1 юридическая ответственность за земельные преступления. Понятие земельного правонарушения

Рациональное использование земельных участков - один из ключевых моментов земельного законодательства РФ. Под таким использованием принято понимать такое поведение землепользователей, при котором, во-первых, достигается максимальный эффект в осуществлении целей землепользователей, во-вторых, производится оптимальное взаимодействие с природными факторами с учётом охраны земель. Земельный Кодекс РФ регламентирует запреты и дозволения в процессе эксплуатации наделов, а также ответственность за земельные правонарушения. Этой теме посвящены статьи 74-76 в рамках главы XIII ЗК РФ.

Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности

Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.

Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.

Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:

  1. Конкретный земельный участок.
  2. Объекты недвижимости, связанные с землей.
  3. Установленные правила и порядок использования земель.
  4. Права на землю.
  5. Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
  6. Охраняемая экологическая обстановка и др.

Объективная сторона - это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю). Кроме того, существуют факультативные признаки объективной стороны: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации). Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Субъектами в таком случае будут должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.

Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.

Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие всех следующих условий:

  1. Противоправное поведение субъекта.
  2. Причинение вреда.
  3. Прямая причинная связи между вредом и деянием.
  4. Вина нарушителя.

Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона. Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности. Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред , причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).

Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности. Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.

Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины . В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.

Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности :

  1. Государственно-принудительный характер.
  2. Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
  3. Выполняет правовосстановительную функцию.
  4. Основание для применения юридической ответственности - состав правонарушения.
  5. Воплощается в процессуальной форме.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.

Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.

Разграничение видов ответственности за нарушение земельного законодательства

На сегодняшний день в рамках законодательства РФ предусмотрено разграничение юридической ответственности за правонарушения в области земельного законодательства. Выделяют пять типов ответственности, каждая из которых имеет свои особенности:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • земельно-правовая.

Каждый вид правонарушения предусматривает свою юридическая ответственность, на что прямо указано в XIII главе Земельного кодекса РФ - «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель». Административной и уголовной ответственности за земельные правонарушения посвящена ст. 74 ЗК РФ ; дисциплинарной - ст. 75 ; порядок возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями, содержится в ст. 76 . Эти статьи ЗК носят бланкетный характер, так как отсылают за разъяснениями к другим нормативным источникам (например, уголовная ответственность за земельные правонарушения содержится в Уголовном Кодексе РФ).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ ). Преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

В рамках данной темы уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  1. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ ):
  • регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом;
  • умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Данный состав в качестве цели предусматривает корысть или иную личную заинтересованность. Субъектом является должностное лицо, использующее своё служебное положение.

  1. Порча земли (ст. 254 УК РФ ): объективную сторону составляет
  • отравление;
  • загрязнение;
  • иная порча земли.

Порча может осуществляться вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».

Общественно опасным последствием является причинение вреда:

  1. a) здоровью человека;
  2. b) окружающей среде.

Если эти деяния совершаются в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, ответственность наступает в соответствии с ч. 2 ст. 254 УК РФ , а ч. 3 данной статьи в качестве последствия предусматривает смерть человека по неосторожности.

  1. Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ ). Предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при:
  • проектировании;
  • размещении;
  • строительстве;
  • вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Ответственность также влечёт самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. Общественно опасным последствием этих деяний выступает причинение значительного ущерба. Субъектом преступления признаётся лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, эксплуатацию объекта.

  1. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ ). К непосредственным объектам относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и другие особо охраняемые государством природные территории. Последствием является причинение значительного ущерба.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ ). Административное наказание - это мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения, целью его применения является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены статьей 74 ЗК РФ и КоАП РФ.

Нарушение норм земельного законодательства в рамках административной ответственности предусматривает наказание в виде:

  • предупреждения (официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменном виде на основании ст. 3.4. КоАП РФ ;
  • штрафа (денежное взыскание, установленное в размере до 5 000 руб. для граждан, до 50 000 руб. для должностных лиц, до 1 000 000 руб. для юридических лиц).

КоАП РФ закрепляет следующие составы земельных правонарушений:

  1. В гл. 7 КоАП РФ охраняет права собственности. Так, ст. 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка», в соответствии с которой наказывается самовольное занятие земельного участка либо его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. В примечаниях к данной статье отмечено, что:
  • за совершение указанных действий лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (п. 1 );
  • при самовольном занятии части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка (п.2 ).
  1. Уничтожение или повреждение специальных знаков регулируется ст. 7.2 КоАП РФ . В соответствии с ч. 2 данной статьи ответственность наступает за уничтожение или повреждение:
  • скважин государственной опорной наблюдательной сети;
  • наблюдательных режимных створов на водных объектах;
  • маркшейдерских знаков;
  • специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов (в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря РФ);
  • знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования;
  • знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий;
  • специальных знаков, обозначающих границы рыбопромысловых участков, указывающих на их принадлежность пользователю;
  • знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков;
  • знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам.

Часть 3 этой статьи в качестве оснований наложения на виновное лицо санкций предусматривает уничтожение, повреждение или снос:

  • пунктов государственных геодезических сетей;
  • пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть;

либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

Часть 4 устанавливает ответственность за неуведомление собственником (владельцем, пользователем) земельного участка (здания, сооружения), на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 статьи 7.2 КоАП РФ, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ.

