4 структура конституции российской федерации. Тест на знание конституции рф. Структура Конституции РФ

Различные нормы и положения основного закона страны группируются в разделы и главы по принципу однородности. Система и порядок их расположения представляет собой структуру Конституции Российской Федерации .

Принцип однородности означает единство сферы общественных отношений, которую регулируют те или иные нормы.

Последовательность расположения разделов и глав в тексте определяется степенью их значимости. Не случайно основной закон России открывает глава «Основы конституционного строя » , ведь приведенные в ней положения первичны по отношению к другим правовым нормам, действующим в нашей стране.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы и двух разделов. Первый из них называется «Основные положения» , он включает в себя 9 глав и 137 статей. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» устанавливает порядок введения в действие основного закона страны, утверждает отмену прежней Конституции, а также определяет ряд организационных вопросов о применении изданных ранее законов и нормативных актов, функционировании органов государственной власти.

Наибольшее значение для жителей страны и защиты их законных интересов имеет первый раздел Конституции РФ, в который входят следующие главы:

  1. Основы конституционного строя;
  2. Права и свободы человека и гражданина;
  3. Федеративное устройство;
  4. Президент Российской Федерации;
  5. Федеральное Собрание;
  6. Правительство Российской Федерации;
  7. Судебная власть;
  8. Местное самоуправление;
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Структура действующей Конституции РФ предопределена ее многоцелевым и многофункциональным характером. В ее преамбуле содержатся декларативные цели и задачи нашей страны :

  1. соблюдение прав и свобод человека;
  2. утверждение гражданского мира и согласия;
  3. сохранение государственного единства;
  4. незыблемость демократических основ государства;
  5. обеспечение благополучия и процветания России.

Эти задачи должны являться ориентиром для органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, различных учреждений и общественных объединений. Данные положения определяют общие обязательства государства перед гражданами, применяются Конституционным судом при разрешении различных противоречий, в том числе касающихся и принципов федерального устройства России, разграничения полномочий между центральной властью и регионами.

Рисунок 1.

Концептуальные идеи в структуре Конституции РФ

В структуре Конституции РФ отражены концептуальные идеи и принципы, на которых она построена. Первая глава этого важнейшего документа называется «Основы конституционного строя», в ней утверждается демократический характер нашей страны.

Тот факт, что вторая глава Конституции РФ посвящена правам человека, показывает особое значение, которое придается в основном законе реализации и защите гражданских свобод. Это доказательство самоценности личности, а также свидетельство того, что конституционно-правовой статус человека не зависит от его отношения к государству.

Переход на парламентскую систему управления, определение статуса Президента России как главы государства, четкое следование принципу разделения властей – все это нашло свое отражение в структуре Конституции РФ. Имеющиеся главы о Федеральном Собрании, Правительстве РФ, органах судебной власти располагаются в строгой последовательности, тем самым определяя степень значимости данных государственных институтов в системе гражданского общества .

В Конституции России закреплены основы федеративного устройства страны, определен статус субъектов РФ. В данном документе отражены основные принципы разграничения полномочий между органами центральной власти и административными структурами республик, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения. Положения Федеративного договора непосредственно установлены в тексте Конституции РФ.

Замечание 1

Действующая Конституция РФ не содержит главы о государственном плане социально-экономического развития России, что знаменует переход к рыночным отношениям, произошедший в конце 80-х годов ХХ века.

Второй раздел Конституции РФ носит организационно-правовой характер. Это нередкое явление в структурах основных законов многих стран.

Исторический аспект рассмотрения структуры Конституции РФ

Замечание 2

На различных этапах развития российского общества изменялась и структура основного закона нашей страны. Решающее влияние на этот процесс оказала смена господствующей коммунистической идеологии и переход к формированию демократического правового государства.

На структуре Конституции РФ сказался уровень формирования социально-правовых отношений в стране, а также степень развития юридической науки. Действующий основной закон нашего государства является более четким, компактным и последовательным с точки зрения расположения и последовательности глав, чем предыдущая Конституция РСФСР, принятая в 1978 году.

Статус союзной республики в составе СССР во многом определил структуру и содержание прежнего основного закона страны. Его положения практически полностью воспроизводили Конституцию СССР. Этот документ отличался юридическим несовершенством. Нормы и положения группировались в нем без должной логической связи и строгой систематизации.

Во время разработки проекта Конституции РФ 1993 года планировалось начать ее с утверждения прав и свобод человека и гражданина, тем более что в некоторых демократических странах именно аналогичные разделы открывают тексты основных законов. Подобный вариант предложили и некоторые российские ученые-юристы.

Однако разработчики Конституции РФ в итоге решили, что начинать текст основного закона страны с утверждения гражданских свобод было бы нелогичным, так как сначала необходимо определить конституционный строй и общие принципы организации общества, которые и являются главной опорой и условием соблюдения и защиты прав человека. Неотчуждаемые и естественные гражданские свободы, которыми могут воспользоваться все россияне, установлены уже во второй главе действующей Конституции РФ, что подтверждает признание человека и его интересов высшей ценностью нашего государства.

По мнению большинства ученых-юристов, структура принятого в 1993 году основного закона страны является логически выверенной, четкой и последовательной.

Конституция Российской Федерации - основной закон страны. От его правильного толкования и реализации зависит вся система законодательства в стране. В Конституции заложены основополагающие принципы, начала, которые служат источником для новых законов. В России основной закон считается жестким из-за сложного порядка внесения изменений. В некоторые разделы Конституции поправки вносить не разрешено вообще. Для полного понимания её целей и основ необходимо также знать и ее структуру.

РФ - это сложноорганизованная система элементов, тесно связанных между собой. Это главы, разделы, статьи. Конституция России включает в себя преамбулу, в которой не содержится никаких правовых норм. Однако её присутствие необходимо, ведь она играет роль вводной части. Помимо нее, структура Конституции РФ содержит два раздела, включающие в себя 9 глав. Статьи в каждой главе сгруппированы по общим признакам (сходство предмета регулирования или способа). Под этим понимается, что общественные отношения, регулируемые каждой главой, сходны. Последовательность изложения также сформирована на основе взаимосвязи одной нормы с другой, производности норм права друг от друга. Завершают основной закон нашей страны заключительные и переходные положения.
Имеет смысл подробно остановиться на главах и рассмотреть их содержание.

Первая включает в себя основные принципы, на которых базируется конституционный строй в России. Именно они дают начало всем остальным нормам, а их изменение невозможно. Единственным способом внести поправки в данную главу является полный пересмотр Конституции вплоть до принятия нового документа.

В главе второй раскрывается содержание прав и основных свобод, реализующихся на Остальные главы, кроме девятой, посвящены организации государственной власти в стране (основы работы Федерального Собрания, а именно Государственной думы и Совета Федерации, Президента, местных властей, судебной власти). Что касается главы девять, то она раскрывает принцип внесения изменений в основной закон страны. Главное нормативное правило заключается в возможности изменить главы один, два, девять не иначе, чем с помощью принятия новой Конституции. Такой раздел впервые появился в основном законе нашей страны. Хотя в других государствах появление такой нормы - это уже не редкость.

На разных этапах развития страны структура Конституции РФ не была постоянной. В ней отражались и господствующая идеология, и интересы той или иной группы людей, пришедшей к власти. Большое влияние на её нынешнюю структуру, безусловно, оказало влияние долгое нахождение РСФСР в СССР в роли одной из союзных республик. Наибольшее сходство можно найти с 1937 года. Возможно, создатели основного закона 1993 года опирались именно на структуру этого документа.


Структура Конституции РФ - то, что, безусловно, необходимо для понимания самого документа. А без достойного его знания невозможно осуществлять любого рода правоохранительную деятельность.

Ключевые слова: система, структура, Конституции, России, РФ

Выделяютдва вида системы (структуры) Конституции :внешняя ивнутренняя.

Внутренняя система – это совокупность норм и институтов, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой единством логического изложения нормативного материала. Нормы Конституции складываются в институты. Выделяют следующиевиды институтов:

1. Основы конституционного строя (Гл.1)

2. Основы правового статуса человека и гражданина (Гл.2)

3. Фед. устройство (Гл.3)

4. Система Высших органов гос. власти (Гл.4-7)

5. Основы местного самоуправления (Гл.8)

6. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (Гл.9)

7. Заключительные и переходные положения (Раздел 2).

Внешняя и внутренняя структура Конституции соотносятся какформа и содержание.

Подструктурой конституции (внешней) понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежитсходство предмета регулирования , т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов:учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Структура конституции в России на разных этапах ее развитияне была постоянной . В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказалфакт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже вст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит изпреамбулы и двух разделов .Раздел первый содержит собственно Конституцию и включаетдевять глав . Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве составной части включался Федеративный Договор.

В структуре действующей Конституции России отражаются теконцептуальные идеи , на которых она основана:

1)первый раздел называется "Основы конституционного строя" (в прежней Конституции он назывался "Основы общественного строя и политики", что представляет собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксированпереход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый "Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания", причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об органах государственной властиоткрывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведенпринцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась "Правосудие, прокурорский надзор", что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закрепленыновые начала федеративного устройства , определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6)отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы "Права и свободы человека и гражданина" показываетсамоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел "Государство и личность").

