Виды мер административного пресечения. Меры административного пресечения: понятие, цели, основания, виды и порядок применения В чем суть мер административного пресечения

Меры административного пресечения занимают особое место в механизме государственного принуждения. Именно их применение прекращает совершаемое противоправное деяние или имеющее место противоправное состояние. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Обобщая существующие точки зрения ученых-административистов, можно выделить следующие признаки, определяющие особый характер данной группы принудительных мер.

1. Применение мер административного пресечения вызывается реально возникшей противоправной или общественно опасной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится либо имеет место реальная угроза охраняемым законом общественным отношениям. То есть данные меры применяются для прекращения совершаемых противоправных деяний, устранения реальной опасности. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего их применение позволяет самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная (и мгновенная) охранительная реакция. Именно «первой помощью» и исчерпывается назначение данной группы мер.

2. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации, либо устранение общественно опасной ситуации.

В зависимости от конкретной обстановки в качестве дополнительных (сопутствующих) целей может быть недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности. К примеру, физическая сила может быть применена в установленных законом случаях при доставлении, производстве личного досмотра и т.д. Ее применение определяется характером отношений, в рамках которых она применяется.

3. Применяются в связи с объективно противоправным поведением конкретного лица и не требуют предварительного исследования формы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения. Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. В связи с этим объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект.

4. Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения путем прямого вмешательства в действия (деятельность) правонарушителя. В результате, посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к исполнению установленных обязанностей.


5. Их применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений, как отмечает Л.Л. Попов, «объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий». Поэтому для применения той или иной меры административного пресечения не требуется, например, предварительного составления специального протокола или акта, а также вынесения специального постановления о применении данной меры.

6. Жёсткость применяемых мер административного пресечения зависит от характера противоправных действий и силы оказываемого противодействия. Физический урон, причиняемый лицу в результате применения некоторых мер административного пресечения, прежде всего огнестрельного оружия, не всегда может быть восстановлен в достаточно полном фактическом объеме.

7. Нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их применяющим. Эти меры закреплены в диспозициях норм административного и административно-процессуального права, регламентирующих властные полномочия должностного лица, осуществляющего принудительное воздействие.

С учетом всех названных признаков можно сформулировать определение мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения следует понимать предусмотренные нормами административного и административно-процессуального права способы и средства психического или физического воздействия, применяемые уполномоченными на то должностными лицами для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства субъекта административной власти в действия (деятельность) нарушителя.

По способу воздействия на правонарушителя меры административного пресечения подразделяют также на общие (обычные) и специальные (особые) путем выделения из числа мер административного пресечения специальной группы мер. К этой группе относят такие меры административного пресечения, как применение физической силы, резиновой палки, наручников и других специальных средств принуждения, применение огнестрельного оружия. Отличие особых мер от обычных состоит в том, что они используются тогда, «когда все иные возможные в конкретных условиях способы прекращения особо опасных противоправных действий исчерпаны и нет других средств обеспечить охрану правопорядка и безопасности граждан». Эти меры, как правило, связаны с применением средств физического воздействия на правонарушителей.

Так, например, полиция вправе применять следующие меры административного пресечения общего назначения (в соответствии с Законом о полиции):

Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов (п. 1 ч. 1 ст. 13);

Отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 21 ч. 1 ст. 13);

Запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств и в других установленных законом случаях (п. 21 ч. 1 ст. 13);

Задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (п. 20 ч. 1 ст. 13);

Доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (п. 14 ч. 1 ст. 13);

Изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (п. 22 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Все перечисленные меры пресечения, в отличие от принудительных мер административного предупреждения, являются установленной законом обычной реакцией на совершение противоправного деяния определенного вида, носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными должностными лицами повседневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Мерам специального административного пресечения, применяемым уполномоченными должностными лицами, присущи те же признаки, которые характеризуют административное пресечение в целом. Вместе с тем они обладают рядом отличительных черт, позволяющих объединить их в особую группу.

