Где нельзя работать женщинам в россии

Подробности

Женщины активно осваивают мужские профессии, сегодня практически не осталось неохваченных прекрасным полом занятий. Женщины водят автомобили, стоят за штурвалом корабля, проектируют небоскребы, служат в армии, монтируют заводы, пашут нивы и даже женский бокс и женский футбол уже не выглядят так дико, как казалось еще лет 15 назад.

Тем не менее, список профессий, запрещенных для женщин содержит, как ни странно, более 400 профессий и специальностей.

Какие профессии запрещены для женщин?

В первую очередь это работы, связанные с подъемом и перемещением вручную тяжестей. Грузчиками и носильщиками женщины работать не могут. Также запрещено женщинам работать под землей в шахтах и на строительстве подземных сооружений. Не те уже времена, когда женщины строили метро и были передовыми землепроходчицами. Теперь такая работа входит в список запрещенных профессий для женщин, а труд под землей разрешен женщинам только не физического характера. И шахтером женщине тоже не стать.

Также, использование женского труда запрещено в литейных и сталеплавильных работах. Это такие рабочие специальности, связанные с тяжелой работой в сложных условиях, как вагранщик, выбивальщик отливок, заливщик металла, плавильщик металла и сплавов и т.п. Стать сталеваром женщине дорога заказана.

Не возьмут женщину и заниматься сваркой. Варить дамам разрешается борщи, а вот варить детали в закрытых емкостях и на высотных сооружениях – нет.

К списку запрещенных профессий для женщин относятся также некоторые специальности, связанные с ручным трудом или с тяжелыми условиями и работой с вредными химикатами в различных областях тяжелой и добывающей промышленности.

Горные работы, такие как бурильщик, взрывник, горнорабочий, крепильщик, машинист буровой установки, проходчик, различные добывающие работы, в том числе нефти и газа, работы по переработке углей и руд, некоторые геологоразведочные и геодезические работы, такие как монтажник геодезических знаков и электрослесарь, буровые работы, металлургические и доменные работы, коксохимическое производство, химическое производство, особенно по производству и переработке вредных веществ, например, ртути, фтора, фосфора, хлора, серы тоже входят в список запрещенных профессий для женщин.

Также, женщин берегут и ограничивают их участие во многих вредных производствах, таких как производство лаков и красок, химических волокон и химикатов, медицинских и биологических препаратов и материалов, антибиотиков, производство шин, резиновых смесей.

Нет больше нужды и использовать труд слабого пола на лесозаготовительных работах и лесосплаве. Вальщиком леса или лесорубом даме не стать ни при каких условиях.

Есть недоступные профессии и в текстильная промышленности. В основном это также тяжелые ручные работы. Кожевенное производство, пищевое производство, хлебопекарное и так далее. Почти все производства имеют некоторый список профессий, запрещенных для женщин.

«Не сталевары мы не плотники» – сейчас эти строки можно пропеть про женщин и женский труд. Уже давно вышла из моды точка зрения, что женщина может работать наравне с мужчиной и делать тяжелую работу на ура. Нет необходимости пахать поля на женской тяге, как было в тяжелое послевоенное время. Есть возможность женщинам работать на более подходящих и «красивых» работах.

В Постановлении правительства «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», составленном в 2000 году, перечислены тяжелые рабочие профессии, но есть и довольно популярные и интересные и вполне хорошо оплачиваемые профессии, куда женщин на работу не возьмут.

Топ-5 профессий, запрещенных для женщин

Машинист поезда метрополитена и машинист железнодорожного поезда – профессия, запрещенная для женщин. Девушки давно уже стали привычны за рулем троллейбуса, автобуса или трамвая, но в кабине электропоезда в метро никто не видел женщину-машиниста. Так же как и в кабине поезда.

Боевой командир. Женщина в армии давно уже перестала быть редкостью и многие женщины служат по контракту и даже занимают высокие посты, однако, женщине не разрешается командовать или управлять боевым танком, истребителем или военным кораблем, ходить на подводной лодке.

Металлургическая отрасль. В ювелирных мастерских или на сборке микросхем женский труд очень ценится, но работать на металлургическом или литейном заводе ее не возьмут.

Строитель-Монтажник. На стройке женщинам доверят только отделочные работы. Каменщиком, плотником или верхолазом взять женщину не имеют права.

Авиационный механик. Да, и это тоже запрещено.

