Игра по биологии млекопитающие. Урок "млекопитающие". “заморочки из бочки”

Тема урока «Млекопитающие»
Цели урока: ·
ознакомление учащихся с новой классификацией животных и их групповыми признаками; ·
расширение кругозора учащихся; ·
формирование коммуникативных действий. Тип урока: урок изучения нового. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, чучело бобра.
Орг. момент Душу и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи. Многое сможешь узнать ты тогда И не забудешь, поверь, никогда!
Акт. знаний - Ребята, сегодняшний наш урок я хочу начать со слов немецкого философа и социолога Марса Шелера «Изучайте животных, и вы поймёте, как это трудно быть человеком» - Как вы понимаете это высказывание? - Перед вами представлены картинки разнообразных животных. Классифицируйте их. (дети на компьютере с помощью инструмента «фломастер») - Давайте сравним с эталоном. Правильно ли ребята справились с заданием. - Что заметили? (картинка лишняя) - Кто изображен на оставшейся картинке? (нерпа) - К какому классу это животное относится?
Постановка проблемы. Открытие нового - Откуда можно взять информацию о животных? (из энциклопедий) - Прочитайте внимательно статью о нерпе, взятой из свободной энциклопедии Википедии. - Что нового узнали? - Так к какому же классу относится нерпа? (к классу млекопитающих) - Кто может сформулировать тему урока? - Какое другое название имеет этот класс? (звери)
Сообщение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения, средой обитания и способами размножения млекопитающих. Узнаем, почему они такие разные. - Поможет нам в этом материал учебника на странице 110. Каждая группа будет работать со своей частью параграфа. Прочитайте и выберете ключевые фразы. 1 группа – Воспитание детей обходится дорого.
2 группа – Млекопитающие – животные теплокровные. - чучело бобра - - Ребята, все звери покрыты густой шерстью? С чем связано её наличие или отсутствие? (среда обитания) У некоторых млекопитающих шерсть сильно редуцирована, т.е. имеет более простое строение. Каких зверей можете назвать? (слон, кит, свинья) Что же в этом случае выполняет роль механической защиты и защиты от потери тепла? (подкожный жир). Ухаживают ли звери за своей кожей? (избавляются от мёртвых тканей, которые находятся на поверхности кожи)
3 группа – Разная пища – разные зубы. - чучело бобра - Пресмыкающиеся не имели твердого нёба, разделяющего носовую ротовую полость. Следовательно, они не могли жевать, т.к. этот процесс затруднял бы дыхание. У зверей появилось твёрдое нёбо, а потом и дифференцированные зубы, выполняющие различные задачи при жевании пищи. Появление функции жевания позволило млекопитающим питаться разнообразной добычей, часто превышающей хищника по размерам. -
Как вы думаете, ухаживают ли звери за своими зубами? (от пищевого налёта на зубах звери избавляются, сгрызая стебля растений)

4 группа – Совершенные органы чувств и сложное поведение. - чучело бобра - Органы чувств млекопитающих хорошо развиты, помогают зверям находить добычу или пищу, ориентироваться, узнавать друг друга, определять опасность. Главное отличие млекопитающих од других животных – это наружные ушные раковины. Млекопитающие более подвижны. Мы смогли в этом убедиться, решая задачи на уроке математике. Т.к. у млекопитающих хорошо развит мозг с органами чувств, мы можем сделать вывод, что млекопитающие самые сложные и высокоорганизованные животные на Земле.
- Обладает ли еще кто-нибудь этими характеристиками? (человек) Назовите признаки, которые свойственны только человеку.
Итог урока - Давайте опять вернемся к высказыванию Макса Шелера. Кто может что-нибудь добавить к сказанному ранее? (Человек – это часть природы, самое разумное млекопитающее и от человека зависит будущее нашей планеты)
Домашнее задание Подготовить сообщение о понравившемся вам млекопитающем.

06.01.2015 2241 460

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедея- юльности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека.

Оборудование: чучела зверей, скелеты, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга».

В игре участвуют две команды. Команда-победительница определя­ется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Научные консультанты (2-3 человека: учитель, сильные ученики) определяют правильность от­ветов. Баллы подсчитывает судейская бригада. Игра включает 5 геймов.

I.Счастливый случай».

Игровое поле разделено на 6 секторов: 1 сектор - «Внешнее строение зве­рей»; 2 сектор - «Внутреннее строение млекопитающих»; 3 сектор - «Поведе­ние и размножение», 4 сектор - «Многообразие млекопитающих»; 5 сектор - «Экологические группы зверей»; 6 сектор - «Многообразие млекопитающих».

Игрокам предлагаются вопросы двух категорий, отличающиеся уровнем сложности. В каждом секторе есть вопросы как простые, так и сложные. За правильный ответ на простой вопрос команда получает 1 балл, за сложный -

2балла.

Сектор определяется броском кубика, номер вопроса учащиеся выбирают сами.

Внешнее строение зверей

1.Почему в сильную жару собака высовывает язык?

2.Что характерно для внешнего облика млекопитающего?

3.Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?

4.Каковы строение и роль волосяного покрова? Почему он не развит у китов и дельфинов?

5.На теле кошки нет жировых и потовых желез, при виде добычи у нее не выделяется слюна. У кошачьих гибкий позвоночник и сильные задние лапы. Нюх у кошки неважный, но слух и зрение хорошие. Какое значе­ние имеют названные особенности для животного?

6.Наблюдается ли смена шерсти у зверей? Если да, то какое значение в жизни животного имеет этот процесс?

7.Пахучие железы млекопитающих представляют видоизменение саль­ных или потовых желез, а иногда и их комбинации. Какое значение имеют эти железы в жизни животного?

8.Назовите видоизменения эпидермиса у млекопитающих и их назначение.

9.Назовите способы передвижения млекопитающих: медведя, антилопы (или лошади), собаки.

Внутреннее строение млекопитающих

1.Какие приспособления имеют животные, питающиеся грубой расти­тельной пищей, для ее переваривания?

2.Животные, впавшие в глубокий зимний сон, всего на доли градуса теп­лее окружающего воздуха. Потребление кислорода и выделение угле­кислого газа уменьшается примерно в 10 раз. Еж, который делает 40-50 вдохов в минуту, зимой делает лишь один вдох. Сердце его бьется еле-еле. Какой вывод можно сделать на основании этих фактов?

3.Какие особенности скелета указывают на наземный образ жизни мле­копитающих?

4.Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?

5.Что представляет собой диафрагма и какова ее роль?

6.В чем заключаются особенности дифференцированной зубной системы?

7.Чем отличаются эритроциты млекопитающих от эритроцитов других животных? В чем заключается положительная черта этих изменений?

8.В чем заключается сходство и отличие кровеносной системы птиц и млекопитающих?

9.Какие органы тела млекопитающего участвуют в процессах теплорегу- ляции.

Поведение и размножение млекопитающих

1.Какую роль играет плацента?

2.По каким признакам подразделяют класс млекопитающих на три под­класса?

3.У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное (у китов, например, жирность молока до 54%), а у других (обезьяны, вол­ки) - нет. Предложите объяснение данного факта и на его основе назо­вите других животных, у которых должно быть жирное или нежирное молоко.

4.Вес медвежонка составляет 0,2% веса медведицы, соболенка - около

0,3%, ягненка - почти 10%. В течение первой декады жизни соболи прибавляют в весе в сутки около 10 г, ягнята - около 180 г, а медвежа­та - 2,5 г. Как это можно объяснить?

5.Ученые ставили опыт. Когда летучие мыши улетели на охоту, они за­крыли щитами вход в пещеру. Мыши, возвращаясь под утро домой, одна за другой с размаху ударились о преграду. О чем говорят результа­ты данного опыта?

6.В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих?

Многообразие млекопитающих

1.Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?

2.Назовите семейства, входящие в отряд Хищные и приведите 2-3 при­мера по каждому семейству.

3.Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов: кит ды­шит легкими, у зародыша синего кита закладываются зубы (затем они исчезают), в скелете синего кита имеются остатки тазовых костей?

4.Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда могут тихо под­крадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?

5.Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не к рыбам?

6.Чем различаются крылья птицы и летучей мыши?

Экологические группы зверей

1.Какие особенности строения утконоса характеризуют его как водное животное?

2.Какие насекомоядные млекопитающие обитают под землей? Какие особенности строения крота связаны с его образом жизни?

3.Перечислите приспособления млекопитающих пустыни к пережива­нию жары.

4.Тушканчики - «двуногие» скоростные прыгуны. Какими особенно­стями внешнего облика они обладают, с чем это связано?

5.Какие особенности строения развились у белки в связи с приспособле­нием к жизни на деревьях?

6.Какие приспособления развились у крупных млекопитающих в связи с жизнью в открытых пространствах?

Многообразие млекопитающих

1.По каким признакам зайцеобразные отличаются от грызунов?

2.Каковы особенности строения хищных млекопитающих?

3.Чем китообразные отличаются от ластоногих?

4.Чем жвачные парнокопытные отличаются от нежвачных?

5.Чем хоботные отличаются от других млекопитающих?

6.Какие особенности насекомоядных животных говорят об их примитив­ности?

II. Ты - мне, я - тебе

Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы: 1 вопрос за­дают капитаны и 1-2 вопроса - члены команды. В игре могут принимать участие болельщики.

III. Черный ящик

Командам предлагается определить, что спрятано в черном ящике.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся о млекопитающих;
  • развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование:

  • задания для конкурсов: “Кто лишний”, “распредели животных по отрядам”, “Филворд”, “Шифровки”, “Зоошутка”, “Аукцион”, “Черты характера”;
  • альбомные листы и цветные карандаши;
  • “Чёрный ящик”;
  • бочонок и фишки с номерами от 1 до 15;
  • секундомер.

Условия игры: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт) , каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”, также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

“РАЗМИНКА”

Условия: команды получают листочки, и каждый член команды по очереди пишет на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения млекопитающих.

Оценка = количеству правильных ответов.

“КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ”

Условия: первые члены команды начинают рисовать любое млекопитающее животное, затем по команде передают следующему участнику – он продолжает рисовать и т. д. до последнего члена команды.

Оценка: 5 баллов.

“КТО ЛИШНИЙ?”

Задание: определить, кто лишний среди животных и аргументировать свой ответ.

Оценка: 2 балла.

“ЗВЕРИНЫЕ ФАМИЛИИ”

Задание: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных.

Оценка: 1 балл за каждую фамилию.

“РАСПРЕДЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ”

Задание: распределить животных по отрядам.

Оценка: 1 балл за каждого представителя.

Отряды:

А) Первозвери:
Б) Сумчатые:
В) Насекомоядные:
Г) Грызуны:
Д) Зайцеобразные:
Е) Рукокрылые:
Ж) Хищные:
З) Китообразные:
И) Ластоногие:
К) Парнокопытные:
Л) Непарнокопытные
М) Приматы:

Представители:

1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;
7-кенгуру; 8-кулан; 9-кашалот; 10-норка;
11-косатка; 12-павиан; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик;
26-морской котик; 27-выхухоль;
28-сумчатая мышь; 29-осёл; 30-архар;
31-дельфин-белобочка;32-кролик;
33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла;
36-белка; 37-бурундук; 38-утконос.

Ответы:

А) 22; 38.
Б) 3; 7; 23; 28.
В) 24; 27.
Г) 1; 4; 25; 35; 36; 37.
Д) 32; 34.
Е) 5; 20.
Ж) 2; 6; 10; 15; 19.
З) 9; 11; 31.
И) 14; 26.
К) 18; 21; 30; 33.
Л) 8; 16; 17; 29.
М) 12; 13.

“ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”

Условия: команды по очереди вытаскивают жетоны с номерами из “бочонка” и отвечают на вопросы под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

1. Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?

(впадающие в зимнюю спячку; долгое время обходящиеся без пищи и воды – верблюды; водные – повышение плавучести, защита от переохлаждения)

2. Какие млекопитающие имеют киль и почему? (летучие мыши – для прикрепления летательных мышц; у крота – для крепления мощных грудных мышц)

3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает? (от перегревания)

4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов? (иначе тело бы перегревалось)

5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?

(зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)

6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?

(запах выдаёт их, когда они караулят добычу)

7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему? (коала питается листьями эвкалипта, а он не везде растёт)

8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.

(в Австралии не было регуляторов численности кроликов-хищников)

9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?

(борьба за территорию, распределение пространства)

10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них? (они таким образом согревают друг друга)

11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?

(за способность при беге всегда уклоняться в сторону)

12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?

(крот питается подземными насекомыми, а ёж наземными)

13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые? (у кроликов детёныши рождаются в глубокой норе и защищены от врагов)

14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см. , вспахивать землю.

Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности? (бивни и хобот)

15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (соболь)

“ЗООШУТКА”

Задание: по рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Оценка: 10 баллов.

Рисунок 1.

Ответы: Голова – оленя; шея – жирафа; тело – тигра; ноги – лани; хвост – лошади

“АУКЦИОН”

Задание: каждая команда получает открытку с изображением животного, команды противников с помощью наводящих вопросов должны отгадать, какое животное изображено на открытке. Баллы получает та команда, которая даст правильный ответ.

Оценка: 5 баллов.

“ФИЛВОРД”

Задание: найти в филворде названия отрядов млекопитающих.

Оценка: 1 балл за каждый отряд.

