Нормы постановки на очередь. Право на улучшение жилищных условий (кто имеет право, нормативы, порядок). Основания для исключения из списка очередников

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения» вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН, ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения», имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН, НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 «О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве».

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты»;

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 «Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью».

Несмотря на многочисленные меры, принимаемые Правительством для решения жилищной проблемы, еще много людей в стране, нуждающихся в улучшении жилищных условий. И поэтому по-прежнему разрабатываются новые, эффективные жилищные программы на государственном или региональном уровне.

По закону каждый имеет право на достойные условия проживания, на комфортный и безопасный дом. Для осуществления этих прав граждан создаются очереди на бесплатное жилье для наиболее малообеспеченных и нуждающихся категорий граждан.

Как формируется очередь на улучшение жилищных условий, как быстро она продвигается и можно ли получить таким образом жилье? Такие вопросы волнуют всех, кто по своему финансовому положению не может обеспечить своей семье высокое качество жизни. И стоит иметь такой информацию, что выгодно воспользоваться ею.

Условия

Не каждый может рассчитывать на то, что ему бесплатно выдадут квартиру или дом, специальные социальные программы направлены на помощь тем, кто в силу ряда объективных обстоятельств не может сам решить вопрос с жильем. И касаются программ напрямую малообеспеченных семей .

Чтобы такая семья могла встать в очередь на квартиру от государства, ей нужно соответствовать определенным требованиям . Кто имеет право на помощь в решении жилищного вопроса?

  • Семьи, которые могут подтвердить свой статус малоимущих.
  • Семьи, которые не имеют никакого жилья или их дом, квартира полностью не соответствует требованиям к жилому помещению.

Квартира может находиться в аварийном состоянии или в ней обнаружены опасные строительные материалы, устранить которые невозможно. При соответствии этим двум условиям можно начинать собирать документы для того, чтобы оказаться в очереди на жилье. Его получение позволит существенно улучшить качество жизни.

ВНИМАНИЕ! После установки в очередь семья получает свой порядковый номер, по нему может следить за своим продвижением с помощью специального ресурса.

Постановка на учет производится в каждом регионе отдельно, очередь по улучшению жилищных условий не общая для всего государства. Необходимо подать заявление с указанием своих данных и других сведений, некоторые документы в орган местной администрации.

Особенности в Москве

Как учет на жилье осуществляется в Москве? Информация об этом позволит понять действие механизма и в других городах. Столица стала настоящим домом для огромного количества людей. Какие-то семьи уже не первым поколением живут здесь, какие-то только переехали. И многие их них нуждаются в улучшении своих условий жизни.

Местная власть предпринимает немало шагов для того, чтобы решить вопрос с жильем для москвичей, коренных и новых. В частности, в этом году были направлены информационные письма с предложением воспользоваться субсидией на покупку или строительство жилья. Такие уведомления получило более двух тысяч семей москвичей.

В Москве также составляется очередь тех, кто ждет жилья от государства. Она составляется с учетом действующей в столице программы «Жилище».

Это совершенно уникальная программа, успешно действующая в Москве, она может стать примером и для других городов. «Жилище» — эффективное и объективное распределение жилья между теми, кто встал на учет в жилищную очередь, и теми, кто имеет право вне очереди получить квартиру или участок под строительство индивидуального дома по своему льготному статусу.

Тот, кто занимается социальной жилищной программой, анализирует состояние семьи, длительность нахождения в очереди, другие факторы. Выбор того, кто получает ключи от дома, осуществляется не случайно, а на основании многих условий. Что может быть предложено по программе?

  • Семья может воспользоваться возможностью переезда в квартиру на условии социального найма. В такой квартире она будет оплачивать только 60% коммунальных услуг, 40% оплачивает бюджет.
  • Предлагает и выгодная субсидия на строительство.
  • Также предлагается покупка жилья с выгодной рассрочкой выплаты стоимости.

Работа программы дает реальный результат. Большое количество квартир планируется предоставить по договору соцнайма инвалидам и ветеранам Великой отечественной, которые по всем правилам встали в очередь на улучшение жилищных условий.

