Что характеризует современную науку биологию. Биология. Учение Л. Пастера

Развитие современной биологии

Современный мир находится в стремительном развитие и совершенстве.

С первых дней своего существования человек, будучи еще младенцем пытается понять окружающий его мир. С каждым днем интерес и познания его так же растет и совершенствуется.

Все новые и новые открытия мы наблюдаем, все больше и больше невозможного становится доступным современному человеку.

Огромное значение и инновационный вклад в тренд научно-технического прогресса приходится на современную биологию.

Чем же занимается современная биология? Если быть краткими, то биология изучает законы жизни, анализирует этапы и последовательность происхождения и совершенства живых организмов.

Если обратиться к истории, то в отдельную научную дисциплину биология выделилась только в 19 веке., но это не говорит о том, что человечество и ранее не накапливало знаний в данной области научного развития. Биология как современная наука дает понять нам многое происходящее в природе и дает ответы на самые трудные вопросы, интересующие человечество.

Главный из которых-это развитие жизни на планете Земля.

Давайте вспомним немного историю развития современной биологии. Еще из учебников по истории древнего мира мы знаем об огромном и бесценном вкладе ученых Древней Греции-таких как Аристотель, Гиппократ и Теофраст в развитие биологии.

Гиппократ внес первым свой вклад в описание органов и анатомическое строение человека и некоторых животных, поднял вопросы зависимости заболеваний человека от процессов наследственности и факторов окружающей среды. Неспроста современный мир считает Гиппократа основоположником всей медицины.

Рассмотрим некоторую историческую хронологию-

Аристотель — своих трудах дал начало систематике

Теофест — за время исследований, описал более 550 видов растений.

Клавдий Гален- Дал сравнительное описании анатомии человека и обезьяны.

Леонапло да Винчи — Внес огромный вклад в систематику и описание как растений так человеческих органов.

Карл Бэр- разработал основополагающие аспекты эмбриологии

Теодор Шван – основоположник клеточной теории

Роберт Кох и Луи Пастер- первыми начали работы и опыты в области микробиологии

Грегор Мендель – известен как первопроходец и основоположник генетики.

Развитие медицины в средневековье то же оставило свой след и научные труды

Особо стоит отметить знаменитого персидского ученого –врача Авиценну, который написал несколько книг и медицинских учебников. «Канон врачебной науки» пожалуй одно из наиболее ценнейших творений ученого и по сей день является учебным пособием для студентов или точнее ими изучается.

Из более поздних умов ученого мира, несомненно нельзя обойти стороной Чарльса Дарвина и его эволюционное учение о развитии, где под изменчивостью видов понимается изменения под влиянием внешних факторов обитающей среды и самой наследственности исамого происхождения от более ранних видов.

Выдающиеся открытия в области медицины, в том числе физики , химии , математики , биологии , физиологии и генетики , дали возможность глубже познать сокровенные тайны строения организма и его деятельности . К примеру , создание внутриклеточных микроэлектродов позволило вникнуть в жизнь клетки , добиться крупнейших успехов в развитие современной биологии . С помощью методик исследований удалось выяснить роль внутриклеточных образований , и составить представление о происходящих в них химических процессах .

Открытие генетической роли нуклеиновых кислот , расшифровка кода наследственности и выяснение сложной структуры гена позволило допустить исправления тех «ошибок », которые иногда делает природа они и могут быть причиной недугов .

Таков в общих чертах фундамент современной научной медицины . Когда —то были выявлены основные закономерности молекулярного механизма мутагенеза - наследственной изменчивости микроорганизмов . Это позволило управлять некоторыми процессами наследования и физиологическими функциями .

В чём важность этой проблемы для практики ? Известно , что под влиянием различных лекарственных средств , особенно антибиотиков , микроорганизмы - возбудители тех или иных заболеваний - изменяются . Испытанные ранее и бывшие эффективными лечебные и профилактические меры оказываются вдруг недостаточно действенными .

В лабораториях изучались столь распространённые и опасные для человека возбудители дизентерии . Тонкие биохимические исследования , проведённые на молекулярном уровне , принесли принципиально новые данные о строении и химическом составе болезнетворных микроорганизмов , показали , что прежние представления о роли их в возникновении болезней были неполными , односторонними . Оказалось , что наследственная изменчивость микроорганизмов привела к возникновению новых форм их - фильтрующихся , L —форм , микоплазм .

Что такое , например , L —форма ? Это особая стадия развития бактериальной клетки , потерявшей свою внешнюю оболочку . Микроб приобретает иную , необычную для него и потому трудно распознаваемую форму и биологические свойства .

Это наследственное изменение происходит в результате действия различных веществ , чаще всего лекарственных , или защитных сил человеческого организма . Для бактерии оно имеет приспособительное значение . Непосвящённым может показаться парадоксальным , что клетка без оболочки , «раздетая », становится менее чувствительной и к защитным антителам , вырабатываемым организмом , и к лекарствам . Секрет же здесь прост : и лекарства и антитела воздействуют именно на клеточную стенку возбудителей болезни . Если её нет - исчезает «мишень », в которую целят лекарства .

