Термин вертикальная мобильность. Виды социальной мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная

Вертикальная социальная мобильность — это изменение субъектом (личностью, или группой) своего социального статуса, при котором происходит повышение уровня доходов, образования, престижа и власти. Более детально о социальной мобильности мы рассказывали в курсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» .

Примеры вертикальной социальной мобильности

В обществе всегда были люди, которые очень быстро делали карьеру, или становились мультимиллионерами. Как им это удавалось? Только ли с доходом связана вертикальная социальная мобильность?

Вот вам своеобразный хит-парад таких людей.

Наталья Касперская – 1966 года рождения, соучредитель кампании Лаборатория Касперского.

Начала свой жизненный путь Наталья как все советские ребята: с поступления в институт. Она окончила Московский институт электронного машиностроения по специальности «Прикладная математика». В 1993 году стала продавцом программного обеспечения. Затем – менеджером в этой же компании. Потом надавила на мужа – Евгения Касперского – , чтобы открыть свою компанию – Лабораторию Касперского.

Стала ее соучредителем. Однако в уставных документах компании не было прописана ее доля. В результате в 2011 году она, развелась с мужем и ушла с поста председателя совета директоров Лаборатории Касперского. Все свое время Наталья посвятила своей компании InfoWatch. Компания сегодня является лидером в корпоративной защите информации.

Ну к примеру, не нравится вам, что ваши сотрудники в рабочее время пользуются своей почтой, а не корпоративной. Кто знает, может они сливают информацию конкуренту? Вот тут-то вам и понадобятся услуги InfoWatch по обеспечению информационной безопасности Вашей компании.

Таким образом, Наталья Касперская c делала головокружительную вертикальную социальную мобильность по всем четырем параметрам: доход (состояние 230 млн. долларов), власть (управляет своей компанией), престиж (признанный эксперт мирового уровня в области защиты информации), образование (высшее специалист по математике, бакалавр в области ведения бизнеса).

Павел Дуров – основатель социальной сети «Вконтакте»

Наверное каждому молодому программисту хочется изменить мир до неузнаваемости — хакнуть нормальность. Павлу Дурову это удалось! Кстати, прочитай .

Павел родился 10 октября 1984 года в Ленинграде в семье доктора филологических наук. С 11 лет увлекался программированием. То есть его отец мог позволить себе дать сыну компьютер в пользование.

После школы Павел стал обучаться на филологическом факультете, одновременно учась в на военном факультете по специальности «Психологическая война». Заодно обучался на военной кафедре. За время учебы Павел несколько раз стал стипендиатом Президентской и потанинской стипендий.

По ходу обучения создал несколько проектов для облегчения жизни студентов: проект по рефератам и пр. Однажды его знакомый приехал со стажировки в США и рассказал Паше про facebook.

Идея была переработана для российских реалий и в 2006 году в тестовом режиме был запущен сайт Студент.ру, который затем был переименован во «Вконтакте». В 2007 году в новую социальную сеть ходило уже 2 млн. человек. Сразу посыпались предложения купить проект Дурова. Но все предложения были отклонены. Только в 2008 году Павел стал монетизировать ресурс. Тогда там уже было 20 миллионов пользователей.

Вскоре личное состояние Павла Дурова было оценено журналом Forbes в 7,9 миллиардов рублей (прим. 263 миллиона долларов). В 2012 году начался прессинг со стороны властей на социальную сеть «Вконтакте» из-за дела Навального. В результате свою долю акций (12 %) основатель социальной сети продал своему другу, а сам мультимиллионер Павел Дуров уехал в США. Говорят, сейчас вернулся и живет в России.

Хотя вряд ли. Сейчас Павел развивает свой новый проект Telegram, где можно абсолютно бесплатно обмениваться сообщениями, и файлами [внимание!], объемом до 1 гигабайта. Причем сообщения шифруются и, по заявлениям Дурова, их никто не может расшифровать, даже сами разработчики. Кстати, в 2015 году стало известно, что этим сервисом, возможно, пользуются террористы. На такие выпады в адрес своего проекта Павел заявил, что террористы итак найдут, где общаться.

