы по мобилизационной подготовке, или понадобилось восстановить деревню, сгоревшую из-за лесного пожара, обоснование нужно, а если товары закупались у монополиста, то нет.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Данный закон устанавливает иные, более «мягкие» условия для закупок у единственного поставщика. Однако никаких противоречий с законом № 44-ФЗ у него нет, так как действие 223-го закона распространяется на узкий перечень государственных структур, среди которых:

Организации, попадающие под действие указанного закона, обязаны ежегодно разрабатывать Положение о закупках и публиковать его в Единой информационной системе госзакупок (ст.ст. 2 и 3.6 закона № 223-ФЗ). Этим документом определяется и осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также перечень случаев, когда они возможны.

Плюсы и минусы безальтернативных закупок

Любое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Таблица проиллюстрирует, к каким издержкам и преимуществам следует быть готовым заказчикам, осуществляющим закупки у единственного поставщика, исполнителя.

Плюсы

Минусы

Возможность сотрудничества с надежным, проверенным партнером.

Могут возникнуть претензии со стороны контролирующих органов.

Экономия времени и трудовых затрат.

Осуществление закупки у единственного поставщика обычно требует более значительных бюджетных средств, так как нет стимула снижать цену.

Быстрота и простота процедуры заключения контракта.

По причине отсутствия конкуренции, поставщик или исполнитель может недостаточно следить за качеством поставляемой продукции или выполняемой услуги.

Риск расторжения контракта минимален.

Широкий простор для возможных экономических злоупотреблений, когда контракты заключаются с «нужными», а не выгодными поставщиками.

В 44-ФЗ есть четкий перечень ситуаций, когда возможна закупка у одного поставщика. Рассмотрим, какие особенности имеет процедура закупки у единственного поставщика, а также изменения в законодательстве, которые вступят в силу со следующего года.

Для поиска поставщика в госзакупках есть масса разных способов, но существует и такой вариант, как закупка у единственного поставщика . Правда, воспользоваться этим правом можно далеко не во всех случаях.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Когда может быть выбран единственный поставщик

Таких случаев в законе прописано достаточно много, рассмотрим самые ходовые, то есть часто применяемые. Итак, по 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться, когда:

  1. Закупаемый товар, работа или услуга относятся к области деятельности субъектов естественных монополий ;
  2. Поставщик определен указом или распоряжением Президента или Правительства страны;
  3. Идет речь о выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке в России;
  4. Сумма закупки меньше ста тысяч рублей, а годовой объем закупок у одного поставщика не превышает двух миллионов или пяти процентов от общего объема, при этом он не должен превышать порог в 50 миллионов;
  5. Закупку осуществляет муниципальное или государственное учреждение культуры или образовательная организация, и ее сумма не больше 400 тысяч рублей . При этом объем закупок у одного исполнителя не должен составлять больше половины от годового и не должен превышать порог в 20 миллионов;
  6. Выполнить работу или оказывать услугу может лишь определенный орган власти или подведомственное ему учреждение;
  7. Закупается вооружение и военная техника отечественного производства, которая не имеет аналогов, а единственный в нашей стране производитель такого вооружения внесен в специальный реестр единственных поставщиков ;
  8. Речь идет об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, а также по хранению, ввозу и вывозу наркотических средств и психотропных веществ;
  9. Тратить время на определение поставщика нельзя, закупку нужно проводить срочно из-за различных ЧП и экстренных ситуаций ;
  10. Речь идет о закупке значимых культурных ценностей для пополнения фондов;
  11. Проходит закупка произведений, печатных или электронных изданий конкретных авторов, лицензия или права на которые есть только у одного лица;
  12. Речь идет о культурных мероприятиях: заключается контракт на посещение зоопарка, театра или концерта; заключается договор с конкретным человеком, коллективом или организацией на поставки декораций и другого реквизита, исполнение номеров; оказываются услуги по реализации билетов и абонементов на культурные мероприятия и т.д.;
  13. Оказываются услуги авторского контроля и надзора в сфере капитального строительства или сохранения объектов культурного наследия;
  14. Для муниципальных, региональных или же федеральных нужд необходимо закупить или арендовать нежилое здание;
  15. Речь идет об оказании услуг преподавателя или гида для физлиц;
  16. Речь идет о поставках для образовательных организаций ПО и оборудования, права на которые есть лишь у конкретной организации;
  17. Бюджетное учреждение заключает контракт, предметом которого служит выдача банковской гарантии;
  18. Проходит перепись или иное статистическое наблюдение, и необходимо оплатить труд привлеченных к этой деятельности людей, или же закупают документы, необходимые в период выборов и референдумов.

