Санитарная авиация. Спасательная авиация мчс россии Основные характеристики самолетов и вертолетов

А также силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти и организаций, привлекаемых в установленном порядке.

Авиационное обеспечение включает:

  • авиационно-спасательные работы:
    • поиск и обнаружение потерпевших бедствие при ЧС ;
    • наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
    • десантирование спасательных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами;
    • эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствия на суше (в равнинной, горной местности, городах) и с водной поверхности;
    • эвакуация пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах и чрезвычайных ситуациях на железнодорожных транспортных магистралях в лечебные учреждения;
  • специальные авиационные работы:
    • ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;
    • обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами;
    • авиационно-монтажные и демонтажные работы;
  • обеспечение управления и связи:
    • управление силами и средствами с воздушных командных пунктов;
    • ретрансляция связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления;
  • воздушные перевозки:
    • выполнение полетов по отдельным распоряжениям (поручениям) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
    • доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, оперативных групп МЧС России, специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов, а также оказания медицинской помощи;
    • эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС;
    • эвакуация российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    • вывоз уникального оборудования и ценностей из районов ЧС;
    • доставка грузов гуманитарной помощи населению иностранных государств, пострадавшим от ЧС;
    • выполнение специальных полетов по обязательствам Российской Федерации перед ООН и другими международными организациями;
    • оперативные перевозки грузов и пассажиров, а также выполнение других специальных заданий и услуг Методические рекомендации по созданию, оснащению и порядку применения аэромобильных групп территориальных органов МЧС России, утв. 30.05.2014 .

Инфографика авиации аэромобильных групп

Порядок применения дежурных сил и средств авиации при возникновении ЧС

Приведение дежурных сил авиации МЧС России в готовность к авиационному обеспечению реагирования на ЧС осуществляется по распоряжению Министра или лица, исполняющего обязанности Министра, начальника Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России или лица, исполняющего его обязанности, а также начальников региональных центров (РЦ) МЧС России. Распоряжение на применение авиации передается на Командный пункт авиации (КПА) МЧС России. Предварительное распоряжение в обязательном порядке подтверждается в письменной форме.

Применение авиации для выполнения воздушных перевозок

При перевозке спасателей и грузов АМГ, в случае необходимости, на основании приказа или распоряжения МЧС России на аэродромах погрузки (выгрузки) создаются наземные команды для решения вопросов приёма и выпуска, организации погрузки и выгрузки воздушных судов, обслуживания воздушных судов и обеспечение экипажей питанием, размещением экипажей на отдых и их доставку на аэродром при ЧС. На аэродромах базирования авиации МЧС России приказами начальников РЦ МЧС России (ГУ МЧС субъекта Российской Федерации) назначаются нештатные группы контроля, которые в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации выполняют функции службы авиационной безопасности для исключения случаев неплановых и не предусмотренных заданием перевозок спасателей и грузов, нарушений эксплуатационных ограничений воздушных судов (ВС) МЧС России.

В ФГУАП МЧС России указанные функции контроля возлагаются на Службу перевозок и Службу авиационной безопасности предприятия.

Для обеспечения мер безопасности на борту ВС по решению начальника авиации может быть организовано сопровождение ВС в полёте сотрудником Службы авиационной безопасности.

Перевозка пассажиров

Воздушными судами МЧС России, установленным порядком, могут перевозиться служебные пассажиры, к которым относятся:

Перевозка грузов

Перевозка грузов осуществляется на ВС, оснащённых для этих целей необходимым оборудованием и швартовочными средствами.

На борт ВС, кроме лиц, сопровождающих груз, в качестве пассажиров могут допускаться лица, выполняющие задачи МЧС России, согласно утвержденным спискам. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных посадочных мест. Лица, сопровождающие груз, располагаются на борту воздушного судна на месте, определенном командиром ВС.

Ответственность за подготовку, своевременную доставку на аэродром погрузки перевозимых грузов и загрузку их в ВС возлагается на отправителя.

Груз может быть допущен к перевозке только при наличии грузовой накладной и лица от организации грузоотправителя, ответственного за доставку, сопровождение и сдачу груза.

При подготовке к воздушным перевозкам автотракторной, специальной и другой техники особое внимание должно быть обращено на:

  • соответствие габаритов перевозимой техники размерам грузовых люков и кабин воздушных судов, заправку жидкостных систем техники нормам, предусмотренным для перевозки по воздуху, отсутствие течи топлива, масел и других жидкостей;
  • обеспечение надежности крепления навесных агрегатов, а также грузов, размещенных в кузове, и определение фактического центра тяжести загружаемой в воздушное судно техники;
  • проверку работы тормозов, обеспечение пониженного давления в камерах шин.
Удельная нагрузка на пол грузовой кабины воздушного судна от колес, гусениц и других опор не должна превышать предельно допустимой для данного типа воздушного судна.

Если удельное давление на пол грузовой кабины и грузовые трапы превышает величину допустимой нагрузки, то разрешается применять специальные настилы (грузораспределители), которые подготавливаются грузоотправителем.