Таким образом, Павел Дуров сделал ошеломительную вертикальную социальную мобильность сразу по всем параметрам: доход (возрос в миллиарды раз), престиж (культовое лицо в рунете и не только), власть (власть на аккаунтами 70 миллионов пользователей), образование (СПбГУ закончил с красным дипломом, диплом из вуза до сих пор не забрал).

Сейчас в Сети много мнений по поводу того, украл ли Дуров идею Facebook или не украл. Лично моя позиция такова, что конечно похожие элементы в навигации есть. Но лично я больше всего сижу вконтакте. Facebook сложен, непонятен, постоянные письма на мой почтовый ящик меня убивают («Привет, у тебя новое сообщение», «Привет, мы скучаем без тебя», «У вас новое уведомление»). Меня это бесит. А вас?

Татьяна Бакальчук — пример вертикальной социальной мобильности

Татьяна была обычным учителем английского языка. В 2004 году в связи с рождением ребенка она осознала, что средств на жизнь просто не хватает. Она придумала перепродавать немецкую одежду с наценкой. Поначалу они с мужем просто заказывали одежду из немецких каталогов Otto и Quelle, а затем перепродавали с наценкой. Поначалу это были знакомые.

Выражаясь советским языком, Татьяна стала спекулянткой. Но сегодня куда не плюсь – одни спекулянты. Поэтому мы назовем Татьяну не спекулянткой, а вполне оригинальной bisneswoomen. Затем, очевидно, она уговорила мужа вложиться в создание своего небольшого Интернет-магазина немецкой одежды.

Сегодня ее магазин Wildberries имеет выручку 7 миллиардов рублей. Состояние самой Татьяны журнал Forbes оценивает примерно в 330 млн. долларов.

Таким образом, Татьяна Бакальчук по характеру и скорости социальной мобильности встала вровень с Павлом Дуровым: она имеет высшее образование (учитель английского), имеет крайне высокие по российским меркам капитал, имеет власть над своим собственным брендом и Интернет-магазином одежды, где покупают вещи миллионы посетителей, само собой имеет высокий престиж, так как включена в списки журнала Forbes .

Продолжение следует…... , чтобы не пропустить продолжение!

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков- инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение- принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

В этой главе мы рассмотрим сущность, причины, типологию, механизмы, каналы социальной мобильности, а так- же факторы, влияющие на нее.

Классификация мобильности.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы„которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрнпоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно проложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус? (Попробуйте сначала разобраться в этом самостоятельно, а потом прочитайте главу до конца.)

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50 - 70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры в доказательство данного тезиса.)

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества - экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограниченна в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а переход из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

Обратимся теперь к конкретным видам и типам мобильности.

ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г.н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

Социальные революции;

Иностранные интервенции, нашествия;

Межгосударственные войны;

Гражданские войны;

Военные перевороты;

Смена политических режимов;

Замена старой конституции новой;

Крестьянские восстания;

Междоусобная борьба аристократических родов;

Создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3.4. Индивидуальная мобильность:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство объясняется тем, что обе страны - индустриально развитые державы, а различия объясняются своеобразием политического режима правления. Так, исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих и в США, и в России происходят из рабочих; и в США, и в России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

Подтверждается и другая закономерность: на социальную мобильность в обеих странах наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности служащих. Хотя второму могут помогать родители.

Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники - иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означает следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70 - 80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность - перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П.Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Так, поднимаются из рабочих в верхний - средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитания;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Вспомните других литературных персонажей, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)

Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться вверх сложнее, чем мужчинам. Часто они повышают свой социальный статус лишь благодаря вы- годному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, женщины такой ориентации выбирают те профессии, где вероятнее всего найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или места работы? Приведите примеры из жизни или литературы, когда замужество выступало в роли "социального лифта" для женщин незнатного происхождения.

