Сравнительная характеристика разных типов обществ. Типы общества, их характеристика
В своей типологии общества основоположники марксизма исходили из разработанного ими же материалистического понимания истории. В основу деления изначально был положен способ производства материальных благ, характерный для данного общества. Эта характеристика обусловливает единство истории и целостность цивилизации. При определении того, к какому типу относится то или иное общество, марксисты учитывают характер и уровень развития производительных сил, а также надстройки.
Карл Маркс ввел в научный обиход понятие общественно-экономической формации, костяк которой составляют отношения между людьми в процессе производства. Считается, что в своем развитии общество последовательно проходит через пять таких формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальный строй, капитализм и коммунизм. Каждый из данных типов общества на своем этапе выполняет прогрессивную функцию, но постепенно устаревает, тормозит развитие и закономерно сменяется другой формацией.
От традиционного общества – к постиндустриальному
В современной социологии получил широкое распространение другой подход, в соответствии с которым выделяются традиционный, индустриальный и так называемый постиндустриальный типы общества. Такая классификация переносит акцент с рассмотрения способа производства и господствующих при этом общественных отношений на характерный для конкретного общества уклад жизни и уровень развития технологий.
Для традиционного общества характерен аграрный уклад. Социальные структуры здесь не отличаются подвижностью. Отношения между членами общества строятся на давно установленных и укоренившихся традициях. Наиболее важные общественные структуры – и община. Они стоят на страже традиций, пресекая любые попытки коренных социальных преобразований.
Индустриальное общество – гораздо более современный тип. Для хозяйственной деятельности в таком обществе характерно глубокое разделение труда. Статус членов общества определяется, как правило, социальными функциями личности, его профессией, квалификацией, уровнем образования и опытом работы. В таком обществе выделяются особые органы управления, контроля и принуждения, составляющие основу государственности.
В середине прошлого века западные социологи выдвинули концепцию так называемого постиндустриального общества. Необходимость такого подхода была вызвана стремительным развитием информационных систем, повышением роли информации и коммуникаций в жизни общества. Именно поэтому постиндустриальное общество также часто называют информационным. Деятельность человека в постиндустриальном мире все меньше связана с материальным производством. Основу жизни составляют процессы обработки, хранения и передачи информации. Современное общество, считают социологи, находится на этапе активного перехода к данному типу.
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
1.ЭКОНОМИКА. | ||
Натуральное сельское хозяйство | В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. | Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг. |
Примитивные ремёсла | Машинная техника | Компьютерные технологии |
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. | Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. | Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика. |
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. | Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. | Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива. |
Экстенсивная экономика | Интенсивная экономика | Увеличение удельного веса мелкосерийного производства. |
Ручные орудия труда | Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство | Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. |
Зависимость от природно-климатических условий | Независимость от природно-климатических условий | Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии. |
Медленное внедрение в экономику инноваиций. | Научно-технический прогресс. | Модернизация экономики. |
Уровень жизни основной массы населения невысокий. | Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. | Высокий уровень и качества жизни людей. |
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. | ||
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община | Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. | Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности |
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. | Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. | Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий. |
3. ПОЛИТИКА. | ||
Господство церкви и армии | Возрастает роль государства. | Политический плюрализм |
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. | Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. | Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности. |
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. | Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования | Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм. |
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА. | ||
Нормы, обычаи, верования. | Непрерывное образование. | |
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. | Секуляризация сознания.Появление атеистов. | Свобода совести и вероисповедания. |
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. | Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. | Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни. |
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. | Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. | Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет. |
Преобладание устной информации над письменной. | Господство массовой культуры. | Наличие разных видов культуры |
ЦЕЛЬ. | ||
Приспособление к природе. | Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. | Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем. |
Выводы
Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения
(существовало до капитализма).
Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания(период капитализма)
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.
ТИПЫ ОБЩЕСТВА
1.По степени открытости:
— закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
— открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
- По наличию письменности:
— дописьменные
—письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):
— простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)
— сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Пояснение терминов
Термины, понятия | Определения |
индивидуализм сознания | стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию. |
меркантилизм | цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте. |
провиденциализм | фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение. |
рационализм | преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности. |
секуляризация | процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии |
урбанизация | рост городов и городского населения |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
В истории существовали и в настоящее время существуют самые различные общества. Для практических и научных целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие.
В настоящее время существует множество классификаций и типологий обществ , которые берут за основу различные характеристики.
Назовем распространенные в научной литературе основания, выбранные для классификации:
- эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);
- цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
- формационное — по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое);
- открытые и закрытые общества;
- по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
- по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);
- по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
Понятие общества, его признаки и типы
В социологии существуют различные трактовки понятия « ». Так, П. Сорокин отмечал: «для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия . Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления». К. Маркс, задавая вопрос: «Что такое общество, какова бы ни была его форма?», — отвечал: «Продукт взаимодействия людей» .
