Конфликт интересов при совмещении должностей. Конфликт интересов в коммерческой организации, что это? Или бывших ИПшников не берут на работу даже грузчиками и дворниками. Совместитель может зарабатывать больше, чем основной работник

Согласно Конституции России каждый имеет право на свободное распоряжение своим трудом. Одной и форм реализации этого права является предусмотренная Трудовым кодексом РФ возможность работника трудиться по совместительству. Недостаточная оплата труда, необходимость нести дополнительные значительные расходы всегда подталкивала граждан искать дополнительную работу. Тем более в нынешнее кризисное время переоценить такую возможность сложно.

Для работодателей, как для индивидуальных предпринимателей, так и организаций, которые все чаще сталкиваются с приемом сотрудников по совместительству, данная так же актуальна. Государством установлены запреты и ограничения в этой области, изданы определенные нормативные правила которыми необходимо руководствоваться. Именно по этому, чтобы избежать ответственности за нарушения норм закона, необходимо четко понимать, как правильно принять работника в этой ситуации. Порядку оформления приема по совместительству, и некоторым практическим моментами просвещена предлагаемая статья.

Правовое регулирование работы по совместительству

Так как государство заботится о здоровье работников, а так же о соблюдении своих интересов и интересов третьих лиц при приеме на работу по совместительству, для данной ситуации издан ряд регулирующих норм. Основным нормативным актом, которым регулируется работа по совместительству, является Трудовой кодекс РФ, и в частности ст. 60.1 Кодекса и 44 Глава. Раскрывает положения его статей ряд подзаконных нормативных актов. Отдельными законами устанавливаются дополнительные ограничения и запреты на работу по совместительству. В частности такие ограничения и запреты установлены Федеральными конституционными законами «О правительстве» РФ, «О Судебной системе». Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» и т.д.

Понятие и отличие от совмещения профессий (должностей)

Работа по совместительству - это трудовая деятельность, выполняемая сотрудником, в свободное от основной работы время. Такая деятельность может выполняться как у основного работодателя (внутренне) так и у стороннего (внешнее совместительство).

Понятие «работа по совместительству» следует отграничивать от понятия «совмещение профессий (должностей)», или как ещё в обиходе говорят «совместительство должностей».

Ключевым и основным моментом, для разграничения данных терминов, является то, что работа по совместительству выполняется в свободное от основной работы время. При совместительстве должностей или профессий совмещаемая работа выполняется в рабочее время.

Можно выделить следующие характерные моменты как для того таки и для другого случая.

  • документальное оформление: трудовой договор и приказ,
  • временной показатель: только во время отличное от основных трудовых обязанностей.

Работа на условиях совмещения должностей и/или профессий:

  • документальное оформление: дополнительное соглашение к основному трудовому договору и приказ,
  • временной показатель: в пределах основного рабочего времени.

Законодательством не установлено ограничений на число работодателей, с которыми одновременно могут быть заключены трудовые договоры у работника.

Оформление совместителя

Для одних работодателей оформление работника по совместительству рядовой случай, для других не стандартный. Рассмотрим этот процесс подробнее.

Прием на работу по совместительству сопровождается предоставлением со стороны работника следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность, паспорт, или иной заменяющий его документ.
  • диплом или иной документ, подтверждающий профессиональное образование кандидата на рабочее место (на усмотрение работодателя и в случае если специальное образование является необходимым требованием для должности, на которую осуществляется прием),
  • справку об условиях труда по основному месту работы (при приеме на должность, предполагающую вредные или опасные условия труда)

Так же помимо предусмотренных ТК РФ документов, работник, претендующий на вакантную должность, должен предоставить копию страхового пенсионного свидетельства.

Обратите внимание: Требовать от работника, принимаемого по совместительству, трудовую книжку, и тем более её заполнять, работодатель не вправе.

Заключение трудового договора осуществляется по общим правилам, установленным разделом III ТК РФ. В договоре следует указать, что выполняемая принимаемым сотрудником работа, . В договоре указывается количество часов, которые будет трудиться сотрудник.

При оформлении приказа о приеме на работу по совместительству, сотрудник кадровой службы работодателя, может воспользоваться как унифицированной формой разработанной и утвержденной Росстатом, так и формой приказа используемой на предприятии. Наиболее часто кадровики индивидуальных предпринимателей и юридических лиц используют унифицированную форму.

Вооружившись заверенной копией приказа о приеме на работу по совместительству, либо справкой с нового места работы, работник вправе обратится к основному работодателю за внесением записи в трудовую книжку. При желании работника, такая запись будет внесена по основному месту работы. Как и на остальных работников, при работе по совместительству, на совместителя заводится личная карточка. Так же на него ведется табель учета рабочего времени. Но при этом надо учитывать, что если он работает по внутреннему совместительству, то количество отработанных часов указывается отдельно по каждой должности, которую работник занимает.

Стороны трудового договора, предусматривающего работу по совместительству, вправе предусмотреть различные условия оплаты труда совместителя. Но на практике, наиболее часто используются два из них:

  • оплата пропорциональная времени, которое отработал совместитель,
  • оплата, размер которой зависит от выработки работника.

Выплата заработной платы совместителю производится в те же даты что и основным работникам.

Коэффициент совместительства

Практика приема на работу по совместительству достаточно распространена. В то же время в большинстве сфер это явление не носит массовый характер. Это скорее исключение, чем общее правило. Однако есть области деятельности, в которых прием по совместительству более чем распространен. Речь идет о бюджетных учреждениях и в частности о сфере здравоохранения и образования. Впрочем, достаточно распространено данное явление и в частых клиниках и учебных заведениях. Учет показателей такой работы важен как в статистических, так и экономических целях. Для отражения показателя работы на условиях совместительства для конкретных организаций и отраслей применяют специальный коэффициент.

Коэффициент совместительства является характеристикой состояния укомплектованности кадрами и определяется согласно приведенной ниже формуле.

Ks - Коэффициент совместительства

S - количество сотрудников

R - количество занимаемых им рабочих мест

Ограничения и запреты при работе по совместительству

Работа на нескольких должностях не всегда допускается законодателем. Очевидно, что увеличение общей продолжительности рабочего дня может пагубно сказаться на здоровье работника. Не всегда человек способен адекватно оценить свои возможности. В результате этого возможно причинение вреда, как самому себе, так и другим лицам. В некоторых случаях работа у нескольких работодателей может вызвать конфликт интересов. В особо актуальных случаях государство предусмотрело запреты и ограничения на совместительство.

Забота о здоровье граждан потребовала введение ограничения на совместительство для следующих категорий работников:

  • несовершеннолетние лица,
  • лица, работающие на вредных и опасных работах, желающие устроится по совместительству на аналогичные должности,
  • лица, управляющие транспортными средствами по основному месту работы, если труд по совместительству аналогичен основному.

Вышеуказанным лицам работа по совместительству запрещена. Во избежание конфликта интересов запрещена (с некоторыми допущениями) такая работа следующим категориям лиц:

  • члены Правительства,
  • судьи,
  • служащие государственных органов власти,
  • служащие органов местного самоуправления,
  • военнослужащие,
  • сотрудники правоохранительных органов,
  • лица, занимающиеся частной практикой: адвокаты, нотариусы,
  • руководители охранных организаций и их сотрудники.

Введено трудовым законодательством и ограничение на совмещение руководящих должностей в органах управления организаций. Необходимым требованием для возможности работы по совместительству, в данном случае, является согласие уполномоченного органа организации или собственника (лица уполномоченного представлять его) имущества организации.

Кроме перечисленных ограничений, законодательством предусмотрено и предельное количество часов может быть использовано при работе по совместительству. Так в течение дня такая работа не должна занимать четырех часов. Но при этом если по основному месту работы человек не был занят, то по совместительству он может работать полный рабочий день.

В случае если работодателем и работником нарушены предусмотренные законодательством требования, запрещающие или ограничивающие работу по совместительству, то обе стороны трудового договора могут быть привлечены к ответственности. При этом для работодателя такая ответственность предусмотрена в виде административного штрафа размером до 50 000 рублей, а при повторном нарушении до 70 000 рублей. Для работника трудовым законодательством предусмотрена ответственность в виде расторжения трудового договора.

Всем доброго времени суток.

Зашел я на днях в магазин, поинтересоваться вакансиями, сказал, что согласен на любую работу. Магазин относится к числу сетевых маркетов, типа Пятерочка, Карусель, ДИКСИ, по вполне понятным причинам не буду указывать какой именно брэнд. Мне предложили работу грузчиком за 18000 рублей, я согласился. заполнил анкету, анкета кстати говоря, вполне приличная, там не надо было писать, ни про сильные свои стороны, ни про слабые, все как то кратенько и строго по существу.

Собственно говоря, проблема возникла в том, что я являюсь директором и учредителем сразу двух предприятий, хотя деятельность уже давно не ведется, и директриса магазина мне сказала, что анкету мою она конечно отправит на рассмотрение, но меня вряд ли возьмут, как раз таки именно по причине моего директорства и учредительства. Слово вряд ли, было сказано с такой интонацией, что оно могло пониматься однозначно как «никогда»

Я честно говоря ожидал всего чего угодно, но чтобы такое... Когда я попросил ее как то это обосновать, она сказала мне о существовании некого закона, цитирую дословно - "закон о противодействии интересов", ну или что то в этом духе, типа того, дословно она не помнила.

Я уже дома набрал в поисковике Яндекса "закон о противодействии интересов" и у меня выплыл закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", других не было.

Статья 10. этого закона - Конфликт интересов

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Ну, во первых, ничего себе должностное лицо, грузчик, и потом, насколько я понимаю, поскольку закон все таки о противодействии коррупции, других я не нашел, все это должно касаться только госслужбы, и действительно, я не так давно пытался устроиться в Службу судебных приставов, и мне там сказали, что ни предпринимателей, ни учредителей ООО, ни директоров ООО, они принять не могут, что нельзя кроме того иметь ни каких акций, ни каких счетов в иностранных банках., спрашивается, с какого боку-припеку тут сеть магазинов? Разве сеть магазинов госучреждение?

Далее, набираю в поисковике "конфликт интересов в коммерческой организации" попадаю на сайт юридической консультации, где был задан вопрос юристу относительно статьи 27, того же закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", но по отношению уже к коммерческой организации, ответов на вопрос там пока нет.

Тогда может быть все эти сетевые продовольственные магазины, такие как ДИКСИ, МАГНИТ, Пятерочка, Карусель имеют долю государственной собственности?

Что то я немного засомневался. Пытаюсь задать этот вопрос директрисе магазина, она же мне в ответ выдает поток слов о том, что существуют эдакие вот такие чистые, прозрачные организации, где все работают исключительно официально, что там только белые зарплаты, что там служба безопасности, что без трудовой книжки туда устроиться нельзя, без Свидетельства ИНН туда устроиться нельзя, и как бы я не старался, все равно служба безопасности эти мои ОООшки отследит и на работу меня никто не возьмет. В качестве примера она как ни странно привела еще ЖКХ, там типа тоже сейчас только белые зарплаты, и туда тоже не берут кого попало. Я попытался возразить, типа от чего же не берут, меня дескать наша председательша уже давно зовет к себе дворником, но директриса отпарировала, типа она наверняка зовет неофициально, а вы попробуйте дескоть официально устроиться…

Я прикусил язык, председательша меня действительно звала работать неофициально, но мне даже и в голову не могло прийти, что официально устроиться дворником в ЖЕК с высшим экономическим образованием и с двумя ОООшками за плечами проблематично. А самое интересное в этой ситуации, что мой одноклассник из соседнего дома, осужденный за убийство и недавно вышедший на свободу, благополучно поработал у нас, все по той же вакансии дворника, не знаю правда официально ли или не официально, а потом куда то пропал, как выяснилось нашел работу поинтереснее, я же с высшим экономическим образованием, не судимый и не привлекавшийся не могу никак найти себе работу ни дворником, ни грузчиком.

Дорогие члены сообщества, ситуацию я изложил буквально слово в слово, как говорится, за что покупал, за то и продаю, Хотелось бы спросить тех hr-ов и руководителей, которые имеют какое либо отношения к такого рода предприятиям, в первую очередь сетям магазинов, типа Пятерочка, Магнит, и т.п., где имеет место быть центральное управление, не смотря на то, что казалось бы все магазины совершенно автономны, и имеют различных собственников, где есть пресловутая служба безопасности, хотя она по идее вообще не может там быть, поскольку, для того чтобы иметь свою собственную службу безопасности, необходимо иметь лицензию на охранно-розыскную деятельность, ну заодно и тех, кто имеет какое либо отношение к ЖКХ, раз уж о нем зашла речь – А что собственно говоря происходит, как это все понимать?

Прошу прокомментировать.

Верховный суд опубликовал два очередных обзора практики, на этот раз один из них посвящен спорам о конфликте интересов и другим взаимоотношениям бизнеса и чиновников, а второй - трудоустройству бывших госслужащих. Мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор, сделанных судьями выводов.

Верховный суд обобщил практику по делам о по делам о незаконном привлечении к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, конфликте интересов и другим нарушениям требований законодательства о противодействии коррупции. В первый обзор вошли наиболее интересные и важные решения судов всех инстанций по делам о привлечении работодателей к административной ответственности за период с 2014 по 2016 год, а во втором документе за тот же период ВС РФ сделал выводы в отношение того, что считать конфликтом интересов. Основное внимание судьи уделили вопросам административной ответственности, как самих чиновников, так и бизнесменов-работодателей.

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В статье 19.29 КоАП РФ , в частности, к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами. Аналогичная ответственность предусмотрена при трудоустройстве бывшего чиновника, если оно произошло с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ. При этом, у представителя нанимателя (работодателя) не возникает такой обязанности в том случае, если бывший чиновник осуществляет свою трудовую деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

Конфликт интересов

Верховный суд проанализировал применение судами антикоррупционного законодательства при разрешении споров, касающихся привлечения чиновников к дисциплинарной ответственности за попытку утаить возможный конфликт интересов, стороной которого они выступали. В данной категории дел суды "в отдельных случаях" допускают ошибки, как отмечено в документе ВС РФ, поэтому судьи сочли необходимым высказать свою правовую позицию. По их мнению, обобщение практики вместе со сделанными выводами, позволит обеспечить единообразный подход к разрешению таких споров. Суд напомнил, что:

В соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и 2 неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Одно из дел, приведенных в обзоре, касается ситуации, когда о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся чиновник, занимающий высокую должность в городской администрации, заявил прокурор. По его данным, за двухлетний по итогам открытых аукционов и запросов котировок данное должностное лицо заключило более 30 контрактов на ремонт муниципального жилищного фонда всего с одной организацией. При этом, в числе учредителей этой организации был муж родной сестры чиновника. Сама сестра также состояла на госслужбе и в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Прокурор усмотрел в действиях чиновника личную заинтересованность, которая могла сказаться на итогах аукционов. Три суда установили наличие конфликта интересов и указали, что чиновник не принял мер по его недопущению, а также письменно не уведомил об этом работодателя.

Но коллегия по гражданским делам ВС РФ сделала на этот счет другой вывод. Судьи указали, что обращаясь в суд с заявлением об установлении конфликта интересов, стороной которого выступает муниципальный служащий, сотрудник прокуратуры указал на то, что его личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение обязанностей первого заместителя главы администрации. и что чиновник не попытался избежать конфликта, предупредив свое начальство. Данные действия являются правонарушением, которые влекут увольнение с муниципальной службы, отметила коллегия ВС, но отметила, что это не является спором о конфликте интересов. Поскольку, заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение чиновником дальнейшей службы, а также с оспариванием итогов аукционов. В тексте документа сказано:

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Следующим выводом Верховного суда стало то, что чиновник, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов. В этом случае он должен признать это и проинформировать своего работодателя. При чем, как отмечено в одном из примеров судебной практики, приведенных в обзоре, в этом случае даже не играет роли факт победы такого связанного лица в аукционе или конкурсе, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только прямо влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Еще одно нарушение, которое часто становится предметом судебных разбирательств — это форма сообщения о конфликте интересов. Верховный суд отметил, что делать это необходимо строго в письменной форме. Иначе получится, как в рассмотренной ситуации, когда госслужащая обратилась в суд с иском к своему бывшему работодателю, в котором просила признать незаконным ее увольнение в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя. Оказалось, что в рамках одного из исполнительных производств бывшая судебный пристав устно сообщила своему начальнику о родстве с должником, который приходился ей отцом. Чиновница решила, что заявила таким образом самоотвод и исполнила требования закона о предотвращении конфликта интересов. Однако в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного приказа, пристав не применила необходимых мер принудительного исполнения и должник успел продать свое имущество, что исключило возможность наложить на него взыскание. Таким образом, конфликт интересов все же возник. Суд указал, что пристав была должна проинформировать начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий.

В первую очередь давайте разберемся, о чем идет речь.

Говоря о конфликте интересов, мы подразумеваем обстоятельства, при которых соображения частной выгоды человека влияют на принимаемые им решения, что в результате часто вредит интересам работодателя.

Конфликт интересов можно классифицировать по виду субъектов:

  1. Организационный - случается, когда субъектами конфликта интересов выступают организации различных видов собственности, государственной или частной.
  2. Личный - характерен для ситуаций, когда частные интересы человека (сотрудника компании) вступают в противоречие с интересами организации-работодателя и связаны с выполнением сотрудником своих служебных обязанностей.

С точки зрения кадрового специалиста стоит рассмотреть второй тип конфликта интересов.

В каких ситуациях возможен конфликт интересов?

  • Закупочная деятельность.

Сюда можно отнести ситуации, когда в качестве закупщика и поставщика выступают родственники.

В качестве иллюстрации данного пункта можно привести ситуацию с закупками товаров для нужд организации, когда представителями заказчика и поставщика являются родственники, например, отец и сын. Организация-заказчик заинтересована в приобретении нужных ей товаров по минимальной цене, а ее закупщик, совместно со своим родственником - представителем поставщика, заинтересованы в получении личной прибыли за счет неосновательного обогащения, путем значительного завышения закупочной цены.

  • Участие работника в принятии решений, способных принести какую-либо выгоду связанным с ним лицам.

Например, выдача сотрудником банка кредита своему родственнику или знакомому.

  • Работа родственников в прямом подчинении.

Как пример можно привести установление необоснованно высокого размера заработной платы родственнику в подчинении или ненадлежащее выполнение контрольных функций в отношении родственника - подчиненного.

  • Работа в конкурирующих организациях.

Работа связанных между собой лиц в конкурирующих организациях потенциально может спровоцировать злоупотребление должностным положением одного лица в пользу компании, где трудоустроено другое лицо. Например, в виде передачи информации, относящейся к коммерческой тайне.

  • Иное использование должностного положения в корыстных интересах.

НАПРИМЕР

Несколько лет назад к специалистам по кадровой безопасности обратился господин Иванов, собственник компании «Андрон» (в целях сохранения конфиденциальности все названия компаний и фамилии людей, упоминаемых в данной статье, изменены), с просьбой разобраться с беспокоящей его проблемой. Основной деятельностью компании являлись оптовые продажи автокомпонентов напрямую от заводов-изготовителей.

С его слов, в последние полгода выручка компании резко и значительно уменьшилась, при сохранении того же объема реализации товаров. Данный факт навел Иванова на мысли о наличии злоупотреблений со стороны наемного персонала компании.

В ходе проведения мероприятий по изучению сложившейся ситуации удалось выяснить следующее. При непосредственном участии господина Петрова, директора компании «Андрон», и одного из его родственников, на имя которого была зарегистрирована компания с таким же видом деятельности, была реализована противоправная схема по выводу средств из компании «Андрон».

Используя непрозрачную схему скидок и бонусов для клиентов, Петров «продавал» компании своего родственника товары практически по закупочной цене, а те, в свою очередь, продавали их, уже по рыночным расценкам, клиентам всё того же «Андрона», лишая таким образом фирму Иванова значительной доли прибыли.

В данном примере мы видим классический вариант конфликта интересов, когда личный корыстный интерес директора компании идет вразрез с интересами самой фирмы и ее учредителя.

Какие меры может предпринять кадровик?

    На этапе трудоустройства:

  • сбор информации о родственных связях кандидата на вакантную должность, в том числе о местах работы родственников (на этапе заполнения анкеты соискателя и собеседования);
  • сбор информации о дружеских связях кандидата путем изучения социальных сетей - например, о наличии среди знакомых кандидата сотрудников конкурирующих организаций;
  • проверка кандидата на наличие зарегистрированных на его имя юридических лиц или ИП. Особое внимание следует обратить на случаи, когда вид деятельности такой компании совпадает или близок к вашему. Проверку возможно осуществить путем получения доступа к онлайн сервисам по предоставлению информации из ЕГРЮЛ, например - с помощью сервиса компании Интегрум;

2. В период работы сотрудника:

  • регулярная проверка сотрудников на появление зарегистрированных на их имя юридических лиц или ИП. Таким же образом, что и на этапе трудоустройства;
  • выявление фактов трудоустройства связанных с сотрудниками лиц в компании-контрагенты вашего работодателя. Возможно путем изучения профилей указанных лиц в социальных сетях.

В заключение хочется сказать, что в настоящее время вопросу конфликта интересов при трудоустройстве кандидата и в процессе его дальнейшей работы в российских компаниях уделяется недостаточно внимания. В результате чего российский бизнес продолжает нести финансовые потери, которые мог бы легко свести к минимуму.