Стадии применения права. Понятие применения права. Основания и принципы правоприменения Установление фактической основы дела

Правоприменение – особая форма реализации права, в которой государство еще раз (после издания нормативного правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства, в частности когда:

  • необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признать гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
  • диспозиция нормы вообще не может реализована без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
  • речь идет о реализации санкции.

Правоприменение характеризуется следующими признаками.

  • 1. Осуществляется особым субъектом – специально уполномоченным государственным органом (должностным лицом). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства).
  • 2. Носит государственно-властный характер.
  • 3. Является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний, в которых поименно определяются субъекты, конкретизируются их права и обязанности.
  • 4. Выступает формой управленческой деятельности государства.
  • 5. Осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В праве имеются целые процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.
  • 6. Представляет собой особую стадию в процессе реализации юридических норм, поскольку акты применения права в итоге все равно реализуются в ординарных (обычных) формах реализации права – использования, исполнения и соблюдения, которые в этом смысле являются универсальными формами.
  • 7. Представляет собой сложный, стадийный процесс, распадается на ряд стадий.
  • 8. Носит творческий характер. Правоприменение не является механическим актом подведения частного случая под общее правило. Жизненные ситуации очень разнообразны, и со стороны правоприменителя всегда требуется приложение значительных интеллектуальных усилий для правильного (законного и обоснованного) разрешения юридического дела.
  • 9. Его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Стадии применения права

Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий . В качестве основных можно выделить три стадии:

  • 1) установление фактических обстоятельств дела;
  • 2) формирование юридической основы дела (выбор и анализ норм права);
  • 3) решение юридического дела.

Первые две стадии являются подготовительными и разделяются весьма условно. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической (к нормам права), постепенно формируя и ту, и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие, "реальные" стадии и указаны.

Первая стадия (формирования фактической основы) протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

  • 1) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
  • 2) проверку подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц ("высшая" критика);
  • 3) проверку правильности текста нормативного правового акта ("низшая" критика);
  • 4) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. На этой стадии дается юридическая квалификация обстоятельств дела в виде индивидуально-конкретного предписания. Здесь же происходит его оформление, принимается правоприменительный акт. Эту стадию можно считать основной стадией процесса применения норм права: две предыдущие по отношению к ней носят подготовительный характер.

Акты применения права

По результатам правоприменения выносится акт применения права официальный акт-документ компетентного органа , содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты-документы можно поделить на три группы – нормативные, индивидуальные и интерпретационные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативными правовыми актами:

  • 1) представляют собой письменные акты-документы;
  • 2) исходят от государства;
  • 3) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

В то же время они существенно различаются: нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера (нормы права), а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Нормативные акты действуют продолжительное время, иногда целые десятилетия и века, рассчитаны на широкий круг лиц, на многократное применение содержащихся в них правил. Акты применения права относятся лишь к указанным в них лицам, издаются для решения отдельно взятого случая и тем исчерпывают свое назначение. Примером соотношения нормативного правового акта и акта применения права в уголовном праве является соотношение уголовного кодекса (нормативный правовой акт) и приговора суда (правоприменительный акт), в гражданском праве – гражданского кодекса и решения суда по конкретному делу.

Виды применения права

Правоприменение бывает двух видов – позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии. Иными словами, позитивное применение – это применение диспозиций правовых норм (регулятивных норм).

Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций (т.е. охранительных норм) в случае нарушения диспозиций норм права.

Таким образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное – может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

  • Под "стадией" понимают отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

Процесс применения права представляет собой ряд последовательных и взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентными органами конкретного дела.

Чаще всего говорят о трёх основных этапах.