1. Применение данных мер воздействия в большинстве случаев обусловлено необходимостью преодоления оказываемого противодействия, в том числе физического, должностным лицам при пресечении уголовно наказуемых или административно наказуемых деяний, или прекращении посягательств на безопасность личности или общественную безопасность.

Их применение имеет вынужденный ответный характер. Необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица. Действия правонарушителя в таких случаях посягают не только на охраняемые законом права и интересы личности, но еще и на установленный порядок управления.

2. Целью их применения является прекращение «наличного» и «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства, преодоление противодействия со стороны правонарушителя.

3. С точки зрения характера принудительного воздействия их применение состоит в прямом физическом воздействии, прежде всего на правонарушителя, причем с помощью мускульной силы, специальных (технических) средств принуждения, оружия и специальной (полицейской) техники.

4. Применение специальных мер административного пресечения, как правило, представляет собой ответное применение силы и поэтому связано с причинением телесных повреждений, которые могут повлечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правонарушителя. Кроме физического вреда правонарушителю может быть причинен моральный и материальный вред.

5. Наличие и возможность применения данной группы мер является гарантией реализации всех остальных мер административного воздействия, входящих в состав административного принуждения.

На основе перечисленных признаков можно сформулировать определение данной группы мер административного принуждения: под специальными мерами административного пресечения следует понимать установленные нормами административного права способы и средства прямого физического воздействия на людей, животных или предметы, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия с его стороны, понуждение его к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К числу мер специального административного пресечения, согласно Закону о полиции, относятся:

Применение физической силы (ст. 20);

Применение специальных средств принуждения (палок специальных, средств ограничения подвижности, специальных газовых средств, электрошоковых, светошоковых устройств (ст. 21, 22);

Применение огнестрельного оружия (ст. 23).

Применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие уполномоченные на то должностные лица обязаны:

Во-первых, строго соблюдать, специальные (административно-правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения,

Во-вторых, совершая действия, влекущие причинение вреда, особенно при контркриминальном их применении, неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательством о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, определяющими условия правомерного причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны при возникшем состоянии.

Совокупность указанных норм административного и уголовного законодательства образует определенную целостность, в которой их отраслевая принадлежность не имеет принципиального значения. Взятые в единстве и взаимодействии перечисленные нормативные предписания составляют правовую основу и устанавливают пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Они «направляют» уполномоченное должностное лицо на совершение действий, которые наиболее адекватны не только угрожающей опасности, но и обстоятельствам конкретной ситуации.

Вместе с тем необходимо помнить, что согласно Закону о полиции:

1) применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 5 ст. 6);

2) деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путём ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5).

Меры административного пресечения. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся меры:

1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.

Наиболее часто применяемых мер административного пресечения:

Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление нарушителя - это правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, штаб народной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в пределах предоставленной им компетенции. Общая цель доставления - составление протокола об административном правонарушении.

Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП). Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел.

Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности владеть, пользоваться и распоряжаться противоправно добытым имуществом или поддельными (недействительными) документами.

Отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации. Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение.

Задержание транспортного средства - это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов - на базу (сооружение) для их стоянок.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Привод. В соответствии со ст. 27.15 КоАП, Законом РФ "О милиции" и рядом других нормативных актов в необходимых случаях подвергаются приводу в органы внутренних дел (милицию) и другие государственные органы физические лица либо законные представители юридического лица, уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Приводу могут быть подвергнуты законные представители несовершеннолетнего, а также свидетели.

По своей правовой природе привод - самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления как составной части административного или уголовно-процессуального задержания правонарушителей. Привод, характеризующийся специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления, исчерпывается доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в производстве тех или иных административных или уголовно-процессуальных действий.

Рассмотренные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения. В то же время и те и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения - административного наказания.

