Верховный суд от 04.06 года. Законодательная база российской федерации. Верховный суд российской федерации

Взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов вызвали, пожалуй, не меньше споров, чем пресловутые «общедомовые нужды». В социальных сетях и почтовых ящиках горожан то и дело появляются призывы «не платить», «писать отказы», а также ссылки на некие судебные решения о «незаконности» взносов.

Александр Бараев Вооружившись экземпляром подобной листовки, мы обратились с вопросами к и.о. генерального директора областного фонда капитального ремонта Александру Бараеву.

– Александр Викторович, авторы листовки ссылаются на определение Верховного суда РФ NoА 57-АПГ 14-2 от 04.06.2014 года, в котором говорится, что «законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт»...

Это определение касается конкретного областного закона, принятого в Белгородской области, – тот закон действительно не обязывает собственников, потому что всего лишь регламентирует работу регионального оператора. Обязанность платить взносы на капремонт устанавливает Жилищный кодекс. А такими методами как распространение подобных заявлений, «отказы» – некоторые граждане пытаются дискредитировать систему организации капремонта, которая формируется в каждом субъекте России.

Да, закон несовершенен, над ним еще нужно работать. Но он вступил в действие, и мы должны его исполнять. Либо инициировать какие-то изменения. А если просто игнорировать – понятно, что в любом государстве есть механизмы, которые заставят исполнять закон. В отношении взносов на капитальный ремонт – это пени и суды, и мы этими инструментами будем пользоваться. Кстати, подобные судебные решения попадут в кредитную историю данного гражданина, и это будет влиять на его взаимоотношения с банками, например при получении кредита.

– Сбор взносов на капремонт стартовал в нашей области с ноября прошлого года. Начнется ли ремонт уже в этом году?

– На этот год по области запланирован капитальный ремонт 125 многоквартирных домов. Начало работ будет зависеть от того объема средств, которые собираются на территории конкретного муниципального образования: если видим, что в этом МО собираемость удовлетворительная, то мы начинаем работу по ремонту домов. Сегодня наши сотрудники поехали в Котлас, там уже оформляются документы по передаче домов под капитальный ремонт.

В областном центре в план заявлено 22 дома. Но если с другими МО мы начали работу по отбору домов, обследованию, составлению сметных расчетов еще осенью прошлого года, то в Архангельске, к сожалению, этот план был сформирован только в самом конце марта. Но, думаю, к середине лета на конкурсной основе будут выбраны подрядчики по большинству домов. За исключением деревянных, где нужно сначала заказать проект и только затем начинать ремонт. В любом случае это будет сделано в текущем году.

– Капитальный ремонт – масштабная работа, успеете ли? Полгода уже прошло.

Будут объекты, переходящие на 2016 год, в Архангельске в том числе. По многим домам на этот год запланированы, например, только ремонт кровли и фундамента, а инженерные сети переходят на следующий год. Как правило, на одном доме один вид капремонта занимает 30–40 рабочих дней. Если одновременно начать работы по нескольким видам, то в течение месяца-двух основную часть вполне реально завершить. Лишь бы подрядная организация имела достаточно опыта.

– Давайте поговорим о взносах и квитанциях. Один из частых вопросов – как объединить счета, чтобы на семью, в которой несколько собственников, приходила одна общая квитанция?

– Нормы закона предписывают выставлять квитанции каждому собственнику. Но мы предлагаем такое решение: написать нам заявление об объединении лицевых счетов. Бланк заявления есть на нашем сайте, но можно написать и в произвольной форме, главное, чтобы на нем подписались все собственники и приложили копии документов, подтверждающих право собственности. Заявление можно принести лично, прислать по факсу или обычным письмом. На квитанции указан наш адрес, номера телефонов, факса, адрес электронной почты. На электронку тоже можно отправить документы, но тогда нужно обязательно отсканировать заявление, чтобы были оригинальные подписи собственников.

Но есть одна тонкость: мы не объединяем счета в отношении льготополучателей. Это принципиально, поскольку мы должны льготников идентифицировать с их нормой площади. Простой пример: квартира приватизирована на пятерых собственников, среди них один льготник. Четыре человека могут написать заявление об объединении счетов, и в эту квартиру будут приходить две квитанции – одна на льготника, другая на остальных собственников. Даже если льготников несколько, их квитанции объединить нельзя, потому что расчет льгот различен: скажем, для инвалидов – одна норма, для ветеранов другая...

– Почему собственники-льготники получали квитанции с разными суммами льгот?

– В квитанциях за первые два месяца (ноябрь, декабрь) не были указаны суммы льгот. Но уже в январской квитанции льгота была рассчитана с учетом ноября, декабря и за январь. В каждой следующей квитанции льгота указана за соответствующий месяц. К тому же в ноябре-декабре прошлого года тариф на капремот был 6 рублей 10 копеек, а с января – 6 рублей 37 копеек с квадратного метра. Поэтому и льготы за прошлый год и за этот тоже разные. А вот если собственник имеет право на льготу, а в квитанции она не обозначена, это уже проблема. В таком случае нужно любыми доступными способами дать нам сигнал, и мы будем разбираться индивидуально.

– А если квитанции вообще не приходят?

Одна из причин – по этому человеку у нас нет данных. Это проблема всех региональных операторов: закон обязал выпустить квитанции на всех собственников помещений, но не сказал, где взять информацию по собственникам. Росреестр, с которым мы работаем на платной основе, имеет эти данные только с 1998 года. А приватизация началась в 1991-м. И добывать информацию за «выпавшие» семь лет приходится из разных источников, и далеко не все идут на контакт. Поскольку здесь вклинивается закон о защите персональных данных. Поэтому если кому-то из собственников не приходит квитанция, необходимо нам тоже подать сигнал. Это в интересах собственника.

– Скорее получится наоборот: человек скажет, хорошо, мне не приходят квитанции, значит, и платить не надо...

Это может быть «хорошо» до определенного момента. Но рано или поздно мы всю базу соберем и будем взыскивать долг, а срок исковой давности у нас – три года. И можете не сомневаться, как только мы установим собственника, квитанция ему будет выставлена с ноября 2014 года.

Есть еще одна причина, почему не приходят квитанции. Есть дома, которые находятся на спецсчете, и там задача по печати и распространению квитанций возлагается на собственников или уполномоченных ими лиц. Мы не занимаемся поиском собственников в этих домах. Мы можем для этих домов сформировать квитанции: уполномоченные лица приходят к нам, получают сформированные квитанции, сами печатают, распространяют и занимаются должниками.

Как определить, на каком счете ваш дом? На нашем сайте есть информация, можно поискать свой дом в списке тех, которые выбрали спецсчет. Посмотрите в квитанцию: если в расчетном счете обозначен «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Петрокоммерц» либо другой банк, кроме «Газпромбанка», то это однозначно специальный счет. Потому что регионалный оператор («общий котел») работает с «Газпромбанком», ну и есть порядка 70 домов, у которых в том же банке специальный счет. Еще в верхнем углу квитанции обозначен код: если это «код-1», то это счет «общего котла», а «код-2» означает специальный счет.

– Как объяснить такую ситуацию: собственник уплатил взнос по первой квитанции, но в следующей ему выставили долг?

Закон обязывает нас как регионального оператора работать с «общим котлом». То, что мы ведем учет средств, формируем квитанции по спецсчету, – это дополнительные обязан ности, которые мы взяли на себя, понимая те сложности, что возникают у собственников. Можно сказать, со спецсчетами мы работаем по остаточному принципу. Да, действительно, некоторые платежи не учитываются в нашем расчетном биллинговом центре по два-три месяца.

Но главное – понимать, что эти деньги не потерялись, они фактически уже лежат на специальном счете, просто мы не соотнесли эту платежку в нашей расчетной системе. Когда мы это сделаем, долга не будет – когда выйдем на плановый выпуск квитанций. А пока идем с опозданием: сейчас выставляем квитанции за апрель, через пару недель – за май, потом за июнь. И там уже срок между квитанциями будет составлять не две недели, а четыре, и у нас будет возможность вовремя вносить информацию в наш расчетный центр. Если вы оплатили предыдущий взнос, вносите только текущий платеж. На «долг» внимания не обращайте.

– А если накопился реальный долг?

– Пока региональный оператор никаких санкций ни к кому не применяет, стараемся вести разъяснительную работу, убеждать. Сейчас пени не начисляем, потому что должны выйти на плановый выпуск квитанций.

По закону оплата квитанции должна быть произведена до 20-го числа следующего месяца. То есть, если квитанция за июнь, она должна быть оплачена до 20 июля. Теоретически, с 21 июля мы уже вправе начислять пени. Понятно, что в июле мы этого делать не будем, еще дадим месяц-другой, чтобы собственник увидел, что все идет в установленные сроки, а потом уже будем механизм этот использовать.

– Освободят ли новые дома от взносов на капремонт?

