Порядок обжалования действий бездействий должностных лиц. Как написать жалобу на должностное лицо? Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Одним из важнейших средств охраны прав личности от проявлений бюрократизма, коррупции, должностных злоупотреблений и прочих негативных явлений является возможность обжалования неправомерных действий органов и должностных лиц.

Право граждан Российской Федерации на обжалование базируется на положении Конституции РФ, предусматривающем возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Кроме того, согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом, способами.

Право граждан на обращения является абсолютным, неотчуждаемым и неограниченным, поскольку предоставляет возможность обращения в любую государственную или негосударственную организацию по любому значимому для гражданина поводу и в любое время.

Видами личных обращений граждан, подаваемых ими по собственной инициативе, в государственные органы являются жалобы, предложения и заявления. Если заявления и предложения направлены на улучшение работы органов исполнительной власти и могут содержать указания на имеющиеся недостатки, то жалобы связаны с нарушением субъективных прав гражданина.

Гражданин может выбрать административный либо судебный порядок рассмотрения и разрешения подаваемой им жалобы.

Административный порядок подачи жалобы регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. № 2534 (в ред. 02.02.1988) 9 .

Им, в частности, предусматривается, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы.

Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган, организация или должностное лицо, принявшее обжалуемое решение.

Жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. При этом срок разрешения жалобы в порядке исключения в связи с проведением специальной проверки либо истребованием дополнительных материалов может быть продлен руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в федеральных органах власти и органах власти субъектов Федерации в срок до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Подача гражданином жалобы в клеветнических целях влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан в суд регламентирован Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. 14.12.1995) 10 .

Указанный правовой акт определяет, что к действиям (решениям) и бездействию государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения) и бездействие, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. Военнослужащий вправе обратиться в военный суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит одно из решений: а) признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также определяет ответственность органа, должностного лица или государственного служащего за незаконные действия (решения); б) признает обжалуемое действие (решение) законным и отказывает в удовлетворении жалобы.

Нанесенные гражданину убытки и моральный вред, причиненные незаконными действиями (решениями), возмещаются в порядке гражданского судопроизводства.

Вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему и гражданину не позднее десяти дней после вступления его в законную силу.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.

Обжалование действий должностных лиц

Что такое должностное лицо

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны.

Причины обжалования действий должностных лиц

Подача жалоб в отношении должностных лиц происходит:

  • в связи с совершением незаконных действий;
  • незаконным бездействием;
  • изданием незаконного нормативного акта;
  • незаконным осуждением;
  • незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности;
  • противозаконным заключением под стражу или оформлением подписки о невыезде;
  • причинением вреда при осуществлении дознания, предварительного следствия, правосудия.

Составление жалобы

Заявление об оспаривании действий должностных лиц, согласно нормам постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840, должно содержать:

  1. Наименование государственного органа, указание на должность и Ф. И. О. лица, чьи решения обжалуются.
  2. Ф. И. О. и адресные реквизиты заявителя.
  3. Сведения о решениях и деяниях, которые оспариваются в жалобе.
  4. Доводы, исходя из которых можно установить противозаконность принятых должностным лицом решений.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Оставление жалобы без ответа

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

Не знаете свои права?

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с административным исковым заявлением, то ему потребуется подать иск по месту нахождения органа, в котором должностное лицо работает. Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного исковогозаявления

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований КАС РФ о подсудности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ, 220 КАС РФ.

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Если права нарушили судебные приставы, то срок сокращенный - 10 дней.

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 2 месяцев. Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по административному исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  • законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  • принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать должностное лицо, или орган, в котором оно трудится, устранить допущенные нарушения.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Жалобы ".

Источники:

  • Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" от 16 августа 2012 г. № 840

Согласно статье 2.4 КОАП РФ, законодательство установило, что должностным лицом является гражданин, постоянно либо временно осуществляющий функции органов власти.

Гражданин зачастую сталкивается с неправомерными действиями следующих организаций:

  • органы местного самоуправления;
  • разные общественные союзы;
  • государственные и общественные учреждения и органы.

Основания для подачи жалобы на неправомерные действия должностного лица

Подача заявлений в отношении должностных лиц возможно в связи:

  1. с незаконными деяниями;
  2. противоправным бездействием;
  3. публикацией нормативного акта незаконного характера;
  4. незаконным осуждением;
  5. привлечением к административной или уголовной ответственности не по закону;
  6. противоправным заключением под стражу;
  7. причинения вреда при следственных действиях, дознании, правосудия.

Порядок обжалования действий должностных лиц

Гражданин может защитить свои права в результате незаконного действия (бездействия) уполномоченного лица:

  1. в судебном органе;
  2. вышестоящем госоргане.

Государственные органы принимают жалобы на действия должностного лица в электронной и письменной форме. Подать претензию об оспаривании действий данных лиц можно лично, а также через представителя, почтового отправления, с помощью государственных услуг онлайн либо официального веб-сайта госоргана.

Сроки рассмотрения претензии составляет пятнадцать дней со времени ее регистрации. Ответ в письменном виде направляют жалобщику не позднее даты, следующей за днем принятия соответствующего решения.

Как написать жалобу на бездействие должностных лиц?

При обжаловании незаконных действий должностных лиц в вышестоящие органы следуйте данному образцу:

  • ФИО и данные о должностном лице-адресате;
  • ваши ФИО, контактная информация и адрес;
  • краткое описание сути проблемы;
  • перечисление ваших требований;
  • подпись и дата.

Если же вашу проблему не решат, то жалобу вернут в течение 5-ти дней. Если требования не выполнили, либо проигнорировали вашу претензию, необходимо обращаться в судебный орган. Оформляя заявление, следуйте правилам написания судебных исков. При этом истец должен знать о соблюдении правил обращения в суд, описанных в статье 131 ГПК РФ.

Важно! Подавая заявление, соберите все доказательства и избегайте эмоциональных выражений. Используйте деловой стиль, придерживайтесь сроков, следуйте образцу, и в этом случае успех вам гарантирован.

Куда можно подать иск?

Если гражданин решит подать в суд исковое заявление, потребуется подать его в следующие органы:

  • в суд по месту регистрации;
  • или в суд по месту нахождения уполномоченных лиц.

Важно! Если обжалование действий должностных лиц в судебном порядке подается от военнослужащего, который оспаривает решение органа военного управления, его нужно адресовать в военный суд.

Сроки подачи жалобы на должностное лицо

Предоставить заявление в судебный орган можно в течение трех месяцев со времени, когда лицо узнало о нарушении собственных прав.

В том случае если указанные сроки уже пропущены, жалобу от гражданина судебные органы примут, но судья, куда направят претензию, будет выяснять обстоятельства пропуска срока.

Судебный иск должны рассмотреть в течение 10-ти дней. Просрочка является серьезным нарушением, как и сама неявка. Однако если вы не сможете появиться по уважительным причинам, судебный орган войдет в ваше положение.

Важно! Судебное разбирательство - серьезный процесс, поэтому лучше получить консультацию от опытного юриста.

Если возникнут сложности при подаче жалобы на должностное лицо его руководителю либо в суд, то стоит обратиться за помощью к юристам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

К категории должностных лиц относятся граждане, которые имеют особые полномочия. Согласно статье 2.4 КоАП РФ , это люди, в обязанности которых входит принятие решений, выполнение которых обязательно для учреждений и граждан.

К разряду должностных относятся лица, занимающие должности в:

  • службе судебных приставов;
  • прокуратуре;
  • органах инспекции труда;
  • органах охраны окружающей среды;
  • полиции.

Должностное лицо является представителем власти, в связи с чем имеет право распоряжаться в пределах сферы своей компетенции.

Понятие неправомерных действий

Гражданин имеет право на оспаривание официальных решений, если они нарушили его права или нанесли ущерб, согласно статье 46 Конституции РФ . По статье 16 Гражданского кодекса РФ , гражданин, чьи права были нарушены в результате неправомочных решений должностных лиц, может потребовать возмещение причиненного ему убытка .

Оспорить можно действия следующего характера :

  • не входящие в область полномочий определенного представителя власти;
  • в результате которых осуществляются незаконные действия;
  • причиняющие гражданину вред материального либо морального характера;
  • имеющие отрицательное влияние на здоровье или жизнь заявителя;
  • ущемляющие его права.

В законодательстве предусмотрено возмещение вреда гражданам, который был нанесен неправомерными действиями представителей власти. Это прописано в статьях и Гражданского кодекса РФ. Согласно этим статьям, средства на эти цели выделяет государственный бюджет .

Действия представителей власти оспариваются по следующим причинам :

  • несоответствие действующему законодательству;
  • отказ принимать законные меры или решения;
  • создание постановления, противоречащего действующему законодательству;
  • осуждение или ограничение свободы, противоречащее действующим правилам и постановлениям;
  • незаконное причинение вреда, например, при проведении следственных процедур.

Представители власти чаще всего допускают незаконные действия, принимая решения, которые не входят в число их полномочий. В ряде случаев правонарушения допускаются при проведении определенных процедур, входящих в их компетенцию.

Установленная процедура обжалования осуществляется тремя способами в:

  • вышестоящем органе;
  • суде;
  • прокуратуре.

В первом случае жалоба оформляется на имя руководителя вышестоящей инстанции либо на имя непосредственного начальства представителя власти, допустившего нарушение. Обжалование осуществляется в порядке подчиненности.

Во втором случае жалоба рассматривается судом. Пострадавший готовит иск и подает его либо в арбитраж, либо в суд общей юрисдикции.

В третьем случае обжалование действий происходит в порядке прокурорского надзора. Пострадавший обращается в прокуратуру, которая, при необходимости, передает дело в суд после осуществления всех необходимых проверок.

Рассмотрение спора в вышестоящем органе

Жалобы, которые рассматривают в порядке подчиненности, подаются в двух формах :

  1. Письменная . Жалоба, составленная письменно, приносится в вышестоящий орган заявителем лично либо отправляется по почте. При личной подаче данной бумаги она регистрируется, и срок ее рассмотрения официально начинается с момента регистрации. При отправлении по почте рекомендуется послать документ с уведомлением о вручении.
  2. Электронная . Жалоба направляется либо через портал Госуслуги , либо на официальный сайт выбранного учреждения. Заявитель обязан заполнить все установленные формы и указать свои данные.

Допускается подача заявления через посредника.

В ряде случаев обращение может быть оставлено без ответа. Согласно действующим правилам, сотрудники учреждения, в которое обращается заявитель, имеют право проигнорировать обращение, если оно:

  • составлено без указания данных заявителя, то есть, его фамилии, имени и отчества, адреса;
  • содержит оскорбительные слова в чей-либо адрес, например, должностного лица, на которого подается жалоба;
  • составлено с применением нецензурных слов;
  • выражает угрозы;
  • написано неразборчиво.

Согласно правилам, заявителю направляется ответ на его жалобу на следующий день после того, как будет принято соответствующее решение.

Судебный порядок

Если гражданин решает защищать свои права в судебном порядке, то он составляет исковое заявление, которое может быть направлено в суд по месту:

  • жительства истца;
  • расположения органа, сотрудник которого допустил правонарушение.

Иски военнослужащих рассматриваются военным судом, в случае жалобы на неправомочные действия командования. Иск подается согласно установленным правилам.

  1. Жалоба должна соответствовать требованиям о подсудности и подведомственности дел.
  2. Иск должен быть составлен по установленной форме.

При нарушении этих правил судебная инстанция вправе отказать заявителю в рассмотрении его дела либо отказаться принимать иск.

Если иск принят к рассмотрению, суд проверит, насколько действия ответчика соответствуют закону. Если действия представителя власти признаются неправомочными, то суд устанавливает порядок устранения нарушений.

Установлен также порядок обжалования решения суда истцом или ответчиком, если оно, по мнению одного из них, неправильно. С этой целью составляется апелляционная жалоба.

Доказывание нарушений

При рассмотрении дела в суде представители власти, на которых подан иск, обязаны:

  1. Доказать законность своих решений или действий, на которые жалуется заявитель.
  2. При предъявлении суду доказательств ссылаться на правила и постановления, в соответствии с которыми ими было принято решение, которое истец счел незаконным.

В свою очередь, истец обязан привести следующие доказательства неправомерности оспариваемого решения или действия представителя власти:

  1. Указать постановления, законы или прочие нормативные акты, которые были нарушены в результате принятия представителем власти определенного решения либо осуществления действия, на которое жалуется заявитель.
  2. Указать, какие права были нарушены в результате предпринятых действий ответчика.

Все указанные обстоятельства по разбираемому делу должны пройти определенные процедуры, в число которых входят различные экспертизы и проверки . Это необходимо для установления факта правонарушения.

Судом устанавливается:

  • факт правонарушения и его характер;
  • степень виновности ответчика;
  • степень ущерба, который понес истец.

Решение выносится, исходя из вышеперечисленных факторов. В ходе судебного разбирательства возможны два варианта решения :

  • удовлетворение иска, в результате чего представителя власти обязывают устранить правонарушение;
  • отказ в удовлетворении иска, если действия должностного лица признаются правомерными, соответствующими его компетенции и не нарушающими законных прав истца.

Если исковые требования удовлетворяются, суд оповещает об этом тот орган, на представителя которого подана жалоба. На основании решения правонарушение устраняется.

Сроки

Законом устанавливаются определённые сроки подачи заявлений в вышестоящие или судебные органы.

  1. При направлении жалобы в вышестоящую инстанцию она рассматривается в течение 15 дней с момента регистрации. После того как решение принимается, заявителю отправляется письменный ответ. Согласно правилам, он должен быть отправлен на следующий день после принятия решения. В отдельных случаях, если жалоба подается в электронном виде, ответ, с согласия заявителя, направляется на его электронный адрес.
  2. При судебном решении спора иск может быть составлен не позднее трех месяцев после правонарушения. Суд обязан рассмотреть спор в течение 10 дней. После вынесения решения в пользу истца, представитель власти, попустивший неправомерные действия, обязан устранить их в течение 30 дней.

Если заявитель пропустил трехмесячный срок, отведенный на подачу искового заявления, он может подать заявление, на основании которого суд выяснит, насколько уважительны причины задержки.

На основании этого решения суд может принять иск к рассмотрению.

Заявленные требования

В исковом заявлении или жалобе должны быть указаны конкретные требования к должностному лицу, на которое жалуется заявитель. В число требований могут входить следующие:

  • признать решение полностью или частично незаконным;
  • обязать представителя власти отменить или принять определённое решение;
  • обязать представителя власти предпринять определенные действия либо отказаться от них;
  • обязать указанное лицо возместить ущерб, при наличии такового.

Эти требования формулируются в соответствии с предметом спора. Все требования должны четко соответствовать действующему законодательству.

Оформление жалобы

Согласно действующему законодательству, при оформлении жалобы необходимо указать следующие сведения :

  • название учреждение, куда направляется заявление;
  • фамилия, имя и отчество представителя власти, чье решение предполагается неправомочным;
  • личные данные заявителя.

В жалобе необходимо изложить все обстоятельства, при которых представитель власти допустил, по мнению заявителя, нарушение его прав. В заявлении должно быть четко изложены те решения, которые предполагается оспорить. Далее заявитель обязан представить собственные доводы, на основании которых он считает поступки представителя власти неправомерными. Последним пунктом в заявлении указываются требования заявителя.

Если представитель власти нарушает права гражданина, тот может подать жалобу в установленном порядке.

Дополнительно об обжаловании незаконных действий должностных лиц — ниже на видео:

Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституция устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Жалобы - это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность - они не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и, как полагают их авторы, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы - важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.

Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан - административный и судебный.

В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количество жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. Обращаясь 15 января 1998 г. к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации, Президент отметил, что поступление жалоб граждан в местные и федеральные органы исполнительной власти на волокиту, бюрократизм, бездушное отношение должностных лиц при решении жизненно важных проблем россиян не снижается, и потребовал ужесточить спрос с руководителей за состояние работы с обращениями граждан.

Указом Президента от 3 апреля 1997 г. было утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Оно призвано анализировать и обобщать вопросы, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное и периодическое информирование Президента, Председателя Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; представлять необходимые материалы в целях освещения в средствах массовой информации итогов обращений граждан; изучать опыт работы соответствующих органов и иностранных государств.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения. Такой порядок не может признаваться эффективным, тем более когда речь может идти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. Следует также учитывать и то, что пока действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с последующими изменениями от 4 марта 1980 г.) лишь в самой общей форме определяет особенности этого вида юрисдикционного производства.

В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны, причем лично и непосредственно. Обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее в административном порядке решение по делу. В ходе процесса ему приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда.

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.) предусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или ответ не получен в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц - со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, он отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

Права военнослужащих должны быть обеспечены на равных условиях с другими гражданами. Поэтому Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» установил, что военные суды рассматривают административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Кроме того, военные суды вправе признать незаконными нормативные акты Министерства обороны РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Главная / Юридическая приемная / Действия (бездействия) должностных лиц

Действия (бездействия) должностных лиц

В данном разделе Вы можете ознакомиться с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка обжалования решений, действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Вопросы составлены на основании многочисленных обращений внутренне перемещенных лиц, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и иных граждан в Консультационный центр Весты. С подробной информацией вы можете ознакомиться в памятках разработанными юристами Весты «По вопросам обжалования решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в Республике Ингушетия » (скачать памятку) и «По вопросам обжалования решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в Чеченской Республике» (скачать памятку). Форму заявления в суд Вы можете скачать здесь.

Вопрос: Кто может в судебном порядке оспорить неправомерное решение, действия (бездействия) чиновников.

Ответ: Любой человек может в судебном порядке оспорить неправомерное решение, действия (бездействия) чиновника (далее по тексту ответчика). Оспаривать могут все физические лица, но с условием: необходимо, чтобы Вы доказали, что данное решение или действие затрагивает Ваши права и интересы. Заявитель должен доказать только одно — что данное решение затрагивает его права и интересы. Все проблемы по доказыванию правомерности решения, действия (бездействия) возлагаются на орган государственной власти, орган местного самоуправления, то есть на тот орган, чье решение оспаривается. Предметом судебной проверки может выступать правомерность любых действий (бездействия), решений, кроме тех действий и решений, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции других органов.

Вопрос: Куда можно подать заявление в суд .

Ответ : Заявление подается в суд по месту своего жительства или по месту нахождения ответчика, решение, действие (бездействие) которого оспаривается (ч. 2 ст.254 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ФЗ № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере (в настоящее время 200 рублей).

Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. В жалобе должно быть четко указано, кто является заявителем, его адрес, чьи действия или решения обжалуются.

Самое главное — указать, какое решение обжалуется, почему оно оспаривается, чем ущемляет права заявителя. Также нужно приложить необходимые документы. При невозможности их предоставить, в заявлении необходимо ходатайствовать об истребовании их в судебном порядке. Желательно дать ссылку на закон, который устанавливает нарушенное право. Однако, ссылка на закон не обязательна. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина и ответчика.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется руководителю ответчика для устранения допущенного нарушения закона решения, действия (бездействие) которых были оспорены в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Вопрос: Что такое решения, действия (бездействия)?

Ответ: К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания).

В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

Вопрос : Какие решения, действия (бездействия) могут быть обжалованы в суд?

Ответ: К решениям, действиям (бездействиям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых: · нарушены права и свободы гражданина; · созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; · незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона «Об обжаловании решений, действий (бездействий), нарушающих права и свободы граждан»).

Вопрос: Какую информацию должностные лица и госслужащие обязаны предоставлять гражданину? Ответ: Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. (например предусмотренных законом о защите персональных данных, составляющий государственную тайну и др.) (ст. 2 Закона «Об обжаловании решений, действий (бездействий), нарушающих права и свободы граждан»).

Защищая, храним домашний очаг

Развиваем местные сообщества

Помогаем нуждающимся

Верховный Суд РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее Постановление № 2) указал, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В зависимости от гражданского или уголовного судопроизводства, при оспаривании и/или обжаловании бездействия должностного лица имеются определённые процессуальные требования: по оформлению заявления (в гражданском судопроизводстве) и жалобы (в уголовном судопроизводстве), требования территориальной подсудности и особенности судебного разбирательства. Иногда, как показано ниже, при обжаловании бездействия должностного лица суды ошибочно отказывают в принятии к производству той или иной жалобы (заявления) по мотиву не соблюдения заявителем порядка обжалования и/или территориальной подсудности. В связи с этим остановлюсь в этой статье на некоторых особенностях данной категории дел.

Уголовное судопроизводство

Судебный порядок рассмотрения жалоб на бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора регламентируются статьёй 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). Вместе с тем, согласно разъяснения Верховного Суда РФ, данного в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее Постановление № 1) не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ бездействие должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора).

В Постановлении № 2 Верховный Суд РФ конкретизировал позицию, изложенную в пункте 3 Постановления № 1, и указал, чтов порядке Главы 25 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) суды не вправе рассматривать дела об оспаривании бездействия, связанного с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Вместе с тем дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью) рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ (пункт 7 Постановления № 2).

Изпункта6 Постановления № 1 следует, что в тех случаях, когда место производства предварительного расследования не совпадает с местом совершения деяния, жалоба на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, а также прокурора в порядке статьи 125 УПК РФ рассматривается тем районным судом, который территориально находится в месте производства предварительного расследования, определяемого в соответствии со статьей 152 УПК РФ. То есть, в таких случаях жалоба подаётся и подлежит рассмотрению в районном суде по месту совершения деяния, а не по месту предварительного расследования.

В силу положений ч. 3 ст. 125 УПК РФ судья проверяет законность и обоснованность бездействия дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы.

Согласноп.20 Постановления № 1, когда при судебном рассмотрении жалобы будут выявлены иные нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц, рекомендовать судам в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ выносить частное определение (постановление), в котором обращать внимание должностных лиц на допущенные нарушения закона, требующие принятия соответствующих мер.

Для иллюстрации вышеуказанных положений приведу примеры из своей практики.

Адвокатская практика

Бездействие должностных лиц при исполнении обязанности по проверке сообщения о преступлении.

В 2009 году Ч. обратилась в Кимрскую межрайонную прокуратуру Тверской области с заявлением о совершении в отношении неё мошенничества, и возбуждении уголовного дела в отношении Т. Заявление было направлено для проведения проверки в ОБЭП ОВД по Кимрскому району Тверской области (ныне ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский»).

Более двух лет ст. оперуполномоченный ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский» Радь О.Ю. проводила проверку по заявлению Ч и на момент рассмотрения в суде жалобы на бездействие постановила 15 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые были отменены прокурорами прокуратуры Тверской области и Кимрской межрайонной прокуратуры.

В защиту интересов Ч.

я подал в суд жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие ст. оперуполномоченного ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский» Радь О.Ю. и начальника органа дознания - начальника Криминальной милиции МО МВД России «Кимрский» Ульвачёва Ю.И. в части волокиты по рассмотрению заявления Ч., не принятию законного решения в срок, установленный ст. 144 УПК РФ (Дело № 3/10-53/11, Федеральный судья Аксёнов С.Б.).

В судебном разбирательстве помощники Кимрского межрайонного прокурора Смирнов А. и Муравьёва С. просили оставить жалобу без удовлетворения, полагая, что никаких нарушений прав Ч. не установлено (?!).

Постановлением от 27 октября 2011 года Кимрский городской суд Тверской области признал незаконным бездействие ст. оперуполномоченного ГЭБиПК МО МВД России «Кимрский» Радь О.Ю. и начальника органа дознания - начальника Криминальной милиции МО МВД России «Кимрский» Ульвачёва Ю.И. в части волокиты по рассмотрению заявления Ч. от 01 октября 2009 года, не принятию законного решения в срок, установленный ст. 144 УПК РФ, и не исполнению указаний заместителя Кимрского межрайонного прокурора Тверской области в установленный им срок. Постановление обжаловано не было и вступило в законную силу.

В постановлении суд пришёл к выводу, что «…бездействие должностных лиц органа дознания МО МВД России «Кимрский», в лице его начальника Ульвачёва Ю.И. и старшего оперуполномоченного Радь О.Ю., следует признать незаконным, поскольку указанное бездействие привело к волоките по рассмотрению заявления Ч. … и, как следствие, к нарушению конституционных прав Ч., предусмотренных ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, и затруднению ей доступа к правосудию».

Суд также вынес частное постановление в адрес начальника Управления МВД России по Тверской области, в котором указал, что «… поведение вышеуказанных должностных лиц МО МВД России «Кимрский» умаляющее авторитет органов внутренних дел, является недопустимым …» . Частное постановление также не было обжаловано и вступило в законную силу.

Порядок обжалования бездействия должностных лиц правоохранительных органов, полномочия которых не связаны с уголовным преследованием.

Щ. обвинялся в совершении преступления в городе Кимры Тверской области, уголовное дело для производства предварительного расследования было передано из следственного отдела МО МВД России «Кимрский» в следственное управление при УМВД по Тверской области (г. Тверь). В отношении Щ. Кимрским городским судом Тверской области была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, и он содержался в следственном изоляторе ФКУ ИЗ-69/1 УФСИН РФ по Тверской области, расположенном в городе Твери. В соответствии с ч. 1.1 ст. 110 УПК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" на основании решения следователя Щ. подлежал направлению на медицинское освидетельствование в Тверскую областную клиническую больницу.

Обжалование действий (бездействий) должностных лиц органов контроля

Решение следователя было направлено для исполнения начальнику ФКУ ИЗ-69/1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л., однако решение им исполнено не было.

Бездействие начальника ФКУ ИЗ-69/1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л. в части не исполнения решения следователя мною было обжаловано в Кимрский городской суд Тверской области в порядке гражданского судопроизводства (Глава 25 ГПК). Постановлением от 13 сентября 2011 года Кимрский городской суд Тверской области в принятии жалобы к производству отказал (Федеральный судья Мильчакова О.Р.).

Здесь, по меньшей мере, вызывает недоумение мотивировка постановления суда положениями ст. 125 УПК РФ: «… действия (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. Как следует из представленных материалов, в производстве отдела СЧ по РОПД СУ при УМВД по Тверской области находится уголовное дело № 180340 по обвинению Щ. по ч. 3 ст. 30 - п. «а», «г», ч. 2 ст. 161 УК РФ. Следовательно, указанная жалоба должна быть подана в районный суд по месту производства предварительного расследования, что будет соответствовать требованиям ст. 125 УПК РФ. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в принятии жалобы, и разъяснить заявителю, что с данной жалобой он может обратиться в суд по месту производства предварительного расследования уголовного дела» .

На указанное постановление суда первой инстанции была подана кассационная жалоба.

Судебная коллегия по уголовным делам Тверского областного суда удовлетворила кассационную жалобу и отменила постановление Кимрского городского суда от 13 сентября 2011 года (Дело № 22-2604-2011 год). Судебная коллегия в кассационном определении от 26 октября 2011 года указала: «Отказывая в принятии жалобы, суд исходил из того, что при её подаче не соблюдены требования ст. 125 УПК РФ о территориальной подсудности. Вместе с тем, как видно из содержания жалобы, адвокат обжалует не связанное с уголовным преследованием Щ. бездействие должностного лица в порядке главы 25 ГПК РФ. По смыслу закона в порядке ст. 125 УПК РФ не обжалуются действия (бездействия) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве, в данном случае - бездействие начальника следственного изолятора.

В связи с изложенным, вывод суда о том, что с жалобой надлежало обратиться в суд в порядке ст. 125 УПК РФ по месту производства предварительного расследования нельзя признать обоснованным. Кроме того, из объяснений сторон в судебном заседании видно, что инкриминируемое Щ. преступление имело место на территории Кимрского района Тверской области.

Поскольку адвокат обратился в суд с жалобой на бездействие должностного лица в соответствии с нормами гражданского процессуального права, отказ в принятии жалобы, основанный на нормах уголовно-процессуального права, не может быть признан соответствующим закону».

Гражданское судопроизводство

В гражданском судопроизводстве бездействие должностных лиц оспаривается путём подачи заявления в порядке определённом Главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ). Заявление подаётся по месту жительства гражданина или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

В районном суде заявление рассматривается в течение десяти дней (ч. 1 ст. 257 ГПК РФ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, данных в пункте 20 Постановления № 2 по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Адвокатская практика

Признание незаконным бездействия начальника следственного изолятора

После отмены судебной коллегией по уголовным делам Тверского областного суда вышеуказанного постановления Кимрского городского суда от 13 сентября 2011 года по жалобе в интересах Щ. о признании незаконным бездействия начальника Учреждения ФКУ ИЗ-69/1 (далее ФКУ СИЗО-1) УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л., дело было рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства Кимрским городским судом Тверской области (Дело № 2-1297/11, Федеральный судья Аксёнов С.Б.).

Кимрский городской суд решением от 13 декабря 2011 года признал незаконным не исполнение начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л. решения следователя об удовлетворении ходатайства адвоката о направлении обвиняемого Щ. на медицинское освидетельствование в установленном законом порядке и не направлении Щ. на медицинское освидетельствование в установленный законом срок в Областную клиническую больницу.

Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области Робота А.Л. подал на решение Кимрского городского суда апелляционную жалобу в Тверской областной суд на том основании, что, по его мнению, заболевание Щ. не входит в Перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Кроме того, Щ. был им направлен в больницу ФКУЗ МСЧ-69 ФСИН России («тюремная больница»), где Щ. признали пригодным к содержанию в заключении. Поэтому он — начальник ФКУ СИЗО -1 УФСИН РФ по Тверской области считает решение следователя неправомерным и не исполнил его.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда, рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, апелляционным определением от 22 марта 2012 года оставила решение Кимрского городского суда от 13.12.2011 года без изменения, а апелляционную жалобу начальника ФКУ СИЗО -1 УФСИН РФ по Тверской области без удовлетворения.

Судебная коллегия указала: «… в связи с вынесением следователем К. решения о направлении Щ. на медицинское освидетельствование в Областную клиническую больницу на начальнике ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области лежала обязанность обеспечить конвоирование Щ. в Областную клиническую больницу, а также доставку направления на медицинское освидетельствование и медицинских документов.

Поскольку Щ. в установленный законом срок не был направлен в Областную клиническую больницу для проведения медицинского освидетельствования, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования защитника Щ. о признании бездействия начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области незаконным.

Доводы начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Тверской области о том, что заболевание Щ. не входит в Перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011г. № 3 являются несостоятельными, поскольку медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, проводится именно в целях установления наличия либо отсутствия у них тяжёлого заболевания, включённого в указанный перечень.

Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, при наличии направления на медицинское освидетельствование, выданного следователем К., в производстве которой находилось уголовное дело в отношении Щ., начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области не вправе входить в обсуждение вопроса о правомерности и обоснованности принятого следователем решения».

P.S. Щ. был освобождён из-под стражи 18 ноября 2011 года, мера пресечения была ему изменена на подписку о невыезде.

Бездействие должностного лица органа местного самоуправления по не уведомлению гражданина о рассмотрении заявления в установленный законом срок.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст. 12 указанного Закона письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Житель Москвы Г. 22 августа 2011 года обратился к первому заместителю Главы администрации Кимрского района Тверской области Казакову А.В. с заявлениями о согласовании местоположения границ двух земельных участков, принадлежащих Г. на праве собственности. Однако заявления были зарегистрированы в Администрации Кимрского района Тверской области лишь 12 сентября 2011г. с фиксацией соответствующих штампов на заявлениях.

В установленный Законом срок, который Г. исчислял с 13 сентября 2011 года, он не получил ответа о результатах рассмотрения поданных заявлений и обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия первого заместителя Главы администрации Кимрского района Казакова А.В. (Дело № 2-1245/11, Федеральный судья Аксёнов С.Б.).

В ходе судебного разбирательства Администрация Кимрского района представила суду акт согласования местоположения границ одного земельного участка, принадлежащего Г., и письменный отказ в согласовании местоположения границ другого земельного участка, оба документа были датированы 10 октября 2011 года. Иными словами, по утверждению Казакова А.В. заявления Г. были рассмотрены в месячный срок со дня их поступления, что подтверждается датой регистрации (12 сентября 2011г.) и направлены в адрес Г. по почте обычным письмом.

Решением от 13 декабря 2011 года Кимрский городской суд Тверской области признал незаконным бездействие первого заместителя Главы администрации Кимрского района Казакова А.В. по не уведомлению Г. о рассмотрении заявлений о согласовании местоположения границ земельных участков в установленный законом срок.

В решении суд указал: «… заявитель обратился в данный орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями. Однако данное обращение имело место не 22 августа 2011 года, как указал Г. в своём заявлении в суд, а 12 сентября 2011 года, что подтверждается штампами об их получении, зафиксированными в самих заявлениях. Не доверять данному обстоятельству у суда оснований не имеется, поскольку никаких иных сведений в обоснование своих доводов в этой части ни заявителем, ни его представителем суду не представлено.

…по утверждению Казакова А.В.

о результатах рассмотрения заявлений Г. был извещён путём направления ему простой корреспонденции. При этом не отрицал, что сведения о надлежащем извещении заявителя о принятых им, Казаковым, решениях, отсутствуют. Об этом же показала свидетель Г-ва и об этом же свидетельствует журнал исходящей корреспонденции Администрации Кимрского района Тверской области за 2011 год, из которого невозможно установить факт направления Г.

каких-либо сопроводительных писем. Кроме того, данный журнал не оформлен надлежащим образом, поскольку не прошит и не пронумерован».

Адвокат Е.А. Нагорный
февраль 2012г.

По вопросам полной или частичной публикации материалов статьи обращайтесь к автору. В случае использования отдельных цитат или ссылок на информацию статьи, обязательным требованием является указание автора, названия статьи и ссылки на первоисточник в виде advokat-nagorny.ru

Задать вопрос адвокату по обжалованию бездействия должностного лица

Раздел 5. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного
лица, а также принимаемого им решения при исполнении
муниципальной функции

5.1. Заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия), решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения муниципальной функции в досудебном (внесудебном) или судебном порядке.

Адвокат по обжалованию действий должностных лиц

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы.

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих, непосредственно исполняющих муниципальную функцию, принятые ими решения при осуществлении муниципальной функции может быть подана в досудебном (внесудебном) порядке руководителю структурного подразделения местной администрации.

Жалоба на действия (бездействие) руководителей структурных подразделений местной администрации непосредственно исполняющих муниципальную функцию, принятые ими решения при осуществлении муниципальной функции может быть подана в досудебном (внесудебном) порядке — первому заместителю, заместителю главы администрации, курирующему работу данного структурного подразделения, либо — главе муниципального района.

Жалоба на действия (бездействие) первого заместителя, заместителей главы администрации, непосредственно исполняющих муниципальную функцию, принятые ими решения при осуществлении муниципальной функции может быть подана в досудебном (внесудебном) порядке — главе муниципального района.

5.3. Жалоба, поданная в письменной форме, должна содержать:

а) наименование органа местного самоуправления либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

б) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

г) личную подпись (подпись уполномоченного представителя) и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

5.4. Права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы:

а) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5.5. Жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается гражданину в случаях, если:

а) в жалобе не указаны фамилия гражданина, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

б) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (гражданину направляется сообщение о недопустимости злоупотребления правом);

в) текст жалобы не поддается прочтению (жалоба возвращается гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

г) в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;

д) разглашаются сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).

5.6. Жалоба, поступившая в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

5.7. Если заявителю в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Решения, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Заявление может быть подано гражданином в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, в суд по месту его жительства или в суд общей юрисдикции по месту нахождения администрации муниципального образования.

Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов
при рассмотрении обращений

5.8. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

В _____________ гарнизонный военный суд
Адрес: _______________________
Тел. ______________
Истец:__________________________
_____________________
Адрес: новороссийское отделение города ________, воинская часть _____
Ответчик: новороссийское отделение города ______, воинская часть _____

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об обжаловании действий должностных лиц

Я, ______________, прохожу военную службу в ____________ отделении города ________ в воинской части _____.
__________________ я подал рапорт об увольнении меня по собственному желанию, в связи с неисполнение п. 3 заключенного контракта о прохождении военной службы, а именно — не предоставление мне служебного жилья, предусмотренного для военнослужащих, в силу п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от __________ года № 76-ФЗ, и беременностью моей безработной жены.
Командир воинской части _________________________________, принимающий решение о представлении меня на увольнение, направил рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия рассмотрела мой рапорт об увольнении и заслушала меня о причинах невозможности продолжать военную службу.
Аттестационная комиссия приняла решение о признании причин неуважительными, а увольнение по собственному желанию - невозможным.
Данный отказ был оформлен в протоколе, который в последующем был передан мне.
Командир воинской части, в соответствии с заключением аттестационной комиссии, в увольнении по собственному желанию отказал.
Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст.

4 ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации» основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.
Гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.
Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.
Считаю, что столкнулся с непониманием аттестационной комиссии по поводу признания причин моего увольнения уважительными.
В связи с вышеизложенным, и руководствуясь п. 6 ст. 51 ФЗ РФ
«О воинской обязанности и военной службе» и ст. 4 ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации»,

1. Признать решение аттестационной комиссии и отказ командира воинской части в увольнении меня по собственному желанию недействительной.
2.

Административный иск на действия должностного лица

Отправить рапорт о моем увольнении на новое рассмотрение.

Приложение:
1. Копия удостоверения личности ___ № ___________.
2. Копия контракта о прохождении военной службы от ___________ года.
3. Копия протокола аттестационной комиссии.

« » ______________ г. _____________/_____________/

Порядок обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц надзорных органов

Обжалование неправомерных действий должностных лиц

Обжалование неправомерных действий должностных лиц может осуществляться тремя основным путями: во-первых, через обращение непосредственно в вышестоящий орган; во-вторых, жалоба может быть подана в надзорный или лицензирующий орган; в-третьих, существует варрант судебного обжалования действий должностных лиц.

Как правило, наибольший эффект достигается при использовании всех трех способов одновременно. Например, неправомерные действия судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы Старшему судебному приставу-исполнителю — руководителю отдела Службы судебных приставов, либо в городской департамент судебных приставов. Затем неплохо бы отправить жалобу в прокуратуру, которая наделена надзорными функциями за деятельностью приставов, а также и в органы правосудия.

Если же вам необходимо обжаловать действия самих судов, то их решения, постановления и определения можно обжаловать, обратившись в вышестоящий суд, однако в этой ситуации необходимо неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые процессуальным законодательством. Например, решения мировых судей обжалуются в районных судах, решения районных судов обжалуются в судах субъектов Российской Федерации. В арбитражных судах действия судей и иных сотрудников суда могут быть обжалованы председателю Арбитражного суда. Форма подобных жалоб законодательно не определена, поэтому ее можно составлять в свободном стиле, руководствуясь краткостью и лаконичностью.

В соответствии с законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде, относятся и коллегиальные, и единоличные действия (решения), а также и распространение официальной информации, в результате чего:

  • были нарушены права и свободы граждан;
  • созданы препятствия для осуществления гражданами их прав и свобод;
  • на граждан незаконно была возложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к какой-либо ответственности.