Еще по теме 29. Меры административного пресечения:

  1. § 1. Компетенция полиции по пресечению административных правонарушений, связанных с появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах
  2. § 4. Меры административного принуждения, применяемы полицией в механизме обеспечения транспортной безопасности
  3. § 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений
  4. Понятие и виды мер административного принуждения, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства
  5. Классификация мер профилактики административной деликтности. Проблемы виктимности в административной деликтологии
  6. Правоотношения в сфере лицензирования как объект административно-правовой охраны
  7. Понятие, содержание и виды мер административного принуждения, применяемых к юридическим лицам в сфере лицензирования
  8. § 3. Меры административного принуждения и стимулирования в сфере регулирования экономики
  9. § 7.1. Классификация мер административного принуждения, применяемых в отношении негосударственных организаций
  10. Меры административного принуждения, применяемые к негосударственным организациям при отсутствии правонарушения
  11. Меры административного принуждения, применяемые в отношении негосударственных организаций в связи с правонарушением
  12. Меры административного принуждения, применяемые к негосударственным организациям за административные правонарушения
  13. § 1. Система мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции
  14. § 2. Особенности административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства РФ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

В случае неэффективности общих мер пресечения допускается применение в соответствии с законом специальных мер административного пресечения. Они являются совокупностью мероприятий преимущественно организационного и технического характера и заключаются в применении:

· наручников и иных блокирующих движение средств;

· огнестрельного (табельного) оружия, резиновых палок;

· специального автотранспорта;

· водометной техники;

· служебных собак.

При применении резиновой палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключицам, животу, половым органам. Если в результате пресечения использовались наручники, то требуется периодически (не реже, чем один раз в два часа) проверять состояние рук правонарушителя и фиксацию замков. При применении слезоточивых средств запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан (ч. 3 ст. 28 Закона об ОВД).

Использование этих средств происходит в форме физического воздействия на правонарушителя и может привести к таким нежелательным для него последствиям, как причинение вреда здоровью, максимальной утрате физической свободы. Это предопределяет их исключительный характер и особое положение в механизме реализации права неприкосновенности личности.

Специальные меры административно-правового пресечения обладают рядом особенностей, позволяющих объединить их в отдельную группу.

Сотрудники органов внутренних дел и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия и т.д.

Объем и характер применяемой формы принуждения можно определить по правилу: чем более опасным является деяние, чем более опасной является личность нарушителя, чем более сложной является складывающаяся обстановка тем большую силу можно применить. При этом вид и интенсивность меры пресечения сотрудник органов внутренних дел принимает самостоятельно. Следует отметить тот факт, что сотрудники ОВД не несут ответственности за вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» случаев мер физического принуждения, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

К специальным мерам относится:

· применение физической силы (в том числе приемов борьбы),

· специальных средств и оружия.

Применение физической силы.

ОВД вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства, для:

· предотвращения и пресечения правонарушений;

· самообороны;

· преодоления противодействия законным требованиям работникам ОВД.

Сотрудник органов внутренних дел должен стремиться пресечь противоправное деяние путём группы иных мер, а в частности убеждения правонарушителя прекратить противоправное деяние. Иногда для пресечения достаточно появления сотрудника в поле зрения правонарушителя, но это срабатывает редко и поэтому сотрудник прежде чем воспользоваться государственно-властными полномочиями, должен постараться пресечь правонарушение путём убеждения. Сотрудники органов внутренних дел имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий.

Если же иными мерами не удалось пресечь правонарушение, преступление или объективно противоправные, невиновные действия, то сотрудник вправе применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику.

В соответствии с ч.2 статьи 26 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел», применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

Предупреждение о намерении применить меры физического принуждения может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Важным условием применения физической силы, специальных средств и оружия является то, что если сотрудник вынужден применить данные меры, то обязан стремиться причинить наименьший ущерб здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан.

К условиям применения специальных мер административно-правового пресечения так же следует отнести и необходимость уведомления своего непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия, а также в некоторых случаях прокурора.

Применение огнестрельного оружия

Самая крайняя мера, к которой может прибегнуть сотрудник органов внутренних дел - оружие. Для данной специальной меры административно-правового пресечения очень важным отметить, что для оружия характерно как использование, так и применение, но эти понятия являются далеко не тождественными. Насчёт того, что использование оружия является мерой административно-правового пресечения, вопросов не возникает, так как оно пресекает правонарушения.

