Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение. Особенности уголовного наказания в виде ограничения по военной службе Наказание ограничение по воинской службе

Ст. 143 УИК РФ регламентирует порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.

В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Применение этой меры возможно в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также вместо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В системе наказаний, расположенных в порядке возрастания по степени строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры. При исчислении сроков и осуществлении зачета трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы (ст. 44, 71 УК РФ). Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть назначено как реально, так и условно.

Содержание режимных ограничений данного наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного звания. Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего в доход государства удерживаются суммы в размере, установленном судом, но не свыше 20 %.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад денежного содержания, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ст. 144 УИК РФ устанавливает, что размер удержания исчисляется из всех денежных выплат военноелужащих. Сам по себе факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе не препятствует получению в предусмотренных законодательством случаях других дополнительных выплат и надбавок, включаемых именно в денежное довольствие, из которых также должны производиться соответствующие удержания.

Удержания не производятся из пособий на детей, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, транспортным, страховым и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту. В частности, порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, во исполнение ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» регламентируется постановлением Правительства РФ.

Ограничение по военной службе не препятствует определенным перемещениям осужденного в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новое место службы постоянно или временно.

Факт осуждения не является обязательным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или звании .

Военному командованию на основании ст. 145 УИК РФ также предоставлено право по своему усмотрению в случае, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, переводить его на время отбывания наказания на должности, не связанные с руководством личным составом. Обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещается военный суд, вынесший приговор, для контроля за исполнением наказания.

Вместе с тем в период отбывания наказания не приостанавливается общая выслуга лет, дающая право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы и надбавки (в частности, месячные и иные процентные надбавки к окладу денежного содержания военнослужащего, квартальные и ежегодные единовременные денежные вознаграждения, очередность на квартиру).

Отбывание данного наказания также не препятствует предоставлению основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и проезд к месту проведения основного отпуска.

Таким образом, перечень правоограничений данного наказания является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Несмотря на то, что при ограничении по военной службе осуществляются указанные удержания и что при зачете оно приравнивается к исправительным работам, эти самостоятельные виды наказаний нельзя считать тождественными, поскольку, как уже отмечалось, исправительные работы к военнослужащим не применяются и заменяются ограничением по военной службе.

Вступивший в законную силу приговор (определение) о порядке исполнения ограничения по службе применительно к каждому военнослужащему конкретизируется приказом командира воинской части, который доводится до сведения осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов, а его копия в трехдневный срок направляется в военный суд, вынесший приговор.

При осуществлении указанных функций командование руководствуется нормами УИК РФ, а также едиными для всех воинских формирований страны правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (ст. 5 УИК РФ).

Командир воинской части проводит воспитательную работу с осужденными военнослужащими, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, а также его поведение и отношение к военной службе (ст. 146 УИК РФ). Воспитательная работа - обязательное средство воздействия на осужденного, поскольку в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы. Осужденный в обязательном порядке участвует как в общих плановых воспитательных мероприятиях, осуществляемых в воинской части (учреждении), так и в специальных, предназначенных для него. Формы и методы воспитательной работы, порядок ее проведения и круг ответственных должностных лиц определяются на основе общих требований военного законодательства по данному вопросу .

Особенность ограничения по военной службе состоит в том, что в процессе его отбывания осужденный продолжает прежнюю деятельность без разрыва с ближним микросоциальным окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства части денежного содержания.

Ограничение по военной службе может прекращаться различными способами: по отбытии всего установленного срока и досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни и т. п.).

Ст. 147 УИК РФ определяет порядок прекращения наказания после назначенного срока. Факт окончания установленного судом срока устраняет все режимные ограничения и неблагоприятные последствия данного наказания. Правовым основанием восстановления статуса военнослужащего является приказ командования, копия которого для сведения и проверки его законности направляется в соответствующий военный суд. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военное лужащих, проходящих службу по контракту.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен:

  • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государ- ственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовноисполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
  • г) отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  • е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

  • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
  • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Кроме того, военнослужащий имеет право на досрочное увольнение в случае признания его ограниченно годным к службе по заключению военноврачебной комиссии; при невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой субъект проходит военную службу (по семейным обстоятельствам).

В случае увольнения со службы военнослужащий утрачивает свой специальный правовой статус и не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации (ст. 174 УИК РФ). В связи с этим командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд, вынесший притвор, представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по службе другим наказанием по правилам ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении от такового. При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит решение в соответствии с УПК РФ.

  • Белов В. К. Указ. соч. С. 58.
  • Кириллов М. А. Указ. соч. С. 79.

Комментариев:

Ежегодно весной и осенью проводятся призывные мероприятия. Но те, кто получил ограничения по службе, в армии остаются за бортом. Такие ограничения дают возможность получить военный билет, не проходя службу в рядах Вооруженных Сил. Рассмотрим существующие категории годности и возможное ограничение по военной службе.

Категории годности

Врачебная коллегия при медицинском обследовании определяет категорию годности молодого человека к службе. Эти категории подразделяются в зависимости от того, есть ли ограничение по военной службе:

  1. Наличие категории А указывает на то, что призывник имеет все физические возможности проходить службу в любых частях ВС РФ и даже на ВМФ и ВДВ.
  2. С категорией Б на службу возьмут, но с некоторыми ограничениями выбора места прохождения службы.
  3. Категория В дает отсрочку от службы, выдается военный билет, с ним призывник отправляется в запас. Служба для него остается страшным сном.
  4. Военнообязанным с категорией Г повестка приходит повторно спустя полгода или год. Эта категория признает новобранца временно негодным, например, если масса тела меньше нормы.
  5. С категорией Д юноши получают так называемый белый военный билет. Они признаются негодными для прохождения военной службы. У категории Д полное ограничение по военной службе, повторное медицинское обследование не требуется.

Самыми распространенными заболеваниями, которые могут стать ограничениями по службе в армии, являются следующие:

  1. Сколиоз второй и следующей стадии. Если позвоночник искривлен более чем на 11° и сопровождается отсутствием чувств и рефлексов сухожилий.
  2. Изменение формы стопы. Плоскостопие третьей стадии является ограничением по службе в армии. С ним тяжело приспособиться к обуви военного обмундирования.
  3. Проявленные заболевания суставов. Артроз второй и третьей стадий в суставах правой и левой ног.
  4. Частичная потеря зрения одного или обоих глаз. Это может произойти на почве нарушений глазной сетчатки и многих других заболеваний глазной области.
  5. Гипертония. Увеличенное артериальное давление.
  6. Понижение слуховой активности может стать ограничением по службе в армии. Плохое восприятие устной речи одним ухом, сказанной очень тихо с расстояния 2 м, глухота, глухонемота и хронический отит, сопровождающийся затрудненным носовым дыханием.
  7. Язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.
  8. Хронический панкреатит.
  9. Грыжа и незначительные сбои работы пищеварительного тракта.
  10. Дефекты, отсутствие или деформация пальцев рук или ног.
  11. Старые вывихи и травмы, которые отчетливо видны на рентгеновском снимке.
  12. Мочекаменные болезни, наличие камней более 0,5 см в разных органах.
  13. Отклонения в психическом здоровье, навязчивые состояния, фобии и шизофрения.
  14. Заикание, при котором речь становится неразборчивой.
  15. Сахарный диабет, ожирение третьей степени.
  16. Вегетативно-сосудистая недостаточность, которая ведет к головокружениям и обморокам, может стать ограничением по службе в армии.
  17. Геморрой второй стадии и выше.
  18. Нарушения в органах дыхательной системы, приводящие к постоянному нарушению дыхания.
  19. Врожденный или приобретенный порок сердца, аритмия.
  20. Заболевания половых органов с несерьезными нарушениями функции.
  21. Синдром приобретенного иммунного дефицита, гепатит С, злокачественные опухоли и другие серьезные заболевания, которые могут привести к летальному исходу.

В Российской империи набор рекрутов (солдат) проходил с учетом их физических возможностей, состояния. Но тогда еще не было такой строгой системы категорий. На медобследовании присутствовал чиновник, который был решающим звеном при призыве молодого человека.

Вернуться к оглавлению

Особенности призывных мероприятий и часто встречающиеся ошибки военного комиссариата

Есть несколько наиболее распространенных ошибок, которые допускает военный комиссариат. Рассмотрим некоторые из них.

Военкомат высылает повестки регулярно.

Если вы пожелаете узнать, почему частота повесток превышает норму, скорее всего, вы получите такой ответ: сейчас нет разграничения призыва на весеннюю и осеннюю волны (он длится весь год). Это многолетняя уловка служащих в военкомате. Призывная кампания проходит два раза в год. Осенью (с 1.10 по 31.12) и весной (с 1.04 по 30.06). Эти промежутки прописаны в законе «О воинской обязанности и военной службе».

Если призывника вызывают в военкомат, наспех проводят медосвидетельствование и через несколько дней ждут его на пункте проведения военного призыва с вещами, то это противоречит вышеупомянутому закону. Такую повестку можно оспорить в судебном порядке.

Схема и проведение призыва законны лишь в том случае, если они проходят в установленные сроки.

Если юноше нет 18 лет, а повестки приходят пачками, это тоже незаконно. Призывным считается возраст с 18 лет.

Если вы предоставили военкомату справки, которые подтверждают наличие серьезного заболевания, а вас все равно просят обследоваться, после чего присваивают категорию А или Б, как себя вести?

1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. 2. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Комментарий к статье 51 1. Данная статья раскрывает содержание нового вида наказания, назначаемого как вполне самостоятельное в случаях совершения преступлений против военной службы и введенного в систему наказаний настоящим УК. Она заменяет ч. 2 ст. 34 УК РСФСР, по которой исправительные работы без лишения свободы военнослужащим заменялись содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев, не являющимся ранее самостоятельным видом наказания. 2. Ограничение по военной службе может быть назначено, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, совершает то преступление против военной службы, за которое в качестве санкции такое наказание предусмотрено, например, ст. 348 УК "Утрата военного имущества", по которой возможно назначение штрафа, ограничения по военной службе, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. 3. Ограничение по военной службе назначается вместо исправительных работ при совпадении особого статуса подсудимого, наличия санкции в статье Особенной части настоящего Кодекса в виде исправительных работ за совершенное преступление и желания суда назначить исправительные работы, которые он в таком случае заменяет на данный вид наказания, т.е. ограничение по военной службе. 4. Лицами, проходящими военную службу по контракту, являются граждане, заключившие в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Минобороны России (министерством, государственным комитетом или ведомством, в котором предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом соответствующими нормативно - правовыми актами. 5. Ограничение по военной службе оказывает на осужденного психологическое воздействие фактом судимости, содержанием упрека государства, ограничивает или замедляет продвижение по службе, влечет экономические утраты, связанные с удержанием из денежного содержания в доход государства. 6. Срок ограничения по военной службе - от трех месяцев до двух лет - исчисляется в общем порядке по количеству месяцев и лет и отбывается во время прохождения военной службы по контракту. 7. Размеры удержаний из денежного содержания определяются до двадцати процентов денежного содержания, состав которого устанавливается специальными нормативными актами, т.е. лишь по верхней границе. 8. Повышение в должности, воинском звании не может иметь место на протяжении всего времени отбывания наказания осужденным, даже если для этого имеются фактические и юридические основания; законодатель не распространяет этот запрет на правительственные награды и квалификационные категории, если последние предусмотрены для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Время отбывания наказания не засчитывается в срок выслуги лет, необходимой для присвоения очередного звания. 9. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе регламентируются гл. 18 (ст. 143 - 148) УИК. Основные обязанности по исполнению этого наказания указанными статьями возлагаются на командира воинской части.

И назначается исключительно осужденным военнослужащим , проходящим военную службу по контракту:

  • за совершение преступлений против военной службы, если такой вид наказания предусмотрен соответствующими статьями гл. 33 Особенной части Уголовного кодекса РФ;
  • за иные преступления – вместо исправительных работ .

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет.

  • в течение всего срока производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда , но не свыше двадцати процентов;
  • во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании;
  • срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе отбывается в той же военной части, где военнослужащий проходил военную службу до вступления приговора в законную силу, назначение этого вида наказания не приостанавливает несение службы.

Размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется:

  • из должностного оклада;
  • оклада по воинскому званию;
  • ежемесячных и иных надбавок;
  • других дополнительных денежных выплат.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

Отличие ограничения по военной службе от исправительных работ:

  1. применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных – любым трудоспособным гражданам , не имеющим основного места работы;
  2. ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом определен минимальный процент удержания из заработка осужденного – он не может быть менее 5 %;
  3. при исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера – из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20 %, в то время как при ограничении по военной службе, помимо денежного удержания, имеют место и другие правоограничения – осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;
  4. при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе не предусматривается замена наказания иным. Исправительные работы могут быть заменены другими видами наказаний.

Статья 51. Ограничение по военной службе. 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 51
Данный вид наказания впервые введен в систему уголовных наказаний настоящего Кодекса.
По своей сущности ограничение по военной службе и исправительные работы сходны. Отличие состоит лишь в том, что ограничение по военной службе может быть назначено специальному субъекту преступления, то есть военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за преступления против военной службы. Вторым отличием является то, что нижний предел процента удержания из заработка военнослужащего по контракту не определен законодателем.
Содержание военной службы по контракту, перечень лиц, с которыми может быть заключен контракт, виды контрактов и сроки службы по контрактам определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Ограничение по военной службе является основным видом наказания. Оно может быть назначено в двух случаях: преступление должно быть совершено военнослужащим по контракту против военной службы; как более мягкий вид наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, в соответствии со ст. 64 УК.
Законодатель установил срок ограничения по военной службе, который назначается от трех месяцев до двух лет.
Если суд придет к выводу о назначении наказания в виде ограничения по военной службе в виде основного наказания, не предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, как более мягкого вида наказания с применением ст. 64 УК, то в этом случае минимальное наказание не может быть назначено ниже трех месяцев (например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК, - самовольное оставление части или места службы. Санкция части данной статьи не предусматривает как основной вид наказания ограничение по военной службе.
Однако суд, установив наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, применяя ст. 64 УК, может назначить более мягкий вид наказания, чем арест или содержание в дисциплинарной воинской части, в виде ограничения по военной службе, но не ниже трех месяцев).
Данный вид наказания может быть назначен осужденным военнослужащим по контракту вместо исправительных работ, если санкции соответствующих статей Особенной части УК не предусматривают данный вид наказания (например, ст. ст. 116, 129, 130, 133 УК и др.). В описательной части приговора суд должен мотивировать основания назначения данного вида наказания со ссылкой на ст. 51 УК в резолютивной части приговора.
Ограничение по военной службе может назначаться с условным осуждением, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания (см. комментарий к ст. 73 УК). Назначение ограничения по военной службе целесообразно к осужденным военнослужащим по контракту беременным женщинам, женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей, военнослужащим по контракту, являющимся единственными кормильцами в многодетных семьях и имеющим престарелых родителей.
При назначении наказания в виде ограничения по военной службе из заработка осужденного производятся удержания в размере не свыше 20%. Нижний предел удержания процентов законодатель не установил. Поэтому предполагается, что с учетом специфики военной службы суд должен сам определить тот процент удержаний, который будет способствовать достижению целей наказания. Данный процент удержаний должен быть определен таким образом, чтобы он не превратился в средство откупа осужденного, и необходимо правильно оценить, как установленный судом процент отразится на материальных условиях жизни семьи осужденного.
Главной сущностью назначения ограничения по военной службе является то, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного воинского звания. Время отбывания наказания не приостанавливает общую выслугу лет. Отбывание наказания не препятствует предоставлению основного и дополнительного отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и т.д.
Срок ограничения по военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня ограничения по военной службе.