С У Н Е Х И О Н О Г
Ч М Е Ж Н Щ Т К Е И
А Т Ы В Ы А С И Т О
Ы Н Ч А Е Л А Р Б О
Е К Л А У Н З Н Ы Е
Р Р Ы Н З Ы С И Р Е
У К О Ы Ы П Н Т Ы Н
Ы Р К Г Р Р Ы Ы А П
Л Я Щ Ы М И Е П Р Н
Ы Е Е Р А Т Ы О К О

Ответы:

1-сумчатые; 2-рукокрылые; 3-ящеры; 4-грызуны; 5-хищные; 6-ластоногие; 7-китообразные; 8-сирены; 9-парнокопытные; 10-приматы.

“ЧЁРНЫЙ ЯЩИК”

Условия: команды прослушивают задание, и отвечает команда, первая поднявшая руку при прочтении задания. Если ответ неверный, другие команды могут ответить.

Оценка: 5 баллов.

Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, лёгкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку.

Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала. Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, её можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные, о которых пойдёт речь, различают цвета. Как и люди, они любят чистоту и обожают пиво. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей.

Учёные относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко находила наркотики.

Какое животное в “чёрном ящике”?

(свинья - можно использовать мягкую игрушку или рисунок)

“ШИФРОВКИ”

Задание: команды получают по 4 шифровки, которые за 4 минуты должны расшифровать.

Оценка: 2 балла за каждую шифровку.

“ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ”

Условия: команды по очереди задают другим командам по 3 вопроса; если отвечающая команда даёт неверный ответ, балл получает команда, задававшая вопрос.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

“ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА”

Задание: в одной старинной книге, посвящённой животным, предлагалась интересная характеристика зверей. Всем известно, что у каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют.

Из предложенных названий животных и характеристик нужно подобрать пары.

Оценка: 2 балла за каждую правильно подобранную пару.

“ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”

Условия: за 3 минуты каждая команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

Вопросы для 1 команды:

1. Как называется наука, изучающая млекопитающих (териология)

2. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(нет, они обламываются и остаются в теле жертвы)

3. Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, но уходит от беды с целой головой, заметает все следы золотой метлой. (лиса)

4. Кто на себе лес носит? (олень)

5. Самое быстро бегающее животное. (гепард)

6. Зверь, который вьёт гнездо на траве или в кустах. (мышь-малютка)

7. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

8. Зачем зебре такая яркая полосатая шкура? (для маскировки)

9. Какой зверь самый крупный? (кит)

10. Почему ближайших родственников зайцев-пищух называют сеноставками?

(они делают запасы сена на зиму)

11. Почему у зайца очень тонкая шкура?

(чтобы легче было вырываться из когтей и зубов хищника)

12. Как называется напиток, получаемый из кобыльего молока? (кумыс)

13. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осёл)

14. Кто собирает яблоки спиной? Зачем?

15. Бежали два зайца – один на гору, другой – под гору. Какому зайцу было легче бежать? Почему? (на гору бежать легче, так как задние ноги длиннее)

16. Почему кошка ходит бесшумно? (когти втягивает в подушки)

17. Что такое отара? (стадо овец)

18. Умеют ли плавать верблюды? (нет)

19. Эта симпатичная собака первой побывала в космосе. Как её звали? (Лайка)

20. Это животное сулит англичанину и французу удачу, а у русских встретиться с ним – плохая примета. Кто это? (чёрная кошка)

Вопросы для 2 команды:

1. Как называется собачье “общежитие”? (псарня)

2. Верблюд хранит в горбах запас воды? (нет, жира)

3. Зимой голоден, а летом сыт. (волк)

4. Почему весной не бьют пушных зверей? (линька; размножение)

5. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

6. Самое быстро плавающее морское животное (дельфин)

7. Какой страшный зверь ест малину? (медведь)

8. Зачем китам усы? (роль сита при питании)

9. Какой зверь самый колючий? (дикобраз)

10. Для чего млекопитающим нужны вибриссы? (для осязания)

11. Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? (нет)

12. Видоизменением каких желез являются молочные? (потовых)

13. Два – ста ухаста, два – ста рогаста, четыре - ста ходаста, один пыхтун, один вертун. Кто это? (корова)

14. Почему говорят: “спит, как сурок”? (сурки спят очень крепко)

15. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему?

(волки окружают добычу, а лисы и рыси подкрадываются к ней)

16. Какой орган чувств развит у кошки? (слух)

17. Что такое курдюк? (запас жира под хвостом овцы)

18. Как определить возраст лошади? (по зубам)

19. У коровы – отёл, у кошки – окот, а у свиньи? (опорос)

20. Именно эти животные были любимыми и у пророка Магомета, и у кардинала Ришелье. Кто они? (кошки)

Вопросы для 3 команды:

1. Какой кот постоянно носит очки? (Базилио)

2. Одинокие волки воют на луну? (нет, волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай, что территория занята)

3. Какие млекопитающие ядовиты? (утконос, ехидна)

4. Что делают зимой ёж и медведь? (спят)

5. Почему собака, когда ей жарко, язык высовывает, а лошадь нет?

(у собаки на языке потовые железы, а у лошади на теле)

6. Кто сильнее: тигр или лев? (тигр)

7. У какого млекопитающего самый длинный язык? (у муравьеда)

8. Кит – рыба или зверь? (морской зверь)

9. Почему у летучих мышей такие большие ушные раковины?

(чтобы улавливать эхо ультразвуковых волн)

10. Могут ли млекопитающие откладывать яйца? (да, первозвери)

11. Почему белые медведи, когда охотятся на тюленей, прикрывают лапой нос?

(чтобы быть незаметными, нос чёрный хорошо заметен на белом теле и среди снега)

12. Почему добычу пушных зверей производят зимой? (мех гуще)

13. Рында роет, Скирда скачет, Турман едет – съест тебя. (свинья, заяц, волк)

14. Каковы различия сумок кенгуру и коалы?

15. Верна ли поговорка: “труслив, как заяц”? (заяц не труслив, а осторожен)

16. Почему кошка часто умывается? (запах её может выдать при охоте)

17. Что такое руно? (состриженная с овцы шерсть)

18. Где у верблюда мозоли? (на груди, на коленях и пяточных суставах)

19. Это государство является не только лидером в современном футболе, но и самой “лошадиной страной мира”. Как называется она? (Бразилия)

20. У волков – стая, у коров – стая, а у львов? (прайд)

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

иванова тамара ивановна, 09.02.2017

3150 380

Содержимое разработки

Тема урока: Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих.

Класс-7

Дата проведения-5.04.2016

Цель урока:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход урока

I .Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, сядьте правильно и приступим к работе.

II .Актуализация знаний.

В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Часть классов мы уже изучили, и последний изученный нами класс был? (ответы ребят – птицы) .

Ребята! Посмотрите на слайд 3 и найдите животных, которых мы ещё не изучали. Подумайте, почему?

Каких из представленных животных мы изучили? К каким классам они относятся? (пресмыкающиеся, птицы).

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к этим классам?

III. Изучение нового материала .

    Постановка проблемы и создание проблемной ситуации .

Слайд 4

Что же есть такого особенного в этих животных? (они отличаются от всех остальных).

Проблема : Почему их выделили в особый класс?

Поэтому на сегодняшнем уроке мы и будем изучать «Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих» (записывают тему урока). Слайды 1,2 Какова цель?

Посмотрите, какое многообразие млекопитающих, и это ещё не все отряды. На сегодняшний день насчитывается 4,5 тыс. видов (запись в тетрадь). Слайды 5,6,7

2)Выдвижение гипотезы.

Давайте выдвинем гипотезу. Слайд 8

Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит, у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли.

3)Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы.

Гипотезу нужно проверить, т.е. подтвердить фактами.

Для установления общих признаков млекопитающих обратимся к тексту учебника (самостоятельная работа со статьей учебника «Общая характеристика млекопитающих» стр. 224-225).

Давайте, используя свой жизненный опыт, свои знания , а также статью учебника, попытаемся сформулировать общие отличительные признаки млекопитающих . Сверьтесь со слайдом 9 , все ли признаки вы отметили.

1) Высшие позвоночные животные.

2) Теплокровные (постоянная температура тела).

3) Тело покрыто шерстью (волосяным покровом).

4) Имеются кожные железы (потовые, сальные, млечные, пахучие).

5) Рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.

6) Обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями.

7) Имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты).

8) Размеры от 4 см до 33 метров, масса от 0,1 граммов до 150 тонн. Слайд 10

Таким образом, Млекопитающие составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей - самая прогрессивная группа животных.

4) Особенности внешнего строения млекопитающих (рассказ учителя).

Слайд11 Тело состоит из головы, туловища, хвоста; хорошо развита шея. Две пары конечностей, которые расположены под туловищем.

Какое это имеет значение? (тело поднимается над поверхностью земли).

Слайд 12

На голове развиты подвижные ушные раковины (наружные уши); рот окружён подвижными губами. Глаза предохраняют хорошо развитые веки. По их наружным краям расположены ресницы. Мигательная перепонка (третье веко) у млекопитающих недоразвита.

Покровы

А) Рассмотрим строение кожи (рассказ учителя). Слайд 14

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. Состоит из основных слоёв: эпидермиса (наружного слоя), дермы и подкожной клетчатки . В подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества. У позвоночных эпидермис многослойный. Нижний слой клеток эпидермиса производит новые слои клеток на протяжении всей жизни. Клетки верхних слоев эпидермиса превращаются в роговые чешуйки, которые сбрасываются путем отшелушивания или линьки. В дерме проходят кровеносные сосуды (питают клетки кожи), нервы (обеспечивают чувствительность кожи), клубочки потовых желез, луковицы волоса.

Чем покрыто тело млекопитающих?

У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть). Слайд 14

Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы (образующие подшерсток). Особо выделяют жесткие длинные волосы – вибриссы. Слайд 15 Вибриссы – длинные жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию. Видоизменениями волос являются щетина (кабана) и иглы (дикобраза и ежа). Лишь немногие из млекопитающих утратили волосяной покров, например дельфины. Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год. Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик). Слайд 16

Роговыми производными эпидермиса – верхнего слоя кожи являются:

Ногти, - когти, - копыта, - рога, - волосы (слайд 17 ).

В коже млекопитающих хорошо развиты железы разных типов: (рассказ учителя, типы желез, их функции). Слайд 18

    Потовые железы (выведение продуктов обмена веществ, терморегуляция).

    Сальные железы (смазывание шерсти, защита от снашивания и намокания).

    Пахучие железы (общение между особями, для мечения территории).

    Млечные железы (вскармливание детенышей).

Млечные железы возникли как видоизменение потовых желез.

5)Физкультминутка.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только вовремя сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.

А) Упражнения для глаз.

На листе ватмана изображают фигуру животного. Во время физкультминутки дается задание: обвести контуры животного взглядом по часовой стрелке и против.

Б) Комплекс упражнений для глаз.

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальные вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против.

Будьте здоровы!

6)Инструктивная карта (ответьте на вопросы и заполните таблицу).

Ребята! Вам на дом было задано рассмотреть внешнее строение своих домашних животных.

Лабораторная работа Слайды 19-24

«Внешнее строение млекопитающих»

IV . Применение знаний.

Учащиеся выполняют тест, самопроверку. Слайды 25,26

Слайды 27-28 Проверьте свои ответы.

V . Домашнее задание. Слайд 31

п. 55, ответить на вопросы: 1) У какого млекопитающего нет глаз?

2) Почему в сильную жару собака высовывает язык?

По желанию: - подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающих;

Нарисовать рисунки животных.

V I . Рефлексия: Какие открытия сделали на уроке? Слайд 29

- Я запомнил, что:

Меня удивило, что:

Я впервые узнал, что:

VII . Подведение итогов. Слайд 30

Мы достигли нашей поставленной цели, подтвердили гипотезу, и на последующих уроках будем продолжать изучать этих животных, используя знания, полученные на этом уроке.

Выставление оценок.

Слайд 32.

Учитель: Иванова Т.И.

Содержимое разработки

Самоанализ урока по биологии на тему «Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих».

Урок проведен в 7 классе. В классе 9 обучающихся. Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».

Тип урока урок усвоения новых знаний .

Цель урока: выявить общие черты млекопитающих, изучить особенности внешнего строения.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда; формировать у учащихся бережное отношение к живой природе.

Цели и задачи урока даны комплексно и взаимосвязаны между собой. В них учтены возрастные и личностные особенности учащихся: способности к логическому мышлению, обобщению, интерес к предмету, доброжелательных отношений в классе и с учителем, а также возможная необходимость оказания помощи более слабым ученикам при решении заданной проблемной ситуации и усвоении новых знаний.

Структура занятия соответствует структуре урока усвоения новых знаний. Постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности способствуют развитию познавательного интереса учащихся и лучшему восприятию учебной информации. На протяжении всего урока мною соблюдалась логика изложения учебной информации, которая сопровождалась с показом слайдов. Между всеми этапами урока была осуществлена последовательная и логическая связь.

Организационный момент . Прошел быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

На этапе актуализации знаний я старалась логически подвести учащихся к теме урока путём постановки проблемных вопросов. Работа с иллюстрациями слайда дала возможность подвести ребят к изучению новой темы.

Использовала различные методы закрепления материала: ответы на вопросы, беседу, лабораторную работу, которая позволит выявить первичные навыки усвоения нового материала.

В ходе всех этапов урока использовала различные методы для развития логического мышления:

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать выводы;

Сравнивать;

Работать с иллюстрацией на слайдах;

Выдвигать гипотезы.

Данные формы работы также направлены на отработку навыков учебного труда и формирование коммуникативной культуры учащихся. Деятельность обучающихся в ходе урока была преобразующей, так как учащимися осуществлялось прохождение всех уровней обучения (различение, запоминание, понимание).

Использовались различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную. С этой целью развития познавательного интереса и мотивации к учению мною использовались на уроке презентация, постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.

На этапе самостоятельного применения знаний учащиеся выполняли проверочный тест, что способствовало закреплению изученного материала.

Домашнее задание имело творческий характер и было дифференцировано (обязательное и по выбору).

Была проведена рефлексия и самооценка учениками своей учебной деятельности.

Учитель: Иванова Т.И.

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется при проведении урока-филворд, зоошутка. Для оценки учащихся применяется оценочный лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие».

Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме:

«класс Млекопитающие»

Задачи:

Повторить и обобщить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных класса

Развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их

деятельности на уроке. Развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся, навыки самопрезентации.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация. рисунки

План урока:

I.Организационный момент (2-3 мин)

а) организация класса и постановка познавательных задач;

II. Основная часть (40 мин.):

По ходу выполнения заданий учащиеся заполняют опросный лист.

1. Разминка (10 мин.) вопрос-ответ.

Характерные особенности млекопитающих.

Слайд №3-6

2. Игра: счастливый случай.

1 часть- вопросы разноуровневые. (по 8 вопросов каждому)

Зеленый цвет – 1 бал

Синий цвет -2 балла

Красный цвет -3 балла.

Всего 24 вопроса.

2 часть «Зоошутка» (рисунки на столах)

3 часть: «Филворд» Венгерский кроссворд, или Филворд .

При разгадывании нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать .

4 часть: Распредели животных по отрядам.

III. Заключение (5 мин.). Подведение итогов. Учащиеся и жюри подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценку.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40.

«5» - 40 – 44 балла,

«4» - 34 – 39 баллов,

«3» - 33 – 27 баллов,

«2» - менее 27 баллов.

Итоги урока.

Самоанализ урока

1 . В соответствии с типом урока – урок обобщения – была определена его структура, состоящая из следующих этапов:

I. Организационный момент;

II.Актуализация знаний;

III.Закрепление материала;

IV.Обобщение и систематизация изученного;

V.Подведение итогов. Рефлексия.

VI.Домашнее задание.

Последовательность этапов соответствовала типу урока.

2. Образовательная, развивающаяи воспитательная направленность урока соответствовала теме. Уровень достижения образовательного аспекта:

Планировала, что на данном уроке большинство учащиеся достигнут 3-4 уровня обученности – уровня понимания и уровня умений и навыков (применение на практике полученных знаний). Учащиеся смогут устанавливать причинно-следственные связи фактов, вывести причину и следствие. 80% учащихся будут правильно определять место Млекопитающих в системе животного мира, а также знать сходство и различие между отрядами. будут отвечать на информационные и смысловые вопросы.

Контроль к концу урока показал, что все учащиеся справились с поставленной целью. Научились определять сходство и различие отрядов Млекопитающих Без ошибок работали……..чел. С ошибками……..чел. Правильно отвечали на вопросы сразу……….чел. При оказании помощи в виде подсказок и наводящих вопросов – все, что соответствует реализации запланированного уровня достижения цели.

Планировала включить каждого ученика в деятельность. Результат – активность была достаточно высокой.

3.Мотивация была осуществлена за счет постановки вопросов, использования ТСО, настроя на успешность работы, взаимовыручку, внимания, дисциплинированности.

Цели каждого этапа , методы и приемы:

Оргмомент – настроить учащихся на урок.

Использовались приемы: взаимное приветствие, четкая команда, использование звуков, произносимых животными.

Актуализация знаний : выявить пробелы в изученной теме и скорректировать ее.

Использовались приемы: индивидуально-речевое проговаривание учащимися известных понятий, работа с текстом, использование ТСО.

Целеполагание и мотивация – обеспечить принятие учащимися цели учебной деятельности, показать практическую значимость изучения материала, привлечь внимание, вызвать интерес к уроку.

Закрепление знаний: обеспечить усвоение знаний на уровне их применения в различных ситуациях.

Использовались приемы: многократное повторение.

Обобщение и систематизация знаний – обеспечить систематизацию знаний.

Использовались приемы: прием цепочки, взаимоконтроль.

Рефлексия – мобилизация ученика на рефлексию своего поведения на уроке. Подведение итогов как работал класс в целом и отдельные учащиеся. Выявление того, что узнали нового и справились ли с поставленной целью.

Использовались приемы: самоконтроль, взаимоконтроль.

Информация о домашнем задании – обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения ДЗ.

4. Достижение цели урока было обусловлено соответствующим отбором содержания учебного материала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, программных требований, учетом содержания предыдущих уроков. Материал соответствовал принципу научности, доступности, наглядности, индивидуализации. На протяжении урока поддерживались межпредметные связи с уроками чтения, географии.

6. Методы обучения отобраны в соответствии с индивидуальными особенностями, содержанием учебного материала, с целями урока:

  1. Репродуктивные;
  2. Объяснительно-иллюстративные;
  3. Практические;
  4. Частично-поисковый;
  5. Проблемный;

Для повышения эффективности использовались ТСО.

При подаче содержания урока использовался прием порционной группировки материала: от простого к сложному, логической связи между собой всех этапов урока, чтобы новый материал воспринимался учащимися цельно, едино, чтобы тема проходила через весь урок.

7. Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная;
  2. Индивидуальная;

обеспечили эффективное сотрудничество между учащимися, между учителем и учащимися, активность на каждом этапе позволили эффективно реализовать намеченные цели.

8. На уроке был организован контроль за уровнем достижения целей через выявление е учителем качества и уровня овладения знаниями, способами действий, обеспечение их коррекции через вопросы после каждого этапа, проверку усвоения знаний через заполнение таблиц, постановку проблемного вопроса, а также взаимоконтроль со стороны учащихся. К концу урока учащиеся смогли оценить уровень достижения знаний и определить, над чем еще надо работать.

9. На уроке использовался личностно-ориентированный подход к учащимся.

10. Вся работа на уроке была направлена на развитие коммуникативных навыков и использование здоровьесберегающих технологий.

11. Оценка учителем урока (Что получилось? Что нет? Почему? Удовлетворенность или неудовлетворенность уроком).

Предварительный просмотр:

Вопросы к открытому уроку по биологии 7 класс.

  1. У каких животных зубы растут всю жизнь? (грызуны)
  2. кто из млекопитающих имеет сложный желудок, состоящий из 4х отделов
  3. кто ловил рыбу своим хвостом? (волк)
  4. «Косой» зверь –кто это? (заяц)
  5. какие особенности насекомоядных говорят об их примитивности

(откладыване яиц)

  1. какой зверь приехал к нам из тропического леса в ящике с апельсинами7 (чебурашка)
  2. В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих? (выкармливание детенышей молоком)
  3. Чудо-юдо великан, на спине несет фонтан? (кит)
  4. Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (зверь с птичьим клювом)
  5. Почему зубы бобра никогда не тупятся? (снаружи покрыты твердой эмалью, изнутри
  6. что представляет собой хобот слона? (видоизменение верхних челюстей)
  7. сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7)
  8. сколько камер в сердце у млекопитающих? (4)
  9. для чего зайцу длинные уши? (чтобы поддерживать постоянную температуру тела.т.к у него нет потовых желез)
  10. К какому отряду относятся тюлени? (ластоногие)
  11. назовите семейства, входящие в отряд Хищные (собачьи. Кошачьи
  12. какой зверь предупреждает сородичей о внезапном появлении диких животных? (лось)
  13. К какому отряду относится ехидна? (первозвери)
  14. Для чего волку нужны ноги? (для того чтобы питаться)
  15. К какому классу относятся Грызуны и Зайцы? (млекопитающие)
  16. чем кровеносная система млекопитающих отличается от кровеносной системы пресмыкающихся? (2 круга кровообращения, 4 камерное сердце, сердце у пресмыкающихся 3 камерное)
  17. Кто такие хищники?
  18. В честь какой кошки в Великую Отечественную войну назвали немецкий танк Т-V ? (пантера)
  19. сколько пальцев на ногах имеют парнокопытные? (2или 4)

Предварительный просмотр:

Распредели виды животных по отрядам.

Отряды:

А) Первозвери:
Б) Насекомоядные:
В) Грызуны:
Г) Зайцеобразные:
Д) Рукокрылые:
Е) Хищные:
Ж) Китообразные:
З) Ластоногие:
И) Парнокопытные:
К) Непарнокопытные
Л) Приматы:

Представители:

1 -серая крыса; 2-волк; 3-домовая мышь; 4 -вампир; 5- кабан;

6-бурый медведь; 7- манул;

8-лошадь; 9- кашалот; 10-норка;
11-касатка; 12-павиан;

13-макака; 14-морж; 15-носорог;

16-лось; 17-лиса; 18-ушан; 19- утконос;

20-ехидна; 21- ёж;

22-суслик; 23-морской котик;

24 - кролик

25 -дельфин-белобочка;26 - зубр;

27-пищуха; 28-белка

Ответ.

«ФИЛВОРД»
Задание: найти названия отрядов млекопитающих

ЗООШУТКА.

Сколько видов животных изображено на рисунке, определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Лист контроля.

1. особенности отрядов млекопитающих (правильный ответ 3 балла).