Применение огнестрельного оружия чаще всего связано с пресечением преступлений. Это средство воздействия лежит на грани между административным и уголовным принуждением, но все же в большей степени относится к первому.

Применение огнестрельного оружия в отличие от других мер административно-правового пресечения всегда носят активный характер, в то время как использование физической силы и специальных средств в некоторых случаях происходит в форме пассивного сопротивления: применение специальных средств для принудительной остановки транспорта либо препятствование движению толпы.

Характерной особенностью правовой природы применения огнестрельного оружия является своеобразный характер административного усмотрения в процессе реализации данной меры.

Одним из характерных признаков применения огнестрельного оружия является реализация данной меры в сверхэкстремальных, стрессовых условиях. Причем стресс вызывают как сами общественно опасные действия правонарушителя, так и осознание возможности причинения серьезного вреда в результате выстрела, а, кроме того - и боязнь ответственности за причиненный ущерб и невыполнение служебного долга.

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на применение оружия, то есть на производство выстрела (выстрелов) из него, в отношении лица:

· совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

· совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, на лиц или объекты, охраняемые органами внутренних дел;

· совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника органов внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;

· совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;

· застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором - пятом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо применяет (угрожает применением) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника органов внутренних дел или иных граждан;

· совершающего побег из-под стражи, конвоя;

· не подчинившегося законному требованию сотрудника органов внутренних дел немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника органов внутренних дел или иных граждан.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами применения специальных средств с учетом складывающейся обстановки, характера преступления, административного правонарушения и личности правонарушителя. Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.

Это меры, направленные на принудительное прекращение правонарушений, а также на то, чтобы принудить гражданина к определенному поведению при возникновении обстоятельств, опасных как для общества, так и для него самого. Меры пресечения в принудительной деятельности исполнительной власти наиболее болезненные и острые для тех, к кому они применяются.

В литературе по административному праву доминирует узкий взгляд на меры административного пресечения. Считается, что пресечение как самостоятельный административно-правовой акт возможно лишь при неправомерном деянии. "Применяя меры административного пресечения, - писал М.И.Еропкин, - органы государственного управления или их полномочные представители принудительно прекращают нарушение правовой нормы, вынуждают нарушителя вести себя правомерно" .

Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения явлений негативного характера. Например, при тушении пожара в многоэтажном жилом доме, когда сотрудники Государственной противопожарной службы принуждают всех

жильцов дома покинуть немедленно свои квартиры, Другой пример: психиатрическое освидетельствование может быть проведено без согласия лица или без согласия его законного представителя, когда, по имеющимся данным, обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства.

Меры административного пресечения во многих случаях применяются прямо, непосредственно на основе обстоятельств, указанных в законе, но в отдельных ситуациях они применяются с изданием письменного решения. Например, при административном выселении гражданина из жилого помещения администрация жилищного органа издает соответствующий приказ. Такая же процедура производится при принудительном психиатрическом освидетельствовании: решение о недобровольном освидетельствовании принимает врач-психиатр самостоятельно, но в определенных случаях с санкции судьи.

Система мер пресечения разнообразна. По характеру воздействия эти меры можно подразделить на: меры, применяемые непосредственно к личности гражданина; меры имущественного характера; меры технического характера; санитарно-медицинские меры.107

К мерам, применяемым непосредственно к гражданину, относятся: административное задержание; физическое воздействие на злостных правонарушителей с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия.

К мерам имущественного характера относятся: изъятие и уничтожение органами Санэпидемнадзора зараженных продуктов животноводства (например, мяса), изъятие документов, изъятие огнестрельного оружия и т.д.

К мерам технического характера относятся: приостановление работы промышленных предприятий и иных объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или правил пожарной безопасности; запрещение эксплуатации автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности движения; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются правила по обеспечению общественной безопасности и т.д.

