Объекты и субъекты хозяйственных правоотношений. III. Понятие и система хозяйственных правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений. Хозяйственные (предпринимательские) правоотношения. Деньги, валютные ценности

Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

Тема 2
Субъекты хозяйственной деятельности

2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2.3. Юридические лица и их виды.

2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

2.1. Понятие и признаки субъектов
хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

– государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

– государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
предпринимателя

Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Субъектами предпринимательства не могут быть :

– несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

– лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

– лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

– лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

– лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

Предприниматель имеет право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Предприниматель обязан:

выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

соблюдать права и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

¾ нарушения действующего законодательства;

¾ невыполнения заключенных договоров;

¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

¾ загрязнения окружающей среды;

¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются, отношения урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями .

Хозяйственные правоотношения представляют между собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании и сводится к субъективным правам и обязанностям данных субъектов.

Основой для возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты. Хозяйственное право включает в себя предпринимательскую деятельность субъектов, таким образом, правопорождающими фактами будут являться именно действия совершаемые субъектами данных правоотношений. Например, заключение хозяйственного договора. А относительно событий, «события не играют здесь существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств» . Например, стихийное бедствие (наводнение, ураган и др.) может явиться основанием для уменьшения или снятия ответственности коммерческой организации, не исполнившей по этой причине договорные обязательства.

Субъектами хозяйственных правоотношений являются граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, юридические лица, а также государство в лице соответствующих органов обладающих определенной компетенцией.

Объектами хозяйственных правоотношений являются:

Вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

Работы и услуги;

Неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна);

В юридической литературе хозяйственные правоотношения классифицируются по различным основаниям и различны

Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на: абсолютные и относительные .

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченому лицу в осуществлении своего права.

В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • абсолютные вещные правоотношения;
  • абсолютно-относительные вещные правоотношения;
  • абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
  • неимущественные абсолютные правоотношения;
  • обязательственные правоотношения .

Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом . Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования . У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - отчерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и др. . Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Обязательственные хозяйственные правоотношения (относительные) . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой . Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:

Хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);

Внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);

Оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);

Территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями) .

Вопросы к теме:

1.Что представляет собой Хозяйственное право как отрасль права ?

2.Какие группы отношений включает в себя Хозяйственное право?

3.Что входит в предмет хозяйственного права?

4.Определите принципы хозяйственного права?

5. Какой метод присущ для хозяйственного права?

6. Как развивалась наука Хозяйственного права?

7.Раскройте вопрос о составе хозяйственного законодательства?

8.Что понимается под хозяйственными правоотношениями, их состав?


Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности

Основные термины: предпринимательская деятельность; субъекты предпринимательской деятельности;самостоятельная деятельность;рисковая деятельность;имущественная ответственность;систематическое получение прибыли; формы предпринимательской деятельности;особая форма предпринимательства; права предпринимателя; обязанности предпринимателя;лицензия; предмет лицензирования; приостановление действия лицензии; прекращение действия лицензии.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Законодательство о предпринимательстве

Понятие предпринимательской деятельности содержится не только в ст.1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., но и в Гражданском кодексе Республике Беларусь вступившим в силу 1 июля 1999г. В настоящее время, следовательно, существует два легальных определения предпринимательской деятельности, так в Законе о предпринимательстве, она определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица .

В ч.2 п.1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления .

Определение, данное ГК Республики Беларусь, рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, что дает возможность отличить предпринимательство от иных видов деятельности. Анализ данного определения позволяет выделить некоторые характеризующие предпринимательскую деятельность признаки:

· Это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц. Здесь имеется ввиду, как имущественная самостоятельность субъекта хозяйствования, так и организационная его самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у субъекта хозяйствования обособленного от других субъектов и граждан имущества. Организационная самостоятельность – это способность субъекта хозяйствования самостоятельно принимать решения и осуществлять сделки в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.

· Это рисковая деятельность . Риск, в предпринимательской деятельности – это основной стимул для принятия правильного и обдуманного решения при осуществлении хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования в условиях рыночных отношений.

· Деятельность осуществляется под самостоятельную имущественную ответственность . Отличительной особенностью ответственности субъектов хозяйствования является ответственность, наступающая независимо от вины. Предприниматель будет освобождаться от ответственности лишь в случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.

· Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (доходов), т.е. это коммерческая деятельность, приносящая систематически определенный доход. Если же изначально не преследовалась эта цель, следовательно, эту деятельность нельзя было бы назвать предпринимательской.

· Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи вещей, а также от выполнения работ или оказания услуг, если они предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Перечисленный в законе перечень деятельности не является исчерпывающим;

· Осуществлять предпринимательскую деятельность могут лишь лица, зарегистрированные качестве субъектов предпринимательской деятельности в установленном законом порядке - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

В ч.3 ст. 1 Закона о предпринимательстве указываются виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской. Так, не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и гражданами, подлежит обязательному законодательному регулированию со стороны государства. Это проявляется в издании различных нормативных правовых актов со стороны государственных органов в пределах их компетенции.

Перечень основных актов законодательства достаточно велик и, тем не менее, можно выделить из них самые основные:

· Конституция Республики Беларусь 1994 года;

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;

· Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996г. ;

· Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г. ;

· Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. ;

· Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»;

Кроме указанных основных актов законодательства регулирующих предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь, существует специальное законодательство, устанавливающее правовые основы регулирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования в различных сферах деятельности: банковской, биржевой, страховой, инвестиционной, внешнеэкономической и других.

Субъекты и формы предпринимательства. Государственная

регистрация субъектов хозяйствования

Статья 1 Закона о предпринимательстве устанавливает возможность осуществления предпринимательской деятельности в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц . Это означает, что в качестве субъектов предпринимательства могут выступать, как физические, так и юридические лица. Относительно юридических лиц, следует отметить, что в предпринимательской (хозяйственной) деятельности могут участвовать не только юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) частной формы собственности, а также юридические лица, в основе которых лежит государственная собственность, что значительно расширяет круг субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности и указывает на возможность участия в таковой государства, в лице своих полномочных представителей.

Статья 17 ГК Республики Беларусь, определяя правоспособность граждан, указывает на возможность граждан:

заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью;

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

иметь другие права в сфере предпринимательства .

Содержание ст. 2 Закона о предпринимательстве очерчивает круг субъектов предпринимательской деятельности - это физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, а также в предпринимательстве могут участвовать группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей .

На возможность занятия предпринимательской деятельностью для иностранных граждан и лиц без гражданства указывает ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993г., это возможно в том случае, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь и не противоречит целям их пребывания на территории Республики Беларусь. Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь .

Следует обратить внимание на существующие в законодательстве ограничения в занятии предпринимательством отдельных категорий граждан. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. «О государственной службе», предусматривает ограничение для государственных служащих на право занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, они не могут оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителями третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого они является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (далее – Закон о государственной службе) . Статьей 15 Закона Республики Беларусь «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь» предусматривается отнесение государственных налоговых инспекторов к категории государственных служащих, следовательно, на них распространяются требования Закона о государственной службе . Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992г. «О статусе военнослужащих» запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим .

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

- частное предпринимательство , осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

- коллективное предпринимательство , осуществляемое на основе объединения капиталов, нескольких физических и (или) юридических лиц.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда (ст. 3 Закона о предпринимательстве).

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации, на что указывает норма ст. 22 ГК Республики Беларусь.

Регистрация представляет собой акт, дающий право лицу заниматься предпринимательской деятельностью.

Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:

без государственной регистрации;

если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы;

в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства, либо о начале осуществления которых субъекты хозяйствования не уведомили соответствующие регистрирующие и налоговые органы в порядке, предусмотренном Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 (с изм. и доп.) (далее - Положение от 16 марта 1999г.) ;

при осуществлении производственной деятельности (выполнении работ, оказании услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое в порядке, установленном законодательством.

Доходы, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке (п.5 Положения от 16 марта 1999г.) .

Порядок государственной регистрации определяется в соответствие с основными положениями установленными: ГК Республики Беларусь, Законом о предпринимательстве, а также нормами Положения от 16 марта 1999г. №11.

С момента государственной регистрации возникает юридическое лицо либо приобретает статус индивидуального предпринимателя физическое лицо.

Органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов хозяйствования являются:

облисполкомы (Минский горисполком) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

Национальный банк - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

Министерство финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

Министерство юстиции - торгово-промышленных палат;

администрация свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;

облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы – иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Согласно п. 14 Положения от 16 марта 1999г., регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют:

проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства;

государственную регистрацию субъектов хозяйствования;

представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра;

систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования путем принятия соответствующих решений;

создание ликвидационной комиссии и назначение ее председателя или ликвидатора;

публикацию данных о ликвидированных (прекративших деятельность) в установленном порядке субъектах хозяйствования;

иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Для государственной регистрации предоставляются заявление и перечень необходимых документов установленных законодательством в зависимости от формы предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующим органом в 20-дневный срок со дня подачи всех необходимых документов для государственной регистрации в регистрирующий орган.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается. Если в регистрации отказано с такой мотивировкой, то заявитель может обратиться в суд и восстановить свое нарушенное право.

Целью государственной регистрации является:

· осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования;

· проведения налогообложения в предпринимательстве;

· получения статистических сведений о сферах деятельности предпринимателей, в целях осуществления сбалансированности экономики;

· предоставления необходимой информации всем участникам хозяйственного оборота и государственным органам о субъектах хозяйственной деятельности.


Хозяйственные правоотношения представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.
Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:
1) вертикальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой – орган государственного управления;
2) горизонтальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.
Наиболее полное представление о хозяйственных правоотношениях возникает тогда, когда оно рассматривается в виде составляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект и содержание, юридические факты.
В хозяйственных правоотношениях участвуют субъекты хозяйствования (коммерческие, некоммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели), Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.
Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке, приобретающие права и обязанности от своего имени и, как правило, несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Субъекты могут быть субъектами хозяйственных правоотношений при наличии следующих условий:
1. хозяйственно-правовой нормы, предусматривающей права и (или) обязанности субъекта;
2. хозяйственной право- и дееспособности;
3. основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).
Классификация субъектов хозяйственно деятельности можно проводить по ряду признаков:
1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуальных предпринимателей и юридических (коммерческих и некоммерческих) лиц;
2) по признаку происхождения собственности субъекты делятся на государственные и частные;
3) по признаку происхождения капитала:
– национальные;
– совместные;
– предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
4) по признаку основной деятельности различают субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др.
Особое место среди субъектов занимает государство. Так, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в хозяйственных отношениях на равных с иными участниками условиях.
В тоже время государство в лице его государственных органов регулирует отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования, т.е. выступает субъектом так называемых правоотношений по вертикали.
Объектами хозяйственных правоотношений выступают фактические общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Под непосредственными объектами хозяйственных правоотношения понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, действия обязанных субъектов, неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (товарный знак, фирменное наименование и т. д.).
Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющие соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.
Законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности участников хозяйственных правоотношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты – определенные факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение данных правоотношений. Классификацию юридических фактов можно провести по различным основаниям.
В зависимости от того, какие последствия они влекут их делят на:
– правообразующие;
– правоизменяющие;
– правопрекращаюшие.
По волевому основанию юридические факты делятся на:
– события (их наступление не зависит от воли субъектов права);
– действия (акты волевого поведения субъектов).
В хозяйственном праве правообразующими факторами предстают преимущественно действия участников правоотношений. События не играют существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.
Действия участников правоотношений в свою очередь можно разделить на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты могут быть четырех видов:
1) акты – предписания (например, акты антимонопольного характера);
2) акты – соглашения (соглашения и договоры);
3) акты – разрешения (например, лицензирование);
4) акты одностороннего характера (например, действия по исполнению обязательств либо применение мер оперативного воздействия, т.е. в договоре может быть записано «в случае нарушения сроков оплаты покупатель может быть переведен на предоплату»).
Неправомерные действия – это такие юридические факты, которые нарушают требования норм права и влекут для субъекта неблагоприятные последствия.

Объект гражданского правоотношения – то благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение и в отношении которого существует субъективное право и соответствующая ему обязанность.

Виды объектов: вещи (включая деньги и ценные бумаги), имущество (включая имущественные права); работы и услуги; результаты творческой деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага; информация.

Понятие «имущество» используется для обозначения вещей, в том числе денег и ценных бумаг, а также имущественных прав (ст. 128 ГК). Получение прибыли от пользования имуществом является одной из форм ведения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК), т.е. имущество – средство для осуществления предпринимательской деятельности. Одновременно обладание имуществом – необходимое условие для занятия предпринимательской деятельностью (отсутствие необходимого имущества может препятствовать получению предпринимателем лицензии на ведение определенных видов деятельности, например оказания транспортных услуг). Правовой режим имущества – совокупность прав и обязанностей лица в отношении принадлежащего ему имущества.