  1. Статья 7.9 КоАП РФ устанавливает санкции за самовольное занятие лесных участков или использование их для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указанными выше участками являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.
  2. В главе 8 КоАП РФ ответственность устанавливается за:
  • порчу земель (ст. 8.6 );
  • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7 );
  • Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8 );
  • нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12 ).
  1. В соответствии с главой 10 КоАП РФ нарушением земельного законодательства являются правонарушения в области сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель:
  • проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 );
  • нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (ст. 10.10 ).
  1. Глава 19 КоАП РФ , посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за:
  • нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9 );
  • несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) (ст. 19.21 ).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

Данный вид ответственности в рассматриваемой сфере неразрывно связан с понятием имущественной ответственности за причинение ущерба имуществу граждан, юридических лиц, а также за негативные последствия для жизни и здоровья граждан. Причинение ущерба может быть следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, либо совершение правонарушения. Обязанность должника по возмещению убытков устанавливается ст. 393 ГК РФ и характеризуется обязанностью должника по возмещению кредитору убытков, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Виды ответственности закреплены в главе 25 ГК РФ . Среди них выделяются убытки и неустойка (ст. 394 ), ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ), ответственность и исполнение обязательства в натуре (ст. 396 ). Кроме того, ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать на основании норм главы 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», так как общие положения такой ответственности закреплены в ст. 1064 ГК РФ .

Кроме того, ГК РФ содержит ряд специальных норм, связанных с ответственностью за нарушение земельного законодательства. К ним относятся:

  1. ст. 284 - изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению, при этом ст. 285 регулирует порядок этого изъятия. Такое изъятие осуществляется, если:
  • предназначение участка - ведение сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства;
  • участок не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
  1. ст. 285 - изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ. В частности, это возможно, если использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  2. ст. 287 - прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками.

Сложность земельных правоотношений проявляется во всех аспектах данного правового явления, в том числе в части ответственности за нарушение норм земельного законодательства. Это подтверждается разнообразием видов ответственности. Все рассмотренные выше виды ответственности за нарушение земельно-правовых норм играют большую роль в процессе регулирования земельной отрасли права. Применение каждой-либо из них требует учёта всех обстоятельств и факторов.

Проблемы дисциплинарной ответственности рассмотрены в статье...

Проблемы земельно-правовой ответственности рассмотрены в статье

Земельным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее требование земельного законодательства. Обязательными признаками такого правонарушения являются: деяние лица (действие или бездействие), виновность лица, противоправность деяния. По факту совершения земельного правонарушения наступает ответственность, которая состоит в возложении на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.

Состав земельного правонарушения включает в себя следующие обязательные элементы:

  • объект земельного правонарушения, на который совершено посягательство, (например, земельный участок, при его самовольном захвате, захламлении и т.п., прочно связанные с землей объекты);
  • субъект земельного правонарушения, каковым могут быть: собственник или арендатор земельного участка, землевладелец, землепользователь, а также иное лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, но причинившее вред его владельцу, нарушившее требования законодательства об охране земель; государственный орган и орган местного самоуправления, их должностное лицо в случае нарушения ими требований законодательства по распоряжению землей, по выдаче правоустанавливающих документов на землю и т.п. Субъект правонарушения должен отвечать признакам, без наличия которых не может считаться таковым: достижение необходимого возраста, вменяемость, подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому им положению;
  • объективная сторона земельного правонарушения состоит в том, что поведение нарушителя является противоправным, противоречащим требованиям законодательства;
  • субъективная сторона земельного правонарушения выражается в наличии вины субъекта правонарушения в совершенном им деянии. Это могут быть как умысел (например, самовольный захват земельного участка), так и неосторожность (в частности, нерациональное использование земли вследствие недостаточных агротехнических знаний).

Юридическая ответственность наступает только при наличии в деянии лица всех четырех перечисленных выше элементов состава правонарушения. Так, к ней нельзя привлечь за самовольный захват земли в случае самовольного занятия брошенного жилого дома (отсутствует объект земельного правонарушения - занят дом, а не земельный участок). Нельзя привлечь за неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в течение первых 3 лет после приобретения прав на него, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения (ответственность наступает лишь за неиспользование участка в течение 3 и более лет подряд). Нельзя привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо, так как в этом случае отсутствует субъект правонарушения по уголовным составам, каковым является только физическое лицо. Также нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке, - отсутствует вина.

Юридическая ответственность представляет собой государственное принуждение к исполнению требований права. Это такое правоотношение, одна из сторон которого (правонарушитель) обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной (государством). Возможность привлечения к юридической ответственности придает праву как нормативному регулятору общественной жизни должную эффективность, позволяя специфическими методами воздействовать на общественные отношения.

Юридическая ответственность выражается в системе применяемых к правонарушителю принудительных мер, которые могут иметь характер не только пресечения неправомерных действий (бездействий) или наказания за их совершение, но и предупреждения правонарушений (поддержания субъектов земельных правоотношений в рамках правомерного поведения).