Виды

Прежде чем стать нуждающимся по статусу и подать заявку на вступление в очередь по улучшению жилищных условий, нужно разобраться, какие очереди существуют. Многие считают, что только одна, и это затягивает процесс постановки на учет. На самом деле очередей несколько:

  1. Одна очередь была создана еще до 2005 года, до этих пор она насчитывает большое количество желающих получить от государства жилье.
  2. Вторая очередь формировалась уже после 2005 года. Она состоит из семей малоимущих и предполагает получение жилья по договору соцнайма.Тем, кто состоит в ней, нельзя принимать участие еще и в платных социальных программах, нужно просто ждать своей очередности.
  3. В третьей состоят те, кто может ждать очереди и одновременно участвовать в платных программах по жилью (если появятся соответствующие финансовые возможности). В данную категорию включены и ветераны.

Как встать на учет

Существует простая процедура зачисления в очередь, нужно только правильно составить заявление и подготовить нужные документы. Т акже важно отвечать определенным требованиям к тем, кто нуждается в государственной помощи на улучшение бытовых условий:

  • Для того, чтобы быть в очереди, нужно являться гражданином РФ.
  • Также следует иметь стаж москвича не менее 10 лет.
  • Нельзя до постановки на учет 5 лет продавать свое жилье или прописывать в нем новых членов семьи.
  • Существуют и нормы жилплощади для постановки в очередь. В Москве она составляет 10 квадратных метров при проживании в обычной квартире и 15 квадратных метров при проживании в квартире коммунальной.
  • Также семья должна иметь статус малоимущих, который производится с учетом финансового положения и невозможности самостоятельного улучшения своего положения (жилищного) членами семьи.

Как рассчитывается статус малоимущей семьи? Для этого берутся данные по жилищной и имущественной обеспеченности, прожиточный минимум и совокупный ежемесячный доход всех членов семейства.

ВНИМАНИЕ! Доход семьи будет проверяться несколько раз, это важный вопрос и не стоит идти на обман государства.

Проверка осуществляет и перед постановкой в жилищную очередь, и при перерегистрации, которая осуществляется раз на пару лет.

Также доход семьи, претендующей на статус малоимущей, проверяется перед тем, как жилье выдается ей в эксплуатацию. Когда доход семьи изменяется, она не получает жилье бесплатно, но может принять участие в платных жилищных программах.

Каждый год увеличивается в Москве количество семей, которые просят помощи у государства в решении своих острых жилищных вопросов. Часть из них действительно может надеяться на жилье безвозмездное, но большинство может только улучшить свое положение с помощью выгодных платных жилищных программ.

Документы

Заявление на постановку в очередь на квартиру подается через сайт Госуслуг, через МФЦ. Подается письменная заявка с указанием данных о семье, ее жилищных реальных условиях. Нужно также указать срок проживания в Москве. Если имеются льготы, позволяющие получить жилье вне очереди, о них также нужно указать.

Вместе с заявлением подаются еще и некоторые документы:

  1. Это гражданский паспорт заявителя.
  2. Данные финансового счета.
  3. Справка из БТИ с техническим паспортом имеющегося жилья.
  4. Справка, дающая сведения о составе семьи.
  5. Если нет своего жилья, нужно также в БТИ взять об этом документ.
  6. В некоторых случаях берется еще и справка из медицинского учреждения.

Это схема постановки на учет в Москве, она такая же в других регионах, хотя и могут быть незначительные отличия. В частности, в других городах заявление для постановки в очередь на квартиру может подаваться в местные органы самоуправления.

Заявления проходят регистрацию, после этого жилье заявителя будет проверено на соответствие жилищных условий тем, которые он указал.

После проверки заседает жилищная комиссия, именно она будет решать – нужно ставить семью в очередь или ее условия проживания являются удовлетворительными.

В принятии решения может принимать участие глава местной администрации. По истечению месяца заявитель должен получить ответ по своей заявке . Если он положительный, будет заведено учетное дело, выдан определенный номер, по которому можно следить за продвижением очереди.

ВАЖНО! Отказ жилищной комиссии должен иметь веское обоснование, о котором уведомляется заявитель.

Узнать очередность

Существует несколько способов для того, чтобы узнать номер своей семьи в жилищной очереди. Он нужен для того, чтобы следить за своим продвижением:

  • Можно составить в нескольких экземплярах заявление в жилищный отдел, один из экземпляров следует оставить себе.
  • Если нет возможности лично отправиться в отдел по жилищным вопросам, заявление отправляется заказным письмом. Ответ должен прийти на протяжении одного месяца.
  • Также можно обратиться в местные органы самоуправления, они обязаны предоставить интересующую информацию о продвижении жилищного учета.

Может ли семья быть снята

ЖК РФ предполагает несколько оснований для снятия семьи, претендующей на жилье от государства, с учета, исключения из жилищной очереди:

  1. Выйти из очереди можно добровольно, написав заявление по данному вопросу. Например, финансовое состояние семьи изменилось к лучшему или появилась возможность улучшить бытовые условия самостоятельно. Так как это все равно будет выявлено в ходе очередной проверки, семья может не ждать, пока ее исключат принудительно.
  2. Снимается с учета претендент и при переезде в другой регион, меняет место жительства.
  3. В период, пока семья стояла на жилищном учете, она могла получить от государства значительную материальную помощь, позволяющую приобрести дом или квартиру. И в таком случае необходимость в другой помощи отпадает.
  4. Основание для снятия с учета – получение земельного надела под ИЖС.

Будет снята с учета семья, предоставившая недостоверные факты о своем финансовом положении, доходе, жилищных условиях. Местные власти, выявившие одно из указанных оснований, должны снять с учета семью на протяжении одного месяца.

Ускорить решение жилищной проблемы

В каждом регионе создается своя очередь из тех, кто остро нуждается в улучшении условий проживания для своей семьи. Но все равно эти очереди двигаются медленно, не могут своевременно решать даже самые острые проблемы. Поэтому нужно рассматривать и другие способы осуществления планов по переезду в более комфортную и просторную квартиру:

  • Можно воспользоваться теми возможностями, которые дает участие в программах по жилью для молодых семей, для малоимущих.
  • Выделяются жилищные субсидии, которые позволяют приобрести квартиру даже при небольших доходах.
  • Еще один шанс – социальная ипотека, предусматривающая лояльные условия кредитования.

В ст. 40 Конституции РФ указано, что каждый гражданин страны имеет право на жилище. На практике этот постулат соблюдается далеко не всегда, и россияне вынуждены ютиться в малогабаритных «однушках» или домах, не соответствующих положениям СанПинов. Чтобы изменить ситуацию, нужно воспользоваться алгоритмом, как встать на очередь на улучшение жилищных условий. Рассмотрим, кто вправе претендовать на новую недвижимость и куда следует обращаться.

Что понимается под улучшением условий проживания?

Под совершенствованием жилищных условий понимается комплекс мер господдержки, направленных на выдачу субсидий малообеспеченным лицам на покупку недвижимости, дающих им возможность стать обладателями бесплатных квадратных метров, предоставленных жилищным фондом города.

Дополнительно для нуждающихся граждан предусмотрены возможности льготного ипотечного кредитования – т.е. целевых ссуд со сниженной ставкой по сравнению со средней по рынку.

Сегодня встать в очередь на жилье можно по следующим основаниям:

  • Отсутствие собственной квартиры (например, муж, жена и дети ютятся в арендованной «однушке»).
  • Наличие квартиры (собственной или государственной), для которой не соблюдаются нормативы по метражу на каждого проживающего (взрослого и ребенка).
  • Проживание в аварийном здании, предназначенном под снос, в доме, не соответствующем действующим нормативам.
  • Совместное проживание (например, в коммуналке) с тяжелобольным человеком – разносчиком инфекции (туберкулез, гангрена и т.д.).

Чтобы оценить соответствие площади квартиры действующим нормам, нужно заглянуть в региональное законодательство: решение этого вопроса отдано на откуп властям субъектов страны.

Кто вправе претендовать на новое жилье?

В ст. 49 ЖК РФ прописано, что получить жилье по договору социального найма вправе малоимущие граждане. Им выделяются квартиры из жилого фонда города на безвозмездной основе. Указанное правило распространяется исключительно на россиян и не действует для иностранцев и лиц без гражданства.

Из текста статьи НПА следует, что для получения квартиры гражданину нужно оформить статус малоимущего. Процедура определяется субъектами РФ, поэтому может несколько отличаться для разных частей страны, хотя общий порядок действий остается одинаковым.

Помимо низкого уровня дохода, к желающим встать в очередь на квартиру предъявляются следующие требования:

  • потребность в жилье из-за отсутствия собственной квартиры или недостаточного метража имеющейся недвижимости;
  • постоянное жительство в конкретном субъекте РФ в течение пяти лет (в Москве порог повышен до 10-ти дет);
  • отказ на протяжении последних 5-ти лет от каких-либо действий, демонстрирующих стремление намеренно ухудшить свои жилищные условия (переезд в квартиру меньшей квадратуры, регистрация в своей недвижимости посторонних людей и т.д.).

Согласно действующему законодательству, приоритетное право на получение бесплатного жилья от государства имеют дети-сироты и лица, страдающие болезнями, потенциально опасными для общества (например, туберкулез).

Как получить статус малоимущего?

Чтобы встать на очередь на квартиру, нужно обратиться в органы соцзащиты по району своей прописки для подтверждения собственного сложного финансового положения. Практика показывает, что определить самостоятельно свое соответствие критериям статуса «малоимущий» практически невозможно. ТК РФ не дает каких-либо четких определений на эту тему.

Специалисты собеса при анализе «кандидатуры» гражданина уделяют первостепенное внимание двум обстоятельствам:

  • Совокупные денежные поступления семьи (складывается из зарплаты, государственных пособий, алиментов, поступлений от предпринимательской деятельности и т.д.);
  • Стоимость имущества, которым располагает конкретная семья (квартиры, транспортные средства, земельные наделы и т.д.).

Все перечисленные бумаги представляются в копиях с приложением оригиналов. Орган-получатель самостоятельно заверит документы, предварительно проверив подлинность.

На что смотрят сотрудники собеса?

Получив пакет документов, представители соцзащиты делают расчеты, цель которых – выяснить, кто имеет право на улучшение жилищных условий. Задача специалистов – определить, сможет ли семья самостоятельно приобрести квартиру за 20-ти-летний срок. Для этого они:

  • определяют совокупный доход и вычитают из него прожиточный минимум по региону, помноженный на число членов семьи;
  • умножают полученное число на 12 и на 20;
  • прибавляют к итогу стоимость имущества, принадлежащего семье;
  • сравнивают результат со средней стоимостью недвижимости соответствующей площади по субъекту РФ.

Если результаты расчета продемонстрируют, что доход семьи на одного члена ниже прожиточного минимума или остатки свободных средств слишком малы, чтобы копить на недвижимость, обратившемуся присвоят статус малоимущего.

Как встать в очередь?

Ели органы собеса подтвердили, что гражданину необходимы бесплатные квадратные метры, ему следует обратиться в территориальное управление Департамента жилищной политики. Предварительно необходимо собрать пакет бумаг:

  • документы, подтверждающие личность гражданина и каждого члена его семьи;
  • заявление о предоставлении жилья, содержащего подписи обоих супругов;
  • бумаги о регистрации брачного союза (о разводе);
  • свидетельства ИНН;
  • выписки из Госреестра о наличии или отсутствии имущественных ценностей в собственности;
  • документация, подтверждающая низкий уровень дохода семьи;
  • бумаги, подтверждающие право на льготы (справка о потере кормильца, о статусе вынужденного переселенца и т.д.).

Чтобы сформировать полный пакет требуемых бумаг, рекомендуется заранее уточнить условия в уполномоченном органе. Специалисты разъяснят порядок действий и расскажут о своих требованиях, которые могут разниться в разных регионах страны.

Департамент обязан дать обратившемуся ответ на протяжении одного календарного месяца. Он может внести семью в список нуждающихся в улучшении жилищных условий или дать обоснованный отказ. В первом случае граждане по прошествии времени смогут претендовать на квартиру такой площади, чтобы на каждого члена семьи приходилось не менее 18-ти м кв. Пока длится ожидание, статус малоимущего нужно подтверждать ежегодно.

Согласно Жилищному Кодексу РФ, основанием для признания граждан, нуждающимися в жилье, являются договора социального найма жилых помещений. Нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются:

1) Граждане, которые сами не являются нанимателями жилых помещений или находятся на момент подачи заявления членами семьи законного нанимателя жилья по договорам социального займа, но не обеспечены нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного члена семьи нанимателя.

2) Граждане, которые имеют на момент подачи заявлений аварийное жилье, не отвечающее нормам и требованиям, установленным законодательством РФ к жилым помещениям.

3) Граждане, которые сами являются нанимателями жилья или членами семьи нанимателя и проживают на одной жилой площади с больными людьми, страдающими от хронических заболеваний, когда совместное проживание на одной площади невозможно по санитарным нормам. Перечень таких болезней установлен исполнительными уполномоченными от Правительства РФ.

Нуждающиеся в жилье: «точка отсчета» полагающихся по закону нормативных квадратных метров каждому гражданину РФ

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.

Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.

Нуждающиеся в жилье: когда квадратные метры жилья суммируются?

Если ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то с февраля 2010 года начали действовать поправки к законодательству. Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.

Например, в малогабаритной двухкомнатной квартире проживает семья из трех человек, один из которых владеет домом в этом же городе. Тогда ни один из членов этой семьи не может встать на учет по улучшению жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров жилья.

Нуждающиеся в жилье: как встать на учет после совершеннолетия?

Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.

Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).

Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.

Нуждающиеся в жилье: для проживающих в коммунальном или социальном жилье

До принятия поправок к Законам Жилищного Кодекса каждый из совершеннолетних жильцов «коммуналки» имел право встать в очередь на улучшение своих жилищных условий. Теперь, чтобы встать на учет, нужно не просто проживать в коммунальной квартире, но и иметь документ о закрепленной жилой площади, менее 15 кв. метров.

По новым нормам распределения жилья нуждающимся получить социальное жилье может гражданин РФ (15-20 кв. метров на одного человека), с учетом вычета площади квадратных метров, имеющихся у него в личной собственности на момент подачи заявления. Например, семья из трех человек претендует получить соцжилье. По законодательным нормативам, этой семье могут быть предоставлены квартира или дом, площадью в 45-60 кв. метров. Но если у одного из членов семьи имеется собственная жилплощадь, скажем, 20 кв. метров, тогда семья может лишь претендовать на соцжилье общей площадью не более 25-40 кв. метров.

Нуждающиеся в жилье: как встать в очередь на улучшение жилищных условий?

1. Необходимо собрать пакет документов:
- Справка о регистрации жилья для каждого члена семьи;
- Копии документов на владение собственностью на момент подачи заявления;
- Копии охранных свидетельств о бронируемой жилплощади, если таковая имеется во владении;
- Копии санитарных паспортов, для проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах;
- Справки с места работы или учебы всех членов семьи;
- Справки о характеристиках имеющегося в наличии жилья;
- Подлинники и копии паспортов, военных билетов, пенсионных удостоверений, свидетельств о рождении (для несовершеннолетних детей), документов о вступлении в брак или о расторжении брака, свидетельств о смерти, а также справки о хронических заболеваниях у членов семьи.

3. После истечения срока рассмотрения предоставленных документов заявителю дается ответ из органов местного самоуправления в письменной форме о включении его в список очередников (с указанием номера в очереди) или об отказе, с объяснением невозможности постановки на учет.

4. Если заявитель проживает в общежитии или в служебной квартире, тогда ему дополнительно понадобится: ходатайство с места работы о предоставлении улучшенного жилья, копия трудовой книжки и акт межведомственной комиссии с признанием его нынешнего жилья непригодным для проживания.

В заключение хочется сказать, что принятие новых поправок к Жилищному Кодексу РФ в скором времени никак не решит проблему с обеспечением жильем всех нуждающихся. По оценке экспертов, чтобы обеспечить всех граждан РФ жильем по существующим законодательным нормам, на данный момент времени состоящих в списках очередников, потребуется не менее 20 лет, с учетом строительства новых жилых объектов. При этом следует учитывать, что очередь на улучшение жилищных условий с каждым годом не уменьшается, а наоборот, только увеличивается.