  • 1) Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии с помощью системы доказательств устанавливаются и процессуально закрепляются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. К ним предъявляются требования необходимости и достаточности для объективного и законного рассмотрения дела.
  • 2) Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменитель проводит:
    • а) юридическую квалификацию, т.е. правовую оценку того или иного жизненного случая, а именно, выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение;
    • б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет подлинность юридической нормы, которая удостоверяется официальным изданием, проверяет её действие во времени, в пространстве и по кругу лиц;
    • в) толкование нормы права - т.е. деятельность по уяснению и, в случае необходимости, разъяснению её истинного смысла.
  • 3) Принятие решения - то есть фиксирование в необходимой процессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалификации установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Другими словами, принимается обязательный для исполнения правоприменительный акт.

В том случае, когда решение принималось без участия одной из сторон, речь может идти о четвёртой, дополнительной стадии - стадии доведения принятого решения до адресатов. В противном случае, решение не может вступить в законную силу. норма правотворческий договор нормативный

Акты применения права: понятие, форма, виды.

Правоприменительные (индивидуальные) акты - это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими.

Как и нормативные акты, индивидуальные акты являются правовыми, поэтому имеет ряд схожих признаков:

исходят от компетентных органов;

носят государственно-властный характер;

имеют определённую, установленную в нормах права форму;

принимаются в соответствии с закреплённой в нормативных актах процедурой.

Главное отличие же заключается в том, что правоприменительные акты всегда носят индивидуальный (персонифицированный) характер, они всегда адресованы конкретным субъектам в конкретных обстоятельствах, и содержат не норму права, а указание на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями.

Кроме того, правоприменительные акты всегда непосредственно влекут юридические последствия, т.е. являются юридическими фактами (юридическими актами).

В основном, для правоприменительных актов характерна пятиэлементная структура:

вводная часть (содержит наименование акта и органа его принявшего, время и место его принятия, указание на предмет дела);

описательная часть (указывает на установленные фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела);

мотивировочная часть (содержит анализ собранных доказательств, юридическую квалификацию дела, её мотивацию);

резолютивная часть (содержит решение по делу, т.е. точный объём субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения);

заключительная часть (содержит необходимые реквизиты дела - соответствующие печать, подписи).

В зависимости от критерия правоприменительные акты делятся на различные виды.

По издающим их субъектам они подразделяются на:

  • а) акты государственных органов;
  • б) акты муниципальных органов;
  • в) акты, издаваемые субъектами управления различных организаций.

По функциям права:

  • а) регулятивные - направлены на реализацию, содержащихся в нормах права предписаний в связи с нормальной реализацией субъектами правоотношений своих прав и обязанностей (приказ о назначении на должность);
  • б) охранительные - издаются, как правило, в связи с совершёнными правонарушениями или для предотвращения возможных правонарушений, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого).

По юридической природе:

  • а) основные - содержащие конечное решение дела (приговор суда);
  • б) вспомогательные - подготавливающие принятие основных актов;

По отраслевому признаку:

  • а) административные акты,
  • б) уголовно-правовые акты и т.д.

По характеру, содержащегося в актах решения:

  • а) обязывающие - устанавливающие обязанность стороны правоотношения (решение суда о сносе самовольно построенного гаража);
  • б) управомочивающие - устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (приказ ректора о выплате повышенной стипендии).

По наименованию:

  • а) указы;
  • б) приказы;
  • в) постановления;
  • г) решения;
  • д) приговоры и т.д.

Пробелы в праве и пути их преодоления. Аналогия права, аналогия закона.

Пробелы в праве - это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота.

Пробелом в праве является ситуация, когда отсутствует норма для юридической квалификации установленных фактических обстоятельств.

Пробелы возникают по двум основным причинам:

в результате постоянного появления новых общественных отношений, и объективного запаздывания принятия норм права для их регулирования;

в результате ошибок законодателя, который по субъективным причинам не смог учесть все возможные ситуации, требующие правового регулирования.

Для признания наличия пробела в праве необходимо наличие двух условий:

установленные фактические обстоятельства должны находится в пределах правового поля;

должна отсутствовать конкретная правовая норма, необходимая для регулирования данных фактических обстоятельств.

Пробел в праве можно устранить с помощью создания новой нормы права, т.е. правотворчества.

