Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место. Сроки составления протокола об административном правонарушении. Порядок составления протокола гибдд об административном правонарушении После составления протокола гаи

Составление протокола об административном правонарушении - главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

Нормативное регулирование

Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

Протокол - не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, - 28.2 КоАП.

Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

Что такое протокол

Составление протокола об административном правонарушении - написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

Сведения, вписываемые в протокол

В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

  • дата и место составления;
  • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
  • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
  • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
  • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
  • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
  • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
  • объяснения привлеченного лица;
  • опись материалов дела;
  • отметка о разъяснении прав;
  • отметка о выдаче копии протокола;
  • подпись должностных лиц, составивших протокол;
  • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

Кто отвечает за составление материалов

В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

Место составления и рассмотрения

Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

Некоторые нюансы

Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

Обращение с жалобой

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

Как производится процедура

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Ограничены ли должностные лица во времени

Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

Ошибки при составлении

Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

Всегда ли составляется протокол

Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

  • нарушение не несет большой опасности;
  • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
  • по делу выносится сразу же постановление.

Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

Заключение

Протокол - главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина - отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.

Чистосердечное признание – прямой путь в тюрьму


В разговоре с инспектором ДПС важно сразу же понять его настрой, поэтому, если (ст.2.9 КоАП), не вступая в особые дебаты предложите инспектору ограничиться замечанием . Если инспектор не реагирует на это предложение, скорее всего протокол АП будет составлен. Возьмите себя в руки, перелистайте "распечатки" этого или других материалов нужные места, чтобы при передаче протокола вам на подпись быть готовым к тому, что в нем написать в объяснениях.

Если вам предложили сесть в машину ДПС для оформления протокола, то это ваше право решать садиться туда или нет. Никакой нормативно-правовой Акт .

Если у вас в машине пассажир, то выходите оба. Наличие свидетеля с вашей стороны способно свести на нет любые попытки не только «развода» со стороны ИДПС, но зачастую и наказания за действительно совершенное правонарушение, за исключением, конечно, тяжких правонарушений (алкогольного опьянения, выезд на встречку). В этом случае инспектор ГИБДД десять раз подумает прежде, чем что-то сделать или сказать. Если сели в машину ГАИ, опустите стекло или оставьте дверь открытой, пусть свидетель слушает весь разговор. На слова ИДПС, что посторонним надо удалиться, спокойно скажите, что это свидетель и сошлитесь на ( из раздела "Диктофон, фотоаппарат и видеокамера". Диктофон, если он у вас имеется, должен быть включён.

Протокол должен составляться ), и, если вас заставляют ждать, то со стороны инспектора это – административное правонарушение (). Если инспектор ДПС необоснованно затягивает процесс составления протокола о правонарушении, то можно вежливо попросить его составить протокол задержания, недвусмысленно дав понять, что никаких оснований для задержания у инспектора ДПС нет (см. ).

Получив протокол в руки нужно внимательно его прочитать. Помните, что инспектор будет вас торопить и в любой момент может вырвать протокол из ваших рук. Ведите себя спокойно, скажите, что вы имеете полное право написать объяснения и действия ИДПС будете рассматривать как нарушение ваших законных прав.

В "объяснениях лица" следует написать: «Не согласен ».

Если схемы и рисунки не составлялись - добавьте «Схема не составлялась ». Это лишит ИДПС возможности добавить к протоколу схемы, сделав надпись "Водитель от подписи отказался". Если схема составлена в одном экземпляре, пишите: «Копию схемы не дали »
В любом случае перед подписанием схемы пишите на ней: «Не согласен ». Схема составляется "на глазок" без соблюдения масштаба, без измерения расстояний, без привязки к местности. На схеме, как правило, отображается действие во времени, например, обгон. При этом точность расстояний на схеме составляет десятки метров, таким образом ваше несогласие вполне закономерно.

Если есть свиделели, а инспектор не внес их в протокол (обычно ИДПС говорят "потом на суде приобщите свидетелей если надо") -
требуйте вписать в протокол ваших пассажиров в качестве свидетелей. Если инспектор отказывается вписать их в протокол, утверждая, что это – заинтересованные лица, собственноручно вписывайте их в протокол. Заинтересованными лицами по КоАП могут быть понятые, эксперты и тп, но никак не .
В своих объяснениях для суда запишите: «Прошу обратить внимание, что инспектор отказался вносить моих свидетелей в протокол. Мне не важно, что они скажут, важно, что инспектор испугался, что они расскажут правду. Других причин отказа не нахожу ».
Если свидетелей нет, поставьте Z в колонке, чтобы свидетели потом "случайным" образом не появились.

Если Вас остановили в другом городе или на трассе - вы имеете полное право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту регистрации транспортного средства или по месту жительства, причем таковое лучше подавать сразу же, вместе с подписание протокола. Поэтому бланки ходатайства надо возить с собой. Подробнее разницу и рассметрении дела по месту регистрации ТС и по месту жительства смотрите в этом же разделе.

Поставьте Z на всех пустых или незаполненных графах.

В спокойной обстановке, с адвокатом, вы потом разберетесь, а было ли нарушение вообще, а на разборе дела сможете предоставить более подробное объяснение. Если Вы сразу знаете, что написать в объяснениях и места не хватает - пишите объяснения на отдельном листе (лучше под копирку, её надо возить с собой), а в протоколе в графе "объяснения лица" отметьте, что они прилагаются к протоколу на отдельном листе.

Далее ищем в протоколе место, где вы расписываетесь за разъяснения ваших прав и обязанностей и, если инспектор ДПС вам их не разъяснил или предложил прочитать их на обороте протокола, то вместо подписи пишите: «Нет», либо ставите прочерк.
Не вы должны их читать, а инспектора ДПС - разъяснять. Если инспектор зачитал по памяти или с листка ст.25.1 КоАП, поинтересуйтесь, какими именно «иными процессуальными правами » вы можете пользоваться (надеюсь, ваш диктофон работает).

Если вы отказываетесь от Постановления-квитанции , пишите: «Требую защитника ». Если в машине два инспектора, то за несогласие они могут сразу же после составления протокола выписать постановление. Один и тот же инспектор не имеет права писать и то, и другое (см. Протокол составляет один инспектор, постановление – другой). Если фраза «Требую защитника» записана, то «немедленное» постановление можно будет отменить в суде. Если в графе за разъяснение вам ваших прав вы написали «Нет», то про защитника промолчите.

К протоколу можно приложить любые иные документы : вашу схему, показания ваших свидетелей, ваши ходатайства и т.д., сделав соответствующую запись в протоколе.
Например, протокол, переданный вам на подпись, уже заполнен полностью, в т.ч. указана дата «разбора полетов» в отделе Административной практики ГИБДД. Никто не запрещает вам написать ходатайство о переносе даты рассмотрения. Впишите в протокол, что к нему прилагается ходатайство. Вряд ли инспектор сообразит тут же написать определение по делу об административном правонарушении , что в ходатайстве отказано и сможет соблюсти .
Устное определение вас не устроит, тк оно должно быть подписано инспектором (ст 29.12 пункт 3 КоАП). А значит, вас должны будут уведомить либо о новой дате рассмотрения, либо об отказе в удовлетворении вашего ходатайства, то еесть вы уже начинаете тянуть время (см. Схема № 2).

Любые неправильно написанные данные – исправляйте. Например, вас не спросили про место работы и написали «безработный». Вычеркивайте, пишите, где и кем работаете. Чем больше исправлений в протоколе – тем лучше.

Никогда и ничего не пишите в протоколе под диктовку инспектора ДПС.

Если сомневаетесь, что именно нужно писать, то лучше не пишите ничего.

Подписав протокол, уточните, можете ли вы сразу после подписания забрать копию. Ответ должен быть положительный, обязательно подпишите протокол, оторвите копию протокола и положите в карман. Отрицательный ответ должен насторожить. Уточните, почему нельзя, ведь протокол уже составлен, все нужное со стороны инспектора вписано, и он его подписал.

Немного теории:
1. КоАП разрешает обнаруживать правонарушение одному должностному лицу, а составлять протокол - другому (). Однако, КоАП обязывает должностное лицо, обнаружившее правонарушение, передать своему товарищу в патрульной машине согласно ст.28.1 пункт1 подпункт 2 материалы, содержащие данные , например, видеозапись или рапорт (ст. 6 «Методических рекомендаций»), а согласно ст.28.5 и ст.28.1 п.1 пп.1 и п.3 КоАП протокол должен быть составлен немедленно, а не заменяться передачей документов водителя кому бы то ни было.
Получаем, что инспектор, сидящий в машине не имеет права составлять протокол, если он не видел вашего нарушения. Обычно, инспектор сидящий в машине составляет протоколы, а второй - ловит нарушителей. Если вас остановили в то время, как второй инспектор составлял протокол на предыдущего водителя и, следовательно, не мог видеть вашено нарушения - обратите на это внимание ваших пассажиров (свидетелей)

2. При выписке протоколов назначается дата и время рассмотрения дела в ГИДББ. Но указание даты и времени может произойти только на этапе подготовки к рассмотрению дела ().
Если инспектор, который выписывает вам административный протокол, имеет право рассматривать эти дела, то в принципе он может совместить выписку с этапом "подготовки". Если инспектор не имеет право рассматривать дело по этой статье КоАП, то и назначать дату и время он не имеет права. Смотрите , где перечислены должности инспекторов и статьи, дела по которым они имеют право рассматривать (см ).

Более того, в ст.28.2 КоАП, в которой перечислены требования к протоколу, нет требований к указанию даты и времени рассмотрения - они должны вас официально уведомить о времени и дате рассмотрения дела после этапа подготовки.

* Если инспектор ГИБДД вместо протокола о правонарушении оформляет на вас постановление-квитанцию и вы не согласны с нарушением - см .

является установление факта нарушения Правил дорожного движения (ПДД), за которое предусмотрена административная ответственность . Рассмотрим порядок составления протокола об АП при нарушении водителем ПДД. От того, насколько правильно составлен протокол по делу, зависит возможность привлечения виновника к ответственности. А составленный с процессуальными нарушениями протокол может служить одним из оснований к прекращению производства по делу.

В соответствии с требованиями статей 23.3, 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административном правонарушении за нарушения ПДД уполномочены:

В соответствии с требованиями КоАП РФ, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112) основаниями для составления протокола об административном правонарушении являются:

  • выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
  • оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;
  • выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
  • выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования протокол об АП составляется по окончании административного расследования.

Обязательные требования к протоколу об АП

В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, пункт Правил дорожного движения (ПДД) или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Разработан универсальный образец протокола об АП, используемый сотрудниками ГИБДД, (см. ниже).

Участие понятых при составлении протокола об АП

В случае участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении запись об этом с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, сведений о документе, удостоверяющем личность, делается в соответствующем протоколе. В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

Согласно требованиям КоАП РФ присутствие понятых обязательно при применении по делу следующих мер (при условии, если не применяется видеозапись):

  1. доставление;
  2. административное задержание;
  3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  4. изъятие вещей и документов;
  5. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  7. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства;
  9. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  10. привод;
  11. осмотр места совершения административного правонарушения.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

Новое. Внесенными изменениями в КоАП РФ присутствие понятых стало не обязательным в тех случаях, когда применяется видеофиксация совершения процессуального действия.

В случае применения специальных технических средств, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом указывается наименование специального технического средства и его номер.

Права лиц, привлекаемых к ответственности

При составлении протокола об административном правонарушении обязательным является разъяснение процессуальных прав водителям (или иным лицам), привлекаемым к ответственности.

Такие права предусмотрены статьей 25.1 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника

Рассмотрение ходатайства при составлении протокола об АП

Наиболее часто водителями реализуются полномочия по заявлению ходатайств. Ходатайство необходимо заявлять в письменном виде. Ходатайства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, приобщаются к делу и подлежат немедленному рассмотрению сотрудником в пределах своей компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится сотрудником ГИБДД в виде определения. При заявлении ходатайства о рассмотрении дела по месту его жительства, данное ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении.

Получение объяснений

При составлении протокола об АП перед получением объяснений лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу в обязательном порядке должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе.

Справочно: Статья 51 Конституции РФ. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. К родственникам относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Ознакомление с протоколом об АП

Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему. Об ознакомлении водитель должен расписаться в протоколе.

Протокол об административном правонарушении подписывается сотрудником, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Лицу, в отношении которого составлен протокол об АП, а также потерпевшему копия данного протокола вручается под расписку.

Схема места совершения АП

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения, которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания схемы в ней делается соответствующая запись.

Обжалование протокола об административном правонарушении

Действующим законодательством порядок обжалования протокола по делу об АП не предусмотрен. КоАП РФ установлена возможность обжалования только постановлений по делам об АП.

Вместе с тем по общему правилу может быть обжалован не сам документ (протокол об АП), а действия сотрудника ГИБДД, его составившего. При этом в жалобе необходимо указывать именно конкретные действия, с которыми не согласен заявитель. Обжаловать действия сотрудника ГИБДД можно вышестоящему должностному лицу, либо в суд, а также в районную прокуратуру.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Дополнительная информация

1. Изменения в протокол внесены без ведома водителя

  • Должностные лица не вправе самостоятельно, в одностороннем порядке исправлять процессуальные документы (протоколы, акты и прочие). В п. 4 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" от 24 марта 2005 года сказано, что если протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно, судья должен вынести определение о возвращении этих документов в орган или должностному лицу, которыми они составлены (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП). Данные протокола не позволяли сделать вывод о конкретном месте совершения правонарушения. В ДПС уточнили адрес, подписав на документах "исправленному верить". Водитель при этом не присутствовал, и в известность его также не поставили - что нарушает требования КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2) (дело ВС РФ № 82-АД16-3). Возле приписок стоят печати подразделения ГИБДД и "исправленному верить", а подписей предполагаемого нарушителя - нет. Инспектор ГИБДД самостоятельно "переквалифицировал" нарушение водителя. Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
  • Копия протокола о правонарушении отличается от документа, представленного ДПС: уже в отсутствие водителя инспектор ДПС вписал в протокол слово "повторно", исправив, соответственно, запись о нарушении - с ч. 1 на ч. 4 ст. 12.8 КоАП. При этом, никаких свидетельств того, что водителю пытались вручить исправленный протокол, нет. Что подтвердилось показаниями сотрудника ДПС.
  • Содержание имеющегося в деле протокола об административном правонарушении не соответствует копии этого же протокола, врученной ему сотрудником ДПС, протокол о направлении на медицинское освидетельствование и определение мирового судьи о принятии дела к производству и назначении судебного заседания не подписаны.
  • Протокол потерян, а дубликат протокола в присутствии водителя не составляли, в надлежащем порядке известили его о документе, что нарушает нормы КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2). Оснований полагать, что дубликат протокола составлен с соблюдением требований кодекса, нет, а значит, имеющаяся в деле копия протокола не может рассматриваться, как доказательство вины водителя (дело № 44-АД16-17).

2. Протокол составлен без понятых

  • В ч. 2 ст. 25.7 КоАП сказано, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на аналогичное обследование в медицинское учреждение сотрудники ГИБДД должны осуществлять в присутствии 2 понятых (которые удостоверяют совершение процессуальных действий своими подписями в протоколе) или с применением видеозаписи (о чем также делается запись в протоколе). Если понятые отсутствовали, к материалам дела должно быть приложено видео, снятое автоинспектором. Когда в материалах дела нет такой записи или сведений о понятых, судья обязан вернуть их должностному лицу, составившему протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП);
  • Понятой пояснил суду, что сотрудники ДПС не показали ему водителя, который отказался продуть алкотестер, и что он не помнит, говорили ли при нем о том, что данный гражданин отказывается ехать на медицинское освидетельствование в больницу. Второго понятого в суд не вызывали. При этом, в протоколе содержится запись, внесенная инспектором ДПС, "от прохождения медосвидетельствования отказался", не заверенная подписью водителя, и нет пометки "от подписи отказался". Полученные при таких обстоятельствах протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медосвидетельствование признаны недопустимыми доказательствами по делу как полученными с нарушением требований КоАП РФ.

3. В протоколе нет обязательных сведений

  • Инспектор не указал, на каком основании направил водителя на медицинское освидетельствование. Это можно сделать при отказе от прохождения освидетельствования на месте, несогласии с его результатами, наличии признаков опьянения при отрицательных показаниях алкотестера.
  • Согласия или несогласия водителя с результатами освидетельствования в акте не оказалось, не было там и ни одной подписи водителя - во всех графах, где ее наличие необходимо, стояла отметка "отказался". Протокол, которым водитель направлялся на обследование в наркодиспансер, не одержал согласие водителя на прохождение этой процедуры, отсутствуют подписи водителя и понятых. При этом по времени протокол составлен раньше, чем акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, в нарушение порядка, установленного п. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ. Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом ГИБДД предусмотренного законом порядка установления факта нахождения лица, которое управляет транспортным средством, в состоянии опьянения, и свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности Э. А. в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Протокол

На законодательном уровнеупоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.Протокол об административном правонарушениитребует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срокисоставленияпротокола об административном правонарушенииможно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.Протокол об административном правонарушенииможет быть составлен:

  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Не знаете свои права?

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.