Общими признаками юридической ответственности являются:

  • обязательность неблагоприятных последствий юридического характера для правонарушителя;
  • дифференциация юридической ответственности, критерием которой служит степень общественной опасности правонарушений, подразделяемых в зависимости от их характера и тяжести на проступки и преступления. Проступок - это такое правонарушение, которое не является общественно опасным. Различают дисциплинарные проступки (например, загрязнение земель как результат ненадлежащего выполнения должностных или трудовых обязанностей), административные (например, уничтожение межевых знаков границ земельного участка), гражданские (например, причинение имущественного вреда правообладателю земельного участка). Преступление же является общественно опасным правонарушением, предусмотренным УК РФ;
  • такая ответственность представляет собой не только наказание за совершенное правонарушение, но и профилактику его предупреждения в будущем, устранение его последствий, поэтому, например, органы госземнадзора, вынося предупреждение, устанавливают срок для исправления выявленных правонарушений;
  • необходимость своевременности ее применения (в пределах срока давности применения юридических мер). Так привлечение к дисциплинарной ответственности не осуществляется после 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения (по ряду правонарушений этот срок больше - до 6 месяцев). Сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений;
  • такая ответственность наступает за конкретное нарушение закона и основанием к ее привлечению обязательно является полный состав земельного правонарушения;
  • юридическую ответственность влечет за собой только доказанное правонарушение. Таким доказательством являются: протокол об этом нарушении (например, в случае самовольного занятия земли), показания свидетеля, иные доказательства;
  • привлечение к юридической ответственности осуществляется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по совершенному им проступку. Применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ и в Кодексе административного судопроизводства РФ . Привлечение к уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ;
  • лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Поэтому ранее подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения или наказанное в административном порядке лицо, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию. Для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию, предусмотрено погашение судимости.

В современном праве в зависимости от степени общественной опасности совершенных правонарушений и причиненного ими вреда, а также круга лиц, наделенных правом применять наказания, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства дифференцирована и вписывается в традиционно применяемые виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая .

При этом спецификой земли как объекта правонарушения (объект природы, элемент экосистемы, средство производства в сельском и лесном хозяйстве) обусловлено то, что ответственность за земельные правонарушения тесно переплетена с ответственностью за правонарушения в отношении других природных объектов (леса, недра), а также с имущественными правонарушениями (земельный участок - недвижимость).

Кроме того, существуют специальные виды ответственности, например, принудительное прекращение прав на землю, которое также носит характер санкции . Такое прекращение прав часто относят к гражданской ответственности, поскольку именно диспозиции норм гражданского законодательства, предусматривают возможность изъятия земельного участка в качестве меры ответственности за соответствующие правонарушения (ст. 284-287 ГК РФ). Но указанные нормы носят бланкетный характер, отсылая в свою очередь к земельному законодательству. Определенное сходство это прекращение прав на землю имеет с административной ответственностью (например, в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), тем более, что такому прекращению прав в обязательном порядке предшествует наложение административного наказания в виде штрафа. Вместе с тем среди видов административных наказаний

Под земельным правонарушением понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, посягающее на существующий земельный правопорядок. Субъектами земельных правонарушений могут быть как российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Часто субъектами земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объектами земельных правонарушений могут быть порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные или обязательственные права граждан и юридических лиц.

В качестве основания ответственности выступает наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если закон признает его поведение (действие или бездействие) противоправным 1 .

Общепризнанными в теории земельного права видами земельных противоправных деяний (исходя из форм юридической ответственности), влекущих юридическую ответственность, являются:

  • 1) дисциплинарный проступок - противоправное деяние, связанное с неисполнением работником трудовых обязанностей или должностных функций в процессе трудовой или исполнительнораспорядительной деятельности в сфере организации охраны, управления и пользования земель. Ответственность за его совершение наступает по нормам как трудового, так и земельного законодательства;
  • 2) административный проступок - виновное противоправное деяние, связанное с нарушением установленного земельного правопорядка и сфере управления земельными ресурсами, а также правил использования и порядка охраны земельных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • 3) преступление - уголовно-наказуемое, общественно-опасное деяние, объектом которого выступают земельные, а в совокупности с ними и общественные (экономические, экологические, управленческие и др.) отношения.

Действующее законодательство не предусматривает применение мер уголовной и дисциплинарной ответственности к юридическим лицам (предприятиям, организациям, учреждениям). Применение мер гражданско-правовой ответственности обусловлено фактом наступления полной гражданской дееспособности. Возможность применения мер административной ответственности связана с достижением правонарушителем 16-летнего возраста. Возрастные ограничения установлены и для граждан, совершивших уголовнонаказуемые деяния.

Земельным правонарушением признается противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного законом земельного строя, порядка управления и правил пользования землей, порядка охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также против земельных прав и интересов граждан и юридических лиц.

Земельное правонарушение состоит из следующих составляющих: объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны.

Под объектом понимается тот или иной вид общественных земельных отношений, социальных земельных интересов, которые претерпевают отрицательные последствия в результате совершённого виновного противоправного деяния. К числу таких отношений можно отнести отношения собственности на землю (самовольный захват земельного участка, невыдача правоустанавливающих документов на право собственности, ограничение прав собственника, неправомерное прекращение права собственности, необоснованный отказ в переводе права пожизненного наследуемого владения на титул права собственности); экономические отношения (неуплата земельного налога, невнесение арендных платежей, неправомерная экономическая оценка земельных участков, принадлежащих собственнику); отношения в сфере управления земельными ресурсами (непроведение или отказ в проведении землеустройства, невыдача органами управления землеустроительной или кадастровой документации, сведений о наличии свободных земель); отношения в сфере землепользования (неисполнение правил использования земельных участков, порядка передачи земель иному субъекту права землепользования, неосновательное приобретение права землепользования и др.); организационноправовые отношения по охране земель и защите земельных прав и интересов граждан (непроведение обязательных мероприятий по защите земель от ветровой и водной эрозии, неправомерный отказ в предоставлении земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, отказ в предоставлении служебного надела при наличии трудового соглашения и другие неправомерные действия).

Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица (предприятия, организации, учреждения), исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы управления земельными ресурсами и др. С учетом принятого Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъектами земельных правонарушений могут быть иностранные юридические лица, лица без гражданства и иностранные граждане.

Объективная сторона земельного правонарушения может быть представлена в виде противоправных действий (самовольный захват земельного участка, самовольная застройка земельного участка, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение межевых знаков и т.п.) или бездействия, связанного с непроведением мероприятий по борьбе с сорняками, невнесением платежей за землю, непроведением обязательных мероприятий по защите почв от ветровой и водной эрозии. Объективная сторона может также характеризоваться наличием или отсутствием наступивших вредных последствий в результате совершенного правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения отражает психическое отношение субъекта к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и наступившим вредным последствиям. Основу содержания данного элемента составляет вина субъекта правонарушения в содеянном, осознание противоправности намерений и наступления вредных последствий, желание (или его отсутствие) достичь конечных результатов вредных воздействий. В зависимости от этого можно говорить об умышленной и неумышленной форме вины, о противоправных, виновных деяниях, совершенных по неосторожности и по небрежности.

Примерами противоправных деяний, совершенных по неосторожности или небрежности, могут служить, в частности, несоблюдение условий хранения гербицидов, агрохимикатов, несоблюдение сроков внесения платежей за землю, невыполнение обязательных требований по защите почв от ветровой и водной эрозии. Умышленной формой вины, как правило, являются сокрытие информации о наличии свободных земельных участков в фонде перераспределения земель, самовольное занятие земельного участка, самовольная его застройка, занижение размеров земельных участков в книгах земельно-кадастровой документации, незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения .

В зависимости от форм ответственности за совершение того или иного земельного правонарушения можно выделить следующие виды таких правонарушений.

В области охраны собственности:

  • самовольное занятие земельного участка;
  • уничтожение межевых знаков;
  • пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);
  • порча земель путем загрязнения, снятия плодородного слоя почвы, уничтожения плодородного слоя почвы;
  • самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
  • самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения;
  • самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд;
  • использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования;
  • нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования:

  • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
  • нарушение законодательства об экологической экспертизе;
  • неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина;
  • нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
  • нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;
  • нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;
  • порча сельскохозяйственных и других земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению. Меры юридической ответственности за нарушение правового

режима земельных участков являются его составной частью. С помощью юридической ответственности осуществляется защита прав и интересов собственников и иных правообладателей земельных участков. Учитывая направленность исследования, важно уделить особое внимание проблемам гражданско-правовой ответственности.

Нарушение правового режима земельного участка является основанием юридической ответственности. Возможность применить это основание возникает при наличии в законе указаний

0 применении соответствующих форм и видов ответственности, т.е. применения санкций, предусмотренных нормами об ответственности в этой области отношений.

Проблемы ответственности за нарушения правового режима земельных участков приобретают в настоящее время чрезвычайно важное значение в связи с постоянным ухудшением качества почв, опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.

В зависимости от совершенного противоправного деяния выделяют следующие виды ответственности:

  • 1) гражданско-правовая;
  • 2) дисциплинарная;
  • 3) административная;
  • 4) уголовная.

Гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, а ее меры носят имущественный характер. Такая ответственность выполняет функцию имущественного воздействия на правонарушителя и является одним из методов экономического регулирования общественных отношений .

В настоящее время гражданско-правовая ответственность получила широкое распространение и проявляется во взыскании с виновных лиц возмещения за причиненный имущественный вред или признании недействительными противозаконных имущественных сделок.

Так, И.А. Иконицкая предлагает различать:

  • а) причинение вреда и убытков гражданам и юридическим лицам в результате нарушения земельного законодательства;
  • б) возмещение вреда, причиненного земле как природному ресурсу, лицами, имеющими права на земельные участки .

Так, при самовольном занятии земельного участка, находящегося в чьем-либо пользовании, землепользователю, как правило, причиняется имущественный вред, который, в соответствии с требованиями гражданского законодательства, должен быть возмещен причинителем вреда.

Возмещение убытков пользователям земли (собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам) есть не что иное как гражданско-правовая ответственность перед лицом, которому причинены эти убытки. Она предусматривается ст. 15, 16, 329, 1064 и другими статьями ГК РФ. В них содержатся правила о возмещении убытков предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам, которые причиняются последним вследствие совершенного правонарушения, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.

В этой сфере следует выделить случаи причинения вреда землям источниками повышенной опасности, урегулированные ст. 1079 ГК РФ. Ответственность собственников этих источников причинения вреда наступает без вины причинителя. Освобождение их от возмещения вреда наступит, если они докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (ст. 1083 ГК РФ). Данную позицию поддерживает и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, определивший свою позицию в Постановлении от 21.10.1993 № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”» 1 .

Кроме того, имеется специальное отраслевое - земельное, лесное, водное и экологическое законодательство, устанавливающие имущественную ответственность в области использования и охраны земельных и других природных ресурсов.

Право собственности защищается прежде всего вещно-правовыми способами: предъявлением иска об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) и иска об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск). Эти иски предусмотрены ст. 301, 304 ГК РФ. Такими же способами защищаются права владельцев, не являющихся собственниками, но владеющих имуществом на основании закона или договора. Подобные способы эффективны. Защита прав законных владельцев земельных участков, таким образом, осуществляется, если вред не причинен самим участкам.

Сущностью правонарушения, как правило, выступает вред в виде убытков, причиненных субъектам земельных отношений, определение которых дано в ст. 15 ГК РФ и ст. 76 ЗК РФ. Причинителями вреда могут быть субъекты, связанные с владельцами земельных участков договорами (арендаторы, временные пользователи и пр.) и иными основаниями и не связанные с потерпевшей стороной. Тогда правонарушение выступает в виде договорной ответственности. В последнем случае оно выступает как внедого- ворное правонарушение.

Гражданское правонарушение, как правило, составляют следующие условия: противоправность действия, наличие вреда, причинная связь между противоправным действием и причиненными убытками и вина причинителя вреда.

В ст. 62 ЗК РФ говорится об ответственности виновных лиц, однако, возможна и безвинная ответственность, установленная гражданским законодательством по отношению к владельцам источников повышенной опасности. Основанием здесь служат нормы статей гл. 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда.

Органам государственного контроля за правильным использованием и охраной земель необходимо различать правомерное причинение убытков и причинение их неправомерно, т.е. вследствие нарушения земельного законодательства. Для сторон, спорящих о размере возмещения убытков, различия могут заключаться в том, что при отсутствии нарушений законодательства, т.е. в тех случаях, когда убытки причиняются правомерно, на основании решения компетентных государственных органов (например, при изъятии земельного участка, при его резервировании) или в силу заключенного договора могут быль отступления от общего правила полного возмещения убытков. При неправомерном причинении убытков уменьшение объема их возмещения невозможно, так как в противном случае поощрялся бы правонарушитель, что, конечно, нелогично и несправедливо.

Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать ограничения в объеме возмещения убытков, например, изменить содержание ст. 15 ГК РФ и ст. 76 ЗК РФ, так как решение этих вопросов отнесено к исключительному ведению органов Российской Федерации. В законах, принимаемых субъектами Федерации, в соответствующих статьях делаются отсылки к гражданскому законодательству Российской Федерации. И хотя вопросы земельного законодательства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, последние не вправе устанавливать ограничения, противоречащие федеральному законодательству. По мнению автора, такая система является вполне логичной и обоснованной.

Возмещение убытков является в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав граждан и организаций. Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, например, восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.

Убытки представляют собой прежде всего экономический (материальный) урон. В состав убытков входит реальный ущерб, т.е. стоимость утраченного имущества и те затраты, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления своего права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). К числу убытков также относятся неполученные доходы, которые при обычных условиях могли быть получены. Такие доходы называют упущенной выгодой.

Убытки могут быть причинены в результате как правомерных (например, в результате изъятия используемого для выращивания сельскохозяйственных культур земельного участка под строительство федеральной дороги), так и неправомерных действий (например, уничтожение имущества путем поджога).

Кроме термина «убытки», при нанесении урона в законодательстве используется термин «вред». Обычно о причинении вреда говорят, когда урон наносится жизни и здоровью человека (физический и моральный вред) и окружающей природной среде (экологический вред). Однако термин «вред» может быть использован в качестве общего для обозначения урона любого вида. Именно в таком значении он применяется в главе 59 ГК РФ.

При причинении вреда возникают обязательства вследствие причинения вреда. Такие обязательства являются внедоговорными: они, как правило, возникают между лицами, не состоящими в договорных отношениях. Это является еще одним отличием вреда и убытков, которые причиняются друг другу сторонами в договорных отношениях. Вред может быть причинен в результате действия или бездействия. Например, в результате загрязнения окружающей среды (действие) или при неприятии мер по предотвращению эрозии почв (бездействие).

Вред обычно причиняется в результате совершения противоправных действий. Помимо противоправности деяния основаниями (условиями) для возмещения вреда служат причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом), а также вина причинителя. При определении размера возмещения убытков применяется общее правило: размер вреда устанавливается по ценам, существовавшим на момент возмещения вреда (ст. 393 ГК РФ).

Положения гражданского законодательства о возмещении вреда находят свое отражение в земельном законодательстве. Согласно ст. 62 ЗК РФ, убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 76 ЗК РФ предусматривает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Следует отметить, что ЗК РФ в двух разных статьях (62 и 76) регулирует один и тот же вопрос: возмещения убытков и возмещения вреда, рассматривая эти понятия как различные. Между тем традиционно в гражданском праве считается, что термин «ущерб» является синонимом термина «вред». С понятиями «вред» и «ущерб» соприкасается понятие «убыток». Убыток - это денежная оценка имущественного вреда 1 .