Виды имущества:

  1. По юридическим основаниям: движимое и недвижимое имущество; оборотоспособное, ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота.
  2. По экономическим основаниям : основные и оборотные средства – исходя из степени участия имущества в процессе производства продукции, стоимости и длительности использования; материальные и нематериальные активы – исходя из наличия или отсутствия овеществленной формы имущества и т.д.

Подимущественным правом понимается право лица требовать передачи имущества или иных имущественных благ. Имущественные права могут быть предметом сделок, в том числе купли-продажи.

Работа илиуслуга – действия обязанного лица. Работа имеет целью создать овеществленный объект (построить дом). В результате выполнения услуги овеществленного результата не возникает (медицинские, культурные, бытовые, туристические, финансовые и другие услуги).

Результат творческой деятельности (интеллектуальная собственность): произведения литературы, искусства, науки; изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, ноу-хау; исполнительская деятельность актеров, создание фонограмм, постановки кабельного и эфирного вешания.

Нематериальные блага – блага неимущественного характера. Они лишены экономического содержания, т.е. не имеют стоимостного выражения. К ним относятся: имя, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства и пребывания и др.

Информация – сведения, имеющие действительную или потенциальную ценность в гражданском товарообороте, так как она неизвестна третьим лицам и охраняется ее обладателями. Информация является разновидностью нематериальных благ (служебная и коммерческая тайны).

5.2. Деньги, валютные ценности

Деньги являются особым объектом гражданского права. Они могут быть предметом некоторых гражданско-правовых сделок: договоров займа, дарения, кредитных договоров. Чаще всего они являются законным средством платежа в возмездных договорах. Деньги представляют собой движимое имущество и относятся к категории делимых вещей.

Согласно Конституции и Закону о Центральном банке Россиирубль - официальная денежная единица (валю та) РФ . Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Банк России осуществляет эмиссию наличных денег монопольно.

ГК предусматриваетдва вида денежных расчетов . При расчетахпутем наличных денег средством платежа являются реальные денежные знаки, которые передаются одним субъектом другому за товары, работы, услуги или в иных установленных законом случаях (например, штрафы).Прибезналичных расчетах используются цифровые записи об обращающейся денежной массе. При этом определенная денежная сумма списывается со счета одного субъектаи зачисляется на счет другого. Возможны и иныеформы безналичных расчетов.

Государство проводит политику, направленную нарасширение безналичных расчетов. Случаи и порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа определяются Законом о Центробанке и Законом о валютном регулировании, а также изданными в соответствии с ними нормативными актами. Согласно указанным актам расчеты в иностранной валюте на территории РФ допускаются только в безналичном порядке и в строго ограниченных случаях. В настоящее время действует Положение Центробанка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» 2002 г.

Согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г.валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Иностранная валюта – это:

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом о валютном регулировании к внутренним ценным бумагам.

Внутренние ценные бумаги – это:

  • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
  • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

Согласно ГК ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и Обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

5.3. Понятие, определение и классификация вещей

Вещь – материальный объект в различном физическом состоянии (в том числе и энергия), по поводу которого возникают гражданские правоотношения.

Классификация вещей

  1. По степени связанности с землей (ст. 130 ГК – вещидвижимые инедвижимые.

К недвижимым обьектам, относятся:

  • объекты естественного происхождения (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты);
  • объекты, прочно связанные с землей (здания, сооружения, леса, многолетние насаждения и др.);
  • предприятия как имущественные комплексы;
  • воздушные, морские и речные суда, космические объекты, подлежащие государственной регистрации;
  • иное имущество, установленное законом. Кдвижимым объектам относятся все остальные.

Кдвижимым объектам относятся все остальные.

Специфика правового режима недвижимого имущества состоит в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение вещных прав на него происходит вособом порядке (обязательная письменная форма и обязательная государственная регистрация в органах юстиции).

  1. По оборотоспособности (ст. 129 ГК) – веши оборотоспособные, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.

По общему правилу вещи считаютсяне ограниченными в обороте , если законом не установлено иное.Ограниче ния в обороте могут быть установлены по соображениям государственной и общественной безопасности, охраны экономических интересов государства, обеспечения здоровья населения и т.п. К таким объектам относятся, например: природные ресурсы (их оборот допускается в пределах, установленных специальным законодательством); оружие, сильнодействующие яды, наркотики (могут приобретаться только по лицензиям), валютные ценности (могут приобретаться только у уполномоченных агентов) и др.Изъятыми из оборота считаются те вещи, которые не могут быть предметами гражданско-правовых сделок. К ним относятся: объекты госсобственности, находящиеся в общем пользовании (общественные здания и сооружения, дороги, реки, национальные библиотеки и архивы и т.п.), вещи, запрещенные законодательством (поддельные дензнаки и платежные документы, порнография, самодельные наркотики и т.д.). Такие объекты должны быть прямо указаны в законе.

  1. По возможности их индивидуализации – вещи индивидуально-определенные и определенные родовыми признаками (родовые).

Индивидуально-определенную вещь можно отличить от других таких же вещей, ародовые вещи представляют собой определенное количество вещей данного рода.

Индивидуально-определенная вещь юридически незаменима, поэтому ее гибель освобождает должника от передачи ее кредитору. Гибель же родовых вещей не снимает с должника обязанности по их предоставлению при наличии других, таких же по роду и качеству.

От такого деления зависит и юридическая природа некоторых сделок. Так, предметом займа могут быть только родовые вещи, а имущественного найма – только индивидуально-определенные.

  1. По возможности их потребления – вещи потребляемые и непотребляемые.

Потребляемые вещи в процессе использования утрачивают свои потребительские свойства полностью или по частям (продукты питания) либо преобразуются в другую потребляемую вещь (строительные материалы).Непотребля емые вещи при использовании не уничтожаются полностью и в течение длительного времени могут служить по назначению (здания, сооружения, машины, оборудование).

Предметом некоторых сделок могут быть только непотребляемые вещи (аренда), так как после прекращения сделки они возвращаются собственнику.

  1. По возможности деления (ст. 133 ГК) – вещи делимые и неделимые.

Делимые вещи в результате их раздела не меняют своего первоначального назначения (продукты питания, топливо, материалы). Неделимые вещи в результате их раздела утрачивают свое прежнее назначение либо несоразмерно теряют в своей ценности.

По общему правилунеделимыми считаются сложные (совокупные) вещи: комплекс предметов, которые физически вполне самостоятельны, но связаны общим хозяйственным или иным назначением (пара обуви, столовый сервиз, мебельный гарнитур). Но участники конкретной сделки могут рассматривать любую совокупную вещь как делимую.

Свойство делимости вещи имеет значение при разделе общего имущества (неделимые вещи разделу в натуре не подлежат), при определении долевого или солидарного характера обязательств по поводу неделимой вещи и в других случаях.

  1. По их устройству (ст. 134 ГК) – сложные вещи.

Если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как однасложная вещь.

Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

  1. По назначению (ст. 135 ГК) –главная вещь и при надлежность.

Вещь,предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

5.4. Ценные бумаги как особые объекты права

Ценные бумаги – разновидность вещей, денежные или товарные документы, удостоверяющие имущественные права, осуществление которых возможно только припредъявлении этих документов.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

Признаки ценных бумаг:

  • наличие бумаги как материального объекта (исключение: «бездокументарные ценные бумаги», выпускаемые в случаях, предусмотренных законом (осуществление по ним прав производится в виде записей в специальных реестрах либо в компьютерах));
  • литеральность (письменная форма) – нарушение формы, установленной законом, влечет недействительность;
  • строго формальный характер – ценная бумага должна содержать реквизиты, установленные законом (отсутствие реквизитов влечет недействительность);
  • абстрактный характер – отсутствие основания, в соответствии с которым выдана ценная бумага (этот признак присущ большинству ценных бумаг);
  • публичная достоверность – против держателя ценной бумаги не могу быть выдвинуты возражения, основанные на отношениях с его предшественниками.

Виды ценных бумаг : государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Классификация ценных бумаг

  1. По способу легитимации законного держателя ценной бумаги – именные, ордерные и предъявительские.

Предъявительская ценная бумага – документ, из содержания или формы которого следует, что обладание им дает определенные права. Должник обязан предоставить исполнение по этому документу, не требуя иной легитимации владельца (если нет подозрений, что владелец незаконный).

Вименной бумаге обозначен субъект права (владелец). Права из именных бумаг передаются в порядке общегражданской цессии.

Ордерная бумага (коносамент, вексель, чек и др.) предусматривает обязанность должника исполнить обязательство указанному в этом документе лицу или, по приказу последнего, – новому субъекту, который, в свою очередь, вправе посредством аналогичного приказа передать документ дальше. Владелец ордерной бумаги легитимируется как предъявлением документа, так и непрерывным рядом индоссаментов, при этом необходимо, чтобы под каждым индоссаментом стояла подпись лица, указанного в предыдущей надписи в качестве индоссата (индоссатора).

  1. По виду вещных прав – товарные и денежные.

Денежные бумаги – закрепляют право на получение денежной суммы (векселя, чеки, облигации).

Товарные бумаги – закрепляют вещные права (чаще всего право собственности и право залога на товар, почему-либо находящийся во владении другого лица), напримерконосаменты, варранты.

  1. По видам лиц, выпускающих ценные бумаги (эмитентов):государственные , выпускаемые государственными и муниципальными органами, икорпоративные , выпускаемые юридическими лицами.
  2. По содержанию заключенных в них прав:обязательственные , закрепляющие право участия в какой-либо компании или на получение денежных средств (акции, облигации, векселя и др.), и вещные (коносамент), закрепляющие право на вещи, находящиеся в обороте.

Закон предусматривает различные способы передачи ценных бумаг путем вручения, с помощью уступки права требования (цессии),путем передаточной надписи (индоссамента).

Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принад лежать :

  1. предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);
  2. названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);
  3. названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Лицо, выдавшее ценную бумагу , и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед ее законным владельцем солидарно.

Для передачи другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на предъявителя, достаточно вручения ценной бумаги этому лицу.

Лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его неисполнение.

Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи –индоссамента . Индоссант несет ответственность не только за существование права, но и за его осуществление.

Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на лицо, которому или приказу которого передаются права по ценной бумаге, –индоссата .

Виды индоссамента :бланковый (без указания лица, которому должно быть произведено исполнение) илиордер ный (с указанием лица, которому или приказу которого должно быть произведено исполнение).

Бездокументарные ценные бумаги . Ценные бумаги могут существовать как в форме письменного документа (запись, выполненная на бумаге в определенной законодательством форме и содержащая необходимые реквизиты), так и в бездокументарной форме. Бездокументарная форма ценных бумаг подразумевает отсутствие выпуска самих ценных бумаг на бумажных носителях. Права на бездокументарные ценные бумаги фиксируются путем внесения данных об их владельцах и о количестве, номинальной стоимости и категории принадлежащих им ценных бумаг в специальные списки (реестры). Однако такой способ фиксации прав, удостоверенных ценной бумагой, допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом или в установленном им порядке.

5.5. Предприятие как объект и субъект права

В ГК понятие «предприятие» используется вдвух зна чениях :

  1. как юридическое лицо –субъект гражданского права (государственное или муниципальное);
  2. предприятие как особый вид недвижимости со специальным правовым режимом (особенности связаны с удостоверением состава предприятия, его передачей, обеспечением прав кредиторов игл.).

Предприятиюкак объекту гражданских прав присущи следующие признаки (см. Комментарий к ГК под общ. ред. О.Н. Садикова. М., 2006).

  1. Это единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности, – земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права.
  2. Это только такой имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности. Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью). В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному предпринимателю либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства.
  3. Совершение сделок с предприятием (например, продажа и т.п.) не влечет прекращения производственной или иной предпринимательской деятельности, которая осуществлялась предыдущим владельцем, т.е. объектом является имущественный комплекс «на ходу».
  4. При совершении сделок с имущественным комплексом юридического лица оно не прекращает свою деятельность в качестве субъекта гражданского права. Если юридическое лицо ликвидируется как субъект гражданского права, предприятие является уже не единым имущественным комплексом, а лишь отдельными видами имущества. Помимо этого в него не входят долги юридического лица.

Предприятие может бытьобъектом различных сделок : купли-продажи, залога, аренды, наследования и др., как в целом, так и в части. Однако согласно ГК предприятие не может быть предметом дарения в отношениях между коммерческими организациями.

5.6. Особенности правовой охраны промышленной собственности. Патентное право

Промышленная собственность – это исключительные права на идеальные объекты, которые используются в предпринимательской деятельности. Такими исключительными правами, в частности, являются:

  1. право на использование средств индивидуализации производителя и продукции; права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, права на товарный знак, знак обслуживания;
  2. права на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые патентом или принадлежащие лицу по праву преждепользования (изобретение, полезную модель, промышленный образец), а также неисключительные права на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и права преждепользования.

При передаче этих прав стороны должны руководствоваться нормами законодательства об интеллектуальной собственности, в частности, о лицензионных договорах и договоре коммерческой концессии.

Промышленная собственность охраняется патентным правом.

Патентное право в объективном смысле – это совокупность норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ним личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием трех объектов: изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Это правовой институт, входящий наряду с авторским и смежным правом в подотрасль гражданского права, называемую «правом интеллектуальной собственности».

Объекты, охраняемые патентным правом , являются результатом интеллектуального творчества. Это решение технических или художественно-конструктивных задач, выраженных в идеальной форме, лишь после внедрения в практику приобретающих овеществленную форму.

Патентное право в субъективном смысле – права и обязанности лиц, создавших изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Источники патентного права :

  1. Патентный закон РФ 1992 г.;
  2. Акты, принятые Правительством РФ и патентным ведомством (Роспатентом), например: Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте), утвержденное постановлением Правительства РФ 1997 г. Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на выдачу охранных документов на изобретения, полезные модели и промышленные и т.д.
  3. Международные договоры и соглашения: Парижская конвенция «Об охране промышленной собственности» 1965 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г., принятая странами СНГ.

ГК не является источником патентного права, хотя общие положения Кодекса о лицензионных товарах, о защите прав гражданско-правовыми способами распространяются и на патентное право.

Соотношение авторского и патентного права . Авторское право направлено на охрану формы объекта (произведения), а патентное охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания требуется их регистрация по определенной процедуре в соответствующих органах, а для объектов авторского права не требуется никакой регистрации. Автору необходимо лишь выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект.

5.7. Субъективные права авторов: понятие и виды

В результате создания произведения в области науки, литературы или искусства его автор приобретает рядсубъ ективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуютсяисключительными автор скими правами .

Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например, по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление наличные неимущественные и имущественные.

Одним из главныхличных неимущественных прав , возникающих в связи с созданием произведения, являетсяправо авторства . Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.

С правом авторства тесно связаноправо на авторское имя . В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешить использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название.

Следующим личным неимущественным правом автора являетсяправо на обнародование произведения ина его отзыв . Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительноеправо автора импортировать эк земпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являютсяправа на публичный показ и на публичное исполнение ;права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю; право ав тора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение; право авторов на практическую ре ализацию соответствующих проектов и др.

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуютсясмежными правами .

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 августа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, общие нормы которого получили развитие в Законе об авторском праве, посвятившем смежным правам специальный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве):

  1. исполнитель является гражданином РФ;
  2. исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;
  3. исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом;
  4. исполнение, постановка не записаны на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.

Субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их структурные подразделения, органы или граждане (участники хозяйственных отношений), которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ее результаты либо реализуют управленческую компетенцию или организационно - учредительные полномочия в сфере хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся

1. По характеру и целям деятельности на:

· субъекты, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность: индивидуальные предприятия; предприятия; др. хозяйственные организации (банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и компании, холдинги; нехозяйственные предприятия, когда они вступают в хозяйственные отношения.

· субъекты, которые занимаются управлением хозяйственной деятельностью:

Государственные органы хозяйственного управления;

Государственные и коммунальные хозяйственные объединения;

Отраслевые Министерства и т.д.

2. По форме собственности на:

· субъекты государственной собственности (государственные предприятия, государственные хозяйственные объединения и т.д.);

· субъекты коммунальной собственности (коммунальные предприятия, коммунальные хозяйственные объединения и т.д.)

· субъекты частной собственности (индивидуальные предприятия, хозяйственные общества, фермерские хозяйства им т. Д.)

· Субъекты смешанной собственности (арендные прадприятия, предприятия с иностранными инвестициями и т.д.)

3. По особому составу на

· Индивидуальные предприятия;

· Хозяйственные организации.

Важнейшим субъектом и формой хозяйствования, согласно ст. 62 ХК Украины, является предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности.

Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности. (Например, создаются госпредприятия для удовлетворения социальных нужд инвалидов) В этом отличие подхода ХК к понятию предприятия от существовавшего ранее в Законе « О предприятиях».

Предприятие обладает правами юридического лица, действует на основе устава, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своими наименованием и идентификационным кодом. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, самостоятельно определять численность работников и штатное расписание, обязано вести налоговый и бухгалтерский учет, сдавать отчетность в установленном порядке. Предприятие не имеет в своем составе юридических лиц.



Хозяйственные общества – это предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами и /или гражданами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли (виды - акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества и коммандитные общества)

Объединение предприятий – это хозяйственная организация, образованная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и иной деятельности для решения общих экономических и социальных задач.

Гражданин - признается субъектом хозяйствования, в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его в качестве предпринимателя без статуса юридического лица. в установленном порядке в качестве предпринимателя