Возможен ли в бюджетной организации бартер. Бартерные сделки. Особенности учета. Договор о бартере товара

При их проведении не предусматривается использование денежных или иных платежных средств. На практике бартерные сделки оформляются договором мены.

Договор мены это один из видов гражданско-правовых договоров, согласно которому одна сторона берет на себя обязательство передать другой стороне некоторые имущественные ценности в счет оплаты за поставляемые блага в рамках данного договора.

Таким образом, бартер это обмен прав собственности на объекты договора без участия платежных средств.

Следует отметить, что с точки зрения налогового законодательства договор мены имеет более широкое понимание, но бартерные сделки относятся именно к этой категории договоров.

Виды бартерных сделок

В научной литературе бартер рассматривается как:

  • классический закрытый обмен (двое участников совершают одномоментную разовую сделку Товар/Услуга А меняется на Товар/Услугу Б);
  • независимый открытый обмен (более двух участников могут в разное время обменяться по кругу товарами/услугами в разных пропорциях).

По принципу независимого открытого бартера в настоящее время осуществляется обмен внебанковских электронных денег.

В реальной экономической жизни встречаются следующие виды бартерных сделок:

  • закупка встречная — фирма А поручает фирме Б реализовать свою продукцию с одновременным поручением приобрести на вырученные денежные средства сырье для производства;
  • поставка встречная — фирма А поставляет фирме Б товар по договору поставки, а фирма Б поставляет фирме А материалы для производства этого товара;
  • аренда бартерная — фирма А предоставляет фирме Б оборудование в аренду, а в качестве оплаты принимает либо произведенный товар на этом оборудовании, либо ремонтные услуги, либо нечто иное интересующее фирму А;
  • толлинг (переработка давальческого сырья) — фирма А заключает контракт с фирмой Б на поставку ей сырья на переработку, а фирма Б впоследствии рассчитывается готовой продукцией.

Преимущества и недостатки бартерных сделок

Бартер имеет два неоспоримых преимущества:

  1. При дефиците денежных средств позволяет проводить сделки, то есть продолжать вести деятельность без привлечения кредитных средств, например, для пополнения оборотных активов.
  2. При помощи бартера участники сделки имеют возможность минимизировать инфляционные риски.

К недостаткам бартерных сделок можно отнести следующее:

  • Возникновение проблем с налогообложением. При выплате заработной платы в натуральной форме встают вопросы уплаты налогов из фонда заработной платы. Такая ситуация в России была распространена в середине 90-х годов ХХ века. На международном уровне бартерные сделки проводятся редко по причине сложностей возникающих из-за увеличения продолжительности сделки.
  • При увеличении объемов бартерных предложений затрудняется выбор подходящих и сопоставимых вариантов. Проблема эта решается путем создания электронных систем регистрации товарообменных предложений (бартерных бирж).
  • В условиях отсутствия или минимизации денежного обращения появляется проблема оценки товаров и услуг, так как стабильный денежный рынок этих эквивалентов отсутствует.
  • Зачастую продукция в бартерных сделках передается по завышенной стоимости одной из сторон, другая сторона при этом вынуждена товар принять, так как отсутствует альтернатива.

Бартерные сделки и сделки с «условием»

Сделки «с условием», отличаются от традиционных сделок тем, что обычный участник биржевых торгов, продающий (или покупающий) «на условиях» ценные бумаги у специалиста, берет на себя обязательство по заключению «обратной» сделки - сделки по покупке (или продаже) этих же бумаг. Такую «обратную» сделку специалист должен исполнить по первому требованию ее второй стороны, однако в пределах одной торговой сессии. При этом цена «обратной» сделки может отличаться от цены «прямой» сделки.

Возможность заключения бартерной сделки привлекала клиентов в ситуации товарного дефицита, разрушенных хозяйственных связей и ослабленного рубля, поэтому биржи вводили у себя бартерные сделки. Прямое запрещение бартера в то время, когда принималось российское биржевое законодательство, сочли нецелесообразным. Однако еще более нецелесообразным было бы увековечить бартер в Законе, поэтому была принята компромиссная формулировка, где вместо слова «бартер» значилось «другие виды сделок».