В целом признавая, что общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, социологи по- разному рассматривали вопрос о том, что же конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности, основанной на солидарности как «коллективном сознании» и противостоящей природному эгоизму; М. Вебер — в социальных, т.е. ориентированных на других, действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон — в согласованности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз — в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Структурная сложность и вместе с тем целостность общества обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему с применением соответствующего (системного) подхода к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.
Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение. Основными элементами общества и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей (естественные: семья, род, народ, класс, нация, а также искусственные: политические партии, движения, профсоюзы и др.) и их институты. Каждый из этих элементов находится в тесной взаимосвязи с другими и играет свою специфическую роль. При этом общество как социальная система функционирует и развивается по собственным законам и имеет следующие специфические черты:
- носит всеохватывающий характер, включает в себя все социальные группы;
- выражает и согласовывает интересы всех членов;
- осуществляет социализацию членов общества;
- является независимым, само определяет содержание своей деятельности, вырабатывает принципы и нормы своего функционирования;
- регулирует поведение людей путем выработки общезначимых норм и контролирует их выполнение;
- общество многослойно и многосферно. Основными сферами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная (культурная).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов. тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В основе типологии обществ могут быть различные критерии. Так, Огюст Конт, опираясь на знаменитый «закон трех стадий развития человеческого ума», выделяет теологическую, метафизическую и позитивную фазы общественного развития.
Разделяет общества военного и промышленного типов, Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности.
Немецкий социолог Фердинанд Теннис главное внимание уделяет разграничению двух основных типов обществ — до промышленного, традиционного (Гемайншафт — сельская. крестьянская община) и современного промышленно-городского (Гезельшафт).
Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер производственных отношений и разделил все общества на пять основных общественно-экономических формаций, - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая социализм как ее первую фазу).
Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Сегодня довольно широко распространено (Д. Белл, А. Турен, У. Ростоу, Р. Арон и др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном западном понимании — отсталые, примитивные, с натуральным сельскохозяйственным укладом, не восприимчивые к нововведениям, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т.е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т.е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные изменения в социальной структуре и самих формах социальности).
Существует великое множество других типологий обществ. Отметим, что ни одна из указанных или подобных классификаций обществ не может считаться единственно правильной или, напротив, отвергаться изначально. Роль и значение той или иной классификации определяется во многом тем, под каким углом зрения, с какой конкретной стороны изучается общество как сложное, многогранное образование.
Пользовательский поиск
Типология обществ
Каталог материалов
Лекции Схемы Видеоматериалы Проверь себя!Лекции
Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества
В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).
Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида.
Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.
Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю натри стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
Индустриальное общество - Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис.
В современном звучании это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество - (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.
Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.
Перед тем как вдаваться в подробности и разбираться в том, какие бывают виды общества, следует дать определение самому понятию. Итак, совокупность людей, которая образовалась под действием целенаправленной и рационально организованной деятельности, и называется обществом. При этом индивиды объединяются не из-за глубоких принципов, а благодаря конвенции, одинаковым направлениям интересов и договору. Зачастую обществом именуют взаимоотношения, установленные между отдельными людьми и в государстве в целом. Конечно же, благодаря таким наукам, как философия и социология, толкование искомого понятия может происходить с разных сторон и точек зрения, поэтому наиболее часто используется более общее определение, которое гласит следующее. Общество - это самостоятельный коллектив людей, который обладает особым укладом и структурой, характеризуется конкретными политическими отношениями и выбором формы государственной власти.
Многовековая история развития человечества обеспечила достаточно широкую классификацию, которая затрагивает не только все аспекты жизнедеятельности, но и характеризует их с различных точек зрения. В настоящее время ученые различают следующие основные виды индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее, чтобы выявить их отличия и особенности.
1. Традиционное
Итак, первый вид взаимоотношений между индивидами объединяет в себе все «ранние цивилизации», которые не обладали достаточным индустриальным комплексом. При этом определяющим фактором, благодаря которому подобные виды общества сложно перепутать с каким-либо другим, является развитие и широкое распространение сельского хозяйства. Тем не менее подобное определение является достаточно общим, что позволяет отнести сюда и значительно отличающиеся друг от друга формы человеческих взаимоотношений, такие как феодальные, аграрные или племенные. В связи с этим многие современные ученые не используют понятие «традиционное общество», а заменяют его более специализированными определениями.
2. Индустриальное
Как и другие виды общества, данный тип имеет ряд характерных черт. Сюда относится, например, сложная и достаточно развитая система разделения трудовой деятельности, высокая степень специализации и автоматизации производств, массовый выпуск товаров, а также высокий уровень внедрения новшеств и технологий в процесс производства и жизнедеятельность людей. Подразумевается создание целостного государства с определенным языком и культурой. Основное направление развития - промышленность.
3. Постиндустриальное
Зарождается в настоящее время и характеризует виды общества, значительно отличающиеся от первых двух типов. Важное значение играет совершенствование технологии, накопление знаний и информации. является развитие сферы обслуживания.
Как уже говорилось ранее, рассмотренные 3 вида общества обладают особенностями и отличительными чертами, которые позволяют достаточно точно отнести те или иные человеческие отношения к одному из них.