Закон 1244 1 от 15.05 1991 года. Законодательная база российской федерации. Что необходимо для получения выплат

К изменениям в законодательстве на примере Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

С момента принятия Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в него 39 раз вносились изменения федеральными законами. Неоднократно, данный закон был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, а сопутствующие нормативные акты, предметом рассмотрения Верховного суда РФ. Неподъемность закона была отмечена даже в Верховном суде, так судья Верховного Суда кандидат юридических наук Зырянов А.И., отмечал:

«Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был принят только в 1991 году. С тех пор он существенно изменился, неоднократно вводились новые дополнения и изменения, что превратило его в один из самых запутанных актов, работа с которым требует тщательной проработки и знания около ста дополнительных нормативных актов» (из Статьи: Компенсация морального вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Зырянов А.И., «Российский судья», 2005, N 4), КонсультантПлюс).

И действительно за годы существования закона, по данным базы КонсультантПлюс (данные 2015 г.):

Количество нормативных документов, непосредственно посвященных чернобыльской тематике превысило 2000;

из них 45 законодательных актов - 19 федеральных;

675 федеральных нормативных актов, из них 180 нормативных актов Правительства РФ;

5 Постановлений Пленума ВС РФ;

11 Постановлений КС РФ, 264 Определения КС РФ;

386 законопроектов.

Для статистики нормативные документы, с упоминанием о Чернобыльской АЭС составляют:

20449 нормативных актов;

из них 1259 законодательных акта - 198 федеральных;

2915 федеральных нормативных актов;

39 Постановлений ВС РФ;

154 решения ВС РФ об оспаривании нормативных актов из них - 24 по здравоохранению;

20 Постановлений КС РФ, 446 Определения КС РФ;

1567 законопроектов.

Не безынтересно мнение, касающееся и политики замены льгот денежными выплатами, еще одного специалиста в области укрепления законности и правопорядка, Красинского В.В, научного сотрудника НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

«…пример связан с проводимой руководством страны политикой т.н. «непопулярных решений», в основе которой лежит сокращение государственного финансирования социальной сферы за счет переноса на население соответствующих расходов. С этой целью рассмотрим историю появления законодательства о замене льгот на денежные выплаты.

12 апреля 2000 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Законопроект предусматривал отмену или приостановление действия ряда льгот, установленных для ветеранов, пенсионеров, инвалидов вследствие чернобыльской и иных радиационных аварий и общего заболевания лиц, подвергшихся воздействию радиации, жертв политических репрессий, граждан, работающих и проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лиц, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и иных граждан.

В своем обращении от 30 июня 2000 г. к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметил: «...полагаю, что изыскание Правительством Российской Федерации дополнительных средств путем сокращения определенных льгот и социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством, указанным категориям граждан (преимущественно из мало- и среднеобеспеченных слоев общества) и тем самым разрешить финансово-экономические проблемы за счет отказа от предоставления льгот этим гражданам недопустимо. Затрагивая основополагающие правовые гарантии в социальной сфере, данный законопроект существенно ущемляет и ухудшает социально-экономические права граждан и тем самым противоречит статье 55 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина».

Очередная попытка была предпринята в 2001 - 2002 гг. Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" были внесены изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", отменяющие льготы, предоставленные военнослужащим, членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

Взамен льгот указанной категории граждан была установлена ежемесячная 50-процентная денежная компенсация расходов по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установки квартирных телефонов, абонентской плате за пользование телефонами, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами. Порядок выплаты денежных компенсаций, в соответствии с законом, должно было определять Правительство Российской Федерации.

Однако Правительством Российской Федерации не определен порядок выплаты указанных денежных компенсаций, в связи с чем они гражданам не выплачиваются» (из статьи: Качество российских законов (Красинский В.В.) ("Право и политика", 2005, N 5), КонсультантПлюс)).
И еще: «Отметим, что в качестве уловки юридической техники замена льгот на денежные выплаты установлена Законом с удивительно непонятным названием, не имеющим непосредственного отношения к предмету регулирования. См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

«В связи с изложенным у автора есть предложение: раз уж прослеживается стремление государства максимально освободиться от социальных расходов, то зачем лицемерить: давайте исключим из Конституции Российской Федерации положение о том, что Россия является социальным государством» (из статьи: Качество российских законов, Красинский В.В., "Право и политика", 2005, N 5, КонсультантПлюс).

Значительным изменениям подверглись положения статьи (ст. 24) указанного закона, «Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». В результате изъятия из нее положений: о бесплатном обязательном медицинском страховании со специальной базовой программой , содержание статьи носит характер пустой декларации, поскольку и так все граждане Российской федерации, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

А изъятие понятия «либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами» противоречащее многочисленным оценкам медицинских специалистов (в частности: Ростовского государственного медицинского университета; Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Росздрава и др.), практически полностью исключает необходимость присутствия данной статьи в законе,

В результате всех изменений и делегирования большей части своих функций другим законодательным и нормативным актам, бывший Закон прямого действия, выхолощен и, в настоящее время, в основном, стал носить декларативный характер.

И понятно, что нельзя серьезно воспринимать в качестве существенных мер социальной поддержки нижеуказанные рудименты времен СССР, оставленные в законе вероятно для количества при разгроме статьи 14 чернобыльского закона, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ:

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы;

внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы);

внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства;

внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении (дети уже выросли );

преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов. (Это в комментариях не нуждается ).

Изменения внесенные в закон можно разделить на три группы.

1. Нормы отмененные различными Федеральными законами;

2. Нормы изъятые из закона и частично воспроизведенные в других законодательных актах;

3. Отсылочные нормы - делегирующие реализацию прав граждан другим нормативным документам

Все три типа изменений внесенных в Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в разной степени, но все же, ограничивают и умаляют права граждан путем создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина гарантированные статьями 39, 40, 41, 42, частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

А отдельные искусственно созданные нормы, в нарушение части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, вводят различия в правовом статусе, как лиц, принадлежащих к разным социальным группам, инвалидов ЧАЭС и трудувечников различных отраслей промышленности по реализации права на возмещение вреда здоровью, так и внутри социальной группы инвалидов ЧАЭС, тех же прав, по временному признаку.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», создавался в основном, как специальный закон прямого действия, направленный на защиту прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Нормы указанного специального закона были защищены своей статьей 2: «Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними».

Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. N 199-О указал: «В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы». В Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П он уточнил свою позицию, отметив, что «в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posteriori derogat lex priori» («последующий закон отменяет действие предыдущего»), означающее следующее. Даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений ».

Как видно из вышесказанного, никакой другой закон не смог бы наложить запрет на реализацию норм, регламентируемых чернобыльским законом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда значительная часть функций чернобыльского закона или отменена или частично воспроизведена в других законодательных актах, однако нет ни какой гарантии, что делегированные нормы при наличии коллизии, будут реализованы. Кроме того возможна свобода усмотрения заинтересованных лиц в данной отрасли права о нецелесообразности той или иной бывшей нормы чернобыльского закона. А чернобыльский закон ни контролировать, ни влиять на эти процессы не сможет.

Примером такого делегирования, является изъятие из чернобыльского закона и делегирование Налоговому кодексу налоговых льгот, куда они попали почему-то в усеченном виде, после чего появились многочисленные разъяснения структур Минфина, что новым правовым регулированием ряд льгот не предусмотрен.

Если отдельные нормы закона с помощью изъятий и отсылочных норм можно было загнать в различные другие законы, в том числе и в иные отрасли права и благополучно там похоронить (что и было сделано), то реализация норм в возмещение вреда могла быть делегирована только к главе 59 ГК РФ или Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, что было финансово-затратно для бюджета. В связи, с чем был изобретен закон - фантом (Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ ), которым, достаточно оригинальным способом, а именно фиксированными выплатами, была закрыта проблема реализации права на возмещение вреда указанной категории граждан.