Кроме того, заключение контракта с единственным поставщиком возможно, когда уже были использованы другие способы определения исполнителя, но процедура прошла неудачно. Сюда входит признание несостоявшимися открытого и других видов конкурсов, аукциона, запроса котировок и предложений, определения поставщика закрытым способом. Порядок действий в этих случаях рассмотрим ниже.

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ

Обратим внимание на то, что при заключении контракта в случаях, прописанных в пунктах 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 44-ФЗ к договору могут не применяться некоторые основные требования. Это включение в него условий об ответственности сторон за неисполнение или некачественное исполнение контракта, о неустойках, о включении в документ графика исполнения контракта, если его срок больше трех лет, а цена превышает 100 миллионов, а также о порядке и сроках оплаты и приемки товара или работы. В этих случаях государственный контракт с единственным поставщиком можно составить с любой форме , которая предусмотрена в Гражданском кодексе для совершения сделок.

Если проводится закупка у единственного поставщика, заказчик должен прописать в контракте расчет и обоснование цены контракта. Случаи, в которых это не требуется, прописаны в части 3 статьи 93 44-ФЗ. Также отметим, что заказчику необходимо обосновать, почему было невозможно или нецелесообразно использовать другие способы определения исполнителя, а также цену договора и другие существенные условия. Оформить обоснование нужно в форме отчета.

В отдельных случаях заказчик должен разместить в ЕИС извещение о том, что им был выбран единственный поставщик по 44-ФЗ. Эти случаи указаны в части 2 статьи 93 44-ФЗ. В извещении должны быть: наименование и контактные данные заказчика, а также вкратце условия контракта - объект закупки, количество, сроки, цена контракта, источник финансирования. Разместить извещение нужно за пять дней до момента заключения контракта.

В случаях, указанных в пунктах 6 и 9 нашей статьи, а также если заключается контракт с зарубежной организацией на лечение российского гражданина, заказчик обязан уведомить о такой закупке контрольный орган. На это ему дается один день после заключения контракта. К уведомлению необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием.

Отдельно рассмотрим порядок действий, когда проведенные ранее конкурсы и запросы признаны несостоявшимися, и закупку было решено проводить у единственного поставщика. Если определение подрядчика закрытым или иными способами не состоялось, в течение 10 дней заказчик должен направить обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в федеральный орган .

На подписание контракта с одним исполнителем дается 20 дней. Его необходимо заключить на условиях, прописанных в документации о закупке, и по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика с 2017 года

В 2016 году в статью о закупке у одного поставщика внесли изменения. Вкратце расскажем о том, что поменялось в редакции, которая будет действовать с 2017 года.

  • Введены новые условия, когда возможно заключение договора с единственным поставщиком . Это закупки товаров, чье производство создано, освоено или модернизировано в субъекте нашей стране в соответствии с гос- или инвестиционным контрактом . Цены в этом случае регулируются, а заказчики должны находиться на территории этого субъекта. Поставщиком же может быть только юрлицо, с которым заключен государственный контракт.
  • Некоторые пункты дополнены . К примеру, МУПами и ГУПами, которые переходят на контрактную систему со следующего года .
  • Убраны некоторые фразы . Из пункта про лечение за рубежом гражданина России исчезла строчка о несостоявшемся запросе предложений, после которого можно заключать договор с единственным поставщиком.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков. Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д. Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Расскажем, как же провести закупку у единственного поставщика.

Малые закупки у единственного поставщика.

Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб. Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги. Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.

Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:

1) 2 млн руб.;

2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:

Следует помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о применении способа определения поставщика в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Ввиду этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.2015 № Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

Закупать по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно любые товар, работу или услугу, даже если для их закупки имеется отдельный пункт в рассматриваемой статье закона.

Также к малым закупкам относятся закупки у единственного поставщика, проводимые на основании п. 5 этой части. Правда, проводить закупки по данному пункту могут лишь определенные заказчики. В их число входят образовательные или физкультурно-спортивные организации. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% СГОЗ и должен составлять не более 20 млн руб.

Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование.

В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

    для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

    для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

Обоснование закупки.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки.

Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

    о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К сведению:

В случае положительного ответа о согласовании закупки у единственного поставщика контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

Выбор поставщика.

По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика, за исключением случаев, когда таковой определен актами Правительства РФ или Президента РФ. Например, Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р установлены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы.

Подготовка документов.

Документация о закупке у единственного поставщика не разрабатывается. Однако некоторые документы все-таки придется составить.

  1. Контракт. В него включаются все существенные условия того или иного вида договора, иначе он может быть признан незаключенным. В любом случае в контракте должны быть условия:

    о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    порядок и сроки оплаты контракта;

    порядок приема исполнения контракта и оформления его результатов (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    требование предоставить обеспечение исполнения контракта, если оно предусмотрено закупкой (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 – 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 закона, в контракт могут не включаться некоторые условия, закрепленные в ст. 34. Кроме того, в этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок.

К сведению:

В случае осуществления закупки в соответствии с п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта должен быть использован проект, включенный в документацию (приложенный к извещению) о несостоявшейся закупке.

При разработке проекта нужно учитывать, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). Обычно такой расчет составляется в виде отдельного приложения.

При заключении по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактов на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Такое мнение высказала ФАС в Письме от 16.11.2017 № ВК/79958/17.

  1. Извещение об осуществлении закупки. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при проведении закупки по п. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 данного закона необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством РФ).

Извещение должно содержать:

    наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

    краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки, цену контракта, источник финансирования;

    ограничение участия в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (если такое ограничение установлено заказчиком);

    размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения (если установление требования об обеспечении исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

Заключение контракта и уведомление об этом контрольного органа.

Контракт заключается путем его подписания сторонами. Важно перед подписанием контракта проверить предоставление обеспечения его исполнения (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта)).

Срок подписания контракта с единственным поставщиком законодательством не установлен. Однако, если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур, он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика несостоявшимся.

При закупке у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в ФАС, а если закупка проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, то в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящей нормой контракта с обоснованием его заключения.

Подводя итог, напомним, что нужно составить отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком (за исключением контрактов, заключенных по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Форма такого отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Его можно составить в ЕИС, подписать электронной подписью и разместить в системе. Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается.

Рассмотрим определение закупки у единственного поставщика, случаи, правила и порядок осуществления процедуры закупки. Приведем образы шаблонов и примеров, которые понадобятся при работе со статьей 93 закона 44-ФЗ.

Большая часть государственных закупок осуществляется путем проведения торгов. Конкурентные процедуры (конкурсы, аукционы) подразумевают, что заказчик не может самостоятельно выбрать понравившегося исполнителя, он лишь предъявляет требования, которым будущий подрядчик должен соответствовать. Такой подход позволяет заручиться условиями для создания максимально честной конкуренции. Тем не менее, закупки у конкретного поставщика возможны – законодательство содержит такое понятие, как «закупки у единственного поставщика».

Данный вид закупок позволяет заказчику заключить контракт с конкретным исполнителем без проведения тендера, однако случаи, при которых это возможно, строго регулируются статьей 93 44-ФЗ, а также рядом дополнительных нормативно-правовых актов. Закупки у единственного поставщика в случаях, не предусмотренных статьей 93, незаконны и могут стать причиной серьезного штрафа для заказчика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закупки у единственного поставщика: что это означает

Каждый пункт статьи о закупке у единственного поставщика в нашей таблице подсказок - отдельное основание для закупки. По каждому пункту слева мы указали, что надо сделать, а справа - что необязательно. С живой таблицей подсказок вам не нужно листать длинный список, а можно открыть лишь те пункты, которые вас интересуют.

Из статьи

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Возможность работать с единственным поставщиком остается правом заказчика, однако это не значит, что все закупки можно осуществлять подобным образом. Условия, при которых возможно воспользоваться данным правом, оговорены в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Всего в ч.1 представлено порядка 50 различных ситуаций, каждая из которых максимально конкретизирована. На практике же применяются лишь некоторые из них. При применении данных условий надо быть очень внимательными.