О возможном освобождении новостроек на какой-то период от взносов говорят еще с прошлого года, но на сегодня таких изменений в Жилищный кодекс не внесено.

– Какова собираемость взносов в нашей области?

В целом по области собираемость – порядка 34 процентов. Мы это связываем с тем, что квитанции не выставляются в определенные сроки, кому-то не начисляются льготы, есть проблемы по выплате, от нас не зависящие. Плюс некоторое недоверие граждан к новой системе. Тем не менее за последний месяц мы собрали больше, чем начислили.

– Областные власти определили минимальный размер взносов на капремонт. Есть ли дома, где собственники решили увеличить отчисления?

– Есть такие решения. Максимальный размер – по 20 рублей с квадратного метра, в обычной пятиэтажке в Архангельске. Есть – по 10– 12 рублей. Просто там живут активные люди, которые заинтересованы сохранить дом в нормальном состоянии и провести капремонт как можно раньше.

Спрашивала Людмила АСЮТЧЕНКО

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело N 5В04-68

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.И. Нечаев, рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Б. дело по иску А. к Б. и М. о признании недействительным договора купли-продажи комнаты, признании преимущественного права покупки и переводе на истицу прав и обязанностей покупателя,

установил:

А. обратилась в суд с иском к Б. и М. о признании недействительным договора купли-продажи комнаты, признании преимущественного права покупки и переводе на истицу прав и обязанностей покупателя, сославшись на то, что она является собственником двух комнат в квартире по адресу: <...>. Собственником третьей комнаты в указанной квартире являлась М., которая 10 апреля 2002 г. по нотариально удостоверенному договору продала данную комнату Б. Истица считает , что при этом было нарушено ее преимущественное право покупки жилого помещения.

Ответчик иск не признал.

Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 27 декабря 2002 г. иск удовлетворен.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 марта 2003 г. решение суда оставлено без изменения.

Определением президиума Московского городского суда от 1 апреля 2004 г. указанные выше судебные постановления оставлены без изменения.

В надзорной жалобе Б. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе Б. указывает на то, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.

Согласно ст. 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Разрешая дело и удовлетворяя иск, суд исходил из того, что квартира <...> находилась в общей собственности А. и М., поэтому истица имела преимущественное право покупки продаваемой ответчицей комнаты, которое было нарушено при заключении между М. и Б. договора купли-продажи от 10.04.2002.

Между тем, как указывает заявитель в надзорной жалобе, М. приобрела право собственности на комнату размером 11,9 кв. м в указанной квартире на основании договора приватизации от 07.07.99 (л.д . 19). На основании аналогичного договора от 02.11.2001 А. приобрела право собственности на две другие комнаты размером 32,9 кв. м (л.д . 7). В связи с этим ответчик считает, что в соответствии с названными договорами у каждого из проживающих в коммунальной квартире 67 возникло право собственности на отдельные жилые помещения в данной квартире. При этом квартира в целом в общую собственность А. и М. не передавалась и потому общая собственность на нее у них не возникла (ст. 244 ГК РФ), следовательно, ст. 250 ГК РФ в данном случае применена быть не может.

В надзорной жалобе Б. ссылается также на то, что судом при разрешении дела не был применен Закон Российской Федерации от 04.07.91, с последующими изменениями и дополнениями, "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно, в частности, ст. 3 которого в долевой собственности собственников приватизированных жилых помещений в коммунальной квартире находится общее имущество в коммунальной квартире.

Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой Б. и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определил:

дело по иску А. к Б. и М. о признании недействительным договора купли-продажи комнаты, признании преимущественного права покупки и переводе на истицу прав и обязанностей покупателя направить для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.И.НЕЧАЕВ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова

судей Т.И. Еременко, Л.В. Борисовой

при секретаре М.И. Паршиной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Безуглого Н.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области" по апелляционной жалобе Безуглого Н.В. на решение Белгородского областного суда от 10 февраля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Белгородской областной Думы Л.И. Старцевой, Губернатора Белгородской области И.В. Поповой, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Белгородской областной Думой 24 января 2013 года принят Закон "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области", который 31 января 2013 года подписан Губернатором Белгородской области и официально опубликован в издании "Белгородские известия" 7 февраля 2013 года.

Безуглый Н.В. обратился в Белгородский областной суд с заявлением об оспаривании названного закона, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям ст. ст. 1 - 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и незаконно возлагает на собственников жилых помещений в многоквартирных домах обязанность по уплате денежных средств за ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании Безуглый Н.В. поддержал заявленные суду требования.

Представители Белгородской областной Думы и Губернатора Белгородской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Белгородского областного суда от 10 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Безуглый Н.В. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На основании ч. ч. 1 , 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 данного Кодекса).

Согласно ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора.

Как усматривается из материалов дела, предметом регулирования оспариваемого Закона является создание системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области.

Статьей 2 названного Закона "О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области" для создания условий формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определен региональный оператор, который учреждается органом исполнительной власти Белгородской области и обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.

Также указанным Законом установлен порядок создания и цели деятельности регионального оператора (ст. 2), требования к его финансовой устойчивости (ст. 3), направления расходования его средств (ст. ст. 5, 6), порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта (ст. 7), порядок контроля и надзора за деятельностью регионального оператора (ст. 8).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, областной суд исходил из того, что оспариваемый Закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений ст. 167 Жилищного кодекса РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

Определение ВС РФ от 04 июня 2014 года

По делу № 57-АПГ14-3

Принято Верховным Судом Российской Федерации

  1. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
  2. председательствующего В.Б. Хаменкова судей Т.И. Ерёменко, О.А. Ксенофонтовой при секретаре АО. Дарькине рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Рудова ДВ о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановлений Правительства Белгородской области № 345-пп от 19 августа 2013 года «Об утверждении долгосрочной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы», № 365-пп от 9 сентября 2013 года «О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области», № 399-пп от 23 сентября 2013 года «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19августа 2013 года № 345-пп», № 486-пп от 25 ноября 2013 года «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год» по апелляционной жалобе Рудова Д.В. на решение Белгородского областного суда от 24 февраля 2014 года.
  3. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Губернатора Белгородской области А.О. Калюжной и И В. Поповой,возражавшим против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации НЮ. Гончаровой,полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
  4. Установила:

  5. Правительством Белгородской области 19 августа 2013 года принято постановление № 345-пп «Об утверждении долгосрочной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы». В указанное постановление Правительством Белгородской области внесены изменения путем принятия постановления № 399-пп от 23 сентября 2013года «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года № 345-пп».
  6. В целях формирования фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Белгородской области Правительством Белгородской области приняты постановления № 365-пп от 9 сентября 2013 года «О порядке установления минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области» и № 486-пп от 25 ноября 2013 года «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Белгородской области на 2014 год».
  7. Указанные постановления официально опубликованы на официальном сайте Губернатора и Правительства Белгородской области,а также размещены в правовой системе «Консультант Плюс».
  8. Рудов Д.В. обратился в Белгородский областной суд с заявлением об оспаривании названных постановлений, ссылаясь на то, что не опубликованы в установленном законом порядке, противоречат положениям ст. 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации, поскольку возлагают обязанности по оплате капитального ремонта только на собственников помещений в многоквартирном доме.
  9. В судебном заседании Рудов Д.В. поддержал заявленные суду требования.
  10. Представители Правительства Белгородской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
  11. Решением Белгородского областного суда от 24 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
  12. В апелляционной жалобе Рудов Д.В. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
  13. Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела,Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
  14. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  15. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
  16. На основании ч.ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
  17. Согласно ч. 8.2 ст. 13 Жилищного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление минимального размера взноса на капитальный ремонт.
  18. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями,утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке,установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме,принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 8.1 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
  19. Оспариваемым в настоящем деле постановлением Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 года № 345-пп утверждена долгосрочная адресная программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-20143 годы.
  20. Согласно паспорту к данной Программе исполнителями и участниками Программы являются жилищно-коммунальные хозяйства Белгородской области, Фонд содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства Белгородской области, администрации муниципальных образований, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, товарищества собственников жилья,жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, другие специализированные потребительские кооперативы. Источниками финансирования Программы являются средства собственников помещений в многоквартирных домах путем внесения обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
  21. Указанное постановление постановлением Правительства Белгородской области от 23 сентября 2013 года № 399-пп дополнено пунктом 2 в следующей редакции: «Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение одного месяца после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом».
  22. Постановлением Правительства Белгородской области от 9сентября 2013 года № 365-пп утверждены методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Белгородской области и определен орган исполнительной власти Белгородской области ответственным за проведение организационных мероприятий по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Белгородской области.
  23. Постановлением Правительства Белгородской области от 25 ноября 2013 года № 486-пп установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2014 год по Белгородской области в размере 5,90 рубля на 1 кв. метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц.
  24. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в силу ст. 13 Жилищного Кодекса Российской Федерации установление минимального размера взноса на капитальный ремонт относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Противоречий оспариваемых норм положениям федерального законодательства не усматривается.
  25. Таким образом, оспариваемые постановления приняты исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
  26. Исходя из положений ст. 36-40, ст. 158 Жилищного Кодекса РФ, ст.
  27. 290 Гражданского Кодекса РФ, обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт распространена на собственников помещений всех многоквартирных домов.
  28. Вывод суда о том, что на собственников помещений в многоквартирном доме на федеральном уровне возложена обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт в многоквартирном доме, в связи с чем права и законные интересы заявителя, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме оспариваемыми постановлениями не нарушены, является правильным.
  29. Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка опубликования оспариваемых постановлений носят ошибочный характер.
  30. В соответствии с пунктами 1 и 2 закона Белгородской области №
  31. 112 от 31.12.2003 года «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» в редакции закона от 26.02.2013 года № 178, действующей на момент издания оспариваемых актов, официальным опубликованием правовых актов законов Белгородской области, постановлений Белгородской областной Думы,постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области,постановлений и распоряжений Правительства Белгородской области, а также иных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Белгородской области, являются газета «Белгородские известия», «Сборник нормативных правовых актов Белгородской области», официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.
  32. Таким образом, на законодательном уровне субъекта Российской Федерации определены официальные источники опубликования актов,одним из которых является официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области.
  33. Поскольку оспариваемые постановления доведены до сведения граждан посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте законодательно определенным официальным источником опубликования, а также посредством правовой системы «Консультант Плюс», у суда не было оснований считать порядок опубликования нарушенным.
  34. Другие доводы жалобы сводятся к доводам, изложенным в заявлении Рудова Д.В., они были рассмотрены в ходе судебного заседания суда первой инстанции, им была дана соответствующая оценка, и они не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
  35. Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Определение Верховного суда от 04.06.2014 г.за №А-57-АПГ14-2:"Плата за капитальный ремонт для собственников жилья НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ. Это фонд, а фонд собирается из добровольных пожертвований. Конституция РФ не предусматривает платы за НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ услуги."
Собственник, согласно ст.210 Гражданского кодекса несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.Но у нас в свидетельстве о владении квартирой черным по белому записано, что мы являемся только собственниками СВОИХ квадратных метров, никакого зарегистрированного права на имущество общего пользования дома(земли под домом, лестницы, коммуникаций,подвалов, чердаков и т.д.) у нас нет.Суммы незаконных сборов на капремонт составляют миллиарды рублей, кто контролирует эти деньги и куда они тратятся -непонятно.
1.Общее имущество до сих пор не оформлено, не зарегистрировано, не поставлено на учёт, то есть документально, у нас общего имущества нет.
2. Согласно данным Росстата, сведений о состоянии жилищного фонда НЕТ: «первичный учёт жилищного фонда отсутствует, и нет субъекта, который бы нёс за это ответственность. Ни один из гос органов на Федеральном, муниципальном и региональном уровне не обладает полной информацией по первичному учёту жилья. Нет учёта ветхого и аварийного жилья». Инструментальная оценка износа домов не проводилась более 20 лет. Извините, а как можно не имея знаний, назначить капремонт, да ещё и тариф выдумать?
3. Граждане приватизировали свои квартиры на объявленных условиях. Данные обязательства зафиксированы законом РСФСР № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 года и продублированы законом РФ № 4199-1 от 23.12.1992. А теперь государство, выполнив свои обязательства не более чем на 10%, фактически объявляет дефолт - отказывается платить по долгам, перекладывая свои расходы на граждан. Прежде, чем начать собирать деньги на новый ремонт, надо сделать тот. который не произведён. Кто его должен был сделать? По закону – предыдущий собственник, в нашем случае – государство. Пока эта обязанность не выполнена, никакие деньги собираться не могут и никто их платить не обязан. Но деньги как всегда благополучно были разворованы (это тоже был «Фонд содействия реформированию ЖКХ», проверенный Генпрокуратурой РФ) и теперь гражданам предлагают оплатить коррупцию и криминал уже из своих кровных
4. Пункт 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ гласит: «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом». Таким образом, обязательный сбор на капремонт жилья вступает в противоречие с Налоговым кодексом
В Москве так же начата всеобщая кампания за отказ оплачивать будущий капитальный ремонт домов в соответствии с законом № 271-ФЗ от 25.12.2012 г..
Указанный закон грубо нарушает ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и ст. 16 Закона о приватизации жилого фонда № 1541-1 от 04.07.1991 г., согласно которому государство обязано было сделать полный капитальный ремонт во всех домах, построенных до 1991 г. за счёт бюджета. Так же 271 закон нарушает п. 4 ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 1 и п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 12 и п.1 ст. 33 Закона о Защите Прав Потребителей.
В дополнение к огромному числу нарушений нормативных актов РФ, в 271 законе никак не прописана процедура сохранения денежных средств жильцов. Банки гарантируют сохранность средств только в размере 1 400 тыс. руб. в соответствии с законом о банковских гарантиях. Государство страховать денежные средства, которые будут перечисляться на капитальный ремонт, отказывается из-за непредсказуемого положения дел в экономике и невозможности прогнозировать реальную инфляцию на 30 лет вперёд. В таких условиях жильцы домов, скорее всего, просто лишатся тех средств, которые удастся накопить за несколько лет. Мы такое уже проходили.
Что же делать гражданам?
1. не подписывать никакие «регистрации общих собраний», а тем более решений и листов голосования;
2. Обратиться к Президенту РФ Путину В.В., Премьер министру РФ Медведеву Д.А., Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Меню М.А. с заявлением об отказе оплаты « взносов» на капремонт и с требованием:
- ввести мораторий на Федеральный закон № 271-ФЗ от 25.12.12г;
- привести в соответствие с действующим законодательством Федеральный закон № 271-ФЗ от 25.12.12г;
- провести антикоррупционную проверку Федерального закона № 271-ФЗ от 25.12.12г;
- провести ревизию и инвентаризацию общего имущества МКД;
- выдать собственниками на руки документ об их владении общим имуществом дома с указанием метража, площадей и кубатуры данного имущества;
- провести первый после приватизации капитальный ремонт общего имущества МКД или перевести сумму задолженности на счет капремонта дома;
- разработать процедуру защиты средств на капремонт от инфляции и механизм сохранения указанных средств;
- установить обоснованный размер взносов на капремонт многоквартирных домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда;
- инициировать процедуру лишения депутатских полномочий и увольнения с государственной службы с формулировкой "за служебное несоответствие и нарушение требований ФЗ о государственной службе" всех лиц, причастных к разработке и продвижению ФЗ № 271-ФЗ от 25.12.2012
Теперь власть взялась и за дачников:перед новым годом удалось протащить на подпись президенту законопроект, который ставит рейдерские захваты земли на законную основу. Отныне отнять у собственника любой участок земли, а вместе с ним и строения, могут естественные монополии, госкорпорации, пользователи недр.Теперь разрешено пересчитывать налог на землю по новой кадастровой стоимости, причем не за последний год, а за три предыдущих.Дачник может теперь получить квиток вместо допустим одной тысячи на 5-10 тысяч.
Замминистра экономического развития Павел Королев лоббирует "Закон о садоводстве", по нему все имущество общего пользования садоводства будет принадлежать не садоводам, а неким юридическим лицам. И если это юрид.лицо возьмет кредит под землю и пропадет, то перед банком будет отвечать садоводство, т.е. дачники, а не отдадут, то их землю могут продать за долги
А на днях был презентован документ"Стандарт содержания СНТ". Теперь каждое садовое товарищество должно иметь дорогу с твердым покрытием(8км гравийной дороги=8миллионов рублей), все провода уличного освещения должны быть одного стандарта(8 км=3 миллиона), забор определенной высоты и без заусениц(!) и красить его надо раз в 3года, иметь обязательные шлагбаумы и автоматические ворота, регулярный покос травы и круглогодичная уборка снега.За заусеницы на деревянном заборе Госадмтехнадзор наложит штраф на дачника 5 тысяч рублей, на председателя 50 тысяч рублей, а на товарищество, как на юридическое лицо, 500 тысяч.Если у садоводства нет денег на штрафы, то через суд отберут землю и дома, потому что ответственность у товарищества солидарная.(Автор "Стандарта" единорос зампред Мособлдумы Никита Чаплин.)
Сопредседатель национального Совета по земельной политике и ЖКХ Л.Голосова:" Сейчас обкатают схему отьема имущества у граждан на Московской области, а потом будут внедрять по всей стране. В России 70 млн имеют дачные участки.Многие выживают только благодаря труду на земле.Власть не может этого не знать, так почему же она так поступает с народом?
(Ан №30 от 13 .08.2015)