Надо сказать, что «сделка с условием» все-таки несколько отличалась от обычной бартерной сделки. Основные отличия заключались в том, что заключение сделки идет в процессе гласного торга в операционном зале с участием маклера, учетно-расчетную функцию выполняли деньги и сделка заключалась с использованием биржевого информационного банка данных. Брокер должен был купить встречный товар в течение месяца, а в противном случае он лишался права на вознаграждение. Брокеры имели право отказаться от такой сделки.

Большинство бирж всячески старались сократить количество «сделок с условием», рассматривая их как своего рода атавизм, пережиток распределительной системы, несовместимый с биржей. Уже в 1992 году число бартерных сделок на биржах существенно сократилось.

В оплату задолженности Муниципальному Бюджетному Учреждению за оказанные услуги в январе 2014 года в рамках предпринимательской деятельности ООО предлагает инструмент. Может ли МБУ заключить договор бартерных сделок в данном случае в соответствии с новыми требованиями в сфере закупок товаров,работ и услуг.

Ответ

В соответствии с приведенным материалом бюджетное учреждение имеет право производить зачет взаимных требований с контрагентами. Для проведения зачета взаимных требований с ООО, учреждение должно заключить с ООО договор на приобретение инструмента, а не договор бартерных сделок. Однако заключить договор на приобретение инструмента с ООО (что бы можно было провести взаимозачет) как с единственным поставщиком можно только в том случае, если сумма договора будет составлять до 100 000 руб. и не более 5 процентов от общего годового объема закупок (и не более чем на 50 000 000 руб.).

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет

Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами?

Отвечает
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 ГК РФ. Случаи, в которых взаимозачет недопустим, описаны в статье 411 ГК РФ. Ни ГК РФ, ни Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право проводить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях.

Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем.*

2. Статья: Госзакупки в казенных учреждениях по новому закону

С 2014 года будет действовать новый закон в сфере закупок товаров для госнужд. Он коснется всех государственных и муниципальных заказчиков, в том числе казенных учреждений. Рассмотрим основные изменения в закупочной практике.*

Закупки у единственного поставщика

Законом о контрактной системе вводится 11 способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

Заказчик всегда проводит закупку путем назначения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При этом он должен обосновать выбор способа определения поставщика, в том числе закупку у единственного источника, чего раньше почти никогда не требовалось.*

Казенное учреждение, осуществляющее закупки у единственного источника (ст. 93 Закона о контрактной системе), с 2014 года должно будет:*

  • обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • обосновать цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • включить в заключаемый контракт расчет и обоснование цены контракта.*

Закупки малого объема

Одно из самых серьезных изменений закона - ограничение количества проводимых запросов котировок и закупок малого объема (до 100 000 руб.). Законодатель отказался от термина «одноименность».*

С 2014 года любой заказчик сможет покупать одну и ту же, сходную или различную продукцию и через запросы котировок, дробя при этом заказы по 100 000 руб. Но в такой ситуации надо соблюдать следующие ограничения:*

  • по запросам котировок может быть куплено не более 10 процентов от общего годового объема закупок и не более чем на 100 000 000 руб. (ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе);
  • по малым закупкам (до 100 000 руб.) может быть куплено не более 5 процентов и не более чем на 50 000 000 руб.* (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

А.В. Ермакова, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок, к. ю. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольга Холина Ведущий эксперт «Системы Главбух»

Если договором мены не предусмотрены особые случаи перехода права собственности на товары, то оно переходит к обеим сторонам после исполнения их обязательств.

По бартерному договору (договору мены) каждая из сторон признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем его (). То есть в данном случае необходимо применять нормы, предусмотренные для контрактов купли-продажи.

По общему принципу, право собственности на обмениваемую продукцию переходит к сторонам как покупателям, одновременно после ее передачи обеими компаниями (). Это значит, что фирма, получившая товар раньше, не является его собственником до тех пор, пока, в свою очередь, не передаст товар своему партнеру.

Однако в договоре можно предусмотреть, что право собственности на продукцию переходит в момент ее вручения, независимо от исполнения обязательств по передаче товара другой стороной.

Также в соглашении необходимо указать, какая именно продукция, в каком объеме и в каком количестве подлежит обмену, а также определить их цену. Обмениваемая по договору продукция может быть равноценной либо неравноценной ().


На заметку

По общему принципу, право собственности на обмениваемую продукцию переходит к сторонам как покупателям, одновременно после ее передачи обеими компаниями (ст. 570 ГК РФ)


В первом случае денежные расчеты между сторонами по бартерному договору не производятся. Во втором - контрагент, чей товар стоит меньше, должен доплатить разницу в цене своему деловому партнеру (п. 2 ст. 568 ГК РФ).

Согласно статье 568 Гражданского кодекса, по договору мены товары считаются равноценными, расходы на их передачу и принятие несет каждая из сторон по соответствующим обязательствам. В том случае, если их учетная стоимость выше или ниже цены обмениваемого имущества, разница в стоимости относится на финансовые результаты деятельности организации. Все налоги должны быть начислены от стоимости обмениваемых товаров, установленной в договоре. При этом предъявить к вычету из бюджета можно только сумму , исчисленную от учетной стоимости продукции, а если она ниже, чем по договору мены, то доначисление налога будет сделано за счет прочих расходов компании.

Можно применять и кассовый метод, когда датой поступления последней будет считаться день прекращения дебиторской задолженности покупателей. Поскольку по товарообменным, или бартерным, операциям денежные расчеты отсутствуют, то при кассовом методе выручка будет считаться полученной при поступлении товаров по договору мены.

Бартерный учет

При определении выручки от реализации по мере оплаты отгруженной продукции, поступление ТМЦ по товарообменным операциям и выполненные для организации работы услуги оформляются обычными бухгалтерскими проводками: по дебету соответствующих материальных счетов и счетов по учету затрат (10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Капитальные вложения» и др.) и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Списание первоначальной стоимости и себестоимости отгруженных товарно-материальных ценностей, а также выполненных работ и услуг по товарообменным операциям от ражают по дебету 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные» и др.

Суммы износа по исходным основным средствам, нематериальным активам списываются с дебета счетов 02, 05 в кредит счета «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы»).

Одновременно на стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей (выполненных работ, услуг) по ценам реализации уменьшается задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие товары, то есть проводка будет такой:

ДЕБЕТ 60, 76 КРЕДИТ 90.1, 91.1

Финансовый результат по товарообменным операциям списывают со счетов 90, 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При методе реализации для налогообложения «по отгрузке» товары и иное имущество отражаются по кредиту 90.1 или 91.1 и дебету счетов 62 или 76.

Одновременно в дебет счетов 90 (субсчет 2, 3, 4) или 91 (субсчет 2) списывают себестоимость товаров или цену имущества с кредита счетов учета этих ценностей, нефинансовый результат от указанной операции списывают с товарной реализации на счет 99.

Поступившие в организацию по товарообменным операциям ценности приходуют по дебету счетов производственных запасов или другим счетами отражают по кредиту счетов 60 или 76.

Кто первый?

Существуют особенности учета для фирм, которые отгрузили продукцию первыми. В соответствии со в случае, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения ими обязательств по договору.

Следовательно, бухгалтеру той организации, которая уже отгрузила ценности, но еще не получила «встречные» товары, нельзя признавать выручку по данной сделке и задействовать счет 90 «Продажи» до тех пор, пока обмен не будет завершен полностью.

Поэтому в момент отгрузки «своего» товара нужно списать его стоимость с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и других счетов (в зависимости от того, какие именно ценности передаются по бартеру) в дебет счета 45 «Товары отгруженные». На этом счете они будут числиться до тех пор, пока бизнес-партнер не исполнит свои обязательства.

Оприходование продукции, полученной по бартеру, нужно отражать в обычном порядке: по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и т.д. (опять же, смотря что именно получено по бартеру) и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».


На заметку

Организации, осуществляющие бартерные операции, могут в своей учетной политике определять выручку для целей налогообложения методом начисления. Датой определения дохода считается день отгрузки товаров (работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных бумаг.


Если обе стороны являются плательщиками НДС и полученные по бартеру ценности будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, сумму «входного» налога необходимо отражать на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и предъявлять к вычету.

Одновременно с получением товара бухгалтер может признать выручку от бартерной сделки и списать проданные вещи с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи».

Нельзя забывать, что существуют особенности учета и в организации, которая первой получила ценности по бартеру. Бухгалтеру такой компании следует иметь в виду, что вплоть до отгрузки «встречных» ценностей партнеру полученные товары не являются собственностью организации. А потому принять их на баланс - например, на счет 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. - нельзя. Но и совсем не учитывать их тоже не получится, ведь фактически они уже поступили и находятся под ответственностью получателя.

Товары нужно принять к забалансовому учету на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Записи по забалансовым счетам ведутся по простой схеме, без применения метода двойной записи. При получении ценностей нужно принять их к учету по дебету счета 002 (без корреспонденции с каким-либо другим счетом), а после исполнения своих обязательств и, следовательно, перехода права собственности на полученные товары, нужно снять их с забалансового учета (записью по кредиту счета 002) и оприходовать в обычном порядке.

Елизавета Сейтбекова , управляющая Аудиторской фирмы «БИЗНЕС-СТУДИО», для журнала «Расчет»


Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев.

№ 8/2009

Вопрос о том, насколько правомерны бартерные операции в бюджетной сфере, законодательно не урегулирован. Свое мнение об этом высказывает Станислав Сергеевич Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Рассчитываться с поставщиками нужно деньгами

На мой взгляд, товарообменные (бартерные) операции в бюджетной сфере невозможны, хотя прямо нормативно-правовые акты их не запрещают. Неправомерность бартерных сделок в бюджетных учреждениях в некотором роде определяется статусом подобных юридических лиц. Они в буквальном смысле слова не являются собственниками имущества, которым их наделяют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты. И отчуждать активы по своему усмотрению без согласия уполномоченного органа учреждения не могут.

Все средства, полученные из бюджета соответствующего уровня, могут использоваться только согласно бюджетному законодательству. Обратимся к нему.

Положения статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в установленном порядке. И при этом ни одна статья Бюджетного кодекса РФ не содержит упоминания о товарообменных операциях.

Отсюда можно опять же сделать вывод об их неправомерности для бюджетников.

Косвенные доказательства позиции

Любые операции, выполняемые учреждениями, имеют четкий порядок и строго регламентированы соответствующими нормативными актами. Так, по оплате обязательств бюджетополучателей денежными средствами разработаны:

Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств);

Приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н (им утвержден порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов).

Отсутствие установленных правил для товарообменных операций в учреждениях свидетельствует в пользу высказанной позиции.

Инструкция по бюджетному учету также не предусматривает отражения в учете операций по обмену товарами с контрагентами. Это можно считать дополнительным косвенным доказательством того, что в бюджетной сфере названные операции не разрешены.

Нужно различать два вида правоотношений

Не путайте товарообменные операции с внутриведомственным перемещением бюджетного имущества. В такой ситуации учреждения действуют по распоряжению собственника (России, субъекта РФ, муниципалитета). Активы перемещаются внутри бюджета. Сделкой двух лиц это считать нельзя.

Суть бартерных операций

Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано.

По сути, это сделка о натуральном товарообмене, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты. Такая торговая сделка осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре.

В основном товарообменные операции осуществляются на основании договоров мены. Эти правоотношения регламентированы главой 31 Гражданского кодекса РФ («Мена»). Объектом подобного соглашения может быть только товар, а вот имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.