Отмена командировочного удостоверения. Чем вызвана отмена командировочных удостоверений Командировочное удостоверение нужно или нет

  • от 13.10.2008 № 749, определяющее особенности направления работников в командировки;
  • от 26.12.2005 № 812, касающееся выплаты суточных при зарубежных командировках работников госучреждений.

Охарактеризуем нововведения.

Упразднено командировочное удостоверение

Прежде всего, из названных постановлений Правительства РФ (№ 749 и № 812) исключено упоминание о командировочном удостоверении. Напомним: ранее оно считалось обязательным при командировках внутри страны, а также при направлении работника в командировку на территории государств - участников СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.


Теперь при любых загранкомандировках дата пересечения государственной границы Российской Федерации определяется по проездным документам (билетам).


Командировочное удостоверение подтверждало срок пребывания в командировке, который исчислялся от даты приезда в пункт назначения до даты выезда из него. В целях определения суточных к этому сроку приплюсовывалось время в пути.

Отмена командировочного удостоверения означает, что время в пути приравнивается к выполнению работником трудовой функции. Ведь период пребывания в организации, куда командирован работник, теперь специально не обособляется (день прибытия и день убытия не фиксируются). Фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, которые работник представляет по возвращении из служебной командировки.

Правда, разработчики комментируемого постановления не озаботились тем, что в пункте 11 (абз. 3) Постановления № 749 время нахождения в командировке и время проезда по-прежнему разделены… По мнению автора, в корректировке нуждается и эта формулировка.

Использование личного транспорта

Ну а в случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте - легковом автомобиле или мотоцикле - фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке. Она представляется работником работодателю по возвращении из командировки одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно. К таким документам отнесены, в частности, счета, квитанции и кассовые чеки.

Между тем использование личного транспорта не предполагает применение путевых листов. Их оформляют в целях безопасности дорожного движения исключительно при эксплуатации автомобильного транспорта, принадлежащего юридическим лицам и (п.п. 2, 28, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7).


На заметку

Путевой лист - документ в принципе односторонний, не требующий заверения по маршруту следования. Сведения, обычно в нем содержащиеся (в том числе о пройденном пути), могут быть изложены в специальном разделе служебной записки.


Далее, о каких счетах, квитанциях и кассовых чеках может идти речь при использовании личного транспорта? - Видимо, в первую очередь это документы, удостоверяющие приобретение топлива по маршруту следования, на которых будут отражены реквизиты АЗС. При этом в части, связанной с исполнением служебного поручения, возмещает работодатель (). Однако в целях налогообложения прибыли размер компенсаций, включая затраты на топливо, определяется в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 (письмо ФНС РФ от 21.05.2010 № ШС-37-3/2199).

Кроме того, косвенными доказательствами поездки работника могут служить иные счета, квитанции и кассовые чеки, подтверждающие его проезд через тот или иной населенный пункт по маршруту следования. Примером может служить кассовый чек предприятия общественного питания или продуктового магазина на трассе, хотя эти затраты работника работодатель не возмещаются. Кстати, ночевать можно и в машине (наличие документов о проживании не обязательно).

Примечательно, что в качестве личного транспорта могут быть использованы исключительно легковой автомобиль или мотоцикл. Применение для этих целей иных видов транспорта, принадлежащих командированному работнику, - скажем, грузового автомобиля или катера, - Постановлением № 749 не предусмотрено. Если использование неоговоренных транспортных средств все же целесообразно, то работодателю надлежит их либо арендовать, либо получить от собственника в безвозмездное пользование. Но в этом случае об использовании личного транспорта речь уже не идет. В такой ситуации роль проездного документа действительно будет выполнять путевой лист.

Видимо, аналогичным образом решается вопрос о времени пребывания в командировке, если работник направился в нее на транспортном средстве, принадлежащем работодателю на праве собственности. Хотя считать путевой лист проездным документом нормативных оснований не имеется. Нужно признать, что вопрос о поездках на служебном транспорте остался непроработанным. Будем ждать официальных разъяснений.

Отмена командировочного удостоверения по сути избавляет работодателя от необходимости контроля за местом нахождения командированного работника. В принципе такое сокращение ограничений можно только приветствовать. Теперь выезжать в другую местность работник может без предварительного согласования с принимающей стороной (на практике таковая не всегда имеется). Да и необходимость отметки в командировочном удостоверении о выбытии из пункта назначения ограничивала мобильность работника.

Нюансы документооборота

Кроме того, из Постановления № 749 (п.п. 6 и 26) исключены требования об оформлении служебного задания и отчета о выполненной работе в командировке, который подлежал согласованию с руководителем структурного подразделения работодателя.

В итоге компании могут отказаться от применения двух документов, для которых обычно применялись унифицированной формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1:

  • командировочного удостоверения по ;
  • служебного задания для направления в командировку и отчета о его выполнении по форме № Т-10а.

Тем не менее, в командирующей организации по-прежнему должно быть оформлено в письменной форме решение работодателя о направлении работника в командировку с указанием ее срока и служебного поручения (п. 3 Постановления № 749).

В результате термин «служебное поручение», представленный в Трудовом кодексе РФ (), подкреплен, а термин «служебное задание», по сути его дублирующий, упразднен.

Если же командированный работник использовал для поездки личный транспорт, то формы № Т-10 и № Т-10а заменит служебная записка. Формально срок ее представления Постановлением № 749 не регламентирован. Однако очевидно, что она выступает приложением к авансовому отчету, который по-прежнему должен быть представлен работодателю в 3-дневный срок по возвращении из командировки. Ведь на основании служебной записки будут определены суточные.

Наконец, напомним, что в к документам, косвенно подтверждающими произведенные расходы, отнесен приказ о командировке. Поэтому именно так целесообразно именовать решение работодателя о направлении работника в командировку. А поскольку теперь форма № Т-10а не имеет самостоятельного значения, служебное задание (оно же «поручение») можно охарактеризовать непосредственно в таком приказе. В итоге приказ (распоряжение) о направлении работника (ов) в командировку по унифицированным формам № Т-9 и № Т-9а также придется привести в соответствие с новой редакцией Постановления № 749. Причем указание в названных формах цели командировки тоже утратило под собой актуальность.

Примечательно, что в общем случае согласие работника на командировку не требуется. Подробности - в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». А вот довести распоряжение о командировке до сведения работника под роспись необходимо («с приказом ознакомлен»).

Впрочем, на добровольной основе компании могут сохранить документальное . Неблагоприятных последствий это не повлечет.

А в целом нужно констатировать, что документооборот по командировкам стал менее регламентироваться со стороны государства. Что само по себе радует.

Е.Ю. Диркова , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Нужно ли командировочное удостоверение в 2019 году? Форму отменили, но применять ее не запретили, если руководитель включит бланк в учетную политику предприятия официально.

Порядок направления в командировки и оформления отчетности о служебной поездке в России изменился еще три года назад. Новые правила пока известны не всем, поэтому стоит уточнить, какие именно документы отменены и как они теперь используются.

Обязательно ли составление командировочного удостоверения после того, как его отменили

Однако, для тех, кто незнаком с этими изменениями в нормативных актах, уточним, что командировочное удостоверение в 2019 году отменили. Фактически же Постановление Правительства № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" было подкорректировано законодателями еще в 2014 году, а поправки вступили в силу с января 2015.

В соответствии с ними, работодатель теперь не обязан составлять по факту поездки командировочное удостоверение и служебное задание, а сотрудник — отчет о проделанной работе. Эти документы в настоящее время отменили, однако их использование не запрещено. Если руководитель посчитает, что данные формы полезны при организации делопроизводства и учета расходов, они могут быть введены на предприятии внутренним распоряжением и должны быть отражены в учетной политике с приложением официально утвержденного образца. Можно использовать унифицированную форму Т-10.

В связи с чем это возможно? Постановлением Правительства, как уже сказано, запрет на использование бланков не установлен, а многие бухгалтеры считают, что применение данных бланков очень эффективно для отражения расходов сотрудника и контроля за выполнением поставленных перед ним задач (в частности, факт пребывания в пункте назначения). Его составление не обязательно по закону, но внутренними, локальными нормативными актами на предприятии эти формы могут быть утверждены для оформления служебных поездок, и в таком случае все сотрудники данной организации должны их применять.

Как подтвердить факт служебной поездки после отмены командировочного удостоверения

Отмена командировочных удостоверений была вызвана, по всей видимости, следующими соображениями:

  • сократить документооборот компаний, что позволит разгрузить бухгалтерию от некоторой части работы;
  • предоставить организациям большую свободу в организации делопроизводства и предусмотреть возможность самостоятельно разрабатывать бланки форм и отчетов.

В постановлении же указано, что время пребывания в служебной поездке теперь определяется на основании проездных документов к пункту назначения. В качестве таковых можно рассматривать билеты на поезд, электричку, самолет, автобус. Если подобных доказательств нет, срок фактического пребывания устанавливается на основании данных по найму жилого помещения в пункте назначения: талоном, квитанцией, оформленными в соответствии с требованиями нормативных актов, или иными бланками, подтверждающими факт заключения договора и его исполнения. Если и эти документы работник не сможет предоставить, подойдут иные, подтверждающие факт и срок пребывания в командировке.

Если она заграничная, гражданин, по аналогии, может предоставить копии заграничного паспорта с отметками о въезде и выезде, пересечении границы.

В случае использования транспорта предприятия или личного, факт пребывания в поездке устанавливается на основании служебной записки с отметкой в пункте назначения, к которой прилагаются подтверждающие расходы документы: чеки, квитанции на покупку топлива, путевой лист.

Командировочное удостоверение отменили, однако многие компании продолжают их использовать, переработав форму в своих интересах. Дело в том, что расходы в поездке часто становятся предметом спора с налоговой инспекцией, а по новым правилам доказать их деловой характер достаточно сложно.

В соответствии с Дорожной картой "Совершенствование налогового администрирования", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р, командировочные удостоверения должны были быть отменены еще в апреле 2014 г. Но это произошло лишь в январе 2015 г.
О новшествах, которые внесены в порядок оформления командировочных документов, читайте в предложенном материале.

Утвержденная Дорожная карта "Совершенствование налогового администрирования" направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота. Одной из заявленных целей данного плана мероприятий является сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов.
В числе планируемых мероприятий есть и сокращение количества документов, которые требуются для подтверждения командировочных и представительских расходов, и упрощение требований к оформлению первичных документов, и отмена командировочных удостоверений для коммерческих организаций. В рамках реализации указанной Дорожной карты в канун 2015 г. и было принято два документа:
- Приказ Минфина России N 147н, Минтруда России N 1044 от 15.12.2014 "О признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Приказ Минфина России N 147н, Минтруда России N 1044);
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1595).
Постановлением Правительства РФ N 1595, которое вступило в силу 8 января 2015 г., были внесены поправки в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Положение).
Теперь работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Ранее речь шла о распоряжении работодателя, которое могло сделать и уполномоченное им лицо.
Упразднен п. 6 Положения, согласно которому цель командировки работника определялась руководителем командирующей организации и указывалась в служебном задании, которое утверждалось работодателем.
Из Положения исключено понятие командировочного удостоверения. Не надо больше оформлять его при направлении работника в командировку, делать в нем отметки о дате приезда в место командирования и дате выезда из него и прилагать его к авансовому отчету по окончании командировки.
Теперь фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.
В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевым листом, счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).
Вместе с командировочным удостоверением отменен отчет о выполненной в командировке работе. Данный отчет (обязательно в письменном виде) не надо больше согласовывать с руководителем структурного подразделения работодателя, а затем прилагать к авансовому отчету.
До сих пор мы говорили о командировках на территории РФ.
Порядок направления работников в командировки за пределы РФ не изменился: это единственный случай, когда командировочные удостоверения не оформлялись и ранее, а время нахождения в командировке определялось по отметкам в загранпаспорте.
Что касается командировок на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, дата пересечения Государственной границы РФ теперь определяется по проездным документам (билетам).
Таким образом, изменился порядок оформления документов при направлении работника в командировку. Раньше действовали следующие правила:
1) оформлялось распоряжение работодателя - издавался приказ. Цель командировки указывалась в служебном задании, которое составлялось отдельно;
2) на основании приказа работодателя оформлялось командировочное удостоверение, которое подписывалось работодателем и вручалось работнику;
3) в командировочном удостоверении делались отметки о дате приезда в место командирования и дате отъезда из него, которые обязательно заверялись печатью и подписью ответственного лица;
4) составлялся авансовый отчет, к которому прилагались командировочное удостоверение, документы о фактически произведенных в командировке расходах и отчет о выполненной в командировке работе;
5) утверждался авансовый отчет в установленном порядке.
Новые правила таковы:
1) оформляется решение работодателя - издается приказ, в котором указывается цель командировки;
2) составляется авансовый отчет, к которому прилагаются документы о фактически произведенных в командировке расходах. Если работник едет в командировку на личном транспорте, он должен по возвращении из нее представить служебную записку с подтверждающими расходы документами;
3) авансовый отчет утверждается в установленном порядке.
Но это еще не все новшества, связанные с оформлением командировочных документов.
Приказом Минфина России N 147н, Минтруда России N 1044 в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством РФ признана не действующей на территории РФ Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62).
Отметим, что согласно ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и другие нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Исходя из этого Инструкция N 62 продолжала применяться в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Минтруда России от 14.02.2013 N 14-2-291).
Напомним, что именно этим документом был определен порядок выдачи командировочного удостоверения и была установлена его форма, а также были урегулированы другие вопросы, связанные с командировками работников.
Инструкцией N 62 были утверждены формы журналов учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих из них.
Таким образом, на сегодняшний день Инструкция N 62 и утвержденные ею документы не действуют.
При этом в настоящее время необходимо вести журналы учета:
- работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (дату и номер командировочного удостоверения теперь указывать не надо);
- работников, прибывших в организацию, в которую они командированы.
Формы и Порядок заполнения этих журналов утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 739н.
Кроме того, остался прежним порядок учета работников, направленных в командировки, в табеле учета рабочего времени.
Подводя итог рассмотренным новшествам в порядке направления работников в командировки, отметим, что начиная с 08.01.2015 не надо оформлять:
- служебное задание;
- командировочное удостоверение;
- отчет о выполненной в командировке работе.
При этом стал обязательным еще один документ - служебная записка, которая оформляется, если работник едет в командировку на личном транспорте.
Это нормы действующего сегодня законодательства. Если в организации или индивидуальным предпринимателем будет принято решение об отмене приведенных документов, необходимо будет внести поправки в положение о командировках в связи с изменением действующего законодательства. Если же будет принято решение о целесообразности сохранения, например, порядка составления служебного задания или отчета о выполненной в командировке работе, нужно будет отразить это в положении о командировках. Это не будет противоречить новым нормам.
Отметим, что изменения вступили в силу 08.01.2015, но это не значит, что поправки в локальном акте о командировках должны быть датированы этим же числом, тем более что это был нерабочий праздничный день. Но и затягивать с корректированием локального акта не стоит: в таком случае надо понимать, что, пока не внесены изменения в положение о командировках, действующее в хозяйствующем субъекте, оно действительно в части, не противоречащей новым правилам.
Данные новшества вызвали неоднозначную реакцию в бухгалтерском сообществе. На специализированных сайтах можно встретить мнение о том, что зря отменили командировочное удостоверение, в котором была представлена обобщенная информация по командировке. Частично с этим можно согласиться: действительно, в командировочном удостоверении была собрана практически вся необходимая информация по командировке. Но в данном случае сильное влияние оказывает и эффект привыкания: командировочное удостоверение было обязательным документом почти 27 лет.
Встречается даже предложение утвердить в организации командировочное удостоверение и продолжать применять его. Но такое предложение вызывает сомнения в его практическом применении. Если хозяйствующий субъект утвердит свою форму командировочного удостоверения, у организации (индивидуального предпринимателя), в которую командированное лицо прибывает, не будет обязанности проставлять отметки о прибытии в пункт назначения (выбытии из него) и заверять их печатью и подписью ответственного лица.
При этом в положении о командировках хозяйствующий субъект вправе утвердить любые нормы о направлении работников в командировки, не противоречащие действующему законодательству.

Отмена командировочного удостоверения.

Отмена командировочных удостоверений в 2015 году подразумевает, что теперь при направлении работника в служебную командировку работодатель не обязан его оформлять. Речь идет не только об отмене командировочного удостоверения - отменена и обязанность составлять служебное задание и отчет командированного сотрудника о выполненной работе. С 08.01.2015 вступили в силу поправки, внесенные Постановлением № 1595 .

Согласно п. 3 Постановления № 1595 работники направляются в командировки на основании решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. То есть перед тем, как направить сотрудника в командировку, нужно издать соответствующий приказ, который должен подписать руководитель организации или уполномоченный им сотрудник (например, заместитель).

В силу новых правил фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным билетам, представляемым по возвращении из командировки.

Если же работник направляется в командировку на личном транспорте, то фактический срок пребывания в месте командирования работник должен указать в служебной записке. Она представляется одновременно с документами, подтверждающими использование названного транспорта для проезда к месту командирования и обратно. Такими подтверждающими документами могут быть путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.

Унифицированная форма приказа не содержит места для указания служебного задания. То есть в приказе невозможно отразить цель командировки, а следовательно, нет основания для выплаты суточных сотруднику. Поэтому взамен существующей формы приказа лучше разработать и утвердить собственную форму с указанием цели командирования, чтобы у налоговой инспекции не возникало сомнений в необходимости поездки сотрудника и выплаты ему суточных.

Хотя сейчас составлять командировочное удостоверение и служебное задание больше не требуется, все же их наличие поможет осуществлять внутренний контроль выполнения сотрудниками обязанностей, а также упростит расчет выплат по итогам командировки. Поэтому воспользоваться можно как унифицированными формами, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, так и самостоятельно разработанными бланками. Можно руководствоваться ранее действовавшими правилами. Наличие этих документов будет не лишним при возникновении споров с проверяющими органами.

Срок командирования, указанный в приказе о направлении сотрудника в командировку, является примерным. Поэтому если сотрудник вернулся раньше или задержался, то достаточно издать приказ об изменении срока.

Фото: www.ru.123rf.com

Отмена командировочных удостоверений 2015.

Для заграничных поездок правила остались прежними. Командировочные удостоверения работникам при выезде из России и так были не нужны, поскольку в загранпаспорт ставятся отметки о пересечении границы. А при поездках в страны СНГ, если печать на границе не будет поставлена, подтверждением поездки будут билеты.

Согласно Письму ФНС РФ от 05.02.2014 № ГД-4-3/1897 для целей налогообложения документами, подтверждающими расходы на билеты в электронной форме, являются маршрут/квитанция электронного документа на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по приведенному в электронном авиабилете маршруту, и (или) контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде. Другими словами, электронный билет РЖД нужно распечатать. А к авиабилету необходимо приложить еще и посадочные талоны.

Итак, по возвращении из командировки работник в течение трех дней обязан представить авансовый отчет, к которому прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд и об иных связанных с командировкой расходах . Отчет о выполненной работе теперь тоже составлять не нужно.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

Пункт 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

Ю. Н. Калмыкова
эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации»

С огласно новой редакции командировочное удостоверение и служебное задание при направлении работника в командировку оформлять не требуется. Каким образом теперь необходимо оформлять командировки и стоит ли торопиться отказываться от «старой формы» командировочных удостоверений, мы и обсудим в данной статье.

Что такое командировка?

Действующее законодательство определяет командировку как выполнение работником служебного задания вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). При этом согласно п. 3 Положения о командировках под местом постоянной работы следует понимать место расположения организации, работа в которой обусловлена трудовым договором (командирующая организация). Такой узкий подход к дефиниции привел законодателя к необходимости дополнительно оговорить, что поездка работника, направляемого в командировку в обособленное подразделение, находящееся вне места постоянной работы, также признается ­командировкой (там же).

Соответственно, командировкой не признаются поездки сотрудников, чья работа изначально носит разъездной характер (торговые представители), и тех, чья работа осуществляется в пути (проводники и стюардессы). Кроме них, в этот список, на наш взгляд, необходимо включить дистанционных работников. Они трудятся вне места нахождения организации и не имеют рабочего места, а значит, и выезжать им с ­формальной точки зрения неоткуда.

Что изменилось?

Выделим два изменения, внесенных в Положение о командировках, о которых должны знать кадровики. Во-первых, фактический срок командировки определяется по проездным документам (п. 7 Положения).

Во-вторых, термин «распоряжение работодателя» сменился термином «решение работодателя», оставив неизменным остальные составляющие понятия командировки (п. 3 Положение о командировках). Причин для второго уточнения пока не видно. Возможно, данное «косметическое» уточнение предугадывает последующие законодательные новеллы, например, расширение полномочий профсоюзов или подготовку к введению в ТК РФ требования о согласии работника для направления его в командировку. А возможно, либеральным разработчикам поправок не понравилась жесткость формулировки.

Впрочем, такое изменение во всех случаях представляется довольно удивительным, особенно с учетом того, что ст. 166 ТК РФ по-прежнему оперирует понятием «распоряжение работодателя». Более того, именно термин «распоряжение» в настоящий момент, по нашему мнению, является правильным. Ведь распоряжение - это реализация управомоченного лица своего права и одновременно акт (документ, устное распоряжение), направленный вовне и требующий однозначной реакции от других лиц. А решение - это явление во внешний мир внутренней воли, реализация которой требует последующих действий либо лица, изъявившего волю (издание распоряжения, приказа, устное волеизъявление), либо третьих лиц, которых такое решение касается. В целом данная правка, на наш взгляд, не несет смысловой нагрузки, незначительным образом смещая акценты.

Командировка как факт хозяйственной жизни

Командировка всегда влечет дополнительные затраты (билет, оплата жилья, расходы на питание и т.п.). Поскольку заинтересован в командировке работодатель, логичным является и то, что такие расходы несет именно он. Работник же обеспечивается гарантиями на время командировки (сохранение рабочего места, выплата суточных и пр.). В соответствии с абз. 1 ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную ­командировку работодатель обязан возмещать работнику:

Необходимо учитывать, что поскольку командировка для работодателя - это факт хозяйственной жизни, то и правила приема расходов по ней четко регламентированы. Более того, ранее расходы еще и строго нормировали. Например, в п. 6 утратившего силу постановления Сов­мина СССР от 17.01.1980 № 46 «О служебных командировках в пределах СССР» было указано, что командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения на основании оплаченных счетов, но не свыше 4 рублей в сутки - при командировании в Москву, ­Ленинград и столицы союзных республик.

Чтобы понять, что документирование данной процедуры всегда было довольно сложным и требовало определенной кропотливости в подборе документов как от работника, так и от организации, достаточно обратиться к письму ФНС РФ от 25.11.2009 № МН-22-3/890 «О документальном подтверждении командировочных расходов (командировочное удостоверение)». Из него следует, что первичным документом, содержащим информацию о хозяйственных операциях, является авансовый отчет, к которому прикладываются документы, подтверждающие фактически понесенные работником в процессе командировки расходы.

При этом, как отмечалось в письме, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и служебное задание для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не являются обязательными.

Для чего было нужно командировочное удостоверение

Как мы отметили, авансовый отчет подтверждал осуществление командировки как факт хозяйственной жизни в налоговом учете. Однако он сам мог быть отклонен полностью или в части при отсутствии ­надлежащих оправдательных документов. Напомним, ранее к ним ­относились:

  • командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом;
  • документы о найме жилого помещения (договор найма, расписки об оплате, кассовые чеки и т.п.);
  • документы о фактических расходах по проезду (билеты, страховки на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, ­квитанции об оплате услуг по оформлению проездных документов и т.п.);
  • документы об иных расходах, связанных с командировкой (например, товарные и кассовые чеки на представительские расходы).

Форма командировочного удостоверения позволяла использовать его для получения достаточно большого объема информации. Если рассмотреть его более внимательно, то по сути, это был универсальный ­документ, позволяющий установить:

  1. куда был командирован работник (организация или местность);
  2. с какой целью;
  3. на сколько дней он был направлен в командировку;
  4. когда фактически выбыл из места нахождения организации, когда прибыл по месту командировки;
  5. взаимодействовал ли сотрудник с лицами, к которым он был командирован.

Таким образом, командировочное удостоверение позволяло установить целый ряд фактов - начиная с самой командировки (была ли она фактически) и заканчивая датами нахождения работника по месту командировки. Кроме всего прочего, данный документ с высокой степенью достоверности подтверждал еще один важный для организации момент: были ли действия работодателя направлены на достижение уставных ­целей, т.е. имеют ли они экономическую целесообразность для ­организации.

Кстати, отсутствие экономической целесообразности в последнее время становится одним из излюбленных аргументов налоговых органов при отказе в принятии к налоговому учету тех или иных расходов. Что скрывать, у руководства и бенефициаров компании всегда есть соблазн использовать деньги организации для собственных целей. Например, вместо поездки в отпуск оформить командировку и слетать в теплые края, не потратив на это ни гроша из собственного кармана.

Необходимость проставления в командировочном удостоверении печати организаций, в которых побывал командировочный, в качестве одной из своих целей имело именно борьбу с непроизводственным характером поездок. Поэтому вполне можно представить ситуацию, когда в отсутствие командировочного удостоверения проверяющий исключит из расходов компании деньги, потраченные генеральным директором на полет в Сочи, аргументировав это тем, что у компании в этом городе нет контрагентов.

Можно много спорить о законности целого ряда требований налоговой инспекции, однако нужно понимать, что возникновение конфликта с проверяющими возможно буквально на ровном месте. А практика показывает, что стоимость сопровождения спора может оказаться намного выше, чем те усилия, которые требовались, чтобы его избежать.

С командировками может получиться именно так. Необходимо достаточно четко понимать, что отмена одного из обязательных документов никоим образом не сказывается на требованиях, предъявляемых к авансовому отчету как документу налогового учета. Оправдательные документы к нему в любом случае необходимо прикладывать, причем ­подтверждать такими документами нужно те же факты, что и ранее.

Как живем дальше?

Итак, как и ранее, при проведении проверки организации необходимо будет доказать проверяющим:

  • сам факт командировки;
  • срок командировки;
  • наличие взаимосвязи между поездкой сотрудника и деятельностью компании (экономическую целесообразность поездки);
  • осуществление работником действий, направленных на достижение цели командировки.

Безусловно, часть фактов, ранее подтверждавшихся командировочным удостоверением, можно подтвердить иными оправдательными документами. Поэтому в последней редакции Положения о командировках указывается, что фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки. Если же работник пользуется личным транспортом, фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование автомобиля для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

Факт поездки будет подтверждаться как наличием билетов, так и совокупностью иных оправдательных документов по прочим расходам (по проживанию, представительским и пр.).

При этом, на наш взгляд, возрастет значимость других документов, ранее носивших вспомогательный характер. Так, при определении взаимосвязи между поездкой и хозяйственной деятельностью компании основную роль теперь будет играть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку. Соответственно, при составлении такого документа можно рекомендовать включить в него указание на цель командировки, ссылку на служебное задание или непосредственно в тексте приказа прописать детализированное задание на командировку.

Сложнее обстоит дело с подтверждением факта исполнения работником полученного задания. С одной стороны, налоговым органам незачем контролировать, провел ли сотрудник переговоры, встретился ли с контрагентами, участвовал ли в проверке товара. Все это относится к области внутреннего контроля работодателя, поэтому отмена ­командировочного удостоверения выглядит достаточно логично.

С другой стороны, с точки зрения проверяющих, ситуация может представляться не столь однозначно. Можно обратить внимание на то, что разработаны порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы (п. 8 Положения о командировках, приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 № 739н «Об утверждении Порядка и форм учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы», далее - ­Порядок).

Данный ­Порядок, кроме всего прочего, устанавливает обязанность организаций вести журналы выбытия в командировку собственных работников и прибытия на предприятия работников других организаций. То есть имеет место перекрестный учет работников. Добавим к этому оригинальность мышления отдельных сотрудников налоговых инспекторов и в результате при проверках мы можем получить требования о предоставлении сведений из таких журналов от контрагентов организации. На первый взгляд, подобное предположение отдает паранойей, однако опыт 2008 и 1998 годов подсказывает, что в кризисные периоды российской истории скрупулезность и принципиальность в действиях налоговых органов могут находиться на грани здравого смысла. Кроме того, необходимо учитывать, что любое новшество, даже когда оно направлено на упрощение ситуации, требует определенного периода адаптации, в течение которого возможны ­разнообразные эксцессы.

Что можно рекомендовать в этой ситуации? На наш взгляд, не стоит торопиться и отказываться от командировочного удостоверения как такового. Данный документ нес определенную смысловую нагрузку, причем не только в отношениях, связанных с налоговым учетом; этот документ конкретизировал цель командировки и в определенной степени дисциплинировал работников. В ряде случаев он также позволял работодателю контролировать исполнение цели командировки сотрудником. Да, безусловно, для организаций, в которых командировка - это событие на грани форс-мажора, отказ от командировочных удостоверений означает, что одной бумажкой в бюрократическом документообороте стало меньше. Но, возможно, тем работодателям, для которых командировки являются нормой, стоит задуматься о сохранении обновленной версии командировочного удостоверения в своем арсенале, закрепив его форму и порядок использования в локальном ­нормативном акте.