Изображение чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор. Сатирическое изображение чиновников в комедии гоголя «Ревизор

Местом действия в комедии "Ревизор явился маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей. Эпиграф - "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" - обобщающий, обличительный смысл "Ревизора".

Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", есть только часть громадного бюрократического целого.

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, "сосульку", "тряпку" за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он "не платит и не едет".

Городничий радуется, что сумел сунуть Хлестакову взятку, это значит, что Хлестаков "свой", то есть такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники - порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки - таков суд в этом городе.

Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов - запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские - вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. Но, что важно, купцы и мастеровые согласны на поборы, которые все влась предержащие накладывают на них! Это норма для России! Они бьют челом к лже-ревизору из-за того, что городничий уж очень распоясался, "не по чину берёт", а вернее хапает без меры!!!

В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. "Ревизор" и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму "Мертвые души", которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет автора погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с "мертвыми душами". Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны - мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой - приходящая ей на смену "Россия Чичиковых".

"Россия Чичиковых" в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой". Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.

Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество - это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность - только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: "Идеал города - это пустота. Сплетни, перешедшие пределы".

Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова.

Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против "потрясающей тины мелочей". Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в "Мертвых душах".

Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. "Не по чину берешь" - вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно "пошлость всего в целом", а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. "Потрясающая тина мелочей", как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в "Ревизоре" и "Мертвых душах", потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение.

Город Гоголя - это символический, "сборный город всей темной стороны". И воспринимается он как символ всей николаевской системы.

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создал эти произведения, отображающие действительное состояния страны. В комедии "Ревизор" Гоголь решил "собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости", задумал посмеяться над тем, что "действительно достойно осмеяния всеобщего".

Комедия Гоголя, затронувшая живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли "Ревизора" как грозное обвинение николаевской России.

Гоголь создал глубоко правдивые картины, проникнутые острым юмором, обличавшие бюрократическую систему России. Смех – то оружие, которое должно выкорчевать всю мерзость российской жизни и вылечить, души искалеченные бытом николаевской России.

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Комедия "Ревизор" сразу же стала одним их самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником драматических произведений Островского. Царь Николай 1 так сказал о ней: "Всем тут досталось, а мне - больше всех".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://biographo.narod.ru/

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Комедия "Ревизор" сразу же стала одним их самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником драматических произведений Островского. Царь Николай 1 так сказал о ней: "Всем тут досталось, а мне - больше всех".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://biographo.narod.ru/

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор" Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической

Сатирическое изображение чиновничества

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» считается одним из лучших примеров драматургии в русской литературе. Своим произведением Н. В. Гоголь продолжил сатирические традиции, заложенные ещё Фонвизиным и Грибоедовым . Он давно мечтал написать комедию о бюрократическом обществе России и показать все пороки помещичье-чиновной системы. Образ чиновников уездного города N – это собирательный образ, включающий в себя все негативное в политической системе страны тридцатых годов XIX века. Сам автор о своем «детище» говорил, что хотел собрать все дурное, что только знал и разом посмеяться над этим.

В произведении виноваты не исполнители, а сами законы и существующий уклад жизни. Именно эту информацию хотел донести до читателей автор и ему это удалось. Для усиления эффекта в описании взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов. С первой же страницы пьесы видно, что персонажи были подобраны и названы с юмором. Так, например, фамилия уездного лекаря – Гибнер, а частного пристава – Уховертов. Городничий «хоть и был взяточником, а вел себя солидно». Жена его воспитывалась наполовину на романах, а наполовину на хлопотах о своей кладовой или девичьей. Главный герой Хлестаков был представлен «без царя в голове», говорил и действовал необдуманно. Даже его слуга Осип был умнее.

Не менее интересно описаны и «отцы» города, то есть самые важные чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин был красноречив как Цицерон, ведь «он прочитал пять или шесть книг» и мог себе позволить рассуждать вольно. В письме Хлестакова к приятелю Тряпичкину попечитель богоугодных заведений, Артемий Филиппович Земляника , был описан как «совершенная свинья в ермолке». К числу сатирически изображенных чиновников можно отнести и таких второстепенных персонажей как Держиморда , Коробкин, Свистунов. Для всех чиновников города N были свойственные следующие общие черты: дух семейственности и взяточничество. А также, праздный образ жизни, невежество, бескультурье, чувство страха перед начальством, пренебрежение к простому люду.

Примечательно то, что в своей комедии Н. В. Гоголь не показал ни одного положительного персонажа. Все они по-своему порочны и имеют целый ряд недостатков. Единственным положительным героем этого произведения можно назвать смех. Только с его помощью можно обличать и высмеивать бессовестных казнокрадов. Именно анализирую образы чиновников, можно узреть идейно-художественный замысел автора. Посредством этих образов Гоголь обличил чиновничество не только одного города, но всей страны.

Сатирическое изображение чиновников в произведениях Гоголя

В комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души” Гоголь обратился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора “вся Русь”. Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует “Ревизор” (“отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”), ни губернский город N, куда приехал Чичиков. Смысл и вся направленность комедии Гоголя заставляют признать главным действующим лицом “Ревизора” всю группу чиновников с городничим во главе.)

Сюжет комедии “Ревизор” прост. Сам Гоголь сказал: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем”. В комедии изображается обывательское существование чиновников уездного города, взяточников, казнокрадов, карьеристов и бездельников. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, привыкший хватать все, что плывет в руки, т. е. взяточник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавшийся, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, “таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду”, что трех губернаторов он обманул, когда же он поверил, что стал “птицей высокого полета” и может, пожалуй, “влезть в генералы”, то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и о том, как будет лакомиться в Петербурге ряпушкой и корюшкой.

Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить правосудию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в городе “вольнодумцем”, так как прочел 5-6 книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, рассуждает следующим образом: “Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. И в больницах, которыми он руководит, лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей. Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блестящий завтрак, вот (...) и применение суммам, идущим на лекарства.

Смотритель училища Хлопов, живущий в вечном страхе от всяких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу “служить по учебной части”.

Простодушно наивный почтмейстер Шпекин занимается у себя на почте ученейшим чтением вскрываемых писем, чтобы узнать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближайшими помощниками городничего. Не случайно в первом же действии Антон Антонович говорит: “Ну, здесь все свои”. На нижней же ступени административной лестницы действуют полицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чину берущий взятки. Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка “всем ставящий фонари под глазом - и правому и неправому”.

И вдруг все это болото встревожилось вестью о приезде ревизора. Управление города (отцы города) со страху принимает за ревизора мелкого петербургского чиновника - “сосульку” Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый хвастун Хлестаков входит в роль и своею болтовней наводит на чиновников страх. Онберет “взаймы” от городничего и обещает куп

цам устранить его от должности, объясняется в любви жене городничего и делает предложение его дочери. Хлестаков - герой нового времени, “столичная штучка”, представитель канцелярских сфер. По словам самого Гоголя, Хлестаков “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. Папенька отправил его на службу в надежде на “фортуну”. Хлестаков пленен столичной жизнью и “срывает цветы удовольствия” где и как может - это его жизненное правило. “Хлестаков, - говорит Гоголь, - вовсе не надувает, он сам позабывает, что лжет. Он берет не взятки у чиновников, а взаймы у хороших людей”. Уезжая после хорошего приема, он не думает, что совершил что-нибудь нечестное. С ним просто случился забавный случай.

В поэме “Мертвые души”, посвященной поместному дворянству, также изображено чиновничество. Оно повысилось в ранге - из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим крупным планом. Губернатор - “светский” человек, любезный и обаятельный - был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже “сам вышивал иногда по тюлю”. Это важное должностное лицо, первое в губернии.

В поэме выведен и представитель высшего петербургского света (в “Повести о капитане Копейкине”). Это генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в Отечественной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать ответа на прошение. Когда же несчастный калека решительно потребовал хоть какой-либо помощи, бездушный чиновник приказал выслать его из столицы.

Полицеймейстер, “отец и благодетель города”, должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. “Хоть он и возьмет, - говорят купцы, - но зато уж никак тебя не выдаст”. Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и “совершенную народность”. Гоголь так ведет рассказ, что слово “народность” приобретает противоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны, антинародны.

Вот остряк и “философ* почтмейстер, так неудачно предположивший, что Чичиков - это капитан Копейкин. Вот перепуганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости - типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В момент оформления купчей крепости мы встречаемся с тонким чиновником Иваном Антоновичем - “кувшинное рыло*. Автор рассуждает о способности чиновников превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович - орел, а в кабинете начальника - муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.

Пустота и безделье губернского общества показаны в разговоре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях.

Чиновники города связаны круговой порукой во взяточничестве, грабеже, обмане. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Они не смогли узнать: “тот ли он человек, которого можно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Гражданский долг, общественные интересы этим чиновникам чужды. На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления. Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бесчеловечны. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти “блюстители порядка и законности” - такие же мертвые души, как и помещики. По словам Герцена, “с хохотом на устах он (Гоголь) без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Комедия Гоголя “Ревизор”, его поэма “Мертвые души” представляют собой ужасную исповедь современной России”.