Нужно ли платить за сервитут. Оценка сервитута. Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут. Расчет доли стоимости, приходящейся на убытки вследствие установления сервитута при единовременной выплате

Основные документы :
Документ - основание приобретения права (договор купли-продажи (либо договор аренды), акт приемки-передачи, документ, подтверждающий оплату).
Свидетельство о государственной регистрации права.

Дополнительные документы :
Кадастровый план земельного участка.
Выписка из кадастрового паспорта на землю.

Стоимость услуг по оценке сервитутов (обременений) в отношении земельных участков

Площадь земельного участка

Стоимость услуг по оценке, руб.

от 1 до 8 соток

от 9 до 16 соток

от 17 до 40 соток

от 41 до 100 соток (до 1 га)

от 100 до 300 соток (от 1 до 3 га)

от 300 до 1 000 соток (от 2 до 10 га)

от 1 000 до 50 000 соток (от 10 до 50 га)

В индивидуальном порядке

Точная стоимость услуг зависит от множества факторов, таких, как расположение участка, его размеры, наличие на нем сооружений, вид обременения и т. п. Срок подготовки отчёта об оценке составляет от 5 до 10 рабочих дней.

Информация, необходимая для осуществления оценки сервитутов и обременений в отношении нежилых помещений, зданий

1. Свидетельство о государственной регистрации права на помещение/здание;
2. Экспликация помещений;
3. Кадастровый и технический паспорт на здание;
4. Копия искового заявления об установлении ограниченного права пользования помещения (сервитута).

Стоимость услуг по оценке сервитутов (обременений) в отношении нежилых помещений, зданий

Внимание : окончательный анализ стоимости работ по оценке стоимости сервитута производится после знакомства с Вашей ситуацией и зависит исключительно от объемов и срочности выполнения работ. Обращаем Ваше внимание на то, что указан минимальный перечень необходимых документов, как правило, он более обширен. Окончательный перечень определяется на основе возникшей ситуации и прочих обстоятельств.

Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут.

УТВЕРЖДЕНО
решением Правления Некоммерческого
партнерства «Российская коллегия оценщиков»
(Протокол №10 от «08»сентября 2005 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), регулирующими отношения по установлению соразмерной платы за сервитут.

1.2. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков.
Собственники иных объектов недвижимости - лица, являющиеся собственниками любых объектов недвижимости, за исключением земельных участков.
Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
Сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости.
Частный сервитут - сервитут, устанавливаемый в интересах и для обеспечения нужд собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, собственников иных объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Частный сервитут может устанавливаться в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости (далее при их совместном упоминании - объект недвижимости). Частный сервитут устанавливается соглашением между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, собственником иного объекта недвижимости) и собственником объекта недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Публичный сервитут - сервитут, устанавливаемый законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Публичный сервитут устанавливается в отношении земельных участков. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Соглашение о сервитуте - договор об установлении сервитута, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, собственником иного объекта недвижимости) и собственником объекта недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут. Соглашением о сервитуте может быть предусмотрена обязанность лица, для обеспечения нужд и в интересах которого сервитут установлен, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Соразмерная плата за сервитут - это плата за пользование чужим объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (сервитуте), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и (или) размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка, его временным занятием, и (или) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, возникающими в связи с установлением сервитута.

Соразмерная плата за сервитут выплачивается:
собственнику объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, для обеспечения нужд и в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо
собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого, сервитут установлен (при установлении публичного сервитута).

1.3. Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, собственников иных объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Публичный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ на земельном участке, забора воды и водопоя, прогона скота через земельный участок, сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков, в пределах земель лесного фонда, использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

1.4. Получателями соразмерной платы за сервитут (частный и публичный) являются собственники объекта недвижимости, обремененного сервитутом.

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:
в случае установления частного сервитута - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, собственники иных объектов недвижимости, для обеспечения нужд и в интересах которых сервитут установлен;
в случае установления публичного сервитута - органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

1.5. Собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за сервитут от указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1.4. настоящих Методических рекомендаций плательщиков, в зависимости от вида сервитута, в следующих случаях:
в случае установления частного сервитута - если иное не предусмотрено федеральным законом;
в случае установления публичного сервитута - если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
1.6. Выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический), а также ее величина могут быть установлены соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен.

Величина соразмерной платы за сервитут при ее единовременной выплате должна быть эквивалентна величине соразмерной плате при условии ее периодической выплаты. Такая эквивалентность устанавливается с учетом неравноценности между собой будущих разновременных выплат. В случае единовременной выплаты собственнику объекта недвижимости, обремененного сервитутом, соразмерной платы за сервитут, последующий собственник данного объекта недвижимости, получивший его с обременением в виде сервитута, не имеет права на получение соразмерной платы за сервитут, за исключением случаев ее увеличения, предусмотренных пунктом 1.7. настоящих Методических рекомендаций, в течение срока, на который сервитут установлен.

1.7. Величина соразмерной платы за сервитут может изменяться в течение срока, на который сервитут установлен, в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и ЗК РФ (например, величина соразмерной платы за частный сервитут может быть изменена по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соглашения о сервитуте; величина соразмерной платы за частный и публичный сервитут может быть изменена по причинам увеличения или уменьшения ограничений прав собственника объекта недвижимости, обремененного сервитутом, по истечении определенного срока после его установления; увеличения или уменьшения сферы действия сервитута и по иным причинам). В случае если выплата соразмерной платы за сервитут носит периодический характер, размер соразмерной платы за сервитут может быть изменен ввиду изменения коньюктуры рынка земли и иной недвижимости, а также роста цен на землю и иную недвижимость.

При этом величина соразмерной платы за частный сервитут может быть изменена по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте в части величины соразмерной платы за сервитут; величина соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменена принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, которым вносятся изменения в нормативный правовой акт, которым сервитут был установлен, в части величины соразмерной платы за сервитут; величина соразмерной платы за частный и публичный сервитут может быть изменена решением суда, которым вносятся изменения в соглашение о сервитуте или в нормативный правовой акт, которым сервитут установлен, по основаниям, установленным ГК РФ и ЗК РФ.

