Бюрократия вики. О бюрократии и бюрократизме простыми словами. Торжество административной системы Китая

1) Бюрократия - - 1) и для любого государства служащих, административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий и соответствующей власти, т.е. , бюрократы, аппаратчики, канцелярий в широком смысле слова; 2) аппарата чиновников- бюрократов. характерные черты Б. - это , и , иерархичность, ступенчатость, и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории политической мысли много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

3) Бюрократия - (фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - ; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение " закону олигархии" (Н.Луман).

4) Бюрократия - - система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

5) Бюрократия - - 1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

6) Бюрократия - (франц. bureau - бюро, канцелярия и...кратия), первоначально - , влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный , которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и а, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

7) Бюрократия - - 1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

8) Бюрократия - (от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

9) Бюрократия - (фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos , господство) - про ка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

10) Бюрократия - - тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Бюрократия

1) необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т.е. чиновничество, бюрократы, аппаратчики, работники канцелярий в широком смысле слова; 2) власть аппарата чиновников- бюрократов. Наиболее характерные черты Б. - это привилегированность, властность, авторитарность, замкнутость и кастовость, иерархичность, много ступенчатость, конформизм, деперсонализация, преувеличение роли и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории социально- политической мысли особенно много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

(фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - власть; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение " закону олигархии" (Н.Луман).

Система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное функционирование государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

(франц. bureau - бюро, канцелярия и...кратия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизм а, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

(от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

(фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) - про слой ка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

Тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Содержание статьи

БЮРОКРАТИЯ (bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) –система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).

Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер . Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме , разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).

Признаки бюрократии.

Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:

1. Специализация и разделение труда . Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2. Вертикальная иерархия . Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

3. Четкие правила . Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

4. Обезличенность взаимоотношений . В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.

Бюрократия как социальная угроза.

Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека . Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм . Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция . Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция .

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Формирование бюрократии.

Бюрократия может формироваться несколькими способами:

1. Бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.

2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае она с самого начала сознательно создается для выполнения определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.

3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.

4. Источник создания бюрократии – своеобразное «политическое предпринимательство». Это происходит, когда группа людей, придерживающаяся определенных взглядов и совместными усилиями защищающих их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Именно так сформировались большинство политических партий.

Развитие бюрократии при эволюции общества.

Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 в., сами бюрократические структуры существовали задолго до этого.

Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи. Ярким примером бюрократической власти в добуржуазных обществах считается императорский Китай, где существовала экзаменационная система отбора кандидатов на пост чиновников, многозвенная иерархия чиновников разных рангов и огромная власть чиновников-бюрократов над подданными.

Хотя в эпоху буржуазных революций бюрократизм и пытались неоднократно уничтожить, построить систему управления без ее профессионализации обычно оказывалось невозможным. Поэтому до сих пор бюрократические структуры не только сохраняются, но даже усиливаются из-за усложнения процессов управления. Примерами бюрократии являются организация управления в правительстве, вооруженных силах, корпорациях, больницах, судах, школах и т.д.

В современную эпоху принято говорить о бюрократии «восточного» и «европейского» толка.

Бюрократия восточного типа встроена в систему государственного управления и является ее неотделимой частью. С помощью бюрократии правительство приобретает возможность контролировать все стороны жизни общества и постепенно ставит себя вне общества и над ним. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии патримониальной .

В отличие от своего восточного аналога, европейская бюрократия хотя и связана с правительством, но не является его сутью. С самого начала своего развития в капиталистическую эпоху правительства в странах западноевропейской цивилизации находились под контролем общества, и этот контроль сдерживает формирование сильных бюрократических систем.

Хотя европейская бюрократия не претендует на захват политической власти, у нее находится множество противников.