И так, в результате многочисленных изъятий и делегирования значительного количества норм в различные законодательные акты и отрасли права, чернобыльский закон лишен функций закона прямого действия. За законом остались функции некоего запретительного барьера, за рамки которого выходить нельзя, что неоднократно подтверждалось при попытках граждан защитить свои права в гражданско-правовом поле. В дружной системе правоприменения, имеет место своего рода законодательная резервация, с запретом выхода за пределы правового поля данного закона.

Не действует Редакция от 18.06.1992

Наименование документ ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Вид документа закон
Принявший орган вс рф
Номер документа 1244-I
Дата принятия 23.05.1991
Дата редакции 18.06.1992
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 15.05.1991 - "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 13.08.92, N 32, ст. 1861)
Навигатор Примечания

ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

Возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть меньше для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию - 10 лет).

Граждане, относящиеся одновременно к двум и более категориям, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым в соответствии со статьями 30 - 37 настоящего Закона и статьями 11, 12 и Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предоставлено право выхода на пенсию по старости (по возрасту) с уменьшением возраста, установленного статьей 10 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", имеют право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста. При этом, если общая сумма уменьшения возраста превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к специальному трудовому стажу, предусмотренному статьями 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии);

назначение пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте, если не оговорено иное;

в иных случаях исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей), не связанной с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащим и их семьям пенсия по случаю потери кормильца назначается в порядке и по нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Им пенсия по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы назначается как пенсия по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, и независимо от общего трудового стажа, в том числе военной службы;

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии семьям по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР") - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

нетрудоспособным родителям независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

учащимся детям до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;

супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца родителям, супругам и учащимся детям граждан, работавших на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, погибших (умерших) вследствие травм, ожогов, лучевой болезни и других заболеваний в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов в связи с чернобыльской катастрофой из числа этих же граждан.

Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

По желанию граждан размер пенсий, назначаемых в соответствии:

с абзацем первым пункта 1 части первой настоящей статьи, может быть исчислен из среднего фактического заработка без ограничения, рассчитанного в соответствии с действовавшими повышающими коэффициентами и кратностью тарифной ставки (оклада) за период работы до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах отчуждения или отселения или на поставарийной эксплуатации Чернобыльской АЭС;

с абзацем вторым пункта 1 части первой настоящей статьи, может быть исчислен из расчета среднего заработка без ограничения как пострадавшим от источника повышенной опасности и независимо от трудового стажа;

с пунктами 2 и 3 части первой и частью второй настоящей статьи, может быть исчислен из фактического денежного содержания (довольствия) без ограничения, увеличенного за период работ до вывода из зоны по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а военнослужащим действительной срочной службы и не имевшим иного дохода, размер которого ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо находившимся на иждивении родителей, размер пенсии может быть исчислен из расчета пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Очередное медицинское переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет;

2) устанавливается надбавка к пенсии в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - не менее 20 лет;

2) устанавливается надбавка к пенсии в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.

Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, устанавливается льготное пенсионное обеспечение на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте "а" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Время указанной работы (службы) включается в полуторном размере в общий трудовой стаж и в трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона:

1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения;

2) переселенным из зоны отселения, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат, надбавок к пенсии и пособий, получаемых до переселения.

Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Примечание. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории в течение этого периода.

Гражданам, указанным в пункте 10 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается исходя из норм, установленных статьей 35 настоящего Закона, пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения.

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

Исчисление среднемесячного заработка для назначения пенсии производится в соответствии с настоящим Законом и Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

По желанию обратившегося за пенсией, среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии может браться за любой период из 12 месяцев работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В случае, если обратившийся за пенсией проработал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за календарные месяцы работы на число этих месяцев. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, среднемесячный заработок для исчисления пенсии подсчитывается в порядке, установленном частью третьей статьи 103 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", без ограничения заработка, из которого исчисляется пенсия, двумя тарифными ставками (окладами).