II. Оценка соразмерной платы за сервитут

2.1. Сервитут является обременением (ограничением) прав собственника объекта недвижимости, в отношении которого сервитут установлен. В результате установления данного обременения собственнику могут быть причинены убытки.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику объекта недвижимости, обремененного сервитутом, ограничением его прав в результате установления сервитута, и (или) убыткам, которые причинены собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, временным занятием его земельного участка, и (или) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, возникающими в связи с установлением сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру таких убытков.

2.2. Величина соразмерной платы за сервитут, определяемая как размер убытков, которые причинены собственнику объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и (или) размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, в связи с его временным занятием, и (или) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, возникающими в связи с установлением сервитута, рассчитывается путем сложения:
размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее для целей настоящих Методических рекомендаций - реального ущерба);
размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее для целей настоящих Методических рекомендаций - упущенной выгоды);
размера убытков, которые причинены собственнику объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

2.3. В случае, когда ограниченное пользование чужим земельным участком в результате установления сервитута имеет характер временного занятия земельного участка (например, при установлении частного сервитута для ремонта трубопровода), величина соразмерной платы за сервитут определяется с учетом особенностей временного занятия земельного участка, а именно невозможности для собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в течение определенного периода времени осуществлять свои права в отношении земельного участка, а именно владеть и пользоваться земельным участком, получать доход от его использования, возводить на нем здания, строения, сооружения.

2.4. В случае, когда ограниченное пользование чужим земельным участком приводит к ухудшению качества его земель (например, при установлении частного сервитута для ремонта трубопровода в процессе осуществления ремонтных работ происходит снятие и перемещение плодородного слоя), величина соразмерной платы за сервитут определяется с учетом необходимости восстановления качества земель с целью приведения их в состояние, в котором они находились до ухудшения их качества.

2.5. Расчетная величина соразмерной платы за сервитут может быть выражена отрицательной величиной. Это означает, что в результате обременения сервитутом прав собственника объекта недвижимости убытки собственнику причинены не были.

В таком случае установление сервитута ведет к росту рыночной стоимости объекта недвижимости, в отношении которого сервитут установлен.

(Например, в ряде случаев установление сервитута на земельный участок для прокладки линий электропередачи и последующей их эксплуатации, ограничение в связи с этим прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом, может не причинить ему убытков, поскольку собственник такого земельного участка в результате установления сервитута может получить возможность подключения к возведенной линии электропередачи и возможность электрификации зданий, строений и сооружений, находящихся на земельном участке. То есть, выгоды от установления сервитута покрывают причиненные установлением сервитута убытки).

В этом случае собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, не вправе требовать от лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1.4. настоящих Методических рекомендаций, соразмерной платы за сервитут.

III. Определение размера реального ущерба

3.1. Размер реального ущерба, который причинен собственникам незастроенных земельных участков или иного объекта недвижимости в результате установления сервитута, в случае если такой сервитут ограничивает права собственника, определяется в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости без учета ограничений прав собственника в результате установления сервитута и рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости с учетом ограничений прав собственника в результате установления сервитута.

3.2. Размер реального ущерба, который причинен собственникам застроенных земельных участков в результате установления сервитута, в случае если такой сервитут ограничивает права собственника, определяется в размере разницы между рыночной стоимостью объекта недвижимости, состоящего из зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке, и земельного участка, без учета ограничений прав собственника земельного участка в результате установления сервитута, и рыночной стоимостью объекта недвижимости с учетом ограничений прав собственника в результате установления сервитута.

3.3. Размер реального ущерба, который причинен собственникам незастроенных и застроенных земельных участков в результате установления сервитута, в случае если такой сервитут носит характер временного занятия земельных участков, определяется в размере:
расходов, произведенных собственниками земельных участков до установления сервитута с целью получения дохода от использования земельных участков, который в связи с установлением сервитута собственники земельных участков не получают полностью или частично;
расходов, произведенных собственниками земельных участков до установления сервитута, с целью создания на земельных участках улучшений, которые в связи с установлением сервитута не могут быть созданы полностью или частично.

Для целей настоящих Методических рекомендаций под улучшениями земельных участков понимаются здания, строения, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры, расположенные в пределах земельного участка, а также результаты работ и антропогенных воздействий, изменяющих качественные характеристики земельных участков.

При расчете размера расходов, произведенных собственниками земельных участков с целью создания улучшений на земельном участке, учитываются расходы, осуществленные за период времени с момента начала создания улучшений до момента установления сервитута на земельные участки. При расчете размера расходов, произведенных собственниками земельных участков с целью получения дохода от использования земельного участка, учитываются расходы, осуществленные за период времени с момента получения собственником земельного участка дохода предшествующего периода до момента установления сервитута.

3.4. Размер реального ущерба, который причинен собственникам незастроенных и застроенных земельных участков в результате установления сервитута, в случае если в связи с его установлением происходит ухудшение качества земель в результате деятельности других лиц, определяется в размере:
расходов собственника на восстановление права на незастроенный и застроенный земельный участок, нарушенного ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Расходы собственника на восстановление права на незастроенный и застроенный земельный участок, нарушенного ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяются в размере суммы затрат, которые собственнику земельного участка необходимо произвести на восстановление качества земель с целью приведения их в состояние, в котором они находились до ухудшения их качества (например, суммы затрат на проведение работ по рекультивации земель, по ликвидации последствий их загрязнения, захламления, переуплотнения, иссушения, заболачивания, опустынивания, подтопления, засоления, уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления и т. д.).

Если качество земель восстановить невозможно, то размер реального ущерба, причиненного собственникам незастроенных и застроенных земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется в размере:
рыночной стоимости земельного участка - в случае ухудшения качества земель незастроенных земельных участков;
рыночной стоимости объекта недвижимости, состоящего из зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке, и самого земельного участка, - в случае ухудшения качества земель застроенных земельных участков.

IV. Определение размера упущенной выгоды

Под упущенной выгодой собственника объекта недвижимости, обремененного сервитутом, понимается неполученный доход, который собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены.

Расчет размера упущенной выгоды осуществляется путем дисконтирования будущих неполученных за период восстановления нарушенного производства доходов, которые собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены.

Доходом собственника объекта недвижимости, обремененного сервитутом, является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами (далее - денежный поток).

При этом под дисконтированием для целей настоящих Методических рекомендаций понимается процесс приведения всех будущих доходов к дате проведения расчета убытков, по соответствующей ставке дисконтирования.

При определении ставки дисконтирования следует учитывать: безрисковую доходность капитала за период; величину премии за риск, связанный с осуществлением на объекте недвижимости предпринимательской деятельности его собственником; доходность капитала в других отраслях предпринимательской деятельности со сравнимыми показателями предпринимательских рисков. При этом безрисковая доходность капитала определяется как доходность при наименее рискованном вложении капитала (например, доходность по депозитам банков высшей категории надежности или доходность к погашению по государственным ценным бумагам).

В рамках периода восстановления нарушенного производства величина денежного потока, неполученного собственником объекта недвижимости, обремененного сервитутом, определяется как разница между величиной денежного потока за определенный период времени, который получил бы собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены, и наиболее вероятной величиной денежного потока за соответствующий период времени, который может получить собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в условиях нарушения его прав.

При этом под периодом восстановления нарушенного производства для целей настоящих Методических рекомендаций понимается срок, в течение которого собственник земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, сможет достичь таких условий землепользования или использования иного объекта недвижимости, которые были бы идентичны (равны) условиям землепользования или условиям использования иного объекта недвижимости, существовавшим у собственника земельного участка или иного объекта недвижимости до нарушения его права (то есть, до установления сервитута).

Основными признаками, по которым определяется идентичность (равенство) условий землепользования или использования иного объекта недвижимости, могут быть объем и характер правомочий собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, формы и размер выгод, размер, риск и время получения денежного потока от использования земельных участков или иного объекта недвижимости, и иные характеристики условий землепользования и использования иного объекта недвижимости.

Определение периода восстановления нарушенного производства может осуществляться с учетом строительных норм и правил (СНиПов), проектов организации строительства (ПОСов), предусматривающих сроки строительства зданий, строений, сооружений, технико-экономических обоснований восстановления нарушенного производства, бизнес-планов и иной достаточной и достоверной информации о периоде восстановления нарушенного производства.

При определении величины денежного потока в соответствии с обычными условиями гражданского оборота учитываются, в том числе, следующее признаки обычных условий гражданского оборота:

наибольшая вероятность условий использования объекта недвижимости его собственником;
подтвержденность анализом рынка сделанных предположений;
типичность условий функционирования рынка;
отсутствие воздействий непредвиденных обстоятельств или обстоятельств, трактуемых в качестве непреодолимой силы.

V. Определение размера убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами

5.1. Размер убытков, которые причинены собственнику объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами в результате установления сервитута, определяется путем сложения:
сумм расходов, которые понес или должен понести собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в соответствии с установленной законом и (или) договором ответственностью перед третьими лицами, возникающей в связи с досрочным прекращением обязательств (в том числе, расходов по выплате третьим лицам штрафов, неустоек, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами, потери сумм задатка, а также по выплате третьим лицам сумм понесенных ими убытков в связи с досрочным прекращением обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации);
сумм недополученных доходов собственника объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, которые собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, то есть если бы в отношении его объекта недвижимости не был бы установлен сервитут.

5.2. Для определения размера убытков, которые причинены собственнику объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, осуществляется анализ действующего законодательства Российской Федерации и договоров, заключенных собственником объекта недвижимости, обремененного сервитутом, с третьими лицами, на предмет установления видов и размера ответственности, которую должен понести собственник объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами в результате установления сервитута, и на предмет установления видов и размера доходов, которые собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, недополучил в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами в результате установления сервитута.

6.1. Расчет соразмерной платы за сервитут осуществляется на основании договора на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут.

6.2. При проведении расчета соразмерной платы за сервитут
устанавливаются количественные и качественные характеристики земельных участков, обремененных сервитутом, и находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, для чего осуществляется сбор и обработка - правоустанавливающих документов, сведений о других ограничениях правами иных лиц обремененных сервитутом земельных участков, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом;

данных кадастрового и технического учета, относящихся к обремененным сервитутом земельным участкам, находящимся на них объектам недвижимости, иным объектам недвижимости, обремененным сервитутом; информации о технических и эксплуатационных характеристиках обремененных сервитутом земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом; другой информации, связанной с обремененными сервитутом земельными участками, находящимися на них объектами недвижимости, иными объектами недвижимости, обремененными сервитутом, необходимой для установления их количественных и качественных характеристик;
определяется и анализируется рынок, к которому относятся обремененные сервитутом земельные участки, находящиеся на них объекты недвижимости, иные объекты недвижимости, обремененные сервитутом, его история, текущая конъюнктура и тенденции, а также их аналоги и обосновывается их выбор;
осуществляются необходимые расчеты соразмерной платы за сервитут с учетом полученных количественных и качественных характеристик обремененных сервитутом земельных участков, находящихся на них объектов недвижимости, иных объектов недвижимости, обремененных сервитутом, результатов анализа рынка, к которому они относятся, а также рисков, и другой информации;
определяется итоговая величина соразмерной платы за сервитут. Итоговая величина соразмерной платы за сервитут выражается в рублях в виде единой величины, если иное не предусмотрено в договоре на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут.

6.3. Расчет соразмерной платы за сервитут оформляется письменным заключением о величине соразмерной плате за сервитут (далее для целей настоящий Методических рекомендаций - заключение о величине соразмерной платы за сервитут), содержащим итоговую величину соразмерной платы за сервитут.

Итоговая величина соразмерной платы за сервитут, указанная в заключении о величине соразмерной платы за сервитут, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, признается достоверной и рекомендуемой для выплаты собственникам объектов недвижимости, обремененных сервитутом, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В заключении о величине соразмерной платы за сервитут указывается календарная дата, по состоянию на которую определена соразмерная плата за сервитут.

