Что такое 44 фз. Госзакупки – начинаем и выигрываем. Заказчик при описании объекта закупки может включить

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

Что стоит знать Законодательно было принято решение закрепить ряд правил, относящихся к проведению торгов, для осуществления обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, 44 федеральный закон о закупках стал регулятором при проведении данных мероприятий и позволил структурировать всю систему проведения торгов, а также сделать её более открытой.

Закон о закупках 44 ФЗ

Закон о торгах 44 ФЗ был разработан и принят в 2013 году, но вступил в законную силу только с начала 2014 года. Чтобы обеспечить нормальную работу в торгах 44 федеральный закон РФ, должен был ввести дополнительные регуляторы, которые подкреплялись другими подзаконными актами. Сфера действия принятого закона достаточно широка, он охватывает большое количество проводимых торгов, как на государственном уровне, так и на муниципальном.

Федеральный закон 44 РФ обеспечивает службы и ведомства причастные ко всем уровням власти. Всего ФЗ 44 ФЗ о закупках внёс 4основных нововведения в систему проведения торгов.

Усложнённый порядок регулирования

Первое нововведение было основано на расширение законодательной базы и внесения ряда изменений в уже действующие нормативно правовые акты. Под основным законом 44 фз находится целая иерархия подзаконных актов на различных уровнях власти. Так, после его приятия все субъекты федерации получили право установки дополнительных перечней по:

  • товарам;
  • работам;
  • услугам.

Все запросы теперь можно было организовывать через электронные торги, где каждый из претендентов мог ознакомиться с полным перечнем условий, по которым они проводятся. 44 закон ФЗ РФ за время своего действия получил более 30 постановлений от правительства, которые конкретизировали его положения по тем или иным возникающим спорным моментам.

Таким образом, правительство создало целую структуру законных документов, которые отвечали за эффективность действия закона, как на государственном, так и на региональном уровне.

Выбор поставщиков

44 закон РФ значительно расширил способы, по которым можно определять поставщиков, согласно ему теперь подрядчиков и поставщиков можно выбирать через:

  • закрытые конкурсы;
  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участников;
  • двухэтапные конкурсы;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • запросы по котировкам;
  • запросы с предложениями.

Закон фз 44 этими действиями значительно расширил специфику закупок по различным лотам. Что способствовало росту проводимых торгов среди многих субъектов.

Формы планирования

Закон рф 44 фз обязал, проводит планирования по всем закупкам. Это означает, что заказчик утверждает планы по закупкам и планы по графикам закупок. Се планы закупов утверждаются заказчиками сроком на 36 месяцев. В них содержится следующая информация по закупкам:

  • цели;
  • объемы;
  • сроки;
  • обоснования.

Каждый отчетный период должен формироваться план с графиков, а также перечни по закупкам товара или выполненных работ с их полным обоснованием. Все эти планы должны быть публичными. Закон РФ ФЗ 44 впервые сделал подобную информацию публичной, где каждый желающий мог бы с ней ознакомиться через электронные отчётности.

Проведение оценки эффективности

44 ФЗ закон РФ также становил ряд правил, по которым проводится постоянная оценка эффективности исполнения законодательства в сфере проведения мероприятий по организации закупок и аукционов. Теперь, для осуществления оценки помимо контроля были введены новые методы таки как:

  • аудит
  • мониторинг.

Аудит осуществляет счётная палата и контрольно-счётные органы в регионах страны и муниципальных образованиях. Мониторинг осуществляет министерство экономического развития. Помимо них, в структуры ответственные за мониторингом и аудитом включены и другие ведомства от антимонопольных до оборонных. Их перечень зависит от сферы, в которой проводятся торги и закупки.

При осуществлении действий, такие органы преследуют цель, направленную на выявление неэффективных инструментов в регулировании системы государственных закупок и выявление случаев незаконных действий в отношении участников торгов или заказчиков.

Последние изменения

ФЗ44 РФ с изменениями 2016 года был направлен на отработки вопросов касающихся планирования графиков закупок. У многих государственных органов такие действия вызывали множество споров и вопросов. Часто то или иное ведомство, в основном на муниципальном уровне, при организации торгов не имело навыков составлении графиков и подготовки отчетной документации.

Было принято решение по введению контрактной службы. В РФ закон 44 ФЗ позволил ввести новую должность – специалист в сфере закупок. В каждом из ведомств, при необходимости должны быть сформированы специальные отделы, по закупкам позволяющие нанимать на службу таких специалистов, которые должны профессионально разбираться в организации и проведении торгов, а также ведение все отчётной документации по ним.

Второе изменение коснулось составления документов по объектам закупок. Ситуация была осложнена в связи с введение ограничения на импорт товаров. Заказчикам, теперь перед составлением документации по организации и проведению аукциона, необходимо ознакамливаться с реестром работ товаров и услуг, на которые правительство ввело ограничения.

Последняя редакция 44 ФЗ коснулась определения и обоснование цен в составляемых контрактах. Перед объявлением заказчиком о начале аукциона ему нужно определить начальную стоимость. Теперь необходимо составлять сметы по всем выставляемым слотам на основе изучения средних цен по подобным лотам.

После принятия, закон ФЗ РФ 44 упростил проведение аукционов, введя электронную форму торгов. Теперь чтобы участники не нарушали сроки проведения, и порядок торгов были введены инструкции и схемы, которые четко координируют действия подрядчиков по каждому конкретному лоту.

Предыдущее законодательство в сфере закупок

Закон 44 ФЗ РФ начал действовать только с 2014 года. До этого времени эффективность закупок не была высока и многие не знали, какой закон был до ФЗ 44. До него был закон 94 ФЗ. 44 ФЗ 94 ФЗ имеют между собой ряд отличий. Они заключаются как в терминологии, общих понятий и определений, так и в его устройстве и сфере деятельности.

В первую очередь, различия как уже было сказано, относились к определениям и терминологии. Многие понятия были переформулированы, а некоторые и вовсе упразднены. Также из-за множества доработок и расширения сферы действия закона, были введены и новые термины.

Второе различие относилась к типам проведения торгов. В старом законе говорилось всего о 5 способах проведение. Сегодня таких способов стало в 2 раза больше, что позволило значительно увеличить число участников торгов. Тип торгов определяется в зависимости от условий самого аукциона и предполагаемых его участников. Закон определят конкретные типы аукционов по каждому из видов необходимых закупок.

Самым главным отличием между законами, стало проведение самой процедуры торгов. В старом законодательстве не было прописано множество условий, по которым проводились закупку, и требований на соответствие участников этих закупок. Новое законодательство максимально расширило эти условия, что позволяет снизить рост числа злоупотреблений в этой сфере и сделать торги в большей степени прозрачными и открытыми.

Теперь на основе этих значимых отличий можно понять какой закон был до 44 ФЗ и какой большой труд проделали министерства, и правительство, чтобы упорядочит такую большую и серьёзную систему в сере закупок.

для осуществления госзакупки в МВД по 44 ФЗ (проведения капитального ремонта в архиве МВД) Заказчик планирует в аукционную документацию поставить требование - наличие лицензии ФСБ Правомерность этого в данном случае...?

44 ФЗ Госзакупки

Добрый день! Выиграли контракт на обслуживание программного обеспечения. Контракт подразумевал удаленную работу. Сами мы находимся в Перми. Заказчик в Иваново. На этапе подписания контракта мы прорабатывали варианты удаленного доступа. После...

800 стоимость
вопроса

вопрос решен

ФЗ-44 применим только для государственных компаний?

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ФЗ-44 применим только в отношениях, "направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд" или им можно руководствоваться и в отношении не гос.организаций, которые проводят тендеры на закупку ТМЦ?

07 Апреля 2017, 12:39, вопрос №1600668 Александр, г. Наро-Фоминск

Применение 44-ФЗ с 01.01.2017 года, для МУПов

Да, услугу утилизации ТБО. Сбором с контейнерных площадок и транспортировкой ТБО от населения и прочих потребителей занимаемся мы - МУП и передаём на утилизацию другому предприятию, естественно за плату.

04 Октября 2016, 15:21, вопрос №1396870 Светлана, г. Калининград

Подача заявки на госзакупку по доверенности. 44-ФЗ

Добрый день. Вопрос пока чисто теоретический, чтобы понять суть. Закупка по 44-ФЗ Есть человек, желающий продать государству товар. И есть человек, который может это сделать через сервис госзакупок. Вопрос. Как должны быть оформлены отношения...