Но можно обойтись и без правотворчества. Выход из сложившейся ситуации возможен в силу того, что система права обладает некоторой гибкостью и способностью восполнять отсутствие конкретных норм другими элементами (близкими нормами, принципами права). В процессе правоприменительной деятельности пробел можно преодолеть посредством аналогии закона и аналогии права.

С помощью аналогии правоприменитель пытается установить волю законодателя, которая не нашла закрепление в необходимой норме права, но имеет место в системе права.

Аналогия закона - это решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоятельства.

Данная норма права может находиться как в отрасли, призванной регулировать рассматриваемые обстоятельства, так и в смежной отрасли права. Например, не урегулированная в УПК процедура отвода общественного обвинителя осуществляется по аналогии с процедурой отвода государственного обвинителя, нашедшей должное законодательное закрепление.

Аналогия права - это решение юридического дела на основе общих начал и смысла права.

При этом особую роль играют принципы права, в которых в концентрированном виде и заключается дух, смысл права.

Аналогия широко применяется, например, в имущественных отношениях, но существуют сферы правового регулирования, в которых она запрещена. Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном праве, не допускается она также в связи с административным правонарушением.

Стадии правоприменения

Применение норм права как вид юридической деятельности состоит из стадий - совокупности процедурных действий, совершаемых в процессе правоприменения и объединены определенной промежуточной целью.

Первой стадией является установление фактических обстоятельств дела. В ходе этой стадии уполномоченные субъекты устанавливают факты и обстоятельства, имеющие юридическое значение и связаны с решением дела по существу. Эти факты и обстоятельства оказываются с помощью доказательств, полученных в установленных законом формах и порядке: показаний свидетелей, протоколов осмотра места происшествия, заключения экспертов, других документов и тому подобное. Целью первой стадии правоприменения является достижение фактической объективной истины.

Второй стадией является установление юридических обстоятельств дела, которое охватывает действия по определению правовой нормы, соответствует обстоятельствам, установленным на первой стадии, и подлежит применению. На этой стадии проверяется юридическая сила нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также устанавливается и уточняется содержание нормы посредством толкования.

Кроме того, в некоторых сложных случаях правоприменения на этой стадии могут происходить дополнительные действия, направленные на преодоление недостатков правового регулирования (пробелов и коллизий в законодательстве).

Все эти действия объединены задачей правильной правовой квалификации установленных фактических обстоятельств. Правовая квалификация представляет собой юридическое оценки всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения конкретного случая в сферу действия определенных норм права, предусматривает определение области и института права, а также установление нормы, распространяется на этот случай.

Третья стадия правоприменения охватывает принятия решения по делу. Такое решение должно соответствовать фактическим обстоятельствам и основываться на нормах права. Оно закрепляется в правоприменительных актах, которые оформляются уполномоченными на это субъектами, доводятся до сведения заинтересованных сторон и вступают в законную силу.

Принципы применения норм права

Принципы применения норм права - это основные требования, предъявляемые к правоприменительной деятельности и ее результатов.

К этим принципам относятся, в частности, следующие:

1. Справедливость, которая подчеркивает беспристрастности и последовательности при применении права. Беспристрастность требует беспристрастности, то есть рассмотрения спорных случаев, несмотря на человека. В свою очередь последовательность в применении права создает предсказуемость, отрицает произвол при рассмотрении дел.

2. Пропорциональность, которая требует принятия решения, в котором был бы соблюден необходимый баланс между неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено это решение.

3. Правовая определенность, которая, в частности, выдвигает требования понятности, непротиворечивости, полноты, окончательности и исполнимости правоприменительных актов.

4. Законность, которая означает, что правоприменительные решения должно приниматься уполномоченным на это субъектом в пределах его компетенции; правоприменения должно осуществляться в порядке и формах, предусмотренных процессуальными нормами права; правоприменительные органы обязаны правильно выбирать нормы материального права, надлежащим образом их толковать и принимать решения в соответствии с предписаниями этих норм.

5. Обоснованность, которая означает, что принятие правоприменительного решения должно базироваться на всестороннем и полном исследовании всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и должно быть обеспечено должным, проверенной и убедительной аргументацией.