В течение советского периода наше общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. В конце этого периода мобильность замедлилась, но в 90-е годы снова возросла.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира по темпам социальной мобильности.

Структурная мобильность

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация связана не только с межклассовыми, но и с внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале ХХ века преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы в развитых странах 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. таких осталось 20%.

По мере того, как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная

мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов. Количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных обществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализации и от фабрики к офису - на поздних. Сегодня в развитых странах свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10 - 15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокращались вакансии рабочих специальностей и расширялись в сфере управления. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее, количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь. Это стало возможным благодаря доступности для рядовых американцев высшего образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация завершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказаться на характере социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции - выходцев из рабочих и крестьян - составляет одну треть, а в бывших социалистических странах - три четверти. В странах типа Англии, давно прошедших стадии индустриализации, доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах эта доля очень высока и достигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два противоположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя - слой высших руководителей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных рабочих - слои, заполняющие самую престижную и самую не престижную сферы деятельности. (Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос "почему?")

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная стратификация - это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. У различных авторов понятие страты нередко заменяется иными ключевыми словами: класс, каста, сословие. Употребляя далее эти термины, мы будем вкладывать в них единое содержание и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравенства мог быть различным. Необходимо было вычленить те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.

К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия. Вот почему М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического - отношение к собственности и уровень доходов - он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям)

Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется такой важной особенностью социальной жизни как ее нормативно-ценностное регулирование. Благодаря последнему на "верхние ступени" социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а также функционирующим в обществе нормам и законам.

Выделение у М. Вебера политических критериев стратификации выглядит еще недостаточно аргументированным. Более четко об этом говорит П. Сорокин . Он однозначно указывает на невозможность дать единую совокупность критериев принадлежности к какой-либо страте и отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической. Собственник, обладающий большим состоянием, значительной экономической властью, мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессионально престижной деятельностью. И, напротив, политик, сделавший головокружительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что тем не менее не мешало ему вращаться в кругах высшего общества.

В дальнейшем социологами предпринимались неоднократные попытки расширить число критериев стратификации путем включения, например, образовательного уровня. Можно принимать или отвергать дополнительные стратификационные критерии, но видимо нельзя не согласиться с признанием многомерности этого явления. Стратификационная картина общества многопланова, она состоит из нескольких пластов, не совпадающих полностью друг с другом.

В 30-40-е годы в американской социологии была предпринята попытка преодолеть многомерность стратификации путем предложения индивидам самим определить свое место в социальной структуре.) В исследованиях, проведенных У.Л. Уорнером в ряде американских городов, стратификационная структура была воспроизведена на основе принципа самоидентификации респондентов с одним из шести классов на основе разработанной автором методики. Данная методика не могла не вызвать критического отношения в силу дискуссионности предложенных критериев стратификации, субъективизма респондентов и, наконец, возможности эмпирические данные по нескольким городам представить как стратификационный срез всего общества. Но такого рода исследования дали другой результат: они показали, что сознательно или интуитивно люди ощущают, осознают иерархичность общества, чувствуют основные параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

Тем не менее, исследование У. Л. Уорнера не опровергло утверждение о многомерности стратификационной структуры. Оно лишь показало, что разные виды иерархии, преломляясь через систему ценностей человека, создают у него целостную картину восприятия этого социального феномена.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, а также по некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов. После определения оснований стратификации перейдем к рассмотрению ее вертикального среза. И здесь перед исследователями встает проблема делений на шкале социальной иерархии. Иными словами, сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полным. Введение такого критерия как уровень богатства или доходов вело к тому, что в соответствии с ним можно было выделить формально бесконечное множество слоев населения с разным уровнем благосостояния. А обращение к проблеме социально-профессионального престижа давало основание сделать стратификационную структуру очень похожей на социально-профессиональную.

Иерархическая система современного общества лишена жесткости, формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние ступени социальной лестницы или находиться "внизу". Резко возросшая социальная мобильность тем не менее не привела к "размыванию" иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.

Стабильность общества связана с профилем социальной стратификации. Чрезмерное "вытягивание" последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, бунтами, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества, ставящими его на грань развала. Утолщение профиля стратификации, прежде всего за счет "усечения" верхушки конуса - явление повторяющееся в истории всех обществ. И важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.

Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрение граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Наличие мощного среднего пласта в социальной иерархии многих современных стран позволяет им сохранять устойчивость, несмотря на эпизодическое нарастание напряженности среди беднейших слоев. Эта напряженность "гасится" не столько силой репрессивного аппарата, сколько нейтральной позицией большинства, в целом удовлетворенного своим положением, уверенного в будущем, чувствующего свою силу и авторитет.

"Размывание" среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями.

Итак, вертикальный срез общества подвижен, его основные пласты могут увеличиваться и уменьшаться. Это связано со множеством факторов: спады производства, структурная перестройка экономики, характер политического режима, технологическое обновление и появление новых престижных профессий и т.д. Однако стратификационный профиль не может "вытягиваться" беспредельно. Автоматически срабатывает механизм перераспределения национального богатства власти в виде стихийных выступлений масс, требующих восстановления справедливости, либо, чтобы избежать этого, требуется сознательное регулирование этого процесса. Устойчивость общества может быть обеспечена только за счет создания и расширения среднего слоя. Забота о среднем слое - залог стабильности общества.

Социальная мобильность

Социальная мобильность - это механизм социальной стратификации, который связан с изменением положения человека в системе социальных статусов.

Если у человека статус изменен на более престижный, лучший, то можно сказать, что имела место восходящая мобильность. Однако человек в результате потери работы, болезни и т.д. может перейти и в низшую статусную группу - при этом срабатывает нисходящая мобильность.

Кроме вертикальных перемещений (нисходящая и восходящая мобильность) существуют горизонтальные перемещения, которые складываются из естественной мобильности (переход с одной работы на другую без изменения статуса) и территориальной мобильности (переезд из города в город).

Остановимся сначала на групповой мобильности. Она вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали менеджеры крупных предприятий. Неслучайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция "революции управляющих" (Дж. Бернхейм), согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит "размывание" социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, революционные события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на "государственно-политический Олимп" новых социальных слоев, с новой культурой и новым мировоззрением. Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния, жесткой борьбы и всегда является очень болезненной.

Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, постоянно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние ступени социальной лестницы. Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, "взращенная" соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры, обосновавшейся у власти в советский период, так и путем обращения части последней "в новую веру", т.е. путем ее перехода в состояние либо новоявленного предпринимателя, либо демократа.

Экономические кризисы , сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы: работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные группы. Падение социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы "выправляется", она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту в социальной иерархии.

Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны ,

во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии.

Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение "наверх" тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.

Перемещения в экономической, политической и профессионально-статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причина этого - во взаимозависимости вызывающих их факторов. Изменения в социально-экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так, осуждающе-недоверчивое отношение россиян к предпринимателям начало меняться в сторону одобрения и даже надежды, связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция (как свидетельствуют социологические опросы) проявляется в молодежной среде, менее связанной с идеологическими предрассудками прошлого. Поворот в массовом сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с возвышением класса предпринимателей, с его переходом на высшие социальные ступени.


Индивидуальная социальная мобильность

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более и менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе "водораздел" между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь "наверх", идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу. Круг профессий, имеющих вертикальную структуру, как, например, в артистическом мире - звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками, ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель падает "вниз", теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся без всякого сопротивления. П. Сорокин пишет:

"Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка-пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот".

Роль "сита" выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и "консервируют" стратификационную систему. Это - социальные институты, регулирующие движение по вертикали, и своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца "на прочность", на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он попадает. П. Сорокин, на наш взгляд, убедительно показывает, как различные институты выполняют функции социальной циркуляции. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного "социального лифта", который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на "высшие этажи" социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собствеников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использования движущей силы какого-либо социального института для подъема "наверх" не всегда бывает достаточно. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично "вписаться" в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, возможного развития комплекса неполноценности, чувства неуверенности, ухода в себя и потеря связи со своим прежним социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился, или в которой он оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как "социальные лифты", то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль "фильтра", осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося "наверх", и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении "вниз". Утратив право, обеспеченное, например, капиталом, состоянием на нахождение в высших слоях индивид спускается на более "низкую ступень", но оказывается не в состоянии "открыть дверь" в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чуждой для него культуре, он испытывает серьезные психологические затруднения. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологиимаргинальностью.

Маргинал, маргинальная личность - это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, ориентациями и правилами. Сознательные усилия, предпринимаемые для адаптации к новым условиям, порождают серьезные внутренние противоречия, вызывают постоянные психологические стрессы. Поведение такого человека отличается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо слишком агрессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки.

В представлении многих людей жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии.

II. Понятие социальной мобильности. Внутрипоколенная и межпоколенная мобильность.

Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в рамках стратификации общества, т. е. изменение их общественного положения, статуса. Люди перемещаются вверх и вниз по социальной иерархии, иногда – группами, реже – целыми стратами и классами.

Согласно теории флуктуаций Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968), социальная мобильность – это перемещения индивидов внутри социаль­ного пространства, которое представляет некую вселенную, состоящую из народонаселения земли.

П.Сорокин выделяет три формы социальной стратифика­ции: экономическую, политическую и профессиональную.

Социальная стратификация – это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Совокупность групп, входящих в социальную вселенную, а также совокупность отношений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Подобно геометрическому пространству в социальном есть несколько осей измерения, главные среди которых вертикальная и горизонтальная.

Го­ризонтальная мобильность –переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне стратификации.

Вертикальная мобильность – переход из одной страты в другую, расположенных на разных уровнях иерархии. Существуют два типа такой мобильности: восходящая - продвижение по социальной лестнице вверх и нисходящая – ­перемещение вниз.

Основные характеристики социальной мобильности

1. Социальная мобильность измеряется при помощи двух глав­ных показателей:

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происхо­дит именно так.

Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Объем мобильности – это число индивидов, кото­рые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем ис­числяется количеством переместившихся индивидов, то он назы­вается абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то относительным и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности , определяет ко­личество перемещений по всем стратам вместе, а дифференциро­ванный – по отдельным стратам, слоям, классам. Например, в индустриальном обществе 2/3 населения мобильны – этот факт относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, ­к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется также как процент­ная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

2. Изменение мобильности по отдельным слоям описывается также двумя показателями:

Первый – это коэффициент мобильности вы­хода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллиген­тами или крестьянами.

Второй коэффициент мобильности входа в социальный слой, он свидетельствует о том, из каких слоев по­полняется тот или иной слой. Он обнаруживает со­циальное происхождение людей.

3. Критерии оценки мобильности

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие моменты:

Число и размер классов и статусных групп;

Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной ста­тус;

Распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они ис­пользуются для того, чтобы можно было отличить один тип стра­тификации от другого.

4. Классификация социальной мобильности

Различают главные и неглавные виды, типы, формы мобильности.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы. Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Можно классифицировать социальную мобильность по разным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность , когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и группо­вую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.

Кроме них иногда выделяют организованную мобильность , когда перемеще­ния человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, обществен­ные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (пере­селение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Существуют два основных вида социальной мобильности ­межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – верти­кальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Поколение – это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Мобильность практически не происходит в демографической сфере: перемещение из одного возраста в другой не относится к явлению межпоколенной мобильности.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Межпоколенная мобильность – это изменение положения сыновей относительно их отцов. Например, сын водо­проводчика становится президентом корпорации, или наоборот. Межпоколенная мобильность является самой важной формой со­циальной мобильности. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного по­коления к другому.

Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глу­бокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значи­тельной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоя­тельств, сопровождавших их рождение.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни не­сколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а за­тем начальником цеха, директором завода, министром машино­строительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а вто­рой - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – пе­ремещение из сферы физического труда в сферу умственного.

II.Горизонтальная мобильность.

Миграция, эмиграция, иммиграция.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подоб­ные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобиль­ностьподразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизи­тельно эквивалентными.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит геогра­фическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохра­нении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то гео­графическая мобильность превращается в миграцию . Если дере­венский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в го­род на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Миграция – это территориаль­ные перемещения. Они бывают сезонными , т. е. зависящими от времени года (туризм, лечение, учеба, сельхозработы), и маятни­ковыми – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. По существу оба вида миграции являются времен­ными и возвратными. Миграция–перемещение населения внутри одной страны.

Социальное неравенство и обусловленная им социальная стратификация не постоянны. Как уже было сказано выше, они флуктуируют, профиль стратификации постоянно меняется. Эти процессы связаны с перемещениями индивидов и групп в социальном пространстве – социальной мобильностью , под которой понимается переход индивидов или групп из одной социальной позиции в другую.

Одним из первых исследователей социальной мобильности, который и ввел этот термин в социологию, был П. А. Сорокин. Процессам социальной мобильности он посвятил специальную работу: "Социальная стратификация и мобильность". Он выделяет два основных типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную.

Под горизонтальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же социальном уровне (повторный брак, перемена места работы и т.д.), при сохранении прежнего социального статуса.

Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Вертикальная мобильность может быть как восходящая, связанная с повышением статуса, так и нисходящая, предполагающая его понижение.

Вертикальная и горизонтальная мобильности связаны между собой: чем интенсивнее движение "по горизонтали", пусть без заметного повышения социального статуса, тем больше накапливается возможностей (связей, знаний, опыта и т.д.) для последующего восхождения по социальной лестнице.

Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной, связанной с изменением социального статуса и положения в социальном пространстве отдельного индивида, и групповой, предполагающей перемещение целых групп. Все виды мобильности могут происходить добровольно, когда индивид или целенаправленно изменяет свое положение в социальном пространстве, и принудительно, когда перемещения и изменения статуса происходят независимо от воли людей или даже вопреки ей. Обычно восходящая индивидуальная добровольная мобильность связана с волевыми усилиями и активной деятельностью по повышению социального статуса. Однако существует и нисходящая добровольная мобильность, обусловленная личным решением индивида отказаться от высокого статуса ради тех благ, которые может давать низкий статус. Примером такой мобильности в современном обществе является дауншифтинг – сознательное и добровольное понижение профессионального и экономического статуса ради увеличения количества свободного времени, которое можно потратить на увлечения, саморазвитие, на воспитание детей и т.д.

По степени доступности социальной мобильности и интенсивности перемещений индивидов различаются открытые и закрытые общества. В открытых обществах мобильность доступна большинству индивидов и групп. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. В реальной жизни нет ни абсолютно открытых, ни абсолютно закрытых обществ – всегда и везде есть как разнообразные каналы и лифты мобильности, так и фильтры, ограничивающие доступ к ним. Каналы социальной мобильности обычно совпадают с основаниями стратификации и связаны с изменением экономического, политического, профессионального статуса, престижа. Социальные лифты делают возможным быстрое изменение социального статуса – его повышение или понижение. К основным социальным лифтам относятся такие виды деятельности и связанные с ними социальные институты, как предпринимательская и политическая деятельность, образование, церковь, военная служба. Об уровне социальной справедливости в современных обществах судят по доступности каналов мобильности и социальных лифтов.

Социальные фильтры (П. А. Сорокин использовал понятие "социальное сито") – это институты, ограничивающие доступ к восходящей вертикальной мобильности для того, чтобы на высшие уровни социальной иерархии попадали наиболее достойные члены общества. Примером фильтра является система экзаменов, предназначенная для того, чтобы отобрать для обучения наиболее подготовленных и профессионально пригодных индивидов.

Кроме того, проникновение в высокостатусные социальные группы, как правило, ограничено различными фильтрами, и чем выше статус группы, тем они сложнее и труднее для проникновения. Недостаточно соответствовать уровню высшего класса по доходам и обеспеченности, чтобы быть его полноценным членом, надо вести соответствующий образ жизни, обладать адекватным культурным уровнем, и т.д.

Восходящая социальная мобильность существует в любом обществе. Даже в обществах с преобладанием предписанного социального статуса, передающегося по наследству и санкционированного традицией, например в индийском кастовом обществе или европейском сословном, существовали каналы мобильности, хотя доступ к ним был весьма ограничен и затруднителен. В индийской кастовой системе, которая справедливо считается примером наиболее закрытого общества, исследователи прослеживают каналы индивидуальной и коллективной вертикальной мобильности. Индивидуальная вертикальная мобильность была связана с выходом из кастовой системы вообще, т.е. с принятием другой религии, например сикхизма или ислама. А групповая вертикальная мобильность была возможна и в рамках кастовой системы, и связана с весьма сложным процессом повышения статуса всей касты через теологическое обоснование ее более высокой религиозной харизмы.

Следует помнить, что в закрытых обществах ограничения на вертикальную мобильность проявляются не только в затрудненности повышения статуса, но и в наличии институтов, снижающих риски его понижения. К ним относятся общинная и клановая солидарность и взаимопомощь, а также отношения типа "патрон – клиент", предписывающие покровительство нижестоящим в обмен на их лояльность и поддержку.

Социальная мобильность имеет тенденцию к флуктуации. Ее интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же общества отмечаются сравнительно динамичные и стабильные периоды. Так, в истории России периодами рельефно выраженных перемещений были периоды правления Ивана Грозного, царствования Петра I, Октябрьской революции. В эти периоды по всей стране старая правительственная верхушка практически уничтожалась, а люди из низших социальных слоев занимали высшие управленческие должности.

Значимыми характеристиками закрытости (открытости) общества являются внутрипоколенная мобильность и межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность показывает изменения социального статуса (как повышение, так и понижение), которые происходят в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность демонстрирует изменения статуса последующего поколения относительно предыдущего ("детей" относительно "отцов"). Распространено мнение, что в закрытых обществах с сильными традициями и преобладанием предписанных статусов "дети" скорее воспроизводят социальные позиции, профессии, образ жизни "отцов", а в открытых обществах – выбирают собственный жизненный путь, зачастую сопряженный с изменением социального статуса. В некоторых социальных системах следование по пути родителей, создание профессиональной династии рассматривается как морально одобряемый образ действий. Так, в советском обществе при наличии реальных возможностей социальной мобильности, открытости доступа к таким лифтам, как образование, политическая (партийная) карьера для выходцев из низших социальных групп, особо поощрялось создание "рабочих династий", воспроизводящих из поколения в поколение профессиональную принадлежность и обеспечивающих передачу особых навыков профессионального мастерства. Однако следует отметить, что и в открытом обществе принадлежность к высокостатусной семье уже создает предпосылки для воспроизведения этого статуса в следующих поколениях, а низкий статус родителей накладывает определенные ограничения на возможности вертикальной мобильности детей.

Социальная мобильность проявляется в разных формах и, как правило, сопряжена с экономической мобильностью, т.е. флуктуациями экономического положения индивида или группы. Вертикальная социально-экономическая мобильность связана с ростом или падением благосостояния, и основным се каналом является хозяйственная и предпринимательская, профессиональная деятельность. Кроме того, на экономическую мобильность могут влиять и другие формы мобильности, например, рост властных возможностей в контексте политической мобильности влечет за собой, как правило, и улучшение экономического положения.