500 стоимость
вопроса

вопрос решен

Может ли вновь открытое ИП или ООО участвовать в аукционах по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

В ФЗ не нашел никаких ограничений на этот счет, однако в документации к тендерам меня смущает вот такой пункт в требованиях к участнику аукциона: "...заявки на участие...должна содержать...полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения...

Как закрыть контракт на сайте госзакупки?

Здравствуйте!!! Работаю по 44-ФЗ! Подскажите, как мне закрыть контракт, если в нем не прописано поэтапное исполнение, а исполняли постепенно в течение всего года? Можно закрыть одним этапом и выполнение и оплату, или все-таки надо было отчитываться...

Привлечение соисполнителей по контракту для участия в аукционе госзакупок

Добрый день! Скажите, пожалуйста, возможно ли участие в аукционе госзакупок (строительство, ремонт, реставрация помещений) по следующему сценарию: планируется, что два юр.лица (А и Б) подписывают между собой договор о совместной деятельности / о...

44-ФЗ закупка у единственного поставщика

Добрый день!на сайте Госзакупок опубликовали извещение о закупке у единственного поставщика. Начальную максимальную цену указали в тыс. рублей, должны были просто в рублях (в извещении 570 руб, в заключенном договоре 570 000). Можем ли мы...

04 Февраля 2015, 17:33, вопрос №713631 Валентина, г. Нижний Новгород

Срок размещения контракта с единственным поставщиком согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ извещение должно быть размещено на ООС не позднее 5 дней до заключения контракта. Означает ли это, что на шестой день контракт уже будет считаться заключенным с нарушением срока?

Бланк или форма эспертизы по госзакупкам 44-ФЗ

бланк или форма либо пример эспертизы по госзакупкам 44-ФЗ закупка по капитальному ремонту здания

30 Декабря 2014, 18:07, вопрос №672377 Сальбий, г. Красногвардейское

Все, что нужно знать о госзакупках с 2017 года, какие изменения в закупках уже вступили в силу, а какие только ожидаются, как по-новому формировать и вести план закупок, как по-новому формировать, вносить изменения в план-график.

Система государственных закупок призвана регулировать контрактные отношения между государственными, муниципальными заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг. Для государства понятны цели и задачи эффективной деятельности в сфере - повышение уровня конкуренции, обеспечение гласности госзаказа, упрощение процедур для заказчиков и участников при использовании электронных торгов и повышение итоговой результативности госзаказа.

Законы о госзакупках

Основные законы, регулирующие деятельность по государственному заказу - это:

  • закон № 44-ФЗ о контрактной системе (последняя редакция закона 44-ФЗ);
  • закон № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц;
  • закон № 135-ФЗ о защите конкуренции;
  • закон № 63-ФЗ об электронной подписи.

Госдума назначала на осень заседание о поправках по электронным закупкам. Это самые масштабные поправки за последние три года: они коснутся всех заказчиков, а изменения по тексту затронут минимум половину статей закона. Заранее подготовиться к изменениям поможет таблица, в которой мы сравнили нынешние правила закупок с электронными.

Что изменится в работе заказчиков с 1 января 2018 года? Мы раскрыли смысл всех запутанных изменений, которые начнут действовать с первого дня января.

Госзакупки по 44-ФЗ

Государственные заказчики в обеспечении своих нужд и профильной деятельности руководствуются Законом № 44-ФЗ. Он строго регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности. Заказчики обязаны планировать, размещать информацию о закупках в ограниченные сроки, оперативно отвечать на запросы участников и при необходимости вносить изменения или отменять недостаточно проработанные закупки 44 фз.

Процедуры, которые может проводить заказчик в рамках закона - это:

  • запрос котировок (в основном при закупке товаров услуг не более чем на 500 тыс руб.);
  • электронный аукцион, определяется перечнем;
  • открытый конкурс (для определения исполнителя по принципам профессионализма и опыта);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • запрос предложений (для малых закупок);
  • закупка у единственного поставщика (большая часть при закупках до 100 тыс руб.).