6. Целесообразность, которая заключается в обязанности субъекта правоприменения выбирать именно то решение, которое является наиболее благоприятным для достижения целей и реализации задач соответствующей нормы права, лучше учитывает специфику конкретной жизненной ситуации.

7. Добросовестность, которая отражает требование добросовестного и честного использования субъектом правоприменения предоставленных ему полномочий и выполнения возложенных на него обязанностей.

8. Разумность, которая обязывает субъекта правоприменения принимать решения, которые бы соответствовали здравому смыслу.

9. Своевременность, которая определяет обязанность применять нормы права в течение разумного срока, без неоправданных задержек, в кратчайшие сроки, достаточный для получения обоснованного результата.

Акты правоприменения и их виды

Акт правоприменения - это правовой акт, в котором закрепляется индивидуальное решение субъекта правоприменения в конкретном деле.

Акт правоприменения характеризуется следующими признаками:

1) является одним из видов правовых актов, направленных на индивидуально правовое регулирование общественных отношений, обеспечения реализации норм права, конкретизацию правовых требований в отношении определенных жизненных ситуаций. Закрепляя индивидуально-правовое решение, фиксируя результат применения норм права, он представляет собой внешнюю форму правоприменительной практики;

2) в отличие от нормативно-правового акта имеет персонифицированный характер, то есть подходит конкретным лицам, определяет их субъективные права и обязанности, а также исчерпывается выполнением (хотя правовые состояния, порождаемые им, могут иметь длительный характер, например, такие последствия имеет решение о назначении пенсии)

3) выдается уполномоченными на это субъектами (субъектами правоприменения) по установленной законом процедуре;

4) письменный документ имеет определенный вид (постановление, указ, приказ, распоряжение и т.п.), собственные реквизиты (название акта, номер, дата, место принятия, указание на субъекта, его утвердил, подпись и должность лица, подписавшего акт), а также структуру (в классическом варианте - вступительная, описательная, мотивировочная и резолютивная части).

Классификация правоприменительных актов осуществляется по различным основаниям:

1) по субъектам принятия они делятся на акты органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, акты главы государства, акт органов местного самоуправления;

2) по юридической форме выделяют указы, постановления, распоряжения, приказы, постановления, представления, предписания, приговоры, решения и др.;

3) по юридическому значению их разделяют на акты, которые содержат окончательное решение в юридическом деле (приговор суда, указ о награждении), и вспомогательные акты, обеспечивающие принятие основных актов (постановление суда об отложении рассмотрения дела)

4) по характеру юридических последствий выделяют акты, устанавливающие, изменяющие прекращают, констатируют или восстанавливают права и обязанности.

Теория государства и права: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

§ 3. Стадии применения права

§ 3. Стадии применения права

Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т. е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?

Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила:

«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ);

«Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ);

«Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации – когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции автора Кибальник Алексей Григорьевич

Алексей Кибальник. Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции А. Кибальник, доцент Ставропольского госуниверситета, кандидат юридических наук, в настоящее время (февраль 2006 года) – доктор юридических наук. Трансформация

Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 167. Ограничение применения норм иностранного семейного права Нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется

Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

2.5. Вопросы применения норм процессуального права На практике суды не всегда придают значение процессуальной стороне рассмотрения дел данной категории. В одних случаях они разрешаются по правилам искового производства, в других - как вытекающие из публично-правовых

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3.5. Особенности применения норм процессуального права Разрешение дел о наследовании земельных участков имеет ряд процессуальных особенностей, первая из которых связана с подсудностью. По общему правилу территориальной подсудности исковые заявления для рассмотрения

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е.

Из книги Судебно-медицинская экспертиза: проблемы и решения автора Гордон Э С

2.4. Значение постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ для применения норм жилищного права При решении жилищно-правовых вопросов все большую роль играют постановления Конституционного Суда РФ, принятые по жалобам и запросам о проверке

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

3.2 Проблема применения судебно-медицинских познаний в стадии возбуждения уголовного дела На протяжении длительного времени ведомственные нормативные акты Минздрава СССР, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений, предусматривают возможность

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

84. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права В настоящее время возросло количество семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обусловлено разнообразными причинами: распад СССР и образование на его

Из книги Семейное право. Шпаргалки автора Семенова Анна Владимировна

90. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничения их применения В силу необходимости применения судами РФ, органами ЗАГС и иными органами норм иностранного семейного права в случаях, предусмотренных коллизионными нормами, СК РФ требует от них

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

197. Основания применения иностранного права к внешнеторговым отношениям Проблема применения иностранного права встает всякий раз, когда между сторонами внешнеторгового договора возникает спор по вопросам, не предусмотренным при заключении договора.Данной проблеме

Из книги Экзамен на адвоката автора

120. Установление содержания норм иностранного семейного права и ограничение их применения Согласно СК РФ, при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

19.4 Акты применения права, их виды Правоприменительные акты имеют много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий.К общим чертам относятся:и нормативные правовые, и правоприменительные акты издаются государственными органами и

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

Вопрос 199. Выступление адвоката по гражданскому делу на стадии объяснения сторон, исследования доказательств, прений сторон и стадии реплик. При рассмотрении дела по существу после доклада дела суд заслушивает объяснения сторон и третьих лиц. Участие адвоката в

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4. Акты применения права Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Из книги автора

Отдельные проблемы применения финансового права

Из книги автора

§ 11.3. Стадии процесса применения права Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий.Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные

В правоприменительном процессе можно выделить три основные стадии:

    установление фактической основы дела (устанавливается объективная истина по делу). Основная задача первой стадии процесса правоприменения - выявление, исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правоприменительным случаям (условиям, основаниям), предусмотренным гипотезой определенной нормы, которую необходимо применить при соответствующих обстоятельствах. Всестороннее, полное и объективное юридическое выявление (сбор), изучение и установление фактических обстоятельств дела должно осуществляться в соответствии с общими требованиями достижения объективной истины об этих обстоятельствах и вместе с тем в строгом соответствии со специальными целями, задачами, формами и средствами их юридического исследования для достижения в конечном счете не абстрактной, а именно конкретной юридически значимой объективной истины о правовых свойствах, характеристиках и значениях исследуемых фактов. Это специфическое юридическое исследование фактических обстоятельств дела должно проводиться в рамках и на основе установленного правопорядка, в предусмотренных процессуальных формах, с помощью надлежащих юридико-доказательственных средств (свидетельские показания, вещественные доказательства, документы, данные экспертизы, личные признания участников дела и т.д.). Собранные и проанализированные формы должны носить достоверный характер и в своей совокупности - в виде фактического состава дела - полностью соответствовать по своим юридически значимым характеристикам тем условиям, которые предусмотрены гипотезой применяемой нормы.

    установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права). Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела (фактического состава дела, включая конкретные действия всех его участников) на второй стадии правоприменительного процесса - это продолжение и завершение их юридических (юридико-квалификационно мотивированных, конкретизированных и ориентированных) исследований, начатых на первой стадии правоприменения. Ведь и на первой стадии собирались и изучались не просто факты как таковые, а именно определенные, юридически значимые факты, т.е. юридически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты. Юридическая квалификация любого факта - это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все правоприменение в целом носит юридико-квалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности.

    принятие решения по делу (выносится правоприменительный акт). Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (вопроса) позволяет перейти к завершающей третьей стадии правоприменительного процесса - к принятию решения по данному делу. Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости - посредством мер государственного принуждения.

Правоприменительный акт может быть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т.д.).

Классификация правоприменительных актов по различным группам может быть осуществлена по разным основаниям - по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их регулятивно-правовому характеру и т.д.

Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например: распоряжение Президента РФ или Правительства РФ; приказ министра или руководителя предприятия, учреждения; постановление следователя или прокурора по вопросам предварительного следствия; письменное указание прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел; определение суда по вопросам судебного разбирательства дела; решение суда по гражданским делам; приговор суда по уголовным делам и т.д.