Исторические периоды, сопровождающиеся ростом социально-экономической мобильности в обществе, совпадают с интенсивными социально-экономическими изменениями, реформами, революциями. Так, в России начала XVIII в., во время реформ Петра I, возросла социальная мобильность в целом, произошла ротация элит. Для российского торгово-экономического класса реформы были связаны с принципиальными изменениями состава и структуры, повлекшими за собой потерю экономического статуса (нисходящую мобильность) значительной части прежних крупных предпринимателей, и быстрое обогащение (вертикальную мобильность) других, нередко пришедших в крупное предпринимательство из мелкого ремесла (например, Демидовы) или из других сфер деятельности. В эпоху революционных изменений в начале XX в. произошла резкая нисходящая мобильность практически всей экономической верхушки российского общества, вызванная насильственными действиями революционных властей – экспроприациями, национализацией промышленности и банков, массовыми конфискациями имущества, отчуждением земель и т.д. Одновременно утратили свои экономические позиции и непредпринимательские, но относящиеся к профессиональным элитам и потому обладающие сравнительно высоким материальным статусом, группы населения – генералитет, профессура, техническая и творческая интеллигенция и т.д.

Из приведенных примеров очевидно, что экономическая мобильность может осуществляться следующим образом:

  • индивидуально, когда отдельные индивиды меняют свое экономическое положение независимо от положения группы или общества в целом. Здесь важнейшими социальными "лифтами" являются как создание экономических организаций, т.е. предпринимательская деятельность, повышение профессионального уровня, так и социальная мобильность, связанная с переходом в группу, обладающую более высоким материальным статусом. К примеру, в период постсоветских реформ в экономике в России 90-х гг. XX в. переход офицеров или ученых в менеджмент означал повышение благосостояния;
  • в групповой форме, в связи с ростом материального благосостояния группы в целом. В России 1990-х гг. многие социальные группы, в советский период считавшиеся экономически состоятельными – офицеры, научная и техническая интеллигенция и др. утратили прежние высокие зарплаты и совершили резкую нисходящую экономическую мобильность без изменений социального, профессионального, политического статуса. Целый ряд других групп, напротив, повысили свое материальное благосостояние без фактических изменений в других аспектах своего статуса. Это, прежде всего, государственные служащие, юристы, некоторые категории творческой интеллигенции, менеджеры, бухгалтеры и т.д.

Обе формы экономической мобильности интенсифицируются в периоды реформ и преобразований, но возможны и в спокойные периоды.

Как мы уже отмечали, абсолютно закрытых обществ не бывает, и возможности вертикальной экономической мобильности есть даже в тоталитарных обществах, однако они могут быть связаны с ограничениями экономической стратификации в целом: возможен рост благосостояния в связи, например, с получением высокооплачиваемой профессии, но этот рост будет невелик относительно других профессиональных групп. Запрет на предпринимательскую деятельность, безусловно, существенным образом ограничивает и абсолютные, и относительные возможности вертикальной экономической мобильности в обществах советского типа. Однако и нисходящая мобильность в виде потери источников средств существования, жилья и т.д. здесь ограничена в связи с наличием социальных гарантий и общей уравнительной политикой. Демократические общества с развитыми экономическими свободами представляют возможности обогащения путем предпринимательской деятельности, однако возлагают на самого индивида бремя риска и ответственности за принятые решения. Поэтому здесь существует и опасность нисходящей мобильности, сопряженной с рисками экономических флуктуаций. Это могут быть как индивидуальные потери, так и групповая нисходящая мобильность. Например, дефолт 1998 г. в России (а также в Великобритании и ряде стран Юго-Восточной Азии) привел не только к разорению отдельных предпринимателей, но и временному понижению материального уровня (нисходящей мобильности) целых профессиональных групп.