Сходны с Л —формами и микоплазмы - особые мельчайшие бактерии . Была выяснена их роль в развитии пневмоний и других инфекционных болезней с нечётко выраженным течением , например , поражений суставов .

Видоизменённые формы бактерий чрезвычайно трудно опознать . Дело не только в том , что вызванные ими болезни протекают своеобразно , дают существенно отличную от знакомой до того врачам картину процесса . Более важно , что такие бактерии плохо растут на традиционных питательных средах . Лабораторный посев их культур оказывался «малоурожайным », и это путало карты при диагнозе : выходило , что возбудителя словно бы нет в организме .

Использование методов научного эксперимента и тонких приборов позволило выделить L —формы бактерий , а также из крови больных ревматизмом и септическим эндокардитом , менингитом и менингоэнцефалитом . В итоге удалось значительно улучшить диагностику при неявном , «стёртом » течении этих и некоторых других (например , бруцеллёза и туберкулёза ) заболеваний . Знание причин «неподатливости » L —форм к нынешним лекарствам помогает найти новые пути лечения .

Столь же широки перспективы и достижения приложения генетики в профилактике и лечении наследственных заболеваний человека . Прежде всего новые знания помогают выявить и принять меры к устранению вредных факторов внешней среды , обусловливающих само возникновение таких болезней .

Ранее для лечения наследственных заболеваний использовались лекарственные и гормональные препараты , позволяющие лишь в какой —то мере устранить вредные проявления неправильной работы организма . Впоследствии были открыты перспективы к устранению самой первопричины . Это способ введения в организм генетического материала , он исправляет или заменяет ненормальные гены . Новое важное направление в науке получило название «генетической инженерии ».

Знание биохимических основ работы клетки помогло на новом уровне понять механизм развития сердечно —сосудистых заболеваний . Среди них врачей наиболее заботит проблема атеросклероза .

Ещё не так давно считалось , что в возникновении этого недуга повинны избыточное питание и малая физическая активность . Безусловно , эти факторы имеют важное значение . Но оказалось , что они не единственные , а лишь рядовые среди многих других факторов , ведущих к болезни . Отложения же холестерина в стенках сосудов не первопричина , а следствие более глубоких гормональных нарушений . Было выяснено также , что комплексы из белка и жира , которые образуются в крови при этом заболевании , становятся как бы чужеродными для организма и вызывают его защитную , иммунологическую реакцию . Некоторые учёные считали , что блокирование этой реакции может стать одним из методов предупреждения атеросклероза и других сердечно —сосудистых заболеваний .

Изучение состава крови , притекающей и отходящей от сердца , позволило выявить особенности обмена веществ в больной и здоровой сердечной мышце . В своё время была разработана нейрогенная теория происхождения гипертонии , развития ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда . Она сыграла немалую роль в успехах борьбы с этими недугами , которых удалось достичь медицине . Однако известны далеко не все причины возникновения и развития сердечно —сосудистых заболеваний . Необходимо глубже вникнуть в существо биохимических изменений не только в органах кровообращения , но и в центральной нервной клетке .

Развитие биохимии и современной молекулярной биологии привело к заметному прогрессу в изучении злокачественных опухолей и самих . Эксперименты доказали очень важное положение : оказывается , вирусы одних видов животных могут вызвать злокачественные опухоли и у других . Особенно следует отметить опыты на обезьянах . При введении им человеческого материала у животных начиналось нервозное заболевание . Был выделен вирус - предположительный «виновник » недуга - и выясняется его участие в развитии болезни у людей и его роль в современной биологии .

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Биологию в соответствии с этимологией слова (от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение) можно в первом приближении определить как науку о жизни. Имея в виду, что до сих пор во всей Вселенной нам известна лишь одна, а именно - земная, форма жизни, уместно это ограничение ввести и в само определение науки о ней: биология - это наука о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, связей и отношений на Земле. О том, сколь разнообразны формы жизни и ее проявления и, соответственно, сколь велико число частных, специальных наук, на которые распадается биология как паука о жизни, сейчас хорошо известно любому, окончившему среднюю школу. Все эти частные области биологической науки находятся в состоянии активного развития и содержат немалое число концепций (идей, гипотез, фактов), многие из которых представляют несомненный общегуманитарный интерес. Естественно, что нет ни малейшей возможности рассмотреть их все, поэтому элемента субъективности при отборе материала не избежать. Критерий же здесь один - отбор тех предельно общих концепций современной биологии, рассмотрение которых прямо выводит на осмысление философских (мировоззренческих, смысложизненных, методологических) проблем наших дней. В соответствии с этим уместно остановиться на разъяснении трех ключевых понятий - «современная биология», «жизнь» и «общая теория жизни» (или теоретическая биология).