Итоговая величина соразмерной платы за сервитут, указанная в заключении о величине соразмерной платы за сервитут, составленном в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, может быть признана рекомендуемой для целей выплаты собственникам объектов недвижимости, обремененных сервитутом, если с даты составления заключения о величине соразмерной платы за сервитут до даты ее выплаты (при единовременной выплате) или начала ее выплаты (при периодических выплатах) прошло не более 6 месяцев.

6.4. При проведении расчета соразмерной платы за сервитут используется достоверная и достаточная информация.

Используемая при проведении расчета соразмерной платы за сервитут информация является достоверной, если заключение о величине соразмерной платы за сервитут, составленное на ее основе, позволяет пользователю этого заключения на основании его данных сделать правильный вывод о величине соразмерной платы за сервитут, и принять базирующееся на этом выводе обоснованное решение о выплате соразмерной платы за сервитут.

Используемая при проведении расчета соразмерной платы за сервитут информация является достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к изменению характеристик, использованных при проведении расчета соразмерной платы за сервитут и итоговой величины соразмерной платы за сервитут, установленной в заключении о величине соразмерной платы за сервитут.

6.5. Расчет соразмерной платы за сервитут является обоснованным при условии подтверждения данного расчета и итоговой величины соразмерной платы за сервитут, содержащейся в заключении о величине соразмерной платы за сервитут, необходимыми расчетами соразмерной платы за сервитут, анализом рынка, к которому относятся обремененные сервитутом земельные участки, находящиеся на них объекты недвижимости, иные объекты недвижимости, обремененные сервитутом, их количественными и качественными характеристиками, и другой достоверной и достаточной информацией.

6.6. В заключение о величине соразмерной платы за сервитут рекомендуется, в том числе, включать:
сведения об обстоятельствах, вызвавших необходимость выплаты соразмерной платы за сервитут, описание их признаков;
сведения об основаниях для выплаты соразмерной платы за сервитут;
сведения о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обремененный сервитутом;
сведения о других ограничениях прав на объект недвижимости, обремененный сервитутом, и самого объекта недвижимости, обремененного сервитутом;
основание возникновения права на объекты недвижимости, обремененные сервитутом, у их собственников;
определение правомочий собственника на объект недвижимости, обремененный сервитутом;
описание объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в том числе целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, права иных лиц на объект недвижимости, обремененный сервитутом, разделение имущественных прав на объект недвижимости;
описание улучшений объекта недвижимости, обремененного сервитутом;
фотографии объекта недвижимости, обремененного сервитутом, и его улучшений;
характеристику состояния рынка земли и иной недвижимости, прав на земельные участки и иные объекты недвижимости.

1. Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.

3. Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.

4. Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута.

5. Если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается в соответствии с пунктами 3 и настоящей статьи исходя из среднего показателя кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.

6. Безвозмездным является публичный сервитут, установленный:

2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;

3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.

7. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями , утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

8. Плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 настоящего Кодекса. Плата за публичный сервитут вносится в депозит нотариуса единовременным платежом.

9. В случае досрочного прекращения публичного сервитута внесенная за него плата не подлежит возврату, за исключением случаев, предусмотренных соглашением об осуществлении публичного сервитута.

А если собственник, воспользовавшись необходимостью в использовании участка другим лицом, затребует непомерную цену – его так же достаточно легко поставить перед фактом реальной стоимости этой услуги.

Общая информация

Требование платы за обременение земли уместно во всех случаях, когда часть участка эксплуатируется иным лицом, нарушая свободу . Исключения могут составлять случаи, когда неудобства от пользования, являются ничтожными.

Особенно это касается отношений между соседями, которые подразумевают зависимость друг от друга при проведении тех или иных работ на согласованных смежных полосах территорий (межах).

Плату нужно требовать тогда, когда договорённости об использовании части участка, выходят за рамки устного разрешения и приобретают правомочность, оформленную соглашением сторон или односторонним решением, с приложением судебного постановления.

При составлении соглашения, сумма установленной оплаты определяется сразу и вносится в условия соглашения.

При , сумма оплаты определяется сразу после принятия решения судом, на основании исковых требований и признанных судом нормативов. Плата за обременённость сервитутом всегда взымается в пользу собственника участка .

Различия в оценке частного и публичного сервитута

В соответствии с п.5 ст.274 ГК РФ и п.6 ст.23 ЗК РФ, имеет право требовать плату, но при этом назначенная плата должна быть соразмерной причинённым неудобствам .

Понятие причинённого неудобства является математической величиной и подлежит вычислению в соответствии с имеющимися методологическими положениями. При взаимодействии частных лиц, право требования может быть инициировано исключительно со стороны собственника .

В отличие, от , значительно сложнее поддаётся удовлетворению требований об оплате. В соответствии с п.6 ст.23 ЗК РФ, требование соразмерной платы уместно лишь в тех случаях, когда ограничение собственника в пользовании собственным участком сталкивается с существенными затруднениями.

Таким образом, при проведении изыскательских работ или проведении через участок линейных объектов, стоимость сервитута может быть отрицательной , так как по окончании работ землевладелец не понёс никаких убытков.

Понятие соразмерности является ключевым требованием к объективному подходу и расчёту стоимости в соответствии с методическими требованиями, утверждёнными Росземкадастром.

Подсудность установления и оценки возникает тогда, когда стороны не смогли договориться по взаимному согласию.

Как правило, иск возбуждает сторона, которую не допускают к проведению работ на чужом участке , с обоснованием реальной необходимости использования земель.

Судом учитываются все возможности по снижению доставляемых неудобств по обложению землепользователя ограничением. Суд учитывает и возможности за право пользования участком.

Если стороны не пришли к единому мнению или представили на рассмотрение суда противоречивые сведения, исходящие исключительно из личных интересов, суд имеет право назначить проведение экспертизы по нанесению имущественного ущерба . В этом случае, решением экспертной комиссии будет установлен масштаб пользования и условия его оплаты .