Наиболее известными противниками бюрократии среди современных ученых считаются английский писатель и историк Сирил Паркинсон и американский социальный психолог Уоррен Беннис. Паркинсон известен публицистическими работами, в которых он высмеивал недостатки бюрократической организации. Одно из наиболее знаменитых его высказываний: «штат бюрократических организаций увеличивается обратно пропорционально объему проделанной работы». Беннис подходит к изучению бюрократии со строго научных позиций, предрекая провал бюрократии в связи с ее неспособностью решать непредвиденные ситуации и свести воедино организационные и индивидуальные цели. Какими бы устойчивыми ни были бюрократические системы, они постоянно развиваются и видоизменяются. Вебер, определяя идеальный тип бюрократии, вел речь только о формальной стороне этой системы, в то время как у нее существует и неформальная составляющая. Даже в тех организациях, где предписано советоваться только с коллегами, стоящими на более высоком уровне служебной иерархии, неформальные отношения часто оказываются сильнее принятых правил и постановлений. Этот неформальный аспект дает бюрократии возможность повысить гибкость системы в целом и снизить обезличенность процесса взаимодействия. С развитием новых средств коммуникации изменяется и отношение к строгой иерархии. В частности, электронная переписка по сети Интернет нарушает правило соподчиненности, представляя возможность обращаться к любому члену организации в обход принятой иерархии.

Требования современного мира приводят к тому, что возникают новые формы управления, которые, будучи бюрократическими в веберовском понимании с точки зрения их рациональности и эффективности, обладают, однако, характеристиками, отличными от традиционных бюрократических структур. Так, Беннис ввел понятие «адхократии», обозначая им быстро изменяющуюся адаптивную структуру, группу специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с конкретной ситуацией. Примером такой структуры могут быть японские «кружки качества». В отличие от традиционной бюрократии, здесь нет четкой вертикальной иерархии и разделения труда, формальные отношения сведены к минимуму, а специализация не функциональная, а содержательная. Подобного рода гибкие организационные структуры, почти исключающие бюрократизм, пользуются все большей популярностью в современном бизнесе. Однако правительственное управление остается все еще «рассадником» бюрократии.

Развитие бюрократии в России.

Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 в. в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы », то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника (табл. 1). Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.

Таблица 1. ОСОБЕННОСТИ БЮРОКРАТИИ В РОССИИ
Характеристики идеального западного чиновника Характеристики российского «приказного» 17 в. Изменение характеристик российского чиновничества
Чиновник считается слугой общества Чиновник стоит над обществом и навязывает подданным волю правящей элиты Чиновники постоянно рассматриваются как стоящие над обществом
Свобода выбора службы Обязательность службы С 1762 служба становится личным выбором
Служебная иерархия Отсутствие единой иерархии государственных служащих В 1722 создана единая служебная иерархия
Служебная специализация и профессиональная компетентность Чиновник может исполнять обязанности в разных профессиональных сферах Профессиональная специализация чиновников закрепилась в 19 в.
Вознаграждается стабильным денежным окладом Основной доход – поборы с просителей, жалование не фиксировано и выдается не регулярно К 1763 завершается перевод чиновников на постоянное жалование
Продвижение по службе согласно твердым критериям (прежде всего, в зависимости от квалификации) Продвигается по службе согласно стажу, происхождению и усмотрению начальства. Постоянно сохраняется зависимость служебной карьеры от качеств, не связанных с профессиональной компетентностью
Подлежит единой служебной дисциплине Отсутствие единых дисциплинарных требований Дисциплинарные требования различны для чиновников разных рангов
Поддерживает безличностные, формально-рациональные отношения с коллегами и с управляемыми Поддерживает глубоко личностные служебные отношения Постоянно воспроизводится личностный характер служебных отношений
Составлено по: Миронов Б.Н. Социальная история России . СПб, «Дмитрий Буланин», 2003, т. 2

Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I , который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.

Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика (табл. 2) – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности.

Таблица 2. ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧИНОВНИКОВ В РОССИИ / СССР
Период Количество чиновников на 1 тыс. человек населения
Конец 17 в. 0,4
Конец 18 в. 0,6
1857 2,0
1897 1,2
1913 1,6
1922 5,2
1928 6,9
1940 9,5
1950 10,2
1985 8,7

Первый бюрократ - чиновник Древнего Египта.

БЮРОКРАТИЯ (от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, превалировании формального над сущностным, на административной волоките.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 60.

Структуры бюрократические организационные

СТРУКТУРЫ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ - структуры управления организацией, компанией, в которых проблемы и задачи разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным направлениям. Каждый специалист решает свою задачу как нечто обособленное от реальных задач, стоящих перед организацией в целом. При этом руководитель вышестоящего уровня должен решать, насколько эти частные задачи соответствуют задачам всей организации. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого функционального элемента механистической системы заранее определены, регламентированы.

Бюрократия (Ильичев, 1983)

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureaucratic, буквально - господство канцелярии, от французского bureau - бюро, канцелярия и греческого κράτος - сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политическая, экономическая, идеологическая и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы...

Бюрократия (Акмалова, 2011)

БЮРОКРАТИЯ. Сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей.

Бюрократия (НФЭ, 2010)

БЮРОКРАТИЯ (фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики. Одним из первых критиков бюрократии был К. Маркс, который обратил внимание на то, что она связана с потерей организацией содержательной цели своей деятельности, с ее подчинением задаче самосохранения и укрепления, с превращением государственных целей в канцелярские, а канцелярских - в государственные (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 270-271). Начиная с М.

Бюрократизм (Головин, 2001)

БЮРОКРАТИЗМ - в психологическом аспекте - явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны народа. Аппарат управления, превращаясь в сплоченную элиту, противодействует любым социальным изменениям либо стремится адаптироваться к ним, сохраняя имеющиеся рычаги власти. Может проявляться на любом уровне функционирования общественного устройства: на уровне организаций, первичных подразделений.

Бюрократия (Чубарьян, 2014)

БЮРОКРАТИЯ [фр. bureaucratie < фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, букв, господство канцелярии] - 1) специфическая форма политических, экономических, идеологических и др. социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности организации прежде всего целям ее сохранения и укрепления; своеобразный социальный организм; 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями; 3) слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Бюрократии свойственны иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, произвол, авторитаризм и конформизм. 4) синоним бюрократизма - отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита...

Бюрократия (Лопухов, 2013)

БЮРОКРАТИЯ - система государственного управления, когда вследствие неразвитости гражданского общества фактическая власть в государстве принадлежит высшему чиновничеству и обслуживающей его номенклатуре, слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Существование государственной бюрократии - неизбежное и необходимое условие функционирования органов государственной власти, вызванное расширением и усложнением содержания их работ, обязанностью владеть информацией, готовить государственные решения, осуществлять разносторонний контроль и т. д. Это делает значительную часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от аппарата. Зависимость эта тем больше, чем менее демократично общество. Сам же аппарат власти, обладающий специфическими функциями и привилегиями, выступает как достаточно автономный и самовластный организм...

Бюрократия (Орлов, 2012)

БЮРОКРАТИЯ - 1) совокупность лиц, профессионально занимающихся управлением (чиновничество), ответственных перед государственным руководством и живущих за счет полученной заработной платы (жалованье); 2) система управления государством через аппарат чиновников.

Что обозначает понятие бюрократия? Что это за феномен, и почему он стал основой деятельности многих организаций и учреждений? Какие бывают виды бюрократи...

Бюрократия - это что такое простыми словами?

От Masterweb

19.09.2018 00:00

С таким понятием, как бюрократия, приходится сталкиваться современному человеку все чаще и чаще. Как правило, многие воспринимают суть бюрократии как нечто плохое и мешающее обычным гражданам получить желаемый результат при общении с чиновниками и служащими различных организаций. Но что же это за понятие на самом деле? Об этом подробно в нашей статье.

Определение понятия «бюрократия»

Это понятие является сочетанием двух слов – французского bureau, греческого κράτος и переводится как «канцелярия» и «власть», то есть господство канцелярии. Что же это обозначает?

Итак, простыми словами бюрократия – это некая социальная прослойка управленцев, входящих в определенную организационную структуру, для которой характерны вертикаль информационных потоков, четкая иерархия и формализация принятия решений.

Помимо этого, под этим понятием принято понимать определенный слой чиновников, которые противопоставляют себя обществу и занимают в нем привилегированное положение. В целом бюрократия – это не только управленцы, но и система, которая создается в органах власти и организациях.

Таким образом, под бюрократией следует понимать:

  1. Категорию людей, которые занимают управленческие должности, наделены расширенными полномочиями и участвуют в процессе принятия важных решений.
  2. Процесс, в котором участвуют различные слои населения для достижения определенных целей.

Теория бюрократии по Веберу

Макс Вебер (экономист и социолог) был первым, кто начал изучать этот феномен и положил начало его детальному исследованию.

Ученый определил следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия приказов, которая выстроена на легальной власти;
  • во главе всех подчиненных есть свой начальник, который отвечает за себя и за действия своих работников;
  • труд должен быть разделен по специализации и функциям;
  • отточенная система выполнение трудовых процессов;
  • система продвижения по службе выстраивается на основе опыта, умений, способностей и имеет свои стандарты.

Вебер использовать термин как определение рациональной организации, которая имеет четкие цели развития без фаворитизма. В его понимании бюрократия – это идеальная система управления социальными структурами и их структурными подразделениями.

Вебер считал, что бюрократия даст чиновникам возможность добиваться целей организации путем четкого распределения трудовых функций и следования принятым правилам их выполнения.


Характеристику рациональной бюрократии Вебер дал следующую:

  • сплоченность действий для достижения поставленных целей;
  • действие безличных правил;
  • ответственность на каждом участке работы;
  • иерархическая зависимость.

В процессе подробного изучения Вебер стал различать позитивный и негативный стиль управления. Под иррациональной (негативной) бюрократией он понимал ту систему, при которой процессы становятся самоцелью, что негативно отражается на успехе организации. Другими словами, бюрократия – это не способ достижения целей предприятия, а бессмысленное размножение ее атрибутов (приказов, распоряжений, инструкций и пр.).

Понятие бюрократии по мнению социологов Р. Мертона и А. Гоулднера

Мертон и Гоулднер утверждали, что управленцы и чиновники часто делают из бюрократии самоцель. При этом достижение успеха всей компании отходит на второй план. Становится важнее ведение деловой переписки, введение стандартов, норм и правил, а также контроль за их соблюдением.

Мертон охарактеризовал бюрократию следующим образом:

  • в результате четкого выполнения всех формальностей управленцы теряют способность принимать решения на своем уровне (они становятся зависимыми от мнения вышестоящих);
  • основной задачей работников является четкое следование прописанным правилам и инструкциям;
  • жесткие рамки заставляют управленцев всех уровней отказываются от творческого мышления: они начинают жить в рамках стереотипного мышления.

Все трудности и негативные процессы в организациях часто становятся следствием преувеличения стандартизированных норм. Работники знают, как им следует поступать в тех или иных ситуациях, но, как правило, жесткость рамок поведения и действий ухудшает взаимодействие со внешней средой.

Согласно данной теории бюрократии, этот метод управление имеет значительные негативные черты:

  • игнорируется природа человека;
  • в социуме отчуждение становится нормой;
  • человек не может высказывать свое мнение, особенно то, что идет в противовес общепринятому мышлению;
  • люди начинают подчинять личные цели тем, что приняты организацией;
  • в организациях наблюдается приспособленчество.

А. Гоулднер разделил бюрократию на два типа - представительную (власть руководствуется знаниями, опытом и умениями) и авторитарную (власть превращает повиновение правилам в самоцель).


Виды бюрократии

За время изучения бюрократия существенно изменилась. Это происходило под влиянием развития организационных структур во власти и различных учреждениях.

