Венеция санта мария делла салюте. Церковь санта-мария-делла-салюте в венеции. Санта Мария делла Салюте на карте

Церковь Санта - Мария - делла - Салюте в Венеции является памятником архитектуры, хранящем память о погибших от чумы венецианцах. Она была возведена уже после того, как эпидемия болезни миновала Венецию в 1681 году и олицетворяла благодарение Богоматери за спасение от этой смертельной болезни. Слово «salute», с итальянского переводится как «здоровье, спасение».
Церковь Санта - Мария - делла - Салюте расположена на берегу Великого канала. Район Дорсодуро, где располагается церковь, является самой южной частью Венеции. Через Великий канал из района Дорсодуро можно перейти по Мосту Академии в район Сан-Марко. Район пересекает канал Джудекка. Через него на противоположную сторону – остров Джудекка – можно переправится на вапоретто.

Архитектура .

Здание Церкви Санта - Мария - делла - Салюте в Венеции выполнено в стиле барокко. Оно имеет восьмигранную форму, увенчанную огромным куполом, который поддерживают мощные колонны. Купол лежит на барабане, в каждой грани которого имеются по два обрамленных арками окна.
Две небольшие колокольни украшают другой, меньший по размеру купол, венчающий пресвитерий и алтарь церкви. По периметру Церкви расположены капеллы. Всего их шесть. Одна капелла посвящена Антонию Падуанскому, который считается покровителем бедняков и путешественников. Капелла украшена работами Тициана. Остальные капеллы церкви, посвящены Деве Марии и украшены работами Луки Джордано и Пьетро Либери. Внутри здание церкви украшают художественные произведения Тинторетто и Тициана, а также скульптуры из мрамора Джусто Ла Корте, изображающие Деву Марию и чудо исцеления города от болезни. Центральный алтарь украшает изображение Девы Марии с младенцем.
Здание Церкви Санта - Мария – делла - Салюте является творением архитектора Бальдассаре Лонгена. Архитектор владел тайными знаниями Кабалы, именно поэтому в церкви большое количество разных кабалистических знаков и символов.

Туристу на заметку .

Церковь Санта - Мария - делла – Салюте в Венеции открыта для посещения ежедневно с 9:00 до 12:00 и с 15:00 до 18:00. Службы проводятся в воскресенье и праздники в 11:00, а с понедельника по пятницу – в 16:00.
Добраться до Церкви от железнодорожного вокзала Венеции можно вапоретто №1, который следует вдоль Гранд Канала. Или вапоретто №82 от Площади Рима в Венеции. На этой площади для туристов, путешествующих личным автотранспортом, есть несколько небольших парковок.
Для оплаты услуг вапоретто удобнее всего приобрести специальный проездной билет, дающий возможность пользоваться как вапоретто, так и автобусами компании ACTV. Такой билет также дает возможность бесплатно посетить десять музеев Венеции.

Окрестности .

Вечером и ночью с набережной Венеции, не далеко от которой расположена Церковь Санта – Мария – делла – Салюте можно полюбоваться видом на Церковь Святого Спасителя. А ежегодный праздник, который проводится здесь в конце июля в честь Спасителя, завораживает своими красками и салютами. В западной части района Дорсодуро расположена художественная галерея – Академия (Galleriadell’Accademia). Здесь собраны уникальные образцы венецианской живописи 13-18 в. До галереи и моста Академии можно добраться вапоретто. В двух кварталах от Церкви Санта – Мария – делла – Салюте в Венеции расположена Галерея Пегги Гуггенхайм с огромной коллекцией произведений искусства. Недалеко от церкви расположен Мост Вздохов, соединяющий Дворец дожей и тюрьму. По нему в средние века водили осужденных, вздохи которых и дали название мосту. В районе церкви расположены также Палаццо-Дарио и Палаццо-Корнер.

Чем знаменита церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции (фото) и почему 21 ноября проводится праздник Феста делла Салюте. Санта-Мария-делла-Салюте на карте Венеции.

Венеция никогда не была религиозным центром Италии, это скорее столица красоты, романтики, любви. Но и в ней нашлось место прекрасным церквям, на которых оттачивали свое мастерство венецианские архитекторы. Самой прекрасной, яркой и неординарной церковью можно назвать базилику Санта-Мария-делла-Салюте. Она же считается самым крупным купольным храмом города на воде.

В Санта-Мария-делла-Салюте можно увидеть картины Тициана, а также полотна «Давид, убивающий Голиафа», «Жертвоприношение Авраама», «Сошествие Святого Духа», и «Каин и Авель».

Эпидемия чумы

Вот уже более трех с половиной столетий оригинальное здание церкви Санта-Мария-делла-Салюте украшает юго-восточную часть Гранд Канала. И кто бы мог подумать, что этот идеал архитектурной красоты принесет в город эпидемия чумы . Да, как говорится, нет худа без добра.

Вот и в начале 17 века Венецию поразила эта страшная болезнь — свирепая и безжалостная чума. Люди гибли один за другим, и тогда члены городского Сената дали обет святой Деве Марии, что если смертоносная болезнь отступит, построить большую роскошную церковь в честь Богоматери.

Эпидемия и правда покинула город, унеся с собой около ста тысяч жизней, что составляло больше трети городского населения. А сенат приступил к исполнению обещания.

Строительство Санта-Мария-делла-Салюте

Санта-Мария-делла-Салюте - главное украшение Большого канала

Фото: Санта-Мария-делла-Салюте (Santa Maria della Salute)

Был объявлен конкурс на лучший проект, в ходе жаркого творческого состязания победу в нем одержал молодой архитектор Бальдассаре Лонгена. В 1631 году началось строительство, но законченный вид церковь Санта-Мария-делла-Салюте приняла лишь в 1682 году.

Строительным работам мешали то оседающий грунт, то стены, не готовые к весу огромного центрального купола. Приходилось идти на различные архитектурные уловки и на ходу корректировать проект. Только на один фундамент понадобилось больше миллиона деревянных балок, большинство из них ушло на сооружение и установку свай. В результате, к тому времени, когда церковь наконец-то открыли и освятили, ее создателя уже не было в живых. Но имя его навсегда осталось в памяти венецианцев, благодарных за поистине грандиозную работу.

Церковь Санта-Мария-делла-Салюте получилась на редкость изящной, в классических традициях Венеции, где каждое здание как игрушка.

Изящное восьмигранное строение в барочном стиле с огромным белым куполом украшали маленькие башни, шесть капелл и две небольшие кампаниллы. Второй купол, меньшего размера дополнял архитектурную композицию. Главный фасад и семь второстепенных декорированы тимпанами, пилястрами.

Интерьер и живопись

В Санта-Мария-делла-Салюте можно увидеть фрески и полотна великих мастеров

Интерьер Санта-Мария-делла-Салюте возглавляет центральный алтарь работы того же Лонгены, на котором изображена Мадонна с младенцем. Слева от нее нарисована аллегорическая фигура Венеции, а справа запечатлен образ той самой чумы, которую Дева Мария изгнала из города. Над алтарем помещена икона Божьей Матери в византийском стиле, перекочевавшая сюда из базилики святого Тита, что на острове Крит.

Здесь же хранятся алтарные образы, написанные Лукой Джордано. Это росписи «Введение Девы Марии во храм», «Рождество» и «Вознесение».

Живопись вообще является центральной темой в декоре Санта-Мария-делла-Салюте. Стены церкви украшают и картины Тициана, на которых художник изобразил евангелистов. Но самыми известными, из выставленных здесь полотен, являются работы на библейские сюжеты. Это картины «Давид, убивающий Голиафа», «Жертвоприношение Авраама», «Сошествие Святого Духа», и «Каин и Авель».

Отметился в церковном интерьере и великий Тинторетто своей работой «Брак в Канне». Из скульптуры в церкви хранятся статуи, созданные Джусто Ла Корте.

Праздник Феста делла Салюте

Большой канал на закате

В названии церкви отразилась благодарность венецианцев за чудесное спасение — «салюте» означает «спасение», другое значение этого слова — «здоровье».

Венецианские церкви времен чумы. Санта-Мария делла Салюте. January 27th, 2016


Эта церковь с двумя куполами, которая стоит на набережной Большого канала в районе Дорсодуро почти напротив площади Святого Марка, видна практически отовсюду. Самое замечательное, что это одна уникальная барочная церковь на фоне бесконечного ряда готических вариаций, наполняющих главные острова Венеции. Как водится. после каждой эпидемии чумы, уносившей по сто тысяч населения, благодарные венецианцы воздвигали помпезные храмы в честь высших сил, совершихших то, к чему оказались неспособны врачи. Ну, вот эта самая примечательная из всей этой серии.



Ну, вот таков ее общий вид, и с этого ракурса очень хорошо заметна ее странная архитектура. Но сперва немного истории. В 1630-31 годах в Венеции бушевала очередная эпидемия чумы, занесенная с материка. Как ни старались венецианцы защитить себя от эпидемий (окружающие острова использовали в качестве карантинных лагерей), рано или поздно инфекция попала в город. Надо учитывать, что в то время о существовании микробов еще не знали, и единственным предположением о катализаторах эпидемии считали отравленный воздух. Все это закончилось довольно плохо, потому что больных не только не лечили, но и вообще не соблюдали правил гигиены. Защитой почему-то полагали горящие костры, очищающие воздух, и ношение масок с длинными носами, в которые вставляли фильтры, т н маски "чумных докторов". Ну, понятно, какой это было защитой от чумы на самом деле.


Эта чума унесла около ста тысяч жизней была одной из самых страшных эпидемий в истории Венеции. В 1631 году эпидемия внезапно закончилась - просто был выбран процент всех чувствительных к бактерям и остались люди, обладавшие повышенной резистентностью или имевшие прививку в виде легкой инфекции. Умерло больше трети населения города, и спасшиеся горожане решили построить на Дорсодуро храм благодарности Деве Марии, который так и назвали Санта-Мария делла Салюте, т е Дева Мария Исцеляющая.

В 1631 году архитектор, очень молодой тогда Бальтазар Лонгена спроектировал и после одобрения Советом и дожем, начал строительство храма победы над эпидемией. Набережная не могла выдержать такого массивного сооружения, и чтобы собор не сполз в море, в фундамент было забито более 1 миллиона (!!!) балок. Из них 100 тысяч было забито в дно канала вокруг набережной собора.


То есть сейчас мы видим одно из самых укрепленных в истории Венеции сооружений. Ни одно из окружающих его зданий не может похвастаться такой устойчивостью.


Несмотря на то, что в трате средств не скупились, строительство собора заняло более полувека, и тянулось почти до самой смерти архитектора, до 1891 года. Освящен собор был уже после его смерти. Лонгена был похоронен тут же, в своем главном сооружении, прославившем Венецию. Тут же сооружен алтарь по его собственному проекту.


Собор, в самом деле, необычен, и стал визитной карточкой Венеции, потому что ни один самый известный, открыточный ее вид, без него не обходится.


Собор был построен в форме восьмигранника, что нарушало тогдашние правила строительства церквей, но зато позволяло встроиться в среду и не занимать слишком большую площадь и без того узкого острова.


Собор удалось впишнуть без особого разрушения окружающих зданий, и если сейчас обойти площадь вокруг храма, то можно заметить, насколько отличаются от него по возрасту все остальные дома вокруг.


Над главным залом собора сооружен один огромный купол высотой 60 метров, над алтарем второй, поменьше. Вход в собор был оформлен в виде Триумфальной арки традиционной классической архитектуры. чего прежде не было в Венеции, а остальные грани восьмигранника изображали стены и элементы той же арки.


В соборе шесть огромных капелл, это легко сосчитать по элементам конструкции снаружи. Все строго симметрично, и бросается в глаза тщательная проработка замысла, в отличие от прежних, средневековых конструкций. Это был век торжества рациональности, разума и точных рассчетов, идей Френсиса Бэкона и вычислений Паскаля. И первый опыт такой архитектуры в Венеции.


Это сильно контрастировало с принятыми в Венеции прежними архитектурными нормами. Но считалось, что даже в этом разум победил чувства.


До сих пор хорошо видно, насколько отличается остальной мир от этого собора, особенно на фоне проплывающих до сих пор гондол с пассажирами.


Переулки вокруг собора совсем скромные, и только подчеркивают его мощь.


А с другой стороны к нему подходит близко мост Академии, построннный через 150 лет. Но это совсем иная эпоха, когда Венецию временно победил Наполеон.

Адрес: Santa Maria della Salute,
Fondamenta Salute, 30123 Venezia.
Время работы: с 09:30 до 18:00, ежедневно.
Остановка: Fondamente Nove.

В Венеции просто невероятное количество интересных и красивых мест! Одним из таковых является и собор Санта-Мария-делла-Салюте - его называют красивейшим храмом Венеции. Одновременно с этим данный соборный комплекс еще и крупнейший храм красивейшего города Италии, увенчанный куполом. Расположен он в южной части Гранд Канала: через водную преграду отсюда можно увидеть величественный Дворец дожей.

История создания

В 1630-1631 гг. Венеция страдала от сильнейшей эпидемии чумы - тогда недуг охватил одну треть жителей города. Власти в отчаянии молили небеса о помощи - и она было дарована. В честь чудесного спасения от эпидемии венецианскими дожами было принято решение построить храм. Он должен был восславлять избавительницу Республики - Богоматерь или Деву Марию.
Конкурс на лучший проект собора выиграл архитектор Бальдассар Лонгена. По его чертежам строительство велось более 50 лет и закончилось только в 1682 году - когда сам специалист уже почил. Длительный срок постройки объясняется сложностью и массивностью здания. Кроме того, неудобная почва постоянно оседала - для предотвращения этого было использовано более миллиона деревянных балок в качестве опор. Громадный же купол давил на стены - и те не выдерживали. Во время строительства проект меняли несколько раз, поэтому архитектор так и не увидел бы своей оригинальной задумки!

Архитектура

Храм Санта-Мария-делла-Салюте возведен в барочном стиле и считается самым гармоничным и изящным в Венеции. Главный вход представляет собой арку. Фасад оригинально украшен множеством архитектурных элементов, в том числе скульптурами. Из них стоит выделить три: непосредственно Девы Марии, крестителя Иоанна и архангела Михаила.
Форма самого собора приближена к восьмигранной. Конструкция купола специально разработана с целью облегчения нагрузки на стены - он стоит на "барабане" с количеством ребер равным 15. В каждом ребре прорезаны окна с арками. Над алтарем также находится маленький купол.

Внутренний интерьер собора

Простор внутри церкви обусловлен мастерством архитекторов. Несмотря на массивность купола и всего строения, интерьер не давит на посетителей. Колонны внутри собора переходят в пилястры, поддерживающие купол - его высота составляет 60 метров. Вокруг базилики равномерно расположены шесть капелл, а пол храма выложен гармоничными кругами.
Главное место в интерьере занимает алтарь, изображающий традиционную Деву Марию с сыном. Он принадлежит руке автора всего собора - Бальдассара Лонгена. Слева и справа от алтаря находятся скульптурные изображения города и Девы Марии, которая спасает Венецию от чумы. Непосредственно над алтарем можно увидеть красивую икону Девы Марии, которая была доставлена в Венецию с Крита.
Из объектов искусства внутри храмового сооружения стоит выделить картину Тинторетто "Брак в Кане", образы над алтарем руки Луки Джордано, картины Тициана и изображения библейских сюжетов разных художников. В целом же практически весь интерьер собора представляет собой разнообразные картины.
В 2010 году в храме произошло бедствие - пожар. При тушении его пострадали три картины, в частности работа Тициана "Давид и Голиаф". Изображения оказались "затоплены", однако теперь вернулись в собор после тщательной реставрации.

Феста делла Салюте

По завершении строительства храма в Венеции начали праздновать спасение от чумы. С тех пор каждый год 21 ноября - тогда город и был избавлен от болезни - канал между собором Санта-Мария-делла-Салюте и Дворцом дожей полностью заполняется гондолами. Они образуют понтонный мост, по которому к храму двигаются прихожане. Тогда же, 21 ноября, католики празднуют "Введение в храм Пресвятой Богородицы".

Путеводитель по Венеции на нашем сайте.

Единственный в мире город, стоящий на воде, Венеция очаровывает своих гостей красочными архитектурными шедеврами. Здесь каждое здание и сооружение - это живая история. Согласно статистическим данным, в пересчёте на количество проживающих жителей в городе построено больше храмов, чем в любом другом европейском уголке. Это неудивительно, ведь венецианцы очень набожный народ. Испокон веков воздвигнутые базилики являлись квинтэссенцией богатства и власти Венецианской республики. В районе Дорсодуро, где воды бассейна Сан-Марка вливаются в устье Гранд-канала, возвышается великолепная купольная святыня - Собор Санта-Мария-делла-Салюте. Базилика считается одним из главных религиозных символов Венеции. Храм построен в лучших традициях венецианско-барочного стиля и посвящён пресвятой Деве Марии.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В XVII веке население Венеции подверглось нашествию чумы. Медицина средневековой Европы ещё не познала природу микробной палочки, вызывающей эту болезнь, поэтому венецианцы предполагали, что всему виной отравленный воздух. Основными мерами защиты от чумы являлись карантинные лагеря для кораблей, стоящих на рейде в лагуне, а также маски с длинными носами. Такие методы защиты от инфекции носили чисто психологический характер и не приносили эффекта. Ужасная пандемия унесла более 100 000 человеческих жизней.

Многие считали, что кошмарная инфекция это небесная кара, посланная наказать венецианцев за людские грехи. Согласно преданию, правительство Венецианской республики от безысходности и отчаяния дало обет пресвятой Деве Марии. Было обещано, что если она поможет избавить Венецию от страшной болезни, то в честь неё будет воздвигнут величественный собор. В результате произошло чудо - чума отступила. Для высшей знати наступил час выполнить свои обязательства, данные небесным силам.

Большой Совет во главе с дожем Николо Контарини провели конкурс на лучший проект будущего храма. Автором шедевра был избран выдающийся зодчий того времени – Бальдассаре Лонген. Молодой архитектор с энтузиазмом приступил к возведению необыкновенной церкви. Перед ним поставили задачу построить достаточно вместительную святыню, чтобы члены привилегированных общин, богатые купцы и простые венецианцы могли поклониться и помолиться. Главная идея архитектора заключалась в том, чтобы храм был увенчан огромным куполом. Таким образом, предполагалось показать, как Дева Мария защищает Венецию этой полусферой от чумы.

Основной проблемой для строителей была ограниченность участка, где планировалось возведение церкви. По замыслу зодчего основание святыни должна быть в форме восьмиугольника, чтобы вместить наибольшее количество прихожан. Слабый грунт требовал дополнительного укрепления. Для упрочнения оседающей почвы установили более миллиона деревянных свай. Известняк и кирпичи, покрытые мраморной стружкой, являлись основным кладочным материалом на строительство храма. Возведение церкви длилось на протяжении полувека. Зодчий Лонген не дожил до официального освящения базилики. Стройка окончательно была завершена в конце 1681 года.

Архитектура и внутреннее убранство собора

Санта-Мария-делла-Салюте поражает своим внушительным размером и изысканной архитектурой, выполненной в стиле барокко. Базилику отделяют от воды Гранд-канала мраморные ступени невысокой лестницы. Конструкция храма довольно необычная для традиционного зодчества религиозной Венеции. Восьмиугольное здание увенчано огромным медным куполом высотой 60 метров, который опирается на большие столбы, окружённые шестью капеллами. Издали сооружение выглядит очень грандиозно. Днём под лучами солнца мрамор сияет, а ночью стены отражают воды канала. С южной стороны церкви сделана пристройка, образующая апсид, в которой расположен главный алтарь. Его венчает купол только меньшего размера. Позади сооружения высятся две колокольни.