Термин «современная биология» стал активно внедряться в общественное сознание с конца 1960 - начала 1970-х гг. Чаще всего его применение связывается с теми выдающимися открытиями в области физико-химической биологии, начало которым было положено в 1944 г. доказательством того, что таинственным «веществом наследственности» является особый класс химических образований, именуемых ДНК. В 1953 г. была раскрыта всем известная теперь структура ДНК в виде двойной спирали, а к началу 1960-х гг. были в основном поняты механизмы ее «деятельности», обеспечивающие выполнение двух главных функций: самовоспроизведения (репликации) и регулятора процесса биосинтеза белков в клетке. В эти же годы был расшифрован код наследственной информации и сформулированы два важнейших принципа молекулярной биологии:

  • 1) принцип комплементарное™;
  • 2) «центральная догма» молекулярной биологии, в соответствии с которой информация в живой клетке передается только по линии ДНК -> РНК -? белок.

Это были действительно выдающиеся достижения биологии середины XX в., которыми можно маркировать этап, отделяющий «современную биологию» от традиционной (классической, описательной). Но в этом случае необходимо сделать две в высшей степени важные оговорки. Прежде всего, следует иметь в виду, что не менее важные и значимые как в практическом, так и в теоретическом отношении события происходили и во многих других областях биологии, в том числе и в исследованиях, проводимых на уровне видов и популяций, биоценозов и экосистем, на уровне биосферы в целом, наконец. Достаточно упомянуть такие достижения нейрофизиологии, как установление факта межполушарной функциональной асимметрии головного мозга или раскрытие основных принципов распространения нервного импульса. В эти же десятилетия формулируется тот мощный корпус идей и концепций, которые лежат в основе современной этологии и экологии (в том числе и экологии человека и социальной экологии). Особенно следует выделить бурное развитие популяционной биологии и, прежде всего, такого ее раздела, как математическая генетика популяций. Именно она, как известно, стала своеобразным «мостом» между менделевской генетикой и классическим дарвинизмом, стержнем и основанием подлинно современной версии синтетической концепции эволюции, получившей название СТЭ.

Кроме того, середина XX в. - это еще и возникновение и стремительное внедрение в биологию методов кибернетики и теории информации. Они буквально революционизировали многие области биологии. Без них невозможно представить себе и развитие молекулярной биологии, где чистая «химия» во многом была переинтерпретирована в терминах кибернетики, теории информации, теории связи и криптографии.

Вторая оговорка касается преемственности научнобиологического знания. Сколь бы радикально новыми не были перечисленные достижения, они отнюдь не закрывают и не перечеркивают ни одного из достижений биологии классического периода ее развития. Появление многих открытий не могло бы совершиться, а свершившись, не могло быть в полной мере понято без таких достижений биологии прошлых столетий, как учение о клетке и клеточном строении живых организмов, теория естественного отбора Ч. Дарвина, теория корпускулярной наследственности Г. Менделя и многие другие.

Несмотря на то, что весь XX в. отмечен выдающимися достижениями в самых разных областях современной биологии, касающихся самых тонких и глубинных механизмов функционирования живых систем, вопрос о том, что такое жизнь (и вопрос о ее происхождении) до сих пор остается предметом острых дискуссий. Ситуация здесь порой выглядит столь удручающей, что наводит многих серьезных исследователей даже на мысль о принципиальной невозможности определить сущность жизни. Так, в одной из первых монографий с названием «Современная биология» ее автор, известный немецкий ученый и популяризатор науки Г. Боген, начинает первую главу с параграфа, который так и называется «Можно ли и должно ли дать определение жизни?». И вот что любопытно. «Принято считать, - пишет он, - что, перед тем как всерьез обсуждать тот или иной вопрос, нужно прежде всего точно определить объект обсуждения и дать ему четкое определение». «Но, - решительно утверждает он далее, - что касается объекта науки биологии, т.с. жизни, то здесь упомянутое требование попросту невыполнимо. Может быть правильнее всего сказать, что жизни вообще невозможно дать исчерпывающее определение». Тем не менее, такая точка зрения представляется все- таки чрезмерно (и далее неоправданно) пессимистической.

Долгое время вопрос о природе (сущности) жизни был почти исключительно предметом философских споров между представителями витализма - сторонниками существования особой жизненной силы, и механицизма , с точки зрения которых живые системы есть ничто иное как машины, подчиняющиеся в своем функционировании обычным законам физики и химии, но лишь в более сложной их комбинации, чем это имеет место в неживой природе. И лишь по мере все более полного описания и все более глубокого осмысления различных механизмов жизнедеятельности обсуждение вопроса о том, «что такое жизнь?» стало вводиться в научно-конструктивное русло.