Что касается гражданско-правовой (имущественной) ответственности за земельные правонарушения, то в ст. 76 ЗК РФ в перечне лиц, обязанных возмещать причиненный ущерб, присутствуют только граждан и юридические лица. Гражданский кодекс РФ в составе субъектов гражданско-правовых отношений указывает не только граждан и юридические лица, но и Российскую Федерацию, ее субъекты и муниципальные образования, которые ЗК РФ не включены в состав юридических лиц. В подтверждение этого приведем следующие доводы.

В соответствии со ст. 57 ЗК РФ государство и муниципальные образования обязаны возмещать ущерб, причиняемый изъятием земельных участков для государственных или муниципальных надобностей. Эти случаи определяются как правомерно причиняемый

ущерб. Однако ущерб может причиняться не только правомерным изъятием, но и неправомерными государственными актами, либо действиями должностных лиц государства и органов местного самоуправления. И в этих случаях государство и его органы выступают субъектами земельных правонарушений .

Гражданско-правовая форма юридической ответственности за нарушение правового режима земельных участков применяется как самостоятельная форма юридической ответственности. Но когда гражданское правонарушение сопряжено с административным или дисциплинарным проступком, или с уголовным преступлением, то лицо, совершившее данное противоправное деяние привлекается к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности. Многие правоведы различают также земельно-правовую ответственность, выражающуюся в принудительном прекращении прав на земельный участок .

Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в принудительном прекращении прав на земельный участок собственника, владельца, пользователя, арендатора за совершение нарушений земельного законодательства, предусмотренных законом, путем его безвозмездного изъятия. В науке вопрос о самостоятельности земельно-правовой ответственности остается спорным. Земельно-правовая ответственность самостоятельна, поскольку ее меры наступают за нарушение земельного правопорядка, охраняемого нормами земельного права; содержание и порядок применения этих мер устанавливаются земельным законодательством; они имеют принудительный характер, отличаются от мер иных видов юридической ответственности. Основанием для применения мер земельно-правовой ответственности является нарушение земельного законодательства. Все изложенное подтверждает самостоятельный характер земельно-правовой ответственности .

В ЗК РФ присутствуют нормы, посвященные правовой специфике прекращения и ограничения прав на землю. В данном случае можно увидеть взаимодействие между ЗК РФ и ГК РФ. В частности, ст. 44 3К РФ прямо отсылает к нормам, установленным гражданским законодательством. А ст. 287 ГК, в свою очередь, отсылает к нормам земельного законодательства.

Дисциплинарная ответственность устанавливается Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ 1 . За нарушение трудовой дисциплины администрациями предприятий, учреждений, организаций накладываются по отношению к должностным и другим работникам следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен.

В соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными правовыми актами могут быть установлены для отдельных категорий работников и иные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарный проступок совершается в форме действия и бездействия. Бездействие выражается в неисполнении работником своих трудовых обязанностей. Субъективную сторону дисциплинарного проступка образует вина в форме умысла или неосторожности. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организаций за невыполнение трудовых обязанностей, которые связаны с соблюдением земельного законодательства. Дисциплинарная ответственность может быть наложена также на руководителей организаций в случае дачи ими противоправного распоряжения подчиненным, выполнение которого повлекло нарушение норм земельного законодательства.

Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6 КоАП РФ); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7 КоАП РФ) и т.д.

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства предусмотрена ЗК РФ, а установлена УК РФ. Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (объект преступления, объективная сторона, субъект преступления, субъективная сторона).

Так, например, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли (ст. 254 УК), т.е. за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если данные деяния повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, т.е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

  • См.: Федорова Ю.Н. Разрешение земельных споров по законодательствуРоссийской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  • См.: Панкратов И.Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства // Земельное право / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000. С. 184-191; Улюкаев В.Х. Юридическая ответственность за нарушение земельногозаконодательства // Земельное право: учебник / под ред. В.Х. Улюкаева.М„ 2002. С. 236-239.
  • См.: Федорова Ю.Н. Указ. соч.
  • Исходя из общепризнанных в теории государства и права положений, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения, принудительных мер (санкций). Основанием для применения этих санкций является совершение противоправных деяний, которые могут проявляться в виде действия или бездействия. На земельные отношения распространяется принцип противоправности вреда, не санкционированного законом (ст. 1064 ГК РФ).

    Юридическая ответственность как самостоятельный институт земельного права является комплексным правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством земельные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся в уголовном, административном, трудовом, гражданском и земельном законодательстве. Независимо от форм юридической ответственности решающим обстоятельством их применения выступает совершение земельного правонарушения.

    Формы юридической ответственности определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием земельного нарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объемами и размерами причиненного ущерба, потерь, убытков, упущенной выгоды, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение.

    Формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

    Если расположить все формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения по возрастающей степени социально-общественной опасности, целей применения ответственности, сложности правового механизма применения той или иной формы ответственности, общую и содержательную характеристику форм и видов юридической ответственности, можно начать с дисциплинарной ответственности .

    Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

    Дисциплинарная ответственность наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными уставами, положениями, правилами внутреннего трудового распорядка, регулирующими дисциплину труда и порядок применения дисциплинарных взысканий.

    Объектом такого охранительного отношения и правонарушения выступает совокупность трудовых и земельных отношений. Следовательно, субъектом земельного правонарушения может быть лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации использования и охраны земельных ресурсов (проведение мероприятий по мелиорации и рекультивации земель).