Госзакупки по 223-ФЗ

Если средства заказчика формируются не из федерального бюджета, или заказчик является коммерческой компанией с государственным участием, при осуществлении закупок он будет руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Организации, которые проводят закупки по этому закону, более свободны в определении требований к исполнителям по закупаемым услугам и продукции. Процесс определения исполнителей регулируется положением по закупкам у каждой организации. Тем не менее, пункты внутреннего положения о закупках не должны противоречить законам .

Участие в государственных закупках

Каждая организация и физическое лицо могут принять участие в госзакупках. Для этого необходимо найти информацию в Единой информационной системе zakupki.gov.ru по интересующему профилю деятельности.

В ЕИС размещаются все объявленные закупки, а также планы закупок на текущий и следующий годы. Быстрее всего организация может принять участие в конкурсах, котировках или запросах предложений. Для участия в электронных процедурах необходимо получить электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на электронных площадках. Поставщики работ или товаров по большей степени участвуют в электронных аукционах. Это обуславливает перечень предметов контракта, утвержденный правительством в Распоряжении от 21.03.2016 № 471-р.

Сайт закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Вся информация по закупкам государственных учреждений размещается в ЕИС. Кроме информационных карт и документаций, заказчики размещают актуальную информацию по этапам закупки: внесение изменений, разъяснения на запросы, протоколы вскрытия и протоколы оценки заявок.

Информацию по госзакупкам муниципальных и коммерческих заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, также размещают в ЕИС. Необходимо соблюдать установленные законом сроки публикации рабочих документов по процедурам. Заказчики также обязаны размещать планы закупок на очередной финансовый и плановый год.

Госзаказ - примеры действия

Госзаказ - это договор об оказании услуг или поставку товаров, оплата которого осуществляется за счет государственного финансирования. Соответственно, в госзаказе могут принимать участие заказчики, которые являются представителями государства: само государство, субъекты территорий, муниципалитеты, предприятия, имеющие в своем капитале определенную часть государственной собственности, акций.

Государственный заказ может относится к любой сфере деятельности, в частности к сфере деятельности естественных монополий.

Госзаказ у субъектов естественных монополий крайне распространенная процедура закупок по 44-ФЗ. Практически ни один государственный или муниципальный заказчик не может обойтись без услуг, которые оказываются естественными монополиями. Нужно иметь в виду, что правила госзаказа особо определяют правила таких закупок.

Госзаказ у субъектов естественных монополий (СЕМ) реализуется в форме закупки у единственного поставщика. Это дает заказчику ряд преимуществ. Перечислим их:

  1. заказчик не сообщает и не уведомляет контрольный орган о подобном контракте по госзаказу.
  2. экспертиза, предусмотренная контрактом по госзаказу, проводится заказчиком самостоятельно.

Напомним, что к субъектам естественных монополий относятся не только компании, приведенные в реестре субъектов естественных монополий, но и другие компании, работающие в сфере, которая считается полем деятельности субъектов естественных монополий.

Также к закупкам по государственному заказу у монополий относятся :

  1. Транспортировка энергоносителей по трубопроводу (газ, нефть);
  2. Логистика (железнодорожный и авиатранспорт);
  3. Работы с радиоактивными отходами;
  4. Водо,тепло и электроснабжение;
  5. Услуги почтовой связи.

Планирование закупок: план-график и план закупок

Каждый заказчик должен понимать объем закупок для формирования собственного бюджета. При этом ему необходимо вести план закупок, в котором отражаются закупаемые в следующем году объемы товаров, работ и услуг. А также заказчик ведет план-график, указывая в нем конкретные сроки проведения процедур, выделяемые средства, способ определения поставщика, коды продукции и услуг.

Для верного планирования необходимо провести обоснование закупок. К этому относится, в том числе обоснование цены закупки. Приоритетным способом определения НМЦК является метод анализа и сопоставления рыночных цен .

При планировании необходимо учитывать нормирование закупок для внутреннего пользования. С 2016 года главные распорядители бюджетных средств определили для себя и подведомственных организаций нормы и требования к закупаемой продукции.

Объект государственной закупки

Для проведения закупки по 44-ФЗ заказчику необходимо верно описать предмет закупки. Характеризовать объект необходимо объективно, должны быть указаны технические, функциональные и качественные характеристики.

Теперь запрещено указывать конкретные товарные знаки или фирменные наименования. Описание может включать чертежи, спецификации, фотографии и эскизы, должны быть указаны показатели предмета закупки, по которым можно определить соответствие. Показатели указывают с максимальными и минимальными значениями.

Проведение закупок до 100 тыс. руб.

Стать исполнителем по договору с госзаказчиком можно и без участия в конкурентных процедурах. Заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на суммы до 100 тыс руб. без проведения торгов при общем объеме закупок не более 5% от общей годовой суммы закупок. Такая процедура закупки является самой быстрой для заказчика. Он вправе не отражать сведения по таким закупкам в плане-графике, только указав общую сумму.

Участие в закупках и заключение контракта

После проведения всех этапов госзакупки, определяется победитель. В большинстве случаев, через 10 дней после опубликования итогового протокола можно заключить контракт. В шаблон, приложенный к документации, вписывают реквизиты победителя, итоговая сумма по контракту, суммы пени и штрафов. Запрещено вносить другие изменения в контракт, не предусмотренные проектом. Существенными условиями являются предмет, цена и сроки контракта.

При обеспечении обязательств по контракту, исполнитель может предоставить денежные средства на счет заказчика, . Она должна быть внесена в реестр банковских гарантий, что проверяет заказчик, и получает оригинал данной гарантии, даже если контракт заключается в электронной форме на площадке.

Отмена процедуры определения исполнителя

Заказчик вправе отменить определение поставщика в ходе подачи заявок на участие в тендерной процедуре. Это необходимо сделать в случае, если не доведены средства на исполнение обязательств по контракту, изменились обстоятельства, влияющие на предмет или сроки исполнения, или в случае необходимости изменить сам предмет закупки.

Отменить процедуру заказчик вправе за 5 дней до окончания срока подачи и начала вскрытия конвертов с заявками. При этом ему запрещено вскрывать уже поступившие заявки.

Материал по теме:

Чтобы отменить свою закупку, если вам это необходимо, следуйте пошаговой инструкции и таблице сроков в нашей статье . Это позволит избежать претензий участников закупки и контрольных органов.

Демпинг в закупках и меры по противодействию

Давно стали известны случаи обвала цены одним из участников при осуществлении закупок. Такие ситуации были связаны с дальнейшим недобросовестным исполнением и получением аванса по контракту. После этого участники госзакупок отказывались выполнять условия контракта и не возвращали аванс. Для ограничения таких случаев, законом были установлены антидемпинговые меры.

В случае падения цены на 25% и более, победитель обязан предоставить обеспечение в 1,5 раза больше указанного в документации о закупке. Если НМЦК была менее 15 млн руб., исполнитель вместо обеспечения может предоставить сведения о своей добросовестности.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Закупочную деятельность со стороны заказчика можно обеспечить двумя путями. Если годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., заказчик может не формировать контрактную службу . В данном случае назначается контрактный управляющий. Если годовой объем выше 100 млн руб., заказчик создает контрактную службу, при этом не обязательно выносить ее как отдельную структурную единицу.

Контрактная служба занимается:

  • разработкой и корректировкой плана закупок;
  • подготовкой и внесению изменений в план-график;
  • проводит работу по внесению всех данных и документов в ЕИС;
  • осуществляет закупки;
  • обеспечивает заключение контрактов.

Внутри контрактной службы должны быть прописаны должностные регламенты и обязанности каждого члена по осуществлению видов деятельности. Если обязанности не прописаны, в случае нарушений закона и наложение штрафов, они будут наложены на всех членов контрактной службы.

Рассмотрением заявок и подписанием протоколов занимается комиссия по осуществлению закупок. Она формируется из членов контрактной службы, а также могут быть привлечены работники других подразделений.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ: внутренняя и внешняя

Заказчик может заключить контракт на выполнение функций специализированной организации . В них входят разработка документации закупки и размещение в ЕИС информации о закупках. Остальные функции по осуществлению закупок остаются в обязанностях заказчика. Спецорганизация и заказчик несут солидарную ответственность за нарушение законодательства.