Первой влиятельной идеей по этой проблеме, господствовавшей в науке, по существу, до 1930-х - 1940-х гг., стало понимание жизни как процесса активного и целесообразного поддержания той специфической материальной структуры, формой проявления которой является сама эта активность. Вот как писал в 1930-е гг. один из ведущих биологов того времени Дж. Холдейн: «Активное поддержание нормальной и притом специфической структуры и есть то, что мы называем жизнью; понять сущность этого процесса - значит понять, что такое жизнь». Главным механизмом поддержания этой специфической структуры считался процесс обмена веществ (и, соответственно, энергией) организмов с окружающей средой, а главным материальным носителем этой способности - белок.

Однако постепенно по мере осознания фундаментальной значимости генетических структур во всех процессах жизнедеятельности, ученые все чаще приходят к мысли, что главным процессом, характеризующим жизнь, является не столько процесс обмена веществ, сколько способность всех живых систем к самовоспроизведению, посредством которого жизнь сохранялась именно в смене (потенциально бесконечной) череды поколений. Выдающийся американский генетик, лауреат Нобелевской премии Г. Меллер еще в 1926 г. написал работу «Ген как основа жизни», в которой обстоятельно обосновал мысль, что благодаря уникальной способности генов к самоконированию и сохранению своей специфичности даже в случае изменения (мутирования) своей структуры, именно они должны рассматриваться в качестве главных кандидатов на роль подлинно материальной основы жизни и ее эволюции путем естественного отбора. При этом тогда никто не сомневался, что с химической точки зрения гены представляют собой белки. Однако вопреки этим ожиданиям оказалось (это окончательно было доказано только в 1944 г.), что гены - это не белки, а представители совсем другого класса био- полимерных молекул, а именно нуклеиновых кислот. Появился соблазн определить жизнь как форму существования ДНК, но к этому времени уже пришло осознание того, что жизнь не может быть свойством тел, веществ, а только свойством систем, т.е. чего-то, что возникает в результате взаимодействия различных тел, веществ, структур, сил, полей и т.д. Открылась перспектива раскрыть тайну жизни на пути расшифровки механизмов взаимодействия двух важнейших классов биополимеров - нуклеиновых кислот и белков.

С выходом в свет в 1948 г. работы выдающегося американского математика Н. Винера «Кибернетика», исследование проблемы природы и сущности жизни получило еще одну руководящую идею - идею самоуправления (точнее - сохраняющего самоуправления). То, что живые организмы способны автоматически поддерживать важнейшие параметры своего функционирования в границах рабочей нормы, было известно давно. Уже в XIX в. на явление гомеостазиса (т.е. поддержания постоянства внутренней среды организма) как па, возможно, самое главное, что характеризует жизнь, обратил внимание выдающийся французский физиолог К. Бернар. С кибернетикой же пришло осознание решающей роли информации как важнейшего фактора процессов саморегулирования и самоуправления жизненными процессами. В литературе замелькали такие определения жизни: «Жизнь есть способ существования органических систем, организация которых от молекулярного до системного уровня определяется использованием их внутренней информации» или «Живое - это такая форма существования информации и кодируемых ею структур, которая обеспечивает воспроизводство этой информации в подходящих условиях внешней среды» и др.

Эти три потока идей, идущие из трех разных областей исследования живого (биохимии, генетики и кибернетики), самым неожиданным и в высшей степени изящным образом были объединены в рамках молекулярной биологии, стремительно сформировавшейся после эпохального события - раскрытия структуры ДНК, позволившего понять ее как носителя кода наследственной информации, как своего рода «текст», в содержании которого записана программа формирования всех важнейших структур и отправлений его носителя, в том числе и программа собственного самовоспроизведения (самокопирования). Оказалось, что для реализации этой программы в равной мере важно наличие в клетке и определенного класса белков. Получается, что без нуклеиновых кислот невозможно образование белков, но, с другой стороны, без наличия белков невозможна специфическая активность нуклеиновых (и прежде всего дезоксирибонуклеиновых) кислот. Поэтому большинство исследователей - специалистов на сегодня считает, что жизнь на Земле появилась тогда, когда возникла открытая, т.е. непрерывно обменивающаяся со средой веществом, энергией и информацией система взаимодействующих полимеров (главными из которых являются нуклеиновые кислоты и белки), способная к самовоспроизведению, авторегуляции, развитию и эволюции.

С современной точки зрения именно самовоспроизведение, саморедупликация, а точнее даже - конвариантная (т.е. идущая с вариациями) редупликация составляет то главное, что конституирует систему взаимодействующих полимеров как живую. Именно это свойство лежит в основе деятельности естественного отбора (из вариантов), что и приводит к приспособительному изменению исходных систем, т.е. их эволюции, росту их сложности и разнообразию, образованию иерархической системы таксонов живой природы, возрастающей степени индивидуализации живых организмов, росту их активности, целенаправленности и целеустремленности поведения, а на вершине этого процесса - росту ментальности и активной преобразовательной деятельности, подготовивших появление человека и общества как исходного пункта нового, культурно- исторического этапа в развитии жизни на Земле.