Основные условия, при которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ:

  • ✔ Закупки товаров, услуг или работы у субъектов естественных монополий . Если определенный товар производит только одна компания-монополист, то такие сделки осуществляются в рамках закупок у единственного поставщика. Субъекты естественных монополий обозначены в соответствующем законе (« » от 17.08.1995 № 147-ФЗ). К этой же группе относятся закупки услуг центрального депозитария. (п.1)
  • Закупки на незначительные суммы . Если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, то заказчик может осуществлять такую закупку у единственного поставщика, а не проводить конкурентную процедуру. (п.4)
  • ✔ Заказ услуг, товаров или работ для нужд оборонной отрасли . Поскольку деятельность оборонной отрасли относится к категории государственной тайны, то и закупки в этой сфере проводятся на особых условиях. Кроме того, при закупках для оборонной отрасли следует учитывать реестр единственных поставщиков военной техники, который включает в себе список компаний, с которыми можно заключать контракты в рамках закупок у единственного поставщика. (п.7)
  • Закупки в сфере культуры и искусства . Сюда относятся как закупки музейных ценностей, так и закупки в области литературы и других видов искусства. Чаще всего на данных условиях работают различные музейные комплексы, фонды, театры и т.д. (п.10, 13 и другие).
  • Закупки услуг в области водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения . Обеспечение государственных нужд в основных ресурсах, как и обеспечение оборонной сферы, строго регулируется государством. (п.8)
  • ✔ Закупки товаров, услуг или работ в случаях, когда необходима срочная (экстренная) медицинская помощь после возникновения форс-мажорных обстоятельств (катастрофы природного и техногенного характера). (п.9)

В целом, законодательство дает широкий перечень ситуаций, в которых можно воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика. В большинстве случаев эти ситуации так или иначе связаны со сферами, имеющими большое значения для государства в целом: культура и искусство, информационная безопасность, оборонная сфера, медицина, деятельность по обеспечению основных нужд населения, деятельность, связанная с государственной тайной.

Кроме того, закон предусматривает возможность совершать закупки у единственного поставщика, если на то было дан письменный указ Правительства или уполномоченных органов.

Для того, чтобы точно определить, если ли в конкретном случае возможность воспользоваться условиями статьи 93 Закона 44-ФЗ, необходимо максимально точно ознакомиться с актуальной редакцией закона, а также пояснительными записками и выяснить, нет ли прямого запрета на такой вид закупок для выбранной отрасли.

Согласование закупки у единственного поставщика после несостоявшегося открытого конкурса

Помимо случаев, когда закупки у единственного поставщика являются правом заказчика, существуют условия, при которых применение статьи 93 является обязанностью. В частности, сюда относятся закупки по результатам несостоявшегося открытого конкурса (аукциона).

Пункты 24 и 25 статьи 93 44-ФЗ содержат требование, согласно которому заказчик обязан заключить контракт в рамках закупок у единственного поставщика в том случае, если проведенный конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи всего 1 заявки или признания 1 заявки соответствующей требованиям.

Заключение контракта с единственным поставщиком является обязанностью в случаях, когда:

  • на конкурсный отбор была подана единственная заявка;
  • только 1 поданная заявка по результатам проверки была признана соответствующей требованиям;
  • только 1 участник был признан соответствующим всем заявленным требованиям.

Таким образом, если в результате конкурсного отбора только 1 поданная заявка была признана действительной и проведение самой процедуры аукциона невозможно ввиду отсутствия конкурентов, вступает в силу действие статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Механизм действий в данном случае прост. Если только 1 заявка была признана соответствующей требованиям, тогда участник, предоставивший данную заявку, становится победителем тендера автоматически. Конкурсный отбор считается несостоявшимся, а заказчик заключает контракт с победителем. В случае, когда не было подано ни одной заявки, заказчик может провести второй этап конкурсного отбора. Правила относительно закупок у единственного поставщика по единственной заявке справедливы и для второго этапа.

До 2015 года действовало правило, согласно которому заказчик, чей конкурсный отбор был признан несостоявшимся, обязан был получить предварительное разрешение от ФАС на заключение контракта с единственным поставщиком. Начиная с 2015 года, это требование отменено. Сегодня при соблюдении всех правил и условий проведения конкурсного отбора заказчик сразу может перейти к процедуре заключения контракта с единственным поставщиком, .

Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика пользуются большим спросом во многом благодаря тому, что сама процедура крайне проста. Заказчик должен сделать несколько простых действий.

① Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о процедуре проведения закупок у единственного поставщика. Крайний срок – за пять дней до даты заключения контракта.

② Уведомление контрольного органа. Это должно быть сделано не позднее одного рабочего дня с даты заключения самого контракта.

Кроме того, заказчик должен приложить к документам копию заключения, в котором содержится обоснование закупок у единственного поставщика. Если такого обоснования не будет, то контролирующие органы вправе наложить санкции и отменить данную сделку, так как она является необоснованной и нарушает принцип честной открытой конкуренции.

В качестве обоснования может служить информация о признании проведенного конкурса несостоявшимся либо ссылка на условия, обозначенные в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В некоторых случаях потребуется дополнительно указать невозможность или нецелесообразность проведения иных процедур определения поставщика, а также сослаться на стоимость или существенные условия контракта, которые предполагают использование процедуры закупок у единственного поставщика.

Важно

Необходимость обоснования закупок и размещения информации в единой информационной системе предусмотрена не для всех случаев закупок у единственного поставщика! Случаи, когда необходимо предоставить обоснование или разместить информацию, обозначены в ч. 2 и 3 статьи 93 44-ФЗ. Перед тем, как заключить контракт, внимательно ознакомьтесь с требованиями статьи.

Практика применения статьи 93 Закона о контрактной системе. Особые случаи и условия

Практика применения условий, обозначенных в статье 93 44-ФЗ, имеет ряд особых случаев, которые требуют дополнительного внимания.

Закупки в оборонной сфере

Все, что так или иначе касается оборонной сферы или государственной (военной) тайны, имеет строгие ограничения, контроль и осуществляется в особых условиях. Что касается государственных закупок у единственного поставщика для нужд обороны, то здесь закон накладывает на заказчиков дополнительные ограничения. Осуществлять подобные закупки у «кого угодно» нельзя, существует Единый Реестр Поставщиков для нужд ГОЗ (государственного оборонного заказа).

Реестр единственных поставщиков для нужд оборонного заказа содержит наименования компаний, у которых можно закупать товары, работы и услуги. Данный реестр формируется Правительством РФ, его содержание строго контролируется.

Данный реестр является уникальным для области закупок у единственного поставщика. Для других отраслей (даже тех, что упомянуты в пунктах части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ) никаких официальных реестров не существует.

Малые закупки

Для небольших контрактов проводить полноценный конкурс иногда не имеет смысла, в том числе с финансовой точки зрения, именно поэтому законом в ч. 1 статьи 93 предусмотрена возможность проводить малые закупки у единственного поставщика. К малым закупкам относятся контракты размером до 100 тысяч рублей.

Закон 44-ФЗ содержит и другое требование для малых закупок у единственного поставщика: общий годовой объем малых закупок не должен превышать 2 миллиона рублей (или составлять более 5% общего совокупного годового объема закупок заказчика). Кроме того, общий объем малых закупок за весь период работы с госконтрактами не должен превышать 50 миллионов рублей. Исключение из этого правила составляют лишь закупки для сельских поселений.

Малые закупки на условиях 44-ФЗ пользуются большой популярностью, так как их не нужно подробно отображать в плане-графике закупок, нет необходимости размещать сведения о них в единой информационной системе. Ограничения, связанные с малыми закупками, введены для того, чтобы исключить злоупотребление данными возможностями.

Практика применения статьи 93 показывает, что малые закупки у единственного поставщика – это один из наиболее эффективных вариантов закупок для небольших государственных и муниципальных компаний, которые не работают с большими объемами и не имеют возможности содержать отдельный обширный штат сотрудников для работы с тендерами.

Форс-мажор

Форс-мажор – это особые ситуации, в которых заказчик может воспользоваться правом заключения контракта с единственным поставщиком. На практике получается, что многие пытаются использовать обстоятельства непреодолимой силы (именно так определяется форс-мажор) для заключения договора с интересующим поставщиком. Однако стоит помнить, что далеко не все обстоятельства можно понимать, как непреодолимые.

Непреодолимыми считаются обстоятельства, о которых не было известно заранее, которые невозможно предсказать и которые непосредственно влияют на условия исполнения обязательств по контракту. Подробнее с понятием можно ознакомиться в статье 401 Гражданского Кодекса. Чаще всего к такого рода обстоятельствам относятся различные катастрофы и чрезвычайные ситуации. При заключении контракта на основании форс-мажора необходимо предоставить доказательства целесообразности использования данного пункта статьи 93.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Закон содержит требование уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком в срок не позднее 1 рабочего дня после даты подписания договора. Это необходимо для того, чтобы контролирующий орган (ФАС в данном случае) мог провести проверку и выявить, были ли допущены нарушения при использовании норм, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.

После заключения контракта заказчик направляет соответствующее уведомление в ФАС или орган местного самоуправления (в особых случаях – в другой уполномоченный орган). К данному уведомлению обязательно прикрепить копию самого заключенного контракта, а также предоставить обоснование закупок у единственного поставщика. После получения документов, контролирующий орган начинает проверку. Строгой регламентируемой процедуры проверки не существует, однако, как правило, она содержит ряд основных этапов.

Этапы проверки уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком:

  • Специалист тщательно проверяет поступивший пакет документов на соответствие всем нормам закона 44-ФЗ и статьи 93;
  • По результатам проведенной проверки подготавливается доклад;
  • В том случае, если в действиях заказчика нарушений обнаружено не было, то контролирующий орган не предпринимает никаких действия – заказчик продолжает работы по контракту;
  • В том случае, когда в действиях заказчика были обнаружены нарушения, контролирующий орган вправе организовать внеплановую проверку. О проведении данной проверки заказчик будет уведомлен в обязательном порядке;
  • По результатам проведенной проверки будет принято решение относительно дальнейшей судьбы данного контракта.

В большинстве случаев, если заказчик действует строго согласно закону и не злоупотребляет своим правом закупать товары у единственного поставщика, контролирующий орган не будет препятствовать таким закупкам.

Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет - обоснование. Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Прежде чем подписать контракт, независимо от выбранного пункта статьи 93 ФЗ 44, закупки необходимо включить в план закупок и план график.

В каких случаях заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком?

Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение. Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Позицию подтверждают Минфин в письме от 12.09.2017 № 24-02-08/58934 и Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021


Как провести закупку у единственного поставщика?


1. Внесение закупки в план закупок и в план-график

Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:

  • лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
  • услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
  • услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);

Срок внесения изменения в план закупок и план - график

Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение - закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.

2. Расчет цены контракта с единственным поставщиком

Для расчета цены контракта используйте один или несколько методов:

  • метод анализа рынка;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Заказчик вправе применять другие методы расчета цены контракта с едпоставщиком, если перечисленные методы использовать невозможно. В этом случае в обоснование цены включите обоснование невозможности применять основные методы, согласно в частях 1 и 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и в письме Минэкономразвития от 13.10.2014 № ОГ-Д28-7883.
Е сли неверно выберете метод расчета НМЦК, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. по части 1 статьи 7.29.3 КоАП.

3. Составление контракта

При составлении контракта укажите существенные условия согласно Закону № 44-ФЗ. Но при закупке у единственного поставщика предусмотрены следующие исключения:

  • ответственность заказчика и контрагента;
  • график исполнения контракта, даже если контракт заключаете на срок более чем три года и цена составляет более 100 млн руб.;
  • порядок и срок оплаты товара, работы или услуги, порядок и срок приемки;
  • условие, что уменьшите цену контракта с физическим или юридическим лицом на размер налогов и других обязательных платежей в бюджеты.

Кроме этого, заказчик не обязан использовать типовые контракты.
Перечисленные выше исключения действуют только при закупках по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44-46 и 51-53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупках у единственного поставщика по другим основаниям включайте все существенные условия, согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Обязательно необходимо включать в контракт расчет и обоснование цены. Исключение - закупки, при которых не готовите обоснование невозможности проводить конкурентную закупку, а именно на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 54 части 1.
При таких сделках расчет и обоснование цены включать в контракт не обязательно. Однако если включить, нарушения закона не будет - часть 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2016 № А36-2054/2016.
Рассчитывать и обосновывать цену заказчик обязан, когда формирует план-график, поэтому расчет и обоснование необходимо подготовить, даже если нет обязаности включать сведения в контракт. (пункт 1 части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ и пиьсма Минэкономразвития от 11.02.2017 № Д28и-142 и от 26.04.2017 № Д28и-1859)

4. Подготовка отчета - обоснования

Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:

  • невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
  • цену контракта;
  • другие существенные условия контракта.

Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.

Отчет-обоснование нужен

Пункты 3, 6, 9, 10-14, 17-18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Отчет-обоснование не нужен

Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

5. Согласование закупки с контрольным органом

Когда не состоялась конкурентная закупка и заключаете контракт с единственным поставщиком, согласуйте сделку с контрольным органом. Контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закрытой закупки согласуйте в любом случае. Согласовывать сделку с единственным поставщиком по результатам открытой закупки нужно также всегда, кроме трех исключений:

  • автономное учреждение проводит закупку по части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юрлицо проводит закупку по части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • не состоялся запрос котировок.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок согласовывать не нужно. (пункт 24-25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)

6. Опубликование извещения

При закупке у единственного поставщика опубликуйте в ЕИС извещение. Обязанность предусмотрена только при сделках по пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При закупках по другим основаниям извещение публиковать не нужно.
Обязательные сведения указываются в извещении:

Информация о заказчике

Наименование, местонахождение, почтовый адрес.
Номер телефона и e-mail.
Ответственный сотрудник

Условия контракта

Наименование и описание объекта закупки.
Количество и место поставки товара (при закупке товара).
Место, где контрагент выполнит работы или окажет услуги (при закупке работ или услуг).
Сроки, в которые контрагент обязан поставить товар или завершить работу, либо график услуг.
Цена контракта.
Источник финансирования

Ограничения

Ограничения при закупке только среди СМП и СОНО

Обеспечение контракта

Размер обеспечения исполнения контракта.
Порядок, в котором контрагент предоставит обеспечение.
Требования к обеспечению.
Включите сведения в извещение, если предусмотрели обеспечение контракта

Банковское сопровождение

Напишите сведения о банковском сопровождении контракта либо укажите, что банковское сопровождение не предусмотрено

Разместите извещение в ЕИС необходимо минимум за пять календарных дней до даты, когда заключите контракт. При закупке с гостайной публиковать извещение не нужно. Требование публиковать вместе с извещением проект контракта с единственным поставщиком в Законе № 44-ФЗ не установлено. (пункт 1, 2, 4, 8 статьи 42 и в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
Если нарушите срок публикации извещения на один рабочий день, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., организация - 10 000 руб. При нарушении более одного рабочего дня штраф для должностного лица - 15 000 руб., для организации - 50 000 руб. Если нарушите порядок публикации извещения, штраф также составит 15 000 и 50 000 руб. Наказание предусмотрено частями 1.2-1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, контролеры могут оштрафовать за нарушение сроков заключения контракта.

7. Заключение контракта

Заключайте контракт с едпоставщиком в сроки по плану-графику. При этом соблюдайте ограничения, которые указаны в таблице.

Случай

Срок для заключения контракта

Не ранее пяти календарных дней с даты публикации извещения

Не состоялась электронная закупка

Не ранее чем через 10 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговые протоколы электронных конкурсов или аукциона. При запросе котировок и запросе предложений срок - семь календарных дней

Получили согласование ФАС на сделку с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закрытой закупки или открытой бумажной закупки

Не позднее 20 календарных дней с даты, когда получили согласование

Открытая бумажная закупка не состоялась и сделку с едпоставщиком не нужно согласовывать (кроме запроса котировок)

Не позднее 20 календарных дней с даты публикации протокола о несостоявшейся конкурентной закупке

Не состоялся запрос котировок

Не ранее семи календарных дней с даты, когда разместили в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок, и не позднее 20 календарных дней с даты, когда подписали этот протокол

Сроки перечислены в части 10 статьи 83.2, пунктах 24-25.3 части 1, части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если заключите контракт с нарушением сроков, ответственный сотрудник заплатит штраф 50 000 руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.

8. Уведомление ФАС

Если заключили контракт с единственным поставщиком по пунктам 6, 9, 34 или 50 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сообщите об этом контрольному органу в сфере закупок. Для этого направьте уведомление в одну из организаций:

  • ФАС - при закупках для федеральных нужд;
  • контрольный орган в сфере гособоронзаказа - при закупках в рамках ГОЗ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, который контролирует закупки, - при закупках для региональных нужд;
  • орган местного самоуправления, который контролирует закупки, - при закупке для муниципальных нужд.

К уведомлению приложите копию контракта и обоснование его заключения. Направьте документы в контрольный орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения контракта. Такие правила установлены в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если не вовремя направите документы контролерам, работника контрактной службы оштрафуют на 15 000 руб., а организацию - на 100 00 руб. по части 1 статьи 19.7.2 КоАП.