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необходимость его включения в качестве составной ее части.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978 г. является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции"Заключительные и переходные положения" в истории российской конституции появилсявпервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел - явление нередкое.

В разделе втором Конституции РФ закрепляютсяположения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой.

Положения второго раздела - действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет.

Конституция РФ — это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция РФ была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года.

В Конституции РФ определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны, и содержатся положения о том, что РФ — социальное государство.

В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

В Конституции подчеркивается о примате международного права по отношению к внутригосударственному , то есть если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы . В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2 раздел называется «Заключение и переходные положения», 1 раздел — без названия.

Структура Конституции РФ:

Структура конституции:

Первый раздел состоит из 9 глав:

  • 1 глава «Основы конституционного строя»;
  • 2 глава «Права и свободы человека и гражданина» — посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида;
  • 3 глава «Федеративное устройство»;
  • 4 глава «Президент РФ»;
  • 5 глава «Федеральное собрание»;
  • 6 глава «Правительство РФ»;
  • 7 глава «Судебная власть» — не надо было включать сюда статью о прокуратуре, поскольку она не входит в состав судебной власти, наиболее подходящее название в таком случае «Правосудие и прокурорский надзор»;
  • 8 глава «Местное самоуправление»;
  • 9 глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» .

Второй раздел закрепляет:

1. порядок вступления конституции в действие;

2. соотношение конституции и ранее принятых источников права;

3. процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства.

По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон «О введении конституции в действие», поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют.

По структуре Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», явля­ющихся вторым разделом.

Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных положений конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. Нормы первой главы закрепляют принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод че­ловека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного само­управления и др.

Российская Федерация определяется в Конституции как демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор­мой правления (ч.1 ст. 1). Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его территориально-государственного устройства. Определение государства в качестве правового означает, что в организации и деятельности государства превалируют прин­ципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости прав и свобод человека. Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются предста­вительными учреждениями. Утверждение, что российское государст­во является социальным (ч. 1 ст. 7) означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке. Конституционная характеристика государства как светского (ст. 14) означает отделение церкви от госу­дарства, разграничение сфер их деятельности.

В главе «Основы конституционного строя» утверждается принцип разделения власти. Единство всей системы государственной власти предполагает ее осуществление на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя принцип разделения власти, государственные органы разных ее вет­вей осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Этот принцип означа­ет, что ни один государственный орган не вправе выходить за преде­лы полномочий, установленных для него конституцией.

Глава о правах и свободах человека и гражданина следует в новой российской Конституции сразу же вслед за главой об основах кон­ституционного строя. Место этой главы в Конституции свидетельствует о том значении этой проблемы, которое придается ей в нашей стране. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наде­ляется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реа­лизации норм всех отраслей права. В Конституцию включены все права и свободы человека и гражданина, закрепленные в междуна­родных актах. При этом Конституция РФ исходит из их естественного и неотчуждаемого характера; «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Права и свободы признаются Конституцией непосредственно действующими. Это значит, что если человек руководствуется ими, то его поведение является правомерным. Права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи­ваются правосудием (ст. 18). Важно подчеркнуть и закрепленный Конституцией принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации. Каждый гражданин России обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.

Третья глава Конституции закрепляет федеративное устройство страны. Место этой главы в Конституции определяется тем, что рос­сийское государство по форме своего территориального устройства - не простое, унитарное, а союзное, состоящее из государств (рес­публик) и государствоподобных образований, близких по статусу к государству (края, области, города федерального значения, автоном­ная область и автономные округа). Федеративное устройство бази­руется на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, которые во внутрифедеративных отношениях являются равноправными. Федератив­ное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Статьи четвертой, пятой, шестой и седьмой глав Конституции ус­танавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения. На общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, судебную - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван «обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80). Восьмая глава посвящена институту местного самоуправления в РФ.

Первый раздел Конституции завершается главой девятой, регулирующей порядок внесения конституционных поправок и пересмотр Конституции.

Заключительные и переходные положения в Конституции РФ являются ее вторым разделом, имеющим девять частей. В первой части раздела устанавливается, что Конституция всту­пает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, и что одновременно прекращается дей­ствие Конституции (Основного закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, устанавливается, что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ. Во вто­рой части «Заключительных и переходных положений» устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, а в третьей - шестой частях - об осуществлении полномочий Президентом, Правительством и судами Российской Феде­рации в связи с установленными Конституцией их новыми полномо­чиями.