Необходимо, однако, сказать, что наряду с этой генеральной линией проблематики сущности жизни, существовали и другие, не менее важные для более глубокого прояснения этих вопросов в будущем. Так, еще в 1944 г. один из выдающихся физиков XX в. Э. Шредингер выпустил книгу под названием «Что такое жизнь с точки зрения физики?», в которой подверг глубокому анализу важнейшие свойства жизни с точки зрения фундаментальных законов физики. Эта линия осмысления природы жизни нашла затем свое продолжение в современной биофизике, а также, в частности, в теории диссипативных структур и синергетике. В то же время еще в 1931 г. в статье под названием «Об условиях появления жизни на Земле» русский ученый В. И. Вернадский обосновал совершенно новое понимание жизни как изначального свойства биосферы в целом. С этой точки зрения жизнь, в известном смысле, древнее отдельно взятых живых организмов, поэтому, как пишет современный американский биофизик Г. Патти, «центральный вопрос происхождения жизни - это не вопрос о том, что возникло раньше, ДНК или белок, а вопрос о том, какова простейшая экосистема». Таким образом, на сегодня до окончательного ответа на вопрос о том, «что такое жизнь?» еще весьма далеко, и эта область научных и философских исследований ждет свежих идей от нового поколения талантливых энтузиастов.

С вопросом о сущности жизни (и возможности ее сколько-нибудь точного и исчерпывающего определения) тесно связан вопрос о возможности того, что часто именуют «общей теорией жизни» или «теоретической биологией». Для любой науки вопрос о путях и возможностях ее теоретизации является принципиально важным, поскольку принято считать, что степень зрелости любой научной области прямо пропорциональна степени ее теоретизации. Однако вопрос о возможности и путях построения теорий во всех науках, за исключением физики и химии (как и математики, разумеется), всегда представлял собой серьезную философско-методологическую проблему. В биологии этот вопрос был предметом острейших дискуссий на протяжении всего XX в.

Еще в 1930-е гг. целым рядом выдающихся биологов- мыслителей - Людвиг фон Берталанфи, Э. Бауэр, Н. Рашевский и др. - была сформулирована задача построения теоретической биологии, которая бы по степени общности, дедуктивной строгости и предсказательной силе не уступала теоретической физике. С тех пор дискуссии на эту тему непрерывно сопровождали развитие биологической науки и отнюдь не завершились в наши дни. Поэтому, возможно, полезно посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в этой области в более широкой исторической перспективе.

Несмотря на то, что биология относится к числу старейших научных дисциплин, сложность и разнообразие форм живых организмов долгое время были серьезным препятствием для выдвижения идей общего порядка, опираясь на которые можно было бы сформулировать научное видение живой природы как единого целого. Только в 1735 г. К. Линнеем был сделан в этом направлении первый решительный шаг: с помощью предложенной им бинарной номенклатуры он построил первую искусственную классификацию всех известных тогда растений и животных. В XIX в. этот процесс объединения данных различных биологических наук в единую картину живой природы как единого целого был продолжен вначале Т. Шванном (1839) с помощью клеточной теории строения живых организмов, а затем Ч. Дарвиным (1859), показавшим историческое единство всего живого на Земле в рамках теории эволюции путем естественного отбора. Важным этапом на пути развития общей биологии явился 1900 г., когда тремя авторами независимо друг от друга были переоткрыты законы Г. Менделя и положено начало развития генетики, исходящей из положения о существовании единых дискретных материальных носителей наследственных свойств всех живых организмов и единого механизма их передачи из поколения в поколение по линии предок-потомок. Как уже говорилось выше, в 1944 г. была раскрыта химическая природа этого «вещества наследственности» (ДНК), а в 1953 г. раскрыта его структура. Этим была положена эра «молекулярной биологии», внесшей с тех пор исключительный вклад в дело понимания единых механизмов функционирования всего живого на Земле на молекулярном уровне. Наряду с этим в первой половине XX в. шла интенсивная обобщающая работа и на «надорганизменном» уровне организации жизни: учения об экосистемах (А. Тенсли, 1935), биогеоценозах (В. Н. Сукачев, 1942), о биосфере в целом (В. И. Вернадский, 1926).

В результате всех этих усилий к середине XX в. было достигнуто единое понимание жизни как многоуровнего, но единого целого, а биология стала пониматься как наука о живых системах на всех уровнях их сложности - от молекул до биосферы в целом.

Однако все попытки продвинуться в этом направлении наталкиваются на непримиримые разногласия среди современных биологов как раз по вопросу о дальнейших генеральных линиях и путях формирования теоретической биологии. Так, одни авторы видят будущее теоретической биологии преимущественно (или даже исключительно) в развитии комплекса наук, изучающих молекулярные, физико-химические основы жизни, и именно физике отводят роль теоретической основы всей классической (описательной) биологии. На другом полюсе находятся исследователи, которые связывают надежду на создание теоретической биологии с дальнейшей разработкой идеи системной организованности живой природы. Однако подавляющее большинство биологов продолжает считать эволюционный подход и эволюционную теорию (т.е. теорию естественного отбора в ее современной интерпретации) наиболее общей теоретической концепцией биологии. Обсуждение этого комплекса вопросов в наши дни инициировало постановку большого числа философских и методологических проблем. На смену многовековой дилемме «механицизм или витализм» пришла оппозиция «молекулярная биология или органицизм», имеющая самые разные формы своего выражения: редукционизм или холизм, редукционизм или композиционизм и др. К числу наиболее остро и продуктивно дискутируемых в последние десятилетия XX в. философских и методологических вопросов на материале современной биологии можно отнести проблему редукции, проблему телеологии, проблему структуры эволюционной теории и существования специфических «законов эволюции», проблему соотношения биологического и социального в происхождении и эволюции человека и вообще проблему существования биологических корней морали, религии и других фундаментальных реалий ценностно-духовного мира. На некоторых из этих проблем мы остановимся ниже.

Страница 1

Биология

Это наука о живом, его строении, формах его активности, его строении, сообществах живых организмов, их распространении развитии, связях между собой и средой обитания.

Современная биологическая наука - результат длительного процесса развития. Но только в первых древних цивилизованных обществах люди стали изучать живые организмы более тщательно, составлять перечни, животных и растений, населяющих разные регионы и классифицировать их. Одним из первых биологов древности был Аристотель. Отзывы о Русская рыбная. Русская рыбная компания отзывы .

В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. Структуру его можно рассматривать с разных точек зрения.

По объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию и антропологию.

По свойствам проявления живого в биологии выделяются:

1) морфология - наука о строении живых организмов;

2) физиология - наука о функционировании организмов;

3) молекулярная биология изучает микроструктуру живых тканей и клеток;

4) экология рассматривает образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой;

5) генетика исследует законы наследственности и изменчивости.

По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются:

1) анатомия изучает макроскопическое строение животных;

2) гистология изучает строение тканей;

3) цитология исследует строение живых клеток.

Эта многоплановость комплекса биологических наук обусловлена чрезвычайным многообразием живого мира. К настоящему времени биологами обнаружено и описано более 1 млн. видов животных, около 500 тыс. растений, несколько сот тысяч видов грибов, более 3 тыс. видов бактерий.

Причем мир живой природы исследован далеко не полностью Число неописанных видов оценивается по меньшей мере в 1 млн.

В развитии биологии выделяют три основных этапа:

1) систематики (К. Линней);

2) эволюционный (Ч. Дарвин);

3) биологии микромира (Г. Мендель).

Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого и самих основ биологического мышления.

Три «образа» биологии

Традиционная, или натуралистская биология

Объектом изучения традиционной биологии всегда была и остается живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности.

Традиционная биология имеет ранние истоки своего зарождения. Они идут к средним векам, а становление ее в самостоятельную науку, получившую название «натуралистская биология», приходится на XVIII-XIX века.

Её методом стало тщательное наблюдение и описание явлений природы, главной задачей - их классифицирование, а реальной перспективой - установление закономерностей их существования, смысла и значения для природы в целом.

Первый этап натуралистской биологии ознаменовался первыми классификациями животных и растений. Были предложены принципы их группирования в таксоны различных уровней. С именем К.Линнея связано введение бинарной (обозначение рода и вида) номенклатуры, почти в неизменном виде дошедшей до наших дней, а также принцип иерархического соподчинения таксонов и их наименования - классы, отряды, роды, виды, разновидности. Однако недостатком искусственной системы Линнея было то, что он не дал никаких указаний относительно критериев родства, чем и снизил достоинство этой системы.


Интересное на сайте:

Проблемы биологической продуктивности
Биологическая продуктивность, экологическое и общебиологическое понятие, обозначающее воспроизведение биомассы растений, микроорганизмов и животных, входящих в состав экосистемы; в более узком смысле - воспроизведение диких животных и р...

Современные концепции развития геосферных оболочек
Внутреннее строение и история геологического развития земли. Происхождение планет изучает космогония. Гипотезы происхождения: - небулярные (из тумана) - материя планет выброшена из недр Солнца ударом комет (Леклерк, Бюффон); из космиче...

Можжевельник китайский - Juniperus chinensis
В природе встречается в на юге Приморского края, в Северо-Восточном Китае, Корее, Японии. Двудомный кустарник иногда дерево до 20 м высотой, с восходящими и стелющимися побегами. Хвоя молодых побегов и нижних, старых ветвей игловидная, ...

  • Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
  • 4. Характеристика знаний в древнем мире (Вавилон, Египет, Китай).
  • 5. Естествознание средневековья (мусульманский Восток, христианский Запад).
  • 6. Наука Нового времени (н. Коперник, Дж. Бруно, г. Галилей, и. Ньютон и другие).
  • 7. Классическое естествознание – характеристика.
  • 8. Неклассическое естествознание – характеристика.
  • 9. Стадии развития естествознания (синкретическая, аналитическая, синтетическая, интегрально-дифференциальная).
  • 10. Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.).
  • 11. Научные методы. Эмпирический уровень (наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретический уровень (абстрагирование, формализация, идеализация, индукция, дедукция).
  • 12. Пространство и время (классическая механика и. Ньютона и теория относительности а. Эйнштейна).
  • 13. Естественнонаучная картина мира: физическая картина мира (механическая, электромагнитная, современная – квантово-релятивистская).
  • 14. Структурные уровни организации материи (микро-, макро- и мегамир).
  • 15. Вещество и поле. Корпускулярно-волновой дуализм.
  • 16. Элементарные частицы: классификация и характеристика.
  • 17. Понятие взаимодействия. Концепция дальнодействия и близкодействия.
  • 18. Характеристика основных видов взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое).
  • 19. Основы квантовой механики: открытия м. Планка, н. Бора, э. Резерфорда, в. Паули, э. Шрёдингера и др.
  • 20. Динамические и статистические законы. Принципы современной физики (симметрии, соответствия, дополнительности и соотношения неопределённостей, суперпозиции).
  • 21. Космологические модели Вселенной (от геоцентризма, гелиоцентризма к модели Большого взрыва и расширяющейся Вселенной).
  • 5. Модель Большого взрыва.
  • 6. Модель расширяющейся Вселенной.
  • 22. Внутреннее строение Земли. Геологическая шкала времени.
  • 23. История развития концепций геосферных оболочек Земли. Экологические функции литосферы.
  • 1) От элементного и молекулярного состава вещества;
  • 2) От структуры молекул вещества;
  • 3) От термодинамических и кинетических (наличие катализаторов и ингибиторов, воздействие материала стенок сосудов и т.Д.) условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции;
  • 4) От высоты химической организации вещества.
  • 25. Основные законы химии. Химические процессы и реакционная способность веществ.
  • 26. Биология в современном естествознании. Характеристика «образов» биологии (традиционная, физико-химическая, эволюционная).
  • 1) Метод меченых атомов.
  • 2) Методы рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии.
  • 3) Методы фракционирования.
  • 4) Методы прижизненного анализа.
  • 5) Использование эвм.
  • 27. Концепции происхождения жизни на Земле (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии и теория биохимической эволюции).
  • 1. Креационизм.
  • 2. Самопроизвольное (спонтанное) зарождение.
  • 3. Теория стационарного состояния.
  • 4. Теория панспермии.
  • 5. Теория биохимической эволюции.
  • 28. Признаки живых организмов. Характеристика форм жизни (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные).
  • 29. Структурные уровни организации живой материи.
  • 30. Происхождение и этапы эволюции человека как биологического вида.
  • 31. Клеточная организация живых систем (структура клетки).
  • 1. Животная клетка:
  • 2. Растительная клетка:
  • 32. Химический состав клетки (элементарный, молекулярный – неорганические и органические вещества).
  • 33. Биосфера – определение. Учение в. И. Вернадского о биосфере.
  • 34. Понятие о живом веществе биосферы. Функции живого вещества в биосфере.
  • 35. Ноосфера – определение и характеристика. Этапы и условия становления ноосферы.
  • 36. Физиология человека. Характеристика физиологических систем человека (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная).
  • 37. Концепция здоровья. Условия ортобиоза. Валеология – понятие.
  • 38. Кибернетика (исходные понятия). Качественная характеристика информации.
  • 39. Концепции самоорганизации: синергетика.
  • 40. Искусственный разум: перспективы развития.
  • 26. Биология в современном естествознании. Характеристика «образов» биологии (традиционная, физико-химическая, эволюционная).

    Биология - это наука о живом, его строении, формах его активности, его строении, сообществах живых организмов, их распространении развитии, связях между собой и средой обитания.

    Современная биологическая наука - результат длительного процесса развития. Но только в первых древних цивилизованных обществах люди стали изучать живые организмы более тщательно, составлять перечни, животных и растений, населяющих разные регионы и классифицировать их. Одним из первых биологов древности был Аристотель.

    В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе. Структуру его можно рассматривать с разных точек зрения.

    По объектам исследования биология подразделяется навирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию и антропологию.

    По свойствам проявления живого в биологии выделяются:

    1) морфология - наука о строении живых организмов;

    2) физиология - наука о функционировании организмов;

    3) молекулярная биология изучает микроструктуру живых тканей и клеток;

    4) экология рассматривает образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой;

    5) генетика исследует законы наследственности и изменчивости.

    По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются:

    1) анатомия изучает макроскопическое строение животных;

    2) гистология изучает строение тканей;

    3) цитология исследует строение живых клеток.

    Эта многоплановость комплекса биологических наук обусловлена чрезвычайным многообразием живого мира. К настоящему времени биологами обнаружено и описано более 1 млн. видов животных, около 500 тыс. растений, несколько сот тысяч видов грибов, более 3 тыс. видов бактерий.

    Причем мир живой природы исследован далеко не полностью Число неописанных видов оценивается по меньшей мере в 1 млн.

    В развитии биологии выделяют три основных этапа:

    1) систематики (К.Линней);

    2) эволюционный (Ч.Дарвин);

    3) биологии микромира (Г.Мендель).

    Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого и самих основ биологического мышления.

    Три «образа» биологии.

      Традиционная, или натуралистская биология.

    Объектом изучения традиционной биологии всегда была и остается живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности.

    Традиционная биология имеет ранние истоки своего зарождения. Они идут к средним векам, а становление ее в самостоятельную науку, получившую название «натуралистская биология», приходится на XVIII-XIX века.

    Её методом стало тщательное наблюдение и описание явлений природы, главной задачей - их классифицирование, а реальной перспективой - установление закономерностей их существования, смысла и значения для природы в целом.

    Первый этап натуралистской биологии ознаменовался первыми классификациями животных и растений. Были предложены принципы их группирования в таксоны различных уровней. С именем К.Линнея связано введение бинарной (обозначение рода и вида) номенклатуры, почти в неизменном виде дошедшей до наших дней, а также принцип иерархического соподчинения таксонов и их наименования - классы, отряды, роды, виды, разновидности. Однако недостатком искусственной системы Линнея было то, что он не дал никаких указаний относительно критериев родства, чем и снизил достоинство этой системы.

    Более «естественными», т.е. отражающими родственные связи, были системы, созданные ботаниками - А. Л. Жюссье (1748-1836), О. П. Декандолем (1778-1841) и, в особенности, Ж. Б. Ламарком (1744-1829).

    Труд Ламарка был построен на идее развития от простого к сложному, и главным вопросом был вопрос о происхождении отдельных групп и родственных связях между ними.

    Следует отметить, что в период становления традиционной биологии закладывался комплексный, как мы сегодня говорим, системный подход к исследованию природы.

      Физико-химическая, или экспериментальная биология.

    Термин «физико-химическая биология» был введен в 1970-е годы химиком-органиком Ю. А. Овчинниковым - сторонником тесной интеграции естественных наук и внедрения в биологию современных точных физико-химических методов в целях изучения элементарных уровней организации живой материи - молекулярного и надмолекулярного.

    Понятие «физико-химическая биология» является двуплановым.

    С одной стороны, понятие это означает, что предметом изучения физико-химической биологии являются объекты живой природы, исследуемые на молекулярном и надмолекулярном уровнях.

    С другой, сохраняется и первоначальное его значение: использование физико-химических методов для расшифровки структур и функций живой природы на всех уровнях ее организации.

    Хотя различение это и достаточно условно, главным считают следующее: физико-химическая биология в наибольшей степени содействовала сближению биологии с точными физико-химическими науками и становлению естествознания как единой науки о природе.

    Это не означает, что биология утратила свою индивидуальность. Как раз наоборот. Изучение структуры, функций и саморепродукции фундаментальных молекулярных структур живой материи, результаты которого получили отражение в виде постулатов или аксиом не лишило биологию ее особого положения в системе естествознания. Причина этого в том, что эти молекулярные структуры выполняют биологические функции.

    Следует отметить, что ни в какой другой области естествознания, как в биологии, не обнаруживается столь глубокая связь между методами и техникой эксперимента, с одной стороны, и появлением новых идей, гипотез, концепций, с другой.

    При рассмотрении истории методов физико-химической биологии можно выделить пять этапов, которые находятся между собой как в исторической, так и в логической последовательности. Иными словами, нововведения на одном этапе неизменно стимулировали переход к следующему.

    Какие же это методы?

    "

    Биология - наука о жизни, одна из естественных наук, предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

    Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введен независимо несколькими авторами Фридрих Бурдахом в 1800 году, в 1802 году и Жаном Батистом Ламарком.

    В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В наше время биология - стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине.

    В биологии выделяют следующие уровни организации:

    Клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул.

    Организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма.

    Популяционный уровень: особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию.

    Видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал формируют биологический вид.

    Биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу.

    Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология - животных, микробиология - одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология - сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология - основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия - строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология - физические и химические функции органов и тканей, этология - поведение живых существ, экология - взаимозависимость различных организмов и их среды.

    Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы - палеобиология и эволюционная биология.

    На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика, биометрия и т.д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.