Между рёбрами многогранной кровли находятся 15 арочных окон, благодаря которым внутренний объём храма днём наполняется светом. Фасад собора украшен карнизом, контрфорсами, колоннами, барельефами и беломраморными статуями. Главный вход в храм построен в виде триумфальной арки, окаймлённой скульптурами Богородицы, архангела Михаила, Иоанна Предтечи, ветхозаветных царей и пророков.

Просторный и светлый внутренний зал оформлен арочными перекрытиями, которые поддерживаются пилястрами. Роскошное внутреннее убранство поражает своим величием и красотой. Пол покрыт мраморной плиткой, образующей замысловатые концентрические круги. Главной концепцией святилища является насыщенное декорирование капелл художественными панно, изображающие религиозные сюжеты, скульптурами и колоннами с барельефами на помосте.

Основная религиозная композиция собора находится в главном алтаре. Здесь установлена икона «Мадонна дела Салюте», вывезенная с острова Крит в 1670 году во время войны Венецианской республики с Турцией. Образ заключён в мраморное обрамление. Над иконой расположены небольшие статуи, создающие собой сюжетную линию в аллегоричной форме. Венецию символизирует молодая девушка, которая взывает о помощи Мадонну с ребёнком на руках. Справа от них можно увидеть пожилую женщину в лохмотьях, олицетворяющую чуму, которая стремглав убегает от маленького ангела. Данную скульптурную композицию создал известный мастер Джусто Лекур в 1674 году.

Базилика восхищает обилием произведений великого венецианского живописца Вечеллио Тициана. Его изумительные полотна на библейские темы украшают свод огромной ризницы. Это такие картины, как: «Каин и Авель», «Давид и Голиаф», «Жертвоприношение Авраама». Особого внимания заслуживает один из самых ранних его шедевров, написанный в 1510 году - «Святой Марк на престоле». Художник талантливо изобразил сцену мольбы врачей, обращённой к апостолу Марку, о спасении от чумы святых Роха и Себастьяна, являющимися покровителями тяжелобольных людей. Главное панно Тициана, которое украшает святыню - «Сошествие Святого Духа на апостолов». Картина расположена в главном алтаре.

Базилика хранит три уникальных алтарных образа работы неаполитанца Луки Джордано: «Вознесение Девы Марии», «Рождество пресвятой Богородицы», «Введение Девы Марии в храм». Данные росписи он создавал по собственным фантазиям за довольно-таки короткие сроки, за что получил прозвище «Лука, работающий быстро». Искусная работа Якопа Тинторетто «Брак в Кане Галилейской» непременно привлечёт внимание посетителей храма. Полотно описывает брачный пир по мотивам евангельского сюжета. На заднем плане картины во главе стола восседает Христос, превративший воду в вино. Художник выдвигает вперёд образы водоносов, которые обслуживают гостей.

Интересные факты о Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции

На протяжении более трёх веков, ежегодно 21 ноября в Венеции происходят знаковые события. В этот день в базилике Санта-Мария-делла — Салюте осуществляется торжественное богослужение в честь памяти о чудесном избавлении от эпидемии чумы и благодарственная месса Деве Марии за спасение от смертельной пандемии. Удивительное зрелище можно наблюдать возле храма. Перед святыней собираются гондолы и лодки, которые должны образовывать проход через Большой-канал к площади Сан-Марко для шествия паломников.

В 2010 году в одном из помещений собора вспыхнул пожар. Огонь перекинулся в основной зал. Во время спасательных мероприятий пожарных, водой была повреждена исключительно только одна картина - «Давид и Голиаф». В короткие сроки панно Тициана было отреставрировано.

Где находится и как добраться до Санта-Мария-делла-Салюте

Собор Санта-Мария-делла-Салюте возвышается в районе Дорсодуро. Этот остров Венеции омывается водами Гранд-канала и бассейном лагуны. Храм расположен напротив района Сан-Марко. Добраться до собора можно на вапоретто (маршрут №1). Водный автобус доставит туристов прямо на причал к подножию мраморной лестницы, ведущей в собор. Также имеется возможность дойти до базилики пешком. Для этого нужно перейти Большой-канал по мосту Академика, который соединяет острова Сан-Марко и Дорсодуро. Купол собора Санта-Мария-делла-Салюте виден издалека со всех концов города.