Санитарно-медицинские меры применяются органами санитарного надзора и здравоохранения. К ним относятся: принудительное медицинское освидетельствование; принудительное лечение лиц, страдающих заразными (карантинными) болезнями; отстранение от работы инфекционных больных до излечения их; запрещение эксплуатации продуктовых магазинов и предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния.

По способу воздействия можно различать общие (обычные) и специальные меры пресечения.

К общим мерам относятся: административное принуждение, отстранение от управления транспортом, снос самовольно возведенных строений, запрещение эксплуатации автомототранспорта по причине технического состояния и пр.

Специальные меры пресечения в острой и грубой форме нарушают физическую и имущественную неприкосновенность граждан. Это - меры исключительного значения. К ним относятся: применение органами милиции и уполномоченными органами физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, госпитализация больных, административное выселение граждан из жилого помещения.

К специальным мерам административного пресечения следует отнести также применение огнестрельного оружия. По мнению В.В.Ивановского, использование оружия является крайней мерой административного

принуждения. Административное законодательство представляет право применения этой принудительной меры строго определенному кругу лиц, в основном работникам органов милиции, ФСБ, таможенных органов и т.д., четко регламентируя основание и порядок применения огнестрельного оружия.

Под применением оружия признается производство должностного лица выстрела при выполнении возложенных на него служебных обязанностей. Обнажение оружия, извлечение из кобуры, взведение курка, словесные угрозы оружием не следует считать его применением.

Наиболее подробно об основаниях и порядке применения огнестрельного оружия указывается в Законе РФ "О милиции".

Еще по теме Меры административного пресечения:

  1. Понятие и характерные черты административного принуждения
  2. 4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности
  3. Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации

Специальные меры административного пресечения – это установленные нормами материального и процессуального административного права способы и средства прямого физического воздействия на лицо, физические предметы или животных, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия, понуждение к исполнению юридической обязанности либо устранение угрозы безопасности личности или общественной безопасности.

К специальным мерам административного пресечения относятся:

– применение физической силы;

– применение специальных средств принуждения;

– применение огнестрельного оружия;

– использование огнестрельного оружия.

Главный признак, характеризующий специальные меры пресечения состоит в том, что каждая из них, представляет собой конкретный насильственный способ воздействия на правонарушителя. Применяя термин «ненасильственные» в статье о применении физической силы, законодатель указывает тем самым на точку отсчета, с которой способ воздействия можно определить как насильственный.

Перечень указанных средств и способов насильственного воздействия не является исчерпывающим.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» является основным действующим нормативным источником, закрепляющим полномочия сотрудников полиции по применению специальных мер административного пресечения, в том числе специальных средств. «Сотрудник полиции имеет право на применение... специальных средств... лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 18 ФЗ «О полиции»).

Следует помнить, что применение оружия несмертельного действия, которое входит в состав специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, несмотря на его наименование, не исключает возможность летального эффекта. Применение специальных средств помимо смертельного исхода может причинить различной тяжести вред здоровью.

Учитывая данное обстоятельство, Федеральный закон «О полиции» в ст. 18 закрепил правило, согласно которому «Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам при применении... специальных средств... если применение специальных средств осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

К основаниям применения специальных средств, о которых идет речь в ч. 8 ст. 18 ФЗ «О полиции», как представляется, относятся закрепленные в ФЗ «О полиции» случаи, когда сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства. Это случаи, перечисленные в ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», и, согласно ч. 3 ст. 21, все случаи, когда Федеральным законом «О полиции» разрешено применение огнестрельного оружия, т.е. это случаи, перечисленные в ч. 1 и 2 ст. 23.

Нормы, устанавливающие порядок применения специальных средств, закреплены в ст. 19 ФЗ «О полиции».

Особый интерес с точки зрения оценки правомерности вреда, причиненного в результате применения специальных средств, представляет положение, закрепленное в ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции», согласно которому «сотрудник полиции при применении... специальных средств... действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются... специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба».

Приведенная норма ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции» регламентирует действия сотрудника полиции в момент применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Она «направляет» сотрудника полиции на совершение действий, которые наиболее адекватны не только угрожающей опасности, но и обстоятельствам конкретной ситуации, а именно она обязывает сотрудника полиции действовать с учетом «создавшейся обстановки» и «стремиться к минимизации любого ущерба».

Судя по разъяснениям, которые дал в свое время Верховный Суд СССР, при оценке «создавшейся обстановки» необходимо учитывать «обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягавшего и защищавшегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.)».

В свою очередь, при оценке стремления сотрудника полиции к минимизации вреда «правильный вывод... в конечном счете зависит от ответа на вопрос, имел ли обвиняемый реальную возможность эффективно отразить общественно опасное посягательство иным способом, с причинением посягающему меньшего вреда, чем причинил, а если имел, то почему не воспользовался такой возможностью».

По сути дела, в этих разъяснениях высшей судебной инстанции речь идет о необходимости оценки действий сотрудника не только с позиции законности, но и с точки зрения целесообразности его действий в конкретной ситуации.

Анализ случаев применения специальных средств, закрепленных в ФЗ «О полиции», показывает, что специальные средства в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 и ч. 2 ст. 23 ФЗ «О полиции», применяются, прежде всего, в качестве ответных действий сотрудника полиции к лицу, совершающему или совершившему административное правонарушение либо преступление, а в случаях, перечисленных ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции», в связи с совершением особо опасного преступления. При этом необходимо учитывать, что действия сотрудника полиции по причинению вреда, подпадающие под признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), при защите от общественно опасного посягательства регламентируются ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», по причинению вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании регламентируются ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», по причинению вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости регламентируются ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость».

Таким образом, основания и порядок причинения вреда при контркриминальном применении специальных средств регламентируются законодательством о необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), крайней необходимости (ст. 38 УК РФ).

В норме, закрепленной в ч. 3 ст. 19 ФЗ «О полиции», реализован принцип гуманизации методов работы полиции, в том числе в отношении лиц, совершающих уголовно наказуемые деяния. Эта норма почти дословно воспроизводит пп. «b» п. 5 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, согласно которому «во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка: ...b) сводят к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охраняют человеческую жизнь».

Однако рассматриваемая норма ужесточает требования к ответным и вынужденным действиям сотрудника полиции, влекущим вред лицу, в отношении которого применяется специальное средство или огнестрельное оружие, в сравнении с уголовным законодательством об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

При применении специальных средств в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 и ч. 2 ст. 23 ФЗ «О полиции», к лицу, совершающему или совершившему административное правонарушение, сотрудник полиции обязан строго соблюдать административно-правовые нормы, устанавливающие основания (случаи), порядок и условия их применения;

При применении специальных средств, являющихся оружием несмертельного действия, в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», к лицу, совершающему или совершившему уголовно наказуемое деяние, сотрудник полиции обязан строго соблюдать административно-правовые нормы, устанавливающие основания (случаи), порядок и условия их применения, а также уголовно-правовые нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (ст. 37, 38, 39 УК РФ).

В то же время нормы, устанавливающие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия, не должны дискриминировать сотрудников полиции, действующих в состоянии необходимой обороны и при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния, устанавливая для них дополнительные условия правомерности .

Приоритет при оценке правомерности вреда, причиненного в результате контркриминального применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в установленных ФЗ «О полиции» случаях, должен оставаться за нормами уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Применение физической силы стало обычным делом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оно сопряжено с риском причинения тяжких последствий, а в некоторых случаях под угрозу ставится здоровье и даже жизнь человека. Поэтому особое значение имеют проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел.

Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники полиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы.

Выполнение оперативно-служебных задач и пресечение противоправных действий сотрудниками ОВД во многом связанно с применением физической силы, которая регламентирована основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками полиции; таковым является Закон Российской Федерации «О полиции». Физической силой следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников полиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников полиции .

Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий:

Четкого правового регулирования ее применения;

Уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя.

Статья 18 закона «О полиции» говорит, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. И далее в статье 20: «Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».

Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции держат его «под руки», и т.д.

В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны задержание, а значит, и физическая сила, могут применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения.

По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае проявляется еще и третье основание применения сотрудниками физической силы - преодоление противодействия законным требованиям.

Для того чтобы применение физической силы сотрудниками полиции соответствовало закону, необходимо, на наш взгляд, чтобы каждое из перечисленных оснований было дополнено второй частью - если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату.

Таким образом, при решении вопросов о правомерности защиты и применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при необходимой обороне как специальных мер административного пресечения сотрудники полиции должны оценивать все фактические обстоятельства посягательства: степень и характер угрожающей опасности, его действительность (реальность), силы и возможности преступления, собственные силы и средства защиты, ценность защищаемых благ и другие обстоятельства, способные влиять на соотношение сил нападения и защиты.

Заключение

Выводами проведённого исследования в рамках данной дипломной работы может стать следующее:

Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового принуждения, вследствие этого ему присущи все признаки последнего (оно осуществляется от имени государства, призвано обеспечить охрану общественного порядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.).

Административно-правовое принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.

Меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции – это составная часть системы административного принуждения, включающая организационные, словесно-психологические, имущественные и организационные средства, которые реализуются при наличии отклоняющегося как от законно установленных, так и об общепринятых норм поведения физических и юридических лиц, возникновении обстоятельств техногенного, природного и иного характера. Эти меры направлены на предупреждение, пресечение, а также процессуальное оформление административных правонарушений, иных противоправных деяний или чрезвычайных происшествий.

Меры административного пресечения, реализуемые сотрудниками полиции, могут быть классифицированы исходя из степени их процессуальной и организационной самостоятельности, форме предписания, цели и методу воздействия, имущественных последствий, объекта воздействия, а также уровня нормативного правового регулирования.

Совершенствование уровня законодательной регламентации мер пресечения в административном праве особенно актуально в современных условиях, поскольку их оптимальное регулирование в административном законодательстве образует важное звено в системе государственных усилий по укреплению законности и сокращению в Российской Федерации различного рода административных правонарушений.

Меры административного пресечения - сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков. Сформулировать определение «меры административного пресечения» возможно лишь на основе обобщения и анализа конструктивных признаков, присущих различным мерам административного принуждения.

Признаки мер административного принуждения указывают на то, что эти меры: закрепляются в диспозициях норм административного права; представляют собой действия уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц; имеют принудительный характер; применяются в целях пресечения преступлений, административных правонарушений, а также объективно-противоправных деяний.

При решении вопросов о правомерности защиты и применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при необходимой обороне как специальных мер административного пресечения сотрудники полиции должны оценивать все фактические обстоятельства посягательства: степень и характер угрожающей опасности, его действительность (реальность), силы и возможности преступления, собственные силы и средства защиты, ценность защищаемых благ и другие обстоятельства, способные влиять на соотношение сил нападения и защиты.

Вопросы, связанные с применением физической силы сотрудниками ОВД, влияют не только на возможность защитить собственную жизнь и здоровье, но также и жизнь граждан, которые могут стать объектом преступного посягательства. Необходимость знания условий пределов применения физической силы, а также способов применения таковой является непременным условием деятельности сотрудников ОВД. Формирование данных знаний может осуществляться как самостоятельно сотрудником, так и в процессе обучения в вузе МВД России, в рамках которого проводятся занятия по специальной подготовке.

В целях создания эффективных механизмов пресечения административных правонарушений сотрудникам полиции представляется целесообразным предоставить право на беспрепятственный вход (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории физических и юридических лиц.

В Федеральном законе «О полиции», а также КоАП России целесообразно определить виды административных правонарушений, для пресечения которых сотрудники полиции имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу и специальные средства. В диссертации определены виды административных правонарушений, являющиеся основанием для применения сотрудниками полиции мер административного пресечения специального характера. В настоящее время также целесообразно унифицировать основания для применения физической силы и специальных средств сотрудниками полиции для пресечения как преступлений, так и административных правонарушений.


Библиографический список