Перевозка личного оружия и боеприпасов пассажиров на ВС выполняется в металлических ящиках, оборудованных надежными запорами, закрытых на замки, в опечатанном виде. Ключи от ящиков с оружием и боеприпасами во время полёта временно хранятся у командира ВС.

Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации», Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

Ответственность за подготовку опасных и особо опасных грузов и их взаимную совместимость при воздушных перевозках в соответствии с установленными требованиями несёт отправитель груза. Погрузка грузов в ВС и их выгрузка производится расчётами и специально назначенными погрузочно-разгрузочными командами отправителя (получателя) под руководством члена экипажа, ответственного за погрузку (выгрузку) .

Применение авиации для выполнения авиационно-спасательных и специальных авиационных работ

Выполнение авиационно-спасательных и специальных авиационных работ, осуществляется в соответствии с действующими документами, регламентирующими лётную работу, безопасность полётов и методики их выполнения по типам воздушных судов, участвующих в выполнении задачи.

Независимо от срочности вылета, на выполнение указанных работ в обязательном порядке предоставляется необходимое время на подготовку экипажа и авиатехники к полету. К выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ допускаются экипажи, прошедшие специальную подготовку по конкретному виду этих работ и не имеющие перерывов по ним.

При выполнении авиационно-спасательных и специальных авиационных работ в отрыве от аэродрома базирования назначается старший авиационный начальник, который организует исполнение указаний и распоряжений должностных лиц по применению авиации МЧС России в районе работ.

При подготовке к выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ должны быть отработаны следующие вопросы:

  • условия, порядок и особенности выполнения полёта;
  • порядок взаимодействия членов экипажа и спасателей, а также порядок работы со специальным оборудованием;
  • порядок управления экипажем;
  • порядок передачи информации с борта воздушного судна на заинтересованные наземные пункты и сроки представления донесений после посадки;
  • меры безопасности при выполнении задания.
При выполнении авиационно-спасательных и специальных авиационных работ должны быть заранее подобраны и согласованы основные и запасные аэродромы и площадки для временного базирования и посадки воздушных судов. Во время работы вертолётов эти площадки должны быть свободны от наземной техники и грузов. Площадка временного базирования вертолёта или группы вертолётов должна оборудоваться средствами связи и (при необходимости) средствами радиотехнического обеспечения (РТО) полётов.

Решение на использование площадок временного базирования вертолётами МЧС России принимается только после доклада старших авиационных начальников РЦ МЧС России на КПА МЧС России о готовности площадок и исправности их оборудования.

Десантирование личного состава и грузов

Десантирование личного состава, техники, грузов и руководство им осуществляются в соответствии с Наставлениями, Инструкциями и другими нормативными документами, регламентирующими данный вид применения авиации.

Для руководства десантированием на площадке приземления из лиц руководящего лётного состава назначается руководитель выброски.

Для десантирования личного состава и грузов применяются ВС, оснащенные необходимым для выполнения задания десантным оборудованием.

Подготовка к десантированию личного состава, техники и грузов проводится в соответствии с руководящими документами, определяющими:

  • обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке;
  • основные положения по организации подготовки личного состава, техники и грузов к десантированию;
  • правила выполнения прыжков с парашютом с различных типов транспортных воздушных судов;
  • подготовку техники и мобилизационных ресурсов к воздушному десантированию.
Ответственность за подготовку личного состава, техники и грузов к десантированию несут соответствующие командиры и руководители подразделений и организаций МЧС России, участвующих в десантировании.

Расчёты на десантирование личного состава и грузов в МЧС России проводятся управлениями десантируемых подразделений и согласовываются с Управлением авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России или авиационно-спасательным центром (по подчиненности). За правильность погрузки, швартовки, выгрузки техники, грузов и размещения личного состава на борту ВС отвечает командир экипажа. Погрузка (выгрузка), размещение, швартовка техники и грузов в грузовой кабине ВС производится грузоотправителем (грузополучателем) под руководством командира ВС или члена экипажа, ответственного за погрузку (выгрузку).

В зависимости от условий, десантирование грузов может проводиться парашютным и посадочным способом, а личного состава посадочным, парашютным и беспарашютным способом с применением спусковых устройств. ВС должно быть полностью оборудовано для планируемого способа десантирования.

Погрузка техники и грузов в ВС, монтаж средств десантирования в ВС, предполетная проверка в ВС проводится под руководством члена экипажа ВС, ответственного за загрузку, и специалиста воздушно-десантной службы организации МЧС России, участвующей в десантировании, с оформлением необходимой документации.

По назначению и выполняемым задачам - че­тыре основных класса:

Многоцелевая авиация;

Транспортная авиация;

Поисково-спасательная авиация;

Специальная авиация.

а) Многоцелевая авиация.

Многоцелевые летательные аппараты (ЛА) - аппараты, способные выполнять разнородные задачи без измене­ния их конструктивной схемы.