Предоставленная для исчисления стоимости информация, должна отражать реальное положение вещей и быть истинной . В обратном случае, собственник участка может предстать перед судом в качестве ответчика.

Порядок определения платы по соглашению

Если обременение устанавливается по взаимному соглашению на короткий срок – землевладелец вправе установить разумную стоимость услуги по своему усмотрению. Если другая сторона сочтёт его требования завышенными, то для определения стоимости сервитута может использоваться принцип утраты части прав пользования в соответствии с обременением .

Соответственно, расчёт стоимости производится на основании общей рыночной стоимости 1 кв.метра земли в соответствующем районе, регионе, населённом пункте и т.п.

Далее учитывается степень обременённости и размер убытков , в соответствии с размером обременённости. Степень обременённости зависит от масштабов работ, проводимых на участке и размера части участка, который отчуждается от собственника в пользу лица, установившего сервитут.

По имеющимся данным, степень обременения может варьироваться от 0 % (ничтожное обременение) – до 100 %, когда собственник практически не имеет возможности пользоваться участком и ему приходится защищать собственные права в судебном порядке.

Обычно, при установлении публичного сервитута на полный участок собственника, вопрос его имущественных прав решается в административном порядке – путём замены или выкупа земель .

Расчёт стоимости

Для того, чтобы произвести расчёты, в первую очередь необходимо вычислить базовую величину понесённых владельцем убытков . Она заключается в сопоставлении:

  • рыночной стоимости 1 кв.м земли;
  • общего объёма земли, отчуждённой от собственника, установлением сервитута, и измеряемой в процентном соотношении к общему объёму участка.

Высчитав рыночную стоимость участка, подлежащего обременению сервитутом, определяют её полную стоимость по праву , но учитывают предел пользования сроком в 49 лет.

Затем, из стоимости обременённого участка, высчитывают срок установленного обременения :

  • 49 лет = 100 % стоимости;
  • срок установления сервитута = х % стоимости.

Решив уравнение, можно получить базовую стоимость убытков , понесённых собственником. Далее, по методикам Росземкадастра, добавляются другие ставки расчёта стоимости.

К ним относится упущенная выгода и реальный ущерб . Упущенная выгода высчитывается как среднестатистическая единица получаемой от участка выгоды (пользы) – путём дисконтирования денежного потока.

Для этого проводится анализ притока и оттока денежных средств , путём сравнения разных статусов участка: при отсутствии обременения и с обременением сервитутом.

Реальный ущерб определяется разницей рыночной стоимости земель без обременения и с обременением сервитутом.

Общая оценка стоимости составляет сумму следующих величин:

  • размер реального ущерба, которого не могло быть, при условии отсутствия обременения и который возник исключительно на его основе;
  • сумма утраченной выгоды, которая могла быть получена без установления сервитута;
  • реально понесённые убытки в результате ограничения пользованием (по приведённому выше расчёту).

После определения общей стоимости сервитута, стороны договариваются (следуют решению суда) о способах оплаты . По договорённости сторон, собственник может получить всю сумму положенных выплат:

  • за один раз;
  • несколькими частями в оговорённый срок;
  • в качестве помесячной или поквартальной оплаты.

Но при условии получения всей суммы задолго до завершения сроков действия обременения, могут возникнуть некоторые проблемы.

Если работы будут закончены досрочно, то отмена сервитута будет затруднена из-за проведённых взаиморасчётов и может быть чревата новыми судебными разбирательствами. Если же размер ущерба превысит сумму выплат на определённый срок – могут возникнуть аналогичные, проблемы.

Поэтому предусмотрена возможность изменения оплаты и переоценка стоимости сервитута , как по согласию сторон, так и по решению суда.

Итоги

При составлении документа об оценке необходимо оформить его надлежащим образом , с использованием данных из записей кадастрового учёта и с учётом всех имущественных объектов, которые расположены на участке собственника, и в особенности – если они попадают в зону обременения.

Оценка сервитута составляется по образцу договора и включает в себя сведения о сторонах, заключивших соглашение об оплате компенсации за обременение и ограничение пользования участком.

Также в документе должно быть оговорено положение о том, что соответствующая оценка установлена на определённую дату (дату составления) и имеет право на пересмотр обозначенных условий. Впоследствии, при существенном изменении условий рынка, возможна переоценка и переоформление соглашения .

Земельным сервитутом являются права граждан временно, с ограниченным сроком, или же на бессрочном основании использовать чужую территорию для определённых целей, которые строго ограничены и зафиксированы в соглашении и нормативно-правовых актах. Он может быть как частным, так и публичным, не имеющим в перечне конкретных имён и фамилий. При этом собственнику земли предусматривается определённая плата за пользование его имуществом. Для этих целей, чтобы определить сумму, и нужна специально разработанная методика правильной оценки сервитута.

Следует понимать, что любой сервитут – это, по сути, обременение для владельца объекта, а также для самого объекта. Соответственно в результате этого владелец может понести прямые убытки или упустить финансовую выгоду в какой-либо области. Поскольку это происходит вовсе не по его вине, все потери по закону должны быть компенсированы соразмерно понесённым потерям, к которым, помимо прочего, относится и ограничение по личному использованию территории.

На законодательном уровне оценка стоимости использования участка по соглашению сервитута сумма убытка должна быть соразмерной утратам. Именно поэтому для всех сторон важно достоверно провести оценку.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно!

Что это значит

Сервитуты накладывают ограничения на земельные участки, при этом не лишая собственника прав владения имуществом. Он и далее вправе самостоятельно им распоряжаться. Тем не менее необходимость в соглашении чаще всего возникает, когда:


В интересах землевладельца тщательно контролировать отчёты оценки, поскольку его права будут ущемлены некоторое определённое время или вовсе бессрочно, а это, так или иначе, но будет представлять неудобство. Если стоимость сервитута была определена, по его мнению, неправильно, слишком занижена, в его праве требовать пересмотр компенсации, включая обращение в вышестоящие структуры и суд.

Ссылаясь на действующие нормы в Земельном кодексе Российской Федерации, соглашение о сервитуте заключается одним из двух способов:

  • В добровольном порядке между землевладельцами;
  • По судебному решению или в соответствии с правовыми нормами на уровне местной администрации.

При этом, если речь идёт о прокладывании инженерной сети, такое соглашение должно проходить государственную регистрацию.

Законодательные нюансы оценка сервитута

Если заглянуть в Гражданский кодекс, в первую очередь стоит обратить внимание на статью 209. Именно ею регламентируется, что владелец после подписания договора свои права собственности не теряет и может точно так же, как и ранее, пользоваться своим имуществом. Одновременно с этим владелец может делать со своим объектом что угодно, не противореча закону и не нарушая права других лиц, в том числе и отчуждать имущество третьим лицам. Это может быть продажа, обмен, дарение, раздел, объединение с другим участком, передача в залог, накладывание прочих обременений и так далее.

Заглянув же в 274 статью Гражданского кодекса, находим отражение прав собственника требовать компенсации по оценке сервитута. Согласно отчёту, требовать платы можно не только с владельцев соседних территорий, но также со сторонних лиц, которые будут пользоваться чужим имуществом. Кроме того, плательщиком может стать и местная администрация.

Чтобы определить соразмерную плату по оценке сервитута, проводится соответствующая экспертиза по утверждённым правительством методикам. На примере ниже в статье можно посмотреть, как именно происходит определение и как может выглядеть отчёт об оценке.

Что будет учитываться

В результате определения ценности земельных участков по сервитуту, сумма соразмерной выплаты бывает единовременная или периодическая. При этом суть единовременной заключается в том, что её размер должен быть эквивалентен размеру соразмерной оплаты на условиях периодических выплат. То есть, сумма одна и та же, но способ компенсации разный.

Методы определения данной суммы включают в себя четыре ключевых фактора, а именно:

Оценщики определяют дискретные диапазоны изменений этих факторов от нуля до ста процентов. При этом каждый шаг данной методики равен двадцати пяти процентам. Размер единовременных выплат находится в соотношении с суммой периодических за срок в сорок девять лет. Этот временной промежуток обусловлен тем, что именно данный срок максимально приближен к реальному значению в столь сложном процессе. Сама же оценка сервитута земельного участка и примерный отчёт по ней находятся в компетенции независимого оценщика.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Как выглядит пример в расчётах

Примерная таблица отчётов по экспертизе упомянутым выше методом выглядит следующим образом:

Показатели убытка Низко Умеренно Средне Повышено Высоко
0% 25% 50% 75% 100%
Часть площади, охваченная сервитутом Незначительно в отношении общего размера площади Меньше половины всей площади недвижимого объекта Почти половина всей площади недвижимого объекта Больше, чем половина, выше среднего от всей территории Почти вся площадь или полностью вся
Уровень ограничения Малая, почти без ограничения к эксплуатации собственником Меньше среднего, наличие незначительных препятствий к использованию объекта владельцем Владельцу невозможно пользоваться недвижимостью так же, как было прежде, до соглашения о сервитуте, но есть возможность пользоваться землёй иначе Наличие значительных препятствий к эксплуатации территории Почти полностью или полностью потеряна возможность использовать земельный участок
Интенсивное использование Обременения возникают очень редко Обременения возникают из-за сервитута довольно нечасто Использование сервитута по уровню средней степени интенсивности Обременения возникают довольно часто из-за сервитута Сервитутом пользуются постоянно

Что также высчитывается

Так как выше упоминалось, что факторов проведения экспертизы четыре, ниже представлен последний, вместе с подведёнными итогами результатов отчёта:

Показатели убытка Низко Умеренно Средне Повышено Высоко
0% 25% 50% 75% 100%
Влияние на распоряжение землёй Почти не создаются обременения для заключения любого вида сделок. На рынке недвижимости данный сервитут на объекте чем-то значительным не считается Рынок недвижимости воспринимает данный сервитут, как незначительное обременение Имеет непосредственное влияние на распоряжение объектом недвижимости На рынке недвижимости соглашение о данном сервитуте воспринимают, как наличие существенного обременения Обременение непосредственно препятствует заключению каких-либо сделок, на рынке это воспринимается значительным негативным фактором
Количество наблюдений 2 1 1 0 0
Подведение итогов 0% 25% 50% 0% 0%
Итого 75%
Сумма факторов 4
Доля стоимости на убыток из-за сервитута 18,75%

Рассматривая эти примерные данные отчёта, можно подвести итог, что на каждый уровень риска значение обозначенного уровня нужно умножить. Сумма значений части убытка по причине сервитута является средневзвешенной в зависимости от числа факторов.

Реальный ущерб

Реальный ущерб на земельном участке, причинённый вследствие сервитута владельцам объектов незавершённого строительства, если права этих владельцев ограничены, будет определён в значении разницы между показателем рыночной цены территории и недвижимого недостроенного объекта без наличия ограничений с той же ценой, но с наличием обременений.

Реальный ущерб, причинённый собственнику застроенного участка, если права ограничены сервитутом, определяют значением разницы аналогично описанному выше. Потери, нанесённые владельцу незастроенной или застроенной территории именно по причине сервитута, если он временный, высчитывается исходя из расхода, ориентированного на прибыль, произведённого владельцем объекта до соглашения, а также затрат, понесённых для улучшения участка, которые из-за наличия сервитута невозможно реализовать совсем или частично. При этом под улучшениями имеется в виду возведение сооружений, зданий, объектов инженерно-технических систем и антропогенные воздействия, направленные на улучшение качества грунта.

Если по причине установления сервитута на землю ухудшилось качество грунта, компенсацию следует определить по размеру затрат владельца на восстановление.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Упущенная выгода

Упущенной выгодой по причине сервитутов называют прибыль, которую владелец территории мог получить в обычной сфере гражданского оборота без нарушения его прав. Рассчитывается упущенная выгода на земельные участки посредством дисконтирования планированной неполученной прибыли за срок восстановления производства.

Прибылью владельца земельного участка, который ограничен сервитутом, служит разница между значением за конкретный временной период от денежных поступлений к финансовым выплатам. Основным признаком для определения соразмерности условий земельной эксплуатации могут служить характер и объём правовых полномочий владельца объекта, обременённого наличием сервитута, размер и форма выгоды, риски и потраченное время, за которое мог бы быть получен определённый доход. Период на восстановление производственного процесса определяется оценщиком в соответствии со строительными нормами и правилами, действующими на тот момент, проектами по организации строительства, в которых установлены все важные сроки, бизнес-планами.

Определяя величину финансового потока, который собственник земли имел бы в обычных условиях, без сервитута, учитывается анализ ситуации на рынке, насколько типичны условия его функционирования и наличие воздействия непредвиденных ситуаций, именуемых непреодолимой силой.

Поэтапный процесс

Оценка реального сервитута процедура довольно сложная. В базовом расчёте используется формула:

Размер рыночной стоимости за один метр квадратный земли х Общую площадь передаваемой под сервитут территории в процентном соотношении к общей площади территории.

Однако для дальнейших расчётов всё намного сложнее и зависит от массы индивидуальных факторов. При этом этапы самой процедуры включают в себя:

Когда все составляющие определены, осуществляются подсчёты компенсации в общей сложности. Данное финансовое обязательство будет возложено на того, кто инициировал сервитут. При этом, если речь идёт о временном обременении, владелец территории вправе самостоятельно решить, какой будет размер компенсации, например, заключив с третьим лицом договор аренды. Но такая форма взаимоотношений возможна лишь между частными лицами.

Сам же оценочный отчёт имеет структуру из пяти разделов, в которые входят общие характеристики документа с информацией о сторонах, наименования используемых стандартов, действующих на территории Российской Федерации, используемые для расчётов методы, информация по объекту оценки (площадь, для чего обременяется, на какой срок) и заключение экспертизы. Бумага носит официальный характер, может служить доказательной базой в суде при необходимости, поэтому важно проследить, чтобы на ней были проставлены подпись ответственного оценщика и руководителя организации, к которой он относится, вместе с печатью данной организации.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Арендуя квартиру, мы должны за это платить, и это кажется правильным. Так почему при оформлении сервитута многие возмущаются, что им положено оплачивать его? По сути, сервитут вторгается на чужую территорию и устанавливает там свои правила. Конечно, в большинстве случаев это временно, но владельцу данной территории рассматриваемый факт приносит немало неудобств. Логично, что за это полагается вносить плату, чтобы компенсировать убытки и моральный ущерб, если такой будет.

Этот вопрос регламентирован, но даже несмотря на это, иногда оплаты приходится добиваться. Помните, тот, чьим участком земли вы пользуетесь, является вашим соседом, а они, как известно, иногда ближе родственников. Вам ещё здесь жить, потому не стоит портить отношения с человеком, способным превратить вашу жизнь в ад при достаточном желании и хорошей мотивации. Кроме того, сумма расчёта всегда справедлива, потому что берётся не по желанию сторон, а используя определённые расчёты, которые показывают точные и справедливые суммы. Потому никто не окажется в качестве обиженной стороны.

Как установить плату за сервитут

Устанавливать размер денежного вознаграждения за то, что один сосед может хозяйничать на участке другого, довольно просто. Для этого есть своя процедура, предусмотренная в законе. Но следует учитывать, что каждая ситуация индивидуальна, потому выстроить общий алгоритм практически невозможно, как и указать чёткие рамки, что́ должно учитываться при работе с сервитутом, а что́ можно проигнорировать.

Сумма оговаривается между сторонами сделки, и если она всех устраивает, то её размер должен быть вписан в текст договора. Если договор уже подписан, и сделка уже вступила в силу, но человек, на чьём участке начались определённые работы, видит, что без компенсации здесь не обойтись, он может потребовать заключить дополнительное соглашение.

Если же вопрос платы за сервитут на земельный участок все же рассматривался в основном договоре, то он должен отвечать следующим требованиям:

Кроме того, в тексте могут использоваться существенные для конкретной ситуации нюансы. А вот в случае с дополнительным соглашением, делая расчёт стоимости сервитута на земельный участок, надо учитывать следующие параметры:

  • Срок, на протяжении которого будет работать обременение на землю, и цель, с которой эти обременения вообще были наложены;
  • Какая степень обременения, и насколько сильно оно влияет на возможность пользоваться своей землёй соседу, который вынужден терпеть неудобства в пользу владельца соседнего участка;
  • Общая цена сервитута. Она должна быть определена с помощью специальной экспертизы, которая устанавливает обременения, и просчитывает, какую компенсацию за него должна получить пострадавшая сторона.

Чтобы каждому из участников сделки было более или менее понятно, сколько и когда им платить, можно составить специальный график. Это довольно удобно.

Отличия между ценой публичного и частного сервитута

Как вы, наверное, в курсе, существует два вида сервитута, расчёт стоимости которых надо вести немного по-разному. Это связано с их спецификой, ведь частный сервитут оформляется между обычными людьми, тогда как публичный сервитут устанавливается исключительно при помощи суда или органа власти. Например, если нужно убрать какую-то постройку, мешающую доступу к дороге или т.п. Дом снесут, а что останется его владельцу, которому ещё и двор перелопатят, чтобы провести дорогу? Конечно, ему полагается немалая компенсация, чтобы купить новое жильё.

Проще говоря, частный сервитут может быть составлен просто по согласию сторон, а в случае публичного сервитута земельного участка потребуются более радикальные методы, которые уже были названы.

Понятное дело, что цена такой сделки зависит от громадного количества обстоятельств:

  • Цена рассчитывается в зависимости от рыночной стоимости участка, на который ложится обременение;
  • Учитываются неудобства, которые приносит владельцу земли сервитут.
  • Владелец не может в самопроизвольном порядке завышать указанную рыночную стоимость, если с этим несогласны его оппоненты.

Но даже если сделаны все расчёты, не факт, что получится получить соразмерную компенсацию. Особенно это касается публичного сервитута. Стоимостью этих сервитутов занимаются в суде или это делают органы власти, а они, как известно, не отличаются особой щедростью. А вот от частного лица за пользование земельными участками довольно часто владельцы получают соразмерную компенсацию.

Даже в плане того, куда обращаться, чтобы получить свои деньги, есть отличия. Понятно, что писать надо тому, кто использует земельные участки, а это значит, что в случае с публичным типом обременения надо написать в орган, установивший сервитут. Зачастую – это местная администрация. А вот частный тип обременений предполагает, что вопрос по поводу оплаты будет направлен другому частному лицу. Тем более что его нетрудно найти, ведь он ваш сосед.

Как рассчитать цену на сервитуты

Как мы уже разобрались, владелец недвижимости, на которую возложено обременение со стороны частного лица или государственного органа, может требовать финансовой компенсации за неудобства и ущерб, что он понесёт в процессе. Вопрос компенсации был рассмотрен в двадцать третьей статье ЗК РФ, а также восемнадцатой статье ФЗ № 43 от 5 апреля 2013 года.

В этих же документах указывается, как именно будет происходить расчёт стоимости сервитута, ведь финансовые стороны вопроса интересуют людей даже больше, чем сами работы и неудобства, которые с ними связаны. Дело в том, что компенсация должна быть соразмерна ущербу, вот только на практике так бывает очень редко. Тем не менее давайте уточним, как именно надо рассчитывать нюансы, чтобы получить максимально объективную сумму:

В данном случае надо сохранять фактор объективности. Конечно, когда есть такая возможность, всем хочется получить побольше денег, но соразмерность расчётов и причинённого ущерба являются решающим фактором. Например, отдавая сельскохозяйственный участок под сервитут, учитывается всего два из перечисленных выше факторов:

  • Реальный ущерб;
  • Сумма упущенной выгоды, что должна покрывать стоимость сервитута, из-за которого эта выгода и была потеряна. Например, если речь идёт о части огорода, с которого мог быть собран урожай, но не был, так как его оккупировал сосед, чтобы провести водопровод.

По сути, расчёт проводится в виде уравнения. Цена одного квадратного метра земли умножается на общую площадь территории под сервитутом и определяется, какой процент участка будет использован. Но это только предварительные расчёты.

Порядок внесения платы за сервитут

Когда с расчётами покончено, надо уточнить, как будет проходить оплата. Стороны могут договориться сами либо последовать решению суда, если не смогли прийти к компромиссу самостоятельно. Чаще всего выплаты осуществляются несколькими способами в зависимости от удобства и интересов сторон сделки:

  • Ежемесячно;
  • Каждый квартал;
  • Один раз, но в полном размере.

Существует возможность, что работы будут окончены до того, как выйдет срок действия обременения на землю. Именно потому существует возможность пересмотра суммы, которую указывают в договоре. Если полную сумму разделить по времени, она может не быть выплачена в полном размере, и тогда надо будет доплачивать.

Момент с порядком внесения денег в оплату работы с сервитутом указывают в договоре. Зачастую используют следующие вариации оплаты пользования землёй:

  • Единовременный платёж, который вносят в начале эксплуатации. Но если выберете этот способ, надо быть внимательным, потому что можно как перестараться с деньгами, так и недоплатить. Тем самым нередки случаи, когда приходится доплачивать. Просто со временем оказывается, что ущерб, который терпит сосед, вырос больше той суммы, что уже выплачена. Хотя работы участку могут принести меньше ущерба, и тогда владельцу территории придётся вернуть часть денег.
  • Ежемесячными платежами. В этом плане выплаты более объективны, потому что деньги поступают на счёт на протяжении всего срока, пока используется сервитут. То есть переплатить очень трудно.

Можно ли изменить цену сервитута

Как уже говорилось, сервитут не имеет какой-то чёткой цены. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально и может меняться в зависимости от обстоятельств. Кроме того, действие данного обременения имеет какой-то срок, который тоже не всегда удаётся соблюдать. Хотя существуют бессрочные сервитуты, платежи за которые рассчитать уже гораздо проще, так как у нас есть хотя бы одна относительно стабильная величина, от которой можно отталкиваться при расчётах.

Но если это не ваш случай, можно воспользоваться возможностью пересмотреть плату за чужое земельное хозяйство. Рассматривать эти нюансы требуется в суде, который рассудит, на какие именно компенсации может рассчитывать каждая из сторон. Но переоценку стоимости земельного участка можно провести самостоятельно, указав новые условия в дополнительном соглашении.

Кроме того, сервитут может быть бесплатным. То есть человек разрешает своему соседу безвозмездно использовать участок земли. Но в случае нанесения какого-то ущерба, предварительный договор должен быть аннулирован, а виноватая в разрушениях сторона будет выплачивать компенсацию, после проведения расчёта. Если кто-то из сторон не хочет менять условия сделки, то придётся разбираться в рамках судебного процесса, подав иск после оплаты госпошлины.

Как платить налоги

Заключая соглашение по обременению, должна быть уплачена госпошлина за регистрацию данной бумаги. Но это далеко не единственный налог, который надо будет заплатить. Но кто его должен платить? Как правило, деньги выплачивает как сторона, которая заинтересована в сервитуте, так и владелец участка, где лежит данное ограничение.

После регистрации платится два вида налогов :

  • На услугу;
  • На доход.

Кроме того, в российском законодательстве предусматриваются такие типы налогообложения, после того как будет оформлен договор:

  • Стандартный. Облагается прибыль, которая остаётся после всех расходов. Но поскольку в случае с сервитутом прибыли практически нет, и она рассчитывается соразмерной расходам и очень редко превышает их, то оплата налогов после того, как будет проведена регистрация сделки, окажется минимальной, если налог вообще придётся платить;
  • Упрощённый. Это закрытая схема оплаты сервитута, потому пользоваться ею не так просто. Но она популярна и удобна, потому упрощённый налог пользуется спросом.

Тем не менее, налоги надо платить. Иначе будет судебное разбирательство не только между сторонами сделки, но и с налоговой инспекцией. Исходя из чего придётся платить не только госпошлину за суды, но и штраф.