На сегодняшний день выделяют три вида бюрократии:

  1. Классическую или аппаратную.
  2. Профессиональную.
  3. Адхократию.

Стоит подробно рассмотреть каждый из этих видов.

Классическая бюрократия

Классическая бюрократия – это полное следование общепринятым правилам и нормам и выполнение общих управленческих функций.

Можно выделить следующие достоинства классической бюрократии:

  • унификация деятельности;
  • стабильность организации;
  • централизация управления;
  • четкое разделение труда.

При этом выделяют такие ее недостатки:

  • психологические и умственные способности работников являются второстепенными факторами труда;
  • слабая мотивация сотрудников организации;
  • принимаемые решения в непредвиденных ситуациях часто оказываются несвоевременными и неэффективными.

Как правило, классическая бюрократия - основа управления в органах власти и предприятиях, которые находятся у них в подчинении. При этом она эффективна и в компаниях, которые слабо ориентированы на внешнюю среду. Данный вид полностью соответствует модели М. Вебера.

Адхократия

Адхократия – это вид бюрократии, который подразумевает решение профессиональных трудностей и задач путем объединения определенных работников, которые необходимы в конкретной ситуации, ибо смогут применить все свои навыки и опыт.


Отличие адхократии от рациональной бюрократии в том, что первая не имеет четкого разделения труда, жесткой иерархии и обусловлена минимальными рамками формальности.

Профессиональная бюрократия

Данный вид предполагает, что управленцы четко ориентированы на свои теоретические и практические знания, а также на всех участках работы находятся не случайные люди, а настоящие профессионалы.

Профессиональная бюрократия обладает такими характеристиками:

  • высокий уровень компетентности управленцев;
  • ведется учет условий протекания управленческого процесса;
  • меньшая формализация рабочих отношений;
  • каждый управленец может самостоятельно принимать решения на своем уровне, при этом вышестоящие руководители бывают не осведомлены в принимаемых решениях на некоторых участках работы;
  • рабочие места группируются по принципу иерархии и функций работников.

При этом из достоинств профессиональной бюрократии выделяют:

  • задачи, в том числе и неординарные, решаются намного проще и быстрее;
  • высокая мотивация как личная, так и общая (организационная);
  • работники имеют возможность более творчески подходить к решению задач.

Недостатками профессиональной бюрократии может быть:

  • резкое снижение эффективности труда работников при отсутствии тенденции развития предприятия;
  • постоянная потребность организации в правильном поиске и расстановке персонала, так как необходимо находить достойных кандидатов, которые смогут нести ответственность за свой участок и применять собственный опыт и знания на своем рабочем месте;
  • потребность использования власти не только в рамках принуждения и вознаграждения, но и власть экспертную и информационную.

Российская бюрократия

В России бюрократия, к сожалению, является основой построения работы бо́льшей части государственных учреждения, ведомств и организаций. Поэтому чаще всего приходится сталкиваться с таким видом, как аппаратная бюрократия, но при этом она часто бывает искажена. Таким образом, на бумаге в организации все изложено практически идеально, однако реальное положение вещей может быть совсем другим. Служащие могут использовать свое положение в личных целях и в некоторые моменты нарушают все нормы, стандарты и инструкции.


Ядром системы ценностей становятся карьера управленца, с которой он связывает все свои жизненные ожидания, а само служение организации становится средством достижения личной выгоды. В силу некоторых особенностей территории и менталитета в данный момент применение на территории РФ рациональной (правильной) бюрократии не представляется возможным.

Заключение

Бюрократия является не только основой деятельности организаций. Она база для построения системы контроля над исполнением задач и принятием управленческих решений. В зависимости от условий, целей и возможностей определяется, какой же вид бюрократии будет преобладать.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Понятие бюрократия пришло к нам из иностранных языков. Слово состоит из двух основ: французской части bureaucratic, в переводе — господство письма, бумаг, канцелярии, а также греческой kratos — власть. В современном понимании бюрократия подразумевает любую форму организаций общества, контролирующих социальные отношения, экономические, идеологические и политические. При этом субъекты исполнительной власти отрываются от воли и решений общества, создавшего бюрократические структуры. При такой системе форма начинает превалировать над содержанием деятельности, а главной задачей бюрократии становится поддержание существования самой себя. Зачастую бюрократическая система правления ведет к возникновению привилегированных классов в обществе.

Более простое «техническое» значение слова бюрократия — это сама организация, которая на профессиональной основе при помощи государственных служащих выполняет функции исполнения общественной политики.

В общих чертах можно назвать четыре значения слова «бюрократия»:

  • собственно организация процесса управления страной и разграничения обязанностей чиновников;
  • создание иерархии власти и обеспечение контроля по вертикали властных структур;
  • формализация и обеспечение системности правил управления, норм и инструкций;
  • специализированный обезличенный и в идеале беспристрастный характер отношений внутри системы.

Где узнать, что такое бюрократия

Прочитать, что такое бюрократия, можно прежде всего в трудах экономистов и политологов, однако эти работы так длинно и сложно написаны, что проще будет обратиться к словарям и энциклопедиям. Определение бюрократии дают:

  • Философский энциклопедический словарь;
  • Словарь иностранных слов русского языка;
  • Новая философская энциклопедия;
  • Большая советская энциклопедия.

Несмотря на то, что некоторые издания выпущены более 50 лет назад, базовые сведения в них не теряют своей актуальности, а определения коротки и написаны понятным языком.

Когда возникла бюрократия

Философские работы об институте и явлении бюрократии стали появляться только в восемнадцатом веке. Однако сама бюрократия появилась как инструмент управления гораздо раньше, почти одновременно с обретением письменности древними цивилизациями.

Первые структуры, помогавшие управлять народами, создавались еще в Древнем Шумере, о котором нам известно не так много. Более подробно можно рассмотреть зачатки бюрократической системы, действовавшей в Древнем Египте. Относительно Древнего Китая известен даже автор создания местной бюрократии — философ Конфуций. Он старался сделать систему управления благом для государства и населения. Но не всегда бывает именно так. В Древнем Риме разросшийся до гигантских размеров бюрократический аппарат во времена императора Диоклетиана задавил экономику страны.

Как термин слово «бюрократия» появилось в XVIII веке в Европе.

О вреде и пользе бюрократии

Как только люди придумали, как назвать бюрократию, они начали ее критиковать. Первым отрицательные стороны этого явления раскрыл в своих работах Карл Маркс. Он утверждал, что современный ему бюрократический аппарат потерял свои функции, стал причиной того, что государственные организации теряют смысл и цель своей деятельности, подчиняя все функции задаче самосохранения, роста и укрепления своего положения в обществе. Государственные нужды заменяются канцелярскими.

Многие в изучении бюрократии и ее влияния на экономику и общество в целом опираются на работы социолога, историка и философа Макса Вебера. Он не зацикливался на вреде бюрократии, а изучал ее структуры, функции и возможности рационального управления обществом. Он разработал принципы, соблюдая которые бюрократия приносит пользу государству и народу:

  • строгая иерархия;
  • разделение областей компетенций;
  • назначение, а не выбор кандидатов на должности;
  • получение чиновниками зарплаты;
  • создание понятия профессии «чиновник», а не работа на общественных началах;
  • запрет на владение учреждением, в котором работает чиновник;
  • дисциплина и контроль за деятельностью чиновников;
  • наличие вышестоящих инстанций и перемещение или смещение с должности их решением.

Главное условие получения пользы от существования бюрократического аппарата — его беспристрастность. Макс Вебер считал, что чиновники-бюрократы станут людьми «духовного труда», обладающими компетенциями и профессиональной честью, однако, как показывает опыт, он сильно заблуждался в этом отношении. При этом он понимал, что без высоких нравственных ориентиров и рамок профессиональной гордости бюрократия станет источником всеобъемлющей коррупции. Он особенно подчеркивал, что сферой деятельности чиновника не может быть политика.