Универсальность ЛА обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой многоцелевой ЛА может выполнять функции разведывательного. Некоторые конструкции ЛА позволяют быстро производить в аэродромных условиях их радикальное пе­реоборудование. Так, на вертолётах Ка-26 (Ка-126, Ка-226) в зависимости от задания можно установить пассажирскую кабину, грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле­бёдку для краново-монтажных работ, оборудование для сельхозработ и т.п.

Часто к многоцелевым относят и ЛА, выпускающиеся в большом числе вариантов раз­личного назначения или специализированных модификаций, при этом рассматриваются все ЛА данного семейства. К многоцелевым можно отнести самолёты Ан-2, Ан-14, Ан-28, вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ка-32 и другие.

В МЧС России многоцелевые летательные аппараты представлены только вертолётами -отечественными Ми-2, Ми-8, Ка-32, западноевропейскими Во.105 и ВК-117. В ближайшей перспективе должны быть приняты на вооружение вертолёт Ка-226 и самолёт Бе-200.

б) Транспортная авиация

Транспортная авиация включает ЛА, предназначенные в первую очередь для пере­возки грузов (грузовые и военно-транспортные ЛА ), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские ЛА ).

Грузовые ЛА - транспортные самолёты и вертолёты для перевозки почты, грузов, техни­ки с сопровождающим их персоналом. Грузовые ЛА имеют, как правило, грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз; оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием для размещения груза. Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Важнейшие характеристики грузовых ЛА - грузоподъёмность; скорость, дальность и себе­стоимость перевозки; габаритные размеры и объём грузовой кабины.

В качестве грузовых ЛА можно использовать и воздухоплавательные аппараты в силу их большой грузоподъёмности. Однако эксплуатация дирижаблей была практически свёрну­та после 2-й мировой войны. В 70-х годах в ряде стран (в т.ч. в СССР) велись исследования по целесообразности применения дирижаблей для транспортировки крупногабаритных тя­жёлых (до 500 т) грузов, но реальной практической реализации эти исследования пока не по­лучили, несмотря на большое число проектов.

Транспортно-десантные (в т.ч. военно-транспортные ЛА) предназначены для вы­броски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.

Их фюзеляж обычно представляет собой грузовую кабину для размещения личного со­става перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное обо­рудование.

На большинстве ЛА в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку ЛА на земле. Некоторые аппараты оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа, а сверхтяжёлые самолё­ты могут иметь ещё и откидную носовую часть для ускорения и облегчения загрузки и раз­грузки. Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски десантников, бое­вой техники и грузов десанта на парашютных системах или реактивных платформах.

Пассажирские ЛА - самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки лю­дей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями. Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты любых компаний независимо от их формы собственности также могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо­рудования.

Грузопассажирские ЛА - быстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА. При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзе­ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз­лы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъемности. Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76тд, Ан-74п и, в перспективе, Ан-124; вертолёты Ми-2, Ми-8т, Ми-6 и Ми-26т. Для пере­возки пострадавших из зон ЧС авиационный парк МЧС России располагает пассажирскими самолётами Як-40, Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26т и Ми-8мтв. Они могут выполнять и специфические функции. Например, Ми-8мтв и Як-40 имеют моди­фикации в варианте "салон", Ил-62м и Як-42д - в варианте "воздушный пункт управления", которые предназначены для обслуживания руководства Министерства.

в) Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательные ЛА предназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также эки­пажей спускаемых космических кораблей. Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам по­иска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение. Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро­сами. С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.

Основными поисково-спасательными ЛА в нашей стране, большинство из которых приме­няется и в МЧС России, являются специализированные вертолёты ОКБ им. Н.И. Камова - Ка-32а и Ка-226а. Кроме того, в поисково-спасательных вариантах выпущены гидросамолёт Бе-200чс, вертолёты ОКБ им. М.Л.Миля - многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8пс, гидровертолёт Ми-14, десантный вертолёт Ми-24пс, а также многоцелевые западноевропейские вертолёты Во.105 и ВК-117.

г) Авиация специального назначения

Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и тор­фяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п - ВСУ-5, Ми-26тп - ВСУ-15 ёмко­стью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно. Самолёт Ил-7бтд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды. В России, помимо этого, для тушения пожаров применя­ются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.

ЛА экстренной медицинской помощи МЧС России предназначены для оказания не­отложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и про­тивоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.

Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек­сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.

В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть обо­рудованы как летающие госпитали или операционные.

Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар­ные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили "Скорой помощи". Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь "Скальпель", рассматривается вопрос о его пере­даче МЧС России.

ЛА управления и связи предназначены для руководства силами и средствами с воз­душных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем­ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.

Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (на­блюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.

Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведыва­тельных полётов.

Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и воен­ных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные само­лёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, опера­тивной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.

Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и граждан­ской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), ме­теорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборуду­ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео­съемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо­ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.

Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во. 105 и ВК-117.

Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут приме­няться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.

Летающие платформы - перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винта­ми-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположен­ными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.

МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автоном­ного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и свя­зи - вертолёта Ка-137.

Планируемый состав авиации МЧС России


Второй учебный вопрос

2. Назначение, основные технические характе­ристики штатных комплектов технических средств, аварийно - спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования

Авиационное обеспечение аэромобильных группировок МЧС России осуществляется авиационными органами управления, авиационно-спасательными формированиями МЧС России, а также силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти и организаций, привлекаемых в установленном порядке.

Авиационное обеспечение включает

авиационно-спасательные работы:

  • поиск и обнаружение потерпевших бедствие при ЧС;
  • наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
  • десантирование спасательных групп и грузов парашютным, беспарашютным и посадочным способами;
  • эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствия на суше (в равнинной, горной местности, городах) и с водной поверхности;
  • эвакуация пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах и чрезвычайных ситуациях на железнодорожных транспортных магистралях в лечебные учреждения;

специальные авиационные работы:

  • тушение пожаров;
  • ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;
  • обработка заданных объектов химическими и биологическими препаратами;
  • авиационно-монтажные и демонтажные работы;

обеспечение управления и связи:

  • управление силами и средствами с воздушных командных пунктов;
  • ретрансляция связи между поисково-спасательными группами и пунктами управления;

воздушные перевозки:

  • выполнение полетов по отдельным распоряжениям (поручениям) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ, оперативных групп МЧС России, специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов, а также оказания медицинской помощи;
  • эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС;
  • эвакуация российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • вывоз уникального оборудования и ценностей из районов ЧС;
  • доставка грузов гуманитарной помощи населению иностранных государств, пострадавшим от ЧС;
  • выполнение специальных полетов по обязательствам Российской Федерации перед ООН и другими международными организациями;
  • оперативные перевозки грузов и пассажиров, а также выполнение других специальных заданий и услуг.

Характеристика существующих вертолетных площадок, размещение аэродромов, аэропортов вблизи пунктов дислокации подразделений, включённых в состав аэромобильной группировки.

Вертолетная площадка. Порядок подбора и подготовки площадки для посадки и взлета вертолетов.

Вертолетные площадки оборудуются на удалении 300-400 метров от мест развертывания полевых лагерей. Под посадочные площадки для вертолѐтов могут использоваться ровные участки местности (луг, поле, лесная поляна) имеющие твѐрдый грунт.

При подборе площадок учитываются: – наличие препятствий на границах площадки;

– состояние грунта поверхности площадки (снег, песок, грязь и т.д.);

– наличие предметов, затрудняющих выполнение посадки и взлѐта (камни, пни, кустарники, предметы поднимаемые воздушной струѐй несущего винта и затрудняющие пилотирование и работу двигателей).

Размеры площадок для взлѐта и посадки для МИ-8, МИ-26:

Для одиночной групп: МИ-8 днем и ночью 50х50; МИ-26 днем и ночью 70х100.

Для парной группы: МИ-8 днем и ночью 120х140; МИ-26 днем и ночью 170х200. Для обеспечения безопасности посадки и взлѐта вертолѐтов пыльные площадки летом по возможности поливаются водой, а зимой очищаются от снега.

Толщина снежного покрова до 50 см. и при наличии на поверхности плотного наста, исключающего возможность образования снежного вихря, в котором отсутствует горизонтальная и вертикальная видимость.

После оценки вышеуказанных элементов и выполнения необходимых работ по подготовке площадки к приѐму вертолѐтов необходимо провести оборудование площадки, которое заключается:

– в обозначении границ площадки;

– в обозначении места приземления вертолѐтов;

– в оборудовании конуса для определения направления ветра.

Границы площадки определяются (обозначаются) через 50 метров флажками: летом – белого, а зимой чѐрного цвета; ночью – фонарями красного цвета.

Место приземления вертолѐтов обозначаются флажками, установленными на расстоянии 15 метров один от другого.

Расстояние между посадочными воротами при посадке нескольких вертолѐтов: 75 метров.

Ночью вместо флажков устанавливаются фонари белого цвета или зажигаются плошки. Для определения ветра при посадке и взлѐте, на площадке оборудуется конус. Конус изготовляется из материала черного и белого цветов и прикрепляется к металлическому круглому кольцу диаметром 40-45 см.

Первая и последняя полосы имеют черный цвет. Кольцо с конусом крепится к шесту, с таким расчѐтом, чтобы в зависимости от направления ветра могло свободно 60 вращаться. Конус устанавливается на открытом месте на расстоянии 50-100 метров от площадки и не должен мешать заходящим на посадку или взлетающим вертолѐтам.

Для определения направления ветра можно использовать дымовые шашки, дымный костѐр и т.п., при этом необходимо, чтобы дым не мешал подходу и посадке вертолѐтов. Все постоянно действующие площадки должны быть по углам маркированы каркасными призмами. Окраска Призмы - оранжево-красной дневной флюоресцентной эмалью и черной краской. Цвет остается неизменным для любого периода эксплуатации.

Чтобы призмы не сносило струей воздуха от несущего винта вертолета, они должны быть надежно закреплены с помощью металлических штырей.

В центре площадки для посадки вертолета разбивается квадрат со стороной 20 м и обозначается по углам флажками высотой 1 м (летом - белыми, зимой - черными). В центре квадрата обозначается окружность диаметром 10 м линией белого цвета шириной 20 см.

Для обеспечения безопасности взлета и посадки вертолетов минимальное расстояние между Центрами квадратов двух соседних площадок должно быть не менее 70 м. Площадка должна быть ровной и не иметь препятствий.

21 сентября во время проведения учебно-тренировочного полёта в Люберецком районе потерпел крушение вертолет Ми-8 МЧС России, три члена экипажа погибли. Это уже третье серьёзное авиапроисшествие в авиации МЧС в 2016 году. В чём причина участившихся катастроф?

Одна из версий крушения МИ-8 МЧС в Подмосковье - отказ двигателя,сообщает «Взгляд» . Повод посмотреть на состояние авиапарка МЧС, тем более, что за 2016 год это не первое авиационное происшествие. В июле в Иркутской области разбился Ил-76МД, в августе в Португалии врезался в дерево Бе-200ЧС (в аварии никто, к счастью, не погиб, машину обещают поставить на крыло). Судя по статистике год для авиации МЧС получается «чёрным». Итак, что нам говорят цифры. Обратимся за помощью к порталу russianplanes.net .

Всего с 1990 года в составе МЧС числилось 102 воздушных судна. С 1990 по 2015 год включительно в авиации МЧС произошло всего две катастрофы . Это:

Катастрофа вертолёта Ми-26Т 3 мая 2003 года в Читинской области, погибли 12 человек (в винт попал трос);

Катастрофа Ка-32 в Ставропольском крае 11 ноября 2014 года. 4 человека пострадали, командир воздушного судна погиб.

В авариях за это же время было потеряно всего три воздушных судна :

В октябре 2011 года во время патрулирования Забайкалье потерпел аварию Ми-8МТ;

2 августа 2008 года при высадке группы спортсменов в районе Эльбруса потерпел крушение Ми-8МТ;

То есть за один 2016 год в авиации МЧС произошло столько же катастроф, сколько за 25 предыдущих лет! Аварию потерпел один борт, против трёх аварий за четверть века. Что происходит?

Посмотрим на средний возраст воздушных судов, он не выглядит преклонным - 14,6 лет. Самые старые борта в МЧС - это вертолеты Ми-8, среди них есть несколько 30-40-летних «старичков». Разбившийся в Подмосковье Ми-8П был произведен в 1993 году.

Среди самолетов самыми старыми являются Ил-76ТД. Всего МЧС эксплуатирует пять таких машин, все они были выпущены в 1993-1995 годах. Как видно, говорить о том, что МЧС использует старую технику, не приходится.

В чем же причина участившихся катастроф? Нельзя, конечно, исключать роковое стечение обстоятельств. Однако, как кажется, корень зла кроется в организации лётной работы, которая включает не только нормальное техническое обслуживание, но и подготовку пилотов.

____________________________

Чёрное лето авиации МЧС

При тушении лесных пожаров в окрестностях города Лейрии самолет МЧС Бе-200 столкнулся с деревом. К счастью, никто не погиб. Экипаж воздушного судна во главе с заслуженным лётчиком РФ Валерием Крузе смог довести поврежденную машину до аэродрома.

Авиагруппа МЧС России в составе двух самолётов Бе-200ЧС прибыла ступила к тушению крупных лесных пожаров в португальский город Лейрию. Однако, как сообщает Jornal de Noticias , у одного из самолетов обнаружилась неполадка с системой забора воды. Второй самолет, пилотируемый экипажем Валерия Крузе, приступил к тушению пожаров, но уже в одном из первых полетов столкнулся с деревом. По сообщению L!FE, самолет распорол крыло и топливный бак. Также получили повреждения так называемые поплавки, которыми крылья амфибии опираются на воду.

К счастью, экипажу удалось довести поврежденную машину до аэродрома, и никто не погиб. Сейчас оба российских Бе-200 проходят ремонт на авиабазе Монте-Реал.

Столкновение Бе-200ЧС с деревом - второй инцидент с пожарными самолетами МЧС за полтора месяца. 1 июля при тушении пожаров в Иркутской области разбился Ил-76 с бортовым номером 76840. Весь экипаж самолета погиб.

О своем опыте полета на пожарном Бе-200 рассказывает Геннадий Михайлов profile" target="_self" >http://gmichailov.livejournal.com/ " target="_self" >GMICHAILOV .

Бе-200, уникальный российский самолет, его еще называют летающей лодкой. Он способен взлетать, как с земли, так и с водной поверхности. Полет можно сравнить с американскими горками, болтает там прилично, из-за того, что он летит на малой высоте. Я во всяком случае надолго запомню этот полет).

С 13 апреля для тушения пожаров в Забайкалье активно привлекается авиация МЧС России. За этот период воздушные суда совершили 108 сливов, сбросили около 1000 тонн воды. При помощи авиации спасателей было потушено 8 природных пожаров, угрожавших населённым пунктам.

Самолет Бе-200 способен брать максимум воды - 12 тонн, и сбрасывать ее по тонне в секунду. Все зависит от того, на каком режиме сбрасывать воду. В залпе - по одному, по два бака. В зависимости от этого и полоса тушения. Метров 200-300 можно потушить, если растянуть.

Самолет способен брать до 64 пассажиров.

Кислородные баллоны.

Пилоты получают координаты из Главного Управления МЧС России, куда со спутника стекается вся информация о пожаре. Летчики не любят фотографироваться. Я и не настаивал.

За бортом небольшие очаги уже тлеющих пожаров, летим дальше к намеченной точке.

Подлетаем к намеченной точке в горах, сюда не добраться пожарным машинам.

И вот тут начинается высший пилотаж, самолет опускается до минимальной высоты. чтобы эффективно потушить пожар.

Крутой вираж. заход на пожар. Кажется сейчас коснемся земли.

В этот момент мне удалось сфотографировать тень самолета-амфибии.

Самолет опускается до 50 метров и резко сбрасывает тонны воды на очаг. И резко взмывает вверх, так, что сердце выпрыгивает из груди.

Наш полет занял 40 минут до пожара и столько же назад. После этого Бе-200 встал на очередную дозаправку водой и потом полетит к следующей точке.

На видео, которое мне дали в МЧС, как раз видно как происходит сброс воды.

____________________________

Самолет МЧС Ил-76 с бортовым номером 76840 потерпел крушение 1 июля во время тушения лесных пожаров, которые угрожали населенным пунктам. Экипаж до последнего пытался спасти машину. По предварительной версии, в двигатель самолета мог попасть горячий воздух от пожаров, у лайнера пропала тяга, он не смог набрать высоту, зацепился за верхушки деревьев и рухнул.

Я налетал с летчиками МЧС более 100 часов на всех типах самолетов, вертолетов и всегда чувствовал себя в безопасности, это профессионалы высокого класса.

Экипаж пропавшего тяжелого транспортного самолета Ил-76, командир которого Леонид Семенович Филин, во время работы в Сибирском федеральном округе уже совершил 33 боевых вылета, сбросил более тысячи тонн воды. Для выполнения этой работы воздушное судно оснащено системой ВАП-2 (выливной авиационный прибор) и способно сбрасывать на очаги пожаров одновременно до 42 тонн воды.

Благодаря профессиональным действиям этого экипажа МЧС России в Иркутской области были ликвидированы семь очагов крупных пожаров, защищены 30 населенных пунктов, в которых проживает более 50 тысяч человек. Ежедневно летчики-асы вели работу в тяжелейших условиях сильного задымления, высокой температуры и сложного рельефа местности. Для эффективного тушения самолету часто приходилось снижаться до минимально возможной высоты.

В Иркутской области экипаж Леонида Семеновича работал уже не в первый раз, в прошлом году он вылетал на тушение пожаров и на Байкале. Командир воздушного судна Леонид Филин - заслуженный пилот Российской Федерации, летчик первого класса. С отличием окончил Балашовское ВВАУЛ. В строевых частях ВВС прошел путь от рядового летчика до командира авиационной эскадрильи. Управлял самолетами Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-18, И-22, Ил −76. У него около 12 тысяч часов налета. Проходил службу в частях военно-транспортной и транспортной авиации СССР и России. Участник боевых действий в Афганистане. В авиации МЧС России с 1995 года. Участвовал почти в 200 спасательных и гуманитарных операциях в стране и за рубежом.

В числе первых Леонид Филин освоил тушение крупномасштабных пожаров на тяжелом самолете Ил-76. Это было летом 1996 года, когда в Хабаровском крае в районе Комсомольска-на-Амуре была сложная пожароопасная обстановка. На тушение лесных пожаров туда направили 3 экипажа ФГУАП (Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России), в числе которых - и экипаж Л. Филина.

Тогда это был первый фактический вылет летчиков авиации МЧС России, подготовленных к тушению пожаров. Трудностей, которые осложняли работу воздушных пожарных, было немало: гористая местность, удушливая гарь, высокая температура и сильная задымленность, осложняющая ориентацию. После каждого вылета экипажи проводили летучки, на которых обменивались опытом. Затем вновь уходили на задание.

Опыт, приобретенный летчиками в результате напряженных тренировок, помог успешно выполнить задачу.

Тогда за пять дней в Хабаровском крае экипажи МЧС России выполнили 50 полетов, сбросили на очаги пожаров в общей сложности более 2 тысяч тонн воды. Разбушевавшаяся стихия огня была побеждена. В результате удалось спасти 7 населенных пунктов, 2 звероводческие фермы, 3 детских оздоровительных лагеря.

Так, впервые в истории авиации МЧС России было выполнено реальное тушение природных пожаров самолетами Ил-76, оснащенными выливными авиационными приборами ВАП-2.

После завершения работы под Хабаровском экипажи вылетели в г. Волгоград, где впервые в мировой практике приступили к тушению пожара на пруду-отстойнике ЗАО «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Такого масштабного пожара в нашей стране еще не было. Населению Волгоградской и Ростовской областей грозила экологическая катастрофа. Требовалось принятие срочных, неординарных мер.

Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно. Но летчики МЧС России доказали обратное!

В условиях почти 40-градусной жары, сильного задымления местности самолеты с предельно малой высоты сбрасывали на горящий пруд-отстойник сотни тонн воды и огнегасящей жидкости. В результате мужественных и профессиональных действий летных экипажей пожар был ликвидирован. Эффективность применения авиацией МЧС России специальных технологий борьбы с пожарами превзошла все ожидания.

За отвагу, проявленную при тушении пожаров в Хабаровской крае и Волгограде, летные экипажи впервые в истории авиации МЧС России были отмечены государственными наградами, а командиры экипажей, в том числе Леонид Филин, удостоены Орденов Мужества.

Экипаж командира воздушного судна Леонида Филина - слаженный профессиональный и очень опытный коллектив, неоднократно участвовавший в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе, имеющий колоссальный опыт тушения пожаров на Ил-76, а также по доставке в сложных условиях гуманитарной помощи и эвакуации пострадавших.

У второго пилота экипажа Алексея Лебедева за плечами свыше 5,5 тысяч часов налета, у штурмана Георгия Петрова - более 7 тысяч. Общий налет экипажа сегодня составляет более 71 тысячи часов.

Список членов экипажа Ил-76:

  • Филин Л. С - командир воздушного судна;
  • Лебедев А. А - второй пилот;
  • Жданов В. Г. - авиатехник;
  • Кузнецов В. Н. - бортинженер;
  • Макаров С. А. - бортоператор;
  • Машнинов А. М. - авиатехник;
  • Мурахин И. Е. - бортрадист;
  • Петров Г. Л. - штурман;
  • Сусов С. А. - бортоператор;
  • Хадаев М. М. - бортоператор

Жалко, когда уходят самые лучшие. вечная память им.

На сегодняшний день в нашей стране одной из важнейших проблем является охрана окружающей среды; с каждым годом происходит увеличение числа природных и техногенных катастроф.

Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведение широкомасштабного экологического мониторинга и спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

Первым делом самолёты...

Охрана окружающей среды, борьба с лесными пожарами являются актуальными проблемами в нашей стране. И при ближайшем их рассмотрении становится ясно, что авиация Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее МЧС) должна быть готова к выполнению любых задач.

Специальная авиация в нашей стране играет особую роль, поскольку многие населённые пункты, как правило, не связаны между собой развитой сетью автодорог. До отдалённых таёжных массивов зачастую невозможно добраться даже с помощью крупногабаритной наземной техники. А если ещё учесть периодически возникающие природные стихии и экологические бедствия, понятно, что без специальной авиации никак не обойтись.

В СССР и России на протяжении многих десятилетий прекрасно себя зарекомендовали самолёты Ан-2/Ан-3, Ан-72/Ан-74, Ил-76, амфибии Бе-12 и Бе-200, а также вертолёты Ми-8/Ми-17, Ка-32 и Ми-26. Их роль поистине велика в лесоохране, ликвидации нефтяных пятен в морских и океанских акваториях, экологическом мониторинге, грузо-пассажирских перевозках. Кроме того, жители отдалённых деревень, островов, районов Крайнего Севера могут получить всё необходимое с Большой Земли только по воздуху!

По официальной статистике, в России создана крупная авиационная группировка, способная вести борьбу с воздуха с пожарами, как локального характера, так и охватывающие значительные территории, однако на деле авиация МЧС нуждается в глубокой модернизации как в количественном, так и в качественном аспектах.

В настоящее время авиационная группировка МЧС России имеет в своём составе три лёгких биплана Ан-3Т, шесть многоцелевых транспортных самолётов Ил-76ТД, четыре пассажирских борта (один Як-42Д, два Ан-148-100Е, один «Суперджет»-100), два многоцелевых Ан-74 аэродромного базирования, пять многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, 31 вертолёт Ми-8/Ми-17, девять Ка-32, пять тяжёлых транспортных Ми-26.

На первый взгляд, всё это выглядит внушительно. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот немаловажный момент, что Россия имеет огромную площадь территории, поэтому для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в разных регионах у МЧС просто не хватит бортов.

Кроме того, необходимо учесть, что модернизация парка специальной авиации идёт крайне медленными темпами (так, поставки Бе-200 в МЧС сейчас застопорились, а в пожароопасных ситуациях и в проведении экологического мониторинга как раз необходимо задействование самолётов-амфибий данного типа). В этих условиях МЧС может попросту лишиться части своей авиагруппировки вследствие устаревания машин. Удастся ли ускорить переоснащение специальной авиации новой техникой, покажет время.

Авиация и экология: упущенные возможности

Мало кто знает, что ещё в 1980-х годах советские специалисты совершили прорыв не только в авиастроении, но и в перспективном решении многих экологических проблем. Речь идёт об использовании стратосферного самолёта М-55 «Геофизика», который является лучшим высотным разведчиком по многим показателям. Самолёт может летать многократно в тех районах, где необходимо ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, и нести достаточно тяжёлый полезный груз, состоящий из многих приборов. М-55 способен достигать высоты 22 км с полезным грузом и обеспечивать электропитание, поэтому является наиболее подходящей платформой для уникальных научных экспериментов. Ещё в январе 1997 года М-55 завершил первый этап исследований по программе «Международного авиационного полярного эксперимента». Базируясь на аэродроме «Рованиеми» (Финляндия), самолёт обследовал состояние атмосферы на высотах от 10 до 20 км в высоких широтах. В 1998 году были проведены аналогичные полёты с аэродромов, расположенных на южной оконечности Латинской Америки. Эти полёты были предназначены для исследования встревожившей весь мир «озоновой дыры» в Антарктиде. По мнению российских экологов, потепление климата является результатом аномальных изменений озоновой оболочки, в первую очередь в районе Антарктиды. И если средние температуры на планете станут выше лишь на 2-3 градуса по Цельсию, то мир ждёт уход многих островных и прибрежных государств под воду, произойдёт глобальная экологическая катастрофа.

Кроме того, М-55 может применяться для астрономических и астрофизических исследований (что экономически более выгодно, чем использование спутников), для исследования природных ресурсов, оценки урожая и использования земель; для наблюдения за районами стихийных бедствий, аварий, катастроф и пожаров, для поиска пропавших и терпящих бедствие самолётов и кораблей, картографирования местности, проведения различного вида мониторингов. Специалистами ОКБ им. В.М. Мясищева под руководством Л. Соколова и Б. Лепухова был создан уникальный метод исследования земной поверхности. Основная особенность разработанной технологии мониторинга - высочайший уровень её автономности, обеспечивающий возможность проведения исследовательских и наблюдательных работ в любом отдельном регионе без привязки к какой-либо крупной мониторинговой схеме и даже без наземных экологических датчиков. Причём из бортовых средств, установленных на М-55 (двух радиолокационных станций бокового обзора сантиметрового и метрового диапазонов, многочастотного СВЧ-радиометра, ИК-сканера, оптического многоспектрального сканера и панорамного аэрофотоаппарата) можно использовать лишь те, которые необходимы для решения конкретно поставленной задачи. За один час работы М-55 способен обеспечить контроль 100 тыс. кв. км земной площади . Однако вследствие гибели СССР и экономического коллапса в России было выпущено всего лишь пять таких самолётов.

Кроме того, ещё далеко не полностью раскрыты возможности Ил-38. Созданный ещё в 1969 году для борьбы с подводными лодками противника, он может успешно проводить мониторинг морских и океанских акваторий, патрулировать экономическую зону в поисках пиратов, браконьеров и контрабандистов (так, практическая дальность полёта Ил-38 составляет 7100 км, перегоночная дальность - 9500 км, радиус действия машины достигает 2500 км).

На побережьях рек очень пригодятся малые гидросамолёты Бе-103. Эта небольшая, но уникальная амфибия способна брать на борт пять человек, или 370 кг. груза. Обустройство небольших гидропортов около посёлков городского типа позволит решить многие проблемы в спасении людей и при перевозке грузов. И это при том, что речная навигация проходит только в летнее время.

Рано списали со счетов и вертолёт-амфибию Ми-14. Ведь при стихийных бедствиях Ми-14 может намного быстрее прийти на помощь (кстати, легендарный вертолёт-амфибия до сих пор успешно эксплуатируется ВМС Польши, и поляки очень довольны «Милем»). Правда, в последнее время холдинг «Вертолёты России» представил проект возобновления производства Ми-14, но от громких заявлений чиновников, до реальных дел - огромная дистанция.

Чтобы переломить столь неблагоприятную ситуацию в российской авиации и экологии, необходимо провести следующие меры:

Возродить Министерство авиационной промышленности;

-· Ввести государственное планирование экономикой, в корне поменять всю экономическую систему страны;

-· Начать серийный выпуск модернизированных транспортных самолётов Ил-76МД-90А и Ил-76МФ, боевых Ил-38Н, многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, высотных разведчиков М-55, вертолётов Ми-17/Ми-171, Ка-32ПМ, Ми-26Т2; тем самым авиационная группировка МЧС будет значительно усилена;

-· Улучшить взаимодействие авиации с космическими станциями и морскими судами для улучшения качества экологического мониторинга;

-· Существенно ужесточить наказания за экологические преступления.

Пока в России уничтожаются леса, загрязняются акватории рек, морей и океанов, пока не происходит кардинального обновления авиапарка МЧС, можно смело утверждать, что проблемы в экологии будут только нарастать...

Р.S. Как говорится, беда не приходит одна. Так, ещё 1 июня сего года госструктуры сократили расходы на работу Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП) МЧС России на 44,4%. Как рассказал источник в ФГУАП, с начала лета этого года было уволено уже около 40% инженерно-технического состава. Даже с мнением лётчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, что расходы на авиацию уменьшать нельзя, не посчитались . Такие вот дела...

Источники информации:

2. МЧС сокращает расходы на авиацию почти на 50%. http://izvestia.ru/news/587450.