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение по соответствующим основаниям.

    В ст. 75 ЗК РФ устанавливаются дополнительные основания для применения мер дисциплинарной ответственности в случаях, если в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами и работниками своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами.

    Как вытекает из перечня противоправных деяний, они предполагают наличие специального субъекта правонарушения, должностного лица, наделенного полномочиями по проектированию, либо правом по размещению того или иного объекта, либо правомочиями по вводу в эксплуатацию объектов строительства, проведению землеустройства и т. п.

    Материальная ответственность за земельные правонарушения

    Объектом земельных правонарушений, влекущих материальную ответственность , также выступает совокупность земельных и трудовых общественных отношений, повлекших причинение вреда. Общие основания возмещения вреда предусмотрены в ТК РФ. Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана его возместить.

    Общие представления о материальной ответственности, ее особенностях и видах сформулированы в ст. 238-244 ТК РФ.

    В основе его лежит обязанность работника возместить причиненный работодателю неправомерным поведением вред, связанный одновременно и с нанесением ущерба земельным ресурсам.

    Особенность материальной ответственности по трудовому законодательству выражается прежде всего в том, что взысканию при этом подлежит только прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также имущества третьих лиц, например, арендатора земельного участка, если работодатель по условиям договора аренды несет ответственность за сохранность данного земельного участка, а также обязан произвести затраты, связанные с загрязнением, засорением земельного участка, либо выплаты на приобретение нового земельного участка или на проведение его рекультивации или мелиорации.

    Размер ущерба, причиненного работодателю порчей земельного участка и другими противоправными действиями или бездействиями, определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен на землю, действующих в данной местности на день причинения ущерба.

    Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за ущерб, причиненный земельными правонарушениями

    • предупреждение;
    • административный штраф ;
    • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права, предоставляемого физическому лицу ;
    • административный арест ;
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства ;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности.

    Самым распространенным видом административного наказания за земельные правонарушения является административный штраф. Административные санкции в виде штрафа установлены за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и уничтожение специальных (межевых) знаков границ земельных участков (ст. 7.2 КоАП). Административная ответственность предусмотрена за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта (ст. 7.8 КоАП),

    а также незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

    Объектами многих административных правонарушений выступает совокупность земельных и экологических общественных отношений, перечень которых содержится в гл. 8 КоАП. К числу таких комплексных правонарушений относятся, в частности:

    • несоблюдение экологических требований при планировании и технико-экономическом обосновании проектов, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий или иных объектов (ст. 8.1);
    • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
    • порча земли, в том числе и путем снятия плодородного слоя почвы или ее перемещения или нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.6);
    • использование земли не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);
    • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

    Уголовная ответственность за земельные правонарушения

    Составы уголовно-наказуемых деяний, представляющих общественную опасность, причиняющих вред установленному земельному правопорядку, закреплены в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) 1. В соответствии со ст. 170 УК РФ преступлением, направленным против установленного земельного правопорядка, признается регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости , а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

    Совершение этих уголовно-наказуемых деяний влечет за собой наказание штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

    Следует отметить, что жесткость и размеры уголовных санкций далеко не соответствуют уровню общественно опасных последствий преступлений и тяжести причинения вреда. Выявление таких уголовно наказуемых деяний представляется трудно доказуемым. Этим обстоятельством, по всей вероятности, объясняется фактическое отсутствие уголовных дел данной категории в судах общей юрисдикции.

    Более строгие меры уголовного наказания предусматриваются за порчу земли (ст. 254 УК РФ).

    Состав правонарушения под общим обозначением «порча земли» излагается следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

    Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, или принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 254 УК РФ). Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 3 ст. 254).

    Должностные лица (постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти , административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждениях) могут быть привлечены к уголовной ответственности за использование своих правомочий из корыстной и иной личной заинтересованности, если они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Примерами таких злоупотреблений являются:

    • незаконное прекращение права собственности на земельный участок, отводимый для индивидуального жилищного строительства;
    • незаконное предоставление земельного участка для строительства коттеджей и приватизация этого земельного участка в пределах особо охраняемых территорий и объектов, либо водоохранных зон и прибрежных защитных полос, либо в пределах залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли или создают угрозу причинения ущерба.

    Уголовная ответственность за перечисленные общественно опасные деяния может наступить по ст. 285 УК РФ.

    Земельное правонарушение являет собой общественно опасное действие или бездействие, которое заключается в нарушении земельного законодательства и приводит к негативным последствиям или создает угрозу их возникновения. Предметом посягательства в подобных преступлениях выступает земля. Уголовная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена в нескольких статьях УК, а непосредственно в ст. 170, 254, 247-249 и 262.

    Земельные преступления могут квалифицировать не только по уголовному законодательству, за них показана ответственность и в Административном, и в Гражданском кодексе.

    Под земельными правоотношениями принято подразумевать социально-правовое взаимодействие государства с частными собственниками земельных наделов, обычными гражданами. Земельные отношения являются разновидностью общественных взаимоотношений не только по тому, что земля − составная часть окружающей среды, но и потому что ее использование людьми, а также присвоение продуктов ее функционирования и полезных свойств определяют экономическое, социальное и экологическое развитие страны.

    Земельные взаимоотношения являются также одним из видов имущественных взаимоотношений, они возникают, прекращаются и изменяются в процессе использования и передачи земли.

    Земельные взаимоотношения могут разделяться по следующим показателям:

    • по виду владения;
    • по направленности эксплуатации;
    • по виду управления хозяйством;
    • по способу регулирования земельных вопросов.

    Каждый из видов взаимоотношений имеет свои особенности. К примеру, по виду владения можно определить, на каких основаниях, и как именно владелец распоряжается участком. Направленность эксплуатации отображает цели владения, ведь существуют участки для ведения сельского хозяйства, земли, которые используют под дачный коттедж и застройку.


    Земельные правонарушения определяют несколько элементов:

    1. Субъект − участник правоотношений, им может выступать физическое и юридическое лицо, муниципальные образования, субъекты РФ и сама РФ. Субъекты могут исполнять роль собственника надела, землепользователя, землевладельца, а также арендатора и обладателя сервитута.
    2. Объект – земля, как природный ресурс, земельные наделы и части участков.
    3. Содержание правоотношения − права и обязанности всех участников, связанные с кадастровой оценкой, с учетом потребностей развивающегося земельного рынка, а также собственности.

    Регулирование земельных отношений основывается на признания равенства всех участников. И государственные органы, и частные предприниматели, и обычные граждане несут одинаковую ответственность за нарушение установленного земельного закона.

    Для привлечения к ответственности обязательно должен быть четко сформирован состав преступления. Исходя из обстоятельств совершения злодеяния, законодатель будет определять, к какой из форм ответственности привлечь виновного.

    Виды ответственности за земельные правонарушения

    Законодатель выделяет за земельные преступления несколько видов ответственности. Они отличаются материальным признаком и разделяются на:

    • гражданско-правовую;
    • административную;
    • уголовную и дисциплинарную ответственность.

    Привлекают к этим формам ответственности на основании конкретного нормативно-правового акта.

    Административная форма ответственности наступает за нарушение законодательства по ст.7.1. КоАП РФ, за экологические преступления, не влекущие серьезных последствий, а также за нарушения, которые возникли вследствие мелиорации земель. Административные взыскания могут назначаться исключительно должностными лицами и государственными органами, оговоренными в законе.


    Дисциплинарная ответственность может применяться только к человеку, в чьи рабочие обязанности входит соблюдение утвержденных земельно-правовых норм. Взыскания дисциплинарного характера назначают только нарушителю, который в период своего рабочего времени совершил правонарушение. К дисциплинарной ответственности привлекают по статье 75, ч.3 УК РФ.

    Гражданско-правовая форма ответственности наступает, когда имело место нарушение чьих-то прав, и лицо понесло определенный материальный ущерб. Наказание по Гражданскому кодексу может назначаться, если был причинен вред землям, находящимся в частной собственности или используемым на договоре аренды.

    Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за посягательство на землю, как на элемент собственности и общественное благо. Также в УК показана ответственность за нарушение правил борьбы с болезнями растений, использования недр, незаконную рубка деревьев, а также за нарушения режима охраняемых территорий и объектов .

    Уголовная ответственность за злодеяние

    Основанием для назначения уголовного наказания является совершение активного действия, которое имеет признаки преступления, описанного в УК РФ. Лица, совершившие земельные правонарушения, равны перед законом вне зависимости от половой и расовой принадлежности, национальности, имущественного и должностного положения. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает только за те запрещенные действия, в отношении которых была доказана вина.


    Чаще всего злоумышленников привлекают по таким статьям:

    • ст. 167 − умышленное повреждение чужого имущества;
    • ст. 168 − порча имущества по неосторожности;
    • ст. 170 − незаконное проведение сделок с землей;
    • ст. 254 − порча, загрязнение и отравление земли вредными продуктами хозяйственной деятельности;
    • ст.247 − нарушение методики обращения с опасными для экологии отходами и веществами;
    • ст. 248 – не соблюдение правил использования биологически активных токсинов;
    • ст. 249 – нарушение норм борьбы с болезнями растений;
    • ст. 262 − предусматривает ответственность за несоблюдение режима охраны специализированных территорий.

    Санкция за каждое из нарушений будет отличаться, ведь напрямую зависит от тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния. Если сказать в общих чертах, то земельные нарушения предполагают штраф в размере до 200 тысяч рублей, исправительные работы и ограничение свободы сроком до двух лет, а также лишение свободы до пяти лет. Иногда может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать высокопоставленные должности и компенсации ущерба потерпевшему.

    В особых случаях производится изъятие земельного участка, в отношении которого собственник нарушил земельное законодательство. При этом государство не возмещает ущерб и стоимость убытков, связанных с изъятием. Важно, что прекращение права собственности на участок не освобождает виновных в нарушении законодательства от возмещения ущерба потерпевшим.

    Порядок привлечения к уголовной ответственности

    За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

    Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

    В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

    Результат должен быть не позже 15 дней, если дело возбуждено, его передают в прокуратуру и в суд. На заседании будут допрошены стороны конфликта, а также примутся во внимание доказательства вины и заключения экспертов. Судьей учитываются смягчающие и отягощающие обстоятельства, и выносится вердикт. Вступает решение суда в силу через 10 дней. Привлечение к административной ответственности происходит в той же последовательности, но имеет немого упрощенную схему вынесения приговора.