Также женщинам запрещено работать на бульдозерах, тракторах, грузовых автомобилях. Ну что ж, помимо этого списка, есть много прекрасных, не запрещенных профессий для женщин. А пока оставим нужный, но далеко не такой уж легкий труд мужчинам.

В кулуарах Евразийского женского форума. В частности, ведомство планирует снять ограничения на работы в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники.

Как отметил Топилин, на пересмотр списка «неженских» профессий повлияла, в частности, автоматизация технологических процессов и применение современного оборудования на рабочих местах. Кроме того, необходимо исключить из перечня старые виды работ, которые априори не применяются в современном производстве, отметил политик.

Министр уверен, что изменение перечня работ увеличит возможности женщин на трудоустройство и позволит обеспечить справедливые условия труда.

«Соответствующий приказ будет подписан в ближайшее время», — добавил Топилин.

В России труд женщин запрещается использовать на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Полный перечень таких профессий опубликован на интернет-портале правовой информации.

При этом в качестве одного из критериев, по которым профессия закрыта для женщин, является обязанность часто поднимать определенные массы, однако ставшая мамой женщина гораздо чаще поднимает ребенка, чей вес уже с достаточно маленького возраста превышает «запрещенные» параметры.

Топилин также заявил о необходимости продолжать сокращать разницу в заработных платах мужчин и женщин, сообщает RT .

Он отметил, что показатель гендерного разрыва в зарплате сократился с 36,8% в 2001 году до 28,3% в 2017 году и призвал продолжить эту тенденцию.

Российский Владимир Путин, ранее выступая на Евразийском женском форуме, призвал решить проблему гендерного неравенства и снять карьерные ограничения для женщин. Как отметил глава государства, равноправие и активное участие женщин в различных сферах жизни и отраслях экономики пойдет на пользу всему мировому сообществу.

«В современном сложном, быстро меняющемся мире женщины энергично, успешно проявляют себя в самых разных отраслях, играют все более значимую роль в укреплении мира и безопасности, что для женщины абсолютно естественно, в решении важнейших социально-экономических, гуманитарных проблем», — сказал президент.

Он заявил, что очень важно «открыть путь для получения необходимого образования для девочек», а также создать удобные условия для работы и ведения собственного дела.

При этом важно сохранить и традиционные ценности семьи и материнства, сказал Путин. По его мнению, они не зависят от общественного уклада и технологического прогресса и являются общими для стран с разными культурами и обычаями.

Второй Евразийский женский форум собрал несколько тысяч женщин-делегатов из более, чем 100 стран мира. В Санкт-Петербург приехали общественные активисты, политики, предприниматели, руководители компаний и госструктур для того, чтобы обсудить мировые вопросы, включая глобальную безопасность и устойчивое развитие.

Ранее заместитель председателя комитета по делам семьи сообщила, что для того, чтобы преодолеть неравенство между женщинами и мужчинами в России, понадобится 170 лет. Таким образом, достичь этого удастся лишь к 2188 году.

По ее словам, в стране необходимо принять закон о гендерном равенстве, так как до сих пор женщины и мужчины получают разные зарплаты, а также существует дискриминация при трудоустройстве. Тогда она особенно подчеркнула, что права женщин нарушает список запрещенных профессий, принятый еще в 1978 году.

«Проблема дискриминации не виртуальная, а измеримая. Начать лучше сейчас, работать предстоит над блоком проблем», — сказала депутат в интервью изданию «Такие дела».

При этом главный редактор и RT Маргарита считает, что Россия опережает многие передовые страны в вопросе равноправия женщин.

В качестве доказательств своих слов она напомнила, что в России женщины раньше, чем мужчины, выходят на пенсию. В частности, в случае развода родителей ребенок, как правило, остается с мамой. Кроме того, женщина получает материнский капитал и не может быть приговорена к пожизненному заключению.

«Именно наша страна давно и окончательно победила угнетение женщин. Равноправие женщин в нашей стране не является таким острым вопросом, как оно, к сожалению, является в некоторых других странах до сих пор. У нас в стране родиться девочкой — это не унижение и не проклятие… Я горжусь тем, что в нашей стране женщины не просто равноправны с мужчинами, а имеют даже чуточку больше прав», — заключила Симоньян, выступая на втором Евразийском женском форуме.

Журналистка также напомнила, что женщина может взять длительный отпуск по уходу за ребенком, а работодатель обязан сохранить за ней рабочее место на это время. При этом она отметила, что «не очень понятно, на какие деньги она должна жить» эти три года. По ее словам, в этом плане законодательство еще несовершенно. «Но и в этом вопросе… мы опережаем многие другие передовые страны», — резюмировала Симоньян.

Минтруд пересмотрит и сократит перечень специальностей, к которым не допускают женщин-гражданок РФ. Какие профессии можно встретить в этом списке?

Маша с детства мечтала стать капитаном морского лайнера. Пластмассовый руль в руках малышки превращался в штурвал корабля, а в старый бинокль пытливые детские глаза видели берега далёких неизведанных земель. Взрослые говорили Маше, что её мечта невозможна: «девушка на судне - значит, быть беде», да и вовсе не женское это дело, справиться с такой тяжёлой и ответственной работой может только мужчина. Но Маша не сдавалась. Она же живёт в России, где люди равны и могут занимать любые должности независимо от пола. Она поступила в морское училище (с третьей попытки, ведь в двух предыдущих «девочек не берут»), блестяще училась и проходила практику в море. Преподаватели, поначалу постоянно с грустью вздыхавшие о её нелёгкой доле и неродившихся детях, давно перестали воспринимать её только «девочкой». Капитан хвалил и звал работать с ним после выпуска. Маша сдала выпускные государственные экзамены, получила красный диплом, пришла к своему капитану… И упёрлась в знакомое с детства «девочек не берём». Закон запрещает. Капитан бы и рад помочь, попросить за Машу, но дел по горло, скоро очередной рейс, и так проверками замучили, ещё одной - дополнительной, ради Маши - он не переживёт. Так что прости, Маша, не женское это дело. Займись чем-нибудь ещё.

Маши из нашей истории, к счастью, не существует, поэтому переживать за её дальнейшую судьбу не стоит. Зато проблема, с которой она столкнулась, реальна. Женщина в России действительно не может заниматься морскими специальностями, ведь они входят в особый Перечень профессий, путь в который женщинам закрыт.

Этот список был составлен ещё в 1974м году Советстким правительством и перенят Российской Федерацией 25 февраля 2000 года (Постановление Правительства РФ №162). Он содержит в себе 456 названий «тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Вам не показалось. Перечень не «строго не рекомендует», оставляя за работником и его работодателем право и возможность самостоятельно решить, готовы ли они пойти на риск. Он именно «запрещает» допускать использование женского труда в названных специальностях. С помощью таких радикальных мер государство заботится о сохранении репродуктивных функций организма женщины, ведь тяжелый труд может негативно сказаться на возможности выносить здорового ребёнка. При этом доказательств причинения вреда исключительно женскому организму нет ни у одной позиции этого перечня: большинство профессий списка одинаково опасны как для женщин, так и для мужчин. Однако запрет на работу касается только женщин.

А в соседнем с нами Евросоюзе, например, о женщине так не пекутся. Европейки успешно осваивают профессии, раннее считавшиеся сугубо мужскими, и вырождаться, кажется, не собираются. Некоторые специальности в Европе стали настолько гендерно нейтральными, что правозащитники перестали собирать статистику занятости женщин в отрасли. Никого уже не удивит женщина за рулём экскаватора, например.

А ведь бороться с дискриминацией женщин Россия и Европа начали одновременно, когда ратифицировали т. н. «Женскую конвенцию» ООН («Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»). Документ вступил в силу в 1981м году и призывает добиваться не просто гендерно нейтрального отношения к мужчине и женщине, но, в случае необходимости, принимать меры для изменения действующих законов, обычаев и традиций, мешающих ликвидации любых форм дискриминации. Конвенция уделяет значительное внимание проблеме равноправия полов в области занятости, а любое несоблюдение положений конвенция называет дискриминацией по признаку пола.

На данный момент Конвенцию ратифицировали 189 стран, в том числе и Российская Федерация. Её положения подкрепляются другими государственными документами, например, Конституцией и Трудовым кодексом РФ. И всё же при равных условиях исполнения положений Конвенции для всех стран, её подписавших, в России до сих пор существует Перечень Запрещённых Профессий, к отмене которого Минтруд пока не готов.

Вот только некоторые профессии, доступные, например, гражданкам Евросоюза, но закрытые для женщин в Российской Федерации:

  • Плотник. В России женщинам запрещено работать плотником на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах, в то время как в Европе не существует даже данных о том, сколько женщин задействовано в этой области.
  • Забойщик скота. То, чем занимаются многие женщины в деревнях, не может быть местом их официальной работы. По версии Минтруда, женщина не может поднимать больше 10 кг в час. Стоит отметить, что 10 кг - вес двухлетнего ребёнка, количество поднятий которого мамой в домашних условиях на государственном уровне никак не регулируется.
  • Водитель рейсового автобуса. В России женщина имеет право работать только на автобусе, курсирующем в черте города и вместимостью не более 14 человек. Рейсовые автобусы междугородних направлений для женщин по-прежнему закрыты.
  • Дальнобойщик и водитель строительной техники. Не спасёт даже наличие прав соответствующей категории. В России женщина может стать водителем фуры только при наличии большого опыта (зачастую полулегального).
  • Непросто женщинам в России пробиться и в военные профессии. Формально, гендерных ограничений в армии не существует: женщины России могут служить на тех же условиях, что и мужчины. Правда, первых танкисток Российской Федерации, например, начали готовить в Приамурье только в 2013м году, до этого женщинам позволяли занимать только небоевые специальности: связистки, медперсонал, младший руководящий состав. Удивительно встречать такое в стране, породившей знаменитых на весь мир Ночных Ведьм. Впрочем, закон современной России изначально не предполагает гендерного разделения военнослужащих, поэтому и особых условий (санитарных, например), необходимых женщинам, он не учитывает. К тому же, в армии действует первоочередность предложения вакансий мужчинам соискателям. Вакансия будет предложена кандидатке женского пола только после того, как от неё откажется кандидат-мужчина. В Европе о службе женщины на равных с мужчинами заговорили ещё во время Первой Мировой войны, но, в отличие от Советского союза, оставили девушкам право проходить службу на добровольных началах, осваивать желаемые ими специальности и принимать участие в боевых действиях. Девушки в Европе могут быть, например танкистками, сапёрами или снайперами.
  • Ещё сложнее дела обстоят у уже упомянутых женщин-моряков. Морские училища и речные техникумы принимают всех подходящих абитуриентов независимо от их пола, но не предупреждают, что после выпуска девушкам будет сложнее (а то и практически невозможно) занять должность в соответствии с их квалификацией. Именно профессиональный союз моряков стал добиваться пересмотра Перечня запрещённых профессий. Россиянка Светлана Медведева, когда ей, сославшись на государственный перечень, отказали в должности моториста-рулевого, обратилась за помощью в ООН. Комиссия сочла случай Светланы дискриминацией, но суды Российской Федерации это решение проигнорировали, заявив, что оно «не является обязательным для России».

Впрочем, женщины-капитаны в российском флоте всё-таки существуют, но отношение к ним, оставляет желать лучшего. Вот как о своём положении рассказывала порталу Meduza капитан дальнего плавания Татьяна Суханова: «…странно, что в любом порту мира меня — женщину-капитана — встречали гораздо приветливее, чем в родной стране. Даже моя подруга из Архангельска капитан дальнего плавания Екатерина Немирова, а также знаменитый капитан Людмила Тибряева и женщины-старпомы отмечают, что на Дальнем Востоке мужчины-коллеги относятся к ним несравнимо жёстче. Некоторые просто пытаются подставить. <…> Если бы зарубежные компании, которые представляют эти крюинги, узнали, что капитана не берут на работу только потому, что она - женщина, они лишились бы лицензий».

  • А вот с профессией пожарного сложности возникают даже у европеек. Официальных ограничений на работу в этой профессии для женщин в ЕС нет, но на практике женщины-пожарные по-прежнему остаются большой редкостью. В Швеции их, например, только 0.6% от числа всех пожарных страны. При этом многие мужчины-пожарные в опросах отмечали, что не хотели бы, чтобы женщины работали вместе с ними, так как это «нарушит атмосферу братства, которая помогает им работать слажено». Порадоваться, пожалуй, можно за Австралию, где девушек активно набирают добровольцами для тушения лесных пожаров. Потолком карьеры в МЧС у гражданки Российской Федерации станет место диспетчера. К спасению людей и тушению огня её не подпустят.
  • Лучше всего иллюстрирует регресс соблюдения прав женщины в России запрет на работу машинисткой метро и электропоезда. Женщины были допущены к управлению подвижными составами метрополитена во времена Великой Отечественной войны из-за нехватки мужчин-машинистов в городе, и успешно справлялись со своей профессией вплоть до самой Перестройки. В метро существовали даже специальные женские бригады. Но в восьмидесятых правительство СССР решило, что управлять электропоездом может только мужчина, и стало медленно выживать женщин из подземки. Сейчас женщинам запрещено не только управлять поездом, они не могут занимать даже должность помощника машиниста. Последней женщиной-машинистом в России была сотрудница московского метрополитена Наталья Владимировна Корниенко, ушедшая на пенсию всего пару лет назад. Ныне в метро женщин-машинисток нет.

А вот европейская статистика показывает, что количество женщин, управляющих поездами, с годами только увеличивается. Медленный прирост объясняют отнюдь не дискриминацией, а особенностями профессии: многие машинисты выбирали свою специальность, следуя по стопам своих отцов, и покидают свои места очень неохотно. По прогнозам, с развитием транспортной системы количество женщин в индустрии будет только расти.

С полным перечнем профессий можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №162. Список включает в себя специальности, в которых необходима грубая сила (девушка, по версии Минтруда, не обладает достаточными физическими способностями для работы на лесоповале), и в которых существует необходимость постоянно держать в голове большой объём инструкционных положений при постоянном отслеживании текущей ситуации (именно по этой причине женщина не может быть машинистом электропоезда).

Но условия труда давно изменились. Специальная техника позволяет прилагать минимум физических усилий в строительных работах, меры безопасности давно пресекли всевозможные утечки таких опасных для «женской репродуктивной функции» химикатов, а многочисленные исследования доказали, что память и аналитические способности мозга никак не зависят от половой принадлежности его обладателя. Однако Минтруд согласился только пересмотреть и, возможно, сократить список запрещённых профессий. Отказаться от него полностью, несмотря на успешный зарубежный опыт, власти не готовы «на концептуальном уровне». Так что россиянке Маше, в отличие от её подруги-француженки Мари, ещё долго придётся бороться за возможность вести своё судно к далёким берегам.

С 1974 года в России официально существует перечень из 456 профессий, запрещенных для женщин. В список попали такие специальности, которые и многим мужчинам не под силу, но представительницы «слабого пола» все равно недовольны. Уже почти полвека они доказывают, что могут выполнить любую работу и вольны сами выбирать свой профессиональный путь. В последние годы правительство обещает пересмотреть перечень и оставить там только вредные для женского здоровья виды работ, но пока список остается неизменным. Расскажем о 7 запретных профессиях и отважных дамах, которые смогли обойти этот запрет.

Моряк

«Женщина на корабле - плохая примета». Неизвестно, когда именно появилось это старое суеверие, но известно, что живет оно до сих пор. А в России даже на законодательном уровне. Суровая морская жизнь считается слишком тяжелой для девушек («будущих матерей»), а пребывание на одном корабле с мужчинами в течение нескольких месяцев и вовсе перенести нельзя. Но отважные дамы не обращают внимания на эту трогательную заботу о себе и все равно рвутся в море. Женщины составляют 1-2 % от всех моряков мира, но это не значит, что на кораблях их нет совсем. Они становятся матросами, штурманами, помощниками, капитанами и даже получают звание адмирала. В США адмирал Мишель Говард управляла всем флотом страны, участвовала в войне в Персидском заливе и вызволяла товарищей из пиратского плена. А вот в России девушкам запрещено служить на военных судах.

Единственным капитаном (и по совместительству единственной женщиной) в ВМС была Вера Курочкина, управлявшая большим гидрографическим катером. Это судно обеспечивало боевую деятельность других кораблей и использовалось в научных целях. В 2013 году капитана Курочкину уволили с туманной формулировкой «в связи с изменением условий трудового договора». А чуть позже руководство ВМС России пообещало, что к 2018 году появятся корабли, готовые принять на борт специалистов женщин, но пока этого не произошло. Те немногие девушки, которые все-таки пробиваются на борт, работают на торговых и пассажирских судах. Ситуация, когда весь командный состав корабля сформирован из женщин, в России пока невозможна. А ведь когда-то именно россиянка Анна Щетинина стала первой женщиной - капитаном дальнего плаванья.

Дальнобойщик

Многим из нас сложно представить, но профессия дальнобойщика действительно может стать работой мечты. Особенно если вы дама, которую закон оберегает от вождения и обслуживания автобусов и автомобилей грузоподъемностью свыше 2,5 тонн. Мы до сих пор удивляемся, видя девушку за рулем такси или маршрутки, чего уж тут говорить о фурах. Но говорить нужно, потому что подобных отважных женщин в России не так уж и мало. Они водят огромные грузовики, одно колесо которых может весить больше, чем сам водитель, и без чужой помощи, вручную меняют их на пустынных, разбитых дорогах.

Получить работу дальнобойщика девушке очень сложно: хозяева машин обычно не доверяют фуры и грузы таким хрупким созданиям. И зря: на практике они справляются не хуже коллег, а встречающиеся по дороге мужчины (в том числе полицейские и даже местные бандиты) всегда рады оказать помощь даме. Но не обходится и без сексизма - мужчины-дальнобойщики часто пытаются отправить женщину-водителя на кухню или предложить руку и сердце. Работа, сопряженная с постоянными разъездами, не мешает дальнобойщицам заводить семьи. Родные гордятся тем, что они выполняют такую сложную «мужскую» работу.

Водитель электропоезда

Водить электропоезд (то есть метро) женщинам тоже запрещено. Работники метрополитена считают это правило вполне разумным. Долгое пребывание под землей чревато проблемами со здоровьем для любого человека, но у девушек, помимо всего прочего, могут нарушиться репродуктивные функции. Однако самые большие опасения вызывают внештатные ситуации. Работники метро с трудом представляют, что будет делать хрупкая девушка с застрявшим в тоннеле поездом или попавшим под колеса человеком. После войны женщин активно брали в машинисты, и несколько лет назад из метрополитена уволилась последняя специалистка из того набора - Наталья Корниенко. С тех пор машинисток в метро нет, хотя одна девушка активно пыталась попасть в заветное кресло через суд.

Петербурженка Анна Клевец училась на юридическом факультете и искала подработку. Должность помощника машиниста ее вполне устраивала, но руководство метро не стало менять свои правила. Тогда девушка пошла в суд, заявив, что закон является дискриминационным и нарушает конституцию. Судя по тому, что женщин, управляющих поездами метро, все еще нет, Фемида приняла сторону правительства.

Сварщик

Дальнобойщицы отмечают: хоть на работу попасть и сложно, но с зарплатой никаких проблем нет - и мужчины, и женщины получают одинаково. А вот сварщицы часто жалуются на то, что их притесняют на производстве: зарплата мужчины может быть выше почти на треть. Некоторым сварщицам не разрешают получать новые категории; иногда и вовсе оформляют как ученика, а работы дают столько же, сколько мужчине с опытом. А ведь когда-то профессия сварщика считалась чуть ли не женской: во время войны и некоторое время после в цехах царили девушки, а потом появился перечень тяжелых работ и специалисток начали отстранять, несмотря на то, какое высокое мастерство они демонстрировали. Работа сварщика действительно тяжелая и опасная, но не только для женщин, а вообще для всех. Эти специалисты уходят на пенсию в 45 лет - к тому моменту у них уже накапливается много проблем со здоровьем, в частности, со зрением и щитовидной железой. Бывают на производстве и смертельные случаи: можно задохнуться газом (здесь особенно опасна сварка с применением аргона) или попасть под чей-нибудь инструмент.

Женщины - работники аккуратные и ответственные, поэтому работодатели и берут их, несмотря на запрет. Они спаивают титановые и атомные трубы, работают с аргоном, не боятся сварки ручным методом. Если работодатель попадается порядочный, то за свой тяжелый труд сварщицы получают компенсации: льготы, лечение, поездки за счет компании, подарки детям. Но зарплаты все равно остаются небольшими даже у тех, кто работает на сложнейшем и опаснейшем производстве в труднодоступных местах. Но сварщицы обычно любят свою работу и даже называют ее творческой, ведь металл нельзя просто так сплавить - нужно придать ему определенную форму, сделать все красиво и качественно. Работу сварщика проверяют рентгеном, ошибок быть не может.

Шахтер

Специальность шахтера в перечне запрещенных профессий чуть ли не первая. И кажется, вот она - работа, которая не по зубам вырвавшимся на свободу женщинам. Но так было не всегда. До революции и во время обеих мировых войн девушкам не просто разрешали работать на шахтах, но и всячески поощряли подобные желания (впрочем, в те непростые времена правительство официально нанимало и детей до 15 лет). Сейчас, конечно, никто не разрешает дамам махать кирками под землей по 14 часов в день, но это не значит, что они совсем вернулись на поверхность. Самая распространенная подземная профессия у девушек - маркшейдер. Это горные инженеры, которые планируют и контролируют все этапы строительства под землей. Ошибка маркшейдера может привести не только к краху всей работы, но и к смерти шахтеров - он должен оценивать состояние почвы, находить загазованные участки под землей, делать правильные расчеты, чтобы ничего не обвалилось. И все эти сверхответственные решения нередко принимают хрупкие девушки. За несколько лет работы они проводят под землей больше тысячи часов.

Пожарный

Женщины в России не могут принимать участие в непосредственном тушении пожара. Честно говоря, обойти этот запрет хотят совсем немногие: пожарниц в России можно пересчитать по пальцам. Возможно, без запрета их было бы гораздо больше: в США, например, тушат пожары 6200 женщин, причем 150 из них руководят работой пожарных частей. Американское правительство обязано нанимать определенное количество девушек на эту должность при условии, что они прошли строгий отбор. В России пожарницам никакие умения не помогут. Ни отличные оценки в специализированных учебных заведениях, ни высокие результаты на нормативах не заставят начальников частей взять на работу девушку. Для них и условий-то нет никаких: ни отдельных комнат, ни отдельных душевых.

Пожарный - профессия сама по себе невероятно опасная и сложная, а женщинам в ней приходится сталкиваться с дополнительным стрессом: издевками и недоверием коллег-мужчин, притеснениями со стороны начальства. Те немногие дамы, которые все-таки убедили начальство в своей готовности пожертвовать собственной жизнью ради спасения чужих, не могут, например, участвовать в соревнованиях - ведь они будут соревноваться с мужчинами, которые очень расстроятся, если проиграют представительнице слабого пола. Многие девушки мечтают спасать людей, многие физически и морально готовы к такой работе, но бороться с предрассудками и устаревшим законодательством начинают лишь единицы.

Работник химического производства

Девушкам активно не рекомендуется работать на химическом производстве. По-хорошему на этом производстве вообще никому работать не стоит, но женщин решили отстранить законодательно. Работа с материалами, выделяющими ядовитые испарения, негативно влияет на репродуктивные функции и здоровье вынашиваемых детей. Кроме того, у работниц опасных производств чаще развиваются гинекологические заболевания и специфические формы рака. Но конечно, недобросовестные работодатели допускают к вредным веществам женщин, остро нуждающихся в деньгах. Их могут неправильно оформлять и платить копейки.

Перечень из 456 профессий, запрещенных для женского труда, может быть пересмотрен. Об этом ранее сообщил журналистам министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков объяснил порталу Москва 24, что в пересмотре запретного списка есть смысл, так как современные условия труда значительно изменились: во многом они стали более щадящими.

По словам председателя Союза женщин России, члена Совета Федерации Екатерины Лаховой, эта тема будет вынесена на координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин, который возглавляет зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец. "Тема актуальная, потому что время меняется, технологии производства более высокие, улучшаются условия труда, поэтому список, конечно, нужно пересматривать", – сказала она.

Сейчас в списке профессий, запрещенных для женщин, 456 специальностей. Его утвердило правительство России 25 февраля 2000 года.

При этом глава Федерации независимых профсоюзов убежден, что отменить список и разрешить все профессии недопустимо. "Есть ряд профессий, которыми по чисто физиологическим причинам женщинам не нужно заниматься, потому что ценность женщины не только в ее труде – она еще и продолжательница человеческого рода, будущая или существующая мать, поэтому мы должны беречь всех женщин", – отметил Михаил Шмаков.

По его мнению, вопрос о влиянии той или иной профессии на здоровье нуждается в серьезном исследовании. "Как бы мы ни хотели абсолютного равенства полов, но организм у мужчин и у женщин разный. Мужики существуют для одного, а женщины – для другого. Женщины могут сделать то, что ни один мужик сделать не может – родить ребенка. Поэтому сделать заключение о том, какой труд для женщин допустим, а какой нет, должны санитарные врачи, которые занимаются воздействием вредных факторов на здоровье человека", – подчеркнул собеседник портала.

Давно пора?

В свою очередь, Екатерина Лахова считает, что список нужно было пересмотреть уже давно. "У нас в летное училище девушек набирают и готовят на пилотов. Почему женщина не может быть машинистом или помощником машиниста? Ведь это право женщины выбирать, кем быть", – подчеркнула она в беседе с порталом Москва 24.

При этом сенатор говорит, что пересматривая список профессий, конечно, необходимо учитывать влияние тяжелого физического труда на репродуктивную функцию женщины и на женское здоровье в зрелом возрасте. "Когда сегодня геронтологи начинают изучать здоровье женщин старшего поколения, то выявляют, что те женщины, которые занимались тяжелым физическим трудом, получают проблемы со здоровьем в возрасте. Они связаны и с выпадением органов, и с другими заболеваниями. Надо признать, что существующие ограничения на тяжелый физический труд, прежде всего, в интересах здоровья женщины", – добавила председатель Союза женщин России.

Екатерина Лахова убеждена, что в России есть не только профессиональная дискриминация женщин, но и разница в доходах: на одной и той же позиции женщины зарабатывают меньше мужчин. "Повысить квалификацию, получить категорию мужчине удается быстрее, а женщины медленнее продвигаются по карьерной лестнице. В результате отстают по оплате труда. У нас традиционно на 25-30 процентов разница в оплате", – подчеркнула сенатор.

В свою очередь, профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков считает, что снятие "табу" на некоторые профессии вряд ли существенно отразится на рынке труда в России. "Ощутимые изменения вряд ли мы почувствуем, так как сейчас запрещены для женщин ограниченное количество профессий. Даже если поменяют часть мужчин на женщин, на рынке труда это существенно не отразится. Если профессию разрешат, то женщины мужчин не вытеснят, это будут единичные случаи. Процесс будет идти постепенно, эволюционно ", – сказал он.

По его мнению, в разных отраслях экономики раньше необходимо было прикладывать в производстве тяжелый физический труд, и это было неприемлемо для женщин. "Сейчас изменились условия труда, появились новые машины, изменившие технологию производства, и женщинам труд становится по силам. Безусловно, будет сокращаться количество тех участков, где женский труд запрещен в интересах здоровья", – сказал Щербаков.

Он считает, что запрет на некоторые профессии субъективен и не всегда понятен. "Нужно смотреть на особенности той или иной профессии, ведь могут быть моменты, которые человек со стороны может не заметить, не учесть. На первый взгляд, запрет женщин водить большие автобусы на длинные расстояния не правомерный. С другой стороны, работа связана с высокой нагрузкой, со сложными условиями, без принятия пищи и другого. Все это сложно для женщины, особенно во время беременности. Такой труд не слишком гуманен по отношению к женщинам. Но со временем, если условия труда будут меняться, то можно пересмотреть запрет на эту профессию", – отметил Щербаков.

По силам все!

А вот первая женщина – капитан теплохода Валентина Бунина убеждена, что женщине по силам любая профессия. "Мнение о том, что есть сугубо женская и сугубо мужская профессия – это миф. Когда я начинала свой профессиональный путь на флоте, самое сложное было – переубедить мужчин, что женщина не может быть капитаном. Пришлось, стиснув зубы, доказывать это своим трудом ", – призналась она порталу Москва 24.

По ее словам, у многих женщин опускаются руки во время попыток доказать мужчинам свою состоятельность. "К нам на флот приходили девочки, приступали к работе, а мужчины начинали им "ездить по ушам", что это не женская работа, что они не могут работать, и, в конце концов, они уходили", – вспоминает капитан.

При этом, по ее наблюдению, женщины – далеко не самые плохие работники в судовождении. "Есть должности, которые женщина выполняет лучше. Например, женщина лучше понимает людей. Это заложено веками. И если разложить по полочкам, то это бред, что женщина чего-то не может", – добавила Валентина Бунина.

На флоте первая женщина-капитан проработала более 30 лет, а с 2003 года преподает в Академии водного транспорта. Кроме того, Валентина Ивановна вырастила четырех сыновей.

За разрешение работать женщине машинистом и помощником машиниста на железной дороге выступает и компания "Российские железные дороги". "Запрет на работу женщин у нас был обоснован вредными факторами, связанными с вибрацией, потому что грузовые и пассажирские локомотивы были не слишком комфортными, – рассказала журналистам советник гендиректора РЖД Ирина Костенец. – Но сейчас появился более современный подвижной состав, в том числе скоростные поезда "Сапсан".

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Железнодорожники, по словам Костенец, намерены предложить правительству отменить общий список профессий, на которые запрещено принимать женщин.

Однако, если женщинам разрешат быть машинистами, то общество не сразу это примет, считает сенатор Екатерина Лахова. "Сейчас к женщинам, например, пилотам, в обществе есть недоверие, даже страх. Должно смениться одно-два поколения, прежде чем мы все будем правильно воспринимать женщин-пилотов, женщин-машинистов", – отметила она.