Эксперты и экспертные организации в закупах

Для оценки эффективности проведенных процедур и полученных результатов заказчик вправе привлекать экспертов и экспертные организации. Также сторонние эксперты могут привлекаться для оценки на процедурах рассмотрения заявок участников.

Извещение на сайте госзакупок

При объявлении процедуры на сайте закупок в ЕИС формируется извещение о конкурсе, аукционе или другой форме тендера.

В нем указывается информация:

  • о заказчике (место нахождения, почтовый адрес, контактное лицо и как с ним связаться);
  • изложение условий контракта: наименование и описание объекта, НМЦК, источника финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • преимущества и ограничения для участников;
  • место подачи заявок и срок;
  • условия и размер подачи обеспечения заявок;
  • размер обеспечения контракта.

Если информация в извещении и документации закупки будут различны, это повод для отмены процедуры и наложения штрафа.

Подача, изменения и отзыв заявок

Участник вправе подавать на одну процедуру или лот всего одну заявку. Если будет подано две и более заявки, они не будут допущены к участию. Поэтому при желании изменить или дополнить подаваемые сведения в составе заявки, участник может отозвать свою заявку или внести в нее изменения дополнительным конвертом. Сделать это необходимо до начала вскрытия конвертов с заявками.

Ограничения переговоров с участниками закупки

Законодательно запрещены любые переговоры заказчика и участников процедур до их окончания. Во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется избегать любых контактов и не встречаться с участниками, даже если они настаивают под предлогом дачи разъяснений по пунктам документации.

Открытый конкурс: проведение, участие, заявка

Конкурс является основным способом проведения закупки при определении исполнителя по принципам важности качественного исполнения предмета контракта, а также квалификации и опыта работы участников. В открытом конкурсе могут принять участие все организации, которые удовлетворяют требованиям документации . Участники подают сведения о квалификации и опыте исполнения аналогичных работ и выставляют приемлемую цену не выше НМЦК. При этом при оценке заявки вес предложенной цены может быть сведен к 0 баллам при некоторых видах работ и услуг.

Подача заявок на конкурс происходит в бумажном виде в запечатанном конверте. Объем заявки не органичен и может иметь огромное количество приложений и документов, подтверждающих квалификацию участника. На данный момент закон предусматривает подачу заявок в форме электронных документов посредством ЕИС. Но система пока еще не располагает возможностями подачи в электронной форме.

В случае если на открытый конкурс было подано не более 1 заявки, возможность заключения придется согласовать в ФАС. Ведомство проверяет соблюдение условий доступности участия в конкурсе и наличие вероятных ограничений конкуренции.

Закрытые способы определения исполнителей

К закрытым способам относятся:

Эти процедуры применяются в случаях закупки товаров, работ или услуг связанных с государственной тайной, а также при охране, транспортировке и страховании государственных ценностей, музейных экспонатов. Услуги по уборке помещений и услуги водителей для судей и судебных приставов также закупаются закрытыми способами.

Закрытость процедуры подразумевает направление приглашений к участию ограниченному количеству участников, которые удовлетворяют требованиям закона и способным исполнить предмет контракта.

Электронный аукцион: участие, проведение, электронные площадки

Наиболее распространенный способ закупки товаров и ряда работ и услуг - электронный аукцион. Перечень предметов контракта, обязательных к закупке путем аукциона в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Особенность процедуры заключается в освобождении заказчика от обязанностей принятия заявок, обеспечения и организации торгов. Эту функцию взяли на себя электронные площадки . Для торгов по Закону № 44-ФЗ утверждены 6 официальных электронных площадок. Также существует большое количество аккредитованных площадок по торгам согласно 223-ФЗ.

Заказчику остались работы в части рассмотрения соответствия частей заявок условиям электронного аукциона. В первой части заявки рассматривают поданные участником сведения о предмете закупки, соответствие требованиям документации. Ко вторым частям заявок электронная площадка открывает доступ после проведения торгов. Заказчик оценивает соответствие документов участников, полноту и достоверность поданных данных.

В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся и была подана одна заявка или остальные заявки были отклонены, то в отличие от открытого конкурса, заказчику не требуется согласовывать заключение контракта с надзорными органами.

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2019 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2019 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион. Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе». Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным. Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств. Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.