Раздел V КОМПЕНСАЦИИ ГРАЖДАНАМ ЗА УЩЕРБ, НАНЕСЕННЫЙ ЗДОРОВЬЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за ущерб здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере:

инвалидам I и II групп - пятикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам III группы и лицам, перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - четырехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается единовременная компенсация за ущерб здоровью в размере:

инвалидам I группы - 100-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам II группы - 70-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

инвалидам III группы - 50-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании во ВТЭК единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 100-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, родителям погибшего - в размере 50-кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере двухкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 - 1990 годах, ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.

Компенсация назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 50 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера пенсии, которая установлена для этих граждан настоящим Законом.

Детям, потерявшим кормильца, выплачивается ежегодно единовременная материальная помощь в размере установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Компенсация гражданам за ущерб, нанесенный их здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и семьям за потерю кормильца вследствие этой катастрофы выплачивается независимо от других видов доходов (выплат).

Раздел VI ПРАВА ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СВЯЗИ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФОЙ

Предприятиям, учреждениям и организациям, занятым обслуживанием населения в зонах отселения и проживания с правом на отселение, а также поставляющим в эти зоны продовольствие и иные товары народного потребления, предоставляются в части целевых поставок льготы при уплате всех видов налогов, пошлин и других платежей в соответствующий бюджет в максимальном размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в зонах отселения и проживания с правом на отселение, предоставляется право на:

освобождение от налогообложения средств, выплачиваемых на оздоровление работников и расходуемых на приобретение путевок для оздоровления работников и членов их семей;

первоочередное получение кредитов в государственных финансирующих организациях на осуществление мероприятий по перепрофилированию производства и выпуску чистой продукции.

Любым предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям и физическим лицам ограничение на размер средств, не облагаемых налогом и направленных в виде добровольных пожертвований в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды, устанавливается на уровне 5 процентов облагаемой налогом прибыли (добавленной стоимости), при этом размер налога, исчисляемого при фактически произведенных расходах, уменьшается на сумму указанных пожертвований.

Общественные объединения (кроме политических партий и профессиональных союзов) лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также гуманитарные организации и фонды, в том числе международные, уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительных акций, связанных с чернобыльской катастрофой, освобождаются от уплаты всех видов налогов, пошлин и иных видов отчислений и выплат в соответствующий бюджет, а в части их уставной деятельности, связанной с извлечением прибыли, к ним применяется льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям, организациям общественных объединений, гуманитарных организаций и фондов, указанных в части первой настоящей статьи, налоги, исчисленные при фактически произведенных расходах, уменьшаются на сумму, направляемую в эти общественные объединения, гуманитарные организации и фонды на осуществление их уставной деятельности. Указанные предприятия и организации освобождаются от уплаты таможенных пошлин на импортируемые и экспортируемые товары.

Вклады общественных объединений, гуманитарных организаций и фондов, указанных в части первой настоящей статьи, помещенные в государственные банки Российской Федерации, подлежат индексации путем изменения процентных ставок с учетом индекса цен в порядке, утвержденном Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

Порядок производства продуктов питания и других товаров народного потребления на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, их реализации, а также лицензирования деятельности, связанной с проведением радиационного контроля произведенной продукции, устанавливается органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Гражданам и юридическим лицам, осуществляющим защитные мероприятия на указанных территориях по собственной инициативе и обеспечивающим радиоэкологическую реабилитацию территорий, а также снижение содержания радионуклидов до установленных уполномоченными Правительством Российской Федерации органами уровней и ниже в собственной продукции, в том числе в продуктах питания, компенсируются все фактические затраты, связанные с проведением указанных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Производство и реализация продуктов питания и товаров народного потребления, загрязненных радиоактивными веществами выше уровней, установленных уполномоченными Правительством Российской Федерации органами, запрещаются. В случае поступления указанных продуктов и товаров для реализации они подлежат конфискации местными органами власти.

Лица, виновные в нарушении требований настоящей статьи, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданам и общественным объединениям Российской Федерации гарантируется своевременное получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местностей, в которых они проживают (работают), степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также других требований и условий соблюдения режима радиационной безопасности.

Указанная информация предоставляется учреждениями (организациями), уполномоченными на это Правительством Российской Федерации.

Должностные лица этих учреждений (организаций) несут ответственность за преднамеренное искажение или утаивание информации по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел VII КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЕ И ИЗДАВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ДРУГИХ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Контроль за исполнением настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Российской Федерации осуществляется Верховным Советом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, местными Советами народных депутатов, профессиональными союзами и общественными объединениями граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или принимавших участие в ликвидации ее последствий.

Должностные лица и органы, виновные в нарушении настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним актом законодательства Российской Федерации, несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом юрисдикции судов подлежат:

рассмотрение любого состоявшегося решения или действия должностных лиц (любого уровня), требующегося при реализации настоящего Закона;

определение компетентности должностных лиц (любого уровня) и правомерности принятия любого решения или выполнения любой акции (включая принятие разъяснительных, инструктивных, нормативных и других документов), требующихся согласно настоящему Закону.

Граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации, пользуются всеми компенсациями и льготами, предусмотренными настоящим Законом, независимо от того, являются ли они ее гражданами.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 15.05.91 N 1244-I (ред. от 18.06.92) "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в , определяемом Правительством Российской Федерации.

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 - 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства.

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии ст. 18 «Закона»граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение имеют право, в том числе, на следующие виды социальной поддержки:
- дородовой отпуск женщинам продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения.
- беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере 50 рублей одновременно с пособием по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск РАБОТАЮЩИМ В ЗОНЕ без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в зависимости от времени проживания (работы):
с 26 апреля 1986 года - 14 календарных дней;
со 2 декабря 1995 года - 7 календарных дней;
По смыслу ст. 22 Закона получается, что после выезда граждан за пределы территории зоны проживания с правом на отселение они утрачивают право на меры социальной поддержки (за исключением некоторых, здесь не обозначенных)…
Пособие женщине выплачивается работодателем полностью за счет средств ФСС РФ.
Однако назначить, а, следовательно, исчислить пособие своим работницам обязан работодатель. При наступлении страховых случаев работодатели производят в установленном порядке расчет (назначение) пособий работникам и обращаются за выделением необходимых средств в отделение (филиал отделения) Фонда по месту регистрации. Выделение средств на указанные цели осуществляется отделением Фонда по правилам, предусмотренным Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, на основании соответствующих документов.
Согласно ст.5 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
В обшем я полагаю так: если бы Вы в настоящий момент работали на территории зоны проживания с правом на отселение, то, безусловно бы, имели право на вышеперечисленные виды социальной поддержки. Но, поскольку, в настоящий момент, Вы работаете в в другом регионе и Ваш работодатель будет обращаться за выделением необходимых средств в филиал отделения Фонда ФСС РФ по месту регистрации юридического лица (где не установлены необходимые Вам районные коэффициенты к заработной плате), то Вы не сможете воспользоваться некоторыми, обозначенными выше, видами социальной поддержки. Вопрос еще в том, где Вы будете вставать на учет в женской консультации, а также, в дальнейшем, осуществлять уход за ребенком: у себя - в Брянской обл. или в том регионе, где проживаете? Обратитесь за разъяснениями в ФСС (лично или через своего работодателя).
А согласно ст.14 Закона граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Если Вы относитесь к данной категории граждан, то данные права сохраняются за Вами пожизненно.

"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ

РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

Ю.В. БЕЛЯНИНОВА

Белянинова Ю.В. - юрист, опыт работы около 20 лет, автор многих статей и книг.

Настоящее издание представляет собой комментарий к Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие которого направлено на защиту прав и интересов, Закон также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ

РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

(в ред. Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1,

Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ,

от 11.12.1996 N 149-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ,

от 17.04.1999 N 79-ФЗ, от 05.07.1999 N 127-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001),

от 12.02.2001 N 5-ФЗ,

от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 11.12.2002 N 168-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ,

от 26.04.2004 N 31-ФЗ, от 22.08.2004

N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 02.02.2006 N 20-ФЗ, от 18.07.2006 N 112-ФЗ,

от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ,

от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 26.11.1998 N 175-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ,

от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлением Конституционного

Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П,

Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ,

от 23.12.2003 N 186-ФЗ,

Постановлением Конституционного Суда РФ

от 10.11.2009 N 17-П)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи Закона

Комментарий к статье 1

1. 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины, входящей на тот момент в состав союзных республик СССР, произошла крупнейшая за всю историю ядерной энергетики авария - взрыв и полное разрушение четвертого энергоблока станции. В окружающую среду произошел выброс огромного количества вредоносных радиоактивных веществ, в результате чего огромные территории европейской части СССР, Восточной Европы и Скандинавии были подвергнуты радиоактивному заражению. По количеству погибших и пострадавших в результате аварии и ее последствий катастрофа Чернобыля считается крупнейшей в мире, не говоря уже о причиненном экономическом ущербе и общественно-политическом значении произошедшего. Под воздействием радиоактивного загрязнения оказалось огромное количество людей, более 200 000 человек были эвакуированы со своих мест постоянного проживания.

Настоящий Закон направлен на оказание социальной помощи и поддержки лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, как непосредственно принимавших участие в ликвидации аварии, так и попавших в зону радиоактивного загрязнения. Закон остается актуальным и в настоящее время, так как последствия аварии оказали разрушительное воздействие на здоровье многих и многих поколений людей и, по мнению ученых, будут проявляться в течение двух веков. Приведем несколько цифр с официального сайта Министерства по чрезвычайным ситуациям. В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС загрязненными цезием оказались территории 17 стран Европы общей площадью 207,5 тыс. кв. км. Радиоактивному загрязнению подверглось более 59,3 тыс. кв. км территорий 14-ти субъектов РФ, на которых проживали около 3 млн. человек. Загрязненными вследствие аварии на ЧАЭС оказались более 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда Российской Федерации. В России наиболее загрязненными территориями являются Брянская область (11 800 кв. км загрязненных территорий), Калужская область (4900 кв. км), Тульская область (11 600 кв. км) и Орловская область (8900 кв. км). Были переселены или выехали самостоятельно более 56 тысяч жителей населенных пунктов Брянской области, расположенных на наиболее загрязненных территориях. В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС приняли участие около 200 тысяч россиян. В настоящее время 78,4% ликвидаторов страдают хроническими заболеваниями и имеют третью группу здоровья. В среднем в России ежегодно из 15 тыс. жителей 53 - 56 человек становятся инвалидами, а среди ликвидаторов этот показатель в 5 - 10 раз выше. Среди чернобыльцев - 25 тыс. инвалидов, из которых почти половина - инвалиды II группы.

2. Граждане, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаются в особой социальной поддержке со стороны государства, защита законных прав и интересов указанных лиц должна находиться под постоянным государственным контролем. Данному вопросу и усовершенствованию социальной защиты указанной части населения Правительство РФ уделяет особое внимание. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 637 "О Федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" определяется государственная политика по данному вопросу на указанный период. Помимо вышеуказанной Программы за прошедшее с момента аварии время было реализовано большое количество государственных социальных программ , имеющих аналогичную направленность. Среди основных Программ можно назвать такие, как "Дети Чернобыля", "Жилье ликвидаторам" и т.д.

Помимо мероприятий, предусмотренных государственными программами, усовершенствуется пенсионное, социальное, материальное обеспечение граждан, оказавшихся в зоне воздействия неблагоприятных факторов, а также граждан, принимавших непосредственное участие в ликвидации аварии, меняется система предоставляемых указанным гражданам льгот.

26 апреля считается Международным днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (установлен Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 22 апреля 1993 г. N 4827-1 "Об установлении Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах").

В 2009 году в преддверии указанного дня Государственной Думой было принято Заявление "В связи с 23-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС и Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф", в котором было отмечено, что Государственная Дума РФ и в дальнейшем будет принимать меры по совершенствованию законодательства РФ для предотвращения подобных аварий, а также меры по улучшению условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф.

Большую роль в осуществлении государственной политики играют нормативные документы, устанавливающие нормы радиационной безопасности. Так, 14 августа 2009 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало новые нормы радиационной безопасности - Санитарные правила СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 года. Новые нормы введены в действие с 1 сентября 2009 года. С утверждением новых норм радиационной безопасности утратили силу СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)", которые действовали в течение 10 лет. Принятие новых норм связано с изменением нормативных документов, касающихся радиационной безопасности, и принятием новых стандартов МАГАТЕ. При этом нормативные показатели радиационной безопасности, установленные Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", остались на прежнем уровне. Не изменилась и структура самого нормативного документа, а также и многие установленные ранее критерии. Однако в нормативный документ внесено более 300 изменений, наиболее значимыми из которых являются следующие нормы - изменен единый критерий первичной оценки качества питьевой воды по удельной суммарной альфа- (Aa) и бета (Ab)-активности, которая не должна превышать 0,2 и 1,0 Бк/кг соответственно, а также критерий для выписки пациента из лечебного учреждения после терапии источниками ионизирующего излучения. Вместо норматива в 3 мкЗв/ч на расстоянии 1 метра от пациента в НРБ приведена таблица со значениями остаточной активности радионуклидов в теле и мощности эквивалентной дозы вблизи тела пациента.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе

Комментарий к статье 2

1. Комментируемый Закон, как указано в ст. 1, является основным законодательным актом , определяющим государственную политику в области социальной поддержки граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Большинство иных нормативно-правовых актов при решении вопроса о социальной поддержке данной категории граждан чаще всего носит отсылочный характер.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" действие комментируемого Закона распространяется:

На граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;

На граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах;

На граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также на военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

На граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

На граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

На граждан, проживавших в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);

На граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Также в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, действие комментируемого Закона распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных данным Постановлением.

К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

Непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

Непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

Непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

Личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

Непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

2. За период, произошедший с момента аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с комментируемым Законом и в целях его реализации было издано большое количество законов, нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с чернобыльской катастрофой. С течением времени и по мере изменения социально-экономического положения в нашей стране в нормативную базу, касающуюся данного вопроса, вносились изменения и дополнения. Так, с момента принятия комментируемого Закона изменения в него вносились более 30 раз.

Различные вопросы, связанные с социальной защитой граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, конкретизируются постановлениями Правительства РФ.

Так, Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 946 "О финансовом обеспечении в 2009 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" Правительством определен порядок финансирования расходов на выплату в 2009 году компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который соответствует аналогичному порядку финансирования, установленному в 2007 году Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 872 "О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлен порядок индексации с учетом уровня инфляции размеров выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо вследствие выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших из-за лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой. Необходимо обратить внимание, что в указанный нормативный документ Постановлением Правительства от 7 июля 2009 года N 545 внесены изменения, которые распространяют его действие не на период 2008 - 2010 годы, а на 2009 год и регламентируют, что исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", с 1 января 2009 года осуществляется индексация с применением коэффициента 1,13 размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. N 439 "О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, Правительством РФ установлен Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с комментируемым Законом изменения в указанный Перечень вносятся каждые 5 лет. Так, последние уточнения вносились в Перечень в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2005 г. N 197 "Об изменении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В целях реализации норм комментируемого Закона 3 марта 2007 года Правительством РФ приняты Постановление N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой", а также Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Кроме постановлений Правительства РФ нормативно-правовая база, связанная с правовым положением лиц, подвергшихся радиационному воздействию и пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, складывается из ведомственных приказов, распоряжений и указаний.

Так, Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утверждены Порядок и условия выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н утверждены Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Приказ Министерства юстиции РФ от 8 сентября 2003 г. N 216 устанавливает дополнительные социальные гарантии для работников уголовно-исполнительной системы, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Приказы и разъяснения по вопросам, связанным с социальной поддержкой и социальной помощью лицам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, издаются и другими министерствами и ведомствами.

На этих и других нормативно-правовых актах, регламентирующих правоотношения по оказанию социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, более подробно мы будем останавливаться в процессе комментария статей Закона.

Статья 3. Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки