Функции и полномочия прокурора в уголовном процессе. Действия прокурора в уголовном процессе. Понятие и функции прокурора в уголовном процессе

  • 2.Назначение уголовного судопроизводства. Назначение (задачи) досудебного производства и судебного производства по уголовному делу.
  • 3.Стадии уголовного судопроизводства. Отдельные производства.
  • 5.Процессуальная форма (понятие и значение).
  • 6.Процессуальные гарантии (понятие, сущность и значение).
  • 7.Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
  • 8.Законность при производстве по уголовному делу. Сущность и значение.
  • 9.Осуществление правосудия только судом.
  • 10.Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • 11.Презумпция невиновности. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 12.Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа.
  • 13.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  • 14.Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 15.Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда.
  • 16.Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования.
  • 17.Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация.
  • 18.Суд. Особый статус и полномочия суда в уголовном судопроизводстве.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.
  • 20.Следователь. Руководитель следственного органа. Понятие и процессуальное положение. Процессуальная самостоятельность следователя.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.
  • 22.Потерпевший. Частный обвинитель. Гражданский истец. Понятие, процессуальное положение.
  • 23.Подозреваемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 24.Обвиняемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 25.Защитник. Понятие, процессуальное положение. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника. Отказ обвиняемого от защитника.
  • 26.Свидетель. Понятие, процессуальное положение. Свидетельский иммунитет.
  • 27.Специалист. Переводчик. Понятой. Понятие, процессуальное положение.
  • 28.Доказательственное право. Особенности уголовно-процессуального доказывания. Цель уголовно-процессуального доказывания.
  • 29.Предмет доказывания. Характеристика обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам. Пределы доказывания.
  • 31.Свойства доказательств. Относимость. Допустимость. Достоверность. Достаточность совокупности доказательств.
  • 32.Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания.
  • 33.Показания подозреваемого и обвиняемого. Понятие, предмет, значение.
  • 34.Показания свидетеля и потерпевшего. Понятие, предмет и значение.
  • 35.Заключение и показания эксперта. Предмет экспертизы. Предмет и оценка показаний эксперта. Заключение и показания специалиста.
  • 36.Вещественные доказательства. Понятие, значение и оценка вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств.
  • 37.Протоколы следственных и судебных действий (судебного заседания). Понятие, значение и оценка.
  • 38.Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  • 39.Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Основания, цели и условия задержания.
  • 40.Процессуальный порядок задержания.
  • 41.Иные меры процессуального принуждения: виды и основания применения.
  • 42.Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения.
  • 43.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.
  • 44.Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

    Задачи прокурора:

    Защита прав и свобод человека и гражданина;

    Защита охраняемых законом интересов общества и государства;

    Обеспечение верховенства закона;

    Обеспечение единства и укрепления законности.

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

    3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

    6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

    7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

    8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

    9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

    10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

    11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

    12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

    В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

    Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования, а в суде отказ прокурора от обвинения – прекращение дела.

    В судебном процессе принимают участие разные, по сути, объекты. Обвиняемый и пострадавший – это, как правило, граждане или предприятия (юрлица). Они представляют только себя. А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

    Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства. Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях. К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия.

    Функции прокуратуры

    Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

    Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

    • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
    • контролирование процедуры возбуждения преследования;
    • поддержка обвинения во время судебного заседания;
    • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
    • контроль действий иных субъектов производства.

    Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

    1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
    2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
    3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
    4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

    Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

    В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый. Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор.

    На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

    • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
    • организация правовой защиты;
    • обвинение по конкретному делу.

    С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения. Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру. В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

    Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

    • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
    • прав каждого гражданина;
    • главенства закона.

    Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя. Функции прокурора – защитника государственной системы – в уголовном процессе таковы:

    1. Контролировать правильность применения действующего законодательства. Суть мероприятия состоит в выявлении случаев извращения смысла норм кодексов, пресечения таковых.
    2. Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений. Конечная задача сводится к полному избавлению общества от преступности.
    3. Осуществлять уголовное преследование, предусмотренное процессуальными нормами (статьи 21 и 37 УПК). Обеспечение соблюдения конституционных прав каждого гражданина предполагает наказание людей, не соблюдающих закон. Прокурор обязан стремиться к доведению каждого дела до логического завершения, а именно справедливого решения суда.
    4. Обеспечивать правовую защиту граждан. С этой целью осуществляется надзор за действиями процессуальных субъектов. Неправомерные решения в отношении лиц, причастных к делу, немедленно пресекаются.
    5. Координировать и направлять деятельность правоохранителей для выявления и пресечения случаев преступления действующих правовых норм. Сотрудники дознавательной и следственной системы, иных структур обязаны выполнять предписания прокурора.

    В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.

    Координационная функция прокуратуры состоит в обеспечении стабильного и полного взаимодействия структур, участвующих в раскрытии определенного дела. Направляющая – в руководстве отдельным подразделением, к примеру, дознанием. Это две разные функции, выполняемые одновременно. Причем осуществление таковых полномочий происходит на основании статей УПК и только в указанных рамках. Прокурор не имеет права выходить за таковые.

    Участие в досудебном производстве

    На первичной стадии процесса прокуратура осуществляет действия по организации работы правоохранительной системы по выявлению преступления и обеспечению стороны обвинения доказательной базой. Здесь задействованы контролирующая и направляющая функции в полном объеме. Работой на данной стадии занимаются, как правило, прокуроры районного и городского уровней, их заместители, реже – руководители вышестоящих структур.

    В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

    Таковое должностное лицо на досудебной стадии уполномочено контролировать действия полиции в момент приема сообщения о преступлении (работа с заявителем и регистрация), рассмотрения последнего. В этой ситуации прокуратура выполняет функции надзора и защиты правопорядка.

    Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

    Так, прокурор имеет право непосредственно влиять на ход следствия. А это подразумевает обязанность правоохранителей передавать ему всю информацию по делу. Участие прокурора района/города в рассмотрении уголовных дел описано в статье 37 УПК. В тексте приведены следующие полномочия:

    • контроль процедурных моментов;
    • заявление требований об устранении нарушений норм федерального законодательства, допущенных в ходе следствия;
    • формирование письменных указаний о необходимых мероприятиях и направление таковых в полицию;
    • рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и дача согласия.

    Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела. Однако принимает от граждан информацию о преступлениях, выявляет случаи нарушения закона в ходе проверок и иных мероприятий. Полученные сведения работники госоргана анализируют на предмет наличия криминальной составляющей. Если таковая обнаружена, то материалы отправляют по подведомственности.

    То есть прокуратура может дать указание любому органу, входящему в правоохранительную систему страны, в том числе ФСБ, Следственному комитету, Росгвардии.

    Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости.

    Прокурор в уголовном процессе принимает обоснованные решения по поводу участия сотрудников правоохранительных органов в расследовании. Его компетенция позволяет:

    • отстранить от работы человека, допустившего нарушение законодательства;
    • привлечь специалиста узкого профиля при необходимости;
    • принять самоотвод дознавателя.

    Таким образом, обязанности прокурора затрагивают все области ведения расследования. Он отслеживает сам процесс и участие в нем каждого должностного лица. Направляет разбирательство и контролирует таковое. А это требует:

    • высочайшей компетенции в области права;
    • понимания принципов и методов криминалистики;
    • умения правильно толковать правовые нормы.

    Возбуждение уголовных дел

    Бесплатная консультация юриста по телефону

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

    Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:

    • следователями;
    • дознавателями;
    • руководителями соответствующих структур.

    Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:

    • выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
    • утверждение или отмена таковых.

    На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.

    Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:

    • рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
    • отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
    • защитить права участников мероприятия.

    Важно: участие в расследовании должностных лиц, заинтересованных в результатах такового, недопустимо.

    Их отстранение, а также выявление причин принятия подобного решения, является ответственностью и обязанностью прокуратуры.

    Судебное производство

    В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

    • предварительное;
    • основное.

    Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

    1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
    2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
    3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

    Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

    • представляет ;
    • аргументирует свою позицию;
    • отвечает на контраргументы противной стороны;
    • изучает доказательства защиты;
    • предлагает конкретное наказание.

    То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

    • не подтвердился;
    • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

    У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

    Суды первой и второй инстанции

    Участие гособвинителя-прокурора в стадии судебного разбирательства уголовного процесса является важнейшим элементом достижения правосудия. Сотрудник госоргана в ходе процедуры внимательно отслеживает показания противной стороны, анализирует доказательную базу. Это нужно для своевременного изменения мнения обвинения.

    В его полномочия на обеих стадиях уголовного судопроизводства входит следующее:

    • участие в прениях сторон;
    • реплики при необходимости;
    • предъявление суду заключительного обвинительного акта перед уходом в совещательную комнату;
    • требование протокола судебного заседания для изучения;
    • возбуждение ходатайств в трехдневный срок после принятия решения.

    Прокуратура при наличии соответствующих обстоятельств может во время заседания аргументировано изменить свою позицию. То есть частично отказаться от обвинения или полностью снять таковое. Позиция гособвинителя играет решающую роль в самом процессе и в судьбе подозреваемого.

    Кроме того, участие прокурора в судебном разбирательстве направлено на защиту пострадавшей стороны. В ходе рассмотрения уголовных дел выявляются объекты преступного посягательства. В обязанности прокурора входит одновременно защита:

    • госсобственности;
    • имущественных и личных прав гражданина;
    • общественного устройства.

    То есть во время заседания представителями прокуратуры постоянно выполняется функция контроля. Они отслеживают процедурные моменты с тем, чтобы выявить неправильное применение или толкование норм. Те задачи, которые госслужащие преследовали в стадии возбуждения уголовного дела, остаются и на этапе судебного разбирательства.

    В мировые суды прокуроры обращаются с представлениями относительно принятых первичных решений. В таком случае исполнение постановления приостанавливается. А суд второй инстанции (тот же мировой) назначает рассмотрение предоставленных материалов с участием гособвинителя.

    Представление не подается в суд второй инстанции, если первичное решение:

    • оправдывает человека;
    • не предусматривает кары;
    • назначает наказание без отбывания либо с условным сроком.

    Сотрудники прокуратуры могут . Таковое мероприятие проводится, если в деле появились обстоятельства, не разобранные прежде. Кроме того, обвинитель как сторона процесса имеет полное право использовать все нормы УПК для достижения своей цели. А таковая состоит в правосудии. Если кассация подана защитой, то прокуратура в обязательном порядке делает письменное возражение.

    Надзор за судебными решениями осуществляется соответствующим судом. Прокуратура плотно с ним взаимодействует. Надзорный суд пересматривает вердикты, в которых выявлено:

    • отсутствие законного решения;
    • нарушение сроков обжалования в совокупности с несогласием одной из сторон с его сутью.

    Таким образом, прокурор использует дополнительные возможности для достижения справедливости. Если в ходе разбирательства и судопроизводства обвинением цель не достигнута, то оно может обратиться в надзорный суд. Естественно, таковое требует наличия четкой и полной аргументации позиции.

    Важно: обвинителю дано право знакомиться с жалобами по разбираемым делам, поданными всеми участниками процесса.

    В компетенцию прокуратуры входит надзор за уголовными делами даже после принятия по ним судебного вердикта. Сотрудник госоргана при наличии соответствующего основания истребует материалы в суде. Они проходят тщательную проверку на соответствие нормам законодательства. Если выявлено нарушение такового, то прокурорский работник направляет надзорное представление в суд.

    Надзорные полномочия прокуратуры широки. Работники органа обязаны изучать всю полученную информацию и принимать законные решения. К примеру, в новом деле выявлены сведения относительно преступления, по которому суд уже вынес вердикт. Информация могла бы повлиять на последний в сторону изменения. В такой ситуации прокурор обязан истребовать материалы старого дела и изучить все последствия влияния на процедуру новой информации.

    По вновь возникшим обстоятельствам сотрудник госоргана направляет требование о возбуждении уголовного преследования, если того требует ситуация. А предыдущий вердикт подвергается тщательной проверке. При выявлении в нем несоответствия законам, прокурор пишет надзорное предписание и направляет его в суд.

    Прокуратуре в уголовной процедуре отведено одно из важнейших мест. Цель госоргана – достижение правосудия. А в более широком смысле – защита государства и общества от преступных посягательств, сохранение конституционного строя в стране. Именно поэтому в 2007 году с прокуратуры сняли обязанность по расследованию дел. Ее ныне выполняет Следственный комитет. Такая реформа позволила сбалансировать права и обязанности участников системы правопорядка.

    Прокурор это, прежде всего, должностное лицо, которое выполняют какие-либо обязанности в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре». Если же говорить об уголовном процессе, то нам нужен уголовно-процессуальный кодекс для того, чтобы узнать, какую компетенцию он имеет на всех стадиях уголовного судопроизводства.

    Надзор прокурором за правоохранительными органами

    Основную часть деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве регулирует статья 37 Уголовно-процессуального кодекса. Так прокурор может проверить исполнялись ли предписания закона в частности при приеме и разрешении сообщений о совершенных общественно опасных деяниях. Далее он может вынести юридическое акт, который направляет документы в правоохранительное органы для того, чтобы там были приняты меры по факту нарушения закона данными органами. Прокуратура в силу закона обязана требовать от правоохранительных органов исправление нарушений, которые были допущены в ходе их деятельности.

    Прокурор так же может давать согласия дознавателем по возбуждению юридического акта об избрании меры пресечения (либо ее отмены, изменения), а так же других подобных актов. Избрание меры пресечение играет важную роль, но при этом она может избираться или нет. Например, по факту кражи было возбуждено уголовное дело. Стоит ли воришку садить под стражу (один из видов мер пресечения)? Если говорить объективно, то, скорее всего, нет, так как не несет для общества какой-либо угрозы, которая должна ограничиваться. Можно, например, избрать и домашний арест, либо подписку о невыезде. При этом органы дознания отправляют решения о возбуждении ходатайства, где прокурор решает согласиться с этим или нет. Мера пресечения может быть направлена по нескольким направлениям. Во-первых, для того, чтобы предотвратить совершение новых преступлений. Это, конечно же, правильно, так как, если потенциальному убийце (он не является таковым, пока его вина не будет доказана) выбрать меру пресечение в виде подписке о не выезде, то он может совершить еще одно убийство. Во-вторых, чтобы преступник никуда не скрылся. В принципе решение данной проблемы не так уж сложно, тот же самый домашний арест легко решает эту проблему. Меж тем, все равно на практике очень много людей сажают под стражу даже по статьям, которые не представляют особой опасности и не собираются как-то сбегать. Поэтому роль прокурора здесь тоже очень высока, и необходимо в этом плане как-то менять работу правоохранительных органов, прокуратуры и суда.

    Прокурор может так же отменять различные постановления прокурора, который ниже его, а так же дознавателя. Тоже является довольно важной нормой, так как очевидно, что люди допускают ошибки. Кроме того, это может быть еще и правоохранительный «беспредел», поэтому прокурор благодаря этой норме может прямо защищать права участников уголовного судопроизводства, да и просто граждан. Например, дознаватель по факту возбудил уголовное дело. Для этого же нужны какие-либо основания, поэтому это очень серьезный акт. В итоге, если оснований для возбуждения уголовного дела не было, то прокурор может отменить это решение.

    Прокурор также рассматривает информацию, свидетельствующая о несогласии с прокурором, которая предоставляется руководителем следственного органа, а по этой информации он принимает решения.

    Важным пунктом так же является, что прокурор участвует в судебных заседаниях по избранию меры пресечение, которые связаны с нахождением под стражей и всеми организационными с этим моментами. Здесь тоже на лицо защита прав человека и гражданина.

    Отвод дознавателя

    Если дознаватель допускает какие-либо нарушения, установленные уголовно-процессуальным кодексом, то прокурор его может отстранить от расследования. Норма также является довольно важной, так как, если дознаватель начинает открыто нарушать закон, то это должно как-то пресекаться. Во-первых, гражданин, в отношении которого есть эти нарушения, конечно же, должен указывать на них (на это и нужны адвокаты). Но прокурор все-таки тоже призван надзирать за правоохранительными органами, поэтому, например, по ходатайству можно просто отстранить дознавателя.

    Так же прокурор может изъять дело у дознавателя и передать его следователю при наличии, конечно же, оснований и их обоснование. Например, дело по подследственной должно по идее быть в распоряжении дознания, но ввиду обстоятельств, например, особой опасности для общества передается следственному комитету. Так же это может, например, когда у дознания нет таких ресурсов, как у следственного комитета. Таким образом, даже, если дело подследственное дознанию, оно может быть переведено следователю.

    Прокурор может утверждать постановления от дознания о том, чтобы прекратить производство по делу. Так же стоит отметить, что – это правильно. Орган дознания может либо по незнанию, либо по каким-либо нечестным причинам отменить уголовное дело, которое уже было возбуждено. Так это уже будет более проблематичным, так как нужно подтверждение прокурора. В итоге, если возбуждать уголовное дело, то расследовать его до конца, либо вообще не возбуждать. Например, будет возбуждено уголовное дело по факту кражи. В ходе производства выяснилось, что вор – родственник дознавателя, тот хотел как-то спасти своего родственника, но прокурор отменил постановление о прекращении. Таким образом, решение будет объективным и без допущения правоохранительного произвола.

    Так же прокурор утверждает заключение и акт по уголовному делу. Тут уже примечательно, что до этого почти все относилось только к органам дознания, так как те же самые решения в следствие решает руководитель следственного органа. Орган следствия может либо по незнанию, либо по каким-либо нечестным причинам отменить уголовное дело, которое уже было возбуждено. Так это уже будет более проблематичным, так как нужно подтверждение прокурора. В итоге, если возбуждать уголовное дело, то расследовать его до конца, либо вообще не возбуждать. Например, будет возбуждено уголовное дело по факту убийства. В ходе производства выяснилось, что убийца – родственник дознавателя, тот хотел как-то спасти своего родственника, но прокурор отменил постановление о прекращении. А еще стоит учитывать, что в следственном органе в основном рассматривается более тяжкие дела, чем в дознания, а значит ответственности гораздо больше.

    Прокурор может вернуть уголовное дело обратно с какими-либо уточнениями, что дело нужно до расследовать, провести какие-либо дополнительные действия и т.д. Действительно, дело же может не иметь четких доказательств по уголовному делу, а значит, прокурор принимает логичное решение провести дополнительное расследование по данному делу. Так, дело, вернувшись пройдет все проверки заново и будут собраны новые доказательства.

    В Уголовно-процессуальном Кодексе есть и другие нормы, регулирующие компетенцию прокурора. Например, он может написать запрос, чтобы ему предоставили для ознакомление материалы уголовного дела, которое на данный момент расследуется.

    Еще одним важным аспектом является, что при судебном разбирательстве прокурор является государственным обвинителем. То есть, после того, как дело расследовано, в его руки переходит обязанность доказать, что данный лицо – преступник. Поэтому уделяется так много внимание контролю от прокурора в ходе предварительного расследования, потому что, если придет с никаким материалом в суд, то он просто рискует проиграть дело. Так же прокурор может отказаться от определенного дела, по указанию обоснованных причин подобного решения. Это должны быть действительно уважительные причины. Например, проходящий по уголовному делу является родственником данного прокурора, из-за чего прокурор может написать объяснения, что он не сможет выносить объективные решения, а значит лучше все-таки передать надзор и другие прокурорские полномочия другому лицу. Существует, конечно же, и другие права и обязанности прокурора, но это одни из главных, которые регулируется УПК.

    Введение

    Каждое уголовное дело получает окончательное разрешение в суде. Приговор, определение и постановление судов должны отвечать требованиям законности, обоснованности и справедливости.

    Важное значение в дальнейшем совершенствовании правосудия по уголовным делам имеют Конституция Российской Федераций, уголовно-процессуальное законодательство, определившее основополагающие принципы осуществления правосудия по уголовным делам, а также постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. "О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия"2. В этих нормативных актах обращается внимание судов на последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости, на разрешение судом каждого уголовного дела в точном соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства, соблюдения основополагающих принципов правосудия по уголовным делам. Верховным Судам республик в составе Российской федерации, краевым и областным судам предлагается по каждому факту постановления неправосудного приговора тщательно анализировать причины этого и ставить вопрос об ответственности за допущенные нарушения законности вплоть до отзыва судей с занимаемых должностей.

    Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 7 августа 2000 г. № 119-ФЗ (Российская газета. 2000. 10 авг.) дополнил действующий УПК разделом XI "Производство у мирового судьи", ст. 467--477 и разделом XII "Пересмотр приговоров и постановлений мирового судьи, не вступивших в законную силу", ст. 478--503. В связи с этим в целый ряд статей УПК, регулирующих деятельность судов, а следовательно, и прокуроров, участвующих в рассмотрении уголовных дел, внесены изменения. Согласно ст. 2 названного закона изменения и дополнения к УПК до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами, поэтому деятельность прокуроров по исполнению и надзору за исполнением внесенных в УПК изменений и дополнений в настоящей главе специально не рассматривается.

    1. Основная часть

    Важной гарантией точного соблюдения законности в уголовном судопроизводстве является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Это важная составная часть деятельности органов прокуратуры. Прокурор участвует во всех судебных инстанциях, начиная с производства у мирового судьи и районного (городского) суда и кончая Верховным Судом Российской Федерации. Прокурор осуществляет свои полномочия во всех стадиях судебного разбирательства уголовных дел, начиная со стадии подготовки уголовного дела к слушанию и кончая производством по уголовным делам в порядке надзора.

    Роль и значение прокурорского надзора в осуществлении правосудия существенно возросли в связи с принятием Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Участие прокуроров в судах направлено на неукоснительное выполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном разбирательстве судом уголовного дела, обеспечение прав и законных интересов граждан, соблюдение равенства граждан перед законом и судом, на постановление судом по каждому уголовному делу законного, обоснованного и справедливого приговора, определения или постановления. Осуществляя уголовное преследование, прокурор поддерживает в судах государственное обвинение по уголовным делам, выступая от имени государства, представляет его интересы и является государственным гарантом прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу правосудия по уголовным делам.

    Уголовно-процессуальное законодательство, а также Закон о прокуратуре определяют полномочия прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах, а также средства реагирования на установленные нарушения закона. Участвуя в рассмотрении судом уголовных дел, прокуроры в пределах своей компетенции: 1) проверяют законность решений судьи при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании; 2) осуществляя уголовное преследование в суде, выступают в качестве государственных обвинителей; 3) дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства; 4) предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде; 5) опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; 6) дают заключения в судах кассационной и надзорной инстанций по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам; 7) проверяют законность и своевременность обращения к исполнению приговоров, определений и постановлений судов; 8) осуществляют надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов; 9) принимают меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений, постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Нарушения закона, допущенные при рассмотрении уголовных дел судами всех инстанций, могут быть выявлены прокурорами различными способами: проверкой законности и обоснованности приговоров по делам, рассмотренным судом без участия прокурора; участием прокуроров в судах кассационной и надзорной инстанций; проверкой своевременности и правильности обращения, приведения приговора в исполнение, а также хода самого исполнения приговора; обобщением судебной практики по уголовным делам за определенный период или по отдельным категориям уголовных дел. К числу правовых актов, способствующих устранению нарушений законов, допущенных при рассмотрении судами уголовных дел, относятся: заявления, ходатайства, заключения, протесты и представления прокуроров. Перечисленные правовые средства выявления нарушений закона и прокурорского реагирования на установленные нарушения органически взаимосвязаны, они применяются в полном соответствии с демократическими принципами уголовного судопроизводства и с содержащимся в его основе принципом законности. В связи с этим деятельность суда по отправлению правосудия по уголовным делам имеет большое воспитательное и предупредительное действие. Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан в духе неукоснительного исполнения законов, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам других граждан.

    Итак, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    • 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
    • 2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
    • 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
    • 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
    • 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    • 6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;
    • 7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования;
    • 8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • 9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • 10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
    • 11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
    • 12) продлевать срок предварительного расследования;
    • 13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;
    • 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;
    • 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
    • 16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
    • 17) осуществлять иные полномочия (ст. 37 УПК РФ).

    Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 УПК РФ.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

    Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования.

    Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

    Прокурору, на которого ложится бремя доказывания, вступившему в процесс, ничего не известно обо всех тонкостях и нюансах дела. Поэтому ему совершенно необходим тесный и неформальный контакт со следователем, который всегда есть в прокуратуре, особенно в районном и городском звене.

    Ведомственная разобщённость лишь затрудняет это взаимодействие, даёт повод для взаимного недовольства, когда порой, с одной стороны, следователь видит как неумело используются в суде добытые с большим трудом улики, с другой стороны, государственный обвинитель нередко возмущается упущенными при досудебном производстве возможностями по собиранию и проверке доказательств, непониманием следователем того, как то или иное доказательство будет смотреться в суде. Именно поэтому необходимо постоянное влияние на процесс досудебного производства прокурора, одновременно участвующего в публичном и состязательном судебном процессе.

    Прокурор осуществляет уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения. Если совершено преступление, производство по которому осуществляется в рамках частного обвинения, прокурор при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, уполномочен осуществлять уголовное преследование независимо от волеизъявления потерпевшего.

    Уголовное преследование и надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия тесно взаимосвязаны и характеризуют разные стороны единой прокурорской деятельности в досудебном производстве, направленной на раскрытие и расследование преступлений как лично прокурором, так и органами предварительного расследования под его наблюдением 1 .

    Уполномочивая прокурора отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования вследствие допущенного им нарушения требований УПК РФ, закон предполагает использование данной меры, прежде всего, в качестве средства пресечения и предотвращения новых нарушений законности, ущемления прав и свобод человека и гражданина при производстве по уголовному делу.

    Прокурор обязан определять основания для отстранения следователя, дознавателя от производства предварительного расследования в каждом случае индивидуально, с учетом тяжести допущенного нарушения закона и его последствий для результатов расследования.

    Право изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю предоставляется прокурору для обеспечения надлежащего качества расследования и прав участников уголовного судопроизводства в случае необходимости проведения более квалифицированного, в сравнении с дознанием, расследования в форме предварительного следствия. При этом прокурор обязан указывать основания такой передачи в каждом конкретном случае.

    Прокурор уполномочен передавать уголовное дело от одного следователя другому, а также от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением установленных законом правил подследственности при условии обязательного указания оснований такой передачи. Это порождает обязанность облекать решение прокурора о передаче уголовного дела в форму мотивированного постановления.

    Предоставление прокурору права давать органам дознания указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий не исключает права органа дознания самостоятельно определять средства и методы оперативно-розыскной деятельности.

    Процессуальное руководство расследованием является совершенно необходимым полномочием прокурора, потому что в конечном итоге именно он, а не следователь обязан по завершению расследования принять окончательное решение о направлении уголовного дела в суд. Затем прокурор, уже в ходе судебного разбирательства, должен предъявлять и исследовать улики, доказывая обоснованность предъявленного обвинения на всех стадиях судебного разбирательства. Именно поэтому прокурор имеет ничем не ограниченное влияние на досудебное расследование, где для него, как для будущего государственного обвинителя готовится доказательственная база, которой он и будет оперировать в суде.

    С введением в действие нового УПК РФ роль прокурора как руководителя расследования усилилась. Теперь он с самого начала расследования вовлекается в процесс доказывания, давая согласие на возбуждение уголовного дела, обращаясь вместе со следователем в суд по различным вопросам, требующим судебных санкций.

    При этом прокурор осуществляет не только чисто процессуальные, но и организационные полномочия на предварительном следствии, например по передаче дела от одного следователя другому, созданию следственных групп, решении вопросов об объёме, времени, сроках, порядке проведения тех или иных действий 1 .

    Как известно, отдельные практики необоснованно сужают пределы прокурорского надзора в суде, сводят его только к надзору за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений, вынесенных судебными органами. Вывод о том, что прокурор осуществляет надзор не за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных дел, а только за законностью и обоснованностью судебных актов, то есть приговоров, определений и постановлений судебных органов, не соответствует Конституции и Закону о прокуратуре, а также УПК. Если обратиться к содержанию указанных нормативных актов, то можно видеть, что они охватывают широкий круг полномочий прокурора, в том числе поддержание государственного обвинения, опротестование незаконного и необоснованного приговора и надзор за его исполнением и т. д. В конечном итоге все полномочия прокурора в суде сводятся к одному -- установлению истины по уголовному делу, торжеству законности в правосудии по уголовным делам. Поэтому неправильно истолковывать процессуальное положение прокурора в судебном процессе, сужая его полномочия и сводя их к поддержанию обвинения и опротестованию приговоров, определений и постановлений суда. Предметом прокурорского надзора в суде является не только законность вынесенных судом решений, но и точное исполнение норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного разбирательства, в том числе подсудимым, его защитником, потерпевшим, гражданским истцом и гражданским ответчиком, экспертом и свидетелями.

    Осуществление надзора в стадии предварительного расследования и утверждение обвинительного заключения не должны препятствовать прокурору поддерживать государственное обвинение и делать это объективно и беспристрастно. Уголовно-процессуальный закон и названный приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 82 от 24 ноября 1998 г. требуют от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и внутренним убеждением. На стадии судебного следствия самостоятельно исследуются доказательства, поэтому ни для суда, ни для прокурора они не имеют заранее установленной силы. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа. Это не личное его усмотрение, а обязанность представителя государственного органа по устранению нарушения закона. Данное положение, закрепленное в законе (ст. 248 УПК), обеспечивает прокурору гарантии его независимости и объективности в суде.

    Осуществляя правоохранительные функции и выступая представителем единого, централизованного органа, прокурор выполняет свои обязанности строго в рамках закона, исходит только из закона и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. Органы прокуратуры, говорится в Законе о прокуратуре, осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору Российской Федерации. Это положение обеспечивает прокурорам, участвующим в рассмотрении судом уголовных дел, такие условия, при которых они могут процессуально самостоятельно принять решение по любому вопросу, связанному с производством по уголовному делу. С другой стороны, вышестоящий прокурор вправе сам опротестовать решение суда, если оно не соответствует или противоречит закону.

    Правильное сочетание строгой подчиненности органов прокуратуры и процессуальной самостоятельности прокуроров в судах всех инстанций является непременным условием принятия прокурором решения, отвечающего закону. Процессуальное положение прокурора обязывает его вместе с тем к тому, чтобы он при поддержании государственного обвинения следил за соблюдением требований закона о полноте, всесторонности и объективности судебного разбирательства, обеспечением всех процессуальных гарантий, чтобы деяния подсудимого были правильно квалифицированы, а мера наказания была ему назначена в строгом соответствии с законом, с учетом тяжести преступления и личности виновного.

    Перед прокурорами, участвующими в рассмотрении судом уголовных дел, помимо указанных стоят следующие задачи: выявление и устранение нарушений норм материального и процессуального права; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению; усиление борьбы с преступностью.

    правосудие прокурор уголовный обвинение

    Заключение

    Прокуроры, участвующие в разбирательстве уголовных дел в судах, учитывают социальное значение своего участия в рассмотрении дел в суде как одной из важнейших гарантий законности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особой ответственности за качественное исполнение своих полномочий. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор помогает суду полно, всесторонне и объективно исследовать доказательства, установить вину лица, привлеченного к ответственности, дать правильную оценку совершенного им преступления, назначить подсудимому справедливое, основанное на законе наказание. Прокуроры используют судебную трибуну для создания обстановки всеобщего осуждения лиц, совершивших преступление, чтобы судебное разбирательство всегда выполняло воспитательную роль

    Установленный законом порядок проверки законности приговоров, постановлений и определений в апелляционном и кассационном порядке обеспечивает условия, при которых ошибки судов и мировых судей будут исправлены еще до того, как приговоры вступят в законную силу. В соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 325 и 477 УПК, на прокурора возложена обязанность опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный или необоснованный приговор. Деятельность прокуроров в стадии надзорного производства дает возможность устранить ошибки и нарушения закона по уголовным делам, если они не были исправлены в апелляционном и кассационном порядке.

    Участие прокуроров в уголовном судопроизводстве является также одним из условий, обеспечивающих дальнейшее совершенствование принципов гласности и демократии как одного из направлений в реализации судебной реформы. Являясь органом надзора за исполнением законов в государстве, прокуратура стоит на страже прав и законных интересов граждан.

    Список используемой литературы

    • 1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
    • 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, 2001г.
    • 3. Закон РФ от 18.04.1991г. № 1026 «О милиции» (ред. от 22.08.2004г.).
    • 4. Брусницын Л. О. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. М., 2003, с. 317.
    • 5. Кобликов А.С. Уголовный процесс. М., с. 410.
    • 6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2004.
    • 7. Постатейные материалы к новому Уголовно-процессуальному кодексу / Под ред. А. П. Рыжакова. М., 2003.
    • 8. Темираев О. П. Реформа следствия нужны // Законность, 2004, № 1.
    • 9. Щерба С. П., Зайцев О. А. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам. М., 2001, с. 123.

    Реформирование уголовного судопроизводства существенно изменило роль прокурора в судебных стадиях процесса, в которых он, реализуя функцию уголовного преследования, является стороной обвинения, равной в процессуальных правах со стороной защиты. В отличие от стороны защиты прокурор-обвинитель является представителем государства, несущим бремя доказывания вины подсудимого, способствующим вынесению судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

    Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами».

    В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).

    В п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общего определения понятия функции.

    Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры
    можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершённость и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.

    Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность естественно вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

    Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона «О прокуратуре Российской Федерации». В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств.

    В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. Следует в этой связи подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.

    Поэтому одна из сущностных характеристик прокурорского надзора состоит в его деятельности по проверке соблюдения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых в связи с их соответствующей спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение следователя и т. п.).

    Всеми названными выше признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Ее основным содержанием является полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.

    Уголовное преследование — важнейшая процессуальная функция (направление деятельности), включающая в себя выдвижение обвинения или подозрения в совершении преступления, его обоснование доказательствами, предъявление и изменение обвинения, завершение уголовного дела составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, утверждение этих процессуальных актов прокурором и направление уголовного дела в суд, а в суде уголовное преследование осуществляется путем поддержания государственного или частного обвинения, а также путем апелляционного или кассационного обжалования приговора, если сторона обвинения, проигравпроцесс на предыдущих стадиях, с ним не согласна и намерена продолжать уголовное преследование в соответствии с ранее занятой позицией.

    Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, нередко возникает по его результатам, либо, наоборот, результаты расследований помимо иных источников сведений служат поводом для проведения прокурорских проверок в порядке надзора.

    Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели — обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого. Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора. Надзор за соблюдением законов органами следствие и дознания, за соблюдением в ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса — не самоцель, а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать это — значит, отрицать очевидное. Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч.2 ст. 21 нового УПК: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления». Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: «Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе».

    Основной обязанностью прокурора в уголовном судопроизводстве является осуществление уголовного преследования, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК). В этой связи прокурор рассматривается законодателем как участник процесса со стороны обвинения.

    Задачи прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса и участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регламентированы Законом о прокуратуре и УПК. Прокурор является должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. При этом его функции и полномочия в различных стадиях процесса неодинаковы.

    Самыми широкими полномочиями прокурор наделен в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, когда он осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими выявление и расследование преступлений, а именно, выполняющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

    Осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования есть деятельность, осуществляемая в рамках функции обвинения. Прокурор, как лицо ответственное за обоснованность обвинения, заинтересован в том, чтобы органы, осуществляющие предварительное расследование, не допускали нарушений закона. Любое допущенное при производстве следственных действий нарушение влечет признание полученных сведений не имеющими доказательственного значения. Естественно, что обвинение в таком случае становится менее обоснованным;

    Важная группа полномочий прокурора связана с возбуждением уголовного дела. После проверки исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурор уполномочен возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. Если возбуждается дело публичного или частно-публичного обвинения следователем или дознавателем, то прокурор дает им на это свое согласие (ст. 146 УПК).

    В ходе предварительного расследования прокурор не только надзирает за законностью деятельности следователей и дознавателей, но и активно руководит расследованием. При этом одна задача не противоречит другой. Прокурорский надзор за законностью досудебной деятельности реализуется через процессуальное руководство таковым. Осуществление прокурором уголовного преследования также является средством осуществления прокурором надзорных полномочий (в этом случае уголовное преследование лиц, совершивших преступления, обеспечивает общесоциальную потребность в их выявлении, изобличении и справедливом наказании).

    Полномочия прокурора по надзору за законностью деятельности на досудебных стадиях уголовного процесса достаточно широки и характеризуются властно-распорядительным характером.

    К основным полномочиям прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса относятся следующие:

    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

    2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном законом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

    3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные или процессуальные действия;

    4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

    5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

    6) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, если ими допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства;

    7) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

    8) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными нормами о подследственности уголовных дел; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

    9) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном законом;

    10) продлевать срок предварительного расследования;

    11) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

    12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

    Прокурор имеет и другие полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в последующих редакциях) «О прокуратуре Российской Федерации».

    Ряд важных положений в УПК РФ касается права прокурора отказаться от продолжения уголовного преследования. Тем самым законодатель учел высказывавшиеся многими авторами предложения о расширении элемента диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении государственным обвинением. В отличие от прежнего новый УПК предоставляет прокурору право прекратить уголовное преследование лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления не только небольшой, но и средней тяжести в случае, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред (ст. 25), а также в связи с изменением обстановки (ст. 26) или деятельным раскаянием (ст. 28).

    В судебных стадиях процессуальное положение прокурора имеет совершенно иное содержание. Участвуя в рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя - стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 4 ст. 37 УПК). Однако понятия «прокурор» и «государственный обвинитель» не следует смешивать. Государственный обвинитель - самостоятельный участник уголовного процесса, в качестве которого могут выступать не только прокуроры, но по поручению прокурора также и дознаватели либо следователи, если последние осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК).

    До 90-х гг. XX в. прокурор рассматривался как орган, единственной задачей которого являются надзор за точным и единообразным исполнением законов, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, и принятие предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений, от кого бы они ни исходили. В связи с принятием в 1991 г. Верховным Советом РФ Концепции судебной реформы в Российской Федерации надзор прокурора за законностью деятельности суда стал подвергаться сомнению, как противоречащий принципу независимости судей, умаляющий авторитет суда в качестве самостоятельной ветви власти в государстве. Федеральный закон 1992 г. (как и последующие редакции данного закона) роль прокурора в суде обозначает уже не термином «надзор», а понятием «участие». Вместе с тем участие прокурора в уголовном судопроизводстве в форме поддержания государственного обвинения не имеет целью обязательное осуждение подсудимого, а служит постановлению справедливого приговора. Если обвинение в ходе судебного разбирательства не находит своего подтверждения, то прокурор обязан полностью или в части от него отказаться. Прокурор обязан внести представление на каждый незаконный или необоснованный приговор. В ходе судебного разбирательства прокурор должен обращать внимание суда на ущемление прав и законных интересов участвующих в судебном разбирательстве лиц. Обязанность прокурора добиваться постановления справедливого приговора отличает его как участника судебного разбирательства от защитника, который обязан выявлять лишь смягчающие вину и оправдывающие доказательства и должен стремиться к вынесению наиболее благоприятного для подзащитного приговора, хотя бы и несправедливого.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.

      Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.97 г. № 1-ФЗ (в ред. от 11.06.2003) // СЗ РФ, 1997. №2. Ст. 1980.

      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.01 № 174-ФЗ (в ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1).

      О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 05.10.02) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

      Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. от 10.01.03) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

      Болтошев Е.В. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса: Дисс…канд.юрид.наук. – М.: 2002.

      Григорьева Н.В. Прокурорский надзор.–М.: Инфра-М., 2003.

      Артамонова Е. Новый ГПК: статус прокурора / //Законность, 2003.-№ 3. — С. 6-8.

      Прокурорский надзор / Под общ. Ред. Ю.Е, Винокурова.–М.: Юрайт-М., 2001.

    1. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации.–М.: Юридический пресс, 2005.

    2. Тушев А. Роль прокурора в реализации принципа состязательности в уголовном процессе /Тушев А. //Российская юстиция, 2003.-№ 4. — С. 33-35.

      Российский прокурорский надзор / Под ред. А.Я, Сухарева.-М.: НОРМА, 2002.

    Функции прокурорского надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия