Классические принципы налогообложения (по А.Смиту и Н.И. Тургеневу)

Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:
бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы:
достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономике-хозяйственные принципы:
надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:
всеобщность налогообложения;
равномерность налогообложения. Принципы налогового администрирования:
определенность налогообложения;
удобство уплаты налогов;
максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление - экономические принципы.
Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:
а) с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
б) больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление - юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).

2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам .

3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).

Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

В финансовой науке принципы налогообложения известны как свод некоторых фундаментальных требований, которым должна удовлетворять любая система налогообложения, претендующая на то, чтобы считаться надежной (с точки зрения обеспечения функционирования государства), справедливой (с точки зрения распределения налогового бремени среди налогоплательщиков) и эффективной (с точки зрения экономии ресурсов, времени и сил всех участников налогового процесса).

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в трудах основоположников классической политэкономии Д. Рикардо и А. Смита как требования определенности, эффективности, справедливости.

До Д. Рикардо и А. Смита ученые-экономисты концентрировали свое внимание в основном на критике существующей системы налогообложения. Так, О. Мирабо критиковал систему откупов, Ф. Кенэ обращал внимание на чрезмерные издержки при взимании налогов и т.д. Одновременно они выдвигали требования, которым, по их мнению, должна удовлетворять справедливая и эффективная налоговая система. О. Мирабо в качестве таких требований называл соразмерность налогов с получаемыми доходами, ограничение сопутствующих с налогами издержек их взимания и необходимость получения согласия подданных на введение новых налогов. Ф. Кенэ и другие физиократы выдвигали требование о переходе от налогообложения валовых доходов к обложению на основе чистого дохода. Аналогичные мысли высказывали Ф. Юсти, П. Верри и др.

Однако в классической своей форме, как принципы налогообложения, эти требования впервые сформулировал А. Смит в своем знаменитом труде «О богатстве народов». Четыре принципа А. Смита, получившие известность как «максимы (основы) налогообложения», состоят в следующем:

сообразность размеров обложения с размерами получаемых доходов («все подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»);

всякий налог должен быть предельно определен в отношении своего размера, а также времени и способа его уплаты («Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика... Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью»);

всякий налог должен взиматься наиболее удобным для налогоплательщика способом и в наиболее удобное для него время («каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его»);

всякий налог должен быть устроен так, чтобы приносить налогоплательщикам наименьшие дополнительные затраты в связи с его взиманием («каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничто-жать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды»).

Большое внимание исследованию принципов налогообложения уделял А. Вагнер. В своих работах он выдвинул идею четырехступенчатой градации основных принципов или правил налогообложения: финансовые правила - достаточность и эластичность обложения; общеэкономические правила - выбор объектов обложения и правильное сочетание форм налогообложения, видов налогов;

этические правила - всеобщность и справедливость налогообло-жения;

административно-технические правила - определенность налога, удобство его уплаты, снижение затрат на взимание налога.

Особенность взглядов А. Вагнера состоит в том, что вопросы нало-гообложения он рассматривал с позиций государства, а не налогопла-тельщика. Соответственно на первое место он ставил задачи создания такой налоговой системы, которая бы создавала возможность повышения сбора налоговых платежей в соответствии с ростом потребностей в государственных расходах. А. Вагнер также выступал за установление разумных пределов налогообложения, но исходя из тех соображений, что стремление разом собрать крупные суммы налога могут подорвать возможности стабильного сбора налога в будущем.

Защита интересов налогоплательщика от произвола государства, в духе обще-демократической традиции, свойственной Д. Рикардо и А. Смиту, была чужда «государственнику» А. Вагнеру, что и обусловило невысокую популярность его взглядов в наши дни (характерно, что А. Вагнер даже не упоминал общепризнанное задолго до его времени требование о введении налогов исключительно с согласия самих налогоплательщиков или их представителей).

В современной финансовой науке и налоговой практике иногда выделяются также следующие принципы и правила налогообложения: принцип приоритета экономической сущности сделки перед ее юридической формой; правило свершившегося факта; требование достаточной информированности налогоплательщика; принцип «дружелюбия» и создания максимальных удобств для налогоплательщиков; принцип доступности и открытости информации по налогообложению и др. Однако отношение властей разных стран к этим правилам и принципам еще не является достаточно единодушным, и потому их пока следует считать проходящими процесс адаптации и признания.

Кроме того, в работах ряда западных ученых высказываются новые идеи, связанные с признанием негативного воздействия высоких налоговых ставок на темпы экономического развития и свободу конкуренции. В частности, речь идет о выравнивании налоговых обязательств налогоплательщиков (по получаемым выгодам и по их платежеспособности), обеспечении экономической нейтральности налогообложения, эластичности системы налогообложения, гласности и прозрачности в расходовании собираемых налоговых доходов и др.

В рамках принципа выравнивания налоговых обязательств налогоплательщиков обычно выделяют два существенно различающихся подхода. При первом за ориентир берется равенство в получаемых выгодах, и тогда различия в налогообложении для отдельных налогопла- к"лыциков должны определяться соответствующими различиями в полезности» получаемых ими услуг государства. При втором подходе предлагается дифференцировать налоговое обязательства налогопла- и"лыциков по принципу равной жертвы, т.е. в зависимости от их относительной платежеспособности. При этом в обоих случаях должны со- 0/податься два так называемых «критерия справедливости»: равенство по горизонтали (т.е. равенство налоговых платежей для всех, кто нахо- мится в одинаковом положении по получаемым от государства выгодам) и равенство по вертикали (т.е. равенство налоговых платежей для всех, кто обладает равной платежеспособностью).

Принцип экономической нейтральности основан на требовании, чтобы воздействие налога на производство благ в частном секторе, на распределение ресурсов между экономическими субъектами и на их поведение было минимальным. По аналогии с принятым в медицине принципом «не навреди» предлагается ограничивать налоговое вмешательство в предпринимательскую деятельность и в производство таким образом, чтобы не наносить ущерба их эффективности.

Принцип эластичности системы налогообложения выражает необходимость такого моделирования налоговой системы по структуре и видам применяемых налогов, чтобы она могла своевременно и адекватно реагировать на любые возможные колебания и изменения эко-номической конъюнктуры.

Принцип гласности и прозрачности в расходовании собираемых налоговых доходов предполагает, что власти должны заботиться о том, чтобы налогоплательщики были уверены и могли проверить обоснованность и полезность расходов, производимых за счет собираемых с них налогов. Одним из средств реализации этого принципа в жизни является применение целевых налогов.

В то же время признается, что не всегда все эти принципы могут быть реализованы одновременно и в полной мере, однако формируется убежденность в том, что при разработке той или иной системы налогообложения следует принимать эти принципы во внимание и по возможности искать и находить компромиссы между интересами фискального благополучия государственного механизма и необходимостью поддержания экономического роста и высокой занятости в обществе. Одним из отражений этого понимания является распространение новых форм государственных, полугосударственных и частных институтов, предоставляющих общественные блага на полной или частично возмездной основе. Прежде всего это государственные и негосударственные пенсионные фонды, многочисленные частные благотворительные организации, частные образовательные учреждения и т.д.

Классические принципы налогообложения были открыты и сформулированы Адамом Смитом, и хотя в его интерпретации они сейчас стали частью истории, но по-прежнему продолжают служить ориентиром для разработки и совершенствования налоговых систем во многих странах мира. На протяжении всего времени своего существования эти основные принципы налогообложения постоянно дополнялись, трансформировались в различных экономических концепциях. Только на рубеже 19 - 20 веков экономические принципы налогообложения стали применяться в качестве конкретных критериев создания налоговых систем в ряде стран Европы.

  • - принцип справедливости -- налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • - принцип определенности -- обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • - принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • - принцип экономичности взимания -- издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Правило справедливости гласит, что подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства. Это правило в экономической теории называется принципом справедливости, поскольку оно призывает ко всеобщности обложения и равномерности его распределения между всеми гражданами.

Суть правила определенности, или известности, состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. Это правило означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Исходя из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства. Этот принцип налогообложения утверждает необходимость рационализации системы налогового администрирования и сокращения расходов на его осуществление. Действовавшая в XVIII в. откупная система приводила к тому, что в казну государства нередко поступало менее половины собранных с населения налогов.

Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяют расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению пли отмене налогов.

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т. е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем, например, взаимозачетов.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3--5 лет).

Сформулированные принципы характеризуют в известном смысле «идеальную» налоговую систему, некий образец, эталон, к которому следует стремиться.

Таким образом, изложенное Адамом Смитом не утеряло своей актуальности и поучительности в настоящее время и для нашего государства. В нашей стране, по данным официальной прессы, насчитывается порядка 200 видов налоговых платежей. Так к предметам налога (к предметам реального мира, обуславливающим взимание соответствующего налога) можно отнести добавленную стоимость продукции, прибыль и доход (как юридических, так и физических лиц), фонд оплаты труда юридических лиц, стоимость определенных товаров (таможенные пошлины), имущество юридических и физических лиц, операции с ценными бумагами, юридически значимые действия компетентных органов, природные ресурсы и многое другое. Такое многообразие различных видов налогов (и баз их взимания), особенно местных, никак не соответствует принципу определенности («ясно и определенно»).

Процедура изъятия («плательщику удобнее платить») также весьма неоднозначна. Дело в том, что в настоящее время в целом процесс уплаты налогов особенно хозяйствующими субъектами весьма трудоемок, в основном по той причине, что каждый из многочисленных налогов уплачивается отдельно, специальным платежным поручением, а если оплата производится по регулирующему налогу в бюджеты разного уровня, то даже и не одним платежным поручением. Вместе с тем следует отметить как положительное явление, например, практику удержания некоторых налогов у источника выплат (налоги на некоторые виды прибыли, подоходный налог, в законодательно определенном пределе и др.). Однако в целом процесс уплаты налогов в нашей стране, особенно хозяйствующими субъектами, весьма трудоемок.

Представляется, что следовало бы обратить внимание на рекомендацию Адама Смита, хотя бы для избежания простых технических ошибок на практике, и установить более или менее совокупную уплату сумм налогов для юридических лиц. Возможное введение единого социального платежа в рамках бюджета взамен существующих трех (а по количеству платежей - четырех) во внебюджетные централизованные фонды могло бы рассматриваться как прогрессивный шаг в этом направлении.

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей ("система естественной свободы"), у государства имеются три обязанности. Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства. "Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства". То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как "четыре принципа налогообложения Адама Смита".

Первый принцип - принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. "Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше".

Второй принцип именуется принципом определенности . Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. "Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью"..

Третий принцип именуется принципом удобности . В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии , заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству".

Несмотря на то, что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас.