Создание расчетного центра по коммунальным платежам. Эксперты обсудили создание ерц для расчетов за услуги жкх. «Татэнергосбыт» вводит «казначейский» порядок в ЖКХ

В рамках заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 23 ноября 2010 года, Президент России поставил на повестку дня вопрос о создании единых расчетных центров. "Думаю, что люди не дожны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления, поэтому есть неплохая идея создания муниципальных баз данных. В таких базах могла бы храниться информация по всем направлениям, причем в режиме постоянной актуализации и об объемах поставленных ресурсов, и об истории платежей, кто как платит у кого какие проблемы" - подчеркнул Президент.

В поддержку высказанной идеи выступил и Василий Алексеевич Юрченко, который в то время занимал должность губернатора Новосибирской области: "Необходимо создавать информационные центры при муниципалитетах или жилищных инспекциях. Эти центры будут консультировать граждан по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг и взаимодействия с управляющими компаниями, внедрять передовые технологии, по сбору, хранению данных о потреблении коммунальных ресурсов, их стоимости и оплате".

Как мы видим концепция таких центров заключалась в сборе, переработке и хранении информации о правильности начисления упрвляющими организациями, ТСЖ, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами собственникам и нанимателям жилых помещений, платы за пользование помещениями, за потребление коммунальных ресурсов, сведения о потребленных коммунальных ресурсах.

Однако впоследствии данная модель была дополнена сегментом проведения этими центрами расчетных функций, а также функций платежного агента, которому от собственников помещений поступают денежные средства, подлежащие распределению конечным поставщикам ресурсов и управляющим организациям. В тот же период данная схема получила название "расщепление платежей".

Примечательно то, что до сих пор в законодательстве Российской Федерации такая дефиниция как "расщепление платежей" отсутствует.
Однако по прошествии времени система единых информацинно-расчетных центров (ЕИРЦ) стала повсеместно внедряться в субъектах Российской Федерации, показала как свои положительные так и отрицательные стороны. И, что немаловоажно, возникла проблема так называемого "навязывания" этих ЕИРЦ путем несовершенства жилищного законодательства, позволяющего использовать часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) в качестве лазейки: управляющая организация вправе заключить агентский договор с организацией ЕИРЦ на осуществление платежей за пользование помещением и коммунальные услуги.

Фактически без предварительного согласования с собственниками. Однако большинство неискушенных граждан из числа собственников, полагаясь на правомерность деятельности ЕИРЦ, к сожалению, не владеет информацией о том, что прежде, чем заключить договор с организацией ЕИРЦ, собственники должны принять соответствующее решение на общем собрании. В регионах активный сегмент гражданского общества в настоящее время отстаивает свои жилищные права и интересы. Люди не против феномена ЕИРЦ, а против необосновнанного навязывания тех услуг ЕИРЦ, которые им не нужны.

Прежде всего, следует отметить что использование схемы оплаты через ЕИРЦ - есть ни что иное как изменение порядка внесения платы за содержание помещений, за коммунальные услуги.

Привычный порядок внесения такой платы непосредственно управляющей организации (часть 7 статьи 155 ЖК РФ) закреплен в договорах управления многоквартирным домом (ДУ МКД) (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).

Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) порядок внесения платы является существенным условием ДУ МКД. Часть 8 статьи 162 ЖК РФ и часть 1 статьи 452 ГК РФ регламентируют порядок внесения изменений и дополнений в договор в той же форме, в какой заключен основной договор (т.е. письменной форме).

Немаловажным аспектом является и взимание комиссии организацией ЕИРЦ за оказание услуг платежного агента. Аналогичным образом, перечень работ и услуг, а также их финансовое обоснование должны ежегодно утверждаться на общем собрании собственников помещений согласно Постановлению Правительства от 13.08.2006 г. №491. Минстрой Российской Федерации в своем письме от 15.06.2016 № 18560-ОД/04 подтверждает данную норму подзаконного нормативного правового акта Правительства России.

Наконец, за последние 6 лет накоплена большая судебная практика, направленная против "произвола" управляющих организаций, ТСЖ ит.п. и ЕИРЦ.

Так в Апелляционном Определении Саратовского областного суда от 17.09.2013 по делу № 33-5947 суд признал недействительными агентские договоры, заключенные между ТСЖ и организацией ЕИРЦ без решения общего собрания членов ТСЖ, а расходы на обязательные платежи агентам за совершение расчетно-кассовых операций - незаконными. Наряду с этим в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2016 г. по делу № А62-2433/2015 суд оставил в силе решения судов нижестоящей инстанции, кассационную жалобу организации ЕИРЦ - без удовлетворения и подчеркнул недопустимсть навязывания собственникам условий о перечислении ими денежных средств на расчетный счет организации ЕИРЦ, как невыгодных для собственников и не относящихся к предмету договора управления.

Плата иным организациям - подчеркнул суд - может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Таким образом, внедрение в России ЕИРЦ должно проводиться в строгом соизмерении с жилищными правами и интересами собственников, ибо только с их предварительного согласия и принятия соответствующего решения на общем собрании могут устанавливаться, изменяться и прекращаться гражданские права и обязанности, но никак не путем злоупотребления правами граждан и использования лакун и коллизий нашего еще не вполне совершенного жилищного законодательства.

Страница
6

Из полученных данных видно, что коммунальные службы ЖКХ г. Хабаровск теряют 17 % своих денег только из-за того, что процедура оплаты требует много времени от плательщика. Следовательно, можно поставить перед собой вопрос: каким образом можно упростить процедуру оплаты и тем самым повысить собираемость коммунальных платежей? О том каким образом реализовать мероприятия по повышению собираемости коммунальных платежей в городе Хабаровск в ближайшее время, пойдет речь в следующем разделе.

Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей

Оптимальным вариантом решения поставленного вопроса является организация в городе Хабаровск единого расчетного центра, который позволит до минимума сократить время порядок оплаты коммунальных платежей и тем самым повысит уровень их собираемости.

Создавая Единый расчетный центр (ЕРЦ) для ведения жилищно-коммунальных расчетов, администрация города меняет всю систему договорных отношений в системе городского ЖКХ. Главное изменение состоит в том, что жилищные организации (ЖО) превращаются в поставщиков специфического вида услуг, именуемых жилищными, и становятся клиентами ЕРЦ, равноправными с прочими организациями - поставщиками коммунальных услуг. Это выводит ЖО из состояния хронической задолженности перед последними, но, с другой стороны, лишает привычных оборотных средств. Данный факт обостряет отношения между ЕРЦ и ЖО, но он необходим для старта реформы ЖКХ, так как выявляет дисбаланс между тарифами на коммунальные и жилищные услуги. Последние практически не менялись с 1997 года, в то время как тарифы на свет, тепло и воду повышаются в среднем два раза в год.

При ведении расчетов по старой схеме - то есть силами ЖО - в разных городах (а часто и в разных районах одного города) существует заметное расхождение в методах начислений платежей за ЖКУ, а также льгот и субсидий. Это объясняется тем, что расчет не является профильной деятельностью ЖО и у них некому следить за нестабильным законодательством. ЕРЦ не только занимается изучением законодательства, но и выходит с методическими предложениями на Управление ЖКХ. Поэтому работа ЕРЦ становится движущей силой реформы ЖКХ города, так как стимулирует принятие конкретных управленческих шагов. Требуется не только единая методика начислений, но и взвешенные решения по реструктуризации долгов. Например, должен быть определен порядок погашения задолженности: следует ли сначала гасить долг или закрывать текущие платежи. Или более сложная задача: если за период задолженности сменился поставщик услуги, то в каком порядке нужно учитывать поступления - делить их между обоими кредиторами или закрывать долги в хронологической последовательности. Занимаясь подобными проблемами, правительство края невольно вынуждено вырабатывать общий разумный стиль управления отраслью, а не просто искать финансы для латания дыр.

Работа ЕРЦ упорядочивает также и взаимоотношения поставщиков ЖКУ с бюджетами различных уровней. Во-первых, уменьшается доля невозмещения льгот и субсидий за счет правильности их предоставления. С другой стороны, контролирующие бюджетные органы получают от ЕРЦ максимум информации о расходовании бюджетных средств и имеют все возможности для ее проверки и согласования. Таким образом, стимулируется упорядочение законодательства по социальной поддержке, и высвечивается ответственность бюджета (и соответствующего уровня власти) за конкретные недоплаты по льготам и субсидиям.

Процесс создания ЕРЦ имеет много подводных камней, и его лучше поручать опытным специалистам. Следует заранее продумать, каким образом компенсировать расхождения между старым и новым процессами начислений, которые непременно выявятся при конвертации данных. Необходимо также определить состав выходной отчетности ЕРЦ во избежание внезапно возникающих "горящих" задач, которые заметно снижают эффективность работы центра. Если ЕРЦ должен обсчитывать более 100 тысяч лицевых счетов, необходимо планирование собственной обслуживающей структуры, которая будет заниматься администрированием сети и базы данных, поддерживать работоспособность оргтехники и каналов связи.

Мощность и функциональность ЕРЦ можно наращивать постепенно, например, такими этапами:

Создание информационного сервера для участников процесса. Отсутствие информации обостряет отношения между ЕРЦ, организациями-клиентами центра и населением. Информационный сервер поможет устранить эти проблемы и снять часть нагрузки с работников ЕРЦ.

Внедрение современных способов оплаты (карты предоплаты, Интернет-платежи). Чем больше возможностей предоставляется гражданам для оплаты ЖКУ, тем меньше будет задолженность.

Прием на обслуживание центром поставщиков прочих услуг: страхования, услуг связи, ГИБДД и так далее.

Хорошо развитый ЕРЦ является удобной базой для постепенного создания общего информационного пространства города. Информация о горожанах, хранящаяся в картотеке лицевых счетов ЕРЦ, при должном оформлении может быть использована во всех соседних структурах, начиная с БТИ и паспортно-визовой службы и заканчивая такими крупными блоками, как образование и здравоохранение. Таким образом, Единый расчетный центр обладает неограниченным потенциалом роста, вплоть до глобальной муниципальной информационной системы.

Таким образом, в рамках данной главы представим мероприятия по разработке системы управления жилищно- коммунальным хозяйством города Хабаровск.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

Коммунальные платежи представляют собой сравнительно стабильный поток наличных денег. Многие банки стремятся выйти на этот рынок и удержаться на нем. Коммунальные службы (зачастую недовольные существующими механизмами приема платежей) со своей стороны пытаются принимать их самостоятельно. Кроме того, местные администрации пытаются упорядочить работу коммунальных служб и движение платежей. Окончательно запутывают ситуацию субсидии. Можно ли в такой ситуации систематизировать и упорядочить многочисленные информационные потоки, создать благоприятные условия для населения и участвующих организаций?

Эту задачу призвана решить единая городская Система автоматизированного учёта Платежей населения.

Внедрение Системы в масштабах города Хабаровск обеспечивает :

· для плательщиков – получение достоверных сводных счетов о своих задолженностях по месту оплаты, единой пластиковой карточки со своим платежным кодом вместо множества расчетных книжек.

· для коммунальных служб - получение корректной информации в электронном виде в режиме реального времени об оплатах и плательщиках, что дает возможность ускорения процесса учета и начисления платежей, резкого снижения его трудоемкости и сводит к минимуму количество невыясненных платежей;

· для городской администрации - невозможный ранее уровень информации о плательщиках, суммах коммунальных платежей, субсидиях и задолженностях плательщиков;

· для банков – оперативность и достоверность приема и обработки коммунальных платежей как в точке приема так и в банке в целом, резкое уменьшение процента ошибок, уменьшение трудоемкости обработки оплаченных извещений, увеличение скорости обслуживания, возможность сокращения количества работников, занятых учетом коммунальных платежей, ускорение межбанковских расчетов;

В минстрое РТ рассказали, как именно 33 млрд. рублей платежей населения будут «окрашивать», чтобы пресечь воровство

Некоторые секреты работы нового ЕРЦ, который возглавил начальник «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов, раскрыл накануне минстрой РТ. Законно ли его создание, на кого взвалят тяжесть неплатежей граждан объемом в 5,4 млрд. рублей, какой банк сможет получить статус уполномоченного и какова судьба почти тысячи работников существующих ЕРЦ республики, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

Рифнур Сулейманов возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения

ЕРЦ: СРЕДСТВА НЕ БУДУТ СЛИВАТЬСЯ В ОБЩИЙ КОТЕЛ, А СТАНУТ «ОКРАШЕННЫМИ»

Сбор платежей за ЖКУ в Татарстане собирают в один мощный кулак Рифнура Сулейманова , главы «Татэнергосбыта». Он возглавит создаваемый сейчас единый расчетный центр, который объединит в себе сбор платежей как за электроэнергию, так и за другие коммунальные и жилищные услуги, кроме газоснабжения. Таким образом, Сулейманов будет отвечать за солидный кусок пирога экономики республики весом примерно в 33 млрд. рублей в год. Об этом в среду стало известно в ходе заседания штаба по подготовке к новому отопительному сезону с участием президента РТ Рустама Минниханова . Глава республики дал неоднозначно понять, что саботажа от управляющих компаний и ТСЖ не потерпит.

«Сразу предупреждаю, что это решение принято. Если у кого-то есть конструктивные предложения, вы должны [информацию] об этом сообщить», — сказал президент РТ и подчеркнул, что работать с ЕРЦ будет не правом, а обязанностью для всех УК, ТСЖ и ЖСК республики.

Однако, как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ Михаил Застела , законодательной подпорки данной инициативы на данный момент нет. Действительно, в настоящее время деятельность расчетных центров законодательно не регулируется ни Жилищным, ни Гражданским кодексами. Как считает Застела, если крупные УК гарантированно будут работать с новым ЕРЦ, то мелкие ТСЖ и ЖСК могут и отказаться от этой идеи, поскольку, по его мнению, опасаются стать слишком прозрачными. Сегодня средства жителей поступают напрямую управляющим компаниям, и жилищники сами занимаются расщеплением средств — за тепло, электроэнергию, за уборку мусора и так далее. Однако, считает общественник, порой руководители УК начинают тратить средства жителей не по назначению, задерживать оплаты ресурсоснабжающим организациям, а если платят, то не полностью. Да и что скрывать, порой просто воруют средства жителей. Расстаться с такой бездонной кормушкой добровольно мало кто захочет.

Новая система сбора и расщепления средств будет похожа на казначейскую. Средства не будут сливаться в общий котел, а станут «окрашенными». Деньги, поступающие за оплату ЖКУ, после расщепления будут зачислять на три группы счетов: за жилищные услуги — на счета подрядных организаций, которыми подрядчики смогут воспользоваться только после подписания актов выполненных работ; за поставленные коммунальные услуги — на счета ресурсоснабжающих организаций, которыми они смогут воспользоваться только после подписания актов сверки с управляющими организациями. Управляющие же компании получат только те средства, которые полагаются им по праву за услугу по управлению домами.

По логике создателей нового ЕРЦ, это позволит решить проблему целевого использования средств собственников, лишить недобросовестных работников УК интереса совершения нарушений при начислении за ЖКУ, а также повысит качество самих жилищных услуг, поскольку штрафы, которые будут начисляться управляющей компании за нарушения, будут списываться со счетов УК из средств, полученных на управление МКД.

«ПЛАТЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА НАСЕЛЕНИЯ НЕ 100 ПРОЦЕНТОВ. УК — ЗАЛОЖНИКИ ЭТОЙ СИТУАЦИИ»

Тем не менее возникает масса вопросов. К примеру, кто возьмет на себя тяжкий груз неплатежей жителей? По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей. А с учетом долгов, накопившихся с 2005 года, общий ком неплатежей в Татарстане составляет 5,4 млрд. рублей. Сейчас УК выходят из положения, понемногу недоплачивая ресурсоснабжающим организациям за их услуги, объясняя это плохой платежной дисциплиной татарстанцев. Но как будет работать данная система, если у руля распределения средств жителей встанет профессиональный сборщик платежей ресурсоснабжающей организации «Татэнерго», который заточен в первую очередь на покрытие убытков поставщиков ресурсов?

Ответил на этот вопрос «БИЗНЕС Online» первый замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексей Фролов . «Сегодня ресурсоснабжающие организации имеют преимущественное право (получения средств), и с управляющих компаний они берут максимально. Тот же „Татэнергосбыт“, у которого собираемость почти 100 процентов. При этом платежная дисциплина населения не 100 процентов, — признал замминистра. — УК — заложники этой ситуации. И чтобы они не были таковыми, они должны правильно расщеплять денежные средства, собранные с населения, всем поставщикам ресурсов».

Фролов заверил, что убытки, полученные от неплатежей населения, будут распределяться пропорционально между всеми поставщиками услуг, будь то коммунальные или жилищные услуги. Это должно снять вечный конфликт между УК и ресурсоснабжающими организациями.

«Акт поставки ресурсов должен загружаться в систему, и она должна от объема полученных платежей потребителей автоматически расщеплять средства всем поставщикам ресурсов», — пояснил он. Это еще одна задача новой системы — чтобы оплата шла только за реально поставленные услуги, подчеркивает Фролов. «Цель именно в том, чтобы на инфраструктуре „Татэнергосбыта“ создать реальную систему, которая позволит максимально правильно и честно расщеплять средства, которые поступили от населения», — говорит замминистра.

СУДЬБА 47 РЦ ПОД ВОПРОСОМ: «СМЫСЛА ДЕРЖАТЬ ТАКУЮ АРМИЮ НЕТ»?

Второй вопрос — что станет с 47 расчетными центрами, в которых по республике работают 949 человек, рассчитывающие 1,269 млн. лицевых счетов. Кроме того, существует более тысячи ТСЖ и ЖСК, которые осуществляют расчет платежек самостоятельно или через коммерческие расчетные центры. Когда эти РЦ сольются в едином порыве с 56 офисами «Татэнергосбыта», неизбежны сокращения.

«Смысла держать такую армию нет: они же все на шее населения находятся. Так что переход к единому республиканскому расчетному центру — это вопрос поэтапного совершенствования системы платежей», — отметил министр строительства РТ Ирек Файзуллин на вчерашнем совещании. Вместе с тем он дал понять, что существующие ЕРЦ ликвидироваться не будут, они станут филиалами новой структуры. Минниханов также дал задание по максимуму использовать работников РЦ на местах.

«Изменений больших мы не предполагаем, те ЕРЦ, которые работают, и фронт-офисы для населения должны остаться», — заочно успокоил их накануне Фролов. Также больших перемен не предвидится в способах оплаты для населения. Как считает чиновник, они в настоящее время достаточно удобны для потребителей ЖКУ, есть различные способы оплаты, в том числе и мобильные приложения, и система автоматических платежей.

Третий вопрос — какой банк станет уполномоченным на то, чтобы аккумулировать на своих счетах платежи от населения и расцеплять их по поставщикам услуг. Название его пока не известно, в минстрое поясняют, что будет проведена конкурсная процедура по его отбору. Хотя по всей логике это должен стать «АК БАРС» Банк, имеющий разветвленную сеть отделений по республике, к тому же в ряде районов РТ именно этот банк занимается платежами ЖКУ. Но, с другой стороны, в Казани в этом направлении работает Банк Казани, который также не захочет расставаться со внушительным денежным потоком.

Фролов заявил, что теоретически может быть выбрано несколько уполномоченных банков. «Они сегодня заинтересованы в этой задаче, у нас есть предложения от Сбербанка в части того, чтобы привлечь эти денежные потоки, — говорит Фролов. — Но если отдельный город захочет свой банк поддержать, как, например, Банк Казани, если банк даст нормальные конкретные условия для поддержания этой системы — почему нет? Основная задача для нас — это сформировать единый банк данных всех лицевых счетов в республике, чтобы было единообразное начисление для всех граждан в республике».

При этом Фролов дал понять, что банки едва ли не приплачивать готовы за возможность собирать средства населения за ЖКУ. «Банк какие затраты несет? От объема денежных средств, которые от населения поступают, банк получает для себя только плюсы. Это достаточно серьезный денежный поток, который ему дает соответствующие показатели. То есть банк сегодня не должен просить денежные средства на элементы эквайринга, операционные расходы. На мой взгляд, банк, наоборот, должен давать преимущества с точки зрения депозитных процентов, если он участвует в этом процессе», — говорит Фролов.

БАНК КАЗАНИ: ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБСЛУЖИВАТЬ ЕРЦ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РТ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» банки также заверили, что готовы работать с платежами населения. Илья Вельдер , управляющий директор дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций «АК БАРС» Банка, сообщил, что сервисы регулярных платежей, в том числе за ЖКХ, являются одними из наиболее востребованных на сегодня. «Банк постоянно совершенствует систему приема платежей, делая этот процесс простым и удобным для своих клиентов. Так, в интернет-банке „АК БАРС Онлайн“ платежи за ЖКХ можно провести в два клика, только по номеру лицевого счета, без комиссии», — говорит Вельдер.

Он считает, что его банк имеет для участия в новом проекте ЕРЦ максимальные преимущества — это полный территориальный охват республики и широкая филиальная сеть в России, а также успешный опыт сотрудничества со всеми поставщиками услуг ЖКХ и ресурсоснабжающими организациями. Банк осуществляет поддержку инфраструктуры электронных платежей для госуслуг и имеет удобные дистанционные каналы обслуживания клиентов.

В то же время и Банк Казани заявляет, что готов обслуживать своими силами платежи ЖКУ со всего Татарстана. «У Банка Казани есть все возможности обслуживать ЕРЦ на всей территории Республики Татарстан. Как современнейшая IT-платформа, так и выстроенные технологии обслуживания, а также моментальное исполнение платежей позволяют это делать качественно и оперативно. У нас большой накопленный опыт в этой сфере, нареканий к нашей работе нет и никогда не было. Немаловажным положительным фактом является и то, что контрагенты ЕРЦ в общей своей массе тоже обслуживаются в Банке Казани. Но в любом случае вопрос обслуживания счетов казанского ЕРЦ и любого другого лежит в плоскости конкурентного предложения», — сообщили нашему изданию в пресс-службе Банка Казани.

Для населения важно одно — не вырастет ли плата за формирование самих платежек? На данный момент размер платы за услуги расчетных центров по республике отличаются разительно: от 50 копеек до 82 рублей за один лицевой счет. В среднем жители платят от 2 до 4% от суммы своего платежа. Накануне чиновники заверяли журналистов, что новый ЕРЦ будет брать уж точно не больше этого уровня, но пока никакой конкретики сообщить не могут.

По данным минстроя РТ, процент собираемости платежей за ЖКУ с населения составляет 98,6%, получается, что только за 2016 год граждане недоплатили за услуги около 460 млн. рублей
Фото: Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«ДОБРОСОВЕСТНЫЕ УЧАСТНИКИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТ ЭТОГО ТОЛЬКО ВЫИГРАЮТ»

Напомним, что Сулейманов, представляя новую систему ЕРЦ, заявлял, что она принесет массу плюсов всем участникам рынка ЖКУ. По мнению энергетика, появление ЕРЦ позволит достичь единого ценообразования на услуги ЖКХ в республике, введения общего стандарта работы с населением, формирования единого платежного документа, ухода от субъективности при распределении платежей, прозрачности начислений и передвижения денежных средств для всех заинтересованных сторон. Он пообещал переход на электронный документооборот и внедрение мобильного приложения.

«Добросовестные участники жилищно-коммунальных отношений от этого только выиграют. Население получит удобное и качественное обслуживание, ресурсоснабжающие организации приобретут единую базу данных, которая не будет зависеть от смены УК, своевременное зачисление всех поступивших от населения денежных средств и эффективный механизм работы с неплательщиками, УК снизят свои издержки на организацию работы, у них будет больше времени на свою хозяйственную деятельность, а муниципалитеты получат инструмент контроля за состоянием расчетов населения за поставленные ресурсы», — заявил Сулейманов.

Минниханов пояснил, что «Татэнергосбыт» выбран координатором создания нового ЕРЦ, поскольку он имеет разветвленную сеть офисов в республике и опыт по сбору платежей с населения. Собираемость платежей в «Татэнергосбыте» высока и составляет 99%. Перейти на новую систему планируется уже с 1 января 2018 года, но в пилотном режиме она должна заработать уже в четвертом квартале этого года.

Аналогичные расчетные центры уже создаются или будут создаваться в других регионах РФ после соответствующего поручения правительства России и президента РФ Владимира Путина . В 12 регионах единый расчетный центр представлен дочерними организациями Сбербанка, в Московской и Ленинградской областях единые расчеты координирует компания «ИнтерРАО».

Также известно, что минстроем России подготовлен проект поправок в Жилищный кодекс РФ, которые прописывают принципы создания регионального ЕРЦ для расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Но на данный момент он не внесен в Госдуму, пояснил «БИЗНЕС Online» депутат ГД РФ от Татарстана Александр Сидякин , курирующий сферу ЖКХ. «Было много дискуссий, была отдельная позиция у Москвы, и принятие решения немного сдвинулось. Сейчас все в стадии подготовки к внесению документа в Госдуму», — пояснил депутат. Сидякин считает, что законопроект о единых расчетных центрах необходим для увеличения прозрачности платежей. «У регионов будет право создавать такие расчетные центры либо переводить все на прямые договоры потребителей с поставщиками услуг. Если такие расчетные центры будут созданы, то, конечно, поставщики и УК обязаны будут заключить с ними договоры», — считает депутат. Он отмечает, что сегодня существует множественность субъектов, в результате чего «возникает неразбериха, двойные квитанции, неправильное начисление и все что угодно». По его мнению, проект закона может быть внесен в ГД в осеннюю сессию.

«ЦЕНТРЫ НАПЛОДИЛИ ЗА СЧЕТ НАШИХ СРЕДСТВ. УВЕЛИЧАТ ТАРИФЫ И БУДУТ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ЕЩЕ ОДИН РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР»

«БИЗНЕС Online» спросил у участников рынка ЖКХ и экспертов, в чем плюсы и минусы новой системы и готовы ли они сотрудничать с новым ЕРЦ.

Михаил Застела — председатель центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РТ:

— От создания единого расчетного центра выиграют все честные люди. Это будет прозрачная система, работающая по единым правилам и позволяющая контролировать отклонения любой управляющей компании. Вообще ЕРЦ — это бухгалтерия. Если организация большая, обслуживает всех, и деньги там будут распределяться, а не сваливаться в общий мешок с платежами, то у управляющих компаний будет меньше возможностей для злоупотребления. На качество ЕРЦ не повлияет, конечно. Бухгалтерия же что есть, то и посчитает. Если нельзя будет отправить себе в карман на зарплату деньги те, которые не использовали на осуществление жилищных услуг, то, значит, придется выполнять и оказывать жилищные услуги. Вообще, я считаю появление ЕРЦ положительным явлением, это не городская, а республиканская организация, подконтрольная правительству РТ.

Шамиль Хайруллин — председатель ТСЖ «Гаврилово»:

— Лучше, конечно, если работа с единым расчетным центром будет нашим правом, а не обязанностью. Сейчас есть единственная государственная система ЖКХ. Если бы расчетный центр брал меньше в банке, то все с удовольствием туда бы пошли платить. Было бы хорошо, если бы расчетный центр поставил определенные условия, изучил бы рынок оплаты, сделал бы скидки. Допустим, не тот 1 процент, который сейчас почти повсеместно (Сбербанк берет 2 процента, если нет договора с ТСЖ), а 0,75 процента. Многие платят через почту, но там информацию дают с опозданием. К расчетным центрам отношусь настороженно, потому что не мог объяснить людям, как проходят начисления, в отличие от того случая, когда начисляем сами.

Марат Гимадиев — председатель ТСЖ «Меридианная, 14»:

— Нам, наверное, единый расчетный центр не грозит. У нас свой счет в ТСЖ. Если бы нам предложили работать с ЕРЦ, то я бы отказался. Проще работать самим, как мы, — мы рассчитываем сами. И людям проще. Если вдруг возникают какие-то вопросы, то общаются со своей бухгалтерией. Практические сразу можно посмотреть все документы, на основании которых происходит начисление, сразу сверить приборы учета. Честно говоря, сомневаюсь, что выйдет такое постановление, где все ТСЖ и жилищные организации будут привязаны к одному какому-то банку или к одной организации. Если бы это было бесплатно, то тогда бы это было возможно. А если за счет собственников, то как можно заставить...

Геннадий Сомов — председатель союза домовых комитетов:

— Я категорически против, расчетные центры незаконны. Должна быть управляющая компания, бухгалтерия, а не расчетный центр. Центры наплодили за счет наших средств. Увеличат тарифы и будут обеспечивать еще один расчетный центр. Если нам нужна прозрачность, то нужно ликвидировать управляющие компании — этих страшных посредников, а также расчетные центры при них. Не нужны и проценты. Необходима одна нормальная обслуживающая организация, которая работала бы напрямую. Тогда это будет эффективно. Кроме того, деньги уходят на коммерческий счет, а оттуда их можно куда угодно направить. Со специального счета деньги никто не снимет. А денег уходит много... В Нижнекамске за 5,5 лет переплатили почти 6 миллиардов рублей только за теплоснабжение, а казанцы за 9 лет — 10,5 миллиардов рублей. При этом нет никакого закона, чтобы воздействовать на неплательщиков.

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал «круглый стол» на тему «О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)».

В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, компании «Интер РАО», гарантирующих поставщиков, экспертных организаций.

Провел заседание член Комитета СФ по экономической политике Юрий Липатов .

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 25 апреля 2017 года (Протокол № 122)

В работе «круглого стола» приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Интер РАО», гарантирующих поставщиков, экспертных организаций, средств массовой информации.

Цель «круглого стола» – обсуждение актуальных вопросов и существующих проблем в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, законодательного регулирования в данной сфере, а также возможности создания региональных центров для расчетов за жилищно-коммунальные услуги на базе гарантирующих поставщиков.

В настоящее время на территории Российской Федерации неплатежи за энергетические ресурсы являются одной из ключевых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем приоритетной задачей стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства является повышение платежной дисциплины.

Во многих субъектах Российской Федерации остро стоит вопрос в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы. Одной из причин возникновения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) является создание посредников в виде управляющих организаций между населением и РСО.

Система расчетов населения за коммунальные услуги такова, что денежные средства поступают РСО от управляющих организаций со значительной задержкой или вовсе не поступают. Собранные средства идут на оплату иных расходов, не связанных с поставкой коммунальных ресурсов, или аккумулируются на счетах недобросовестных управляющих организаций. При этом взыскать указанные средства практически невозможно.

Анализ опыта создания и функционирования расчетных центров в разных регионах позволяет отметить, что при переходе на Единый платежный документ сборы возрастают на 10–20%, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты управляющих и ресурсоснабжающих организаций на содержание абонентских служб. Расчетные центры позволяют повысить уровень собираемости платежей с 70–80% до 100% за счет минимизации цепочки «поставщик-потребитель».

Наиболее существенные факторы, вызывающие увеличение собираемости платежей, носят как экономический, так и психологический характер, в частности:

Уменьшение числа платежных документов (квитанций) к оплате;

Возможность авансовой оплаты квитанций;

Многообразие форм оплаты (наличными в кассах, через банкомат, платежные термины, вычетами из заработной платы и т. д.).

Система единых информационно-расчетных центров (далее – ЕИРЦ) – это единый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, единая схема обслуживание клиентов, а также единый стандарт работы по снижению дебиторской задолженности населения.

В одно и то же время будет осуществляться обзвон населения, печать долговых платежных документов, уведомлений, подготовка дел для передачи в суд, взаимодействие с судебными приставами, централизованная работа по ограничению коммунальных услуг злостным неплательщикам. А если должник не реагирует, то готовится иск в суд. После вынесения судебного решения могут описать имущество, ограничить выезд за границу и даже выселить из квартиры. Персонифицированный подход позволяет работать целенаправленно с конкретным должником.

Кроме того, важной задачей в развитии системы ЕИРЦ является реализация схемы распределения денежных средств – «расщепление» поступающих денежных средств за коммунальные услуги непосредственно в адрес поставщиков услуг. Исключение аккумуляции денежных средств на счетах управляющих организаций в свою очередь реализует положения п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг». Такой порядок расчетов способствует недопущению роста задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Именно поэтому поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 февраля 2016 года Пр-278 Министру энергетики РФ А.В. Новаку было поручено обеспечить разработку и утверждение «дорожной карты», предусматривающей создание системы расчетных центров на базе гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые в настоящее время успешно реализуют схему централизованного «расщепления» поступающих денежных средств за коммунальные услуги.

Основной стратегической целью ЕИРЦ, сформулированной еще несколько лет назад, является обеспечение максимально высокого уровня качества расчетно-информационного обслуживания жителей и обслуживающих их организаций – управляющих организаций.

Следует отметить, что колоссальный пласт работы – это взаимодействие с населением, предоставление консультаций по вопросам начислений, перерасчетов, оформления документов жилищного учета. При соответствующей программно-технологической поддержке эта решается силами фронт-офисов ЕИРЦ. Например, Екатеринбургский ЕИРЦ включает в себя 21 районное отделение по приему жителей с почти сотней специалистов, несколько специализированных Call-центров, а также центр обработки запросов, который включает в себя юрисконсультов, экономистов и иных специалистов.

Кроме того, в настоящее время достаточно динамично развиваются дистанционные способы обслуживания жителей, посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет». Так, в Московской области число зарегистрированных клиентов в Личном кабинете клиента ежеквартально увеличивается в среднем на 5–6%.

Единый информационно-расчетный центр сегодня – это развитая система интеллектуальных, программных, технологических и организационных решений, позволяющая не только управляющим организациям и поставщикам услуг, но и городу (области) в целом, справляться с задачами разного уровня.

В настоящее время ЕИРЦ существуют практически во всех городах страны. Расчетные центры внедрены и успешно реализованы на территории Москвы, Казани, Новокузнецка, Челябинска, Иркутска, Красноярска, Саратова, Нижегородской и Тамбовской области, Екатеринбурга. В Московской области создание Единого информационного расчётного центра на базе гарантирующего поставщика ПАО «Мосэнергосбыт», располагающего обширной сетью расчётных центров и центров поддержки населения, имеет положительный опыт.

Наряду с успешными достижениями системы ЕИРЦ выявляются и проблемы. Так, в настоящее время в жилищном законодательстве закреплено, что управляющая организация сама вправе решать осуществлять организацию сбора денежных средств посредством ЕИРЦ или нет, что дает основание для продолжения действий недобросовестных управляющих организаций. Зачастую в отказе от услуг ЕИРЦ участвуют и органы местного самоуправления, которые также контролируют денежные потоки подконтрольных муниципальных предприятий ЖКХ.

Участники «круглого стола» отмечают положительные системные наработки правительств Московской, Ленинградской областей и Республики Башкортостан по созданию и функционированию в данных субъектах Российской Федерации ЕИРЦ, призванных упорядочить деятельность финансовых расчетов за жилищно-коммунальные услуги и привести качество обслуживания населения к единым стандартам.

В связи с вышеизложенным, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

Законодательно урегулировать обязательность ЕИРЦ в субъектах Российской Федерации, определив, что создание ИРЦ осуществляется на конкурсной основе или в форме государственного учреждения по решению субъекта Российской Федерации;

В целях унификации предоставляемых ЕИРЦ услуг определить единые требования, предусматривающие в том числе регулирование стоимости услуг на государственном уровне (уровне субъекта) и использование специального (транзитного) счета для распределения (расщепления) банком собираемых денежных средств не менее, чем один раз в сутки;

Обеспечить внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих в составе тарифов тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения расходы на организацию деятельности ИРЦ, агентов, выполняющих функции ЕИРЦ и банков, осуществляющих расщепление;

Обеспечить включение в предмет государственного жилищного надзора создание и деятельность ЕИРЦ.


Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал "круглый стол" на тему "О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)".

В заседании приняли участие члены СФ, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов РФ, ПАО "Интер РАО", гарантирующих поставщиков, экспертных организаций.

Провел заседание член Комитета СФ Юрий Липатов.

Сенатор отметил, что одной из наиболее актуальных задач в сфере ЖКХ в условиях серьезной проблемы неплатежей за энергетические ресурсы является создание прозрачной системы расчетов, а также обеспечение гарантированного поступления на счета ресурсоснабжающих организаций средств, уплаченных потребителями за предоставленные коммунальные услуги.

Юрий Липатов напомнил, что Президент России поручил Министерству энергетики обеспечить разработку и утверждение "дорожной карты", предусматривающей создание системы расчетных центров на базе гарантирующих поставщиков электрической энергии для обработки и приема платежей. В настоящее время такие структуры существуют во многих регионах, отметил парламентарий.

"Сегодня передача в ЕРЦ расчетных функций должна обеспечить всю работу по единой общерегиональной методике и соблюдать принцип "одного окна". ЕРЦ призваны не только остановить рост долгов в коммунальной сфере, но и добиться стопроцентной собираемости платежей с потребителей", - сказал Юрий Липатов.

Сенатор отметил, что в работе ЕРЦ имеются недостатки, и указал на необходимость их быстрого устранения. "Это ошибки при формировании платежных документов, непрозрачная система их формирования, недостаточная работа с дебиторской задолженностью, перебои в функционировании колл-центров и электронных личных кабинетов пользователей, недостаточная законодательная проработка ответственности расчетных центров за своевременную доставку платежных документов, за своевременный перевод собранных с граждан средств и отправку их по назначению".

Как рассказала заместитель директора Департамента ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Елена Солнцева, по оперативным данным ведомства, на сегодняшний день уровень собираемости платежей у населения в среднем по России составляет 95%.

Задолженность организаций ЖКХ, в том числе перед поставщиками энергоресурсов, составляет около 950 млрд руб. "Минстрой РФ провел оперативный мониторинг деятельности информационных расчетных центров в РФ, проанализировал стоимость оказываемых услуг. Подавляющее большинство центров в настоящий момент принимают платежи населения на собственные расчетные счета, и распределение средств в пользу конечных получателей - ресурсоснабжающих организаций является непрозрачным. Мы видим ситуацию, когда денежные средства несоразмерно длительное время удерживаются на счетах расчетных центров".

Елена Солнцева сообщила, что Минстрой совместно с другими ведомствами подготовил изменения в Жилищный кодекс , которые касаются, в частности, регулирования деятельности информационных расчетных центров. Предлагается ввести обязательную типовую форму единого платежного документа, которая обеспечит зачисление средств непосредственно на расчетные счета конечных получателей - ресурсоснабжающих организаций (РСО) и лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом. "Предлагается установить, что расчетный центр ни при каких условиях не приобретает прав на средства, которые внесены потребителем в счет платы".

"Мы считаем необходимым обеспечить полную прозрачность информации о деятельности расчетного центра", - подчеркнула она.

Как отмечается в принятых по итогам обсуждения рекомендациях, во многих регионах остро стоит вопрос в сфере расчетов за потребленные коммунальные ресурсы. Одной из причин возникновения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями является создание посредников в виде управляющих организаций между населением и РСО.

Система расчетов населения за коммунальные услуги такова, что денежные средства поступают РСО от управляющих организаций со значительной задержкой или вовсе не поступают. Собранные средства идут на оплату иных расходов, не связанных с поставкой коммунальных ресурсов, или аккумулируются на счетах недобросовестных управляющих организаций. При этом взыскать указанные средства практически невозможно, отмечается в рекомендациях.

Анализ опыта создания и функционирования расчетных центров в разных регионах позволяет отметить, что при переходе на Единый платежный документ сборы возрастают на 10-20%, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты управляющих и ресурсоснабжающих организаций на содержание абонентских служб. Расчетные центры позволяют повысить уровень собираемости платежей с 70-80% до 100% за счет минимизации цепочки "поставщик-потребитель".

В рекомендациях отмечается положительный опыт работы единых информационных расчетных центров (ЕИРЦ), которые существуют практически во всех городах страны. Однако наряду с успешными достижениями системы ЕИРЦ выявляются и проблемы. Так, в настоящее время в жилищном законодательстве закреплено, что управляющая организация сама вправе решать, осуществлять организацию сбора денежных средств посредством ЕИРЦ или нет, что дает основание для продолжения действий недобросовестных управляющих организаций.

Участники "круглого стола" рекомендовали Правительству РФ законодательно урегулировать обязательность ЕИРЦ в регионах, определив, что их создание осуществляется на конкурсной основе или в форме государственного учреждения. В целях унификации предоставляемых ЕИРЦ услуг нужно определить единые требования, предусматривающие регулирование стоимости услуг на государственном уровне (уровне субъекта).