Анализ проведения фэмп во второй младшей группе. Конспект занятия во второй младшей группе фэмп «в гости к зайчику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 113»

Муниципального образования города Братска

Конспект занятия

по ФЭМП во 2 младшей группе по фгос

Тема: «В гостях у Степашки».

Шаталова Алёна Михайловна

г. Братск

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? "" словами один, много, ни одного.

Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Предварительная работа: Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Рассматривание один и множества предметов.

Игра "Найди в группе предмет той же формы".

Программное содержание. Образовательные задачи

Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;

Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,

Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;

Развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание трудиться;

Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик. Большой и маленький кубики. Большая и маленькая коробка

Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Место проведения: групповая (на ковре и за столами)

Ход занятия

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Введения сказочного героя Зайчика- Степашки.

Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка -убегает ловка (кто это)

ответы детей (зайка)

Правильно это зайка, его зовут Степашка.

2. Основная часть.

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель:

Ребята что то наш Степашка грустный. Степашка, почему ты такой грустный?

Ребята он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: - Егор какие кубики по величине (больше и маленькие) .Какого цвета кубики?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

Посмотрите это какая коробка? (большая)

А эта коробка, какая? (маленькая)

Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)

Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

Физкультминутка;

Раз два три четыре пять. Вышли зайчики гулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пив -пав-ой-ой. Убегает зайчик мой!

Дети давайте пригласим Зайчика поиграть с нами за столами.

2. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки) Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много) .А на тарелочки (ни одного.)

Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному) .А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.

Сколько в коробочке кружков? (ни одного)

А у вас на тарелочке (много) .Ребята, посмотрите а у Зайки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)

Мила, а ты сколько? (один)

Один, один, один, -посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков (много)

Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику.

"Спасибо дети! ""-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного! Молодцы!

Ребята а вы знаете какой скоро праздник (новый год)

3. Игра - хоровод: Солнце зимнее встаёт, видит заинька идёт.

Ты куда это косой по снежку идёшь босой?

на дворе теперь мороз отморозишь хвост и нос.

Я мороза не боюсь я на ёлку тороплюсь

В детский сад меня позвали поплясать в нарядном зале!

Дети с воспитателем водят хоровод во круг ёлочки, и говорят Зайке - До свидания!


Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, цвете и длине предмета, понятия большой – маленький; на, под, пустая- полная.
Задачи:
Образовательные:

Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
Закреплять представления детей о цвете предмета;
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий- длинный); по величине (большой- маленький).
Закреплять понятие на, под, пустая, полная.
Развивающие:
Развивать психические процессы.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
Знакомить с правилами безопасности при обращении с кипятком и электрическим чайником.
Материалы и оборудование:
1. Дорожки длинная и короткая (для ходьбы по ним).
2. Геометрические фигуры, разрезанные на 4 части.
3. Кукольная посуда (чайные наборы разного цвета).

Ход занятия
I Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, поэтому встретим их как хорошие хозяева. В нашу группу заглянуло солнышко и хочет с нами поиграть! Протяните ладошки!
1. Самомассаж
Цель: снятие мышечного напряжения, создание положительного эмоционального настроя.

Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи
Просыпайтесь, лучики,
Согревайтесь, рученьки.

Солнышко проснулось,
лобика коснулось
И погладило, и погладило

Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось,
И погладило, и погладило.

Солнце личико согрело.
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
А теперь повернемся к гостям, улыбнемся им и скажем «Здравствуйте!»
2. Сюрпризный момент
Раздается звонок, воспитатель берет трубку.
Алло, здравствуйте! Я, кукла Катя. Звоню в детский сад, приглашаю всех ребят со мною чай попить, о хорошем поговорить.
- Ребята, кукла Катя пригласила нас в гости на чай. Отправляемся к ней?
-Да!
Наша кукла Катя живет в сказочном городе, а значит и дорога к ней будет интересной и непростой.

II Основная часть

1. "Пройди по дорожке"
- Ребята, перед нами две дорожки. Одна длинная, а другая короткая. Но, чтобы быстрее прийти к Кате, нам с вами необходимо пройти по короткой дорожке.
- Давайте определим, какая короткая дорожка, а какая длинная. Дети показывают короткую дорожку, а затем проходят по очереди по ней.
(дорожка со следами, дети должны наступать четко по следам- развитие глазомера, координации движений).

Под музыку дети идут по дорожке

Физминутка:
Дети выполняют движения по тексту.
По маленькой дорожке шагают наши ножки
Маленькие ножки топ, топ, топ.
Дружно по дорожке топ, топ, топ.
Весело шагают топ, топ, топ.
Песни напевают хлоп, хлоп, хлоп.
Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.
Киваем головою, киваем головою
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем

Мы руки разведем
И по дорожке мы пойдем.

2. Дидактическая игра "Собери геометрическую фигуру"
- Ребята, посмотрите, фигуры рассыпались на несколько частей, давайте попробуем их собрать. Собирать будут: Назар, Тимофей, Илона.
- Какие фигуры вы собрали? (треугольник, квадрат, круг)
- А какого цвета треугольник? (зеленого)
- Какого цвета квадрат? (желтого)
- Какого цвета круг? (красного)
- А кто знает, как эти фигуры можно назвать одним словом? (Геометрические)
- Молодцы!

Дети приходят к кукле в дом. А вот и наша Катя.
- Ребята, Катя немного расстроена, что случилось?
- Здравствуйте, ребята. Я вас пригласила на чай, а сама не могу найти коробку с посудой.
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе поищем коробку. Посмотрите, а что это там под столом? Дети находят коробку с посудой. Посмотрите внимательно - коробка стоит под столом
А сейчас я ее поставлю на стол
Ребята, в коробке много посуды, коробка полная посуды, правильно? (да)
Итак - коробка полная посуды.
Воспитатель расставляет чашки с блюдцами. Показывает пустую коробку - а сейчас коробка пустая.
- Ребята, когда в коробке была посуда, коробка была какая? (Полная), а без посуды коробка какая? (Пустая)
- Молодцы.
- А сейчас девочки, подойдите к столу и возьмите чашку, а теперь мальчики возьмите.
- Ребята, у нас с Катей большая чашка. Поднимите руку у кого большие чашки. Варя, а какая у тебя чашка – маленькая. А сейчас ребята поднимите руку у кого маленькие чашки.
- Прежде чем пить чай мы вспомним правила безопасности:
- Прежде чем включить чайник, что мы должны сделать? (Ответы детей)
- Как мы должны разливать чай, чтобы не обжечься? (ответы детей)
- А сейчас мы с вами попьем чай:
Пальчиковая игра «Чай»:
Вот чашка, вот блюдце,
Вот чайник заварной.
Наливаем чай мы в чашку
И попьем его со мной!
(движения в соответствии с текстом игры;
игра повторяется дважды)
Какой вкусный чай. Спасибо Катя за угощение. А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Кукла Катя на прощание всем детям дарит раскраску с чайной парой.
III Итог занятия.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
- Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга», филиал «Солнышко»

Рабочая программа

по образовательной области «Познавательное развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: Вторая младшая (3-4 года)

Сведения о разработчиках:

Игнатова Л.Н., воспитатель

2015 – 2016 учебный год

Староюрьево

Пояснительная записка

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления-образы предметов, их свойств, отношений.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.

Рабочая программа образовательная область «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности (от 3 до 4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Радуга».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методических пособий:

Режим реализации программы

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических занятий - 4
  • практических занятий - 32

Цель программы: Формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.

Основные задачи по программе

Количество

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти-все красные, эти-все большие и т.д.).

Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного ; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного .

Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов».

Величина

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине.

Форма

Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева ; различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие»

Умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве; умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях и перестроениях, в подвижной игре.

«Познавательное развитие»

Умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование прямых линий (коротких, длинных) в разных направлениях, перекрещивание их; составление из частей целостного изображения предмета; закрепление понятий «части суток»; изображение предметов разной формы.

«Речевое развитие»

Умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос; различать и называть существенные детали и части предметов; составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра»; составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади»; понимать обобщающие слова, называть части суток; доброжелательно общаться друг с другом.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: 14.09.2015 – 25.09.2015 г.,

Итоговая диагностика: 19.05.2016– 31.05.2016 г.

Тематический план

№ п/п

Программное содержание

Количество занятий

Форма

Величина

Количество

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Мониторинг

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема занятий

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Сентябрь

1-я неделя

Форма.

Закреплять у детей умения различать и называть шар, куб независимо от цвета и размера.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.11

Рассматривание геометрических фигур.

Игра «Спрячь куб, шар»

Сентябрь

2-я неделя

Величина.

Закреплять у детей умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький».

Рассматривание двух кукол, сравнивание их по размеру.

Игровое упражнение «Построим башенки».

Сентябрь

3,4-я неделя

Мониторинг.

Сентябрь

5-я неделя

Количество.

Закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.12

Приход матрешек в гости к кукле.

Хоровод матрешек.

Октябрь

1-я неделя

Количество.

Познакомить детей со способами составления группы из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.13

Рассматривание корзины с мячами. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Октябрь

2-я неделя

Количество. Форма.

Продолжать формировать у детей умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.14

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

Октябрь

3-я неделя

Количество.

один, много, ни одного.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.15

Игровая ситуация «Соберем урожай овощей».

Дидактическая игра «Букет»

Октябрь

4-я неделя

Форма. Величина.

Продолжать учить детей различать и называть круг, сравнивать круги по размеру, обследовать их осязательно-двигательным путем.

Игра «Чудесный мешочек».

Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Ноябрь

2-я неделя

Величина. Количество.

Учить детей сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами д линный-короткий, длиннее-короче. Совершенствовать умение детей составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.16

Игровая ситуация «Мы веселые ребята». Подвижная игра «Догони мяч».

Ноябрь

3-я неделя

Количество. Величина.

Учить детей находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначая результаты сравнения словами

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.17

Игровая ситуация «Магазин игрушек».

Игровое упражнение «Завяжем коробки».

Ноябрь

4-я неделя

Количество. Форма.

Продолжать учить детей находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначая совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.18

Игровая ситуация «Почтальон принес посылку». Игровое упражнение «Положи и прокати».

Декабрь

1-я неделя

Количество. Форма.

Закреплять умение детей находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много. Продолжать учить различать круг и квадрат.

Путешествие в кукольный уголок. Дидактическая игра «Почини поезд».

Декабрь

2-я неделя

Количество. Величина.

Совершенствовать умения детей сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный-короткий, длиннее-короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.19

Игры с клубочками. Дидактическая игра «Ниточки».

Игра «Карусели».

Декабрь

3-я неделя

Количество. Форма. Величина.

Продолжать совершенствовать умение детей находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.20

Сравнение предметов по длине.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Декабрь

4-я неделя

Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Учить ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руки.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.21

Дидактическая игра «Сколько игрушек».

Игровая ситуация «Шапочки для снеговиков».

Игровое упражнение «Найдем варежку».

Декабрь

5-я неделя

Количество. Величина.

Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный-короткий, длиннее-короче.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.22

Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».

Дидактическая игра «Веточки для птичек».

Январь

3-я неделя

Величина. Количество.

Учить детей сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже. Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.23

Игровая ситуация «Построим дорожки для козы и козлят». Дидактическая игра «Накормим козлят капустой».

Январь

3-я неделя

Величина. Количество. Форма.

Продолжать учить детей сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.24

Игровая ситуация «Блюдечки для оладушек». Сравнение предметов по ширине.

Игровое упражнение «Через ручеек».

Февраль

1-я неделя

Форма. Количество. Величина.

Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире-уже, одинаковые по ширине.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.26

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру». Игровое упражнение «Достроим домики для зайчиков».

Февраль

2-я неделя

Количество. Форма.

Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами Продолжать знакомить детей с треугольником на основе сравнения его с квадратом.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.27

Игровая ситуация «Мячики для матрешек».

Подвижная игра «Найди свой домик».

Февраль

3-я неделя

Количество. Форма. Ориентировка в пространстве.

Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, одинаково, столько-сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.28

Игровая ситуация «Зайчики под елочками». Игровое упражнение «Украсим елочку».

Февраль

4-я неделя

Величина. Ориентировка в пространстве. Количество.

Познакомить детей с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий-низкий, выше-ниже. Упражнять в умении определять пространственные направления от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.29

Игровая ситуация «Построим заборчик вокруг елочки». Игровое упражнение «Покормим воробышков».

Март

1-я неделя

Величина. Количество.

Продолжать учить детей сравнивать два предмета по высоте. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, одинаково, столько-сколько.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.30

Игровое упражнение «Построим домики». Подвижная игра «Поставь машину в гараж».

Март

2-я неделя

Количество. Величина.

Учить детей сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий-низкий, выше-ниже.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.31

Игровая ситуация «Морковки для снеговиков». Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку».

Март

3-я неделя

Количество. Форма.

Продолжать учить детей сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше-меньше, столько-сколько. Совершенствовать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.32

Игровое упражнение «Клубочки для котят». Подвижная игра «Найди такую же фигуру».

Март

4-я неделя

Количество. Величина.

Совершенствовать умение детей сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями по много, поровну, столько-сколько, больше, меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Игровая ситуация «По какой дорожке машина быстрее доедет до гаража». Игровое упражнение «Автомобили и гаражи».

Март

5-я неделя

Количество. Ориентировка во времени.

Упражнять детей в умении сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться понятиями столько-сколько, больше-меньше. день, ночь.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.34

Игровая ситуация «Скворечники для птичек». Подвижная игра «День-ночь».

Апрель

1-я неделя

Величина. Количество. Форма.

Закреплять у детей способы сравнения двух предметов по длине, ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять умение различать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.35

Игровая ситуация «Поможем героям сказок». Игровое упражнение «Построим ворота». Подвижная игра «Поросята и волк».

Апрель

2-я неделя

Количество. Форма.

Учить детей воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.37

Игровая ситуация «Соберем бусы для кукол». Игровое упражнение «Положи столько, сколько звуков услышишь». Игра «Найди пару».

Апрель

3-я неделя

Количество. Величина.

Закреплять у детей воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.38

Игровое упражнение «Дрессированная собачка». Игра «Подбери большие и маленькие предметы».

Апрель

4-я неделя

Количество. Ориентировка в пространстве.

Учить детей различать определенное количество движений и называть их словами один, много. Упражнять в умении определять пространственные направления от себя, обозначать их словами впереди-сзади, вверху-внизу, слева-справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.39

Игровая ситуация «Мы играем». Игровое упражнение «Мы играем с шариками». Игра «Продолжи ряд».

Май

1-я неделя

Количество.

Ориентировка во времени.

Упражнять детей в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер. Развивать мышление.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.40

Игры «Зеркало», «Строимся на зарядку», «Найди свой цветочек».

Май

2-я неделя

Количество. Величина. Ориентировка в пространстве.

Закреплять у детей умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько-сколько, больше- меньше. Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги над, под, в.

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа», стр.41

Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки».

35, 36

Май

3,4-я неделя

Мониторинг.

Заполнение диагностических таблиц.

Программа « От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.

Игра «Найди лишнюю фигуру». Игра с палочками «Построй фигуру». Игра «Чудесный мешочек».

Основные требования к уровню подготовки детей второй младшей группы по развитию

элементарных математических представлений:

  • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска).
  • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

Задание 1

Умение группировать предметы по цвету, размеру, форме.

Дидактическое упражнение «Сделай правильно» (ребенок отбирает все красные, все большие, все круглые предметы).

Игрушки, разные предметы.

Задание 2

Умение составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

Игровая ситуация «Собираем урожай овощей» (дети кладут в машину овощи).

Сколько овощей положили Алеша, Артем, Даша...?(один).

Сколько овощей в машине? (много).

Сколько овощей осталось? (ни одного).

Овощи (игрушки, муляжи), машина.

Задание 3

Умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

Подвижно-дидактическая игра «Поезд» (паровоз один, вагонов много).

Дидактическая игра «Много - мало» (картинки, на которых изображено много животных, - в одну сторону, на которых одно животное - в другую сторону).

Картинки с изображением животных.

Задание 4

Умение правильно определять количественное соотношение двух групп предметов.

Дидактическая игра «Блюдечки для оладушек» (сравнение способом наложения).

Дидактическая игра «Кубики для матрешек» (сравнение способом приложения).

Однополосные и двухполосные карточки, вырезанные из картона оладушки, игрушечные блюдца, кубики, матрешки.

Задание 5

Умение различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Подберем ключик к замочку».

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; мешочек.

Задание 6

Дидактические упражнения «Кто где?», «Что где?» (вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева…).

Предметно – пространственная развивающая среда.

Задание 7

Понимает смысл слов: утро,вечер,день,ночь.

Дидактические игры «Загадки» «Когда это бывает?», «Режим дня».

Подвижная игра «День и ночь» (по команде «день» все играют – бросают мяч двумя руками о землю и ловят, по команде «ночь» все садятся на корточки и «засыпают»).

Сюжетные картинки, мячик.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Диагностическая таблица

Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Познавательное развитие»

(Формирование элементарных математических представлений)

Группа Вторая младшая

Воспитатель Игнатова Л.Н.

Старший воспитатель Копылова Т.Н.

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы

Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов

Правильно определяет количест

венное соотноше

ние двух групп предметов

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска)

Пони

мает смысл слов: утро,

вечер,

день,

ночь

Всего баллов

Суммар

ный

уровень

ЦЕЛЬ: обобщить умение детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма, размер (большой, средний, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий)
ЗАДАЧИ
-формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;
-закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова «большой», «маленький»;
-продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами «поровну, столько – сколько»;

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.Ребята, сегодня я приглашаю вас в Страну Игрушек. Представьте себе, что не игрушки пришли к нам в гости, а мы с вами сейчас по волшебству окажемся в Стране Игрушек.
Вы любите игрушки? (Да). И у вас, конечно, есть любимые игрушки – машинки, куклы, кубики и другие. А вы знаете, что игрушки могут огорчаться, радоваться или грустить? Когда дети игрушки бросают, кидают, ломают - игрушки огорчаются и плачут, а если берегут, после игры убирают на место – они радуются и улыбаются.
Заходите тихонько в группу – в нашу Страну Игрушек. Ведите себя спокойно – не шумите, не кричите, не надо огорчать наши игрушки.
(дети заходят в группу)
В.Ребята, посмотрите, какие красивые игрушки! Сколько здесь игрушек? (много). Смотрите, какой веселый мяч!
1) Игра «Больше – меньше»
В.Давайте поиграем с нашим мячиком в игру «Больше – меньше». Кому я брошу мячик, тот и отвечает.
- Кто больше: слон или мышка?
- Что выше: стол или стул?
- Кто больше: сова или воробей?
- Сколько волос на голове?
- Сколько звезд на небе?
- Сколько иголок у ежа?
- Кто больше – верблюд или собачка?
- Сколько у человека носиков?
- А солнце на небе?... (одно)
Молодцы. Мячику понравилось с вами играть.
2) Игра «Накроем стол для кукол»
В. Ребята, смотрите какие нарядные здесь куклы (показывает трех кукол разного размера). Кукла Таня какая? (большая). Кукла Катя какая? (маленькая). А кукла Оля какая? (среднего роста). Давайте их посадим и накроем им стол. Какие тарелки поставим? Тане поставим – тарелку … (большую). Кате – тарелку …(маленькую). Оле – тарелку…(среднего размера). Положим им угощение.
Молодцы, куклы очень довольны и говорят вам спасибо.
3) Игра «Разбитые тарелки»
В.Ребята, куклы нечаянно разбили свои тарелочки: смотрите - это осколки остались(показывает цветные круги, разрезанные на 3-4 части). Что же делать? Поможем куклам склеить тарелочки? Подходите к столику. Вот, Диана, тебе «разбитая тарелочка», а эту тарелочку Артем будет собирать.
(дети складывают «тарелочки»). Какой они формы»? (круглые). Какого цвета? (красная, синяя, желтая и т.д.)
Большое спасибо вам от кукол, ребята.
4) Игра «Подарки для кукол»
В. Ребята, в гости не ходят без подарка. Вот эти красивые бантики (раздает бантики) подарите каждой кукле по одному бантику. Пусть они будут нарядные. Посмотрите, всем куклам хватило бантиков? Чего больше – бантиков или кукол? (кукол больше, потому что одна кукла осталась без бантика). Что нужно сделать, чтобы кукол и бантиков было поровну? (нужно принести еще один бантик). Принеси, Полина. Теперь кукол и бантиков поровну? Почему вы думаете, что их поровну? (потому что у каждой куклы по одному бантику). Сколько кукол, столько и …бантиков. Сколько бантиков, столько и … кукол. Молодцы, теперь все куклы с подарками.
5)Игра «Короче, длиннее»
В. Ребята, а вот эти ленты куклы хотят подарить вам. Посмотрите, все ленты разной длины - одни короче, другие длиннее.
Сравняем у ленточек один конец и посмотрим, какая лента длиннее.
Какая лента самая длинная? (красная). Какая лента самая короткая? (зеленая). Правильно, молодцы…
6) Игра «Слушай музыку» (динамическая пауза)
В. Ребята, давайте поиграем с этими лентами в интересную, танцевальную игру. Пока звучит музыка, можно танцевать и двигаться. Как только музыка прекратится, вы должны остановиться и не двигаться, пока снова не зазвучит музыка. Будьте внимательны, слушайте музыку (дети играют). Молодцы, вы были внимательны.
7) Психогимнастика «Веселая и грустная»
В.Вам было весело? Куклы тоже могут быть веселыми или грустными. Посмотрите на эти картинки. Если дети куколок не кидают, не обижают - они веселые. Покажите, как улыбается веселая кукла (дети мимикой изображают веселую куклу). А если кукла грустная? (дети изображают грустную куклу).
8) Игра «Домик для зайчиков»
В. Ребята, смотрите, к нам пришел зайка. Какой он грустный.
- Зайка, что случилось?
-Лиса выгнала моих друзей-зайчиков из домиков. Вон она – там, под деревом притаилась. Теперь им негде жить.
-Что же делать, ребята? (надо построить домики для зайчиков)
-Зайка, ребята тебе помогут. Идите, Рита, Алена, Аида.
Какие фигуры возьмете, чтобы построить домики? (возьмем квадрат). А крыша нужна домику? Какую фигуру возьмете? (треугольник). А окошки будут? Какие фигуры возьмете? (круг, квадрат и треугольник).
(дети складывают домики на ковролине).
Какие красивые домики получились. Заходите, зайки, не бойтесь (прячет зайчиков в домики).
Зайка: спасибо, ребята. Вы так помогли моим друзьям.
В.До свидания, зайка. Приходи к нам еще.
9) Игра «Ледяные дорожки»
В.Зайчик ускакал, а это кто? Посмотрите, здесь две ледяные дорожки. На них решили покататься… белочка и собачка. На какой дорожке катается белочка? (на узкой). На какой дорожке катается собачка? (на широкой). Данил, перепрыгни через узкую дорожку. Молодец! Рита, а ты попробуй перешагни через широкую дорожку. Молодец! Игрушки тоже решили попрыгать. Молодцы какие!
10) Пальчиковая гимнастика
В. Наши звери-игрушки зимой не спят, а вот некоторые лесные звери зимой спят. Поиграем в пальчиковую игру «Кто спит зимой».
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
Молодцы, хорошо поиграли с пальчиками

В.Ребята. где мы сегодня были? (в Стране Игрушек).
- Что мы делали? (играли, танцевали, помогли куклам склеить тарелочки, строили домики для зайчиков, рисовали веселую куклу и др.)
- Что вам понравилась больше всего?
Мне очень понравилось, как вы играли.
(«заходит» кукла – почтальон с письмом)
Ребята, смотрите – это кукла-почтальон Кристина. Она принесла вам письмо от игрушек. Послушайте, что пишут вам игрушки?
(читает письмо)
« Как много игрушек на свете,
И все их, конечно, любят
Все дети на свете.
Вам надо играть,
Веселиться, дружить
И каждой игрушкой своей дорожить!
Любите нас, дети,
Цените, храните.
Мы любим с вами играть,
Но не любим,
Когда нас марают, кусают,
Кидают, рвут и ломают.
Берегите нас, дети!»

Ребята, а вы свои игрушки любите? Не обижаете их?
Всем хорошим и добрым детям игрушки прислали подарки – это посылка с подарками (достает нарядную коробку). Попрощайтесь с гостями и посмотрим, что же в этой нарядной коробке.


Цели:

  1. Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос «сколько? » словами один, много, ни одного.
  2. Закреплять понятия «большой», «маленький» и сравнивать и подбирать предметы по величине.
  3. Развивать ориентировку в пространстве и на себе.

Образовательные задачи

  • продолжать учить детей слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
  • закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного),о величине предметов (большой-маленький);
  • закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
  2. Развивать речь, наблюдательность. Расширять и активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Оборудование: мягкая игрушка Мышонок из сказки С. Маршака. Большая и маленькая картонные рамки в виде замка и набор вкладышей – ключи разноцветные. Большие и маленькие разноцветные круги. Две куклы, одежда – разных размеров.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Введения сказочного героя умного мышонка из сказки Маршака «Сказка об умном мышонке»

Ребята, к нам сегодня придёт гость, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

Маленький рост
Длинный хвост
Собирает крошки
Прячется от кошки.

Мышонок говорит о том, что пришел к детям, потому что знает: они такие же умные, как и он.

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку (на ковре)

Воспитатель:

Ребята что- то наш Мышонок грустный. Мышонок, почему ты такой грустный?

Ребята он говорит, что у него потерялся ключ от волшебной двери. Его надо найти, подобрать. Давайте их рассмотрим: — Егор, какие ключи по величине (больше и маленькие), а замки какие? Какого цвета ключи?

Дети называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Посмотрите, какой это замок? (большой)

А этот замок, какой? (маленький)

Ребята, а ключи какие? (маленькие, одинаковые, много),

А большие ключи вы нашли?

Правильно, ни одного большого ключа

Красный ключ, к какому замку подошел, а зеленый?

Вот мы и помогли Мышонку открыть двери: к большому замку подошел маленький красный ключ, а к маленькому замку тоже маленький ключ. Ключи все одинаковые. Мышонок доволен, он улыбается.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

Ребята, Мышонок говорит, что у него в сказке даже пальцы на руках у детей становятся волшебными, и он предлагает поиграть с пальчиками:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. (большой палец руки поочередно соединяется с остальными в соответствии с текстом) 2-3 раза.

Игра-занятие «Две куклы»

В гости к нам ребята, пришли куклы Даша и Маша. Они услышали, что дети помогли Мышонку открыть замки. Тоже просят помочь им подобрать пальто по размеру. Поможем, ребята?

Правильно, ребята, кукла Даша выше куклы Маши. Значит, для Даши одежда должна быть большая, а для Маши маленькая.

Какая одежда у Даши? А у Маши?

Предлагаю, ребята, сделать для Мышонка подарок – коврик. Выберите маленькие круги разного цвета, и выложите на большом круге.

Какие круги, и каким цветом выбрала Соня, а Валерия, Алиса?

Каким цветом у нас большой круг Родион? Сколько у нас больших кругов?

Сколько у нас маленьких кругов Елисей?

Сколько маленьких кругов осталось у нас?

Правильно, ни одного.

Ребята, мышонок предлагает нам поиграть в игру « Бегите ко мне». Мышонок хочет посмотреть, какие вы внимательные, и будет стоять в разных местах. Вы должны увидеть, где Мышонок стоит, прибежать туда.

Вам понравилось играть с Мышонком?

Ребята, давайте попрощаемся с Мышонком.

Какая игра понравилась Матвею, Соне?

Мне тоже понравилось, как вы помогали Мышонку.